Структура образовательного процесса в ДОУ выстроена таким образом, что целый ряд тем, например, времена года, повторяется из года в год. И при их рассмотрении важно найти подходящий способ обобщения и систематизации материала: чтобы дети могли повторить изученное и связать его с новыми знаниями. Очень удобным средством такой организации работы с материалом является лэпбук. Остановимся на особенностях разработки пособия по теме «Лето».
Как составить лэпбук на тему «Лето»
В работе над пособием «Лето», как и при разработке лэпбуков по другим темам, участвуют и дети, и родители, и, конечно, педагог. За последним остаётся роль координатора, то есть человека, отбирающего материал, организующего его с учётом возраста воспитанников и принимающего непосредственное участие в оформлении пособия. Дети младшего и среднего дошкольного возраста помогают оформлять лэпбук: клеят картинки, кармашки, ребята старшей и подготовительной групп сами подбирают те или иные материалы, например, пословицы, загадки о лете. Родители малышей подыскивают подходящие материалы, например, стихотворения, физкультминутки по теме.
Формы лэпбука по теме «Лето»
Для тем, связанных с изучением времён года, самыми подходящими будут такие формы пособия:
- папка-передвижка (с 2 разворотами, закрывающаяся «створками», или с 3–4 разворотами) – удобный вариант для малышей, так как возраст воспитанников предполагает большое количество наглядности при минимуме текстовой информации, а формат передвижки как раз и обеспечивает обзор сразу всех иллюстраций,
- фигурная папка — открытая основа определённой формы с кармашками — учитывая летнюю тематику, основа может быть вырезана в форме кораблика, панамки и т. п. (такой вариант оформления будет интересен для детей любого возраста),
- книжка-гармошка — оригинальный способ организации материалов, но не очень удобный для воспитанников младших групп, которые могут путаться при закрывании «мехов» гармошки.
Способы и формат организации материала
Самым удобным вариантом для ребят любого возраста будет организация материалов по кармашкам. Для младших дошколят кармашки лучше делать открытые, для воспитанников средней и старших групп — закрывающиеся, например, когда «язычок» верхнего клапана заходит в отверстие конверта. Кроме того, блоки материалов можно размещать:
- в фигурных конвертах для хранения материалов — учитывая тему, это могут быть цветочки, облачка, солнце,
- в книжках-гармошках (так удобно оформлять загадки, пословицы и поговорки),
- в окошках и дверцах — в окошках можно поместить тематические картинки для каждого летнего месяца, а «за дверцами» расположить подборку сказок,
- на вращающихся деталях — к примеру, в старшей группе стрелка на «барабане» останавливается на насекомых, которые могут нанести вред здоровью человека, или на летних видах спорта.
Материалы оформляются на карточках — обычно это небольшие листочки, на которых распечатаны или написаны стихотворения по теме, загадки, пословицы, поговорки, а также картинки для составления описаний.
Информация по теме может быть в формате:
- пазлов — для ребят младшего дошкольного возраста на 4–6 элементов, для среднего — на 8–10, для старшего — на 16–20),
- картинок (без текста для составления описаний детьми и с текстом, например, о летних праздниках),
- игры (на карточке кратко описываются условия),
- стихотворений,
- загадок (для первой младшей этот формат не используется, так как у детей нет опыта для их разгадывания),
- пословиц, поговорок – для старших групп,
- раскрасок — для первой, второй групп рисунки с небольшим количеством крупных деталей, для средней и старших — чуть сложнее,
- CD с записью музыкальных произведений, мультфильмов по теме.
Для ребят старшего дошкольного возраста в лэпбук «Лето» включается календарь наблюдений за погодой: каждый день дети отмечают пиктограммами текущие погодные условия («солнышко», «тучка», «гроза» и т. п.).
Мастер-класс по изготовлению лэпбука на тему «Лето»
Эта разработка адресована воспитанникам среднего/старшего дошкольного возраста.
Материалы и инструменты:
- картон формат А3,
- обои самоклеящиеся,
- тесьма,
- дырокол,
- скотч,
- степлер,
- двухсторонний скотч,
- цветная бумага,
- цветной картон,
- фломастеры,
- цветная бумага А4,
- клей,
- картинки.
Инструкция:
- Обклеиваем картон самоклейкой.
- Дыроколом делаем отверстия и через них соединяем листы тесьмой так, чтобы получилась трёхстворчатая конструкция.
- Распечатываем и вырезаем название «Лето».
- Создаём кармашки разного размера и формата — закрывающиеся, с фигурно вырезанным передним краем.
- Размещаем их по пособию, распределяем материалы. На задней стороне размещаем кармашек «Опиши картинку», с также «корзинку» с овощами.
- На левой створке делаем кармашек в виде цветка.
- В цветок складываем семена растений.
- В прозрачную папку складываем гербарий.
- В книжечку в форме бабочек вклеиваем изображения бабочек разных видов, делаем кармашки с материалами по безопасности детей летом, приметами, картинками с кустарниками и их плодами, а также с рекомендациями по чтению на тему «Лето».
- На правой створке размещаем загадки, тематические картинки, на задней части карманы с пазлами, играми.
Фотогалерея: образцы готовых лэпбуков
Независимо от формы основы для лэпбука, она должна быть крепкой, то есть картонной
Не стоит располагать кармашки слишком плотно друг к другу, иначе детям будет сложно воспринимать информацию
Тематика пособия предполагает яркое оформление
Пример лэпбука для малышей: много наглядности, мало текста
Видео: видеообзор лэпбука на тему «Лето»
Банк материалов для лэпбука на тему «Лето»
Лэпбук по временам года может составляться «на вырост», то есть банк материалов дополняется каждый год, а форма пособия остаётся неизменной.
Информационный блок
Эта часть включает короткие заметки о:
- лете в целом, в том числе и о летних месяцах (для малышей), с вопросами по содержанию, например, «Какие растения цветут летом?» «Какие летом заботы у лесных птиц и зверей?» и др.,
- приметах лета для детей среднего и старшего возраста,
- летних праздниках,
- особенностях жизни животных, растений и деятельности человека в летний период,
- жизни группы в летние месяцы (фотоматериалы о том, чем занимаются летом дети в детском саду) – ребята постарше с удовольствием смотрят на свои фотографии годичной давности, а заодно освежают в памяти виды деятельности в детском саду в летний период,
- правилах безопасного поведения летом.
Стихотворения
Для ребят первой и второй младших групп рифмовки могут быть основой информационного блока. Примерами «летних» стихотворений могут быть:
- Сколько запахов у лета! Сладкий — липового цвета, Горький — листьев тополиных, Нежный, еле уловимый Запах зреющей малины.
- Лето — жаркая пора, Светит солнышко с утра, Даже если дождь пойдёт — Вокруг сияет всё, поёт. Летом — синяя река И плывут в ней облака, Рубином ягоды горят, Пора каникул для ребят.
- Лето — это солнца луч, Тёплый дождик из-под туч, Лето — яркие цветы Необычной красоты, Лето — тёплая река, Стайкой в небе облака. Лето! лето к нам идёт! Всё ликует и поёт.
Для ребят постарше стихотворения можно предложить такие:
- Вот и лето. Жарко, сухо, От жары нет мочи. Зорька сходится с зарёю, Нет совсем и ночи. Поднялось и заиграло Солнце над полями, Порассыпалось своими Жгучими лучами. По лучам с травы высокой Росу собирает. И от солнечного зноя Поле высыхает.
- Вот и лето подоспело — Земляника покраснела: Повернётся к солнцу боком — Вся нальётся алым соком. В поле — красная гвоздика, Красный клевер. Погляди-ка: И лесной шиповник летом Весь осыпан красным цветом. Видно, люди не напрасно Называют лето красным.
Для средней и старшей группы в блок с общей информацией и со стихотворениями можно включить задания:
- Подбери признак. Лето (какое?) — … Солнце летом (какое?) — … Море (какое?) — … Лес (какой?) — … Речка (какая?) — … Небо (какое?) – …
- Подбери предметы к признакам. Зелёная… (трава, лягушка, ботва, кофта). Зелёный…,зелёные…,спелая…,спелые…,спелое…,тёплая…,тёплые…,тёплое…
Загадки
Ребятам второй младшей группы проще будет разгадывать загадки с ответами по рифме:
- Зеленеют луга, В небе — радуга-дуга. Солнцем озеро согрето: Всех зовёт купаться …(Лето),
- Хочешь в воду ты ныряй, Хочешь на песке играй. Сколько замков здесь создашь! Что за место это?.. (Пляж)
Начиная со средней группы ответы по рифме не имеют принципиального значения, а вот повторить названия летних месяцев лишним не будет:
- Это первый месяц лета, Вся земля теплом согрета. И шиповник зацветает. Кто, скажи, о нём не знает? (Июнь),
- Жаркий, знойный, Душный день. Даже куры ищут тень. Началась косьба хлебов, Время ягод и грибов. Дни его — вершина лета. Что, скажи, За месяц это? (Июль),
- Листья клёна пожелтели, В страны юга улетели Быстрокрылые стрижи. Что за месяц, подскажи? (Август),
- Солнце печёт, Липа цветёт, Рожь поспевает. Когда это бывает? (Летом),
- Ну-ка, кто из вас ответит: Не огонь, а больно жжёт, Не фонарь, а ярко светит, И не пекарь, а печёт? (Солнце).
В «летние» загадки можно добавить и вопросы о цветах:
- То фиолетовый, то голубой, Он на опушке встречался с тобой. Названье ему очень звонкое дали, Но только звенеть он сумеет едва ли (Колокольчик),
- Шёл я лугом по тропинке, Видел солнце на травинке. Но совсем не горячи солнца белые лучи (Ромашка).
Игровой блок
Тема лэпбука располагает к организации подвижных игр на улице, но при этом в пособие включаются и дидактические, и театрализованные игры.
Таблица: картотека игр для лэпбука «Лето»
Название | Условия игры | Для какой группы подойдёт |
Дидактические | ||
«Найди 10 отличий» | Дети рассматривают две картинки и находят 10 отличий. | Для средней, старших |
«Собери пазл» | Ребята складывают картинку из кусочков. | Для всех |
«Какие предметы нужны летом» | Дети смотрят на картинки и называют предметы, которые нужны именно летом. | Для младших |
«Весёлые круги» |
| Для средней, старших |
Подвижные | ||
«Перетягивание каната» |
| Начиная со второй младшей |
«Бой петухов» |
| Для средней и старших |
Театрализованные | ||
«Цветок» |
| Для средней и старших |
Пальчиковые | ||
«Ромашки» |
| Для первой, второй младших групп |
Фотогалерея: материалы для игр «Найди 10 отличий», «Собери пазл», «Весёлые круги» и «Какие предметы нужны летом»
В игре «Весёлые круги» ребята тренируют внимательность и быстроту реакции
С малышами найденные отличия нужно несколько раз проговорить
Чем младше ребята, тем крупнее должны быть кусочки пазла
В игре «Какие предметы нужны летом» дети называют зачем и для чего нужен тот или иной «летний» атрибут
Художественные произведения по теме
В лэпбук также включаются отрывки или перечень произведений художественной литературы, подходящих по теме, с которым родители сверяют свой список книг для чтения детям дома. Подборка по теме лето включает произведения на любой возраст и уровень развития воспитанников.
Наглядность
Наглядность — это принципиальный момент оформления лэпбука. Она не только обеспечивает красочность пособия, делает его оригинальным, но и представляет собой один из приёмов работы: речь идёт о том, что дети учатся составлять описания представленных в лэпбуке тематических картинок.
В пособие также можно включить гербарий, по которому дети учатся соотносить название дерева или кустарника с формой листьев.
Фотогалерея: образцы тематических картинок по теме «Лето»
Если картинкой подразумевается новое слово, к примеру, пугало, его значение нужно детям растолковать
В описании дети обязательно должны парой предложений давать представление об обстановке, на фоне которой представлен сюжет
Описание картинки можно делать по ролям: дети описывают происходящее от имени своего персонажа
Малыши могут, описывая картинки, придумывать целые сюжеты
После описания картинки можно предложить ребятам изменить свой рассказ так, чтобы получилось описание другого времени года, например, осени или зимы
Фотогалерея: тематические картинки по темам «Насекомые», «Деревья, кустарники», «Бабочки»
В качестве игры, можно предложить малышам вспомнить или
Важно обращать внимание ребят на то, что некоторые ягоды являются плодами деревьев, в некоторые кустарников
Дети пробуют сравнивать насекомых по внешнему строению
Рассматривая паука и майского жука, можно поискать приметы, с ними связанные
Изучая деревья, нужно делать акцент на особенностях внешнего образа
Одним из заданий для этого блока может быть составление описания внешнего облика бабочки
Мультфильмы
В пособие могут также включаться тематические мультфильмы, сюжеты которых после просмотра обсуждаются с ребятами.
Видео: Лето кота Леопольда
Видео: Три кота — сборник серий о лете
Интеллектуально-творческий блок
В этот блок включаются раскраски по теме, а также ребусы и кроссворды (для ребят 5–7 лет).
Фотогалерея: подборка раскрасок по теме «Лето»
Раскрашивая вишенки, дети второй младшей группы стараются не выходить за границы изображения
Раскрашивание бабочек с разноцветными элементами крыльев по силам старшим дошкольникам
Раскраски можно поделить на мальчиковые и девчачьи сюжеты
После завершения работы нужно сделать стихийную выставку готовых работ
Завершив работу, можно предложить ребятам старших групп придумать рассказ по сюжету картинки
Как вариант нетрадиционного рисования, эту картинку можно раскрасить цветным песком
Перед раскрашиванием взрослый интересуется, какие цвета потребуются для рисунка
Для раскрашивания ягод можно использовать восковые мелки — изображение получится ярче
Эта раскраска подойдёт для ребят средней группы
Фотогалерея: ребусы и кроссворд для лэпбука
Ответ: солнце
Ответ: зелень
Ответ: жара
С помощью кроссворда дети повторяют обитателей леса и обсуждают их образ жизни в летний период
Как использовать лэпбук в детском саду и дома
Пособие является универсальным, так как оно может использоваться на разных этапах работы с темой:
- на этапе ознакомления, то есть в первой младшей группе,
- на этапе отработки знаний в практической деятельности при выполнении творческих заданий, в процессе игр.
Кроме того, пособие может привлекаться в качестве формы организации индивидуальной и самостоятельной работы по теме.
Пособие может использоваться на занятиях фрагментарно, а может быть основой обобщающего занятия. В последнем случае сценарий работы с лэпбуком может быть таким:
- разгадывание загадок на вводном этапе,
- обсуждение признаков лета, а также повторение стихотворений по теме, игры — на основном этапе,
- выполнение творческих заданий на заключительном этапе.
Отзывы
К началу июня я подготовила лэпбук на тему «Лето». Он замыкает собою годовой круг — теперь у нас есть тематические папки про каждый из сезонов года: Осень, Зиму, Весну и Лето. В процессе его создания мы читали стихи и загадки, учились составлять рассказы и вести дневник погоды, строили планы на лето, начали собирать гербарий, повторили летние приметы и много чего ещё.
Tavika
https://www.babyblog.ru/community/post/bolshiedeti/1735255
Это красочное пособие — отличный способ закрепить пройденный материал. В любое удобное время ребёнок может подойти, открыть лэпбук и с радостью повторить то, что ему по душе, то, что ему больше нравится. Это способствует также развитию самостоятельности.
Федосеева Ю.В.
http://julia-fedoseeva.ru/лэпбук-лето/
Интерактивную папку по теме «Лето» можно использовать в совместной деятельности педагога и детей, как для индивидуальной работы, так и для работы с подгруппой детей. В ходе самостоятельной деятельности детей, в ходе реализации основных видов образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста по развитию речи по формированию познавательных представлений об окружающем мире.
Исаева Э.Г.
https://урок.рф/library/lepbuk_leto_razvivayushie_igri_221424.html
Лэпбук по теме «Лето» позволяет обобщить информацию, полученную ранее, если речь идёт о средней или старшей группах, а также познакомиться с теми или иными аспектами темы, если речь идёт о воспитанниках первой и второй младших групп. Пособие является универсальным, с точки зрения организации деятельности: ребята могут и в одиночку работать с лэпбуком, и всей группой. А также пособие — отличное подспорье для родителей, которые ищут способ выстроить систему занятий по теме с ребёнком.