В отношении маленьких детей, дошкольников, переоценить значение утра просто невозможно: от того, как проходит пробуждение, утренний туалет, завтрак, зависит настроение на весь последующий день. В ряд этих непременных атрибутов в будние дни добавляется ещё один этап — поход в детский сад. Утренний сбор в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — это своего рода начало рабочего дня маленького человека, которое организуется не самим малышом, а взрослыми: родителями и, конечно, педагогом. Вот почему тонкостям организации приёма и утреннего сбора ребят воспитатели уделяют особое внимание.
Психолого-педагогическая суть процесса
Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу после завтрака.
Большинство дошкольников (особенно младшего возраста) болезненно переживают приход в детский сад: их рано разбудили, оторвали от дома и любимых игрушек, то есть малыш обижен на всех. Таким образом, основная цель проведения утреннего сбора — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. Кроме этого, групповой сбор:
- развивает толерантное отношение к людям,
- формирует первичные представления о понятиях нормы и правилах поведения в обществе,
- позволяет детям почувствовать свою значимость, уверенность в том, что их принимают в кругу сверстников такими, какие они есть.
Задачи
Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:
- Создаёт условия для общения детей и взрослых:
- Познавательного характера, если речь идёт об обсуждении новой информации, которую малыши получили с момента предыдущей встречи.
- Делового толка, если говорить о решении организационных вопросов, например, распределении обязанностей при подготовке костюмов к утреннику.
- Межличностного характера, определяющего взаимодействие детей между собой, а также с педагогом.
- Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность. Иными словами, ребята учатся правильно строить разговор (к примеру, давать возможность высказаться товарищу), привыкают к режиму дня (например, переодевание по приходу в сад, расставание с родителем, игры, подготовка к завтраку и т. д.).
- Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию. Например, видя, что товарищ расстроен, малыш ищет способ его отвлечь, дав любимую игрушку или пригласив вместе поиграть с кубиками.
- Работает над развитием навыков культурного общения. Малыши, придя в группу, получают комплименты относительно новой одежды, заколки, причёски и т. п. Постепенно дети приучаются так же вести себя со взрослыми: воспитательницей, нянечкой.
- Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения. Например, если обсуждается поступок героев прочитанной накануне сказки или увиденного мультфильма.
- Развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично.
- Формирует навык коллективного труда, то есть умения распределять обязанности, роли, вырабатывать правила поведения. К примеру, чтобы не затягивать время, дети должны сами определить принцип, по которому будут выбираться ребята, презентующие новости.
Таблица: актуальные задачи группового сбора для разных возрастных групп
Младший дошкольный возраст | Старший дошкольный возраст |
|
|
Цит. по: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-utrenniy-sbor-1415994.html |
Видео: опыт проведения утренних сборов с комментариями воспитателя
Тематика утренних кругов
Сбор группы обычно носит обобщённый характер, то есть не привязан к конкретной теме. Однако ряд приёмов (например, на этапе игры) может быть объединён общей сюжетной линией с другими занятиями в группе. Поэтому рекомендуется составлять календарный план проведения утренних сборов, группируя приёмы по темам.
Тематика утренних кругов может быть понедельной.
Таблица: картотека утренних сборов во второй младшей группе (фрагмент)
Автор | Фатиева И., воспитатель МБДОУ комбинированного вида №1, п. Шушенское, Красноярский край. |
Тема | Структура утреннего сбора |
Вкусные дары осени | Позывной «Дудочка».
Приветствие.
По окончании текста с движениями дети, взявшись за руки, произносят слова:
Игра-тренинг.
Дидактическая игра «Посадим овощи на грядку».
Игра на воображение с опорой на комментарий. |
Грузовик привёз игрушки | Позывной «Погремушка».
Приветствие.
Игра-тренинг.
Подвижная игра «Найди домик игрушки». |
Дом, в котором мы живём | Позывной «Картинка — дом».
Приветствие.
