Эффективность взаимодействия с детьми в рамках учебно-воспитательного процесса зависит не только от содержания, но и от уровня организации. Последний определён рамками планирования. Поэтому педагогу нужно чётко ориентироваться в разновидностях планов, особенностях составления, чтобы гармонично наполнять каждый этап их освоения полезными и важными материалами, а также уметь выстраивать свою работу по схеме. Рассмотрим методические тонкости написания календарно-тематического плана для второй младшей группы (малыши 3–4 лет).
Зачем нужно планирование в детском саду
Рабочая программа, структурирующая деятельность дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), реализуется порционно, что определено планом работы, в котором содержание образовательного процесса распределяется по часам (дням, неделям). Степень детальности плана находит воплощение в разных его видах:
- перспективный план составляется для того, чтобы получить общее представление о количестве часов, выделенных на знакомство с темами и их отработку в рамках разных областей образования (познавательной, игровой и пр.),
- календарный план предназначен для группировки тем по часам в неделю, отведённым на каждый из видов активности дошкольников,
- календарно-тематический план в сравнении с предыдущим более детальный, так как в нём типы взаимодействия в рамках тем прописываются по всем видам занятий (по ознакомлению с окружающим миром, по физкультуре и др.),
- блочный план группирует темы разных образовательных направлений и описывает виды деятельности при их изучении (например, в группу тем «Я человек» входят темы «Части тела», «Представление о себе» и др.),
- комплексно-тематический план пишется для обозначения сути каждого вида активности при изучении той или иной темы,
- ежедневный план необходим для детального описания видов деятельности, их целей с ходом выполнения в контексте конкретной темы на всех уровнях освоения материала — знакомства с новой информацией, её практического осмысления.
Любой вид планирования направлен на организацию работы с детьми во всех видах деятельности
Суть календарно-тематического плана
Наиболее подробной инструкцией к проведению занятий является план, составляемый на каждый день, но для его создания педагогу нужно внимательно ознакомиться с видами работы, их целями при изучении одной темы, то есть проанализировать календарно-тематический план.
Это интересно. Составление плана и следование ему в работе — это обязанность педагога. А контроль практической реализации прописанной схемы остаётся за старшим воспитателем, методистом и директором ДОУ.
Таблица: миссия календарно-тематического плана
Целевые компоненты | Какие конкретные образовательные вопросы помогает решить |
|
|
Календарно-тематический план помогает выбрать приёмы взаимодействия с детьми, опираясь на их личностные особенности
Что представляют собой объекты календарно-тематического планирования
Поскольку назначение календарно-тематического плана состоит в регламентации последовательности знакомства с темами по разным видам непосредственно образовательной деятельности, то объектами этого типа планирования будут занятия по:
- формированию целостной картины мира,
- развитию речи,
- ознакомлению с окружающим миром,
- изобразительному искусству (рисованию, лепке аппликации),
- физкультуре,
- музыке,
- чтению художественной литературы.
Методические приёмы, необходимые для календарно-тематического плана
В плане под каждую тему подбирается определённая комбинация приёмов, позволяющая взрослому эффективно взаимодействовать с детьми во всех видах деятельности. Поэтому педагог варьирует приёмы четырёх блоков:
- словесного,
- наглядного,
- практического,
- игрового.
Остановимся на конкретных примерах их осуществления.
При составлении плана педагог учитывает и речевые, и наглядные, и практические, и игровые способы взаимодействия с воспитанниками
Блок словесных приёмов
Слово взрослых, воспринимаемое малышами 3–4 лет на слух, имеет существенное значение для их речевого развития. Оно помогает детям пополнять словарный багаж, переводя его из пассивного в активный за счёт попыток выстраивать собственные монологические высказывания, а также получать представления о комбинациях слов в словосочетаниях и предложениях (причём не только простых, как в прошлом году, но и сложных). Всё это делает группу речевых приёмов обязательным элементом, сопровождающим любой (!) вид взаимодействия детей.
Объяснение
У детей 3–4 лет личного опыта в какой бы то ни было области слишком мало, чтобы обойтись без объяснения со стороны взрослого о том, как решить ту или иную задачу: научиться прыгать на скакалке, держать карандаш или играть в футбол. К тому же объяснение выполняет ещё и дисциплинирующую функцию: ребята приучаются сначала слушать, обдумывать, а уже потом действовать.
Во второй младшей группе разъяснения следует составлять на понятном для детей уровне (знакомые слова, предложения с простой синтаксической конструкцией и пр.). Если речь идёт об объяснении инструкций, например, правил игры, то воспитателю необходимо напоминать их суть каждый раз перед началом игровой деятельности и по возможности использовать один и тот же набор слов и предложений.
Объяснения сопровождают другие виды приёмов, в том числе и наглядные, когда, например, педагог разъясняет малышам изображённое на картинке
Беседа
Этот речевой приём для детей 3–4 лет может показаться неактуальным, но это не совсем так. Каждый, кто сталкивался с изучением иностранного языка, знает, что его усвоение происходит быстрее и качественнее, если обучающийся находится «в среде», то есть усваивает речь в непринуждённом общении, которое в 90% случаев осуществляется в диалогической форме. Рассматривая это условие в контексте детей второй младшей группы, активно усваивающих лексику родного языка и его грамматику, делаем вывод: если малышей включать в беседу, диалог, то освоение навыка правильной речи пойдёт быстрее.
Подготовленные вопросы может задавать не только сам педагог, но и хорошо говорящий и умеющий думать ребёнок
Рифмовки
Традиционно загадки и стихотворения рекомендуются методистами для мотивации малышей, чтобы «включить» их в работу, «переключив» при этом с другого вида активности. Рифмованные строки вызывают в детях любопытство, а если они требуют ещё и разгадывания, то пробуждают неподдельный азарт дать ответ быстрее товарищей.
- Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одёжка в два цвета –
На зиму, на лето (заяц). - Куст на голове, вот диво,
Вырос, и таскать не лень.
Стройный, гордый и красивый
Благородный он… (олень). - Дружбу водит лишь с лисой,
Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк,
Очень страшный серый… (волк).
- Дружит с солнцем ветерок,
А роса — с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!
Загадки и стихотворения организуют внимание детей
Тематические сказки
Тема сказок в качестве приёма при составлении календарно-тематического планирования для детей 3–4 лет особенно актуальна. Такие сюжеты могут выступать в роли фундамента всего занятия, а также быть запоминающимся мотиватором при выполнении элементов режима дня. На своём опыте я убедилась, что сказки, подобранные или придуманные по теме:
- вовлекают малышей в работу,
- хорошо запоминаются, а значит, помогают усваивать материал,
- являются отличной платформой для интеграции приёмов разных групп (например, наглядных, словесных и игровых).
Это интересно. Короткие сказки по теме не должны быть перенасыщены сюжетными поворотами и количеством персонажей. Иначе ребята отвлекутся от темы и сути материала.
Рассказ может идти от первого лица, то есть от лица игрушки
Блок видов наглядности
Мир вокруг дети постигают через зрительный канал восприятия и тактильный контакт с объектами окружающего мира. Поэтому без наглядности на занятиях календарно-тематический план эффективным не будет. Педагог во все планируемые виды деятельности с детьми обязательно включает:
- картинки с иллюстрациями сюжетов, схемами порядка выполнения упражнений, движений, гигиенических процедур,
- показ, то есть педагог показывает, как нужно выполнять то или иное задание (обычно этот приём актуален для занятий творческими видами деятельности — создание рисунков, поделок из пластичных материалов, а также для знакомства и повторения игровых действий),
- демонстрационные материалы (презентации, обучающие видео) по теме (например, на занятиях по ФЦКМ знакомство с приборами, окружающими нас в быту, можно начать с познавательного ролика).
Видео: познавательный ролик о бытовых приборах
https://youtube.com/watch?v=ZXupnetHfaM
Блок практических способов взаимодействия
Дети лучше всего запоминают то, что осваивается ими практически. К этой группе приёмов принято относить:
- рисунки,
- поделки,
- аппликации.
То есть творческие способы осмысления информации. Однако не менее важной является опытная деятельность, которая в планировании может называться «игры по экспериментированию». Эти опыты во второй младшей группе посвящены знакомству со свойствами воды, песка, воздуха, света.
К опытам с водой можно добавлять экспериментирование с мылом
Таблица: примеры опытов для второй младшей группы
Название | Цели | Суть |
«Что такое снег» | Познакомить малышей с разным состоянием воды (жидкость и лёд) | С прогулки дети приносят в ведёрке снег и через некоторое время фиксируют его таяние и превращение в воду |
«Волшебные отпечатки на песке» |
| Дети делают отпечатки ладошек, формочек на влажном песке, а затем при помощи педагога дополняют образы камешками, веточками, чтобы получились узнаваемые картинки (листья, цветочки и пр.) |
«Лови зайчика!» | Познакомиться с естественным источником света — солнцем | С помощью маленького зеркала педагог пускает по стене солнечного зайчика и предлагает детям его поймать. После чего объясняет малышам, что зайчик — это отражение луча солнца |
Блок игр
Игровые приёмы в календарно-тематическом плане выполняют функцию организующего начала для всех видов активности. Познание, развитие и воспитание идут через игровые способы разработки тем. В связи с этим под тему и задачи урока в план вносится четыре вида игр. Поскольку практически в каждом из этих видов есть ещё несколько подвидов, рассмотрим общий набор игр.
Дидактические игровые приёмы
Обучающие игры вплетаются в структуру плана с целью:
- познакомить детей с новым материалом,
- автоматизировать, закрепить изученное (или отработать умение, навык).
Игры такого характера могут:
- опираться на саму суть игровых действий,
- отталкиваться от материала, используемого в игре.
Игры с опорой на материал дают возможность подключить зрительную, образную память
Таблица: примеры игр обучающего характера для детей 3–4 лет
Вид игры | Наименование | В чём цели | Суть действий участников |
Игры, опирающиеся на содержание | |||
На развитие логического мышления | «Спрячь фигуру в домик» |
| Дети получают маленькие геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник) и рамки с вырезанными под них формами. Задача малышей отправить фигурки «домой», называя каждую |
Словесная | «Позови мамочку» |
| Все малыши получают картинку с изображением детёныша обитателя фермы, двора или леса (котёнка, щенка, цыплёнка и т. д.). Дети «представляются», имитирую звуки, которые эти животные издают. Затем педагог демонстрирует картинку с изображением взрослой особи, а малыш с подходящим детёнышем отзывается |
Сенсорная | «Догадайся, что звучит» |
| Педагог показывает разные предметы (игрушку-пищалку, колокольчик, деревянные ложки и пр.) и демонстрирует звуки, которые они издают. Затем прячет предметы за ширму и звучит ими оттуда, а дети угадывают, что это |
Музыкальная | «Как бегают зверята» |
| Педагог кулачками выстукивает ритм (как ходит медведь, заяц, кошка и др.), дети по очереди повторяют этот ритмический рисунок |
Игры, которые отталкиваются от используемого материала | |||
Настольно-печатная | Лото |
| Дети получают карточки с картинками, на которых изображены группы объектов (миски, коровы, дома и пр.). Педагог показывает картинку с одним предметом, ребёнок, у которого есть множественное число на карточке, должен сказать: «У меня … (миски, дома, собаки)». Выигрывает тот, кто быстрее закроет все картинки на карточке |
Игра с предметами | В младшем дошкольном возрасте это игры с игрушками и природным материалом. К примеру, на каштанах дети 3–4 лет могут отрабатывать счёт до 5 | ||
Интерактивная | Игры, опирающиеся на компьютерные технологии. Например, дети вместе с виртуальным персонажем сортируют в три коробки овощи, фрукты и ягоды. Такой вид работы вносится в план работы с малышами 3–4 лет только в случае если программа ДОУ подразумевает знакомство с компьютером с первых лет обучения в детском саду |
Блок подвижных игр
Двигательная энергия ребёнка должна иметь выход. Вот почему в календарно-тематическое планирование вне зависимости (!) от характера НОД включаются подвижные игры.
Подвижные игры проводятся не только на прогулке, они являются элементом переключения характера деятельности на всех занятиях
Таблица: виды подвижных игр для второй младшей группы
Над чем работаем | Название игры | В чём цели | Содержание действий игроков |
Бег, прыжки | «Раз, два, три — беги!» |
| Дети стоят возле педагога. Когда взрослый говорит: «Раз, два, три — к скамейке беги!», — дети бегом направляются к скамейке. Воспитатель называет разные объекты: дерево, дверь, забор и пр. |
Ориентирование в пространстве | «Акула и рыбки» |
| Дети — рыбки разбегаются по площадке. По сигналу «Акула!» быстро направляются в «домик»: за черту, определённую натянутым канатом |
Формирование ощущения равновесия | «Хоровод водили» |
| Малыши ведут хоровод, по сигналу взрослого приседают, не размыкая рук |
Умение имитировать | «Вороны и собачки» |
| Дети — «вороны» «летают» по участку (выполняют махи руками — «крыльями») и каркают. На слова: «Выходят собачки» «вороны» улетают, а «собачки» бегают и лают им вслед |
Тренировка внимания | «Такси» |
| Дети парами встают в хула-хуп. Один участник — «водитель», другой — «пассажир». По сигналу «такси» начинает своё движение в указанном направлении. Примечание. Когда этот вариант игры будет усвоен хорошо, её можно разнообразить, добавив указание направления хода «такси» |
Тренировка навыка передвигаться ползком | «Мыши в кладовой» |
| Дети — «мыши» находятся в своих «норках» на одной стороне комнаты. На другой натянута верёвка, за которой — «кладовая». По условному знаку «мыши» перебегают в «кладовую», подлезая под преграду в виде верёвки. Когда педагог говорит: «Кошка бежит!», «мышки», снова подлезая под верёвкой, возвращаются на свою территорию |
Тренировка ловкости | «Найди свой цвет» |
| В обручи, разложенные по площадке, ставится по одной кегле определённого цвета. Малыши командами стоят возле каждого из обручей. По сигналу малыши разбегаются. На слова «Найди свой цвет!» участники должны вернуться и найти «свой» обруч |
Блок театрализованных игр
Игры, позволяющие проявить творческие способности, особенно нравятся младшим дошкольникам. Ведь в них через манеру речи, характер движений, использование мимики и жестов они могут продемонстрировать свой накопленный опыт наблюдения за окружающими взрослыми.
Постановка сюжетно-ролевых игр основывается на личном опыте детей
Таблица: виды театрализованных игр, используемых в планировании
Сюжетно-ролевые | Драматизации | Режиссёрские игры | Пальчиковые упражнения | |
Суть | Разыгрывание бытовых ситуаций | Выполнение игровых действий по указке «режиссёра» | Игровые действия определяются самим ребёнком. «Актёры» — игрушки, природный материал | Игры, способствующие тренировке мелкой моторики, которая, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров |
Пример | На приёме у доктора, в кинотеатре, в автобусе | Утренники, инсценировки сказочных сюжетов, сценок из художественных произведений | Показ сюжетов персонажами фланелеграфа |
|
Принципы написания плана занятий
Порядок составления любой документации в ДОУ регламентируется ФГОС. Относительно написания календарно-тематического плана требования Стандарта заключаются в:
- обязательном наличии первого листа, на котором указаны наименование учреждения, возрастная категория детей, образовательная программа, практикуемая в ДОУ, ФИО педагога, а также даты начала и завершения работы по плану,
- составлении списка воспитанников в алфавитном порядке с пометками о датах рождения,
- написании перечня режимных мероприятий в группе (по видам активности — зарядка, приём пищи и пр. – с указанием временного промежутка),
- приложении графика ежедневных занятий на неделе,
- планировании образовательной деятельности с определением даты, темы, списка видов активности детей, целями и оборудованием для каждого вида работы, ожидаемыми результатами, то есть успехами в познавательной и эмоциональной сферах развития личности ребёнка,
- выделении отдельного листа для пометок проверяющих (например, старшего воспитателя).
Это интересно. Указание ожидаемых результатов включается в планирование с того момента, как ДОУ начали работать по ФГОС.
Календарно-тематический план обязательно проверяется методистом перед анализом открытого занятия
Таблица: образец составления плана по развитию речи для группы детей 3–4 лет, автор О.В. Черненко (фрагмент)
Дата | Тема занятия | Цели занятия | Комплекс пальчиковой гимнастики | Лексическая тема |
Сентябрь | ||||
3 | Кто у нас хороший, кто у нас пригожий. Чтение стихотворения С. Чёрного «Приставалка» |
| Вышел дождик погулять | Осень |
10 | Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса» | Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса» (обраб. М. Боголюбской) | Весёлые капельки | Осень |
17 | Звуковая культура речи: звуки а, у. Дидактическая игра «Не ошибись» |
| Осенние листья | Осень |
24 | Звуковая культура речи: звук у |
| Осенний букет | Осень |
Таблица: пример составления календарно-тематического плана по ФЦКМ для детей 3–4 лет, автор Н.Б. Иванова (фрагмент)
Дата | Тема | Тема ОД | Цели | План занятия | Интеграция областей |
Январь | |||||
6 | Зимние каникулы | Деревянный брусочек | Цели:
|
|
|
13 | Зимние каникулы | В январе, в январе, много снега во дворе | Цели:
|
|
|
20 | Неделя вежливости | Приключения в комнате | Цель: продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, палас, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит бельё) |
|
|
27 | Сильные и ловкие | Радио | Цели:
|
|
|
Структурирование образовательной работы в ДОУ позволяет организовать учебно-воспитательный процесс, систематизировать способы взаимодействия с детьми, что, в свою очередь, является важным условием успешного выполнения программы дошкольного образования. Стадии осуществления последней можно увидеть в процессе разработки календарно-тематического плана, который составляется с учётом требований ФГОС к написанию такого рода документации и отражает принцип преемственности в работе с разными возрастными группами.