Наблюдение является неотъемлемой частью развития и становления личности ребёнка, оно должно быть грамотно организовано воспитателем, чтобы достичь наилучших результатов. Конечной целью этого мероприятия должно быть формирование чёткого представления у дошкольника характеристик предметов окружающей его среды, причин возникновения тех или иных природных явлений, способности объяснить строение или структуру простейших бытовых процессов. В процессе организованного наблюдения в ДОУ у детей развиваются коммуникационные и социальные навыки, улучшается память, концентрация внимания, формируется положительно эмоциональное отношение к объектам окружающей природы, уважение к труду людей.
Теоретические аспекты организации наблюдений в ДОУ
Наблюдение в ДОУ — это специально организованная деятельность, целенаправленное восприятие объектов живой и неживой природы, а также созданных человеком под руководством воспитателя. При этом используются различные органы чувств дошкольников: зрение, слух, обоняние, тактильная чувствительность. В ходе наблюдения происходит интеллектуальное развитие детей, формируются представления об окружающем мире, что и является основной целью организации данного процесса в детском саду.
В дошкольном возрасте у ребёнка отчётливо выражена потребность знать всё, а наблюдение призвано удовлетворить её.
Задачи организации наблюдений в младших группах ДОУ:
- привлечение внимания детей к объекту, его рассматривание,
- выделение сенсорных признаков объекта (с помощью различных анализаторов),
- подражание движениям и звукам, издаваемым объектом наблюдения,
- установление признаков отличия одного объекта от другого,
- формирование положительного, заботливого отношения к животным, растениям.
Классификация наблюдений
Наблюдение можно организовывать в различных формах:
- По месту проведения:
- на участке,
- в групповой комнате,
- в лесу, поле и т. д.
- По количеству детей:
- индивидуальные (1–4 человека),
- групповые (5–10 детей),
- коллективные (вся группа).
- По причине проведения:
- случайные,
- запланированные,
- как ответ на вопрос ребёнка.
- По характеру включения в педагогический процесс:
- эпизодические,
- систематические.
- По продолжительности:
- кратковременные (от 5 до 15 минут),
- длительные (свыше 15 минут).
- По характеру наблюдения за одним и тем же объектом:
- однократные,
- многократные, или циклические.
- По месту в цикле:
- первичные,
- вторичные,
- заключительные, или итоговые.
- По характеру объектов:
- наблюдение за неодушевлёнными объектами (транспортные средства, песок, камни, ветер, воздух, солнце, небо, деревья, растения),
- наблюдение за одушевлёнными объектами (люди, животные, птицы, рыбы, насекомые).
Возрастные особенности младших дошкольников
Продумывая организацию и руководство наблюдениями детей, воспитателю следует учитывать возраст, специфику развития и уровень познавательной деятельности малышей 1,5–4 лет. Внимание малышей неустойчиво, их привлекают яркие, подвижные объекты. Поэтому первые наблюдения с воспитанниками младшей группы лучше организовывать за животными, а не за растениями.
Педагогу следует помнить, что в 3 года детям ещё не рекомендуется наблюдать за небом, так как у них не сформировано окончательно чувство равновесия. Также необходимо соблюдать меры безопасности, потому что ребёнок может по неосторожности попробовать дотронуться до ядовитого растения или будет слишком «активно» наблюдать за ветками деревьев.
В целом у детей 2–3 лет в организации наблюдения есть свои особенности, ведь некоторые в этом возрасте почти не разговаривают либо говорят очень мало. В таком случае нужно использовать облегчённые варианты слов: «топ-топ» — идет, «кач-кач» — качается на качелях, «ам-ам» — ест, «куп-куп» — купается, «бух» — упал и др. Также при наблюдении можно использовать приём договаривания слов в знакомых потешках и стихах. Например, при наблюдении за птицами можно предложить детям договорить последнее слово в стихотворной строке:
Птичка… (птичка),
Вот тебе… (водичка)!
Вот тебе… (крошки)
На моей… (ладошке)!http://www.7ya.ru
Используйте речевое подражание. После каждого названия дерева, транспортного средства, вида птицы и т. д. мотивируйте детей повторять за вами слова, так они их быстрее запомнят. При проведении викторины в первой младшей группе воспитатель сам отвечает на свои вопросы, а дети повторяют.
Организация наблюдений в первой младшей группе детского сада
Наблюдения можно проводить со всеми малышами вместе, с отдельными подгруппами либо индивидуально. У одних воспитатель развивает внимание, у других стимулирует интерес к живой природе. Детям полезно запоминать форму, свойства отдельных объектов окружающей их среды. Для описания объектов наблюдения используйте фразы, состоящие из хорошо известных ребёнку слов.
Таблица: картотека наблюдений в первой младшей группе
Тема | Цели | Ход наблюдения |
Наблюдение за собакой |
| Собака — друг человека. У неё есть туловище, голова, лапки, хвост. Она верна своему хозяину и всегда остерегает его от врагов. Она может исполнять команды, кушает косточки, бегает за мячом. Спросить, у кого из детей есть такое домашнее животное, как они за ним ухаживают. |
Наблюдение за птицами |
| Перед началом прогулки взять немного хлебных крошек. Попробовать покормить птиц, проследить реакцию пернатых на движения ребёнка. Если малыш резко дёргает рукой, птица пугается и улетает. |
Наблюдение за кошкой |
| Обратить внимание на внешний вид кошки, на то, какая она мягкая и пушистая. Также стоит заметить, что при резких движениях она убегает, так как боится человека, а при плавных — приближается к нему. |
Наблюдение за птицами |
| Обратить внимание на то, что:
|
Наблюдение за синицей |
| Перед прогулкой взять семечки, сало. Объяснить детям, что эти птицы очень нуждаются в корме, они любят семечки, сало, для них вешают кормушки зимой. |
Наблюдение за трудом дворника | Понять задачи работы дворника. | Заметить, что именно убирает дворник: мусор, листву, засохшие ветки. Чем он это делает: граблями, метлой с совком или корзиной для мусора. |
Наблюдение за ветром | Понять, какое воздействие оказывает ветер на окружающую среду. | Заметить, что при порыве ветра шевелятся листочки, качаются ветки деревьев, крутится вертушка. С земли все лёгкие предметы поднимаются и улетают. |
Наблюдение за водой | Пронаблюдать за свойствами воды. | Переливать воду из одного сосуда в другой. Заметить, что при попадании капель на одежду остаётся пятно, которое позже высыхает. Вода может быть тёплой, холодной. |
Наблюдение за листьями осенью | Запомнить все цвета, в которые могут окрашиваться листья. | Выйти на прогулку осенью и собрать зелёные, жёлтые и красные листья. Объяснить, как меняется цвет листьев в течение этого времени года. |
Наблюдение за снегом | Понять свойства снега, понаблюдать за его реакцией на различные внешние раздражители. | Выйти на прогулку в зимнее время года, попробовать словить снежинку, заметить, что она сразу тает на тёплой ладони, попытаться рассмотреть её с близкого расстояния, подуть на неё, попробовать словить в перчатке. |
Пример конспекта «Наблюдение за снегом»
Конспект наблюдения позволяет сформулировать основные тезисы организации наблюдения.
Цели:
- Вызвать у детей радость от наблюдения за снегом.
- Уточнить их представления о снеге, рассказать о его особенностях, свойствах.
- Активизировать детей за счёт словесной реакции.
- Вызвать у них чувство вдохновения, развить воображение.
- Воспитывать чувство прекрасного, наслаждение творением природы.
Материалы:
- снег,
- грабли,
- варежки,
- санки,
- лыжи,
- лопатки.
Дети в группе садятся в круг. Воспитатель проводит мини-викторину:
- Что падает с неба такое белое? (Снежинки).
- Что будет, если много-много снежинок соберётся в большую кучу? (Сугроб).
- Что мы можем сделать из снега? (Снеговика, снежки).
- Что будет, если снежинка упадёт на ладошку? (Она растает).
- Какой снег на ощупь? (Пушистый, мягкий, холодный!)
В.: Молодцы! А теперь пойдём на улицу и посмотрим на снег сами.
Дети наблюдают за изменением состояния снега при воздействии на него:
- лепят,
- мнут,
- топчат,
- дуют,
- копают лопаткой,
- ловят голыми руками и варежкой.
Физминутка «Метель». Дети кружатся, изображая движение снежинок. Если воспитатель говорит «метель» — дети бегают, «тишина» — замирают.
Далее малыши рисуют увиденное, изображают снег в различных его состояниях: метель, сугроб, снеговик, снежки.
Временной план наблюдений
Временной план позволяет грамотно распределить виды деятельности детей. Непосредственно наблюдение в младшей группе занимает от 3 до 10 минут.
Тема «Снег»
- Викторина о снеге в помещении — 5 минут. Обсуждение свойств снега (пушистый, мягкий, холодный), его реакции на внешние раздражители.
- Игровая деятельность — 4 минуты.
- Игра «Метель» (задача: научить детей бегать и замирать по сигналу).
- Игра «Снежки» (задача: слепить снежок и попасть им в мишень).
- Индивидуальная работа — 5 минут. Продолжить работу на свежем воздухе, предложив каждому ребёнку слепить своего снеговика.
- Деятельность в группе — 4 минуты. В помещении предложить детям нарисовать то, что они наблюдали на улице: снежинки, снеговика, метель, сугробы, снежки.
Тема «Осень»
Осень — незабываемое время года для детей, поэтому нужно сфокусировать их внимание на изменениях в природе.
- Викторина про осень в помещении — 5 минут. Обсуждение отличительных черт осени (улетают птицы, холодает, часто идёт дождик).
- Игровая деятельность — 4 минуты.
- Игра «Каштаны» (задача: собрать как можно больше каштанов на земле).
- Игра «Листочки» (задача: научить детей быстро двигаться, имитируя движение опадающих листов, и реагировать на сигнал воспитателей). Дети бегают по площадке, имитируя движение опадающих листов. Если воспитатель говорит «тишина!», дети замирают, «листопад» — кружатся.
- Индивидуальная работа — 5 минут. Продолжить работу на свежем воздухе, каждый ребёнок собирает свой букет из опавших листьев.
- Деятельность в группе — 4 минуты. В помещении предложить детям нарисовать то, что они наблюдали на улице: разноцветные листья, деревья с почти опавшей листвой, улетающих птиц, хмурое небо.
Видео: игры с водой в первой младшей группе
Организация наблюдений во второй младшей группе ДОУ
Дети в возрасте от 3 до 4 лет отличаются от предыдущей группы в первую очередь тем, что они проявляют гораздо больше желания общаться и познавать окружающий мир. Они стремятся больше общаться со сверстниками, а не с воспитателем. С детьми им проще играть, рисовать, лепить, у них быстрее развивается речь. В этот период начинают сильно проявляться отличия между детьми в физическом и интеллектуальном развитии, поэтому особенно важно найти индивидуальный подход к каждому воспитаннику.
Воспитателю следует учитывать, что дети, которые не ходили в первую младшую группу, часто болеют и тяжелее адаптируются к условиям ДОУ.
Таблица: картотека наблюдений во второй младшей группе
Тема | Цели | Ход наблюдения |
Наблюдение за деревьями |
| Прогуляться с детьми по парку и показать различия между берёзой, дубом, рябиной, ясенем, клёном и т. д. Рассказать, где находится ствол, корни, крона, ветви, листья, на каких из этих деревьев могут жить белки. |
Наблюдение за муравьями |
| Рассказать, что такое муравейник, как трудятся муравьи, переносят вместе веточки, как им сложно строить свой муравейник и поэтому его нельзя разрушать. Сравнить поток муравьёв с людьми на улице. |
Наблюдение за облаками |
| Наблюдать за облаками, как они быстро двигаются при резком ветре и стоят на месте в безветренный день. К каждому облаку придумать ассоциации животных, сказочных персонажей. |
Наблюдение за разгрузкой машины с продуктами |
| Понаблюдать за отгрузкой продуктов, рассказать в каких коробках яйца, в каких молоко, хлеб. Рассказать, что коробки тяжёлые, грузчикам нелегко их носить. Но эти продукты свежие и из них готовят еду для детей. |
Наблюдение за проезжей частью | Закрепить знания о проезжей части, о мерах безопасности при нахождении рядом с ней. | Находясь вблизи дороги, отметить большое разнообразие машин, назначение легковых и грузовых машин, рассказать как важен светофор, а также что при гололёде машиной водителю сложно управлять. |
Наблюдение за ранней весной | Отметить наиболее важные особенности ранней весны. | Заметить, что появилось солнце, возвращаются птицы, тает снег, капают сосульки, виднеется первая трава, дует сильный ветер. |
Экскурсия в лес |
| Прогуляться по лесу, отметить разнообразие живой природы, рассказать, что там растут грибы, ягоды, которые можно собирать. Попытаться донести о красоте и уникальности леса. Послушать пение птиц. |
Наблюдение за набуханием почек на деревьях | Закрепить знания о живой природе. | Ранней весной подойти к дереву, потрогать аккуратно почки, объяснить, что из них потом появятся листья. Рассказать, что если почек нет и ветка сухая, то её нужно осторожно отломать. |
Экскурсия в магазин |
| Вывести детей в ближайший магазин, понаблюдать за работой продавца, поводить по магазину, показать, чем отличается молочный отдел от овощного и т. д. |
Наблюдение за солнцем | Расширить кругозор детей, развить их представления о явлениях, связанных с солнцем. | Пронаблюдать радугу, объяснить почему она появляется, показать солнечных зайчиков, объяснить откуда они берутся, дать попробовать детям поймать их. |
Пример конспекта «Наблюдение за проезжей частью»
Цели:
- Сформировать чёткое представление у детей о том, насколько оживлённая трасса в час пик.
- Познакомить воспитанников с разнообразием машин.
- Закрепить знания о том, как переходить дорогу по пешеходному переходу.
- Познакомить с фликерами, как они работают и зачем нужны.
- Дать представление о том, как сложно вести машину водителю и почему его не нужно отвлекать.
Воспитатель проводит викторину с воспитанниками:
- Дети, на какой свет мы можем переходить дорогу? (На зелёный).
- А на какой мы ни в коем случае не должны этого делать? (На красный).
- Что везёт большая грузовая машина? (Продукты, мебель и т. д.).
- Что поможет увидеть вас водителю в темное время суток? (Фликеры).
- Как называются машины, в которых едет очень много людей? (Автобус, троллейбус, трамвай, маршрутка и т. д.).
- Почему нельзя отвлекать водителя от дороги? (Потому что машина едет на большой скорости).
Воспитатель рисует машины и рассказывает, где находится руль, педали, сиденья, ремни безопасности, двигатель, дети наблюдают.
Физминутка. Если воспитатель говорит «красный», дети сидят, «жёлтый» — встают, «зелёный» — ходят туда-обратно, изображая пешеходов.
Временной план наблюдений во второй младшей группе
Во второй младшей группе время, посвящённое непосредственно наблюдению, незначительно увеличивается.
Тема «Экскурсия в лес»
- Викторина про лес в помещении — 10 минут. Обсуждение леса как среды обитания флоры и фауны (какие звери, птицы, насекомые там живут, какие растения и деревья растут).
- Игровая деятельность — 10 минут.
- Игра «Лесные обитатели» (задача: научить детей быстро реагировать на сигналы). Когда воспитатель говорит «белочки», дети начинают быстро бегать, «зайчики» — прыгают, «птички» — имитируют полет птиц, «деревья» — замирают на месте.
- Игра «Листочки» (задача: научить детей различать листья различных деревьев). Воспитатель собирает хвою, каштаны, дубовые листы, тополиный пух и т. д., а дети должны сказать, какому дереву это принадлежит.
- Индивидуальная работа — 7 минут. Дети самостоятельно собирают букеты из разнообразных листьев деревьев.
- Деятельность в группе — 6 минут. В помещении предложить детям нарисовать то, что они видели на улице: разноцветные листья разных видов, деревья, тропинки, лавочки и т. д.
Тема «Наблюдение за ранней весной»
- Викторина про весну в помещении — 10 минут. Обсуждение весны (какие птицы первыми прилетают, какие животные просыпаются из спячки, какие растения первыми показываются из-под снега).
- Игровая деятельность — 10 минут.
- Игра «Весенние чудеса» (задача: научить детей быстро реагировать на сигналы). Когда воспитатель говорит «подснежники», дети начинают быстро приседать и вставать, как подснежники, «медведи» — имитируют походку медведя, «почки» — сворачиваются в клубок и сидят на месте.
- Игра «Сосульки» (задача: найти самую длинную сосульку на территории детского сада, пока те ещё не растаяли).
- Индивидуальная работа — 7 минут. Дети самостоятельно убирают лопатками грязный снег.
- Деятельность в группе — 6 минут. В помещении предложить детям нарисовать то, что они видели на улице: проталины, первые почки на кустах, подснежники, капающие сосульки, оставшиеся шапки снега.
Видео: наблюдение за снегом во второй младшей группе
Перспективное планирование наблюдений в младших группах детского сада
Составление перспективного плана на год поможет педагогам ДОУ организовать наблюдения за объектами живой и неживой природы, погодными явлениями с маленькими воспитанниками. План должен учитывать особенности климата и местности проживания детей.
Таблица: перспективный план наблюдений для первой младшей группы
Месяц | Объект наблюдения |
Сентябрь | Наблюдение за песком, изучение его свойств:
|
Октябрь | Наблюдение за рыбками в аквариуме группы, кормление их. |
Ноябрь | Наблюдение за водой, изучение её свойств:
|
Декабрь | Наблюдение за снегом, изучение его свойств:
|
Январь | Наблюдение за льдом:
|
Февраль | Наблюдение за мыльными пузырями, научить детей выдувать мыльные пузыри самостоятельно. |
Март | Наблюдение за весной:
|
Апрель | Наблюдение за насекомыми:
|
Май | Наблюдение за одуванчиками, превращение из жёлтого цветка в белый. |
Таблица: перспективный план наблюдений для второй младшей группы
Месяц | Объект наблюдения |
Сентябрь | Наблюдение за солнцем и небом:
|
Октябрь | Наблюдение за ветром и дождём:
|
Ноябрь | Наблюдение за птицами:
|
Декабрь | Наблюдение за уборкой снега:
|
Январь |
|
Февраль | Наблюдение за детьми старшей группы на другом участке:
|
Март | Наблюдение за изменениями в природе:
|
Апрель | Наблюдение за деревьями:
|
Май | Наблюдение за транспортом, который приежает в детский сад: вспомнить скорую, пожарную, милицейскую машину, грузовую, которая привозит продукты, кто их и как разгружает, какие продукты привозит. |
Наблюдение за окружающей средой — важный момент развития детей. Прогулки на свежем воздухе закаляют организм, а созерцание различных природных явлений расширяет кругозор. Изучение свойств растений и животных воспитывает у дошкольников бережное и заботливое отношение к окружающему миру, наблюдение за созданными человеком объектами — формирует представления о жизни в обществе. Главное — грамотно проводить наблюдение, реализовывая обучающие, воспитательные и развивающие цели методической работы с детьми.