Методика организации физкультурного занятия в первой младшей группе детского сада

Вопросы здоровьесбережения являются наиболее актуальными в образовательных концепциях детских садов. Тем более когда речь идёт о самых маленьких воспитанниках — ребятах первой младшей группы (1,5–3 года), которые испытывают серьёзные эмоциональные перегрузки, связанные с адаптацией к новым условиям. Поэтому образовательная деятельность в области физической культуры призвана не только формировать умения и навыки двигательного характера, но и помогать поддерживать психическое здоровье младших дошколят.

Значение проведения занятий по физкультуре в первой младшей группе

Назначение организации занятий по физической культуре в первой младшей группе звучит в унисон с целями реализации образовательной области «Физическое развитие», определёнными Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), и состоит в:

  • развитии показателей таких физических качеств, как скорость, сила, выносливость, гибкость и умение координировать свои движения,
  • пополнении багажа первейших движений (бег, ходьба, прыжки),
  • тренировке правильной осанки и устойчивого положения тела,
  • воспитании осознанной необходимости в физической активности.

Задачами организации непосредственной образовательной деятельности (НОД), призванными решать поставленные цели, является:

  • обучение прыгать на одном месте, а также продвигаться вперёд с помощью прыжков, отталкиваясь двумя ногами,
  • развитие способности бегать непрерывно в течение 30–40 секунд, а также быстро передвигаться к обозначенной цели,
  • освоение навыка залезать на 2–3 перекладины шведской стенки,
  • формирование умения обращаться с мячом (брать, держать, переносить, катать, бросать),
  • тренировка ходьбы в разных направлениях с перешагиванием объектов высотой не больше 10 см,
  • отработка броска мячика в горизонтальную плоскость на расстояние до 1 м двумя руками вместе и поочерёдно левой, правой,
  • приобщение к участию в элементарных подвижных играх за счёт повторения движений, показанных педагогом, а также имитации действий персонажей (к примеру, попрыгать как зайчики, поклевать зёрнышки, как курочки и пр.),
  • воспитание чувства коллектива в процессе участия в выполнении упражнений и заданий игрового характера.

Дети с помощью палок имитируют паровоз

На физкультурных занятиях дети приобщаются к подвижным играм

Виды уроков физической культуры в первой младшей группе

НОД по физкультуре в первой младшей группе реализуется следующими разновидностями занятий:

  • традиционными уроками, в которых отрабатываются упражнения разного характера, сгруппированные под общую тему,
  • сюжетными уроками, то есть занятиями, проводимыми от имени сказочного персонажа (игрушки или педагога в соответствующем костюме, например, лисы, Незнайки, Буратино и др.),
  • ритмической гимнастикой (к примеру, организованными по типу фитнес-тренировки или ленивой гимнастики (гимнастики пробуждения), детальнее о которой можно узнать здесь,
  • нетрадиционных уроков (к примеру, совместное с родителями занятие на воздухе или поход в бассейн).

Это интересно. Одной из разновидностей ритмической гимнастики является модульная гимнастика, состоящая из блоков упражнений с прищепками: дети под сопровождение рифмовки крепят прищепки на картонную основу и получают законченное изображение (солнышко, ёжик и пр.). Основной целью работы с этими модулями является тренировка мелкой моторики, играющая важную роль в развитии речи малышей первой младшей группы.

Фотогалерея: примеры модульной гимнастики для детей первой младшей группы

Виды физических упражнений для детей 1,5–3 лет

Как правило, педагог использует элементы всех видов занятий в одном, что позволяет разнообразить набор упражнений, а также способствует всестороннему развитию детей в рамках отведённого на урок времени.

Это интересно. С самыми младшими дошколятами практикуются только общеразвивающие упражнения, то есть задания, включающие отдельные или в сочетании друг с другом движения, доступные в исполнении и при этом воздействующие на конкретные группы мышц, что позволяет дозировать нагрузку на уроках.

Таблица: разновидности упражнений для занятий с малышами первой группы

Направленность упражнений Особенности физического развития Примеры упражнений
Бег, ходьба Малыши слабо держат равновесие, наталкиваются друг на друга. «Иди и повторяй»
Дети с флажком в руке в колоне по одному становятся напротив педагога, шагающего спиной вперёд. Взрослый предлагает малышам шагать за ним, повторяя движения флажком (размахивая в разные стороны).
«Перешагни»
Упражнения на перешагивание препятствий: кубиков, верёвки и пр.
«Пробеги по дорожке»
Малыши пробегают между двумя обозначенными верёвками линями, расстояние между которыми в первом полугодии составляет 30 см, а во втором 25 см.
Равновесие Все задания выполняются при поддержке взрослого. «Ходьба по дорожке»
Малышам предлагается пройти по прямой дорожке шириной 20 см.
Это интересно. В качестве усложнения малыши проходят по бревну или рейкам гимнастической стенки.

«Перешагни»
Детям предлагается перешагнуть через предметы высотой 10–15 см, расположенные наклонно.
«Танцуем с ленточками»
Дети кружатся влево и вправо с платочками, листочками или ленточками в руках.
Прыжки Детям сложно отталкиваться двумя ногами и мягко приземляться на носки. «Допрыгни до мяча»
На расстоянии выше 5–7 см от вытянутой руки малыша подвешивается погремушка. Задача ребёнка состоит в том, чтобы допрыгнуть до цели.
Примечание. Упражнения такого рода проводятся индивидуально в приемлемом для конкретного малыша темпе.

«Перепрыгни ручеёк»
Малыши перепрыгивают выложенный верёвками «ручеёк» шириной от 10 до 30 см.
Метание, катание, бросание Малыши держат мячики одной рукой, бросают, наоборот, двумя. «Кати мне»
Дети садятся на пол в парах и катят мячик друг другу.
«Кто перебросит мячик через верёвку?»
Каждый малыш тренируется в перебрасывании мяча через верёвку воспитателю. Вначале расстояние между взрослым и ребёнком должно быть 50 см, затем увеличивается до 1 м.
«Забрось мяч в корзину»
Малыши забрасывают мячик или мягкий мешочек в корзину с расстояния 50 см. Упражнение выполняется всеми детьми одновременно (фронтально), каждый делает до 6 попыток.
Примечание: если вплоть до четвёртой попытки броски были неудачными, то педагог направляет движение руки ребёнка при помощи совместного выполнения броска.

Лазание Переход от лазанья на животе к лазанью на четвереньках, опираясь на колени и локти. «Доползи до цели»
Детям предлагается доползти до погремушки и погреметь ею.
«Подползём под радугой»
Малыши проползают под дугой из крепкой проволоки, декорированной тканью под радугу.

Дети идут за педагогом

В упражнениях малыши отрабатывают основные движения

Методические приёмы для физкультурных занятий

В работе с малышами 1,5–3 лет педагогу потребуются все виды приёмов, позволяющие и реализовать цели, задачи занятий конкретного учебно-воспитательного направления, и быстрее адаптировать детей к новым условиям взаимодействия со сверстниками и взрослыми в целом.

Наглядные приёмы

Переход от манипулятивного к наглядно-образному типу мышления детей первой младшей группы определяет ценность наглядности на занятиях, которая воплощается:

  • картинками с изображением детей или мультипликационных персонажей, занимающихся физической культурой, в том числе и демонстрирующие порядок выполнения упражнения или игры (например, пальчиковой игры),
  • сопровождением к речевым средствам (например, картинками с героями загадок или стихотворений, литературными персонажами по теме),
  • игрушками-персонажами занятия,
  • атрибутами для урока (гимнастическими палками, мячами, массажными мячиками, кеглями, обручами и пр.),
  • демонстрацией, то есть выполнением педагогом всех упражнений и игровых действий в качестве наглядного объяснения задания,
  • показом — презентацией хода выполнения задания героями видеоролика.

Видео: разминка с Малышариками

Речевые приёмы

Малыши 1,5–3 лет только начинают осваивать речь, поэтому в работе с ними слово играет важную роль, даже несмотря на то, что физкультурные занятия, по сути, не предполагают пространных монологов и диалогов.

Объяснение

Этот речевой приём в первой младшей группе имеет ряд особенностей. Во-первых, предложения должны короткими, во-вторых, высказывания педагога должны строиться на знакомых малышам словах. Так, например, из личного опыта могу сказать, что разъяснение упражнения «Доползи до цели» я строю так: «Вы должны проползти на животе, как совсем малыши, до погремушки. Взять игрушку и сильно ею потрясти».

Это интересно. Объяснения следует насыщать жестами и мимикой, обогащая таким образом копилку средств выразительности у детей.

