Методика подготовки и проведения интегрированных и комплексных занятий в детском саду

Требованиями к организации учебно-воспитательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) определяются пути и способы следования целевым векторам обучения, воспитания и развития дошкольников. К таким вариантам структурирования учебно-воспитательного процесса относится проведение интегрированных и комплексных занятий. Остановимся на особенностях подготовки и проведения тех и других.

Сходства и различия интегрированных и комплексных занятий в ДОУ

В современной педагогической литературе очень часто авторы не разграничивают понятия «комплексное» и «интегрированное» занятие, представляя их синонимами. И тем не менее некоторые содержательные отличия у этих понятий есть.

Интегрированный урок — занятие, на котором раскрытие темы происходит через комбинацию разных видов деятельности при незаметном, гармоничном переходе от одного образовательного вектора («Познание», «Физическое развитие», «Художественно-творческое развитие» и др.) к другому. Например, в работе с детьми средней группы над темой «Зима» интегрируются области «Художественное творчество» и «Познание» («Математика»): малыши получают арифметические задания от Бабы-Яги из сказки и, выполняя их, «спасают» свою воспитательницу из плена в избушке на курьих ножках.

Комплексный урок — занятие, отличающееся последовательным сочетанием разных видов деятельности для решения задач по конкретной теме. При этом на таких занятиях одно из направлений будет главным. Так, на уроке по теме «Жилище человека» сначала малыши работают с определениями понятий «дом», «домище», «домовой», «домохозяйка», то есть реализуют задачи области «Речевое развитие». После этого в рамках работы в области «Познание» дети вместе с педагогом разбирают, кто такой первобытный человек. И в конце урока дети предлагают свои варианты чертежей дома для первобытного человека, если бы он жил сегодня (область «Художественно-творческое развитие»).

Мальчик и девочка рисуют красками

Оба вида занятий направлены на интеграцию разных образовательных областей в рамках одного урока

Выделим сходства и отличия понятий «интегрированное» и «комплексное» занятие.

Общие черты

К характеристикам, которые роднят два вида занятий, можно отнести:

  • сосредоточение разных видов детской активности вокруг одной темы,
  • межпредметная связь на занятиях, например, полевая мышка из блока уроков по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе загадывает загадки по курсу «Математика» о геометрических фигурах, которые встречаются в природе (ёлки — пирамиды, одуванчики — шары и пр.),
  • новые знания надстраиваются над теми, что у детей уже имеются,
  • задания обязательно детализируются педагогом (до объяснения игровых действий, демонстрации порядка выполнения рисунка и пр.),
  • игра является основной формой работы на занятии,
  • использование способов взаимодействия с детьми, объективно связанных со средствами наглядности по теме (то есть любой вид работы сопровождается зрительными образами).

Дети стоят вокруг декорации дерева с осенними листьями

На интегрированных и комплексных занятиях обязательно используются яркие зрительные образы

Таблица: различия между интегрированным и комплексным занятиями

Интегрированное Комплексное
Изложение новой темы всегда опирается на имеющиеся знания из этой или смежной области (например, проводя в средней группе опыты со снегом, мы вспоминали, в каком ещё виде может быть вода — в виде пара). Тема разрабатывается со всех сторон.
Виды активности комбинируются так, чтобы учебно-воспитательные области переплетались гармонично и по структуре, и по смыслу. Сценарием урока предусмотрен плавный переход от одного вида деятельности («вида работы»), к другому.

В каждой возрастной группе можно выделить преимущественный вид занятий, обусловленный особенностями накопления опыта у конкретного ребёнка или группы воспитанников. Поэтому, например, в младших группах акцент делается на комплексные уроки, не требующие базы знаний, умений и навыков (ЗУН), погружающие в тему изучения глубже, а в старшей, когда у детей уже вполне достаточно опыта, — на интегрированные, способствующие систематизации и обобщению ЗУН из разных областей образовательного процесса.

Видео: интегрированное занятие с использованием ИКТ «Волшебное путешествие» в первой младшей группе

Видео: комплексное занятие по рисованию и развитию речи «Весна пришла» в подготовительной группе

Зачем нужны занятия интегрированного и комплексного характера

Учитывая структурное сходство обоих видов уроков, цели их проведения, представляя образовательную триаду, будут идентичны:

  • обучающие — составить представление об объекте или явлении окружающей действительности, научить самостоятельному поиску информации по теме,
  • развивающие — способствовать развитию речи, процессов мышления, внимания, усидчивости,
  • воспитательные — формировать позитивное мироощущение.

