Методические аспекты работы по познавательному развитию в старшей группе детского сада

Формирование личного опыта малыша, его отношения к миру, а также потребности в познании нового и ещё неизведанного — это основа основ работы с дошкольниками, на которую будут наращиваться новые задачи на последующих ступенях образования. В связи с этим особое место в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) занимает познавательное развитие, имеющее свои специфические черты в зависимости от возраста воспитанников. Рассмотрим тонкости методики организации работы, направленной на познавательное развитие ребят старшей возрастной группы (дети 5–6 лет).

Цели, задачи и виды занятий по познавательному развитию в старшей группе ДОУ

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), определяющим стратегию образования дошкольников в целом, развитию сферы познания отведена принципиальная роль. При этом в документе фигурируют три термина, имеющие непосредственное отношение к этому вопросу:

  • Познавательные интересы — потребность малыша узнавать новое, уточнять неясное о качественных характеристиках, свойствах объектов окружающей действительности, а также желание понять их сущность, выявить причинно-следственные связи.
  • Познавательные действия — разные виды активности детей, нацеленные на получение знаний, формирование умений и развитие навыков. В том числе и экспериментальная деятельность.
  • Познавательное развитие — это изменения количественного и качественного характера в психологических процессах сферы познания, происходящие под влиянием возрастного фактора, среды, в которой ребёнок живёт, и пополнения собственного опыта малыша. То есть познавательное развитие подразумевает обогащение круга познавательных интересов под влиянием осуществления познавательных действий.

Мальчик и нарисованная рядом с ним лампочка

Сфера познавательных интересов дошкольника расширяется год от года

По ФГОС, к целям развития познавательной сферы детей 5–6 лет относится:

  • расширение набора качеств интеллектуального свойства, то есть развитие умственных способностей,
  • получение представлений о людях, о самом себе и о других объектах окружающего мира,
  • формирование предпосылок дальнейшей учебной деятельности (для детей 5–6 лет это особенно важно, так как в школе им предстоит не просто получать готовый набор знаний, умений и навыков, а находить и развивать их при помощи собственных познавательных действий, опираясь, в том числе и на личные познавательные интересы),
  • развитие творческих способностей,
  • воспитание общей культуры личности (обогащение кругозора малышей).

Познавательные интересы детей старшей группы и задачи развития сферы познания

Если цели развития сферы познания едины для детей всех возрастов, смешаются только акценты в ней, то задачи носят более конкретный характер в зависимости от уровня развития интересов сферы познания, которые в 5–6 лет характеризуются:

  • усидчивостью (в сравнении с воспитанниками младшего и среднего дошкольного возраста, ребята старшей группы более сосредоточены на том предмете, который им любопытен, и не теряют интереса к нему долгое время),Дети сидят на стульчиках

    В старшем дошкольном возрасте малыши могут концентрировать внимание на интересном им объекте дольше, чем в младшей или средней группе

  • избирательностью (как и в младших возрастных группах, дети делают только то, что им нравится, что во многом определяет эту характерную черту как фактор сопротивления — «переключить» ребят с того, что интересно, на то, что нужно и определено программой, бывает очень сложно),
  • способностью вникнуть в сущность отношений между рассматриваемыми объектами, установить связи между ними (видя, как на стенках стакана оседают капельки пара, малыши сами могут прийти к выводу, что пар — это вода),
  • стремлением опытного поиска ответа на поставленный вопрос (детям очень нравится роль исследователя, учёного, проводящего опыты, ищущего информацию в справочниках).

Исходя из этих характеристик возраста, задачами работы по познавательному развитию ребят старшей группы являются:

  • продолжение расширения представлений о качественных характеристиках объектов окружающей среды (материале, ритме, количестве, части и целом, динамике и покое и т. д.) и их взаимосвязях (причинах, следствиях),
  • обогащение багажа знаний о планете Земля, об Отечестве, родном городе, культурных традициях народа (обычаях, праздниках),
  • освоение умений и навыков, требующихся будущему школьнику (умение находить нужную информацию в справочных источниках, пытаться выделять основную мысль в материале),
  • вовлечение ребят в проектную деятельность — как индивидуальную, так и групповую (дошкольники учатся творчески оформлять полученные знания, выделять в них главное, а также распределять роли в проектной группе — один рисует, другой подбирает картинки, третий ищет информацию и т. д.),
  • обогащение спектра интересующих детей тем (так, в старшем дошкольном возрасте, как правило, ребята более аргументировано отвечают на вопрос о будущей профессии, приводя в качестве аргументов реально существующие аспекты выбранного рода занятий — окулистом, чтобы прописать хорошие очки для бабушки, строителем, чтобы сделать красивую игровую площадку во дворе и т. д.).

Компоненты работы по познавательному развитию

Познавательное развитие красной линией проходит через весь учебно-воспитательный процесс в ДОУ. Поэтому в реализации целей и задач этого направления образования в работе педагога важен системный подход, который включает:

  • мониторинг современных методов и подходов к познавательному развитию дошкольников (выбор программных направлений, технологий),
  • создание оптимальных условий для осуществления работы по познавательному развитию (использование возможностей компьютера, проектных методов и пр.),
  • тесную взаимосвязь с мамами и папами воспитанников (дошкольники должны развивать свои познавательные интересы не только в детском саду, но и дома).

Это интересно. Одним из методов работы по развитию сферы познания является ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, которая предполагает получение детьми задачи и полной свободы в поиске её решения. Например, в группе у всех воспитанников одинаковые чашки. Альтернативой стандартному решению (наклеить на каждую кружку какую-то картинку) может быть метод ТРИЗ, когда ребятам озвучивается проблема (надо придумать, как отличать посуду), а затем дошкольники сами предлагают способы её решения.

Дети и педагог в бумажных шляпах

Методы ТРИЗ-педагогики развивают познавательные и творческие способности дошкольников

Виды занятий

Поскольку задачи развития сферы познания носят сквозной характер в процессе образования, то они включаются в любой вид деятельности, практикуемый у дошкольников. А значит, познавательные действия, способствующие расширению познавательных интересов, что в целом обеспечивает познавательное развитие, включаются во все виды занятий в старшей группе ДОУ:

  • формирование целостной картины мира (ФЦКМ),
  • развитие речи,
  • чтение художественной литературы,
  • ознакомление с природным окружением,
  • формирование элементарных математических представлений (ФЭМП),
  • подготовку к школе (в эти занятия входят элементы всех других видов непосредственной образовательной деятельности — НОД),
  • физкультуру (например, при расширении представлений об отдельных видах спорта, способах взаимодействия с мячом и пр.),
  • музыку.

Кроме того, познавательное развитие является одной из целей проведения:

  • режимных моментов (например, на прогулке дети проводят наблюдения или опыты и т. д.),
  • развлечений (викторин, конкурсов и т. д.),
  • досуговых мероприятий (утренников, праздников).

Как индивидуализировать работу по познавательному развитию

Все дети разные, а значит, и уровень развития познавательных интересов у них неодинаковый. Кто-то старается анализировать увиденное, устанавливая связи между рассматриваемыми объектами, а кто-то предпочитает действовать опытным путём, получая информацию, но не особо стремясь сравнивать её с уже имеющейся. Естественно, что и приёмы в работе с такими детьми должны быть разными: первым подойдут наглядные, а вторым — практические. Но при этом педагог должен совместить взаимодействие и с теми, и с другими в рамках хронометража отрезка учебно-воспитательной работы.

Как этого добиться? На своём опыте я убедилась, что ответ прост и сложен одновременно: индивидуализацией заданий, а также поиском оптимальных способов компенсирования и взаимообогащения познавательных интересов детей. Применительно к примеру, описанному выше, индивидуализация может заключаться в применении практического приёма проектирования. Так, в рамках изучения темы «Всё про пуговицу» на занятиях по ФЦКМ дети-«добытчики» знаний могут собирать и приносить информацию по теме (экземпляры разных пуговиц), а ребята-«аналитики» сравнивать эти наработки, группируя их по материалу, времени изготовления, форме, цвету, размеру и пр. При этом работать «добытчики» и «аналитики» должны вместе, в одной группе, чтобы иметь возможность наблюдать различные способы реализации поставленной цели.

Мальчик поливает почву в специальных горшочках, дети наблюдают

Для познавательного развития важна групповая форма активности, позволяющая детям наблюдать манеру работы друг друга

Приёмы познавательного развития детей 5–6 лет

Компоненты реализации целей и задач познавательного развития включены во все виды активности в детском саду, а значит, представляют собой платформу для применения всех используемых в учебно-воспитательном процессе методических приёмов. Если объединить их в блоки по типу воздействия на интеллектуальную и эмоционально-познавательную сферы дошкольника, то перед нами предстанет несколько групп.

Наглядные приёмы

Эти способы взаимодействия должны сопровождать любой вид деятельности дошкольников, у которых, исходя из особенностей восприятия окружающего мира, получение информации идёт прежде всего через зрение. Именно поэтому на занятиях, при проведении развлечений, досуговых мероприятий в достаточном объёме по теме детям должны быть предложены:

  • картинки (иллюстрирующие сюжеты изучаемых произведений, вопросы темы и пр.),
  • схемы (например, на занятиях по подготовке к школе при рассмотрении тем, связанных с прописыванием букв),
  • демонстрационные материалы (к ним можно отнести видеоролики, презентации, мультфильмы по теме),
  • элементы показа (имеется в виду презентация порядка выполнения того или иного действия педагогом, например, при постановке сказки для утренника воспитатель на репетициях показывает образы всех персонажей, чтобы детям было легче сориентироваться в исполнении своей роли).Воспитатель показывает ребятам опыт со свечками

    Некоторые виды деятельности, например, опыты с огнём, дети лишь наблюдают

Эти приёмы активно используются в качестве мотивационных, актуализирующих опорные знания ребят по теме.

Видео: эксперименты с воздухом

Практические способы взаимодействия

Практическое освоение мира является важным аспектом познавательного развития, поэтому этой группе приёмов стоит уделить особое внимание:

  • наблюдения за явлениями природы, трудом человека, транспортом и пр. (проводятся как в группе, так и на улице),
  • экскурсии (один из самых эффективных способов получить личный опыт, составить собственное мнение по тому или иному поводу),
  • опытная деятельность (проведение экспериментов с водой, песком, воздухом и др.),Дети сидят за столиками с материалами для опытов с водой

    Опытная деятельность, кроме всего прочего, приучает ребят тщательно готовить рабочее место и следить за общим порядком

  • коллекционирование (дети в группе могут собирать общую коллекцию, например, значков, марок по отдельным темам, или периодически рассказывать о результатах пополнения своих личных коллекций),
  • проектирование:
    • информационно-исследовательское с чёткой структурой, целями, обозначенной значимостью,
    • творческое, развивающееся по интересам участников — составление сценариев, программ концертов и пр.,
    • игровое, в котором ребята берут на себя исполнение ролей персонажей.

Таблица: картотека опытов и наблюдений в старшей группе

Название Цель Описание
Опыты
Зачем нужна вода
  • Развивать представления ребят о необходимости воды для всего живого,
  • учить делать выводы и анализировать.
Дети выбирают один цветок из букета и оставляют его без воды. Через день описывают, что случилось с опытным образцом и анализируют роль воды в этом.
Свойства песка
  • Познакомить со свойствами песка,
  • развивать наблюдательность.
Ребята насыпают сухой песок в мисочку, переворачивают её, описывают увиденное (песок рассыпался). Затем нужно намочить материал, проделать тот же опыт, сделать вывод (мокрый песок держит форму, так как под действием воды песчинки слипаются).
Наблюдения
За пауком
  • Обогащать знания относительно внешнего вида паука, манеры его поведения,
  • формировать реалистические представления о природе.
Дети наблюдают за пауком на участке, его жизненным проявлениями, сравнивают с теми представителями отряда, которые есть на картинках в энциклопедии, справочниках.
За грузовой машиной Учить выделять отличительные признаки грузового автомобиля и легкового. Дети сравнивают общий вид двух машин на дороге вблизи участка, называют части автомобилей.

Моделирование

Стоит отдельно остановиться на приёме, синтезирующем наглядный и практический способ взаимодействия. Речь идёт о моделировании — приём наглядно-практического характера, предполагающий познание окружающего мира через созданные модели. Модели могут быть трёх видов.

Таблица: виды моделирования

Вид Описание Пример
Готовые модели Дети получают наглядное представление об изучаемом предмете, иллюстрируя его, выделяя взаимосвязи. В дальнейшей работе ребята воспроизводят ту или иную ситуацию, опираясь на этот образец. При изучении темы «Части суток» Гном на занятие приносит и объясняет модель, на которой изображены в виде сегментов круга части суток: утро — жёлтый сегмент, день — зелёный, вечер — оранжевый, ночь — синий.
Создание модели вместе с педагогом По ходу рассмотрения темы дети и педагог при помощи воспитанников, опирающихся на свой опыт, делают модель. Ребята помогают гному разобраться, чем тот занимается в разное время суток, затем вместе с педагогом дети выбирают подходящие цвета, условные обозначения для разных частей суток, анализируя каждый элемент модели.
Модель как способ обобщения изученного материала Дети творчески проектируют модель, опираясь на личный опыт и имеющиеся материалы. Ребята помогают Фее Времени создать модель суток, используя конструктор, картон, пластилин, карандаши, счётные палочки и т. д. После этого дети обязательно защищают свой проект в рамках фестиваля «Город мастеров». Такие проекты могут выполняться индивидуально или в группе либо быть частью совместной деятельности с родителями.

Группа словесных способов взаимодействия

Речевое взаимодействие с детьми крайне важно в любом возрасте. Но старшим дошкольникам именно словесные приёмы работы, в частности, восприятие речи взрослого, помогают отработать навык построения логичных монологических и диалогических высказываний, усвоить грамматический строй языка, пополнить словарный запас. Кроме того, в процессе речевого взаимодействия педагог имеет возможность выявить и в определённой степени откорректировать нарушения звукопроизношения у малышей.

Воспитательница показывает указкой на картинку, дети наблюдают

Словесные приёмы сопровождаются наглядностью

Объяснение

Этот словесный приём относится к незаменимым в работе с детьми. Любой вид деятельности, ход выполнения задания, явление или понятие дошкольникам нужно разъяснять. При этом педагог не должен забывать, что для объяснения нужно:

  • подбирать понятные ребятам слова,
  • по возможности при повторах использовать одинаковый набор языковых средств,
  • пользоваться средствами выразительности речи.

Беседа

В старшем дошкольном возрасте этот приём носит характер поиска решения проблемной задачи. Дети обсуждают ту или иную проблему, стараются найти её решение. Например, как помочь героям сказки выбраться из сложной ситуации и т. д. При этом педагог может составлять базовый набор вопросов для такой беседы.

Загадки и стихотворения

Один из наиболее эффективных способов мотивировать дошкольников на работу, а именно объединить одним видом деятельности, сгруппировать. Это достигается, с одной стороны, воздействием рифмованных строчек, которые привлекают внимание детей, а с другой — азартом дать ответ быстрее товарища, если речь идёт о загадках.

Дети и воспитательница с мячом в руках сидят в кругу на ковре

Отгадывание загадок может быть организовано в форме игры с мячом: кто поймал, тому и давать ответ

В работе со старшими дошкольниками в своей практике при изучении темы «Части тела» я предлагаю детям такие загадки:

  • Стоят два кола,
    На колах — бочка,
    На бочке — кочка,
    На кочке — лес дремучий. (Человек).


  • Белые силачи
    Рубят калачи,
    А красный говорун
    Новые подкладывает. (Зубы, язык).


  • Пять братьев, —
    Годами равны,
    А ростом — разные. (Пальцы).

А вот ввести дошкольников в тему «Магнит» можно с помощью стихотворения:

  • Хоть я вовсе не планета,
    У меня есть полюса.
    Рук и ног в помине нету,
    Но хватать могу я сам
    Гвозди, ножницы, кастрюли,
    Винтики, булавки, пули —
    Всё железное манит,
    Тянет на себя магнит.






Сказки

Сказочные сюжеты являются одним из самых действенных способов включить детей в работу. Кроме того, если тема касается морально-этических вопросов, то такие истории могут выступать фундаментом для выстраивания структуры занятия. Поэтому часто педагоги выступают в роли сказочников, сочиняя рассказы под тот или иной вопрос, рассматриваемый на занятии, или при проведении режимных моментов. Такие истории должны быть:

  • короткими (пространные описания природы и персонажей убираем сразу),
  • с не слишком запутанным сюжетом (иначе детям будет сложно сориентироваться во всех сказочных перипетиях),
  • доступными для понимания ребят (это требование касается в большей степени подбора слов и грамматических конструкций, легко воспринимаемых на слух).

Своим воспитанникам при изучении темы «Бумага» на уроках по ФЦКМ я рассказываю сказку о том, как делают этот материал: «Как Фантик родственников нашёл». «Жил-был один яркий Фантик. Раньше в него была завёрнута вкусная карамелька, но её съели, а Фантик остался. Полежал-полежал он на столе и стал осматриваться. Вдруг видит: на него пристально так, улыбаясь, смотрит раскрытая Книга. Вот Фантик и спрашивает: «А чего это ты улыбаешься?» А Книга и говорит ему, что очень рада родственника найти. Но Фантик ответил, что она — такая бледная, неяркая — никак не может быть его родственницей, ведь он — восхитительный красавец! И тогда Книга рассказала, что все фантики, книги, альбомы, тетради, плакаты — родственники. Однажды человек увидел, как разрослись леса, и большие деревья стали падать от старости, придавливая своим весом молодняк. Тогда стали люди вырубать старые деревья и размалывать их в крошку, которую затем проваривали до образования целлюлозы — такой особой «каши» с добавлением клея, мела и других компонентов вместо соли и сахара. С помощью специальных машин эту кашу процеживали, размазывали тонким слоем, сушили, гладили и сворачивали рулонами. Так получалась и получается до сих пор бумага. И в зависимости от количества добавок (клея, мела и пр.) бумага может быть разной. Тонкой, плотной, гладкой, шершавой. Для тетрадей, для книг, для альбомов, для фантиков. Так что у Фантика на самом деле много родственников. Обрадовался Фантик, что у него такая большая семья и перестал зазнаваться».

После прослушивания сказки я предлагаю ребятам ответить на такие вопросы:

  • Почему Книга пристально смотрела на Фантика?
  • Почему Фантик не был рад, что Книга — его родственница?
  • Как делают бумагу?
  • Чему обрадовался Фантик в конце?

Важно, чтобы в блок вопросов входили проблемные, помогающие ребятам не только осмыслить суть, но и выявить причинно-следственные связи между событиями, сделать выводы.

Педагог читает детям книгу

Если тема позволяет, то сюжет сказки может быть классическим

Чтение

Наиболее действенным этот приём оказывается в том случае, если дети уже сами умеют читать. Зачитывающий получает мощную мотивацию к дальнейшему исследованию изучаемого вопроса, а слушающие — ещё и к освоению важного навыка. Кроме того, педагог сам может представлять некоторые информационные блоки, зачитывая материал из книги. Важно, чтобы эти отрывки не были слишком длинными, а также не включали слишком сложные синтаксические конструкции и слова.

Игровые приёмы

Безусловно, учитывая ведущий тип деятельности дошкольников, для познавательного развития наиболее значимыми оказываются игры.

Обучающие игры

Дидактические игры являются самым действенным приёмом с точки зрения развития познавательных интересов и расширения арсенала познавательных действий, так как:

  • знакомят детей с новой информацией,
  • помогают отработать и закрепить новый материал на практике,
  • способствуют повторению изученного ранее.

Дидактические игры могут быть двух типов:

  • опирающиеся на содержание игры,
  • ориентированные на материал, используемый для игры.

Настольная дидактическая игра по экологии

Дидактические игры важны для познавательного развития дошкольников

Таблица: примеры дидактических игр для познавательного развития в старшей группе

Тип игры Вид Название Цели Суть
Игры с опорой на суть игровых действий Логическая «Опиши предмет»
  • Расширять представления детей о категориях характеристик для описания (по размеру, материалу, времени изготовления и пр.),
  • развивать внимание.
Каждый ребёнок выбирает себе объект и описывает его не называя. Задача остальных участников: угадать, о чём речь, и продолжить ряд описания.
Речевая «Какое слово заблудилось» Развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова. Педагог зачитывает набор из 8–10 предложений, в которых есть слова, не подходящие по смыслу. Задача детей исправить ошибку. Например, «На стеблях цветов клумбы мы увидели, как ползёт … лук» (жук).
Сенсорная «Что слышно»
  • Тренировать слуховое восприятие,
  • развивать внимательность.
Педагог за ширмой производит несколько звуков (деревянными ложками, страницами книги, колокольчиком и пр.). Задача детей — угадать как можно больше источников звуков.
Музыкальная «Послушай и покажи»
  • Расширять представления об изобразительных свойствах музыки,
  • развивать произвольное внимание.
Педагог ставит аудиозаписи разных музыкальных жанров (высоты звучания, инструментов и пр.), а ребёнок под каждый звук выполняет закреплённое условиями движение (становится в позу «ласточки», вытягивает вперёд руки и пр.).
Игры с опорой на используемый материал Настольно-печатная Домино «Интерьер»
  • Расширять представления о предметах мебели и их назначении,
  • формировать умение работать в парах и мини-группах.
Дети в двух командах складывают фишки с изображениями предметов мебели, рассказывая об их назначении.
Игра с предметами В роли «оборудования» для игры выступают игрушки, природный материал, дидактические пособия (кубики, счётные палочки и пр.). Например, освоить понятия «больше», «меньше», «поровну» ребятам легче на каштанах для ёжика и медвежонка.
Интерактивная В играх этого вида используются специальные компьютерные программы, призванные тренировать учебные навыки дошкольников. Например, тренажёр счёта или электронный календарь природы.

Игры подвижного характера

Этот вид игр помогает детям физически развиваться, повышать эмоциональный тонус, что, в свою очередь, способствует гармоничному росту, а также пополнению личного опыта дошкольников. То есть подвижные игры выполняют сопутствующую функцию для познавательного развития.

Дети держат цветной шатёр

Подвижные игры дают выход двигательной активности, и от процесса познания дошкольников уже ничего не отвлекает

Таблица: примеры подвижных игр

Название игры Цели Ход игры
«Мышеловка»
  • Развивать умение согласовывать движения со словами,
  • тренировать ловкость,
  • упражнять в беге, прыжках.
Дети делятся на две неравные команды. Участники одной образуют круг и, взявшись за руки, начинают двигаться в убыстряющемся темпе. Остальные игроки бегают в разных направлениях. По сигналу «Мышеловка отрывается» ребята из круга поднимают руки, а «мыши» забегают внутрь. По сигналу «Мышеловка захлопывается» участники в кругу опускают руки, а «мыши» стараются до этого момента выбежать за пределы ловушки. Кто не успел, становится частью мышеловки.
«Ловишки с лентами»
  • Развивать сообразительность,
  • тренировать скорость реакции.
Дети берут ленточку и закладывают её за пояс. Один участник без ленты, он — ловишка, который, пока ребята бегают, должен выхватить «трофей». По сигналу «Становитесь в круг» дети с лентами строятся, а без — отходят в сторону.
«Затейники» (игра малой подвижности)
  • Способствовать творческому подходу к выполнению заданий,
  • тренировать внимательность.
Дети ходят по кругу, в центре которого игрок-«затейник». По сигналу все останавливаются, а «затейник» показывает любое движение, которое остальные должны повторить.

Театрализованные игры

Один из приёмов развития творческих способностей — привлечение ребят к театрализованным играм:

  • сюжетно-ролевым, в которых дошкольники показывают бытовые ситуации, опираясь на свой опыт, к примеру, покупки в магазине, приём в больнице,
  • режиссёрским, где игровые действия опираются на придуманный самими ребятами или педагогом сюжет (например, взаимодействие персонажей фланелеграфа по ходу рассказа воспитателя),
  • драматизациям, основанным на выполнении детьми игровых действий по предложенному педагогом сценарию (утренники, сценки из сказок и т. д.),Дети в костюмах для постановки

    Театрализованные игры способствуют не только творческому, но и познавательному развитию

  • пальчиковым играм как элементу физкультпауз, направленным на стимуляцию работы речевых центров и подготовку руки к письму.

Составление перспективного плана по познавательному развитию в старшей группе

Вид планирования в ДОУ, позволяющий сгруппировать формы и приёмы работы на определённый период (год, квартал, месяц) по обозначенным образовательной программой темам в рамках направлений учебно-воспитательного процесса, называется перспективным.

Таблица: пример составления перспективного плана по познавательному развитию в старшей группе (фрагмент)

Автор Таран А. А., воспитатель МБДОУ Д/с №55 «Кузнечик», Кировский район, Саратовская обл.
Образовательная область Месяц 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Ознакомление с окружающей средой Сентябрь Тема: Мои друзья — животные. Наблюдение за черепахой.
Цели:
  • обобщить знания детей о живом объекте (дышит, питается, размножается, растёт),
  • развивать доказательную речь,
  • воспитывать познавательный интерес к поведению животных.


Тема: Что мы ели летом. Рассматривание и сравнение овощей, фруктов, ягод.
Цели:

  • закрепить знания детей о характерных свойствах овощей, фруктов, ягод,
  • уточнить, кто и где выращивает овощи, фрукты, ягоды.


Тема: Праздничное лето
Цель: закрепить знания детей о времени года «лето».
Тема: Украсим нашу группу цветами. Рассматривание комнатного растения — бальзамина.
Цели:

  • учить узнавать и называть части растения, используя модели (корень, стебель, лист, цветок),
  • воспитывать способность переживать чувство радости от рассматривания растения,
  • учить ухаживать за растениями.


Формирование элементарных математических представлений Декабрь Тема: Я играю.
Цели:

  • закреплять знания детей о математических знаках «больше», «меньше», «равно»,
  • познакомить с игрой «Танграм»,
  • учить складывать фигуру по образцу.


Тема: Витамины зимой.
Цели:

  • продолжать учить детей понимать значение знаков «больше», «меньше», «равно»,
  • учить детей ориентироваться в пространстве и пользоваться кодировками.


Тема: Зимние фигуры в нашем городе.
Цели:

  • закреплять умение составлять число 5 из двух меньших чисел,
  • познакомить с видами четырёхугольников,
  • совершенствовать умение сравнивать числа.


Тема: Новогодние цифры.
Цели:

  • познакомить с составом числа 6 из двух меньших чисел,
  • закрепить представления о четырёхугольниках,
  • продолжать детей учить работать в тетради.


Цит. по: https://infourok.ru/perspektivnoe-planirovanie-po-poznavatelnomu-razvitiyu-v-starshey-gruppe-1283661.html

Занятие по познавательному развитию в старшей группе детского сада

Познавательное развитие является целевым компонентом учебно-воспитательного развития в целом, а значит, реализуется во всех видах НОД. Занятие в старшей группе длится 25–30 минут.

Чтобы не превратить ребёнка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями.

В. А. Сухомлинский

Временной план занятия

Временной план занятия представляет собой общую схему построения урока, утверждённую санитарными нормами, а также ФГОС, и включает 4 этапа:

  1. Вводный (до 3 минут), на котором педагог мотивирует ребят на работу, а дети, в свою очередь, актуализируют опорные знания.
  2. Основной (до 15 минут), включающий изложение нового материала, демонстрацию связи с изученным ранее, а также физкультпаузу (с пальчиковыми играми, дыхательными упражнениями).
  3. Этап закрепления материала (до 10 минут), на котором дети отрабатывают новый материал (обычно с помощью практических приёмов взаимодействия).
  4. Заключительный (до 2 минут), предполагающий общую оценку работы группы и отдельно каждого ребёнка со стороны педагога, а также элементарную рефлексию ребят (на уровне «что понравилось, а что не понравилось на занятии», «хорошо ли я работал» и пр.).

Дети, сидя за столом, собирают изображения из цветных бумажных фигур

Все виды работы необходимо распределить между 30 минутами, отведёнными на занятие в старшей группе

Таблица: пример конспекта занятия по познавательному развитию на тему «Неофициальные символы России» в старшей группе (фрагмент)

Автор Головань Л. В., воспитатель МБДОУ ЦРР Д/с «Золотой ключик», г. Зерноград, Ростовская обл.
Вводный этап На мультимедийном экране символика России: герб и флаг.
В.: Назовите, что вы видите на экране? (Ответы детей).
А помимо герба и флага, какой ещё символ есть у страны? (Гимн). Давайте послушаем гимн России.
Запись гимна России. Дети садятся.


Основная часть В.: Ребята, а сегодня мы поговорим о народных, неофициальных, символах страны. То, чем страна отличается от других государств.
Отгадайте загадку, а отгадку вы увидите на экране:
  • Стоит Алёна — платок зелёный,
    Тонкий стан, зелёный сарафан. (Берёзка)…&gt,

Загадки о ромашке, ложках.
&lt,… В.: Что это, для чего? Как вы думаете, какими ложками ели в давние времена на Руси? (Ответы детей).
На Руси ложки начали делать очень-очень рано. Простые русские люди с незапамятных времён ели щи да кашу деревянными ложками. Как вы думаете, из чего делали ложки? А из каких деревьев? (Ответы детей). Ложки на Руси вырезали из дерева — липы. Ложки получались лёгкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие. Ложки изготавливали специальные мастера, их называли ложкари, ложечники. Сейчас посуду делают из других материалов. А деревянные ложки стали символом нашей страны. А как ещё используют деревянные ложки сейчас? (Ответы детей).
Дети играют на ложках…&gt,



Этап закрепления &lt,… В.: Перед вами на столе лежат различные картинки, вам надо выбрать изображения символов, о которых мы с вами сегодня говорили, и поместить их на доску.
Заключительный этап Воспитатель благодарит детей за работу, оценивает каждого. Дети оценивают своё участие в занятии.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/02/26/nod-po-poznavatelnomu-razvitiyu-neofitsialnye-simvoly

Видео: занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему «Этот чудо-апельсин»

Видео: занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему «Электроприборы и электричество»

Кружок по познавательному развитию в старшей группе ДОУ

Неформальное, свободное объединение детей, основанное на общности интересов и реализующее задачи образовательной программы за счёт рассмотрения дополнительных материалов к организации учебно-воспитательного процесса, называется кружком. В рамках познавательного развития такие объединения носят опытно-экспериментальный характер, то есть обеспечивают самый полный и прочный источник познания для малышей. Цели организации кружка по познавательному развитию в детском саду следующие:

  • формирование умения исследовать объекты окружающей действительности с разных сторон,
  • развивать умение предполагать, анализировать и делать выводы на основании наблюдений и изучения разных информационных источников по теме,
  • стимулировать инициативность ребят в поиске способов разрешения проблемной ситуации,
  • воспитывать навыки взаимодействия в коллективе.

Занятия кружка длятся 25 минут и, как правило, проводятся 2 раза в месяц.

Дети за столом и педагог в шапочках

Занятия в кружках по познавательному развитию строятся на опытной деятельности

Форма проведения занятий и приёмы работы

Особенностью кружковой работы в детском саду (в отличие от школы) является игровая форма проведения занятий (к примеру, игры-путешествия, квесты и т. д.). Соответственно, во взаимодействии участников образовательного процесса преобладают игровые приёмы, которые могут быть представлены в виде:

  • проблемных ситуаций, представленных от имени гостя (сказочного персонажа),
  • режиссёрской игры на основе «намеренной ошибки», когда педагог специально вводит детей в заблуждение, а затем ребята сами доходят до правильного ответа (например, при изучении темы «Космос» дети рассматривают модель Солнечной системы, обсуждают смену частей суток и времён года и опровергают гипотезу педагога о том, что Земля и Солнце статичны относительно друг друга),
  • свободных вопросов, когда дети имеют возможность задавать любые вопросы по теме друг другу и взрослому,
  • обсуждение хода наблюдения, опыта на этапе подготовки эксперимента,
  • фиксирование результатов опытов в альбоме для последующего повторения материала.

Это интересно. Программы некоторых кружков включают работу с родителями как обязательный элемент успешного осуществления поставленных образовательных целей, а также приобщения семей к учебно-воспитательному процессу в ДОУ.

Дети и родители делают поделки из цветной бумаги

Привлечение в работу по познавательному развитию родителей расширяет у дошкольников спектр познавательных действий

Таблица: пример составления перспективного плана кружковой работы по познавательному развитию в старшей группе

Автор Лукина Н. А., воспитатель МДОУ №14 «Солнышко», г. Ртищево, Саратовская обл.

п/п
Дата проведения Тема занятия Количество занятий
1. Сентябрь Песок и глина — наши помощники 1
2. Удивительные свойства воды 1
3. Октябрь Удивительные свойства воздуха 1
4. Почва — живая земля 1
5. Ноябрь Как устроена дыхательная система человека 1
6. Что умеют наши глаза и уши 1
7. Декабрь Испытание магнита 1
8. Мир бумаги 1
9. Январь Как принцесса Ниточка всю семью одевала 1
10. Сами монтёры 1
11. Февраль Свойства дерева и металла 1
12. Мир камней 1
13. Март В мире стекла 1
14. Волшебное зеркало 1
15. Апрель Волшебное электричество 1
16. Как работает термометр 1
17. Май Извержение вулкана 1
18. Катапульта 1
Итого 18
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/06/23/programma-kruzhka-po-eksperimentalnoy-deyatelnosti-v

Анализ и диагностика познавательного развития старших дошкольников

Мониторинг успешности освоения программных требований в рамках каждой образовательной области — обязательная часть работы педагогического коллектива ДОУ. Анализ познавательного развития каждого ребёнка в группе проводится воспитателем в конце учебного года. При этом в начале и в середине года проводят диагностику общего развития детей, куда также входит познавательная область. Если же говорить о мониторинге именно этого элемента формирования личности дошкольника, то для его оценки и формулирования выводов на основании полученных показателей исследуется:

  • общий уровень сформированности познавательных интересов, охватывающий знания об окружающем мире, речевые и творческие навыки,
  • степень усвоения познавательного материала в рамках формирования элементарных математических представлений.

Дети в пилотках и педагог сидят на полу вокруг импровизированного костра

При проведении анализа оценивается уровень сформированности познавательных интересов дошкольников

Ознакомиться с пунктами карты обследования и инструментарием проведения анализа можно здесь.

Познавательное развитие детей дошкольного возраста — это основа формирования гармоничной личности. Поэтому в ДОУ целям и задачам освоения воспитанниками этой образовательной области уделяется особое внимание. Причём как на занятиях разной учебно-воспитательной направленности, так и при организации других элементов взаимодействия с детьми, в том числе и в рамках работы кружка. Итоги этой деятельности анализируются в конце учебного года при проведении мониторинга уровня познавательного развития ребёнка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: