В детском саду малыши-дошкольники проводят большую часть дня. Каждый элемент оформления пространства группы имеет огромное значение, поскольку влияет на формирование у детей эстетического вкуса. И, конечно, любая деталь обстановки должна нести смысловую нагрузку. Чтобы театральный уголок отвечал этим требованиям, его структуру и содержание следует тщательно продумать.
Значение и цели театрализации
Театрализация — это разновидность игровой деятельности, которая используется для раскрытия творческого потенциала детей с помощью приёмов драматизации, то есть сюжетно-ролевого отыгрыша по заранее оговорённому сценарию, а также различных упражнений, направленных на освоение актёрских навыков.
Театрализация ценна тем, что включает работу по развитию монологической и диалогической речи, и это повышает коммуникативные навыки малышей. Театрализация предполагает:
- работу над выразительностью реплик персонажей,
- расширение активного и пассивного словаря ребёнка,
- совершенствование произношения звуков речи, а также интонационного строя.
Кроме того, целями театрализации являются:
- всестороннее знакомство с различными проявлениями действительности (с профессиями, животными, явлениями природы),
- стимуляция творческого потенциала ребёнка (через песни и музыку, танцы, игру),
- развитие эмоциональной сферы малыша за счёт глубоких переживаний в процессе игры,
- формирование социальных навыков поведения,
- приобщение дошкольников к чтению,
- развитие режиссёрских навыков,
- воплощение в творческом порыве настроения, характера и процесса развития характера персонажа.
Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…
Б. М. Теплов, советский психолог
Видео: презентация видов театра для детского сада (настольный из вязаных игрушек, на банках, на ложках, театр теней)
Как организовать театральный уголок в детском саду
Уголок театрализации — это часть развивающей среды в оснащении группы, призванная сплотить ребят общей игровой деятельностью, в которой они смогли бы продемонстрировать все грани своего характера, возможно, ещё не известные им самим. В стандартный (то есть для общеобразовательных групп) театральный уголок включаются:
- картинки, в том числе объёмные для конусного театра,
- игрушки для театра теней, пальчикового, бибабо, куклы на прищепках, фетровые персонажи для фланелеграфа,
- ширма (в детских садах обычно используется универсальная ширма, которая выступает и декорацией-фоном, и занавесом),
- реквизит (мягкие игрушки, машинки и пр.),
- материалы для изготовления элементов образов, декораций (кусочки ткани, картона, бумаги и т. д.),
- маски,
- костюмы,
- книги,
- фонотека,
- стенд с афишами и результатами работы (рисунками, поделками и пр.).
Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.
- Первая младшая группа. Дети знакомятся с пальчиковым театром, в котором куклы создаются (шьются из ткани или фетра, делаются из бумаги, лепятся из полимерной глины и т. д.) для каждого пальца и по желанию украшаются пуговицами, нитками, тесьмой и кружевом. Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков.
- Вторая младшая. Малыши учатся работать с куклами на столе или перчаточными игрушками. Персонажи настольного театра изготавливаются из бумажных конусов, цилиндров, или представляют собой тканевые куклы-перчатки — бибабо. Задача — тренировать координацию, мелкую моторику.
- Средняя группа. Кроме тренировки уже полученных навыков, ребята учатся работать с театром ложек, в котором персонажи делаются на основе пластиковой посуды, знакомятся с театральной ширмой (работающей как занавес или/и декорация-фон), куклой на деревянном стержне — гапите, а также осваивают азы кукловождения. Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой.
- Старшая группа. Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.
- Подготовительная группа. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях, которые располагают подобным реквизитом, малыши также имеют возможность работать с напольными и платковыми куклами.
Однако такое разделение всё-таки весьма условно: элементы костюмированной постановки можно включить в сценарий праздника для средней группы, а перчаточных кукол использовать для организационной части какого-либо занятия со старшими дошкольниками. Педагог должен ориентироваться на реальную ситуацию и свой опыт.
Бибабо — кукла, состоящая из головы и костюма-перчатки. В голове есть отверстие под указательный палец, а руки управляются средним и большим пальцами.
Содержание уголков для разных возрастов по видам театрализации
Наполнение театрального уголка должно быть понятно детям, то есть они должны уметь взаимодействовать с куклами, манипулировать ими.
Для младшего возраста:
- пальчиковый театр (этюды на руках),
- настольный театр (различные виды),
- театр мягкой игрушки (этюды с предметами),
- театр вязаной игрушки (этюды с предметами),
- театр игрушки из конуса (этюды с предметами).
Для среднего возраста:
- пальчиковый театр (этюды на руках),
- настольный театр (различные виды),
- кукла на гапите, на резинке (работа с предметами на стержне или на нитках),
- куклы перчатки (пластические этюды на руках).
Для старшей группы:
- пальчиковый театр (этюды на руках),
- куклы перчатки (пластические этюды на руках),
- куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).
Для подготовительной группы:
- пальчиковый театр (этюды на руках),
- куклы-перевертыши (игры-перевоплощения),
- куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках),
- куклы-марионетки (постановка этюдов),
- ростовые куклы (музыкально-пластические этюды),
- тростевые куклы (постановка этюдов, сказок).
Где разместить театральный уголок
В условиях современных детских садов, где пространство довольно ограничено, выделить отдельные места для уголков (театра, окружающего мира и т. д.) бывает довольно сложно. Поэтому воспитатель может объединить образовательные центры в комплекс. Например, для направлений театра, изобразительной деятельности и музыки можно организовать единый художественно-творческий уголок. При этом нельзя забывать о том, что предметное наполнение должно соответствовать ряду принципов:
- мобильности (материалы для музыкальных занятий могут быть иллюстрирующими и для театрализации),
- сменяемости (содержание уголка должно меняться в зависимости от целей учебно-воспитательной работы в тот или иной месяц, направления специализации группы, времени года, интересов детей, степени изношенности материалов),
- доступности (все дети имеют одинаковые права и обязанности, связанные с использованием атрибутов театрального уголка),
- эстетичности (сам центр и все его составляющие должны красиво выглядеть, быть чистыми и опрятными).
Очень удобно будет, если в театральном уголке разместить стол или шкафчик с полками, на которых можно располагать материалы и кукол.
Фотогалерея: примеры разных театральных уголков
Зеркало в костюмерной зоне — незаменимая вещь
На столе и полках театральный уголок получается компактным
Для экономии пространства уголок можно разместить в шкафу с открытыми полками
Зонирование — важный элемент создания уголка
Как оформить театральный уголок
Необходимо продумать не только содержательную сторону наполнения (какие куклы, маски и приспособления будут в уголке), но и то, из чего и как все эти элементы могут быть изготовлены. Многое можно купить в готовом виде, но что-то проще и полезнее сделать самостоятельно. К изготовлению некоторых предметов стоит привлечь детей.
Таблица: идеи для изготовления предметов реквизита
Что | Из чего можно сделать |
Виды театров и кукол | |
Настольный театр | Игрушки-куклы можно делать из картона или бумаги. Для настольного театра их можно склеить из двух частей и установить на подставки из пластика, дерева или толстого картона. Ещё один способ — наклеить изображение на конус или цилиндр. |
Пальчиковый театр | Кукол можно создать с помощью бумаги или ткани, украсив нитками, пуговицами, тесьмой и пр. Можно также некоторых персонажей связать. |
Перчаточные куклы | Одну перчатку прошивают на уровне пальцев с изнанки, выворачивают и, набив ватой или синтепоном и украсив, пришивают ко второй. |
Танцующие игрушки, марионетки из картона | Из картона вырезаются отдельные детали: туловище, руки, ноги. После чего элементы соединяются нитками или проволокой. |
Бибабо | Кукол бибабо можно изготовить из капроновых чулок. |
Театр на фланелеграфе | Персонажи для театра на фланелеграфе из фетра. |
Театр на ложках (пластиковых или деревянных) | На основу наклеиваются детали из картона, которые затем драпируются тканью и украшаются. Можно также использовать акриловые краски, пластилин и другие материалы. |
Напольные куклы | Мягкие куклы в рост ребёнка шьются также, как обычные мягкие игрушки. При необходимости в куклу можно вставить элементы каркасной основы (чтобы туловище не гнулось), а также пришить петли, чтобы ребёнку было проще управлять куклой. |
Платковые куклы | К картонной голове пришивается широкая лента, а снизу она нашивается на платок или платье с рукавами. Ребёнок надевает такой костюм и управляет персонажем, с помощью резинки, которая крепится к рукаву. |
Театр теней | Голова персонажа вырезается из картона, к ней крепится бумажная трубочка для указательного пальца актёра. Проколом намечаем глазки. Для представлений необходимы старый телевизор и лампа, которая будет направлять источник света. |
Общий и дополнительный реквизит | |
Декорации | Деревья, солнце, поляна и прочее выполняются из плотной бумаги и наклеиваются на картон-основу. |
Занавес | Занавес изготавливается из гофрированной бумаги или обычной ткани. |
Ширма | Может быть из дерева или из толстого картона. |
Программки | Книжки-панорамы можно использовать, например, в качестве программки для постановки. |
Билетики | Билетики делаются из бумаги или картона, а затем ламинируются или оклеиваются скотчем. |
Как сделать ширму для театра кукол
Этот обязательный элемент можно изготовить разными способами.
Материалы:
- лист фанеры,
- лобзик,
- отрез ткани или кусок плотных обоев,
- клей ПВА,
- дверные петли маленького размера.
Инструкция:
- Из фанеры выпиливаем заготовки двух боковин и одной центральной части ширмы.
- Тщательно обклеиваем их обоями или тканью.
- Оставляем просохнуть.
- Крепим петли на обозначенные на чертеже участки — так ширма будет складываться и раскладываться.
Как сделать ширму для пальчикового театра
Смастерить такую ширму труда не составит.
Инструкция:
- Берём картонную коробку подходящего размера. Как правило, величина подбирается с учётом размеров стола, на котором будет расположен театр.
- Разбираем её.
- Обклеиваем цветной бумагой.
- Сгибаем боковины, оставляя по центру полотно достаточного размера.
- По центру делаем вырез.
- Раскрашиваем и украшаем.
Как изготовить занавес
Для пошива тканевой ширмы нужно знать, сколько места под неё отводится. Ткань обычно берётся в соотношении 1:3, чтобы готовый занавес красиво драпировался.
Материалы:
- деревянные или железные планки, в которые ширма будет продеваться,
- ткань (органза или любой другой не просвечивающий, но хорошо драпирующийся материал),
- нитки, иголка, швейная машина,
- гвозди или шурупы для крепления планки.
Инструкция:
- На длинную планку крепим две короткие.
- Прибиваем одну короткую к стене.
- Обрабатываем края ткани.
- По одному длинному краю делаем загиб чуть больше, чем ширина планки.
- Прострачиваем его.
- Вдеваем каркас в тканевую ширму.
Кроме того, для оформления театрального уголка можно использовать:
- рисунки детей (например, зарисовки впечатлений от увиденного на сцене),
- поделки (любимый герой сказки, выполненный из пластилина),
- красочные надписи, которые разбивают уголок на зоны (гримёрная, костюмерная и т. д.).
Фотогалерея: чертежи ширм для театрального уголка
Складная ширма имеет деревянную основу (можно использовать рейки)
Размеры ширмы можно подогнать под конкретный театральный уголок — просто соблюдайте принципы симметрии
Ширму можно украсить различными декоративными элементами
Фотогалерея: различные элементы театрального уголка
Для театрального уголка удобно и практично использовать стол с полками
В качестве основы для игрушек на конусе можно использовать крышки от яиц из «Киндер-сюрприза»
Кукол пальчикового театра лучше шить из тканей, которые приятны на ощупь
Перчаточным куклам можно нарисовать лица фломастерами
Танцующие куклы — динамичные игрушки, очень интересные детям младших групп
Игрушки бибабо можно купить в готовом виде или сделать из капроновых чулок
Куклы на пластиковых ложках — прекрасный реквизит для настольного театра
Кукол на деревянных ложках можно расписывать красками
Платковые куклы достаточно просты в изготовлении
Театр теней отлично тренирует мелкую моторику ребят
Изображения для таких масок можно распечатать на принтере и наклеить на картон
Декорации можно создавать по мотивам иллюстраций в книжке
Как составить паспорт театрального уголка по ФГОС
Содержание театрального уголка определяется требованиями федеральных государственных образовательных стандартов — ФГОС. В соответствии с требованиями документа уголок как средство осуществления театрализации должен способствовать:
- тренировке памяти, процессов мышления,
- выработке социально-культурных и познавательных навыков,
- речевому и физическому развитию,
- воспитанию культуры познания себя и окружающих людей.
Паспорт включает 8 позиций с детальным описанием каждой:
- Название дошкольного образовательного учреждения.
- Название группы и уголка.
- Авторы-оформители.
- Зоны, входящие в проект. При зонировании уголка важно учитывать, что ширма и костюмерная с реквизитом — обязательные элементы, остальные организуются по усмотрению методического совета детского сада:
- костюмерная,
- гримёрная,
- мастерская по созданию декораций, кукол и других атрибутов,
- зона для зрителей,
- книги, аудио- и видеоматериалы,
- ширма,
- шкаф для хранения кукол,
- участок, представляющий результативность работы группы в области театрализации.
- Наполнение каждой зоны.
- Возраст детей.
- Перечень видов работы с учётом возраста ребят (выбираются подходящие для группы). Так, в первой младшей группе театрализация с перчаточными куклами будет слишком сложной для малышей, а вот постановка с куклами пальчикового театра — вполне посильной.
- Методические рекомендации. Указания, касающиеся регулярности, с которой нужно проводить занятия (например, 2 раза в неделю в форме кружковой работы), а также продолжительности занятий (в старшей группе — 20–25 минут). Кроме того, перечень задач, которые включены в общие образовательные цели для конкретной возрастной группы, список упражнений для развития навыков театрального мастерства, форма результативности работы (рисунки, проекты, фотографии).
Перегородка для переодеваний — достаточно громоздкий реквизит, поэтому на практике часто обходятся без неё.
Таблица: возможное наполнение зон театрального уголка (пункт №5 паспорта уголка)
Название зоны | Наполнение |
Костюмерная | Национальные костюмы, костюмы домашних и диких животных, птиц, шляпы, колпаки, перчатки, корзинки и прочее. |
Гримёрная | Аквагрим, парики, пенсне и прочее. |
Зона для зрителей | Стулья, касса, звонок. |
Зона для изготовления декораций | Краски, ленты, бросовый материал, бумага и прочее. |
Шкаф для хранения разных видов кукол | Ростовые, марионетки, персонажи настольного театра, фланелеграф, пальчиковый театр, бибабо, театр ложек с указанием имён персонажей. |
Книжная зона | Книги по актуальным темам, в том числе самодельные, книжки-панорамы, журналы, настольные игры. |
Музыкальная зона | Аудиотека, видеоматериалы, попевки (небольшие произведения с простой мелодией), частушки, песенки и пр. |
Ширма | Для пальчикового театра, для театра теней (старый телевизор и 2 лампы), перегородка, соответствующая росту малыша. |
Зона для расположения афиш и результатов работы по театрализации | Стенды, фото, рисунки, поделки и прочее. |
Описанное выше содержание зон является результатом анализа практического опыта воспитателей. В каждом отдельном случае педагог наполняет театральный уголок в соответствии с конкретными задачами образовательного процесса и возможностями детского сада.
Таблица: виды деятельности, возможные в театральном уголке (пункт №7 паспорта уголка)
Вид деятельности | Содержание |
Игровая | Театрализованные игры, игры-имитации, ролевые диалоги, инсценировки, режиссёрские игры, игры со строительным материалом, дидактические игры (с предметами, подвижные, сочинение сценариев и пр.). |
Чтение и обсуждение литературных произведений | Свободное общение, решение проблем, описанных в сюжете, оформление выставок рисунков, поделок по темам и пр. |
Рассматривание иллюстраций | Просмотр и обсуждение иллюстраций к различным художественным произведениям и т. п. |
Общение | Обсуждение, составление сценариев, игры, в том числе викторины после просмотра спектаклей и т. д. |
Познавательные элементы | Получение знаний о театре, профессиях с ним связанных, знакомство с жанрами театральных спектаклей и т. д. |
Продуктивная работа | Создание декораций, костюмов, иллюстраций к произведениям и пр. |
Музыкальное оформление | Шумовой оркестр, танцевальные этюды, исполнение песенок, частушек и пр. |
Просмотр и обсуждение спектаклей | Включить перечень спектаклей. |
Разыгрывание сказок | Перечислить сказки. |
Артикуляционная и пальчиковая гимнастики | Дать названия упражнений и прописать их цели. |
Примеры названий театрального уголка
Правильное оформление уголка включает уместно подобранное название. Оно необязательно должно перекликаться с названием группы, достаточно того, чтобы отражало соответствующую деятельность:
- «Группа … представляет»,
- «Сказочный остров»,
- «Театралы»,
- «Бабушкины сказки»,
- «И снова сказка нас зовёт»,
- «Сказка».
Работа в театральном уголке
Деятельность, связанная с театрализацией, в детском саду реализуется несколькими видами игровой активности:
- Режиссёрские игры. В них ребёнок лишь ведёт куклу, передавая образ персонажа интонацией и некоторыми другими приёмами. Возможности пантомимы здесь тоже очень ограничены, потому что игрушка практически статична (куклы на трости, марионетки).
- Драматизации. Малыш сам играет роль, не прибегая к посредничеству кукол. Юный актёр способен активно использовать интонацию, мимику, движения и жесты для вхождения в образ героя.
- Драматизации с бибабо, пальчиковыми, напольными или платковыми куклами. Малыш действует за персонажа, наделяя его своим голосом. Работа ведётся из-за ширмы или с персонажем в руках.
- Импровизация. Дети разыгрывают темы, а не сюжеты. Такая театрализованная деятельность почти не требует подготовительной работы, но является самой сложной разновидностью игры. Для импровизации может быть использован различный театральный реквизит.
Театральный уголок, в котором есть всё необходимое для соответствующей деятельности, позволяет создать в группе комфортную среду для развития творческих способностей воспитанников. Театрализация — особое направление образовательной программы для дошкольных учреждений, потому что даёт детям возможность не только исследовать окружающий мир, но и учиться жить с ним в согласии. Кроме того, театрализация помогает ребятишкам стать более уверенными в себе, что немаловажно и для их личностного роста — а значит, без театрального уголка детскому саду нельзя.