К задачам, реализующим эту триаду, относятся:

  • всестороннее рассмотрение материалов по объектам или явлениям (так, в средней группе малыши приходят к выводу, что вода может принимать форму любой посуды, замерзать или испаряться),
  • изучение явлений окружающего мира во взаимосвязи (например, во второй младшей группе изучение свойств воды происходит и с позиции рассмотрения видов осадков, и с точки зрения жизненно важной для всего живого жидкости),
  • обобщение материалов по блокам знаний (например, в подготовительной группе при рассмотрении темы «Древний человек» ребята объединяют понятия «история», «Древний мир», «первобытный человек», «быт первобытных людей»),
  • стимуляция воображения и творческой энергии в выполнении рисунков, поделок, аппликаций по темам,
  • воспитание эмоционально-положительного восприятия людей и явлений вокруг.

Это интересно. Цели и задачи интегрированных и комплексных занятий для разных возрастных групп будут идентичными, так как они определены сутью этих видов уроков. Различия будут касаться конкретного содержания, обусловленного темами для изучения с детьми разного возраста.

Дети в масках животных для театрализации

Интегрированные и комплексные занятия способствуют развитию творческих способностей детей

Роль интегрированных и комплексных занятий в развитии дошкольников

Задача современного образования состоит в том, чтобы уйти от механического заучивания и повторения материала, изложенного педагогом. Ребёнок уже с раннего возраста должен испытывать радость от сотрудничества, сотворчества с другими детьми и взрослыми. При этом возможность проявить на уроках инициативу, самостоятельность, творческие способности создаёт для малыша ситуацию успеха, переживание которой является важным условием становления успешной личности. Кроме того, интеграция видов образовательной деятельности, на основе которой построены комплексные и интегрированные занятия, создаёт условия для:

  • удовлетворения потребности детей в двигательной активности,
  • укрепления и сохранения эмоционального, умственного и социально-нравственного здоровья подрастающего поколения.

Основной акцент в интегрированных и комплексных занятиях делается на продуктивную активность ребят:

  • рисование (разными средствами и в разных техниках),
  • ручной труд (создание поделок, аппликаций),
  • сочинение песенок, стихотворений, коротких историй,
  • танцевальные, песенные импровизации.

Эти виды деятельности дополняют знания малышей новой информацией, заставляя педагога искать приёмы для воспитания активной творческой позиции у дошкольников.

Дети держат поделки в виде светофоров

Акцент в интегрированных и комплексных занятиях делается на продуктивную деятельность детей

Типы и формы интегрированных и комплексных занятий в детском саду

Как уже отмечалось выше, структурно эти виды занятий не отличаются, поэтому тип и форма организации материалов в их рамках также будут идентичными.

Таблица: типы и формы организации интегрированных и комплексных занятий в ДОУ

Тип Формы структуры Примечания
Занятие формирования новых знаний Занятие-путешествие (экскурсия) Такие занятия обычно проводятся вне стен детского сада. Например, поход в местный краеведческий музей с ребятами подготовительной группы в рамках рассмотрения темы «Древние люди».
Занятие-наблюдение Это уроки, построенные на наблюдениях за явлениями природы. Однако это не значит, что целое занятие малыши занимаются только лишь наблюдением: обычно это «кульминационный» этап занятия. К примеру, в средней группе дети с прогулки приносят ведёрко снега и, занимаясь рассмотрением свойств воды с помощью стихотворений, зачитывания интересных фактов из энциклопедии, параллельно фиксируют скорость таяния снега. То есть наблюдение сопровождает другие виды деятельности.
Занятие-проблемный урок Эта форма работы используется только в старшей и подготовительной группах. Суть таких уроков в том, что ребята при помощи беседы, прослушивания или чтения текстов занимаются решением поставленной на уроке проблемы. Например, на занятии по теме «Что такое хорошо» с детьми проводится этическая беседа, основанная на сюжете стихотворении В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо».
Интерактивное занятие Эти уроки строятся на активном использовании в работе с детьми ИКТ. Например, на занятии по обучению грамоте в подготовительной группе ребята выполняют задания игры на закрепление навыка послогового чтения «Xитрые половинки»: глядя на картинку, малыши подбирают подходящий слог. Варианты подобраны так, что, прежде чем выбрать, ребята должны сделать звуковой анализ слова.
Занятие на отработку умений и навыков Занятие-беседа Во второй младшей группе для отработки трудовых навыков (уборка комнаты) с малышами проводится беседа «Как мы убираем игрушки».
Занятие-ролевая игра Во второй младшей группе аспект темы «Мой дом», связанный с оказанием помощи маме в уборке, отрабатывается в сюжетно-ролевой игре «Дочки-матери».
Практическое занятие Например, в старшей группе материалы по теме «Правила поведения в лесу» дети отрабатывают при помощи создания рисунков-знаков, запрещающих сорить, а также содержащих правила обращения с огнём.
Занятие на обобщение материала Занятие-игра Обычно это сюжетно-ролевые игры по теме. Например, игра «Петрушка в больнице» в средней группе, в которой дети используют все полученные знания, умения и навыки: оформляют пациента в приёмном покое, подбирают лечение и пр.
Беседа В первой младшей группе обобщение тем, связанных с изучением признаков разных времён года, организуется в беседе по картинкам-иллюстрациям.
Занятие проверки знаний и умений Викторина Обычно проводится для проверки знаний и умений в рамках изучения блока тем. К примеру, во второй младшей группе это может быть викторина, связанная с изучением времён года.
Игра В старшей группе для проверки усвоения навыков обращения с мячом проводится игровое физкультурное занятие, состоящее из подвижных игр с мячами.
Занятие контроля и проверки усвоенного материала Защита проектов Например, в средней группе для проверки качества усвоения видов родственных отношений в рамках темы «Семья» дети совместно с родителями готовят проект-стенгазету «Моя семья». В защиту проекта входит описание родственных отношений между членами семьи и по отношению к малышу.
Игра Обычно речь идёт о театрализованных играх, а точнее, об инсценировках. Например, в первой младшей группе знание сюжета сказки «Репка» проверяется постановкой этой сказки.

Это интересно. Классификация типов и форм занятий является общепедагогической, то есть применимой и для детских садов, и для школ. Однако для школьного этапа образования перечень типов дополняется уроками устного, письменного и комплексного контроля знаний, умений и навыков. Но и в детском саду, и в школе самым востребованным является комбинированный урок, совмещающий в себе черты всех остальных типов.

Дети участвуют в эстафете с ведёрками

Игра является основной формой проведения разных типов интегрированных и комплексных занятий

Приёмы, используемые на интегрированном и комплексном занятии

Поскольку оба вида занятий построены на соединении разных видов деятельности в разработке одной темы, то и методические приёмы, обеспечивающие цельность структуры уроков, одинаковы.

Это интересно. На интегрированных и комплексных занятиях используется наиболее полный перечень методических приёмов взаимодействия с детьми.

Словесные приёмы

Речевое взаимодействие с малышами является важным средством не только донесения сути материала, но и эффективным способом развития речи у детей младших групп или расширения словарного запаса у детей средней и старших групп.

Объяснение

Интеграция разных образовательных областей предполагает разные виды деятельности, которые требуют отдельного объяснения. Иными словами, разъяснение используется не только для донесения содержания материала, но и для описания способа его освоения. Вот пример реализации этого примера из личного опыта. На комплексном занятии по рисованию, разбирая с малышами второй младшей группы тему «Нетрадиционные техники рисования: монотипия», мы с ребятами, повторив изученные ранее особенности дикой природы, в частности, флоры и фауны, изображаем лес, отражённый в воде. Объяснение порядка выполнения рисунка я формулирую так: «Ребята, давайте возьмём лист бумаги, сложим его в горизонтальной ориентации пополам (обязательно показываю как) и развернём. Теперь обмакиваем кисточку с толстой щетиной в воду, набираем зелёную краску и делаем на одной половине листа разводы. Снова складываем лист и разворачиваем. В нижней части добавляем несколько бледно-голубых пятен, набирая совсем немного голубой краски и щедро смачивая кисть водой. У нас получился лес, отражённый в воде водоёма. Оставляем рисунок сушиться». В средней группе эту работу можно дополнить прорисовкой контуров стволов деревьев в верхней части картинки.

Дети сидят вокруг педагога с коробкой с игрушками

Объяснение обычно сопровождается наглядностью

Стихотворения и загадки

Беспроигрышный способ настроить малышей на учебный лад. Во-первых, рифмовки привлекают внимание детей, во-вторых, ребята в силу возраста с большим азартом включаются в такого рода соревнование: каждый хочет дать ответ быстрее товарищей. Стихотворения и загадки можно подобрать под любую тему занятия и под конкретный возраст воспитанников. Так, для детей первой и второй младших групп загадки должны быть с ответами по рифме, чтобы дошкольникам было легче подобрать ответ. Вот примеры для изучения темы «Игрушки»:

  • Хоть на ножке он одной,
    Крутится как заводной.
    Лишь устанет — на бочок.
    Яркий, озорной … (Волчок).


