Формирование личного опыта малыша, его отношения к миру, а также потребности в познании нового и ещё неизведанного — это основа основ работы с дошкольниками, на которую будут наращиваться новые задачи на последующих ступенях образования. В связи с этим особое место в учебно-воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) занимает познавательное развитие, имеющее свои специфические черты в зависимости от возраста воспитанников. Рассмотрим тонкости методики организации работы, направленной на познавательное развитие ребят старшей возрастной группы (дети 5–6 лет).
Цели, задачи и виды занятий по познавательному развитию в старшей группе ДОУ
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), определяющим стратегию образования дошкольников в целом, развитию сферы познания отведена принципиальная роль. При этом в документе фигурируют три термина, имеющие непосредственное отношение к этому вопросу:
- Познавательные интересы — потребность малыша узнавать новое, уточнять неясное о качественных характеристиках, свойствах объектов окружающей действительности, а также желание понять их сущность, выявить причинно-следственные связи.
- Познавательные действия — разные виды активности детей, нацеленные на получение знаний, формирование умений и развитие навыков. В том числе и экспериментальная деятельность.
- Познавательное развитие — это изменения количественного и качественного характера в психологических процессах сферы познания, происходящие под влиянием возрастного фактора, среды, в которой ребёнок живёт, и пополнения собственного опыта малыша. То есть познавательное развитие подразумевает обогащение круга познавательных интересов под влиянием осуществления познавательных действий.
Сфера познавательных интересов дошкольника расширяется год от года
По ФГОС, к целям развития познавательной сферы детей 5–6 лет относится:
- расширение набора качеств интеллектуального свойства, то есть развитие умственных способностей,
- получение представлений о людях, о самом себе и о других объектах окружающего мира,
- формирование предпосылок дальнейшей учебной деятельности (для детей 5–6 лет это особенно важно, так как в школе им предстоит не просто получать готовый набор знаний, умений и навыков, а находить и развивать их при помощи собственных познавательных действий, опираясь, в том числе и на личные познавательные интересы),
- развитие творческих способностей,
- воспитание общей культуры личности (обогащение кругозора малышей).
Познавательные интересы детей старшей группы и задачи развития сферы познания
Если цели развития сферы познания едины для детей всех возрастов, смешаются только акценты в ней, то задачи носят более конкретный характер в зависимости от уровня развития интересов сферы познания, которые в 5–6 лет характеризуются:
- усидчивостью (в сравнении с воспитанниками младшего и среднего дошкольного возраста, ребята старшей группы более сосредоточены на том предмете, который им любопытен, и не теряют интереса к нему долгое время),
В старшем дошкольном возрасте малыши могут концентрировать внимание на интересном им объекте дольше, чем в младшей или средней группе
- избирательностью (как и в младших возрастных группах, дети делают только то, что им нравится, что во многом определяет эту характерную черту как фактор сопротивления — «переключить» ребят с того, что интересно, на то, что нужно и определено программой, бывает очень сложно),
- способностью вникнуть в сущность отношений между рассматриваемыми объектами, установить связи между ними (видя, как на стенках стакана оседают капельки пара, малыши сами могут прийти к выводу, что пар — это вода),
- стремлением опытного поиска ответа на поставленный вопрос (детям очень нравится роль исследователя, учёного, проводящего опыты, ищущего информацию в справочниках).
Исходя из этих характеристик возраста, задачами работы по познавательному развитию ребят старшей группы являются:
- продолжение расширения представлений о качественных характеристиках объектов окружающей среды (материале, ритме, количестве, части и целом, динамике и покое и т. д.) и их взаимосвязях (причинах, следствиях),
- обогащение багажа знаний о планете Земля, об Отечестве, родном городе, культурных традициях народа (обычаях, праздниках),
- освоение умений и навыков, требующихся будущему школьнику (умение находить нужную информацию в справочных источниках, пытаться выделять основную мысль в материале),
- вовлечение ребят в проектную деятельность — как индивидуальную, так и групповую (дошкольники учатся творчески оформлять полученные знания, выделять в них главное, а также распределять роли в проектной группе — один рисует, другой подбирает картинки, третий ищет информацию и т. д.),
- обогащение спектра интересующих детей тем (так, в старшем дошкольном возрасте, как правило, ребята более аргументировано отвечают на вопрос о будущей профессии, приводя в качестве аргументов реально существующие аспекты выбранного рода занятий — окулистом, чтобы прописать хорошие очки для бабушки, строителем, чтобы сделать красивую игровую площадку во дворе и т. д.).
Компоненты работы по познавательному развитию
Познавательное развитие красной линией проходит через весь учебно-воспитательный процесс в ДОУ. Поэтому в реализации целей и задач этого направления образования в работе педагога важен системный подход, который включает:
- мониторинг современных методов и подходов к познавательному развитию дошкольников (выбор программных направлений, технологий),
- создание оптимальных условий для осуществления работы по познавательному развитию (использование возможностей компьютера, проектных методов и пр.),
- тесную взаимосвязь с мамами и папами воспитанников (дошкольники должны развивать свои познавательные интересы не только в детском саду, но и дома).
Это интересно. Одним из методов работы по развитию сферы познания является ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, которая предполагает получение детьми задачи и полной свободы в поиске её решения. Например, в группе у всех воспитанников одинаковые чашки. Альтернативой стандартному решению (наклеить на каждую кружку какую-то картинку) может быть метод ТРИЗ, когда ребятам озвучивается проблема (надо придумать, как отличать посуду), а затем дошкольники сами предлагают способы её решения.
Методы ТРИЗ-педагогики развивают познавательные и творческие способности дошкольников
Виды занятий
Поскольку задачи развития сферы познания носят сквозной характер в процессе образования, то они включаются в любой вид деятельности, практикуемый у дошкольников. А значит, познавательные действия, способствующие расширению познавательных интересов, что в целом обеспечивает познавательное развитие, включаются во все виды занятий в старшей группе ДОУ:
- формирование целостной картины мира (ФЦКМ),
- развитие речи,
- чтение художественной литературы,
- ознакомление с природным окружением,
- формирование элементарных математических представлений (ФЭМП),
- подготовку к школе (в эти занятия входят элементы всех других видов непосредственной образовательной деятельности — НОД),
- физкультуру (например, при расширении представлений об отдельных видах спорта, способах взаимодействия с мячом и пр.),
- музыку.
Кроме того, познавательное развитие является одной из целей проведения:
- режимных моментов (например, на прогулке дети проводят наблюдения или опыты и т. д.),
- развлечений (викторин, конкурсов и т. д.),
- досуговых мероприятий (утренников, праздников).
Как индивидуализировать работу по познавательному развитию
Все дети разные, а значит, и уровень развития познавательных интересов у них неодинаковый. Кто-то старается анализировать увиденное, устанавливая связи между рассматриваемыми объектами, а кто-то предпочитает действовать опытным путём, получая информацию, но не особо стремясь сравнивать её с уже имеющейся. Естественно, что и приёмы в работе с такими детьми должны быть разными: первым подойдут наглядные, а вторым — практические. Но при этом педагог должен совместить взаимодействие и с теми, и с другими в рамках хронометража отрезка учебно-воспитательной работы.
Для познавательного развития важна групповая форма активности, позволяющая детям наблюдать манеру работы друг друга
Приёмы познавательного развития детей 5–6 лет
Компоненты реализации целей и задач познавательного развития включены во все виды активности в детском саду, а значит, представляют собой платформу для применения всех используемых в учебно-воспитательном процессе методических приёмов. Если объединить их в блоки по типу воздействия на интеллектуальную и эмоционально-познавательную сферы дошкольника, то перед нами предстанет несколько групп.
Наглядные приёмы
Эти способы взаимодействия должны сопровождать любой вид деятельности дошкольников, у которых, исходя из особенностей восприятия окружающего мира, получение информации идёт прежде всего через зрение. Именно поэтому на занятиях, при проведении развлечений, досуговых мероприятий в достаточном объёме по теме детям должны быть предложены:
- картинки (иллюстрирующие сюжеты изучаемых произведений, вопросы темы и пр.),
- схемы (например, на занятиях по подготовке к школе при рассмотрении тем, связанных с прописыванием букв),
- демонстрационные материалы (к ним можно отнести видеоролики, презентации, мультфильмы по теме),
- элементы показа (имеется в виду презентация порядка выполнения того или иного действия педагогом, например, при постановке сказки для утренника воспитатель на репетициях показывает образы всех персонажей, чтобы детям было легче сориентироваться в исполнении своей роли).
Некоторые виды деятельности, например, опыты с огнём, дети лишь наблюдают
Эти приёмы активно используются в качестве мотивационных, актуализирующих опорные знания ребят по теме.
Видео: эксперименты с воздухом
Практические способы взаимодействия
Практическое освоение мира является важным аспектом познавательного развития, поэтому этой группе приёмов стоит уделить особое внимание:
- наблюдения за явлениями природы, трудом человека, транспортом и пр. (проводятся как в группе, так и на улице),
- экскурсии (один из самых эффективных способов получить личный опыт, составить собственное мнение по тому или иному поводу),
- опытная деятельность (проведение экспериментов с водой, песком, воздухом и др.),
Опытная деятельность, кроме всего прочего, приучает ребят тщательно готовить рабочее место и следить за общим порядком
- коллекционирование (дети в группе могут собирать общую коллекцию, например, значков, марок по отдельным темам, или периодически рассказывать о результатах пополнения своих личных коллекций),
- проектирование:
- информационно-исследовательское с чёткой структурой, целями, обозначенной значимостью,
- творческое, развивающееся по интересам участников — составление сценариев, программ концертов и пр.,
- игровое, в котором ребята берут на себя исполнение ролей персонажей.
Таблица: картотека опытов и наблюдений в старшей группе
Название | Цель | Описание |
Опыты | ||
Зачем нужна вода |
| Дети выбирают один цветок из букета и оставляют его без воды. Через день описывают, что случилось с опытным образцом и анализируют роль воды в этом. |
Свойства песка |
| Ребята насыпают сухой песок в мисочку, переворачивают её, описывают увиденное (песок рассыпался). Затем нужно намочить материал, проделать тот же опыт, сделать вывод (мокрый песок держит форму, так как под действием воды песчинки слипаются). |
Наблюдения | ||
За пауком |
| Дети наблюдают за пауком на участке, его жизненным проявлениями, сравнивают с теми представителями отряда, которые есть на картинках в энциклопедии, справочниках. |
За грузовой машиной | Учить выделять отличительные признаки грузового автомобиля и легкового. | Дети сравнивают общий вид двух машин на дороге вблизи участка, называют части автомобилей. |
Моделирование
Стоит отдельно остановиться на приёме, синтезирующем наглядный и практический способ взаимодействия. Речь идёт о моделировании — приём наглядно-практического характера, предполагающий познание окружающего мира через созданные модели. Модели могут быть трёх видов.
Таблица: виды моделирования
Вид | Описание | Пример |
Готовые модели | Дети получают наглядное представление об изучаемом предмете, иллюстрируя его, выделяя взаимосвязи. В дальнейшей работе ребята воспроизводят ту или иную ситуацию, опираясь на этот образец. | При изучении темы «Части суток» Гном на занятие приносит и объясняет модель, на которой изображены в виде сегментов круга части суток: утро — жёлтый сегмент, день — зелёный, вечер — оранжевый, ночь — синий. |
Создание модели вместе с педагогом | По ходу рассмотрения темы дети и педагог при помощи воспитанников, опирающихся на свой опыт, делают модель. | Ребята помогают гному разобраться, чем тот занимается в разное время суток, затем вместе с педагогом дети выбирают подходящие цвета, условные обозначения для разных частей суток, анализируя каждый элемент модели. |
Модель как способ обобщения изученного материала | Дети творчески проектируют модель, опираясь на личный опыт и имеющиеся материалы. | Ребята помогают Фее Времени создать модель суток, используя конструктор, картон, пластилин, карандаши, счётные палочки и т. д. После этого дети обязательно защищают свой проект в рамках фестиваля «Город мастеров». Такие проекты могут выполняться индивидуально или в группе либо быть частью совместной деятельности с родителями. |
Группа словесных способов взаимодействия
Речевое взаимодействие с детьми крайне важно в любом возрасте. Но старшим дошкольникам именно словесные приёмы работы, в частности, восприятие речи взрослого, помогают отработать навык построения логичных монологических и диалогических высказываний, усвоить грамматический строй языка, пополнить словарный запас. Кроме того, в процессе речевого взаимодействия педагог имеет возможность выявить и в определённой степени откорректировать нарушения звукопроизношения у малышей.
Словесные приёмы сопровождаются наглядностью
Объяснение
Этот словесный приём относится к незаменимым в работе с детьми. Любой вид деятельности, ход выполнения задания, явление или понятие дошкольникам нужно разъяснять. При этом педагог не должен забывать, что для объяснения нужно:
- подбирать понятные ребятам слова,
- по возможности при повторах использовать одинаковый набор языковых средств,
- пользоваться средствами выразительности речи.
Беседа
В старшем дошкольном возрасте этот приём носит характер поиска решения проблемной задачи. Дети обсуждают ту или иную проблему, стараются найти её решение. Например, как помочь героям сказки выбраться из сложной ситуации и т. д. При этом педагог может составлять базовый набор вопросов для такой беседы.
Загадки и стихотворения
Один из наиболее эффективных способов мотивировать дошкольников на работу, а именно объединить одним видом деятельности, сгруппировать. Это достигается, с одной стороны, воздействием рифмованных строчек, которые привлекают внимание детей, а с другой — азартом дать ответ быстрее товарища, если речь идёт о загадках.
Отгадывание загадок может быть организовано в форме игры с мячом: кто поймал, тому и давать ответ
- Стоят два кола,
На колах — бочка,
На бочке — кочка,
На кочке — лес дремучий. (Человек). - Белые силачи
Рубят калачи,
А красный говорун
Новые подкладывает. (Зубы, язык). - Пять братьев, —
Годами равны,
А ростом — разные. (Пальцы).
А вот ввести дошкольников в тему «Магнит» можно с помощью стихотворения:
- Хоть я вовсе не планета,
У меня есть полюса.
Рук и ног в помине нету,
Но хватать могу я сам
Гвозди, ножницы, кастрюли,
Винтики, булавки, пули —
Всё железное манит,
Тянет на себя магнит.
Сказки
Сказочные сюжеты являются одним из самых действенных способов включить детей в работу. Кроме того, если тема касается морально-этических вопросов, то такие истории могут выступать фундаментом для выстраивания структуры занятия. Поэтому часто педагоги выступают в роли сказочников, сочиняя рассказы под тот или иной вопрос, рассматриваемый на занятии, или при проведении режимных моментов. Такие истории должны быть:
- короткими (пространные описания природы и персонажей убираем сразу),
- с не слишком запутанным сюжетом (иначе детям будет сложно сориентироваться во всех сказочных перипетиях),
- доступными для понимания ребят (это требование касается в большей степени подбора слов и грамматических конструкций, легко воспринимаемых на слух).
Важно, чтобы в блок вопросов входили проблемные, помогающие ребятам не только осмыслить суть, но и выявить причинно-следственные связи между событиями, сделать выводы.
Если тема позволяет, то сюжет сказки может быть классическим
Чтение
Наиболее действенным этот приём оказывается в том случае, если дети уже сами умеют читать. Зачитывающий получает мощную мотивацию к дальнейшему исследованию изучаемого вопроса, а слушающие — ещё и к освоению важного навыка. Кроме того, педагог сам может представлять некоторые информационные блоки, зачитывая материал из книги. Важно, чтобы эти отрывки не были слишком длинными, а также не включали слишком сложные синтаксические конструкции и слова.
Игровые приёмы
Безусловно, учитывая ведущий тип деятельности дошкольников, для познавательного развития наиболее значимыми оказываются игры.
Обучающие игры
Дидактические игры являются самым действенным приёмом с точки зрения развития познавательных интересов и расширения арсенала познавательных действий, так как:
- знакомят детей с новой информацией,
- помогают отработать и закрепить новый материал на практике,
- способствуют повторению изученного ранее.
Дидактические игры могут быть двух типов:
- опирающиеся на содержание игры,
- ориентированные на материал, используемый для игры.
Дидактические игры важны для познавательного развития дошкольников
Таблица: примеры дидактических игр для познавательного развития в старшей группе
Тип игры | Вид | Название | Цели | Суть |
Игры с опорой на суть игровых действий | Логическая | «Опиши предмет» |
| Каждый ребёнок выбирает себе объект и описывает его не называя. Задача остальных участников: угадать, о чём речь, и продолжить ряд описания. |
Речевая | «Какое слово заблудилось» | Развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова. | Педагог зачитывает набор из 8–10 предложений, в которых есть слова, не подходящие по смыслу. Задача детей исправить ошибку. Например, «На стеблях цветов клумбы мы увидели, как ползёт … лук» (жук). | |
Сенсорная | «Что слышно» |
| Педагог за ширмой производит несколько звуков (деревянными ложками, страницами книги, колокольчиком и пр.). Задача детей — угадать как можно больше источников звуков. | |
Музыкальная | «Послушай и покажи» |
| Педагог ставит аудиозаписи разных музыкальных жанров (высоты звучания, инструментов и пр.), а ребёнок под каждый звук выполняет закреплённое условиями движение (становится в позу «ласточки», вытягивает вперёд руки и пр.). | |
Игры с опорой на используемый материал | Настольно-печатная | Домино «Интерьер» |
| Дети в двух командах складывают фишки с изображениями предметов мебели, рассказывая об их назначении. |
Игра с предметами | В роли «оборудования» для игры выступают игрушки, природный материал, дидактические пособия (кубики, счётные палочки и пр.). Например, освоить понятия «больше», «меньше», «поровну» ребятам легче на каштанах для ёжика и медвежонка. | |||
Интерактивная | В играх этого вида используются специальные компьютерные программы, призванные тренировать учебные навыки дошкольников. Например, тренажёр счёта или электронный календарь природы. |
Игры подвижного характера
Этот вид игр помогает детям физически развиваться, повышать эмоциональный тонус, что, в свою очередь, способствует гармоничному росту, а также пополнению личного опыта дошкольников. То есть подвижные игры выполняют сопутствующую функцию для познавательного развития.
Подвижные игры дают выход двигательной активности, и от процесса познания дошкольников уже ничего не отвлекает
Таблица: примеры подвижных игр
Название игры | Цели | Ход игры |
«Мышеловка» |
| Дети делятся на две неравные команды. Участники одной образуют круг и, взявшись за руки, начинают двигаться в убыстряющемся темпе. Остальные игроки бегают в разных направлениях. По сигналу «Мышеловка отрывается» ребята из круга поднимают руки, а «мыши» забегают внутрь. По сигналу «Мышеловка захлопывается» участники в кругу опускают руки, а «мыши» стараются до этого момента выбежать за пределы ловушки. Кто не успел, становится частью мышеловки. |
«Ловишки с лентами» |
| Дети берут ленточку и закладывают её за пояс. Один участник без ленты, он — ловишка, который, пока ребята бегают, должен выхватить «трофей». По сигналу «Становитесь в круг» дети с лентами строятся, а без — отходят в сторону. |
«Затейники» (игра малой подвижности) |
| Дети ходят по кругу, в центре которого игрок-«затейник». По сигналу все останавливаются, а «затейник» показывает любое движение, которое остальные должны повторить. |
Театрализованные игры
Один из приёмов развития творческих способностей — привлечение ребят к театрализованным играм:
- сюжетно-ролевым, в которых дошкольники показывают бытовые ситуации, опираясь на свой опыт, к примеру, покупки в магазине, приём в больнице,
- режиссёрским, где игровые действия опираются на придуманный самими ребятами или педагогом сюжет (например, взаимодействие персонажей фланелеграфа по ходу рассказа воспитателя),
- драматизациям, основанным на выполнении детьми игровых действий по предложенному педагогом сценарию (утренники, сценки из сказок и т. д.),
Театрализованные игры способствуют не только творческому, но и познавательному развитию
- пальчиковым играм как элементу физкультпауз, направленным на стимуляцию работы речевых центров и подготовку руки к письму.
Составление перспективного плана по познавательному развитию в старшей группе
Вид планирования в ДОУ, позволяющий сгруппировать формы и приёмы работы на определённый период (год, квартал, месяц) по обозначенным образовательной программой темам в рамках направлений учебно-воспитательного процесса, называется перспективным.
Таблица: пример составления перспективного плана по познавательному развитию в старшей группе (фрагмент)
Автор | Таран А. А., воспитатель МБДОУ Д/с №55 «Кузнечик», Кировский район, Саратовская обл. | ||||
Образовательная область | Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Ознакомление с окружающей средой | Сентябрь | Тема: Мои друзья — животные. Наблюдение за черепахой. Цели:
| Тема: Что мы ели летом. Рассматривание и сравнение овощей, фруктов, ягод. Цели:
| Тема: Праздничное лето Цель: закрепить знания детей о времени года «лето». | Тема: Украсим нашу группу цветами. Рассматривание комнатного растения — бальзамина. Цели:
|
Формирование элементарных математических представлений | Декабрь | Тема: Я играю. Цели:
| Тема: Витамины зимой. Цели:
| Тема: Зимние фигуры в нашем городе. Цели:
| Тема: Новогодние цифры. Цели:
|
Цит. по: https://infourok.ru/perspektivnoe-planirovanie-po-poznavatelnomu-razvitiyu-v-starshey-gruppe-1283661.html |
Занятие по познавательному развитию в старшей группе детского сада
Познавательное развитие является целевым компонентом учебно-воспитательного развития в целом, а значит, реализуется во всех видах НОД. Занятие в старшей группе длится 25–30 минут.
Чтобы не превратить ребёнка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями.
В. А. Сухомлинский
Временной план занятия
Временной план занятия представляет собой общую схему построения урока, утверждённую санитарными нормами, а также ФГОС, и включает 4 этапа:
- Вводный (до 3 минут), на котором педагог мотивирует ребят на работу, а дети, в свою очередь, актуализируют опорные знания.
- Основной (до 15 минут), включающий изложение нового материала, демонстрацию связи с изученным ранее, а также физкультпаузу (с пальчиковыми играми, дыхательными упражнениями).
- Этап закрепления материала (до 10 минут), на котором дети отрабатывают новый материал (обычно с помощью практических приёмов взаимодействия).
- Заключительный (до 2 минут), предполагающий общую оценку работы группы и отдельно каждого ребёнка со стороны педагога, а также элементарную рефлексию ребят (на уровне «что понравилось, а что не понравилось на занятии», «хорошо ли я работал» и пр.).
Все виды работы необходимо распределить между 30 минутами, отведёнными на занятие в старшей группе
Таблица: пример конспекта занятия по познавательному развитию на тему «Неофициальные символы России» в старшей группе (фрагмент)
Автор | Головань Л. В., воспитатель МБДОУ ЦРР Д/с «Золотой ключик», г. Зерноград, Ростовская обл. |
Вводный этап | На мультимедийном экране символика России: герб и флаг. В.: Назовите, что вы видите на экране? (Ответы детей). А помимо герба и флага, какой ещё символ есть у страны? (Гимн). Давайте послушаем гимн России. Запись гимна России. Дети садятся. |
Основная часть | В.: Ребята, а сегодня мы поговорим о народных, неофициальных, символах страны. То, чем страна отличается от других государств. Отгадайте загадку, а отгадку вы увидите на экране:
Загадки о ромашке, ложках.
|
Этап закрепления | <,… В.: Перед вами на столе лежат различные картинки, вам надо выбрать изображения символов, о которых мы с вами сегодня говорили, и поместить их на доску. |
Заключительный этап | Воспитатель благодарит детей за работу, оценивает каждого. Дети оценивают своё участие в занятии. |
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/02/26/nod-po-poznavatelnomu-razvitiyu-neofitsialnye-simvoly |
Видео: занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему «Этот чудо-апельсин»
Видео: занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему «Электроприборы и электричество»
Кружок по познавательному развитию в старшей группе ДОУ
Неформальное, свободное объединение детей, основанное на общности интересов и реализующее задачи образовательной программы за счёт рассмотрения дополнительных материалов к организации учебно-воспитательного процесса, называется кружком. В рамках познавательного развития такие объединения носят опытно-экспериментальный характер, то есть обеспечивают самый полный и прочный источник познания для малышей. Цели организации кружка по познавательному развитию в детском саду следующие:
- формирование умения исследовать объекты окружающей действительности с разных сторон,
- развивать умение предполагать, анализировать и делать выводы на основании наблюдений и изучения разных информационных источников по теме,
- стимулировать инициативность ребят в поиске способов разрешения проблемной ситуации,
- воспитывать навыки взаимодействия в коллективе.
Занятия кружка длятся 25 минут и, как правило, проводятся 2 раза в месяц.
Занятия в кружках по познавательному развитию строятся на опытной деятельности
Форма проведения занятий и приёмы работы
Особенностью кружковой работы в детском саду (в отличие от школы) является игровая форма проведения занятий (к примеру, игры-путешествия, квесты и т. д.). Соответственно, во взаимодействии участников образовательного процесса преобладают игровые приёмы, которые могут быть представлены в виде:
- проблемных ситуаций, представленных от имени гостя (сказочного персонажа),
- режиссёрской игры на основе «намеренной ошибки», когда педагог специально вводит детей в заблуждение, а затем ребята сами доходят до правильного ответа (например, при изучении темы «Космос» дети рассматривают модель Солнечной системы, обсуждают смену частей суток и времён года и опровергают гипотезу педагога о том, что Земля и Солнце статичны относительно друг друга),
- свободных вопросов, когда дети имеют возможность задавать любые вопросы по теме друг другу и взрослому,
- обсуждение хода наблюдения, опыта на этапе подготовки эксперимента,
- фиксирование результатов опытов в альбоме для последующего повторения материала.
Это интересно. Программы некоторых кружков включают работу с родителями как обязательный элемент успешного осуществления поставленных образовательных целей, а также приобщения семей к учебно-воспитательному процессу в ДОУ.
Привлечение в работу по познавательному развитию родителей расширяет у дошкольников спектр познавательных действий
Таблица: пример составления перспективного плана кружковой работы по познавательному развитию в старшей группе
Автор | Лукина Н. А., воспитатель МДОУ №14 «Солнышко», г. Ртищево, Саратовская обл. | ||
№ п/п | Дата проведения | Тема занятия | Количество занятий |
1. | Сентябрь | Песок и глина — наши помощники | 1 |
2. | Удивительные свойства воды | 1 | |
3. | Октябрь | Удивительные свойства воздуха | 1 |
4. | Почва — живая земля | 1 | |
5. | Ноябрь | Как устроена дыхательная система человека | 1 |
6. | Что умеют наши глаза и уши | 1 | |
7. | Декабрь | Испытание магнита | 1 |
8. | Мир бумаги | 1 | |
9. | Январь | Как принцесса Ниточка всю семью одевала | 1 |
10. | Сами монтёры | 1 | |
11. | Февраль | Свойства дерева и металла | 1 |
12. | Мир камней | 1 | |
13. | Март | В мире стекла | 1 |
14. | Волшебное зеркало | 1 | |
15. | Апрель | Волшебное электричество | 1 |
16. | Как работает термометр | 1 | |
17. | Май | Извержение вулкана | 1 |
18. | Катапульта | 1 | |
Итого | 18 | ||
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2014/06/23/programma-kruzhka-po-eksperimentalnoy-deyatelnosti-v |
Анализ и диагностика познавательного развития старших дошкольников
Мониторинг успешности освоения программных требований в рамках каждой образовательной области — обязательная часть работы педагогического коллектива ДОУ. Анализ познавательного развития каждого ребёнка в группе проводится воспитателем в конце учебного года. При этом в начале и в середине года проводят диагностику общего развития детей, куда также входит познавательная область. Если же говорить о мониторинге именно этого элемента формирования личности дошкольника, то для его оценки и формулирования выводов на основании полученных показателей исследуется:
- общий уровень сформированности познавательных интересов, охватывающий знания об окружающем мире, речевые и творческие навыки,
- степень усвоения познавательного материала в рамках формирования элементарных математических представлений.
При проведении анализа оценивается уровень сформированности познавательных интересов дошкольников
Ознакомиться с пунктами карты обследования и инструментарием проведения анализа можно здесь.
Познавательное развитие детей дошкольного возраста — это основа формирования гармоничной личности. Поэтому в ДОУ целям и задачам освоения воспитанниками этой образовательной области уделяется особое внимание. Причём как на занятиях разной учебно-воспитательной направленности, так и при организации других элементов взаимодействия с детьми, в том числе и в рамках работы кружка. Итоги этой деятельности анализируются в конце учебного года при проведении мониторинга уровня познавательного развития ребёнка.