Валеологическое просвещение является важным элементом здоровьесберегающих технологий, практикуемых в учебно-воспитательном процессе детского сада. Миссия этого направления работы с детьми реализуется с помощью организации непосредственной образовательной активности, то есть занятий, а также проведения развлечений. Обратим внимание на методику осуществления валеологического воспитания в рамках уроков этого направления в старшей группе (дети 5–6 лет) дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).
Зачем проводятся валеологические занятия с детьми 5–6 лет
Для старшей группы миссией уроков, призванных поддерживать здоровье с раннего возраста, является:
- углубление понятия «основы безопасной жизнедеятельности», а также «здоровый образ жизни» (при помощи изучения мер профилактики, позволяющих избежать те или иные заболевания, например, сокращение времени, проведённого за компьютером в целях сохранения зрения),
- продолжение воспитательной работы, направленной на формирование представлений о культуре взаимоотношений полов,
- выявление интересов и способностей к разным видам спорта, физическим упражнениям,
- отработка навыков гигиены тела,
- воспитание уважительного и бережного отношения к самочувствию.
Задачи организации валеологических занятий, как и в других группах, для детей 5–6 лет, группируются по областям валеологических знаний.
Таблица: задачи валеологических уроков в старшей группе по ФГОС
Область валеологической теории | Задачи |
Самопознание |
|
Эмоциональное состояние |
|
Основы безопасной жизнедеятельности |
|
Методика поведения валеологических занятий в старшей группе
Как и в любом виде образовательной деятельности на уроках валеологии педагог комбинирует приёмы четырёх методов.
Речевые методы
Слово играет существенную роль в раскрытии сути областей валеологических знаний.
Объяснение
Этот приём особенно удачно вписывается в начало основного этапа занятия, когда педагогу необходимо донести до детей суть обобщающих категорий, классов объектов.
Беседа
- предлагаю ребятам вспомнить пословицы и поговорки о здоровье,
- перечислить те меры укрепления здоровья, которые практикуют в семьях малышей,
- подвожу детей к обобщению сказанного и составлению перечня «верных друзей здоровья» (свежий воздух, чистота, спорт).
Картотеку разговоров на темы валеологического содержания можно найти в статье «Валеологические беседы в ДОУ».
Это интересно. На занятиях в старшей группе, как и в средней, практикуются беседы с представителями профессий, имеющими непосредственное отношение к сохранению здоровья человека (врачом, пожарным, полицейским и др.).
Рифмованные строчки
- Любви всегда в семье есть место!
С ней никогда не будет тесно!
Любовь людей соединяет,
Руками нежно обнимает
И молодых, и стариков.
Всем на земле даёт свой кров.
Загадки удобно использовать при обращении к опыту малышей перед началом рассмотрения новой темы. К примеру, перед тем как говорить о лекарственных свойствах растений, малыши угадывают названия трав:
- Тонкий стебель у дорожки, На конце его — серёжки, На земле лежат листки — Маленькие лопушки. Нам он — как хороший друг Лечит раны ног и рук. (Подорожник),
- В поле сестрички стоят, Жёлтые глазки на солнце глядят, У каждой сестрички — Белые реснички. (Ромашка).
Сказки
Чтение
Педагог зачитывает литературные произведения по теме, формулируя вопросы для обсуждения по сюжету. Например, после чтения сказки «Мойдодыр» К. Чуковского вопросы могут быть такими:
- «Что случилось с мальчиком?»,
- «Кто объяснил герою, почему от него сбежали все вещи?»,
- «Как вы думаете, почему плохо быть грязнулей?».
Это интересно. С детьми старшего дошкольного возраста акцент в обсуждении делается на проблемные вопросы, которые помогают развивать критическое мышление малышей, а также формируют умение анализировать и делать выводы.
В старшей группе чтение самими детьми используется фрагментарно по мере того, как дети осваивают навык чтения. К примеру, малыши могут зачитывать короткие справки о пользе/вреде каких-либо продуктов или правила поведения в лесу, на воде, дома в отсутствии взрослых.
Аудиовизуальный метод
Наглядность сопровождает любой вид деятельности дошкольников. В контексте валеологических занятий этот метод представлен:
- картинками, иллюстрирующими материал урока (к примеру, овощи и фрукты, содержащие важные для здоровья витамины),
- макетами (например, перекрёстка улиц) для практической отработки изученных правил,
- демонстрацией, то есть показом действий педагогом (обычно в этом случае речь идёт о порядке выполнения творческого задания, движений в игре, манипуляций при выполнении самомассажа и пр.),
- показом — презентацией материала с помощью видеоролика, к примеру, тему о правилах использования бытовых приборов дома можно проиллюстрировать серией мультфильма о Фиксиках «Микроволновка», которую ребята смотрят и обсуждают, систематизируя, что можно, а что нельзя делать с микроволновкой,
- наблюдением — активным восприятием действительности в промежуток времени для формулирования темы и последующего обобщения материала.
Видео: пример использования приёма показа — мультфильм «Фиксики. Микроволновка»
Таблица: картотека валеологических наблюдений в старшей группе
Автор — Василишин Н.А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганска.
Наблюдение (совпадает с темой по валеологии) | Цели | Суть |
Наблюдение за работой светофора | Систематизировать знания сигналов светофора. | Педагог подводит детей к перекрёстку, показывает светофор и обращает внимание малышей на то, что такое большое количество легковых автомобилей, общественного транспорта не мешают друг другу. А всё потому, что они следуют строгим правилам, которые регулируются тремя сигналами светофора. В завершение наблюдения воспитатель спрашивает, для чего нужен светофор, и как он работает. |
Наблюдения за специальным транспортом («скорой помощью», полицейской машиной, пожарной машиной, почтовой машиной и пр.) |
| Педагог подводит малышей к проезжей части и предлагает определить назначение проезжающих мимо машин. Затем загадывает загадки, отгадки которых — названия спецтранспорта:
Завершается наблюдение обсуждением назначения специальных машин и роли водителя в их работе. |
Наблюдение за изменением погодных условий | Учиться подбирать одежду в соответствии с погодой за окном. | Дети наблюдают за погодой за окном, отмечая облачность, наличие или отсутствие осадков (рассматривая их на фоне стен соседних зданий), ветра (фиксируя колебания веток деревьев). На основании наблюдения малыши делают выводы о подходящей для выхода на улицу одежде. |
Валеологические газеты
На занятиях по «теории здоровья» в работу также активно привлекаются валеологические газеты — стенгазеты, рассматривающие узкий аспект темы. Например, на тему «Игры на свежем воздухе для укрепления здоровья». Отличие стенгазеты от рисунка не только в размере — первая обычно создаётся на формате А1, но и способом использования материалов. Так, стенгазета может быть дополнительным источником информации: дети читают и запоминают информацию. Кроме того, рисунки выполняются сразу же по окончании занятия, а стенгазета требует многочасовой подготовки и оформляется с помощью родителей.
Это интересно. Поскольку в стенгазету могут включаться информационные блоки, работа с этим приёмом наглядности возможна в том случае, если дети умеют читать.
Фотогалерея: примеры валеологических газет в старшей группе
В композицию стенгазеты может быть введён сказочный персонаж, путешествующий от одного информационного блока к другому
Обычно стенгазета выпускается не без помощи родителей
Стенгазета может быть из наборов картинок-символов
Практический метод
Любое знание лучше усваивается, если оно имеет прикладной характер. Обычно под практическим методом понимаются такие приёмы освоения материала, как:
- рисунки (например, запрещающие знаки для прогулки в лес),
- аппликации (создание коллажей с образцами полезных продуктов),
- поделки (макеты для работы дети могут делать совместно с родителями).
Эти творческие задания являются частью этапа обобщения материала занятия: дети рисую (лепят, создают) образы, связанные с валеологией (рисунки семьи, продуктов ЗОЖ и пр.).
Самомассаж
Ещё одним важным приёмом практического метода на занятиях по валеологиии является самомассаж.
Массаж кистей рук
- Находим кожу между большим и указательным пальцами.
- Пощипываем её.
Это интересно. Такого рода массаж ручек очень важен: он помогает выработать навык, полезный для освоения письма.
Массаж области носа и ушей
- Дети вслед за педагогом находят у себя бугорок у переносицы, область около крыльев.
- Пальцами нажимают на эти точки.
- Прищипывающими движениями снизу вверх массируют края ушной раковины.
Это интересно. Элементы самомассажа являются частью физкультпаузы на занятии.