  • Эта мягкая игрушка —
    Длинноухая зверюшка.
    Ей морковку в лапку дай-ка,
    Ведь игрушка эта — … (Зайка).


  • Кирпичи возьмём цветные,
    Сложим домики любые,
    Даже цирк для публики.
    Ведь у нас есть … (Кубики).


Для ребят старшего дошкольного возраста уместны будут стихотворения-инструкции по теме. Например, рассматривая тему «ПДД», своим воспитанникам подготовительной группы я предлагаю такую рифмовку В. Семернина:

  • И проспекты и бульвары —
    Всюду улицы шумны,
    Проходи по тротуару
    Только с правой стороны!
    Тут шалить, мешать народу
    За-пре-ща-ет-ся!
    Быть примерным пешеходом
    Разрешается…
    Если едешь ты в трамвае
    И вокруг тебя народ,
    Не толкаясь, не зевая,
    Проходи скорей вперёд.
    Ехать «зайцем», как известно,
    За-пре-ща-ет-ся!
    Уступить старушке место
    Разрешается…
    Если ты гуляешь просто,
    Всё равно вперёд гляди,
    Через шумный перекрёсток
    Осторожно проходи.
    Переход при красном свете
    За-пре-ща-ет-ся!
    При зелёном даже детям
    Разрешается…






















Беседы

Речевой приём, который имеет большое значение для реализации целей проведения интегрированного и комплексного занятия. Дети учатся искать ответы на проблемные вопросы, то есть развивают критическое мышление, а также вести диалог, участвовать в дискуссии и приобретают такое ключевое для социально-коммуникативного развития качество, как терпимость к точке зрения, отличающейся от собственной. Беседы в ДОУ могут быть нескольких видов, но наиболее востребованными являются познавательные и этические.

Подборки картотек бесед делаются под возраст воспитанников:

  • для первой младшей группы,
  • для второй младшей группы,
  • для средней группы,
  • для старшей группы,
  • для подготовительной группы.

Дети поднимают руки, чтобы отвечать

Беседа приучает малышей вести диалог, выслушивать других участников обсуждения

Рассказ

Этот приём состоит в рассказывании малышам истории, имеющей непосредственное отношение к изучаемому материалу. Обычно это сказки, которые педагог рассказывает в начале урока, выстраивая последующую работу на занятии с привлечением сюжетных коллизий. Так, в средней группе при рассмотрении темы о пожарной безопасности своим воспитанникам я рассказываю сказку про мальчика Гришу, который освободил злую царицу Огнильду. «Однажды мальчик Гриша остался дома один. Решил он сходить на кухню и полакомиться конфетами из вазочки. Но когда зашёл туда, то увидел на столе рядом с вазочкой для сладостей коробку спичек. Сразу припомнились ему слова мамы и бабушки о том, что спички детям брать ни в коем случае нельзя. Но Гриша не послушал: схватил коробок и чиркнул спичкой, как это делали взрослые. И вдруг отлетела искорка от спички, заплясала на полу, обжигая всё на своём пути. Гриша от удивления даже рот раскрыл, когда искорка вдруг заговорила с ним: «Спасибо тебе, непослушный мальчик! Меня зовут царица Огнильда. Давным-давно запер меня добрый волшебник в темницу коробка для спичек, сказав, что освободиться я смогу только тогда, когда какой-нибудь ребёнок чиркнет спичкой. Но, как назло, все малыши знают, что с огнём играть нельзя и к спичкам даже близко не подходят. И тут такая удача: ты, непослушный мальчик Гриша!» С криками выбежал Гриша из дома, попросил прохожего вызвать пожарных. К счастью, пожарная машина приехала быстро, и бригада быстро справилась с огнём. Но с этих пор Гриша стал строго следовать правилу: без взрослых трогать спички ни в коем случае нельзя».

Сразу после прослушивания сказки я провожу проверку понимания сюжета, задав малышам 3–4 вопроса:

  • Как звали героев сказки?
  • Что сделал Гриша?
  • К чему привело неосторожное обращение с огнём?
  • Почему нельзя трогать спички?

Сидящие на ковре дети слушают педагога

Сказки помогают привлечь внимание детей, объединив их одним видом деятельности

Чтение

Словесный приём, используемый с первых дней пребывания малышей в детском саду, который в старших группах приобретает дополнительную методическую значимость: теперь не только педагог читает ребятам, но и сами воспитанники зачитывают короткие заметки по теме (отрывки сказок или статьи в энциклопедиях о природе, транспорте, в справочниках по истории и географии). Например, с детьми старшей группы я практикую такое задание: ребёнок, который уже неплохо владеет навыком чтения, читает своим товарищам пословицы и поговорки о родном крае в рамках рассмотрения темы «Наша страна — Россия».

Три девочки рассматривают книгу

Чтение не только способствует тренировке этого навыка у детей, но и помогает воспитывать у малышей инициативность и самостоятельность

Группа наглядных приёмов

Наглядность занимает прочные позиции среди других способов организации взаимодействия с детьми на интегрированных и комплексных занятиях. Это связано с тем, что ведущий тип мышления у дошкольников — наглядно-образный. Среди зрительных приёмов универсальными являются:

  • картинки (сопровождают любую деятельность как на уровне содержания, то есть иллюстрируют сюжет, например, сказок, так и на уровне формы, схематично представляя порядок освоения какого-либо навыка, к примеру, плакат с пошаговой инструкцией как держать ручку во время письма),
  • демонстрация (педагог показывает тот или иной способ взаимодействия с изучаемым предметом или явлением, например, в старшей группе инструктор по физкультуре демонстрирует освоенные способы игры с мячом),
  • показ — иллюстрационный материал представляется в виде видеороликов, фотографий и т. п. К примеру, во второй младшей группе, проводя подвижную игру «Лохматый пёс», педагог показывает все игровые действия или предлагает малышам повторить их за детьми из видеоролика.

Видео: приём показа подвижная игра — «Лохматый пёс» во второй младшей группе

Наблюдение

На интегрированных и комплексных занятиях дети учатся формулировать учебную задачу, искать пути её решения. Одним из способов это осуществить является организация наблюдений, представляющих собой способ получения знаний из окружающего мира, позволяющий установить взаимосвязи между разными объектами. Этот приём активно используется на занятиях формирования новых знаний, умений и навыков. Ознакомиться с методическими тонкостями организации наблюдений в разных возрастных группах можно здесь.

Предметно-развивающая среда для интегрированных и комплексных занятий

Все средства наглядности составляют предметно-развивающую среду группы. Назначение каждой области этой среды — обеспечить оборудование для занятий по всем образовательным направлениям. Поэтому очень важно эстетически и соответственно изучаемым темам, а также возрасту воспитанников оформить зоны предметно-развивающей среды. О нюансах этого процесса для каждой из областей среды можно узнать здесь.

Предметно-развивающая среда в группе

Предметно-развивающая среда позволяет организовать средства наглядности по разным видам деятельности

Игры

Игровая активность является движущей силой развития ребёнка, поэтому игровые приёмы — это обязательные способы организации взаимодействия с детьми. Исходя из описанных выше типов интегрированных и комплексных занятий, можно сделать вывод о том, что наиболее востребованными на этих уроках являются сюжетно-ролевые игры. Однако нельзя забывать и о ключевом средстве развития познавательной сферы — дидактических играх (особенно для детей младших групп, которые таким способом не только отрабатывают, но и получают знания, умения и навыки), а также о важности подвижных игр для полноценного физического развития. К слову, в старших группах, когда интенсивность подачи учебного материала повышается, за счёт подвижных игр осуществляется снятие интеллектуального и эмоционального напряжения. На долю пальчиковых игр приходится тренировка мелкой моторики в младших и средней группах и подготовка руки к письму в старших. Поэтому можно сказать, что на интегрированных и комплексных уроках должны быть методически целесообразно представлены все виды игр:

  • дидактические,
  • подвижные,
  • театрализованные (в том числе и сюжетно-ролевые),
  • пальчиковые.

Мальчик и девочка в костюмах деда и бабки

Игры способствуют созданию положительного микроклимата в группе

Практические приёмы

Интегрированные и комплексные занятия предполагают тесную связь освоения теории и практической деятельности. В контексте детского сада к практическим приёмам относятся способы творческого осмысления изучаемого материала:

  • рисунки (итогом рассмотрения темы «Время. Сутки» во второй младшей группе может стать рисунок дня и ночи, в котором дети показывают день и ночь светлым и тёмным тоном, а также изображают прямоугольники домов, что, в свою очередь, реализует задачу математического развития малышей, связанную с изучением геометрических фигур),
  • аппликации (рассмотрение темы «Мой дом» в первой младшей группе может быть завершено выполнением аппликации дома — на большой прямоугольник клеятся небольшие квадраты-окна, а крыша делается из разрезанного пополам ватного диска, который раскрашивается или в коричневый цвет или остаётся белым, если дом изображается в зимний сезон),
  • поделки (обычно этот вид творческих заданий даётся на дом, к примеру, в старшей группе малыши делают проект «Генеалогическое дерево моей семьи», который не только показывают, но и защищают, описывая свои родственные связи),
  • лэпбуки — папки, в которых детально отражён какой-то один аспект изучаемой темы (к примеру, в подготовительной группе, изучая театр как вид творчества, дети получают задание создать лэпбуки по истории костюмов — из чего шились, как носились, интересные факты).

Экспериментальная деятельность на интегрированных и комплексных занятиях

Опыты считаются наилучшим практическим способом усвоения материала. Этот вид деятельности на занятиях обладает мощным воспитательным потенциалом: малыши приучаются быть самостоятельными, проявлять инициативу. Узнать о методике организации опытов можно здесь.

Дети под присмотром воспитателя работают детскими граблями в земле

Опытная деятельность помогает дошкольникам лучше усваивать материал

Как провести комплексное и интегрированное занятие в ДОУ

Хронометраж комплексного или интегрированного занятия фиксируется исходя из требований к организации учебной деятельности в разных возрастных группах.

Таблица: временной план занятий для разных возрастных групп

Этап занятия (содержание) Хронометраж (минуты)
Младшая группа Средняя Старшая Подготовительная
Вводный (введение в тему) 2 3 2 3
Основной (разработка темы, физкультпауза) 7 10 10 13
Закрепление нового материала (упражнения на отработку нового материала) 4 5 10 10
Заключение (оценка педагогом качества работы детей, в старшей и подготовительной группах добавляется рефлексия) 2 2 3 3
Итого 15 20 25 30

Это интересно. Зачастую этап закрепления материала прилагается к основной стадии работы.

Методика составления конспекта занятий

Поскольку и интегрированными, и комплексными занятиями предполагается комбинация разных видов деятельности, их смена и оптимальное сочетание требуют тщательного планирования в рамках занятия на конкретную тему. Это планирование составляет основу создания конспекта занятия и включает:

  • указание даты проведения урока, возрастной группы,
  • перечень темы, целей и задач,
  • перечисление интегрируемых образовательных областей,
  • тезисы по поводу ожидаемых результатов (опционный пункт, так как ожидаемые результаты — это те же задачи урока),
  • определение необходимого оборудования,
  • список используемых приёмов,
  • описание хода занятия.

Это интересно. Пример организационной справки по занятию на тему «Путешествие в страну Знаний» в подготовительной группе.

Цель: вызвать у детей интерес, доставить деткам удовольствие от занятия, игры и заданий, развить интерес к предметам, оказывать взаимопомощь.

Задачи: закрепить знания о геометрических фигурах, умение ориентироваться на листе бумаги, закрепить понятия: гласные и согласные звуки их характеристики, тренировать навык делить слова на слоги, развивать внимание, умение выполнять словесные инструкции взрослого, мышление, мелкую моторику руки, воспитывать терпение, сдержанность, умение доводить начатое до конца, слушать товарища, взаимовыручку.

Интеграция областей:
Социализация: воспитывать дружелюбное взаимодействие у детей, самостоятельность развития речевых средств.
Коммуникация: развить умение поддерживать беседу, научить высказывать своё мнение.
Познание: развить умение у детей рассуждать.
Оборудование: конвертик с вложенным в него письмом, листы бумаги А4 и карандаши, геометрические фигуры разных размеров, карточки с цифрами на состав чисел, комплект цифр и знаков каждому ребёнку, карточки со словом математика, музыка, нарисованная ракета.



Черных Н. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад №44 «Дружок», п. Подосинки, Московская область

http://kladraz.ru/blogs/nina-aleksandrovna-chernyh/konspekt-integrirovanogo-zanjatija-dlja-detei-podgotovitelnoi-grupy-puteshestvie-v-stranu-znanii.html

Дети идут паровозиком за воспитателем

Сформулировав цели и задачи, педагогу легче подобрать виды деятельности для их реализации

Таблица: конспект комплексного занятия по развитию речи на тему «В гостях у сказки» в подготовительной группе (фрагмент)

Автор Скрипник В. В., воспитатель.
Вводный этап Дети стоят в кругу.
В.: Ребята, расскажите мне, какое у вас сегодня настроение? (Ответы детей).
А почему у вас весёлое настроение? (Солнышко светит).
  • Собрались все дети в круг, ты мой друг и я твой друг.
    Крепче за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.

Слышится чей-то плач.
В.: Ребята, вы слышите, кто-то плачет? (За ширмой находится гном с сундучком).
Что случилось, гном?
Гном: Я сегодня хотел вам рассказать новую сказку, но в сундучке вместо книги лёд.
В.: Дети, как вы думаете, что случилось? Кто мог забраться в сундучок гнома и похитить все его сказки? Без волшебства нам не обойтись. (Гном предлагает детям серебряное блюдечко и наливное яблочко).



  • Катись, катись яблочко наливное
    По серебряному блюдечку.
    Покажи нам, кто похитил сказки…&gt,



Основная часть &lt,… В.: Дети, посмотрите, перед нами волшебный камень и на нём написаны слова, давайте прочитаем.

  • Прямо пойдёшь — другу поможешь.
    Направо пойдёшь — друга потеряешь.
    Налево пойдёшь — игрушку новую получишь.

В.: По какой дороге мы с вами пойдём? Почему? (Ответы детей). Правильно. Какую поговорку про друга вы знаете? (Сам пропадай, а друга выручай).
Дети, будем идти тихо, чтобы не вспугнуть сказки…&gt,
&lt,… Дети подходят к избушке на курьих ножках.
Баба-Яга: Я Баба-Яга, Костяная Нога, но вы не бойтесь меня детишки, я добрая. А вы зачем сюда пожаловали? (Сказки спасать).
Значит, сказки любите? А какой в них толк? (Сказки учат добру, храбрости, мудрости).
А как начинаются сказки? (Ответы детей).
А какими словами заканчиваются сказки? (Ответы).
В.: Неправда, не все сказки добрые, есть и злые. Помните сказку «Морозко»? А ведь в этой сказке Мороз Иванович заморозил мачехину дочку. Вот перед вами разноцветные кружочки (белый — справедливо, чёрный — несправедливо, синий — мне жалко, жёлтый — хочу помочь). Расскажите, справедливый ли конец у сказки? Как можно наказать мачехину дочку, но не так жестоко? …&gt,






Закрепление материала &lt,… В.: Ой, смотрите, это герои сказок, а где же смех, веселье, краски? Снежная Королева сделала героев серыми и заставила замолчать. Что же делать? (Сказать ласковые слова).
Не помогает, давайте оживим героев.
Драматизации отрывков сказок…&gt,
&lt,… В.: Молодцы, вы смогли оживить сказочных героев. А вот и замок Снежной Королевы. А чего она боится больше всего на свете? (Смеха, дружбы и т. д.).
Давайте разукрасим дворец тёплыми красками, и Снежная Королева больше никогда не захочет причинять зло.
Дети садятся за столы.
В.: Ребята, краски есть, а кисточек нет. Чем можно нарисовать замок? На столах у детей лежат ватные палочки, зубные щётки.
Да, это наши помощники и помогут нам рисовать. Дети рисуют, звучит фонограмма «Вальс цветов».






Заключительный этап Когда дети справились с заданием, воспитатель зажигает гирлянду на дворце Снежной Королевы и достаёт книгу со сказками.
В.: Снежная Королева, когда увидит свой дворец, думаю, станет доброй.
Ребята, теперь мы можем вернуться в садик и отдать книгу гному.
Повторяйте за мной:
  • Фантики, сантики, лимпопо,
    Эники, беники, метёлки, веники.
    Пусть мы окажемся в садике.

Дети возвращают книгу гному, и он обещает рассказать новую сказку.




Цит. по: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/uroki/konspiekt-komplieksnogho-zaniatiia-po-razvitiiu-riechi-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-v-ghostiakh-u-skazki

Таблица: конспект интегрированного занятия по ФЭМП на тему «Геометрические фигуры» в старшей группе (фрагмент)

Автор Усенко О. А., воспитатель.
Вводный этап Игра-приветствие «Наши умные головки».

  • Наши умные головки
    Будут думать много, ловко.
    Ушки будут слушать,
    Ротик чётко говорить.
    Ручки будут хлопать,
    Ножки будут топать.
    Спинки выпрямляются,
    Друг другу улыбаемся,
    Занятие начинается.







Основная часть В.: Внимание, ребята! Хочу вам сообщить, сегодня мы отправляемся в путешествие. Я знаю волшебные слова, которые помогут нам отправиться в страну Геометрических фигур. Какие геометрические фигуры вы знаете? (Ответы детей).
В.: Круг, овал, треугольник, прямоугольник, квадрат — это плоскостные фигуры. Ещё есть фигуры объёмные — куб, шар, цилиндр. В Геометрической стране геометрические фигуры везде-везде. А с нами пойдёт Старичок-лесовичок, он все тропки в стране геометрических фигур знает. Нам много придётся сегодня пройти и много задачек решить по пути. Итак, отправляемся в сказочное путешествие.
Наш первый привал. А называется он «Трудные задачки».
  • На привале посидим, и задачки все решим.

В.: Ребята, садитесь за столы.
Упражнение «Геометрические деревья».
В.: Перед вами карточки, на которых изображены деревья с кронами, похожими на геометрические фигуры. Сосчитайте, сколько всего деревьев на рисунке? (Пять деревьев).
Покажите дерево, с кроной похожей на круг (овал, треугольник, прямоугольник, квадрат).
Какое по счёту дерево с круглой кроной (овальной, треугольной, прямоугольной, квадратной)?
Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, и мы отправляемся дальше.




  • Шли мы, шли, шли мы, шли, на второй привал «Угадай-ка» пришли.

В.: Этот привал находится на улице «Геометрическая».
Рассмотрите дома геометрической страны.
Вопросы:

  • Как вы думаете, в каком доме живёт какая геометрическая фигура? (Ответы детей).
  • Чей дом самый высокий (низкий)?
  • Чей дом самый широкий (узкий)?
  • К чьему дому ведёт самая длинная (короткая) дорожка?

В.: На столах у вас лежат конверты. В них карточки с изображением цифр. Выложите из карточек цифровой ряд.
Покажите карточку с той цифрой, сколько этажей в квадратном доме (2) (прямоугольном (2), треугольном (2).
Молодцы, вы отлично справились с заданием! …&gt,
&lt,… Физкультминутка:


  • 1, 2, 3, 4, 5 — хотим строителями стать, (Хлопки, руки в стороны)
    Дружно доски поднимаем, (Руки вверх)
    Быстро гвозди забиваем, (Кулачком об кулачок)
    Кистью красим новый дом, (Поворот вокруг себя, «красят кистью»)
    Чтоб уютно было в нём.
    1, 2, 3, — дом построен — посмотри! (Прыжки, руки в стороны).




В.: Ну как, Старичок-лесовичок, ребята построили для вас дом?
Молодцы, ребята! Старичок-лесовичок в благодарность вам за помощь дарит вот этот сундучок. Заглянем в него? Посмотрите, это сладкие гостинцы!
Ну что ж, как не грустно, но нам пора возвращаться домой, все тропинки одолели без запинки.
Закройте все глаза, а мы сосчитаем обратным счётом от 3 до 1.
Вот мы и в группе, но я думаю, что мы ещё не раз побываем в замечательной стране геометрических фигур.





Заключительный этап В.: А теперь оцените своё участие в путешествие. Если вы довольны своими успехами сегодня и оцениваете свою работу на «отлично», возьмите красный цветок на подносе и наклейте его на плакат с изображением цветочной поляны.А если вы считаете, что у вас что-то не получилось и вы могли бы сделать лучше, возьмите и наклейте цветок жёлтого цвета. (Дети оценивают свою работу).
Вы сегодня побывали в гостях у сказки, где всё связано с математикой. Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями.
Вопросы для рефлексии:

  • Какие задания вам показались интересными?
  • Какие сложными?
  • С какими заданиями вы справились быстрее?

В.: Спасибо Старичку-лесовичку за наше сказочное путешествие!



Цит. по: https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/konspiekt_intieghrirovannogho_zaniatiia_po_femp_na_tiemu_ghieomietrichieskiie_fi

Видео: интегрированное занятие по развитию речи на тему «Весна проснулась» в средней группе

Видео: интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром «В гостях у Осени» в старшей группе

Видео: открытое интегрированное занятие «Сокровища старого замка» в подготовительной группе

https://youtube.com/watch?v=YlOrFybQODI

Как провести анализ интегрированного или комплексного занятия по ФГОС

Педагогический анализ занятий является обязательным условием обеспечение эффективности реализации целей и задач образовательного процесса. Параметры мониторинга остаются неизменными вне зависимости от вида занятия, кроме одного момента: в анализ интегрированного и комплексного занятия включаются пункты о рациональной комбинации видов деятельности, а также о логичности их использования при рассмотрении конкретной темы. Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) установлен план анализа. Перейдя по ссылке, можно ознакомиться с картой исследования занятий. Пример анализа можно увидеть здесь.

Педагог и три девочки за столом

Анализ занятия позволяет оценить эффективность выбранных приёмов работы

Движущей силой совершенствования образовательной системы является практика таких видов занятий, на которых оказывается возможным использование большого перечня методических приёмов взаимодействия с детьми. Именно к таким урокам в ДОУ относятся интегрированные и комплексные. Комбинации разных видов деятельности, а значит, и приёмов в работе, делают эти занятия преимущественной формой организации учебно-воспитательного процесса в современных детских садах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: