В образовательной программе ДОУ есть несколько обширных тем, которые изучаются с детьми всех возрастных групп. Например, тема «Транспорт». При этом материалы меняются, дополняются, расширяется набор методических приёмов для освещения вопроса. Все эти наработки требуют систематизации. И на помощь приходит лэпбук — пособие, призванное организовать информацию и виды работы по теме. Рассмотрим алгоритм составления этого универсального пособия на тему «Транспорт».
Несколько важных теоретических аспектов составления лэпбука
Если лэпбук создаётся для работы в детском саду, то роль координатора проекта выполняет педагог. Именно он подбирает материалы или направляет родителей и детей в выборе содержательного компонента, а также придумывает или утверждает/опровергает форму пособия. Если лэпбук составляется для домашнего пользования, то весь творческий процесс ложится на плечи взрослого члена семьи и ребёнка. В детском саду дети уже со второй младшей группы участвуют в оформлении пособия: клеят картинки, складывают конверты. В старшей группе ребята сами выбирают интересные материалы, ищут игры, загадки, стихотворения по теме.
Как выбрать форму лэпбука
Форма пособия диктуется самой темой: для транспорта оригинальной и интересной будет папка-брошюра в форме машинки или вагона поезда. При этом проверенными и не менее актуальными будут:
- классическая папка-передвижка с двумя створками для малышей и с 3–4 створками для ребят средней и старших групп,
- папка-гармошка для детей старшей и подготовительной групп (малышам может быть сложно сориентироваться в складывании/раскладывании страниц).
Варианты организации и форматов материалов
Что касается распределения блоков материалов, то самыми удобными для этого оказываются кармашки для малышей и конверты для ребят средней, старших групп.
Кроме того, содержание лэпбука можно организовать в:
- конверты в форме машинок,
- мини-книжки,
- окошки (например, для знакомства малышей с видами транспорта, ленту с картинками можно передвигать в окошке так, чтобы показалась та или иная изучаемая машинка),
- дверцы (по принципу лэпбука с двумя створками), где обычно размещается тематическое стихотворение или информационный блок,
- рулетку, где на сегментах круга располагается информация о разных видах транспорта (пассажирском, грузовом, специальном и т. д.).
Все тексты, картинки в лэпбуке оформляются на картонных или заламинированных бумажных карточках разной формы и размера.
Выбирая форматы презентации содержания пособия на транспортную тему, стоит обратить внимание на следующие:
- картинки для описания машинок, а также для иллюстрации текстового материала,
- пазлы — игровой приём, который помогает ребятам запомнить внешний облик разных транспортных средств,
- игры — описание условий даётся на карточках,
- рифмовки — для малышей это база информационного блока,
- загадки — начиная со второй младшей группы, когда у ребят уже будет минимальный опыт для ответов на вопросы,
- пословицы и поговорки – обычно этот блок включается в лэпбук для старших дошколят,
- шаблоны для раскрашивания,
- CD с аудиовизуальными материалами — мультфильмами по теме, записями весёлой песенки о транспорте и звуков разных видов средств передвижения.
Мастер-класс по оформлению лэпбука «Транспорт»
Рассмотрим вариант составления пособия для дошкольников среднего и старшего возраста.
Материалы и инструменты:
- картонная папка с завязками,
- цветная бумага,
- цветной картон (для круга),
- клей ПВА,
- клей-карандаш (для удобства наклеивания конвертов, картинок и пр.),
- ножницы,
- распечатанные названия блоков лэпбука,
- картинки для оформления папки.
Инструкция:
- На обложку приклеиваем картинку и название пособия.
- Обклеиваем лэпбук изнутри цветной бумагой.
- Начинаем оформление правой створки. Размещаем на ней два закрытых конверта вверху, книжку-гармошку слева внизу и картинку с текстом слева внизу. На оставшихся местах размещаем кармашки с играми.
- Работаем со средней створкой. На верхний «язычок» приклеиваем название блока, на самой створке размещаем кармашки с картинками по теме, а также круг с сегментами для классификации видов транспорта.
- Правую створку посвящаем кармашкам и конвертам с играми и раскрасками по теме.
Фотогалерея: примеры готовых пособий на транспортную тему
Тема, связанная с разными видами транспорта, позволяет экспериментировать с формой основы для пособия
Основа пособия в виде папки с завязками является надёжной для хранения материалов
Основа в виде машинки обычно делается с двумя створками
Лэпбук с несколькими створками позволяет систематизировать блоки с материалами по страницам
Видео: видеообзор лэпбука «Транспорт»
Видео: опыт составления лэпбука «Транспорт»
Какие материалы можно включить в пособие
Все материалы в пособии делятся на несколько блоков.
Информационный блок
В этот раздел включается общая информация о:
- видах транспорта,
- значении транспорта в жизни человека,
- занимательных фактах, связанных с транспортом,
- истории создания некоторых транспортных средств.
Блок со стихотворениями
В пособие для малышей включаются короткие рифмовки, четверостишья, например, о машинах-помощниках:
- Если в новое жильё Мебель вам доставить нужно, Привезёт КамАЗ её, Ну-ка, выгружайте дружно!
- Сохранит фургон легко В целости любые грузы. Хлеб возил и молоко, А теперь везёт арбузы.
- Самосвал тяжёл, высок, Все его отлично знают. Может высыпать песок, Просто кузов поднимая.
Ребятам средней группы будут любопытны стихотворения о разных видах транспорта:
- Я ночую в гараже… Хватит, выспался уже! Я бензином подкреплюсь, ведь уже в начале дня Пассажиры ждут меня. Всем в салоне хватит мест, Заплатите за проезд.
- Я троллейбус, транспорт умный, Быстрый и почти бесшумный. Я по рельсам не стучу, Я колёсами кручу, Без бензина обхожусь, Я весь день для вас тружусь. Вот беда! Отключён свет, – Мне без света хода нет.
- Мне смеются вслед машины: Где же дым и где же бак? Я катаюсь без бензина, Я катаюсь просто так. Руль, педали есть, и шины — Я ведь тоже легковой, Но сказать, что я машина, Может только постовой!
Для старших дошколят подборку можно сделать из русских классиков.
Блок с загадками
Чем младше целевая аудитория, тем проще должны быть загадки. Так, ребятам второй младшей и средней групп будут посильны загадки с договорками, то есть с ответами по рифме:
- — Я стучу, стучу, стучу, Далеко тебя качу! А над речкой, на мосту Просигналю всем: «Ту-ту!» На вокзал тебя привёз. Знаешь, кто я? … (Паровоз),
- — Я, как птица, вверх взмываю, Океан перелетаю! Облака плывут кругом, Крылья блещут серебром — Кто, скажи, я? … (Самолёт)!
- — Я рабочая машина — Вот мой кузов и кабина. Я тяжёлый, я большой, Знаешь, мощный я какой! Грузы я возить привык. Кто, скажи, я? … (Грузовик).
Старшим дошкольникам загадки можно подбирать посложнее:
- Эта тучка на колёсах Дождь по городу везёт. Станут чистыми дороги, Если тучка их польёт. (Поливальная машина),
- Без окон у него вагоны, Да и платформы без дверей. Он перевозит грузов тонны, Чтоб там их разгрузить скорей. (Товарный поезд),
- Груз любой рукой достанет Этот чудо-великан. Без него и стройка встанет. Угадал? (Подъёмный кран).
Блок с играми
Материалы этого блока могут быть собраны на одной створке лэпбука, а могут быть рассредоточены по разным страницам.
Таблица: примеры для игрового блока лэпбука «Транспорт»
Как называется игра | Условия | Возраст целевой аудитории |
Дидактические игры | ||
«Четвёртый лишний» | Дети определяют лишний вид транспорта из четырёх предложенных на картинке изображений. | Младший, средний |
«Кто управляет этими видами транспорта» | Педагог показывает тематические картинки с видами транспорта, дети называют, как называется человек, который ими управляет. | Средний и старший |
Пазлы | Ребята собирают картинки из элементов (малыши — из 4–6, воспитанники средней группы — из 8–10, старшие дошкольники — из 16–20). | |
Подвижные игры | ||
«Поезд» |
| Младший, средний |
«Автомобили» |
| |
«Такси» |
| Средний, старший |
«Самолёт» |
| Младший, средний |
«Пантомима» | Дети показывают разные виды транспорта, слова не говорят, но звуки произносят:
| Старший |
Пальчиковые игры | ||
«Кораблик» |
| Младший |
Фотогалерея: иллюстративный материал к игре «Четвёртый лишний» и к пазлам
Собирая пазл с этой машиной, дети тренируют порядковый счёт
Для старших дошкольников картинку можно разрезать на элементы неправильной формы
Картинки для пазлов лучше заламинировать или обклеить скотчем
На этой карточке в игре «Четвёртый лишний» будет вертолёт, так как он является воздушным видом транспорта
На этой карточке в игре «Четвёртый лишний» будет лишним парусник, так как он является водным видом транспорта
На этой карточке в игре «Четвёртый лишний» будет лишним автомобиль, так как остальные — водные виды транспорта
Литературные произведения по теме
Важной частью лэпбука является блок с произведениями художественной литературы, которые представлены либо полными текстами, либо отрывками. На них ребята практикуются в обсуждении прочитанного/прослушанного, а также тренируются пересказывать тексты. В литературной подборке по теме «Транспорт» есть произведения на любой возраст.
Блок визуальных материалов
Наглядность является важной частью пособия, так как обеспечивает эстетическую привлекательность и помогает реализовать целый комплекс видов работы с детьми: описание картинок, беседы на основе просмотренных видеоматериалов и т. п.
Основой основ визуального блока являются тематические картинки с разными видами транспорта.
Фотогалерея: подборка картинок по теме «Транспорт»
Для малышей можно использовать анимационные изображения транспортных средств
Картинки лучше распечатывать на цветном принтере
В тематические картинки стоит также включить изображение движения автотранспорта по трассе
В пособие для старших ребят можно включить картинки с изображением эмблем разных производителей автомобилей
Видео: мультфильм «Малышарики» – подборка серий про разные виды транспорта
Видео: развивающий мультфильм «Виды транспорта»
Видео: мультфильм «Грузовичок Лёва» – собираем разные машинки
Видео: песенка о летающих видах транспорта
Видео: песенки Синего трактора про экскаватор и ракету
Блок заданий на смекалку и развитие творческих способностей
В этом блоке представлены:
- лабиринты (уже со второй младшей группы),
- ребусы для ребят средней и старшей групп,
- кроссворды для старших дошколят,
- раскраски для детей любого возраста, но для ребят первой и второй младших групп рисунки должны быть максимально простыми, подойдут анимационные картинки, для воспитанников старших групп в подборку можно включать реалистичные изображения.
Фотогалерея: примеры ребусов, лабиринта и кроссворда по теме «Транспорт»
Ответ: вертолёт
Ответ: трамвай
Младшие дошкольники водят по лабиринту пальчиком, а старшие могут прокладывать путь карандашом
Вопросами к кроссворду могут быть картинки, а не словесное описание транспорта
Фотогалерея: подборка шаблонов для раскрашивания по теме «Транспорт»
На шаблонах с крупными деталями малыши практикуются в раскрашивании чётко в границах изображения
Картинки с мелкими деталями лучше раскрашивать карандашами
Самосвал можно раскрасить красками
Завершив раскрашивание корабля, можно предложить старшим дошкольникам придумать ему название
Раскрашивая грузовик, ребята могут пофантазировать на предмет грузов, которые он перевозит
Как работать с лэпбуком «Транспорт»
С пособием можно работать как дома, так и в детском саду. Алгоритм использования будет одинаковым: знакомство с темой можно организовывать через работу с тематическими картинками, текстами художественной литературы, загадками и стихотворениями, отработку материала можно делать на играх, обсуждении мультфильмов, а для закрепления изученного привлекать задания на смекалку.
В детском саду обобщающие занятия могут быть полностью выстроены на основе лэпбука:
- вводный этап НОД — загадки, рифмовки,
- основной этап — беседа на основе стихотворений, информационного блока,
- заключительный этап — игры, творческие задания.
Отзывы
Лэпбук «Транспорт» я создавала вместе с детьми старшей группы. Дети вместе со мной составляли конструктор лэпбука (план), участвовали в отборе информации и, конечно же, резали, клеили, раскрашивали. Лэпбук сделан своими руками и это придаёт ему особую образовательную ценность. Лэпбук пользуется большим спросом среди детей (это видно по его немного потрёпанному внешнему виду), но я рассматриваю этот факт как, безусловно, положительный.
Петинова Е.В.
https://www.o-detstve.ru/users/54812/articles/164580-lepbuk-transport.html
Пособие помогает в интересной форме познакомить детей с разными видами транспорта (водный, воздушный, наземный), расширить знания детей о назначении и особенностях различных видов транспорта. Задания, собранные в пособии, соответствуют возрасту детей. С помощью заданий у детей развивается логическое мышление, фантазия и воображение, мелкая моторика рук, формируются представления о воздушном, наземном и водном транспорте, закрепляется знание основных цветов, размера, формы, количества.
Ковтун Н.А.
https://урок.рф/library/lepbuk_transport_154815.html
Лэпбук — это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребёнок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению. В интерактивной папке собирается материал по теме: сюжетные картинки с изображением транспорта, загадки, стихотворения о транспорте, дидактические игры, раскраски. Малыши с удовольствием рассматривали сюжетные картинки, отгадывали загадки, повторяли стихи. Для самостоятельной деятельности детям были предложены дидактические игры. Создание пособия — это заключительный этап самостоятельной исследовательской работы, которую ребёнок совместно со взрослыми проделал в ходе изучения данной темы. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.
Лазарева Е.А., Кармелюк М.Н.
http://ds24.snzsite.ru/index.php/solnyshko/gruppy/gruppa-1/835-lepbuk-po-teme-transport
Лэпбук «Транспорт» позволяет не только организовать знакомство с материалом, но отработать его в занимательной форме. Причём формат проведения занятия может быть как групповым, так и индивидуальным. В любом случае детям, открывшим папку с яркими кармашками и конвертами, не придётся скучать.