Пальчиковая гимнастика «Дом».
Интервью «Какой дом у тебя».
Дидактическая игра «Помоги Кате навести порядок» (разложить предметы по назначению: посуду на стол, игрушки на полку, одежду в шкаф). |
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/-kartoteka-utrenego-sbora-vo-2-mladshei-grupe.html |
Таблица: картотека утренних сборов для старшего дошкольного возраста (фрагмент)
№ недели | Тема недели | Структура утреннего сбора |
1 | Лето |
|
2 | Овощи, фрукты |
|
29 | Космос |
|
Этапы группового сбора и приёмы их проведения
Однообразие порождает апатию, что совершенно неприемлемо по отношению к детям, тем более дошкольникам. Поэтому педагогу необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения утреннего сбора. Некоторые из них малышам нравятся больше, другие — меньше. Так появляются традиции утреннего круга. Но чтобы подобрать действенные методические приёмы проведения утреннего сбора, нужно представлять, из каких этапов он состоит.
- Приветствие (1–3 минуты).
- Игра (2–5 минут).
- Обмен новостями (2–10 минут).
- Составление плана дня (5–12 минут).
Приветствие
Альтернативной формой могут быть пожелания (например, ребята не просто здороваются, но и желают, каким должен быть день у собравшихся), комплименты (после приветствия малыш говорит 2–3 комплимента товарищам).
Относительно комплиментов как приёма проведения первого этапа утреннего сбора у методистов нет однозначного мнения: одни отстаивают пользу такого задания (дети расширяют словарный запас, учатся быть вежливыми и предупредительными), другие настаивают на том, что много комплиментов малыши не подберут, то есть некоторые дети останутся без внимания. Значит, обида от всех негативных составляющих (расставания с домом, ранний подъём в детский сад и пр.) усилится.
Одной из традиций является начало утреннего сбора в форме позывных. Для оповещения можно выбрать:
- музыку (примеры песенок можно посмотреть здесь),
- звуки колокольчика (этот позывной хорошо подходит для детей старшего возраста, так как приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации внимания на работе),
- речёвку (может сочетаться с движениями, периодически рифмовки нужно обновлять).
Многие методисты считают, что сама по себе речёвка в качестве позывного малоэффективна, так как настраивает на работу только тогда, когда произносится очень громко, хором, что осуществить очень сложно, ведь дети ещё не настроены на совместную деятельность. Поэтому этот приём рекомендуется сочетать с музыкой или звоном колокольчика.
Таблица: примеры речёвок для утреннего сбора
Автор | Медовикова Ж. А., воспитатель МДОУ детский сад №113, г. Рыбинск, Ярославская область. |
Текст речёвок |
|
Цит. по: http://vospitateljam.ru/kartoteka-utrennix-privetstvij/ |
Игра
Ребята выбирают игры из предложенного списка или организуют их самостоятельно. При наличии условий в это время дети слушают музыку и, возможно, поют.
Дошкольник будет стараться любой вид деятельности свести к игре, поскольку именно в ней он приобретает необходимые навыки и умения.
Забавы в младших и средней группах могут быть:
- пальчиковыми (например, «Домик», «Кошки-мышки» и др.),
- словесными («Найди рифму», «Закончи предложение» и др.),
- играми-фантазиями (к примеру, «Оживление предметов» в старшей группе может быть представлено повествованием сказки или истории от лица главного героя),
- играми-цепочками (берём игрушку, а последующее задание — поздороваться, рассказать новости — происходит от лица персонажа).
В старших группах игра может проводиться в форме тренингов на разные темы. К примеру, можно обсуждать перспективу предстоящего дня при плохом настроении и при хорошем. Большинство игр утреннего круга для детей старшего дошкольного возраста носят характер психогимнастики, то есть метода социализации ребят посредством эмоциональных реакций зачастую даже при отсутствии речевого сопровождения.
Психологические особенности возраста таковы, что младшие ребята предпочитают на этом этапе взаимодействие с игрушками, в то время как старшие стремятся к организации игр в мини-группах, парах.
Таблица: игры для утреннего круга
Возраст | Название | Цели | Содержание |
Младший дошкольный | «Снежный ком» | Тренировка памяти, речи. | Воспитатель первым называет своё имя (или любое слово). Каждый последующий участник игры повторяет его и называет своё. Последний ребёнок повторяет имена (слова) в порядке их представления и называет своё имя (слово). |
«Да, нет» | Формирование умения работать коллективно, развитие быстроты реакции и внимания. | Педагог задаёт вопросы: «Вы хорошие дети? Это вы разбили окно?» и т. д. Ребята должны ответить хором и правильно. | |
Средний, старший | «Послушай тишину» | Развитие речи, воображения, умения сосредотачиваться на поставленной задаче. | Воспитатель предлагаем детям 1–2 минуты посидеть в тишине. За это время они должны попытаться услышать как можно больше звуков и затем рассказать о них. Например: «Я слышал, как чирикает воробей», «Я услышал, как шумят машины». |
Старший | «Нос, нос, рот» | Тренировка координировать действия со словами, слушать и слышать инструкции, развитие быстроты реакции. | Ведущий говорит: «Нос, нос, нос, нос, рот». При первых словах он касается рукой носа, а потом вместо рта дотрагивается до другой части головы. Сидящие около воспитателя дети должны делать всё не так, как они слышат, но так, как они видят, то есть так, как делает ведущий. |
«Покажи своё настроение» | Развитие речи, эмоциональной сферы детей, артистических способностей. | Эту игру можно проводить по-разному. Например, предложить одним детям показать мимикой и жестами, какое у них сейчас настроение, а другим — разгадать его. Вариант: дать одному ребёнку картинку с нарисованным «настроением», он пытается воспроизвести его на своём лице, а остальные отгадывают, какое же настроение он изображает. |
Фотогалерея: образцы пальчиковых игр
Каждую игру необходимо отрабатывать 3–4 дня
При проведении пальчиковых игр важно сделать так, чтобы всем малышам было хорошо видно модель, то есть взрослого, показывающего упражнение
Дети с большой охотой перевоплощаются в героев пальчиковой забавы
Игровые ситуации
Если тема позволяет, то весь сбор может быть объединён общей сюжетной линией игровой ситуации.
Это интересно. Танграм — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которые складывают определённым образом для получения другой, более сложной фигуры (изображающей человека, животное, предмет домашнего обихода, букву или цифру и т. д.).
Определение понятия
https://ru.wikipedia.org/wiki/Танграм
Таблица: примеры игровых ситуаций для группового сбора
Тема | Суть игровой ситуации |
День улыбок | Этот день в группе начинается с рисования улыбок:
В центрах активности детям предлагается найти самую удивительную улыбку (для этого понадобятся фотографии улыбающихся людей, животных, фотоаппарат для фотосессии, зеркала для практики). В центре музыки самостоятельно или вместе с музыкальным руководителем можно послушать аудиозапись песенки или разучить её. В центре театрализации/книги — устроить весёлое представление. В центре игры — организовать любимые игры под музыку. |
День переучёта | Пришёл день, когда нужно пересчитать всё, что есть в групповой комнате:
Во время группового сбора эта работа будет спланирована и распределена между участниками. В конце дня самым усердным счетоводам выдаются дипломы. |
День, когда всё наоборот | Детям предлагается потрудиться над путаницами, а также:
Во время группового сбора воспитатели могут предложить игры с клубками, словесные игры-перевёртыши, а в центрах активности детей будут ждать лабиринты, танграмы, задания на сообразительность. |
Цит. по: https://infourok.ru/konsultaciya-dlya-vospitateley-utrenniy-sbor-1415994.html |
Обмен новостями
Обычно это самый любимый этап у малышей. Дети озвучивают и обсуждают (в старших группах) всё новое, что они услышали и увидели накануне. Как правило, обмен фактами происходит в форме монолога ребёнка — реакции на вопрос взрослого.
Для детей первой младшей группы (а иногда и второй) уместно проводить обмен новостями в вопросно-ответной форме, то есть в виде интервью, где ответные реплики малышей, которые только учатся говорить, будут короткими. Примеры вопросов:
- Что за погода на улице?
- Какое сейчас время года?
- Какой месяц, день недели, число?
- Сколько дней осталось до ближайшего праздника? Что это будет за мероприятие?
- Кого вы встретили, подходя к садику? Предполагается, что ответом на вопрос будет: «Дворника».
- Кто сегодня из ребят нашей группы не пришёл в садик?
- Сколько сегодня девочек/мальчиков в группе?
На этом этапе в средней и старших группах от педагога требуется особое внимание к организации обмена новостями, так как поделиться «тем, что ещё никто, кроме меня, не знает» захотят все малыши. Для решения этой непростой задачи воспитатель может предложить ребятам самим решить, сколько человек и кого именно сегодня они будут слушать, или оговорить, что свои новости рассказывают в этот день только девочки/мальчики и т. д. В целом этот этап позволяет:
- отрабатывать умение вести диалог, обсуждение,
- обогатить и активизировать свой словарь,
- формировать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Это интересно. Педагог должен следить за тем, чтобы раз в неделю каждый из ребят смог рассказать свои новости.
Подача новостей происходит в соответствии с правилами четырёх «не»:
- не регламентируем (нельзя требовать от малышей только по одному длинному или по два коротких сообщения),
- не отбираем (принцип «только хорошая информация» не подходит),
- не вытягиваем (фразы «а почему ты молчишь?» или «мы ещё не слышали новости Пети, Димы» недопустимы),
- не запрещаем (запретных тем нет).
Составление плана дня
Для малышей этот структурный элемент очень важен, он приучает к дисциплине. Обычно воспитатель озвучивает перечень занятий до обеда и после дневного сна, разъясняет, если необходимо, какие-то непривычные элементы, например, знакомство с классической музыкой в исполнении приглашённых артистов филармонии и пр.
Старшие дошкольники могут сами озвучивать все предстоящие виды деятельности. Воспитатель лишь корректирует последовательность и добавляет мероприятия, которые не являются обыденными для ребят. К примеру, выездной показ кукольного спектакля местного театра, встреча с интересным гостем и пр.
На этом этапе можно использовать такой приём, как презентация. Он особенно актуален, если перед педагогом стоит задача расширить информационное поле текущей темы. К примеру, при рассмотрении темы «Семья» в подготовительной группе в процессе планирования предстоящего дня каждый ребёнок демонстрирует родословное древо, рассказывает о своей семье.
Ряд методистов советует на этапе планирования предлагать детям самим определить, чем они будут заниматься: рисовать, играть или слушать сказку, то есть выбрать центр активности. Обычно для такой «самодеятельности» выделяется 10–15 минут после дневного сна и полдника. Этот приём практикует малышей в принятии ответственных решений.
Итак, утренний сбор состоит из 4 этапов, на которые отводится до получаса (в младших группах — до 15 минут, в средней — до 20, в старших — до 30). Каждый временной отрезок требует использования характерных приёмов. Наглядность (картинки, слайды, игрушки) — эффективный способ заинтересовать малышей в работе, направленной на реализацию поставленных задач.
Сравнивая подходы к организации и проведению утреннего сбора, можно сделать следующие выводы:
- в младших группах новости вписаны в этап планирования деятельности,
- в работе с младшими дошкольниками большую часть утреннего круга озвучивает воспитатель, а дети повторяют за ним (такая форма работы связана с тем, что в возрасте 2–3 лет многие дети ещё не вполне понятно говорят и формулируют свои мысли),
- в средней группе новости и планирование происходят в вопросно-ответной форме — педагог «наводит» детей на нужные словесные реакции,
- в старшей группе игры приобретают характер психогимнастики,
- в подготовительной группе наблюдается аналитический подход к каждому из этапов (дети объясняют тот или иной выбор, свою оценку).
Таблица: примеры утренних сборов ДОУ для разных возрастных групп (фрагменты)
Автор | Группа | Содержание сбора |
Павлова О., воспитатель МБДОУ «Детский сад №7 «Дельфин», г. Троицк, Челябинская область. | Первая младшая |
|
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-utrenego-grupovogo-sbora-v-pervoi-mladshei-grupe-myshata.html | ||
Ковернева Н., воспитатель дошкольного мини-центра КГУ «Средняя школа №9», г. Петропавловск, Казахстан. | Вторая младшая |
|
Цит. по: https://multiurok.ru/files/utriennii-krugh-dlia-2-mladshiei-ghruppy.html | ||
Зарубина Н., воспитатель МБДОУ «Детский сад №31», г. Ачинск, Красноярский край. | Средняя |
|
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-utrenego-grupovogo-sbora-v-srednei-grupe.html | ||
Чекоева С., музыкальный руководитель МКДОУ №10, г. Беслан, Республика Северная Осетия. | Старшая | (Под музыку Г. Савельева «Большой хоровод» дети вместе с воспитателем садятся по кругу на подушечки). Приветствие. В.: Давайте поприветствуем друг друга.
<,…В.: Ребята, Альбина с утра немного грустная. Давайте подарим Альбине хорошее настроение. Как это можно сделать? (Ответы детей: улыбнуться, пожелать что-нибудь доброе). Давайте испечём ей «Весёлый пирог».
В.: Мы с вами не виделись целый вечер и ночь. Кто хотел бы поделиться своими новостями? (Высказывания детей). Ребята, вспомните, над какой темой мы с вами работали прошлую неделю? («Мой Беслан»). А что вам больше всего понравилось делать по этой теме? Что запомнилось? (Высказывания детей).
|
Мешкова М., воспитатель МДОУ №4 «Звёздочка», п. Шушенское, Красноярский край. | Подготовительная | В.: Ребята, настал новый день. Пришло время утреннего сбора. Я рада всех сегодня видеть. Давайте потрём свои ладошки, почувствуем тепло своих рук, передадим его своим товарищам. (Воспитатель показывает своими действиями, как можно передать своё тепло. После этого дети повторяют действия педагога). Ребята, у меня сегодня радостное настроение, и мне очень интересно узнать, с каким настроением вы пришли в детский сад. (Дети берут свою фотографию и помещают её в выбранный кармашек на стенде «Уголок настроения»). Ребята, сегодня у всех радостное настроение, и чтобы оно не исчезло, предлагаю поиграть в любую игру. (Дети предложили несколько игр и выбрали игру «Руки-ноги»). Давайте вспомним правила игры. Один хлопок — команда рукам. Их нужно поднять или опустить. Два хлопка — команда ногам. Нужно встать или сесть. Ребята, у нас есть красивая «Звезда недели». Давайте подумаем, чью фотографию мы поместим в кармашек. Но сначала давайте вспомним правила:
Дети делают и объясняют свой выбор. Помещают фотографию ребёнка в кармашек стенда «Звезда недели».
|
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-utrenego-sbora-v-podgotovitelnoi-grupe.html |
Видео: утренний круг с элементами познавательной деятельности
https://youtube.com/watch?v=vd7l38-FiXg
Утренний сбор — важный режимный момент, объединяющий малышей общими эмоциональными впечатлениями и положительным настроем в отношении предстоящего дня. Эти факторы способствуют более тесному контакту педагога со всеми воспитанниками группы, а также с родителями, которые могут оценить эффективность группового сбора по тому, с какой охотой малыш идёт в детский сад. Таким образом, правильная методически грамотная организация утреннего круга помогает зарядить и детей, и взрослых позитивным отношением к жизни.