Валеологические опыты
Ещё один практический приём, активно используемый на занятиях по валеологии — опыты.
Таблица: картотека опытов на уроках валеологии для детей старшей группы
Автор — Василишин Н.А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганска.
Характер опыта (тема по валеологии) | Цели | Суть |
Опыт на чувствительность кожи | Учиться сравнивать температурные показатели воды в разных ёмкостях. | Педагог предлагает малышам пальцем определить температуру воды и расставить ёмкости от самой холодной к самой тёплой. |
Опыт на значение обоняния в жизни человека | Учиться определять продукты по запаху. | Дети с завязанными глазами по запаху определяют продукт питания: апельсин, чеснок, лук, банан, яблоко. Примечание: это задание следует с осторожностью предлагать детям-аллергикам. |
Опыт на установление необходимости слюны для установления вкусовых характеристик пищи | Убедиться, что «сухой» язык вкуса не чувствует. | Дети просушивают язык салфеткой, пробуют разные продукты (сыр, яблоко, банан) и убеждаются, что без слюны ощутить вкус нельзя. |
Опыт на определение способности желудка перерабатывать продукты | Показать процесс переработки веществ желудочным соком. | Педагог показывает малышам банку с водой и предлагает представить, что это наш желудок. Дети бросают в банку сахар и соль — продукты смешались и растворились в воде. Добавляют кусочек хлеба — он раскис. Затем взрослый кладёт на тарелочку бумажную салфетку и отливает чуть-чуть воды — жидкость впитывается. Педагог подводит малышей к выводу о том, что так и стенки нашего желудка растворяют и впитывают то, что мы кушаем. |
Игровой метод
Приёмы этой группы представлены:
- обучающими играми,
- подвижными,
- театрализованными играми.
На занятиях по валеологии педагог, как правило, пользуется правилом «2 из 3»: в конспект урока вводится два вида игр из трёх.
Таблица: примеры валеологических игр для старшей группы
Название | Цели | Ход игры |
Дидактические игры | ||
«На кого же я похож» |
| Дети приносят из дома семейные фотографии, ищут общие черты с родителями и другими родственниками. |
«Кто как родился» (лото) | Систематизировать знания детей о том, как рождаются живые существа. | Перед ребёнком три картинки, на которых изображены яйцо, икринка, бутылка с соской, и набор маленьких картинок с изображением насекомых, млекопитающих, земноводных и др., перевёрнутых изображением вниз. Малыш берёт маленькую картинку и совмещает её с большой, определяя, каким образом это существо родилось. |
Подвижные игры | ||
«Назови вид спорта» |
| Малыши играют в парах. Один берёт картинку и движениями, мимикой показывает тот вид спорта, который на ней изображён. Второй отгадывает. Затем партнёры меняются. |
«Не перепутай» |
| Дети становятся в круг. Педагог, стоя в центре, называет часть тела, дотрагиваясь при этом до другой. Малыши должны дотронуться до той части, которую педагог назвал. |
Театрализованные игры | ||
«Скорая помощь» |
| Малыш вызывает «скорую» для игрушки, получившей травму. |
«Полиция» | Дети «приезжают» на вызов к игрушке. Игрушка «объясняет», как это произошло. Игру можно усложнить «следственным экспериментом», «допросом» свидетелей. |
Планирование НОД по валеологии
Занятия по освоению теории здоровья в старшей группе проводятся один раз в неделю, а цель определяется на целый месяц. При этом обычно проводятся интегрированные (!) уроки, то есть те, на которых раскрытие темы происходит в процессе вовлечения малышей в разные виды деятельности. Этот принцип построения уроков отражается в перспективном плане, который составляется педагогом на учебный год.
Таблица: перспективный план по валеологии в старшей группе (фрагмент)
Месяц | Цели | Виды деятельности с целями |
Сентябрь |
| Дидактическая игра: «Умею — не умею» по типу «Съедобное — несъедобное». Цель: поддерживать у детей радостное настроение и чувство удивления и гордости своими почти безграничными способностями. Рисование на тему: «Из чего сделан Я?». Цель: выяснить, как дети представляют себе своё Я, свой организм, свои органы. Чтение художественной литературы о чистоте: К.Чуковский «Мойдодыр», Агния и Павел Барто «Девочка Чумазая». Цель: закрепить с детьми культурно-гигиенические навыки. |
Октябрь |
| Беседа с врачом о болезнях грязных рук и болезнях кожи, мерах профилактики. Цель: подвести детей к пониманию прямой зависимости чистоты и здоровья. Изодеятельность на тему прочитанных произведений. Выставка рисунков. Цель: выразить своё отношение к грязнулям, как косвенными средствами, так и словесно. Трудовые поручения по поддержанию чистоты в группе. Цель: воспитывать трудолюбие, негативное отношение к беспорядку, грязи в помещении. Досуг на тему: «Кожа — помощница». Цель: закрепить, углубить полученные знания, развивать логическое мышление. |
Ноябрь |
| Занятие «Скелет и мышцы». Цель: дать детям представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию — скелет нашего тела. Дидактическая игра: «Опасно — неопасно». Цель: развивать охранительное самосознание, предвидеть возможные последствия своих поступков. Чтение художественной литературы: А. Барто «Я расту», С.Маршака «Великан». Цель: воспитывать чувство сострадания к несчастию ближнего, желание помочь, доставить радость. Конструирование и лепка из книги Г.Юдина «Главное чудо света». Цели:
|
Как составить конспект урока
Урок валеологии строится по такому же плану, как и другие виды НОД:
- длительность для старшей группы — 25 минут,
- структура состоит из трёх этапов.
Таблица: временной план валеологического занятия в старшей группе с примером
Этап | ||||
Вводный | Основной | Закрепление материала | Заключительный этап | |
Время | 2 | 10 | 10 | 3 |
Суть | Актуализация опорных знаний. | Раскрытие сути темы, физкультпауза. | Систематизация полученных знаний в упражнениях и играх. | Подведение итогов, рефлексия (дети отвечают на вопросы: «Понравилось ли занятие?», «Чем?» и др.) |
Таблица: Xаритонова С.А. конспект занятия на тему: «Мы дышим, значит, живём» в старшей группе (фрагменты)
Этап | Содержание |
Вводный | — Ребята, мы с вами в течение дня занимаемся различными делами. Что мы делаем? (Играем, гуляем, кушаем, пьём, занимаемся). — Верно, мы делаем множество разных дел. А можем ли мы всё время, например, играть, рисовать? (Нет, долго нельзя, устанешь, надоест). — Согласна, от всего можно устать. Вот, например, чтобы жить человеку надо есть, пить, что-то делать. А он делает это постоянно? (Нет, всё время есть нельзя). |
Основной | <,… Миша, лёжа на печи Ел коржи и калачи. А во время передышки Ел вареники и пышки. Вскоре вся деревня Мишу Доставала через крышу. — Вот, что может произойти, если всё время есть. А вот однажды, я знаю, люди оказались долгое время без пищи и воды, но потом их спасли и все они остались живы. А вам случалось долго не кушать? (Ответы детей из личного опыта). — А сейчас мы с вами вот что сделаем. Давайте закроем крепко рот и зажмём пальцами нос, и посидим так, кто дольше? — Почему вы открыли рот и нос? (Задохнулись, воздуха не хватает, тяжело). — Так без чего же человек не может прожить и нескольких минут? (Без воздуха, он не может не дышать, он может задохнуться)…>, |
<,… Опыт: — Мы делаем с вами вдох и выдох. При вдохе воздух попадает к нам в организм, а при выдохе, — выходит из него. Положите руку к себе на грудь и сделайте глубокий вдох. Что произошло? (Ответы детей). — Обобщение: грудная клетка поднимается, она становится больше. — А теперь ещё раз глубоко вдохните и выдохните. Что произошло? (Грудная клетка опустилась). — Ребята, куда же попадает воздух при вдохе? (Там есть лёгкие)…>, | |
Закрепление материала | <,… — Да, воздух загрязняется от выхлопов машин, когда из труб идёт дым, когда много курят. Как же мы будем дышать таким воздухом, чтобы было легче? (Через нос, приложив платочек). — А ещё почему надо дышать носом? (Чтобы не заболеть, когда холодно). — А что происходит с воздухом, когда он проходит через нос? (Он согревается в носу, ещё там есть волоски, на них остаётся пыль и микробы)…>, |
Заключительный этап | <,…Педагог благодарит детей за работу. |
Видео: валеологическое занятие на тему «Зачем нам нужен нос?» в старшей группе
Методика разработки открытого валеологического занятия в старшей группе
Показательные уроки призваны не только продемонстрировать уровень достижений малышей, но и показать степень методической подкованности педагога в выборе сочетаний методов и приёмов взаимодействия с детьми. При этом и структура, и хронометраж остаются неизменными. Основное отличие заключается в оформлении содержания: для открытого занятия педагог обычно использует сюжетную основу.
Таблица: Атаманенко О. конспект открытого занятия по валеологии на тему «Чистота — залог здоровья» в старшей группе (фрагменты)
Этап | Содержание |
Вводный | Воспитатель: — Дети, послушайте, что случилось со мной сегодня утром. Иду я в детский сад, а навстречу мне бежит маленький мальчик, грязный, неумытый, непричёсанный, без верхней одежды и плачет. Остановила я его и спрашиваю: «Что случилось? Почему ты плачешь?». Тогда он рассказал мне, что все его вещи пропали и с ним никто не хочет играть. Я его успокоила, сказала, что возьму его с собой в детский сад, расскажу его историю детям в группе и они, т. е. вы, обязательно ему поможете. Как вы думаете, почему с мальчиком произошла эта история? Почему пропали его вещи, и никто с ним не хочет играть? Мне кажется, что такую историю мы уже где-то слышали. В каком произведении с мальчиком произошла подобная история? (Ответы детей.)…>, |
<,… — Правильно, об этом мы читали в произведении «Мойдодыр». А как вы думаете, кто такой Мойдодыр? (это хозяин чистоты и порядка). Так как же можно помочь мальчику, что мы ему можем посоветовать? (ответы детей). Воспитатель: — Ребята, а давайте расскажем нашему гостю, что нужно делать, чтобы больше с ним такого не происходило. Мы уже с вами знаем, о том, что чистая вода обладает целебными свойствами. Сегодня мы познакомимся с тем, как с помощью воды сделать чистым своё тело и как за ним правильно ухаживать. Вы помните как называется правильный уход за своим телом? (дети отвечают). Молодцы, помните: правильный уход за телом называется гигиеной…>, | |
Основной | <,… Грязнулькин: — Я очень хочу научиться ухаживать за своим телом. Мне больше не хочется ходить грязным. Воспитатель. — Тогда давайте начнём наше занятие, и начнём его с того, как правильно ухаживать за своими зубами…>, |
<,… Ребёнок, показывает на плакате и рассказывает, как нужно чистить зубы. (Нужно намочить щетинки водой, выдавить на них из тюбика пасту, аккуратно вставить щётку в рот, щетинками с пастой к зубам, и начать медленно чистить зубы, двигая щётку вверх и вниз, влево и вправо…>, | |
<,… В. – А сейчас мы будем учиться правильно мыть руки. Ребёнок рассказывает стихотворение: «Моем рученьки»: Руки чтоб помыть, сперва Засучим мы рукава…>, | |
<,…В. Вот мы и вспомнили наше первое правило защиты от микробов. Ты запомнил. Г. – Да! Мытьё рук с мылом. В. – Правильно! От простой воды и мыла У микробов тает сила…>, | |
Закрепление материала | <,… Проводится игра «Апчхи»: дети делятся на две команды («Чихающие» и «Заражающиеся») которые расходятся на расстояние 5 метров друг от друга. Команда «Чихающие», произносят «Апчхи!», и кидают в противоположную команду теннисные шарики. Дети из команды «Заражающиеся» должны увернуться. Тот в кого попал шарик, выходит из игры и начинает «чихать»…>, |
Заключительный этап | <,…Грязнулькин: – Спасибо вам ребята… Как чисто у вас в группе стало. И я тоже теперь всегда буду ходить чистым и аккуратным. Я сегодня очень рад! Что побывал я с вами, Здоровыми друзьями. Всем теперь я расскажу, О том как вы живёте. — А теперь побегу домой, чтобы поскорее навести там порядок, пока мама с работы не вернулась. В. – Вы сегодня молодцы ребята, и сами вспомнили, и другим рассказали, как нужно защищаться от коварных микробов. |
https://www.maam.ru/detskijsad/chistota-zalog-zdorovja.html |
Анализ занятия по валеологии
Мониторинг работы по валеологическому воспитанию осуществляется в двух форматах:
- самоанализ (для выявления недочётов этапа организации, к примеру, в силу обширности валеологических вопросов, вводный этап может быть слишком затянут, тогда основной чаще всего скомкан),
- анализ открытого занятия присутствующими гостями — старшим воспитателем, методистом, заведующим, коллегами (для определения уровня развития малышей в контексте валеологических знаний, например, умения соблюдать чистоту, об осведомлённости о значении профессий, связанных со спасением жизни пр. – и степени методической подготовки педагога).
Со схемой анализа занятия, а также примером самоанализа можно ознакомиться здесь.
Досуговые мероприятия по валеологии в старшей группе
Кроме НОД, реализация целей и задач валеологического воспитания в старшей группе осуществляется через подготовку и проведение досуговых мероприятий, которые проводятся 1–2 раза в месяц. Обычно они приурочены к праздникам (к примеру, ко Дню защитника Отечества) или завершению изучения блока тем (например, о строении тела человека). Структура развлечения отличается от обычно занятия тем, что этап закрепления органично вписывается в основной. Кроме того, на 5–10 минут увеличивается хронометраж мероприятия, то есть до 35–40 минут.
Среди практикуемых в детском саду форм проведения валеологических развлечений в старшей группе преимущество за:
- квестами,
- КВНами,
- путешествиями,
- сказками.
Это интересно. Сценарии сказок можно найти здесь.
Таблица: Миздренко Т.В. сценарий мероприятия валеологического досуга на тему «Путешествие в города здоровья» для старшей группы
Этап | Содержание |
Вводный | Дети выстраиваются в круг. Речевая зарядка: Воспитатель: — Здравствуйте, девочки! Девочки: — Здравствуйте! Воспитатель: — Здравствуйте, мальчики! Мальчики: — Здравствуйте! Воспитатель: — Здравствуйте, гости! Гости: — Здравствуйте! Воспитатель: — Солнышко, здравствуй! (руки поднимаем вверх) Здравствуй! Здравствуй! (машем руками над головой) Хорошо под солнышком мы растём (руки вверх, тянемся на носочках) Здоровей становимся с каждым днём! (руки к плечам, в стороны, вниз) |
Основной | Воспитатель: — Ребята, я хочу пригласить вас и наших гостей в загадочную страну Здоровья. Наше путешествие будет интересным и необыкновенным, на пути встретится много препятствий и преград. Для этого нужна выдержка, умения, сноровка и взаимопомощь. Мы отправляемся. (Звучит музыка, дети идут по кругу) |
(Дети подходят к первому столу) Царица Глазограда встречает детей возле первого стола: — Здравствуйте, дети! Как же вы смогли преодолеть такие сложные препятствия? Вы молодцы! Чтобы узнать, как называется мой город, надо сначала отгадать загадку: Два братца через дорогу живут, А друг друга не видят. (Глаза)…>, | |
<,… Царица Глазограда: — Как хорошо, что мы можем видеть, давайте поэкспериментируем, что же могут наши глаза?
<,… Делается вывод: Разноцветный мир мы видим разноцветными глазами. Итак, наши глаза могут определить цвет, форму, расстояние и размер предметов…>, | |
<,… Гимнастика для глаз:
| |
<,… Правила гигиены и безопасности: Читать, рисовать надо только при хорошем освещении. При этом нужно, чтобы расстояние от стола до глаз было не меньше 30 см. После длительного напряжения глаз рекомендуется поднять голову и посмотреть вдаль… | |
<,… Дети продолжают путешествие в Ухограде и Зубограде…>, | |
Заключительный | Воспитатель-доктор дарит детям зубные щётки. Воспитатель: — Вот вы и вернулись в детский сад, я рада вашему возвращению. Вам понравилось путешествие? Воспитатель задаёт вопросы по теме путешествия и предлагает научить своих родных делать гимнастику для глаз, массаж ушей и ухаживать за зубами. |
Особое место в учебно-воспитательном процессе ДОУ отводится под осуществление задач технологий здоровьесбережения. Одной из форм их воплощения в жизнь является проведение валеологических уроков и досугов. В старшей группе эти формы образовательной деятельности направлены на систематизацию того, что уже изучено, а также наращивания новых знаний на существующую базу.