Беседа

Как уже отмечалось выше, дети первой младшей группы только-только начинают говорить, поэтому диалог с ними, а беседа предполагает именно эту форму взаимодействия, получится с трудом. Однако отказываться от приёма не стоит: вопросы нужно формулировать так, чтобы малыши могли ответить «да» или «нет», а также используя освоенные слова. Например, перед выполнением общеразвивающих упражнений педагог спрашивает:

  • «Ребята, нам не нравится болеть, да?»,
  • «Чтобы прогнать все болезни, нужно выполнять физические упражнения. Будем с вами прогонять болезни?,
  • «Давайте вспомним, какая ножка и какая ручка у нас левая, а какая правая: я буду показывать, а вы — говорить». (Педагог становится перед детьми так, чтобы все движения малыши повторяли сразу, а не разбирались, где лево, где право, преобразуя зеркальное отображение).

Рифмовки

В данном случае речь идёт о стихотворениях, так как разгадывание загадок требует определённого жизненного опыта, которым дети 1,5–3 лет ещё не могут похвастаться. Рифмовки обычно используются для мотивации детей к началу выполнения упражнений вводного этапа, а также как иллюстрация к пальчиковым упражнениям:

  • Пальчики-грибочки. Поочерёдно берём за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке. Этот пальчик в лес пошёл, этот пальчик гриб нашёл, этот пальчик чистить стал, этот пальчик жарить стал. Ну, а этот (большой пальчик)— взял, и съел, потому и потолстел!

Кроме того, стихотворением можно представлять игрушку-гостя на занятии. К примеру, зайку:

  • Кто там прячется в кустах И дрожит от страха: «Ах»?! Длинноухий серый зайка, На полянку вылезай-ка!

Дети стоят и слушают

Речевые приёмы на занятиях по физкультуре не только разъясняют задания, но и мотивируют малышей на работу

Интересные сюжеты

Дети любят сказки, а тем более, если сказочные персонажи приходят в гости. Так, занятие, построенное на играх с мячом, можно начать с рассказа о мальчике Ванюшке, у которого не получается перебрасывать мячик. «Жил-был мальчик Ванюшка. Очень любил он разные упражнения делать, да вот только с мячом играть не любил: боялся, что мячик его ударит или не получится поймать такого шустрого. И вот однажды получил Ванюшка задание в детском садике: подготовить три упражнения с мячом. Расстроился мальчик, грустный пришёл домой и рассказал маме, мол, его заставляют в группе делать то, что у него не получается. Тогда мама взяла Ванюшку за руку и повела в магазин игрушек, где купила ему самый красивый синий мяч. Они вернулись домой, и мама показала, как выполнять упражнения с мячиком: главное, его не бояться, направлять движения и следить за тем, куда он летит. Очень несложные правила. Ванюшка их запомнил и с тех пор упражнения с мячом стали его любимыми».

После прослушивания сюжета педагог продолжает мысль: «Смотрите, ребята: оказывается, чтобы что-то получилось, нужно хорошенько потренироваться. Вот мы сейчас и проверим, усвоили ли вы это правило».

Практические приёмы

В контексте подготовки физкультурных занятий практические приёмы выступают в роли творческих заданий, призванных обобщить изученное или выразить свои впечатления от освоения того или иного материала. К примеру, занятие на тему «В гости к Зайке» можно подытожить рисунком гостинца длинноухому — морковкой. Те малыши, у которых ещё не получается рисовать без наглядной опоры, овощ раскрашивают.

Вариантом поделки для итога занятия на любую тему может быть создание «Солнышка настроения»: дети обрисовывают свою ручку, педагог вырезает шаблон каждому малышу, а затем малыши приклеивают ручку на заготовку с глазками — образ солнца.

Солнышко из ладошек

Такая поделка может стать талисманом группы

Игровые приёмы

Самая продуктивная группа приёмов, учитывая то, что работа с малышами первой младшей группы имеет игровую форму. На физкультурных занятиях используется три вида игр:

  • дидактические, призванные познакомить или обобщить материал занятия,
  • подвижные, составляющие основу двигательного режима на физкультурном уроке (картотеку игр этого вида можно найти здесь),
  • театрализованные, представляющие материал занятия в образах (например, когда малыш выступает на уроке от лица персонажа, к примеру, заиньки, медведя, принцессы и др.).

Таблица: образцы обучающиюх и театрализованных игр с малышами 1,5–3 лет

Разновидность Название Цели Содержание
Дидактические «Инвентарь для спорта»
  • стимулировать у детей интерес к спорту и его атрибутам,
  • работать над развитием мышления, логики, памяти.
Дети получают 3–4 чёрно-белые карточки с изображением спортивного инвентаря. Задача участников: выбрать две цветные половинки, составляющие этот же атрибут, и наложить их на чёрно-белый фон.
«Туристы» Осваивать разные способы передвижения Дети преодолевают расстояние, ограниченное верёвками, разными способами передвижения: шагом, бегом, прыжками.
Театрализованные «Лесные спортсмены»
  • развивать навык имитации,
  • учиться придавать движениям выразительности.
Малыши получают роли животных (медведя, зайца, коровы, кошки и пр.) и выполняют основные движения так, как это делали бы звери.
«Моя семья» Дети в роли своих мам и пап показывают, как они делают зарядку или занимаются спортом.

Как решить задачи индивидуализации заданий

В работе с малышами 1,5–3 лет индивидуализация состоит в помощи в освоении движений, вызывающих затруднения. Поэтому самой оптимальной формой осуществления личностно-ориентированного подхода в работе с детьми будет индивидуальная работа. Иными словами, если у малыша не получается какое-то движение с 3–4 попытки, то педагог, показав порядок действий (стоя напротив или рядом с ребёнком), предлагает выполнить движения вместе. Учитывая посильность упражнений, уже с 2–3 попытки эта методика работает, и воспитанник может дальше работать самостоятельно. Кроме того, индивидуализация на физкультурных занятиях в первой группе реализуется благодаря поиску вариантов для каждого ребёнка проявить себя. Вплоть до задания принести инвентарь для выполнения задания или предложения поиграть в любимую подвижную игру.

Мальчик и девочка играют в бадминтон

Задача педагога: найти для каждого ребёнка занятие по вкусу, но при этом не отвлекаться от целей и задач проведения физкультурных занятий

Методика организации физкультурных занятий в первой младшей группе

Физкультура с детьми 1,5–3 лет проводится три раза в неделю. Если погода позволяет, то одно из них организуется на улице. Занятия физкультурой являются одним из векторов реализации задач образовательного направления «Физическая культура», поэтому тематика уроков согласуется с темами других направлений, что отражается в перспективном планировании. Кроме того, составление плана позволяет рационально сгруппировать виды активности малышей и подобрать игровые упражнения для осуществления целей и задач занятия.

Таблица: перспективный план работы по направлению «Физическая культура» в первой младшей группе (фрагмент на ноябрь)

Автор — Бершина И.П., воспитатель МАДОУ «Детский сад №42», г. Саранск.

Тема недели Программное содержание Материалы, оборудование Виды работы
1-я неделя:
«Мы родной страной гордимся»
  • учить прыгать в длину с места,
  • закреплять метание вдаль из-за головы,
  • способствовать развитию чувства равновесия и координации движений.
  • по 2 шишки (или маленьких мяча) для каждого ребёнка,
  • мячи по количеству детей,
  • длинная верёвка,
  • шапочка «птички».
Подвижная игра (П/и) «Птички», «Лохматый пёс»
  • учить ходить парами в определённом направлении, бросать мяч вдаль от груди,
  • приучать внимательно слушать и ждать сигнала для начала движений,
  • развивать быстроту, ловкость.
  • погремушки и мячи по кол-ву детей,
  • 2 длинные верёвки,
  • мячи для каждого ребёнка,
  • шапочки «воробушек» по кол-ву детей,
  • шапочка или игрушка кошка.
П/и «Воробушки», «Не опоздай»
  • закрепить умение ходить парами в определённом направлении, бросать мяч вдаль от груди,
  • приучать внимательно слушать и ждать сигнала для начала движений.
  • по 2 шишки (или маленьких мяча) для каждого ребёнка,
  • мячи по кол-ву детей,
  • длинная верёвка,
  • шапочка «птички»
П/и «Птички», «Лохматый пёс»
2-я неделя
«Наша группа»
  • учить ходить по наклонной доске, метать вдаль от груди, согласовывать движения с движениями других детей, действовать по сигналу,
  • укреплять мышцы туловища и конечностей.
  • цветные ленточки (длина 25–30 см),
  • средние мячи по количеству детей,
  • наклонная доска,
  • игрушка собака,
  • надувное бревно.
П/и «Собачка», «Мой весёлый звонкий мяч»
  • учить бросать мячи разными способами, ходить по наклонной доске, ритмично двигаться,
  • развивать чувство равновесия, глазомер, способность к подражанию.
  • маленькие обручи (диаметр 25 см) по кол-ву детей,
  • наклонная доска,
  • мячи средних и маленьких размеров по кол-ву детей,
  • шапочки «птичек» для каждого ребёнка.
П/и «Вороны», «Петух»
  • закреплять умение бросать мячи разными способами, ходить по наклонной доске, ритмично двигаться,
  • развивать чувство равновесия, глазомер, способность к подражанию.
  • маленькие обручи (диаметр 25 см) по кол-ву детей,
  • наклонная доска,
  • мячи средних и маленьких размеров по кол-ву детей,
  • шапочки «птичек» для каждого ребёнка.
П/и «Вороны», «Петух»
3-я неделя «Посуда. Пища»
  • закреплять умение прыгать в длину с места, бросать вдаль правой и левой рукой, переступать через препятствия, реагировать на сигнал, действовать по сигналу,
  • развивать координацию движений, учить ориентироваться в пространстве.
  • мешочки с песком по кол-ву детей,
  • кубики (высота 10 – 15 см),
  • длинная верёвка,
  • машина.
П/и «Лови меня», «Самолёты»
Учить:
  • ходить по кругу, взявшись за руки,
  • ползать на четвереньках,
  • переступать через препятствия,
  • катать мяч,
  • ходить на носочках,
  • соблюдать определённое направление,
  • двигаться ритмично.
  • мячи по кол-ву детей,
  • кубики,
  • 2 длинные верёвки,
  • игрушка (мишка),
  • корзина или ящик.
П/и «Мяч», «Воробушки и автомобиль»
Закреплять умение ходить по кругу, взявшись за руки, ползать на четвереньках, переступать через препятствия, катать мяч, ходить на носочках, соблюдать определённое направление, двигаться ритмично. П/и «Мяч», «Воробушки и автомобиль»
4-я неделя «Моя семья»
  • учить ходьбе в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, ходьбе по наклонной доске, перекатыванию мяча друг другу, простым танцевальным движениям,
  • развивать ловкость, быстроту реакции, чувство равновесия, координацию зрения и слуха, умение сдерживать себя.
  • стулья по кол-ву детей,
  • мячи (один для двоих детей),
  • наклонная доска,
  • игрушка.
П/и «Заинька», «Наш поезд»
Учить организованно перемещаться в определённом направлении, подлезать под рейку, прыгать в длину с места на двух ногах, ползать,
развивать ловкость и координацию движений.
  • флажки по кол-ву детей,
  • 2 стойки,
  • длинная рейка и верёвка,
  • шапочки «пчёл» по кол-ву детей,
  • шапочка или игрушка мишка.
П/и «Пчёлка», «Поезд»
  • закреплять умение ходьбы в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, ходьбе по наклонной доске, перекатыванию мяча друг другу, простым танцевальным движениям,
  • развивать ловкость, быстроту реакции, чувство равновесия.
  • стулья по кол-ву детей,
  • мячи (один для двоих детей),
  • наклонная доска,
  • игрушка мишка.
П/и «Заинька», «Наш поезд»
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2015/12/15/perspektivnoe-planirovanie-po-fizicheskomu-razvitiyu-dlya-1-oy

Дети стоят на улице

Если погодные условия позволяют, то одно занятие в неделю проводится на улице

Временной план физкультурного занятия

Хронометраж физкультурного занятия в первой младшей группе составляет 15 минут. Этот временной промежуток включает три этапа освоения темы.

Таблица: три этапа занятия по физической культуре для детей 1,5–3 лет

Этап Время Суть Пример
Вводный До 3 минут Педагог мотивирует малышей на работу, подключая упражнения на ходьбу и/или с предметами (разминка). Тема: «В гости к Зайке»
  • Воспитатель: — Ребята, у меня есть угощенье и мы сегодня идём в гости. Угадайте, к кому мы пойдём гости? Загадка: Длинное ухо, комочек пуха, Прыгает ловко, любит морковку. Кто это? (Заяц) Воспитатель: — Правильно, ребята! Мы пойдём в гости к зайчику. На нашем пути будут препятствия. Но чтобы их преодолеть мы должны быть сильными. Для этого мы сделаем разминку. «Зайкина зарядка»: Рано утром по порядку Зайка делает зарядку. Лапки к верху поднимает — ими весело играет. Лапки к низу опускает — ими весело играет. Повороты выполняет, Низко-низко приседает. Прыг-скок, прыг-скок, И уселся на пенёк. Он вздремнул И потянулся — Здравствуй, утро, я проснулся!
Основной До 10 минут Дети работают над выполнением беговых упражнений, прыжков и пр., играют в подвижную игру, а также выполняют дыхательные упражнения. Тема: «Бабочки»
  • Общеразвивающее упражнение с флажками «Бабочки»: Дети стоят в кругу. «Бабочки летают» И.п.: ноги врозь, руки опущены с флажками. Развести руки в сторону, помахать ими (3 сек), опустить вниз. Повторить 4 раза. «Бабочки пьют» И.п.: то же. Нагнуться, руки отвести назад, выпрямиться. Повторить 4 раза. «Бабочки сели» И.п.: то же. Присесть, руки на колени, выпрямиться. Повторить 4 раза. «Достань ножки». Сидя, ноги прямые, флажки прижаты к груди. Наклон к ножкам, затем вернуться в и. п.(4–5 раз). «Бабочки летают» И.п.: ноги вместе, руки опущены с флажками. Прыжки на месте и взмахи руками в стороны.
  • Подвижная игра: «Найди свой цветок». (2–3 раза). На полу разложены кубики «цветы», все разного цвета. Дети занимают «цветы» по цвету своих флажков (кубики между ступней). По сигналу «Полетели» дети бегают по залу. На слово «домой» возвращаются в свой «цветок».
  • Упражнение на дыхание «Понюхаем цветы». Глубокий вдох носом — руки через стороны вверх, выдох через рот — вернуться в и. п. (4 раза).
Заключительный До 2 минут Ребята плавно переходят от активных физнагрузок к спокойным при помощи игры малой подвижности. Тема: «Бабочки»
  • Малоподвижная игра: «Собери цветы» (2 раза). По сигналу взрослого, дети собирают в корзины крышки «цветы», разбросанные по залу. (По цветам).
  • Ходьба обычным шагом и на носках.

Таблица: Мокрушина Н.А., конспект занятия по физкультуре на тему «Михаил Потапович в гостях у ребят» в первой младшей группе (фрагменты)

Этап Содержание
Вводный Дети входят в зал и строятся в одну шеренгу.
Инструктор: — Ребята, а вы знаете лесных жителей? Один из них сегодня пришёл к нам в гости! Отгадайте загадку и узнаете, что за гость у нас сегодня.
Косолапый и большой,
Спит в берлоге он зимой.
Любит шишки, любит мёд,
Ну-ка, кто же назовёт?
— Правильно, молодцы! Сегодня у нас в гостях медведь, а зовут его Михаил Потапович. (Показываем детям большого плюшевого мишку) Он пришёл к нам, чтобы посмотреть, как мы с вами занимаемся спортом и научить своих медвежат делать упражнения, которые помогают стать сильными, смелыми, крепкими и здоровыми, как мы с вами! Научим Михаила Потаповича?





Основной — Сначала мы покажем, как нужно делать разминку. Раздаём каждому ребёнку по погремушке:
  • ходьба на носочках по кругу за инструктором, руки вверху с погремушкой, идём и гремим погремушкой,
  • ходьба на пяточках по кругу за инструктором, руки за спиной,
  • лёгкий бег по кругу за инструктором, руки вперёд,
  • встаём по кругу, ноги на ширине плеч, руки внизу, 1–2 руки вверх, 3–4 руки к плечам. (4 раза),
  • ноги на ширине плеч, руки перед грудью, 1–2 вынести правую руку вперёд, 3–4 — и. п., 5–6 вынести левую руку вперёд 7–8 и.п.,
  • ноги на ширине плеч, руки на поясе, 1–2 присесть, руки вперёд, колени развести в стороны, 3–4 встать руки вверх, подняться на носочках, прогнуть спинку, 5–6 и. п.
— Теперь покажем Мишке, какие упражнения он может делать в лесу со своими медвежатами.
— В лесу много брёвен лежит на земле, покажем, как мы умеем ходить по брёвнам: ходьба по гимнастической скамейке, руки в стороны, спинка прямая, 2–3 раза.
— Как можно бегать по тропинке: бег между двух верёвок, 2–3 раза.
— Как перепрыгивать через упавшие деревья: ставим кубики, кладём на них гимнастические палки и прыгаем по очереди через них по 2–3 раза.
— Теперь посмотри, как нужно пролезать под кустами: ставим арочку и пролезаем под ней также по очереди 2–3 раза.



Заключительный — Вот как Михаил Потапович ты можешь научить своих малышей делать упражнения, а мы закончили наше сегодняшнее занятие. Тебе понравилось?
— Да, очень теперь мы тоже вместе с моими медвежатами будем заниматься спортом.
Дети строятся в одну шеренгу, говорят «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» и выходят из зала.

Воспитательница и дети на игрушечном поезде

Каждый из трёх этапов занятия должен быть насыщен разнообразными упражнениями и играми

Видео: разминка на физкультурном занятии в первой младшей группе

Нюансы работы над открытым занятием по физкультуре в первой младшей группе

В работе педагога существует такой вид методической деятельности, как подготовка и проведение открытых занятий. Эти уроки призваны продемонстрировать:

  • уровень подготовки детей, прогресс в развитии,
  • педагогическое мастерство инструктора по физической культуре (воспитателя) в выборе методов и приёмов для реализации целей и задач конкретной темы.

При этом структура открытого урока будет идентична композиции обычного. Однако они будут отличаться формой проведения: если обычное занятие может быть набором упражнений и игр, связанным общей темой и подводками педагога, то в открытом занятии, как правило, действует персонаж. Иными словами, показательный урок — сюжетное действо.

Кроме того, при разработке открытого занятия педагог должен учитывать несколько организационных моментов:

  • такие уроки проводятся 1–2 раза в год (обычно в рамках аттестационной кампании педкадров, конкурса профессионального мастерства или как итог изучения темы в качестве наглядного материала для молодых коллег),
  • в занятия включаются только хорошо знакомые малышам упражнения и игры,
  • с детьми 1,5–3 лет открытый урок имеет смысл прорепетировать 1–2 раза, стараясь всё же не включать игры и упражнения полностью идентичные тем, что запланированы для показательного занятия.

Видео: показательное занятие по физической культуре по мотивам сказки «Колобок» в первой младшей группе

Суть анализа физкультурного занятия

Любая образовательная деятельность в ДОУ тщательно анализируется, что позволяет не только сделать вывод об уровне подготовки воспитанников, сравнить достижения на разных этапах развития, но и получить представление о методической грамотности педагога в выборе способов взаимодействия с ребятами. В первой младшей группе, в отличие от других групп, мониторинг проводится один раз в год — весной. При этом алгоритм анализа и самоанализа будет общим вне зависимости от возраста воспитанников. Ознакомиться со схемой проведения диагностики можно здесь.

Дети идут мимом кеглей

Анализ занятия помогает педагогу выявить методические неточности

Проект по физкультуре в первой младшей группе

Учебная программа по разным образовательным направлениям реализуется через НОД, досуг, режим дня. Объединить эти учебно-воспитательные векторы помогает организация продуктивной работы над конкретными аспектами тем рабочей программы учебно-воспитательных курсов — проектами. Такая форма деятельности по физической культуре в первой младшей группе призвана расширять представления малышей, связанные с понятиями «здоровье», «подвижные игры», а также знакомить с литературными произведениями, касающимися тем физического воспитания и спорта (например, стихотворения С. Михалкова «Про мимозу», «Дядя Стёпа» и др.). Кроме всего прочего, проекты способствуют развитию творческих способностей малышей и приучают к самостоятельности.

Это интересно. От занятия проект отличает тем, что спектр его задач более обширен, но при этом виды деятельности ограничены. То есть, например, проектом может быть создание рисунка на тему «Я и спорт»: малыши переберут в памяти виды спорта, выберут что-то для себя, но практическая реализация задания будет в одной форме — в форме рисунка.

Виды проектов

В первой младшей группе практикуется разработка двух видов проектов:

  • краткосрочных, на выполнение которых отводится до 2 недель,
  • долгосрочных, работа над которыми требует больше времени, в среднем до 4 месяцев.

К первым относятся:

  • тематические рисунки,
  • подготовка поделок, аппликаций,
  • создание коллективных плакатов, видеороликов,
  • экскурсии (к примеру, в музей спорта),
  • развлечения (например, досуговое мероприятие «Моя спортивная семья», посвящённое Дню физкультурника).

Это интересно. В младших группах, в силу отсутствия собственного опыта у малышей, в подготовку проектов активно подключаются родители. Тем самым педагог решает задачи организации работы с семьёй.

Долгосрочный проект предполагает теоретическое осмысление темы с несколькими видами деятельности в качестве его практической реализации. К примеру, тема «Подвижные игры в жизни детей» включает организацию игр в рамках НОД, досугов, на прогулке с подготовкой фотоотчёта и видеоролика проведения этих видов работы.

Этапы работы над долгосрочным проектом

Разработка темы долгосрочного проекта включает три стадии:

  • подготовка (формулировка задач работы, ознакомление с планом осуществления проекта родителей, например, в рамках проекта «Подвижные игры в жизни группы»),
  • основной этап (организация досугового мероприятия, пополнение предметно-развивающей среды для отработки игр с предметами — мячами, гимнастическими палками, а также с привлечением атрибутов),
  • заключительный этап или стадия отчёта (в форме презентации отчёта для родителей, коллег посредством доклада и показа видеоотчёта с досугового мероприятия «День игры в группе»).

Образцами долгосрочных проектов для первой младшей группы можно назвать:

  • «Мы всё сделаем как надо: мама, папа будут рады»,
  • «Растим малышей здоровыми»,
  • «Волшебный мяч»,
  • «Быть спортивным — здорово».

Ознакомиться с примером составления паспорта проекта по физической культуре для первой младшей группы можно в публикации Е. Кармановой «Подвижные игры как средство закрепления основных движений».

А воспитатель Н.А. Козловой в рамках проекта по физическому воспитанию сосредоточила внимание на воспитании культуры здоровья в первой младшей группе.

Мальчик зацепился ногами за перекладину турника

Проекты по физкультуре раскрывают один или два аспекта цели физического развития дошкольников

Кружковая работа по физкультуре в первой младшей группе

Кружок по физкультуре как форма работы с малышами в детском саду призван помочь освоить навыки и развить способности воспитанников в подходящем для них темпе. Этому также способствует методически правильная организация деятельности кружка, что отражается в рабочей программе данного элемента образовательного процесса. Отличительной особенностью кружковой работы в области физкультуры в первой младшей группе является акцент на игры:

  • пальчиковые игры, способствующие тренировке мелкой моторики,
  • подвижные игры, которые в игровой форме помогают малышам освоить основные двигательные навыки.

Это интересно. Многие методисты небезосновательно считают подвижные игры одним из основных средств физического воспитания.

Рабочая программа кружка

Для распределения методов и приёмов работы с малышами по видам активности в конкретные временные отрезки, а также для соотнесения кружковой деятельности с образовательной программой ДОУ педагог составляет рабочую программу кружка. Её структура включает такие позиции:

  • обоснование актуальности этой формы работы,
  • цели и задачи кружка,
  • подбор детей для участия в кружке (как правило, критерием для участников является только возраст, количество малышей варьируется до 7 человек),
  • режим работы (обычно занятия кружка проводятся 1 раз в неделю и длятся 10 минут),
  • система кружковой деятельности, то есть преимущественные виды работы (например, пальчиковые упражнения, подвижные игры, элементы логоритмических заданий и пр.),
  • план работы, включающий перечень видов взаимодействия с детьми на каждом заседании кружка.

В качестве образцов составления рабочих программ, а также для ознакомления с планом и тематикой занятий могут быть представлены:

  • программа кружка подвижных игр «Игралочка» для младшей группы,
  • программа кружка физвоспитания «Попрыгунчики» для детей первой младшей группы.

Дети бегут по траве

Кружковая работа вместе с другими видами работы направлена на воспитание здоровых и счастливых детей

Физкультура в первой младшей группе играет важную роль не только для сохранения и укрепления здоровья, но и для форсированной адаптации малышей к новым условиям. Занятия являются основной формой реализации поставленных образовательной областью «Физическое воспитание» целей и задач. Поэтому педагог должен особое внимание уделять поиску способов увлечь ребят учебно-воспитательной деятельностью, подбирая подходящие приёмы взаимодействия с маленькими дошколятами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: