Основа образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) — игры. Особенно продуктивным этот вид активности оказывается для получения, отработки и закрепления знаний на тех этапах познавательного процесса, которым в подготовительной группе уделяется особое внимание. Дети 6–7 лет — будущие школьники, и задача детского сада — подготовить ребят к тем объёмам информации, с которой им предстоит работать на следующей образовательной ступени, при этом максимально облегчая процесс усвоения материала. Наиболее результативной формой получения, отработки и закрепления знаний является дидактическая игра.
Значение дидактических игр в подготовительной группе детского сада
Обучающие (дидактические) игры в детском саду — это условные ситуации, организованные в игровой форме и имеющие познавательную ценность. При этом образовательная цель реализуется посредством игровых действий воспитанников. К примеру, чтобы помочь медвежонку стать школьником, ребята должны научить его считать, а для этого, по правилам игры, сначала «учителя» по очереди берут по одной вишенке, кладут её в корзинку, называя при этом порядковый номер лакомства и завершая каждый раз подсчётом общего количества ягод.
Это интересно. В подготовительной группе дидактические игры становятся «рубежными», то есть, по выражению выдающегося советского психолога, педагога и философа Алексея Николаевича Леонтьева, определяющими переход от игровой к учебной деятельности.
Цели и задачи дидактических игр
Целевыми направлениями организации и проведения дидактических игр являются:
- развитие воображения, наблюдательности, памяти, а также скорости мышления,
- отработка алгоритмов выполнения последовательности учебных действий (например, чтобы прочитать слово, потребуется разбить его на слоги, а для решения простых арифметических примеров на сложение и вычитание нужно сначала выполнить действия на счётных палочках),
- работа над развитием произвольного внимания, его концентрацией и переключаемостью,
- подготовка руки к письму,
- развитие речи,
- воспитание чувства сопричастности к коллективу, состоящему из сверстников и взрослых,
- поощрение инициативы в поиске нестандартных решений дидактических заданий.
На реализацию этих целей направлено систематическое решение таких задач, как:
- развитие умения сравнивать объекты по разным признакам (например, по общей принадлежности — овощи, фрукты, по частным деталям — сезону созревания, месту произрастания и пр.),
- расширение словарного запаса, а также набора невербальных средств выразительности (мимики, жестов),
- отработка навыка классификации по внешним признакам (игрушки по форме, цвету), а также по назначению (тетради, ручки используются в учебной деятельности, а веники, лопаты — в трудовой),
- автоматизация умения определять объект по одному-двум основополагающим признакам (например, сумчатое животное, живущее в Австралии — кенгуру),
- тренировка навыка быстро запоминать последовательность, расположение предметов, указывать на лишний в ряду и объяснять свой выбор (к примеру, в игре «Третий лишний» дети определяют, что в ряду «дорожный знак, колпак волшебника, циферблат часов» лишним будет последнее, так как первые 2 треугольной формы).
Это интересно. Обучающие игры, благодаря лёгкой, непринуждённой форме получения знаний, стали основополагающим направлением такого вида образовательного процесса, как автодидактика, то есть самообучение. Подробнее о значении дидактических игр можно узнать из нашей статьи — Значение дидактических игр на занятиях математикой в подготовительной группе ДОУ.
Психолого-педагогические требования к играм
Поскольку обучение — это первостепенный компонент цели образовательного учреждения, дидактические игры, благодаря разнообразию содержания и многообразию форм проведения, организуются на всех занятиях. При этом подготовка и проведение игр должны строиться на основании требований, установленных Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС):
- Игра должна соответствовать возрасту, уровню развития детей и учебно-воспитательным задачам занятия, на котором проводится. Например, выполнение простых арифметических операций на счётных палочках определено программой, но это должны быть примеры в одно действие, потому что более сложные арифметические операции дошкольникам будет выполнить сложно. С другой стороны, использование этого же материала для составления геометрических фигур — слишком простое задание для ребят 6–7 лет, приемлемое лишь в начале года в качестве повторения изученного материала.
- Любая игра должна быть методически оправданной, то есть иметь цели, задачи и чётко сформулированный порядок выполнения игровых действий.
Это интересно. Отличие дидактической игры от упражнения состоит в том, что в первой обязательно есть правила и установленный порядок выполнения действий.
Основные подходы к классификации дидактических игр детей 6–7 лет
Существует несколько подходов к разделению обучающих игр на группы. Это позволяет педагогу выбирать условные ситуации, наиболее точно соответствующие педагогическим задачам, которые ставятся на конкретном занятии.
Критерий содержания
В зависимости от предметного содержания обучающие игры бывают:
- Направленные на развитие сенсорных представлений у детей, то есть связанных с органами чувств. В старшем дошкольном возрасте у ребят часто возникают трудности в сравнении предметов по длине на глаз: дети по-прежнему накладывают объекты друг на друга, чтобы опытным путём установить соотношение. Сенсорные игры призваны решить эту проблему. Например, в игре «Кто выше» дошкольники, глядя на картинки, определяют, кто из героев известных сказок (Мальчик-с-пальчик, Буратино, Иван-Царевич) выше, а кто — ниже.
- Направленные на развитие речи дошкольников. В подготовительной группе эта работа направлена на расширение активного и пассивного словаря, а также на развитие умения обобщать те или иные группы понятий по основополагающему признаку. Например, игра «Назови одним словом», когда ребята объединяют 3–4 объекта одним понятием.
- Игры по окружающему миру, способствующие воспитанию у детей активной позиции в отношении поиска способов сохранения природы, а также направленные на знакомство ребят с разными видами профессиональной деятельности. Так, в игре-лото «Кто где работает» дошкольники подбирают к карточке с изображением представителя той или иной профессии карточки-иллюстрации рабочего места и результатов труда. Например, дворник — подсобное помещение с вениками, совками, лопатами — чистая улица.
- Игры, формирующие элементарные математические представления (ФЭМП). Для ребят 6–7 лет особую актуальность приобретают счётные палочки, с помощью которых выполняются простые арифметические действия на сложение и вычитание, а также картинки, пазлы с геометрическими фигурами.
- Игры, связанные с изобразительным искусством. Например, «Угадай кто»: дети наносят контур рисунка пунктиром, обмениваются заготовками друг с другом, угадывают, кто или что это, и раскрашивают картинку. Или же соединяют цифры по порядку, чтобы обвести контур изображения и увидеть картинку целиком.
- Игры, нацеленные на музыкальное развитие детей. Обычно в подготовительной группе это условные ситуации, в которых ребята распознают музыкальные инструменты по звучанию или определяют эмоциональную окраску отрывков мелодий (весёлая, грустная, торжественная музыка), а также игры на развитие чувства ритма.
Видео: музыкально-дидактическая игра «Весёлый бубен»
Критерий выбора материалов для игры
По виду используемых в играх материалов различают:
- Словесные. Задача этих игр состоит в том, чтобы научить детей систематизировать информацию, опираясь на понятие, а не на зрительный образ. Например, в игре «Чёрное и белое» ребята бросают кости и отсчитывают нужное количество клеток на чёрно-белом игровом поле. Поставив фишку на нужную клетку, отвечают на тот вопрос, который ей соответствует. Ответ должен быть аргументированным и полным, а тематика игры может быть как узкоспециализированной («Домашние животные»), так и включать разные области знаний (природа, техника, книги и пр.).
- Игры с игрушками, предметами расширяют и уточняют имеющиеся у ребёнка знания, стимулируют мыслительные операции (анализ, сравнение, синтез и т. д.), а также помогают оттачивать речевые навыки. Например, в игре «Расскажи сказку» ребята пересказывают сюжет истории от лиц персонажей, представленных природными материалами (шишками, каштанами, ракушками).
- Игры с картинками для систематизации и закрепления полученных знаний. Например, после изучения темы «Животные Севера» дети выбирают из набора картинки с изображениями подходящих представителей фауны.
- Настольно-печатные игры, призванные учить ребят прогнозировать результаты своих действий, а также обогащающие кругозор и словарный запас, развивающие мыслительные процессы. К этой группе относятся лото, домино, головоломки, бродилки, настольный хоккей, шашки и т. д. Большинство из этих игр являются партнёрскими, то есть подразумевающими наличие соперников.
В популярной настольной игре «Мемори» требуется собирать пары одинаковых картинок, запоминая, где какие встречались, что хорошо тренирует внимание и зрительную память.
Видео: дидактическая словесная игра «Пятнышки» в подготовительной группе
Критерий типа игровых правил и действий
По выполняемым действиям дошкольников дидактические игры бывают:
- Игра-путешествие. Этот вид игр позволяет показать ребятам реальные факты в метафорической форме, то есть иносказательно. Например, при рассмотрении темы «Космос» дошкольники играют в игру «В гости к звездочёту», каждый из этапов которой подразумевает переход из одной комнаты с заданиями по теме в другую в замке звездочёта.
- Игра-поручение. Основа этого вида деятельности — выполнение игрового действия на скорость. Например, кто быстрее поможет Алёнушке собрать в корзинку карточки с изображениями съедобных грибов.
- Игра-загадка. Это своеобразный квест, на решение которого и направлена игра. К примеру, детям загадываются загадки, отгадать которые они должны, изобразив пантомиму или показав картинку.
- Игра-беседа. Основа этого вида игр — разговор взрослого, часто от лица животного или сказочного персонажа, с детьми. Такие игры формируют у дошкольников единство мысли, слова, действия и фантазии.
Критерий организации работы
В зависимости от количества участников игры делятся на:
- коллективные, в которых принимает участие вся группа воспитанников,
- групповые, рассчитанные на объединения из 4–5 человек,
- индивидуальные, в методической литературе под этим видом игр подразумевается, что количество участников может быть от 1 до 3.
Критерий роли педагога
Этот принцип видового деления игр для многих педагогов является спорным, так как роль воспитателя может меняться в зависимости от уровня подготовки детей, степени их самостоятельности. И тем не менее по критерию участия взрослого в играх они могут быть:
- с непосредственным участием воспитателя, выполняющего, к примеру, функцию водящего,
- с опосредованным участием педагога, когда он лишь наблюдает за происходящим, а в спорных моментах даёт ребятам направление для работы.
Приёмы проведения дидактических игр со старшими дошкольниками
Проведение обучающих игр в подготовительной группе ДОУ предполагает использование трёх групп приёмов.
Словесные приёмы
Основная задача речевого развития детей 6–7 лет — сформировать целостный речевой образ, то есть достаточный словарный запас и набор невербальных средств выразительности. Предполагается, что будущие школьники к концу обучения в ДОУ научатся доказательно высказывать своё мнение, аргументировано соглашаться или опровергать те или иные предположения. Таким образом, звучащая речь в работе с воспитанниками подготовительной группы имеет ключевое значение.
Объяснение
Этот приём не только разъясняет условия игры, но и показывает ребятам модель последовательного составления высказываний. Важно, что воспитатель уточняет те или иные этапы игры по ходу развития игрового сюжета.
Загадки
Приём, традиционно используемый для мотивации воспитанников. Загадки позволяют логично и быстро перейти от непосредственной учебной деятельности к игре. Например, при изучении темы «Съедобные и несъедобные грибы» на ознакомлении с окружающей средой перед тем, как ребята будут на скорость распределять грибы между двумя группами — съедобными и несъедобными, можно предложить детям отгадать загадки:
- Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый… (Боровик). - Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка). - С ним в лесу никто не дружен,
И в лукошке он не нужен.
Мухи скажут: «Это мор!».
В красной шляпке… (Мухомор). - На грибы она сердита
И от злости ядовита.
Вот лесная хулиганка!
Это — бледная… (Поганка).
Несмотря на то что загадки с договорками в подготовительной группе используются редко, для этой темы я выбираю именно такие, потому что ребятам бывает сложно соотнести название гриба с его описанием.
Короткие истории
Чтение
В 6–7 лет многие дети в группе уже умеют читать. Это важное умение можно использовать и в играх. Например, при повторении правил игры ребята могут зачитывать короткие описания игровых действий, обозначенных на картинках. И, конечно, педагог сам зачитывает отрывки рассказов или сказок, связанных с сюжетом игры. Важный нюанс: зачитываемые эпизоды не должны быть слишком длинными, иначе детям будет сложно переключиться и настроиться на игру.
Наглядные приёмы
Наглядно-образное восприятие мира, в отличие от только формирующегося абстрактного, у дошкольников является ведущим. Для того чтобы совместить эти способы восприятия информации, воспитатель обеспечивает наличие:
- картинок-иллюстраций этапов конкретной игры с изображениями детей или персонажей, играющих в неё,
- демонстрационного материала (видео с инструкциями, собственный пример, когда взрослый проигрывает каждый этап, показывая образец выполнения того или иного действия).
Практические приёмы
Игра сама по себе реализуется на практике. Однако педагог даёт ребятам задания ещё и творчески осмыслить новую игру в форме:
- рисунков (к примеру, зарисовать героев игры),
- аппликаций (этот приём весьма эффективен после отработки игр по формированию элементарных математических представлений, дети с удовольствием вырезают и наклеивают цифры с отработанным арифметическим действием — сложением, вычитанием),
- поделок (этот приём позволяет изготовить атрибуты для игры, к примеру, каштаны в качестве пешеходов на макете проезжей части).
Проведение дидактических игр в подготовительной группе ДОУ
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Картотека обучающих игр
Классификация по видам даёт возможность выбрать игру по приоритетной образовательной задаче, а для составления календарно-тематического плана, требующего разноплановых игр, используется подборка, которая группируется по:
- лексическим темам, изучаемым в конкретный промежуток времени (пазлы, конструкторы, карточки),
- областям познания (так, для социализации будущих дошкольников важно включение в соревновательные игры, к примеру, лото, домино, бродилки),
- целям отдельных занятий (для стимуляции речевого слуха можно использовать игры наподобие «Угадай, что звучит», когда ребята определяют звуки бытовой техники в рамках изучения соответствующей темы).
Если дидактическая игра соответствует всем обозначенным критериям, она является оптимальной для реализации в данных условиях. К тому же по мере работы у воспитателя накапливается собственная картотека игр, которая постоянно пополняется новыми образцами.
Таблица: пример картотеки дидактических игр в подготовительной группе
Название | Вид игры | Область применения | Цель | Материалы | Ход игры |
«Я — вам, вы — мне» | Словесная |
| Тренировать навык восприятия предложений и счёта количества слов в них на слух. | Педагог называет предложение, дети считают слова в нём, отвечает тот, кто справился быстрее. Затем этот участник просит воспитательницу сосчитать слова в его предложении. | |
«В мире животных» |
|
|
| Ребёнок рассматривает изображения представителей животного мира. Называет каждого из них. Находит букву, на которую начинается название того или иного животного, выкладывает её на картине. Например, верблюд — «В», хорёк — «Х», лось — «Л», тюлень — «Т», кабан — «К» и др. | |
«Грамотейка» |
|
| Кубики с картинками, изображающими разные предметы и звуки. | Детям предлагается найти картинку на заданный звук, при этом необходимо чётко дифференцировать звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки. | |
«Семья» | Словесная с картинками |
|
| Контурные и цветные изображения членов семьи. | Дети подбирают к контурным изображениям членов семьи цветные изображения и отвечают на вопрос, почему нужно выбрать такое изображение. |
«Продукты» | Игра с картинками |
|
| Карточки с изображениями продуктов питания. | Педагог предлагает детям выбрать, какое блюдо они будут готовить (сырники, рассольник, борщ, омлет). Играющий читает названия продуктов, которые входят в состав того или другого блюда. Маленькие карточки выложены на столе стопкой в перевёрнутом виде перед ведущим. Ведущий показывает поочерёдно карточки с продуктами питания. Если ребёнок считает, что этот продукт необходим ему для приготовления блюда, то берёт карточку себе. |
«Хлеб» |
|
| Картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба. | Дети рассматривают картинки, изображающие разные этапы выращивания хлеба, раскладывают их в правильной последовательности, составляют по ним рассказ. | |
«Времена года» | Настольно-печатная | Ознакомление с окружающим миром. | Формировать элементарные представления о временах года, их периодичности, последовательности месяцев. |
| Дети на скорость раскладывают карточки по временам года, некоторые образцы педагог просит прокомментировать. |
«Мама» |
|
| Карточки с изображениями женщин разных профессий и маленькие карточки-фишки с аналогичными картинками. | Ведущий (педагог) раздаёт игрокам карточки с изображениями женщин разных профессий. Ведущий складывает маленькие карточки-фишки в лоточек, перемешивает. Достаёт карточку из лоточка, рассказывает, что изображено на ней, а остальные игроки, найдя картинку у себя, поднимают руку и говорят, какая это профессия. Выигрывает тот, кто первым накроет фишками все картинки. | |
«Животные разных стран» | Ознакомление с окружающим миром. |
|
| На столе раскладываются картинки животных. Воспитатель загадывает загадку, а ребёнок должен догадаться, о ком идёт речь, найти это изображение, выбрав его из многообразия представленных его вниманию картинок, и положить на карточку с названием той местности, в которой зверь обитает. | |
«Виды спорта» |
| Учить детей подбирать соответствующий инвентарь и экипировку для спортсменов. | Набор карточек с изображениями спортсменов и их экипировки. | Воспитатель показывает инвентарь, а дети называют, что это, ищут такую картинку у себя и кладут её на изображение спортсмена, которому этот атрибут принадлежит. | |
«Овощи и фрукты» | Игра с предметами |
|
|
| Ребёнок берёт фрукт или овощ, называет его, определяет, где он растёт (фрукт или овощ) и прикрепляет его по месту произрастания (на кроне дерева или на грядке). |
«Говорящие знаки» | Ознакомление с окружающим миром. |
| Макет проезжей части с грузовиком, автобусом, светофором, пешеходом, ребёнком. | Дети разыгрывают и описывают ситуации:
| |
«Умники и умницы» |
|
| Участники игры соревнуются на игровом поле. Одновременно могут играть 2 или 3 ребёнка. Каждый играющий бросает кубик. В зависимости от того, сколько выпало очков, играющий продвигается вперёд в любом направлении и выполняет задание, скрытое под определённым цветом светофора, которое ребёнок должен объяснить. Выигравшим считается тот, кто быстрее всех достигнет конечного участка пути и максимально правильно ответит на вопросы. Сложность игры заключается в том, чтобы ребёнок мог самостоятельно выбрать путь. | ||
«Собери картинку» | По ФЭМП | Математика. |
| Разрезанные на части изображения геометрических фигур. | Дети собирают элементы картинок с изображениями геометрических фигур (цифр, предметов). |
Временной план дидактической игры
В среднем дидактическая игра в подготовительной группе длится около 10 минут. В эти временные рамки включается 4 этапа работы:
- Вводный этап (до 2 минут), во время которого воспитатель мотивирует детей на игровую деятельность обучающего характера.
- Знакомство с условиями игры (1–1,5 минуты) — процесс объяснения задачи и демонстрация игровых действий.
- Собственно игра (до 5 минут). За это время педагог вводит усложнение игровых действий, если оно предусмотрено, а также индивидуализирует задание в случае необходимости.
- Заключительный этап (около 2 минут). На этом этапе воспитатель хвалит ребят за работу, внимательность и терпение, а также организует рефлексивный момент: дети оценивают игру и своё участие в ней по шкале «понравилась — не понравилась», «хорошо — плохо».
Хронометраж дидактической игры очень приблизителен, так как продолжительность зависит от содержания игровой деятельности и того количества действий, которые воспитанникам необходимо выполнить в процессе. Педагог отслеживает состояние детей и при необходимости сокращает игру или, наоборот, удлиняет её при повышенном интересе ребят.
Оценка дидактической игры
Результат игры — это оценка качества решения игровых задач и следования правилам. То есть такой разбор, исходя из сути заключительного этапа игры, проводится и с позиции педагога, и с точки зрения детей. В первом случае учитывается:
- точность реализации поставленных задач,
- порядок выполнения необходимых игровых действий,
- уровень организации игровой ситуации.
Во втором обращается внимание на:
- удовлетворённость воспитанников своим участием в игре,
- эмоциональный фон,
- степень проявления сообразительности, внимания, памяти.
Таблица: пример конспекта дидактической игры в подготовительной группе
Автор | Каюмова К. Р., воспитатель МБДОУ №89, г. Уфа. |
Название | «Для чего эти предметы» |
Вводный этап | В.: Ребята, а у меня для вас есть маленький сюрприз, подойдите все ко мне. Сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и Незнайка собрался в школу. Но он не знает, что нужно брать с собой. Незнайка уже попробовал собрать портфель к школе, давайте посмотрим, правильно ли он это сделал. (Воспитатель достаёт предметы из портфеля). Ребята, поможем Незнайке разобраться с тем, какие предметы нужны в школе и зачем? (Ответы детей). |
Объяснение условий | В.: Сейчас я буду показывать предмет, вы будете поднимать руки, выходить ко мне и полными предложениями рассказывать, что это за предмет, нужен ли он в школе и для чего. |
Игровая активность | Воспитатель показывает школьные принадлежности и прочие предметы. В случае необходимости корректирует ответы детей. От лица Незнайки хвалит детей. В.: А теперь мы вместе с Незнайкой научимся быстро, правильно и аккуратно собирать школьные принадлежности в портфели. Для этого мне нужны один мальчик и одна девочка. (Выбирает двоих детей). Теперь мы с ребятами посчитаем, и вы начнёте собирать предметы в портфели. Раз, два, три, портфель собирать начни. |
Заключение | После каждого проведения игры проводится анализ выполненных действий: правильно ли выбрали предметы, аккуратно ли их положили. В случае необходимости воспитатель корректирует действия детей. От лица Незнайки хвалит детей. В.: Ребята, Незнайка очень рад, что пришёл к вам в гости. Теперь он знает, какие бывают школьные принадлежности и для чего они нужны. Знает, что нужно брать с собой в школу, а что не нужно. Он говорит вам спасибо, до свидания, до встречи в школе! Дети прощаются с Незнайкой. |
Цит. по: http://1.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/dekabr/no-1672-konspekt-provedeniya-didakticheskoy-igry-dlya-chego-eti-predmety-v-rezhimnyh-momentah/ |
Как оформить уголок дидактических игр в подготовительной группе
Для полноценного развития ребёнка в группе должна быть методически грамотно организована предметно-развивающая среда. Одну из центральных позиций в ней занимает уголок дидактических игр — зона, в которой представлены материалы для игровой деятельности. При этом важно учесть, что некоторые игровые объекты располагаются в соответствующих тематических зонах. Так, пазлы с домашними и дикими животными, являясь материалами для обучающих игр, находятся в экологическом уголке. Поэтому уместно говорить не об отдельной зоне для дидактических игр, а о материалах, которыми в подготовительной группе детского сада обеспечивается этот вид образовательной деятельности:
- пазлы разных форм и размеров,
- наборы тематических картинок (в том числе и с изображениями геометрических фигур),
- мозаики,
- кубики двух видов — с буквами/цифрами и те, что можно использовать для размещения на них разных картинок по теме (к примеру, с изображениями растений, животных),
- настольно-печатные игры (лото, домино, бродилки, изображения лабиринтов на картоне),
- материалы для математических игр (счётные палочки, карточки с цифрами и пр.),
- мячик (например, для передачи эстафеты),
- коробка с природными материалами,
- 1–2 игрушки,
- листы бумаги, карандаши, фломастеры,
- книги с прозаическими и поэтическими текстами.
Если размеры помещения позволяют, то желательно разместить несколько столов и стульев непосредственно около уголка дидактических игр, чтобы детям не приходилось носить игровые материалы (особенно с мелкими деталями: мозаики, пазлы) через всю комнату.
Фотогалерея: примеры оформления уголка обучающих игр
Уголок дидактических игр является связующим звеном между другими зонами предметно-развивающей среды в ДОУ
Дидактические игры могут группироваться по содержанию или по характеру материала
В некоторых группах дидактический уголок представлен только настольно-печатными играми, остальные виды распределены между другими предметно-развивающими зонами
Дидактический уголок объединяет сразу несколько зон: речевого развития, чтения, экологии
В зоне дидактических игр в подготовительной группе могут располагаться материалы для подготовки руки к письму, например, прописи
Дидактические игры как тема по самообразованию воспитателя подготовительной группы
ФГОС установлено, что на протяжении всей своей профессиональной деятельности педагог занимается самообразованием, то есть повышением уровня знаний, умений и навыков, необходимых для взаимодействия с воспитанниками, родителями и коллегами. Дидактические игры в качестве вопроса по самообразованию педагога подготовительной группы представлены в рекомендованном ФГОС перечне методических вопросов и прямо, и опосредованно.
Примеры тем по самообразованию воспитателя подготовительной группы в данном направлении:
- Дидактическая игра как форма обучения детей старшего дошкольного возраста.
- Руководство игровой деятельностью детей подготовительной группы.
- Дидактические игры в обучении детей грамоте, основам математики.
- Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
- Игра как средство общения дошкольников.
- Игровая деятельность детей на этапе перехода от дошкольного к младшему школьному детству.
- Развитие игровой деятельности у детей подготовительной группы.
- Развитие математических способностей старших дошкольников посредством дидактической игры.
- Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.
- Преемственность дошкольного и начального образования.
- Формирование навыков безопасной жизнедеятельности дошкольников посредством дидактических игр.
Вне зависимости от того, является дидактическая игра главным вопросом темы работы или второстепенным, проработка этого аспекта идёт с обязательными практическими примерами.
Как разрабатывается тема по самообразованию
Работа по самообразованию, будучи непрерывной, подразумевает ежегодную разработку новой темы. При этом обычно тематика носит сквозной характер и с каждым разом лишь немного видоизменяется. Рассмотрение дидактических игр в качестве основного или сопутствующего элемента темы по самообразованию так же, как и любая другая тема, требует выполнения определённого алгоритма работы:
- Освоение теории. Этот этап длится с августа по сентябрь и включает изучение литературы по проблеме, формулировку целей и задач работы, составление системы реализации теории на практике, а также прогноз конечного результата и формы отчёта.
- Практика, то есть проведение дидактических игр на занятиях с целью освещения того или иного аспекта работы с ними, а также коррекционные мероприятия, связанные с ошибками введения игр в учебно-воспитательный процесс.
- Этап подведения итогов. Оценка результатов может быть промежуточной, то есть в процессе работы, и финальной, которая проводится в апреле–мае. Итоговый отчёт обычно представлен презентациями, смонтированными видеороликами, фотоотчётами, а также печатными работами педагога, составлением самоанализа.
Наиболее продуктивной формой усвоения детьми программного содержания учебных дисциплин является дидактическая игра. Она даёт возможность ребятам не только получить знания, но и приобрести опыт социализации и коммуникации. Эти преимущества доступны только в том случае, если педагогом обучающая игра была тщательно спланирована, организована и проведена с привлечением подходящих материалов предметно-развивающей среды. А помочь воспитателю в теоретическом освоении этих вопросов может работа над темой по самообразованию, прямо или опосредованно связанная с дидактическими играми.