Монотипия в детском саду

С первого года жизни ребёнку нравится работать с красками. Размазывать, делать круговые движения и тычки, смешивать цвета. Позже формируется способность создавать образ, прорисовывать детали. Техника монотипия применяется на занятиях во всех возрастных группах детского сада. При помощи отпечатывания создаются как простые картинки, так и живописные пейзажи.

Готовимся рисовать с дошкольниками в технике монотипия

Монотипия — нетрадиционная техника рисования. Художественные образы создаются отпечатыванием части изображения или полноценной композиции. Работы, созданные в технике монотипии, симметричные или имеют в основе зеркальный эффект.

Рекомендуем ознакомиться подробнее с нетрадиционными техниками рисования в статье.

У детей дошкольного возраста формируются пространственные представления. Они пока не владеют умением рисовать с учётом симметрии. Монотипия станет эффективным приёмом по ознакомлению ребят с этим понятием.

Бабочки в технике монотипия

Подготовка к знакомству с монотипией начинается с выбора материалов и сюжета для рисования

Интересный факт. Монотипия связывает искусство и психологию. В 1921 г. швейцарский психиатр Герман Роршах разработал тест. Он показывал пациентам 10 картинок-монотипий и просил озвучить ассоциации. Эти монотипии (пятна Роршаха) до сих пор используют для определения внутреннего состояния людей.

пятна Роршаха

Монотипия лежит в основе изображений известного психологического теста

Материалы для рисования монотипией

Для занятий по рисованию в технике монотипия подготовьте необходимые материалы.

  • Бумага для рисования. Не рекомендуется использовать офисную бумагу и тетрадные листы — от контакта с водой они промокают и могут порваться.
  • Кисти, спонжи. Кисточки подойдут любые, средней толщины. Для ребят постарше потребуются тонкие кисти. Спонжи заменят кусочки хозяйственной губки.
  • Краски:
    • акварель,
    • гуашь.
  • По задумке могут потребоваться простой карандаш, ножницы, плёнка или пластик.

В домашних условиях или на индивидуальном занятии со старшими дошкольниками можно использовать акриловые краски. Мы с детьми делали открытки с их помощью. Монотипичные работы отличаются чёткостью изображения и яркостью.

Материалы для монотипии

Для занятия по монотипии в детском саду не требуются специальные материалы и инструменты

Таблица: приёмы рисования с учётом возраста детей

Приём рисования Применение в технике монотипия Возрастная группа
Рисование пятен и линий
  • Рисование симметричных объектов: бабочка, яблоко, лист, цветок, ёлочка.
  • Создание первых симметричных композиций: ваза с цветами, птички на траве.
Первая и вторая младшие (1,5–4 года)
Тычки
  • Рисование объектов с пятнистым узором: мячик, платье, бабочка.
  • Изображение деталей при помощи тычка: шарики на ёлке, одуванчики на поляне, яблоки на дереве.
Вторая младшая и средняя группы (3–5 лет)
Заливка фона
  • Оформление пространства для будущей монотипии: небо, поляна, фон для открытки.
  • Заливка фона как элемент композиции в технике монотипия: предметы и их отражение в воде (пейзажи).
Старшая и подготовительная группы (5–7 лет)
Обводка Прорисовка контура получившегося изображения: выполняется карандашом, фломастером или тонкой кистью. Начиная со средней группы
Штриховка, детализация Прорисовка деталей на изображении: травинки на поляне, прожилки на листе, узор на крыльях бабочки, ветки деревьев в пейзаже. Подготовительная группа

Каждый ребёнок развивается в своём темпе, и у него формируется собственный вкус. Индивидуализируйте задания! Когда одни дети справляются с пятнами и линиями, некоторые уже пробуют обводить контуры.

Занятие по монотипии в подготовительной группе

Учитывайте возраст детей: создать пейзаж в монотипии сумеют старшие дошкольники

Как составить конспект занятия по рисованию в технике монотипии

Обучение нетрадиционным техникам рисования включается в блок занятий по изобразительной деятельности. Тема указывает на объект, который дети будут рисовать. Структура занятия усложняется от младшей группы к подготовительной, но содержит обязательные элементы:

  • мотивирующее начало,
  • практическая работа,
  • рефлексия (озвучивание эмоций и обсуждение работ).

Девочка показывает рисунки в технике монотипия

Показ и обсуждение рисунков — обязательный этап занятия в детском саду

Длительность занятия по рисованию определена нормами СаНПиН для каждой возрастной группы:

  • младшая группа — 15 минут,
  • средняя группа — 20 минут,
  • старшая группа — 25 минут,
  • подготовительная группа — 30 минут.

Краткий план-схема занятия состоит из этапов работы с детьми и примерным указанием длительности.

Девочка рисует с радостью

Грамотно спланированное занятие по рисованию — залог развития творческих навыков и хорошего настроения у детей

Таблица: временной план занятия по монотипии в младшей группе

Этап занятия Мотивирующее начало Физкультминутка или игра малой подвижности Практическая работа Рефлексия
Длительность 2–3 минуты 2 минуты 8–9 минут 1–2 минуты

На занятии в средней группе увеличивается длительность практической части.

Таблица: временной план занятия по монотипии в старшей группе

Этап занятия Мотивирующее начало Трудовые поручения (подготовка рабочего места и материалов) Физкультминутка Практическая работа Рефлексия и анализ работ Подведение итогов
Длительность 5–6 минут 1–2 минуты 2–3 минуты 11–13 минут 2 минуты 1 минута

На занятии в подготовительной группе увеличивается длительность практической части.

Монотипия на пакете

Чем старше дети, тем больше времени им требуется на выполнение творческого замысла

Таблица: конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике монотипия в подготовительной группе «Деревья смотрят в озеро» (фрагменты)

Автор Ливанова Е., воспитатель МКДУ детский сад №1 «Радуга», г. Комсомольск
Цель Формировать умение строить композицию рисунка.
Задачи
  1. Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (монотипия). Расширять возможности способа рисования «по мокрому» с получением отпечатков как выразительно-изобразительного средства в детской живописи.
  2. Совершенствовать технику рисования акварельными красками, используя при этом смешивание красок.
  3. Развивать познавательную активность, воображение, мышление, внимание, восприятие и творческую фантазию.
  4. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.
Раздаточные материалы (на каждого ребёнка)
  • Белые листы бумаги формата А4,
  • акварельные краски,
  • кисточки разных размеров,
  • палитра,
  • баночки с водой,
  • клеёнка, салфетка.
Методы и приёмы
  • Наглядные (показ, демонстрация),
  • словесные (рассказ, беседа, объяснение),
  • практические (создание пейзажа, игровая ситуация с использованием художественного слова).
Предварительная работа
  • Рассматривание иллюстраций, репродукций, художественных открыток, знакомящих с осенними пейзажами известных художников (И. И. Левитан, М. В. Нестеров).
  • Рассматривание фотографий, иллюстраций, на которых изображены деревья, отражающиеся в воде.
  • Наблюдение за деревьями на прогулке.
  • Экспериментирование с отражением в зеркале. Знакомство с зеркальной
    симметрией. &lt,…&gt,
Ход НОД 1. Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята. Я предлагаю вам поговорить о самом красивом времени года — осени.
Если листья на деревьях пожелтели.
Если птицы в край далёкий улетели,
Если небо хмурится, если дождик льётся,
Это время года осенью зовётся!
Игра «Хорошо — плохо» (о приметах осени).
2. Основная часть.
Обсуждение репродукций: осенних пейзажей. &lt,…&gt,Сегодня, я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования (зеркально-симметричных) изображений (монотипия). Монотипия — это способ рисования на «мокрой» бумаге. Техника выполнения этого способа представлена на слайдах.
Берём лист белой бумаги, сгибаем пополам, обозначаем линию сгиба, раскрываем листок. Лист располагаем так на столе, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше этой линии небо, а ниже вода — озеро, река…
Очень быстро и аккуратно смачиваем бумагу под линией сгиба водой широкой кистью, добавив немного синей краски. Кисточка слегка касается листа, краска ложится красиво, образуя волшебные переливы.
Затем рисуем дерево в верхней части листа. Прорисовываем крону дерева, листву разным цветом, соответствующим времени года — осени, далее рисуем ствол.
(показывает слайды)
Откладываем кисточки в сторону и быстро складываем лист пополам, чтобы дерево «окунулось» в воду, раскрываем лист. Что мы видим?
(Ответы детей).
Да, правильно, рисунок отпечатался на другую поверхность. Получилось два дерева: одно стоит на берегу и смотрит в небо, а другое отражается в воде, будто смотрит в озеро. И сколько бы отпечатков мы ни делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями.
Ребята, хотите стать волшебниками?
Чтобы начать творить волшебство, нужно немного отдохнуть и набраться сил.
Физкультминутка. &lt,…&gt,
Присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее, закройте глаза и представьте каждый своё чудесное творение. Открываем глаза и приступаем к волшебству.
Смачивать лист и рисовать деревья нужно быстро и аккуратно, чтобы получилось отражение. Если бумага будет сухой, то отражение не получится. Такое чудесное время года, как осень, позволяет проявить фантазию для того, чтобы изобразить желаемое на бумаге. Может быть, кто-то из вас нарисует птиц, опустевшие гнёзда, траву, листья, осенние цветы, облака или дождь.
3. Рефлексия.
Ребята, вы сегодня были маленькими художниками — волшебниками.
Вам понравилось творить чудеса?
(Ответы детей).
Оформление выставки «Осенние переливы».
Посмотрите, пожалуйста, какие красивые, необычные пейзажи вы выполнили.
Пришло время включить свою фантазию и разгадать, что же у нас получилось. Ведь вы ещё не волшебники, а только учитесь.
Сегодня наше волшебство закончилось. Спасибо большое, молодцы!



























Цит. по: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-risovaniyu-v-netradicionoi-tehnike-monotipija-v-podgotovitelnoi-grupe-derevja-smotrjat-v-ozero.html

Рисование в технике монотипия в подготовительной группе

Рисование в технике монотипия даёт детям возможность почувствовать себя маленькими волшебниками

Видео: занятие по рисованию (в технике монотипия) в подготовительной группе «Деревья смотрят в озеро»

Занятие на видеозаписи является прекрасным образцом того, как объяснить детям принцип монотипии. Воспитатель доступно рассказывает детям о приёмах рисования и показывает действия. К сожалению, у этого открытого занятия есть существенный минус — пропущено мотивирующее начало. Детей сразу знакомят с алгоритмом создания пейзажа, и можно заметить отсутствие интереса у некоторых воспитанников.

Порядок выполнения рисунков в технике монотипия

Чтобы дети не потеряли интерес, совершенствовали навыки рисования и развивали воображение рисование в технике монотипии проводят от простого к сложному. Дети 2–4 лет создают образы симметричных объектов, затем — композиции. В старшем дошкольном возрасте осваиваются пейзажи.

Поэтапное рисование бабочки

  1. Первоначально дети учатся подготавливать лист бумаги. Квадрат или прямоугольник складывается пополам, обозначается середина изображения. Воспитатель помогает.
    Лист бумаги с обозначенной границей

    Первый этап — подготовка листа бумаги


  2. На одной половине листа рисуется часть изображения: верхнее и нижнее крылья бабочки. Могут быть обозначены туловище, голова и усик (по возможностям детей). Непринципиально, на какой половине листа будет рисунок. Как правило, правши рисуют основу для монотипии справа, левши — на левой стороне листа.
    Крылья бабочки

    На одной половине листа рисуется часть изображения


  3. Пока краски не высохли, бумажный лист складывается по линии. Сверху нужно хорошенько надавить ладонью и пригладить лист. Раскрываем — получилась бабочка!
    Монотипия «Бабочка»

    Для младших дошкольников задание считается выполненным, когда отпечаток получился


  4. Детям 3–4 лет предлагается дополнить рисунок бабочки: нарисовать глазки, узор на крыльях, попробовать сделать обводку.
    Детализация монотипии «Бабочка»

    Детализировать и украшать рисунок увлекательно, но самым маленьким это сложно


Поэтапное рисование дерева

  1. Необходимо показать детям, что монотипию можно создавать на листе разной формы (прямоугольной, квадратной) и с разной ориентацией (горизонтальной, вертикальной). Для рисования вытянутых в вышину предметов лист кладётся вертикально.
    Рисуем дерево

    На прямоугольном листе рисуется часть дерева


  2. По мокрой краске рисуются дополнения более тёмного оттенка.
    Сочетание оттенков в рисунке

    Рисуя в технике монотипия, дети развивают чувство цвета


  3. Благодаря использованию нескольких оттенков зелёного получается реалистичный цвет кроны и травы.
    Монотипия «Дерево»

    Монотипия «Дерево» может использоваться для коллективной композиции «Лес»


Поэтапное рисование цветов

  1. Для рисования цветочной композиции в технике монотипия на одной стороне листа изображается несколько растений и половина предмета, если есть (ваза, горшок).
    Рисование монотипии «Цветы»

    В технике монотипия дети осваивают рисование простой цветочной композиции


  2. Зеркально отпечатывается изображение и получается пышная композиция (по замыслу) — цветочный куст или букет.
    Монотипия «Цветы»

    Отпечатанное изображение составляет симметричную композицию


  3. Остаётся прорисовать детали: серединки цветов, прожилки листьев, обозначить лепестки. Горшок или вазу следует обвести.
    Монотипия «Куст фиалок»

    Прорисовка деталей оживляет цветочную композицию


Поэтапное рисование платья

  1. К листу с обозначенной границей прикладывается трафарет «Платье». Воспитатель проверяет, чтобы середина шаблона совпадала с серединой листа. Дети обводят карандашом трафарет.
    Рисуем платье

    Нарисовать симметрично платье дети не могут, им предлагается обвести шаблон-заготовку


  2. Одна часть платья заливается основным цветом.
    Подготовка к монотипии «Платье»

    Выбор цвета для платья можно оставить за ребятами


  3. Сверху невысохшей краски наносится простой узор: тычки, мазки.
    Узор на платье

    Самый простой узор для платья — мелкие тычки


  4. Рисунок отпечатывается — платье равномерно окрашено с интересными разводами и узорами.
    Монотипия «Платье для куклы»

    Монотипия позволяет не просто раскрасить шаблон, а сделать симметричный узор на нём


  5. Когда рисунок высох, дети вырезают платье по контуру.
    Вырезаем платье

    Монотипию вырезают дети самостоятельно безопасными ножницами, или им помогает воспитатель


Поэтапное рисование зимнего пейзажа

  1. Первым рисуется фон: небо и вода.
    Заливка фона

    Для зимнего пейзажа цвета подбираются холодные


  2. Отпечатываем и раскрываем лист. Рисуем зимний лес: подойдёт синяя, голубая, сиреневая или серая краска.
    Рисование пейзажа в технике монотипия

    Пейзаж создаётся в несколько этапов отпечатывания


  3. Пейзажная монотипия строится на зеркальном принципе: предметы (деревья, домики, корабли) отражаются в воде.
    Монотипия «Зимний лес»

    Отпечаток в пейзажной монотипии — это отражение предметов


Поэтапное рисование зимнего дерева (на плёнке)

  1. Особый вид монотипии — отпечатывание рисунков со стекла, пластики или плёнки. Изначально изображение создаётся на гладкой поверхности, и оно может быть любым (несимметричным). Рекомендуется рисовать гуашью, акварель будет собираться на плёнке капельками.
    Рисование на плёнке

    На гладкой поверхности создаётся рисунок тонкой кистью


  2. Если гуашь подсохла, пока создавалось изображение, сверху чистой кистью следует нанести немного воды.
    Рисунок на плёнке «Зимнее дерево»

    Изображение на плёнке должно быть влажным, чтобы получился отпечаток


  3. На плёнку или стекло кладём лист бумаги, прижимаем и проглаживаем. Зимнее дерево получилось!
    Монотипия «Зимнее дерево»

    Занятия по монотипии на плёнке проводятся с воспитанниками старших групп


Фотогалерея: примеры готовых работ

Монотипия — простая техника рисования. Но при помощи отпечатывания рождаются удивительные и яркие образы. Детям открывается волшебные мир цветов, оттенков и всевозможных форм!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: