Художественная литература — бесценный источник мудрости, сильнейшее средство для развития речи, а также интеллектуального, эстетического и духовного обогащения личности ребёнка. Художественное слово питает эмоции малыша, стимулирует воображение, развивает образное мировосприятие, воспитывает речевую культуру. Чтение рассказов и сказок пробуждает искренний интерес к чувствам и переживаниям главных героев, учит понимать мотивы их поступков, воспринимать сюжетную фабулу. Совместные усилия родителей и педагогов помогут открыть малышам старшей группы волшебный мир литературных приключений и сказочных чудес.
Организация занятий по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада
Старшие дошкольники в силу накопленного жизненного опыта способны тоньше воспринимать образную речь автора, более глубоко осознавать смысл произведения, анализировать характеры главных персонажей. Всё это пробуждает подлинный интерес к книгам, желание познавать новые литературные сюжеты.
Привейте человеку вкус к чтению и дайте возможность читать, и Вы неизбежно сделаете его счастливым…
Джон Хершел
Цели и задачи занятий
Цели занятий чтением в старшей группе:
- становление у ребёнка подлинного интереса к книге и внутренней потребности в чтении художественной литературы,
- воспитание грамотного и чуткого читателя.
Образовательные задачи:
- расширять кругозор, формировать целостную картину мира,
- учить слушать стихотворения, рассказы, сказки, эмоционально воспринимать, а также понимать содержание произведения,
- учить анализировать причины поступков главных героев, видеть скрытые контексты, побуждать рассказывать о своём понимании характеров персонажей,
- развивать навыки выразительного чтения стихов, помогать участвовать в ролевых театрализованных играх и инсценировках,
- подготовить к всестороннему литературному образованию, организовать первичное знакомство с иллюстрированной книгой, народным творчеством, познакомить с информацией о жанрах произведений, писателях и поэтах.
Развивающие задачи:
- эстетическое и нравственное развитие личности ребёнка,
- формирование и развитие грамотной литературной речи.
Воспитательные задачи:
- воспитывать способность к эмоциональному восприятию произведений литературы,
- способствовать формированию литературно-художественного вкуса.
Педагогические приёмы работы с художественными произведениями
При обучении чтением используются наглядные, словесные и игровые приёмы. Среди наглядных наиболее популярны:
- знакомство с автором произведения (демонстрация портрета писателя),
- рассматривание и сравнительное описание книжных иллюстраций,
- демонстрация и обсуждение тематических презентаций, слайд шоу, видеофильмов, посвящённых тому или другому произведению (это приём желательно использовать после чтения книги),
- детский рисунок, как способ передачи впечатлений от услышанной сказки или рассказа.
Словесные приёмы разнообразны и рассчитаны как на работу со всем текстом, так и его частями и даже отдельными словами. Сюда входит:
- выразительное чтение по книге или наизусть, ориентированное на закрепление умения слушать, слышать, воспринимать содержание произведения,
- рассказывание с элементами свободной импровизации (замена слов, их перестановка),
- беседа, которая выстраивается вокруг вопросов, позволяющих определить жанр, сюжет, главную идею произведения, средства художественной выразительности,
- выборочное чтение ключевых фрагментов текста книги, что усиливает эмоциональность восприятия и активизирует внимание детей,
- пояснение значения незнакомых слов:
- замена синонимом в процессе чтения, например, «венец — корона», «лукавый — хитрый», знакомство с новыми словами во время демонстрации картинок,
- обсуждение неизвестных оборотов и словосочетаний во время вводной беседы.
- творческие задания на придумывание сюжета, продолжения рассказа, подбор рифмы, сравнительных описаний, эпитетов.
Как игровые приёмы используются всевозможные игры и инсценировки (при условии отличного знания детьми текста произведения):
- костюмированная постановка с участием детей,
- театральные постановки и игры (настольные, кукольные),
- дидактические литературные игры и викторины.
Викторина «Узнай сказку» с использованием мультимедийной презентации (картинка появляется на экране, если дети правильно ответили на вопросы и назвали сказку).
- В этой сказке дед вырастил урожай, да вот вытащить из земли не мог. Тянул, тянул, да не вытянул. На помощь ему пришли бабка, внучка, Жучка, кошка. Кого я забыла назвать? Что же они вытащили? Вы узнали эту сказку?
- В следующей сказке жили старик со старухою, а ещё звери лесные (зайчик, лиса, волк), которые встречают нашего главного героя. Лиса его съела. Кого же съела лиса? Как он оказался в лесу? Кого из зверей я забыла назвать?
- Герои сказки нашли в лесу уютный домик и поселились в нём, но для кого-то домик оказался слишком мал. Он решил жить на крыше, взгромоздился на домик и развалил его. Кто это был? Назовите всех, кто жил в домике. Как называется сказка?
- Кто-то хитростью да обманом занял домик зайчика. Медведь, волк, собачка хотели прогнать незваную гостью, но не смогли. А кто смог? Кто помог зайчику и освободил избушку? Как называется сказка?
- Остались козлята в доме одни. Ослушались маминого наказа не открывать никому дверь. Сколько было козлят? Кому и как удалось их обмануть?
- А в этой сказочной истории мать и отец уехали по делам, оставили дочку и сына дома одних. Старшей сестрице поручили присматривать за маленьким братиком. Девочка заигралась с подругами, просьбу батюшки да матушки забыла, а братика злые птицы унесли к Бабе-Яге. Что за птицы украли мальчика? Какие испытания довелось пройти девочке в поиске брата? Кто ей помог?
- Дед да баба вылепили снежную девочку. Что произошло с ней дальше? Как зовут главную героиню?
Формы работы, используемые при обучении чтению
Чтобы привить дошкольникам стойкий интерес к чтению, следует ввести в постоянную практику такие формы работы:
- ежедневное чтение различных по жанру произведений,
- самостоятельное знакомство детей с книгой в специально оборудованном литературном уголке,
- организованные плановые занятия,
- непринуждённое общение педагога с детьми на основе художественной литературы во время игр, прогулок, занятий другими видами деятельности,
- плодотворное сотрудничество с родителями, популяризация домашнего чтения:
- консультационная работа по поводу оптимального выбора литературы для чтения с учётом возрастных особенностей детей,
- участие родителей в оформлении книжных выставок, викторин, литературных праздников,
- оформление информационных стендов и книжек-передвижек,
- проведение открытых занятий для родителей.
Книжный уголок
Уголок художественной литературы, как правило, присутствует во всех группах детского сада. Основная цель — усилить интерес к книге, создать особое уютное, уединённое место, где малыши могут спокойно и сосредоточенно пообщаться с книгой, с удовольствием полистать её страницы, внимательно рассмотреть иллюстрации, вспомнить волнительные эпизоды, «прожить» вместе с полюбившимися героями их историю.
Правила оформления уголка книги:
- Располагается вдали от шумной и динамичной игровой зоны, создавая условия для вдумчивого неторопливого времяпрепровождения.
- Присутствует правильное дневное освещение (вблизи окна) и вечернее (локальное электрическое).
- Оформляется с помощью полочек или столов.
- Книги подбираются в соответствии с возрастными особенностями детей.
Диапазон интересов старших дошкольников расширяется, поэтому книжная выставка может включать десять-двенадцать книг, предоставляя возможность каждому ребёнку индивидуально подобрать интересующую его книгу. Обязательно нужно ознакомить детей с правилами:
- брать книги чистыми руками,
- перелистывать осторожно,
- не рвать, не мять,
- не использовать для игр,
- после того как посмотрел, всегда класть книгу на место.
Тематическая книжная выставка
Тематические выставки книг обычно посвящаются вопросам, вызывающим познавательный интерес у детей, а также юбилеям писателей или праздничным датам. Тема должна быть значимой, продолжительностью не более недели, поскольку заинтересованность и внимание детей в дальнейшем к демонстрируемым книгам будут снижаться.
Идеи для мотивирующего начала занятия
Пробудить познавательный интерес детей к литературным произведениям — первоочередная задача воспитателя. Вдумчивый подход к организации занятия, комплексная предварительная подготовка создадут неформальную, живую обстановку, повысят работоспособность и эмоциональную отдачу детей.
Для активизации внимания своих воспитанников педагог может использовать увлекательную беседу, стихотворения, загадки, дидактические игры, элементы костюмированного представления, демонстрацию иллюстраций, прослушивание отрывка музыкального произведения, просмотр мультимедийных презентаций, видео или мультипликационных фильмов.
- Интересный вариант начала — появление сказочного героя, который вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие. Например,в группу входит Буратино и делится с детьми своей проблемой: «Меня пригласил в гости в сказочный лес медведь из сказки «Маша и медведь». Я очень люблю чай с пирогами, но боюсь сам путешествовать через таинственный лес. Ребята, прошу вас помочь мне найти дорогу к дому мишки».
- С детьми старшей группы можно проводить короткие вводные беседы по знакомым произведениям (6–8 вопросов). Например, к теме «Русские народные сказки» будет уместна такая беседа:
- Какие сказки вы знаете?
- Кто придумывал эти сказки?
- Какие животные являются героями сказок?
- В каких сказках встречается медведь? («Маша и медведь», «Три медведя», «Теремок»)
- Героями каких сказок стали зайчик, лисичка, волк?
- Увлечёт детей и рассказ, который знакомит с личностью автора любимого произведения. Например, о П. П. Бажове, создателе сказки «Серебряное копытце», можно рассказать так:
Ребята, сегодня я познакомлю вас с автором, который так любил народные сказки, что и свои придуманные истории называл сказками. Что же такое сказка? Это стародавнее легендарное сказание, которое и уст в уста передавалось от дедов-прадедов, к внукам-правнукам. В сказке реальная жизнь и волшебство чудесным образом переплетаются, рядом с земными героями действуют сверхъестественные силы, которые могут быть добрыми помощниками, а могут проявиться как злые силы. Вот такие сказки придумывал Павел Петрович Бажов.
Родился П. П. Бажов в семье горнозаводчика около ста сорока лет назад. Завод тот находился на далёком Урале, под городом Екатеринбургом. Мальчик учился в духовной семинарии, где повстречался ему замечательный учитель словесности, который научил своих учеников понимать, ценить и любить художественную литературу. Бажов с удовольствием учил на память стихотворения, уже в девять лет мог рассказывать наизусть целые подборки стихов любимых поэтов.
Повзрослев, Бажов пошёл по стопам своего учителя и стал преподавать детям русский язык, во время Гражданской войны воевал в Красной армии, а после стал журналистом. С молодых лет Бажов увлекался народными сказаниями, бережно собирал произведения фольклора. Народными преданиями «дышат» все его произведения, собранные в книгу «Малахитовая шкатулка». - Дидактическая игра как мотивирующий приём будет уместна в том случае, если она не слишком объёмна и будет проведена в быстром темпе, иначе её нужно переместить в основную часть занятия.
Дидактическая игра «Вспомни рассказ» (по произведениям Н. Н. Носова). Педагог предлагает рассмотреть картинки с нарисованными предметами: огурцы на огороде, лопата, телефон, кастрюля с кашей, шляпа, штаны с заплаткой. Ребятам нужно вспомнить название соответствующих рассказов любимого детского автора («Огурцы», «Огородники», «Телефон», «Мишкина каша», «Живая шляпа», «Заплатка»).
Фотогалерея: дидактическая игра по произведениям Н. Н. Носова
Задание на установление правильной последовательности событий
Правильная последовательность
Вопросы на знание текста
Выбери подходящюю последовательность
Необходимо правильно соединить слова и картинки
Таблица: картотека загадок на сказочную тематику
Красна девица грустна, Ей не нравится весна. Ей на солнце тяжко, Слезы льёт бедняжка. (Снегурочка) Летела стрела и попала в болото, Посадил её дед в поле Все загадки отгадали и героев всех назвали. Ах ты, Петя, простота, Нет ни речки, ни пруда, Возле леса, на опушке
| В небесах и на земле скачет баба на метле, Страшная, злая, кто она такая? (Баба-Яга) Всех на свете он добрей Бабушка девочку очень любила. На сметане мешен. У отца был мальчик странный, Скорей бы приблизился вечер, По тропе шагая бодро, Носик круглый, пятачком,
|
Планируем занятия по чтению художественной литературы в старшей группе детского сада
Продолжительность занятия увеличивается по сравнению со средней группой на пять минут и теперь составляет 25 минут.
Занятия традиционно проводится один раз в неделю, однако не стоит ограничиваться узкими временными рамками перспективного планирования учебной деятельности. Ежедневное свободное чтение, игровые литературные ситуации и беседы во время прогулки или спонтанные творческие игры вне организованных занятий помогут приобщить детей к миру художественной литературы.
Временной план и виды занятий
Структура занятия:
- Организационная часть — мотивирующее начало занятия, вводная беседа (3–5 минут).
- Основная — чтение произведения (15–20 минут).
- Заключительная — итоговая аналитическая беседа педагога с детьми. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и самостоятельно рассказывать о своём восприятии содержания произведения, давать оценку характерам и поступкам главных героев (3–5 минут).
Виды занятий:
- Целевое чтение одного произведения.
- Комплексное чтение нескольких уже знакомых и новых произведений разных жанров, объединённых одной тематикой (Новый год, приход весны, лесные животные и т. д.).
- Объединение произведений, которые представляют разные виды искусства:
- знакомство с книгой в сочетании с просмотром иллюстраций, слайд, кинофильмов, мультфильмов,
- художественная литература и фоновое звучание музыкального произведения,
- чтение с использованием театральной импровизации (куклы, игрушки, картонные фигурки).
- Чтение как структурная часть занятия по развитию речи.
Методика проведения занятий
Выбор произведения осуществляется в соответствии с такими критериями:
- возрастные и психологические и особенности восприятия,
- простота и доступность стиля и композиционного решения, степень увлекательности сюжета,
- ценность с точки зрения художественного мастерства и воспитательного эффекта,
- соответствие программным требованиям и педагогическим задачам.
Чтение может предварять краткая вводная беседа ознакомительного характера, включающая небольшой рассказ о личности писателя, упоминание других произведений этого автора, с которыми дети познакомились ранее. Далее необходимо озвучить жанр произведения. Заинтересованность и эмоциональную вовлечённость детей в работу усилит удачно подобранные загадка, стихотворение, иллюстрация, фрагмент музыкального произведения или проведённая накануне экскурсия в музей.
Во время чтения важно поддерживать близкий эмоциональный контакт с детьми. Чтение должно быть цельным, интонационно и образно-выразительным, не прерываться вопросами и замечаниями в адрес детей.
Важно бережно относиться к непосредственной детской реакции, первым впечатлениям и переживаниям от прослушанного произведения, что позволит ребятам в полной мере испытать удовлетворение от общения с книгой, наполнить свой внутренний мир новыми чувствами и мыслями. Серьёзную аналитическую беседу целесообразнее предложить при повторном чтении.
Детям пяти-шести лет тяжело справляться с однообразной монотонной работой, поэтому желательно вовремя проводить с маленькими непоседами двигательную, пальчиковую или дыхательную гимнастику, в процессе работы подключать подвижные игры литературной направленности.
Картотека тем занятий по художественному чтению в старшей группе
Жанровое разнообразие литературы для чтения в старшей группе:
- Русский фольклор, а также фольклорные произведения народов мира («Как у бабушки козёл», «Ласточка-ласточка», «Дом, который построил Джек», «Веснянка»).
- Русские и зарубежные народные сказки («Царевна-лягушка», «Златовласка». «Теремок»).
- Поэтические и прозаические произведения отечественных и зарубежных авторов (А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, И. Бунин, С. Есенин, В. Драгунский, Н. Носов, Р. Киплинг, А. Линдгрен).
- Литературные сказки (В. Бианки, П. Бажов, А. Волков, В. Катаев, Б. Заходер).
Таблица: картотека литературных произведений для старшей группы с указанием целей изучения
В. Драгунский «Заколдованная буква» | Учить анализировать художественное произведение, развивать умение понимать характер героев, обогащать речь фразеологизмами |
Любимые стихи. рассказы, сказки об осени. Бианки «Сентябрь» Пушкин «Уж небо осенью дышало» | Развивать устную речь, формировать умение анализировать признаки осени, воспитывать любовь к родной природе. бережное отношение к природе, которая щедро одаривает нас своими богатствами. |
Заучивание. Толстой «Осень, обсыпается наш бедный сад» | Развивать поэтический слух, формировать умение воспроизводить образные выражения, подбирать сравнения, эпитеты, закреплять умение образовывать разные формы глаголов. |
Чтение сказки И.Телешова «Крупеничка» | Расширить читательский кругозор, обогащать словарный запас. Помочь понять мотивы поступков героев, уточнить понятия жанровых особенностей сказки. |
Чтение рассказа Драгунского «Друг детства» | Познакомить с творчеством В. Драгунского, раскрыть характер главного героя Дениски. |
Заучивание стихотворения М. Исаковского «Поезжай за моря океаны» | Учить выразительно читать наизусть стихотворение, самостоятельно подбирать эпитеты, развивать умение чувствовать напевность языка |
«Царевна-лягушка» рассказывание | Учить воспринимать образное содержание сказки, выделять в тексте образные выражения. Закреплять знание жанровых особенностей сказки. |
А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше» (главы) | Учить понимать характеры сказочных героев, подбирать образные определения к словам, чувствовать юмористическое содержание произведения. Развивать чувство юмора. |
И. Суриков «Вот моя деревня» (заучивание) Песни и потешки о природе. | Учить внимательно слушать, высказывать своё отношение к содержанию. Закрепить знание потешек и народных песенок о природе. |
«Заяц хвастун» чтение | Помочь понять смысл и основное содержание сказки. Учить выделять художественные выразительные средства. Познакомить с иллюстрациями сказки |
Н.Носов «Живая шляпа» (чтение) | Учить понимать юмор ситуации. Уточнить представление об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров. Побуждать придумывать продолжение и окончание рассказа. |
Чтение стихотворений о зиме | Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии. |
С.Маршак«Тает месяц молодой» (заучивание) | Вспомнить с детьми произведения С.Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой». |
П.Бажов«Серебряное копытце» | Познакомить детей со сказкой П.Бажова «Серебряное копытце» |
С.Георгиев «Я спас Деда Мороза» чтение | Познакомить детей с новым художественным произведением, помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. |
А.Фет «Кот поёт, глаза прищурил…» | Развивать понимание образной речи. Формировать представление о родственных отношениях. Воспитывать интерес к своей родословной. Учить придумывать рассказы по своей родословной. |
А.Гайдар «Чук и Гек» (главы, чтение) | Закрепить знание об особенностях прозаического произведения. Учить понимать мотивы поступков героев, высказывать своё отношение к ним. |
Чтение рассказа Е.Воробьёва «Обрывок провода» | Познакомить детей с произведение о защитниках Родины в годы войны, Воспитывать у детей уважение к ветеранам войны. |
О.Чусовитина «Стихи про маму» | Учить выразительно читать стихотворение. Закреплять знания о различии стихотворного и прозаического произведений. |
Чтение отрывка из произведения К.Паустовского «Кот –ворюга» | Развивать речь, логическое образное мышление воспитывать доброту, отзывчивость, любовь к животным. |
Чтение произведения Н.Лешкевича «Светофор» | Познакомить с содержанием стихотворения, повторить правила дорожного движения. |
Зучивание стихотворения И.Белоусова «Весенняя гостья» | Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе |
Таблица: картотека дидактических литературных игр, используемых на занятиях чтением
«Расскажи сказку правильно» | Жили-были мама и папа. И был у них сыночек Шурочка. Пошёл Шурочка в лес за конфетами и заблудился. Набрёл Шурочка на домик. В домике огромный лев. Стал он у него жить, кашу варить. Задумал Шурочка домой убежать, приготовил печенье и велел льву отнести маме и папе, а сам в рюкзак спрятался. Пришёл лев в село, а там на него петух как стал кукарекать, лев испугался, рюкзак бросил, а сам убежал. А Шурочка вернулся живой и здоровый. |
«Измени сюжет сказки» | Ребятам предлагается изменить сказку о колобке так, чтобы его не съела лиса. |
«Книжный базар» | Перед детьми набор из пяти книг, из них все, кроме одной авторские литературные сказки. Ребятам нужно определить лишнюю (народную) сказку и объяснить свой выбор. |
«Литературное лото» | Наглядный материал: карточки с изображением сказочных и литературных героев. Дети поочерёдно берут карточки и называют характеристики нарисованного персонажа, например, волк — серый, страшный, колобок — круглый, румяный, вкусный и т. д. |
«Побери слова к игрушке» | Дети становятся в круг, в центре на полу сидит мягкая игрушка. Воспитатель бросает мяч ребёнку и говорит: «Это Чебурашка. Он какой? Назови его друзей. Кому они помогли? И т. д.». Дети по очереди перечисляет характеристики сказочного героя, отвечают на вопросы и возвращают мяч воспитателю. |
«Докажи» | Работа по развитию речи (развитие навыков рассуждения). Воспитатель: — Ребята, я думаю, что медведь — это птица. Не согласны? Тогда докажите, а свою мысль начинаете формулировать со слов: если бы… (медведь был птицей, то у него был бы клюв и он умел клевать). |
«Объясни значение слов» (Сказка К. И. Чуковского «Муха Цокотуха») | Цокотуха — издавать необычные звуки со слогом «цо». Злодей — тот, кто способен совершит злые, нехорошие дела. Именинница — главная героиня празднует день своих именин, приглашает гостей. |
«Придумай свою сказку» (с элементами драматизации) | Дети придумывают свой сказочный сюжет на примере русской народной сказки «Волк и семеро козлят», затем показывают свои истории за специально приготовленным столом, на котором стоят макет и вырезанные фигурки сказочных персонажей. |
«Сказочная телеграмма» | Воспитатель зачитывает тексты телеграмм, которые отправили герои сказок, а дети отгадывают их авторов, говорят название сказок: Злой и хитрый волк съел шестерых моих братцев. Пожалуйста, помогите! Мою лубяную избушку заняла обманщица лиса. Верните мне мой домик! Дорогой Иа, поздравляем тебя с днём рождения, желаем счастья в личной жизни! Меня заперла в комнате «домомучительница» Фрекен Бок. Помогите! Моего братца похитила страшная Баба-Яга. Помогите мне его спасти! Я потеряла хрустальную туфельку! Помогите найти! Очень люблю зимнюю рыбалку, но мой хвост остался в проруби! Спокойствие, только спокойствие! У меня закончились все баночки с вареньем и сладкие пироги! |
«Цветик-семицветик» | На демонстрационной доске модель волшебного цветка с недостающими лепестками: Первый — жёлтый Второй — красный Третий — синий Четвёртый — зелёный Пятый – Шестой – Седьмой — Вопросы воспитателя: — Почему цветок волшебный? Каких лепестков не хватает? Какие желания исполняли лепестки? Почему исполнение желаний не принесло девочке радость? Какое желание было самым ценным? |
«Волшебный экран» | Игра закрепляет понимание отличия авторской сказки от народной. Один ребёнок показывает книгу, а дети называют писателя или поэта, написавшего её. |
«Найди тень» | Задание выполняется индивидуально. Ребёнок соединяет изображение персонажа с его силуэтом и называет имя героя и его сказку. |
«Отгадай сказку» | Карлсон очень любит эту книжку, он так часто её читает, что зачитал почти до дыр, некоторые буквы исчезли. Я буду зачитывать оставшиеся буквы, а вы попытайтесь узнать сказку: «Кол.. полеж.., полеж.., вз.. да и покат.. — с окн.. на лав.., с лав.. на пол, по пол… к две.., пр.. чер.. пор.. — да в сен.., из сен.. на крил.., с крил.. на дв.., со дв.. за вор.., дал.. и дал…» |
«Перепутанные картинки» | Дети справляются с заданием в небольших подгруппах. Картинки нужно разложить в правильной логической последовательности развития сюжета сказки. Например, из литературной сказки о приключениях Буратино: книга-азбука, кот и лиса, полено, деревянная кукла мальчика, золотые монеты, волшебный ключик. |
«Злые и добрые герои» | На столе перемешанные карточки с изображением сказочных персонажей. Дети выбирают героя и объясняют, почему они определили его как доброго или злого. |
«Исправь ошибки» | «Волк и семеро котят (козлят)», «Саша (Маша) и медведь», «Петушок (курочка) Ряба», «Мальчик с ножку (пальчик)», «Гуси-курицы (лебеди)», «Мишкина (заюшкина) избушка», «Царевна-Индюшка (лягушка)». |
«Василиса-премудрая» — игра с мячом | Ребёнок, поймавший мяч, должен продолжить имя персонажа или название волшебного предмета: Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Иван Царевич, зайчик-попрыгайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка, мышка-норушка, мальчик с пальчик, Змей Горыныч. |
Таблица: физкультминутки на тему сказок
(Дети поочерёдно загибают пальчики. На последнюю строчку хлопают в ладоши.) Будем пальчики считать, (энергично сжимать и разжимать пальцы) Будем сказки называть. Рукавичка, Теремок, (Дети поочерёдно загибают пальчики) Колобок — румяный бок. Есть Снегурочка — краса, Три медведя, Волк — Лиса. Не забудем Сивку-Бурку, Нашу вещую каурку. Про жар-птицу сказку знаем, Репку мы не забываем Знаем Волка и козлят. Этим сказкам каждый рад. (хлопки в ладоши) | Мы славная семья козлят, Мы любим, прыгать и скакать (подпрыгивание на месте). Мы любим, бегать и играться, Любим рожками бодаться (стают парами и указательными пальчиками обеих рук показывают «рожки») |
Сказка ходит, сказка бродит (ходьба на месте) Сказка нас сама находит. (обнимаем себя обеими руками) Сказка нам велит бежать (имитируем бег на месте) Прямо в тёплую кровать. (руки складываем под щеку) Сказка нам приводит сон, («плаваем во сне», закрыв глаза) Пусть красивым будет он! (встаём прямо, руки в стороны, вверх). | Мышка быстренько бежала (бег на месте). Мышка хвостиком виляла (имитация движения). Ой, яичко уронила (наклониться, «поднять яичко»). Посмотрите-ка, разбила (показать «яичко» на вытянутых руках). |
Таблица: фрагмент конспекта занятия по чтению рассказа Л. Н. Толстого «Косточка» Убушеевой Надежды Сергеевны
Этап НОД | Содержание этапа |
Организационная часть | Введение игрового момента. Ребята, вы любите путешествовать? А хотите отправиться в путешествие со мной? Тогда, я вам загадаю загадку. Если вы правильно ответите, то узнаете, на чём мы отправимся в путешествие.
Итак, занимайте свои места, мы отправляемся в путешествие по морю. Ребята, скажите, кто командует на пароходе? (капитан) Какими должны быть капитан и матросы на пароходе? (сильные, честные, отважные).
|
Основная часть | Чтение рассказа. Беседа по его содержанию:
Физминутка «Море волнуется»
Словарная работа
|
Подведение итогов работы с детьми
Грамотно проведённая итоговая беседа по произведению не менее полезна, чем вступительная. Она позволяет детям закрепить и систематизировать знания, полученные в процессе чтения, развивает память, умение выделить главное из услышанного.
Иногда после прочтения произведения достаточно нескольких вопросов, но они должны быть содержательными и направлять детей на выделение главной мысли. Так, итоговые вопросы к рассказу Н. Н. Носова «Фантазёры» могут быть примерно такими:
- Чем вам понравилась эта история?
- Кто такие фантазёры?
- Почему автор так назвал свой рассказ?
- Кого из героев рассказа вы бы назвали фантазёрами и почему?
- Как отличить ложь от выдуманной истории?
- Почему после истории, которую рассказал Игорь, мальчики не захотели дружить с ним?
- Чем отличалась его история от рассказов других ребят?
Также можно провести итоговую часть в форме беседы-повтора, помогающей вспомнить и закрепить представления о структуре сказки Например, беседа по сказке С. Аксакова «Аленький цветочек» может быть такого содержания.
Звучит фрагмент музыкального произведения. Воспитатель задаёт вопросы:
- Ребята, какое настроение создаёт эта музыка? (Волшебное, чудесное, таинственное)
- С какой сказкой вы познакомились?
- Как понять, что это сказка, а не стихотворение или рассказ? (Сказка начинается и заканчивается определёнными словами, например, «Жили-были старик со старухою…», «И стали они жить-поживать да добра наживать…»)
- Какие чудесные изменения происходят с героями в сказках? (Лягушка превращается в прекрасную царевну, чудище заморское в молодого принца)
- Какие волшебные предметы помогают добру одержать победу? (Сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, блюдечко с яблочком, волшебное зеркало и т. д.)
- Сколько дочерей было у отца в сказке «Аленький цветочек»?
- Какой была младшая дочка?
- Что дочери попросили отца привезти из далёкого путешествия?
- Как относилась младшая дочка к чудищу?
- Что заставило её вернуться к отцу и сёстрам?
- Какой поступок совершили сёстры? Почему? Хотели ли они помочь своей младшей сестре?
- Что вы думаете о характере чудища?
- Что с ним произошло, когда обещание, данное ему младшей дочкой, было нарушено?
- Как всё закончилось?
Поскольку занятия чтением проводятся не единственно ради выработки навыка слушать и запоминать текст, а по большей части в воспитательных целях, основное внимание следует уделять морально-этической стороне произведений и формированию у детей положительных качеств и моделей поведения. Воспитатель должен высказывать и собственную оценку произведения и происходящих в нём событий, своё отношение к персонажам и их поступкам, давая тем самым детям нравственные ориентиры.
Подборка видео по теме
Предлагаем вам ознакомиться с подборкой видеоматериалов о чтении в детском саду.
Видео: инсценировка сказки «Колобок на новый лад»
Видео: формы работы по знакомству с художественной литературой
Видео: игровые задания на занятии по художественному чтению
Видео: фрагмент занятия «Путешествие в страну сказок»
Видео: литературная викторина
Видео: поэтический вечер в ДОУ
Видео: песня для вводной части занятия
Видео: занятие «Путешествие в страну сказок»
Дошкольника можно назвать читателем условно, он скорее внимательный и активный слушатель. Его знакомство с миром книги целиком зависит от литературного вкуса и предпочтений взрослого, будь то родителя или воспитателя. Именно окружающие малыша взрослые определяют круг художественных произведений, помогают истолковать сложные тексты, пробуждают интерес к восприятию книги. Во многом от воспитателей будет зависеть и то, станет ли малыш в будущем грамотным, глубоко мыслящим и чувствующим ценителем книги, или его знакомство с миром литературы останется поверхностным, проходным эпизодом его жизни. Увлечённый своим делом педагог сможет подарить ребёнку праздник общения с книгой, откроет для него богатый мир, в котором он никогда не почувствует себя одиноким.