Дидактические игры — это непременный атрибут каждого занятия в детском саду. А во второй младшей группе такой форме реализации образовательных целей и задач отводится совершенно особое место, ведь дети 3–4 лет ещё не могут воспринимать информацию в виде набора фактов, малышам нужен сюжет, действия, в которые вплетаются новые знания. Поэтому педагогу следует уделять пристальное внимание организации и проведения такого рода игр, а для этого без теоретической базы и осмысления практического опыта не обойтись.
Суть понятия
Дидактические игры — это обучающие забавы, предполагающие организацию деятельности детей в условных ситуациях, где игровая задача имеет образовательно-воспитательное значение, то есть несёт в себе познавательную ценность. Эта цель реализуется не открыто, а опосредованно: через игровую задачу (например, помочь зайчику сосчитать морковку), правила («заяц» может брать только по одной морковки и класть её в корзину), игровые действия (в «хранилище» овощей участники «идут» по очереди).
Это интересно. Выдающийся советский психолог, педагог и философ Алексей Николаевич Леонтьев назвал дидактические игры «рубежными», то есть обозначающими переход от исключительно игровой деятельности к учебной.
Цели и задачи
Миссия обучающих игр заключается в:
- развитии познавательной активности (воображения, памяти, наблюдательности, скорости мышления),
- формировании понятия последовательности выполнения интеллектуальных операций (например, освоение счёта до 10),
- тренировке устойчивого и произвольного внимания,
- развитии речи,
- активизации желания взаимодействовать со сверстниками и взрослыми,
- стимулировании потребности ощущать себя частью коллектива,
- поощрении желания вступать во взаимодействие со взрослыми и детьми,
- воспитании необходимости чувствовать себя частью коллектива.
Задачи, которые решаются с помощью дидактических игр во второй младшей группе, можно выделить такие:
- обучение сравнению и выбору предметов по одинаковым, похожим или полностью отличным признакам (например, разные овощи по сезону созревания, по внешнему виду, по расположению съедобной части растения по отношению к земле),
- отработка умения классифицировать предметы по виду или материалу изготовления (посуда по форме или по сырью, используемому в производстве — металл, глина, фарфор),
- развитие навыка определять предмет по одному основополагающему признаку или по нескольким (малыши описывают животное, а один ребёнок угадывает, о ком речь),
- тренировка внимания и памяти (например, малыши запоминают последовательность предметов или картинок, отворачиваются, а педагог меняет расположение или убирает один объект, дети должны описать изменения).
Это интересно. Дидактическая игра, обеспечивая детям возможность учиться в лёгкой, непринуждённой форме, дала развитие такому типу обучения, как автодидактика, то есть самообучение. Подробнее о дидактических играх по математике в первой и второй младших группах можно узнать из нашей статьи — Дидактические игры по математике в первой и второй младшей группе: пополняем картотеку и планируем занятия.
Классификация дидактических игр
Существует несколько видовых групп обучающих забав, в основу которых положен тот или иной определяющий фактор.
По принципу обучающего содержания
- Игры на сенсорное развитие, нацеленные на формирование у детей образцов сенсорных представлений. Например, забава «Чем похожи и не похожи», в которой малыши сравнивают внешний облик собаки и волка.
- Игры на речевое развитие, направленные на расширение словарного запаса, формирование активной речевой позиции. Например, «Назови одним словом» — игра, в которой дети рассматривают на картинках предметы и обобщают их одним словом (чашка, блюдце, тарелка — посуда, корова, курица, гусь — домашние животные и т.д.).
- Игры на ознакомление с окружающим миром, с помощью которых ребёнок познаёт природу, учится её беречь. Например, игра-лото «Кто где живёт», в которой малыши проводят соединительные линии между животным и его жилищем.
- Игры по формированию элементарных математических представлений, в которых ребята считают те или иные предметы, учатся сравнивать их количество.
- Музыкальные игры, отвечающие основным задачам музыкального образования в детском саду. Например, малыши по звучанию пытаются угадать, на каком инструменте играют (фортепиано, гитара, скрипка).
- Игры по изобразительной деятельности. К примеру, забава «Раскрась по образцу».
По принципу выбора игрового материала
- Словесные игры, задачами которых является обобщение и систематизация. Отличительной особенностью забав этого типа является то, что в них опора идёт на слово, а не образ, то есть наглядность для словесных игр не принципиальна, как, например, в игре кто назовёт больше примет разных времён года. Поэтому во второй младшей группе эти забавы вводятся под конец второго полугодия.
- Игры с предметами или игрушками позволяют расширять и уточнять знания малышей, развивать их способности к мыслительным операциям (анализу, синтезу, сравнению и пр.), совершенствовать речевые умения. Иллюстрацией этому принципу могут служить все те игровые действия, которые инициируются «гостем»-игрушкой (найти предмет, рассказать о нём, подобрать сходный и т.д.).
- Игры с картинками, то есть использование тематических иллюстраций для систематизации, закрепления материала. Например, собрать все картинки из набора, которые относятся к зиме.
- Настольно-печатные забавы учат предвидеть результаты своего игрового действия, расширяют кругозор и словарный запас детей. К этому виду игр относятся лото, домино, мозаики, пазлы, настольный хоккей, шахматы, шашки, головоломки. Эти игры в большинстве своём требуют наличие партнёра для создания условий конкуренции и атмосферы взаимопомощи.
По типу игровых действий и правил
- Игры-путешествия, целью которых является демонстрация ребятам реальных фактов через метафорическую форму. Например, при изучении профессий, это может быть забава «В гости к пекарю».
- Игры-поручения, основывающиеся на предложении выполнить какое-то действие. Например, собрать в зелёное ведёрко все машинки красного цвета.
- Игры-загадки, основанные на логической задаче, которую детям нужно решить. Например, «Отгадай загадку — покажи отгадку» — игра, в которой малыш не только отгадывает, но и показывает объект. Ответ обязательно проговаривается.
- Игры-беседы (диалог). Строится на непринуждённом общении взрослого с детьми. При этом педагог часто ведёт беседу от лица животных, предметов и пр. Этот вид игр ценен тем, что воспитывает у детей единство слова, действия, мысли и воображения. Во второй младшей группе игры-беседы используются на занятии фрагментарно исходя из того, насколько хорошо дети владеют речью.
По способу организации детей
- Коллективные (задействована вся группа).
- Групповые (играют 4–5 человек).
- Индивидуальные (1–3 ребёнка).
Это интересно. Ещё одним основополагающим принципом классификации подвижных игр называют роль воспитателя. В соответствии с этой группировкой игры могут быть с непосредственным участием взрослого, например, в роли водящего, или же с опосредованным участием, когда напрямую педагог не играет, а остаётся в роли наблюдателя. Во второй младшей группе воспитатель в забавах участвует всегда.
Учитывая то, что в цели любого занятия входит обучающий компонент, а также многообразие видов игр, приходим к выводу: они применяются на всех занятиях с учётом конкретных требований к организации дидактических забав.
Психолого-педагогические требования к выбору дидактических игр
- Все дидактические игры подбираются с учётом учебно-воспитательных задач программы, а также соответственно возрастным нормам относительно уровня знаний, умений и навыков малышей. Так, во второй младшей группе нет смысла проводить игру-лото с заданиями на элементарные арифметические операции, например, сложение-вычитание в пределах 15, так как дети ещё не владеют этим материалом. С другой стороны, задание подобрать карточку с цветом к картинке в таких же оттенках может быть слишком простым для 3–4-летних ребят (только если в начале учебного года в качестве повторения пройденного материала).
- Забавы должны соответствовать теме занятия. Так, если тема урока по ознакомлению с окружающим миром «Дикие животные», то нежелательно использовать игры, в которых действуют экзотические звери, иначе получится слишком большой объём материала для изучения.
- Любая игра должна иметь методическую основу использования, то есть иметь цели, задачи и определённый ход развития.
Это интересно. В дидактической игре обязательно должны быть игровые правила и игровые действия. В противном случае она станет обучающим упражнением.
Приёмы
Для проведения дидактических игр, как и в любой другой образовательной деятельности, педагог пользуется тремя группами приёмов.
Словесные
Слово взрослого для детей 3–4 лет, активно осваивающих речь, играет ведущую роль. При этом малыши не только воспринимают смысловую составляющую речи педагога, но и формируют свой собственный коммуникативный образ, то есть пополняют словарный запас, формируют набор невербальных компонентов (мимики, жестов, манеры разговаривать). В дидактических играх применяется три вида словесных приёмов.
Объяснение
Безусловно, самый важный приём в работе над обучающими забавами: педагог не только детально описывает все этапы игры, но и даёт рекомендации, указания по ходу.
Загадки
Это мотивационный приём, использующийся перед началом игры. Часто загадками педагог делает переход от непосредственной учебной деятельности к игровой. Так, при изучении темы «Птицы» перед тем, как давать задание на поиск сходств и отличий между отдельными пернатыми, но после того, как воспитатель описал животных и дал прослушать издаваемые ими звуки, малышам предлагаются загадки о птицах. К примеру:
- Кто так заливисто поёт О том, что солнышко встаёт? (Петушок),
- Красные лапки, Щиплет за пятки, Беги без оглядки. (Гусь),
- Чёрный, темноты темней, Нету птиц, его умней. На высокой ели — вон он. Это — старый, мудрый… (Ворон).
Во второй младшей группе, в отличие от первой, где все загадки были с договорками, вводятся классические образцы, то есть когда ответы на загадки не рифмуются с четверостишиями.
Короткие рассказы
Небольшие сюжеты, предваряющие игру — это самый удачный мотивационный приём. Причём история может не только напрямую касаться хода игры, но и опосредовано, когда сказочный герой (игрушка или изображение на картинке) в качестве благодарности за помощь в решении учебных задач предлагает поиграть в игру.
Наглядные
Образно-зрительное восприятие у детей является ведущим, поэтому для полного понимания условий игры малышам нужно видеть:
- картинки, на которых изображены персонажи игры или играющие ребята,
- образец действий, то есть игру, от начала и до конца выполненную педагогом,
- эстетичные и удобные материалы для игры.
Практические
После того как воспитатель продемонстрировал все игровые действия, дети переходят к самой игре, что само по себе является практическим осмыслением деятельности. Кроме того, после игры малыши могут выполнять рисунки, аппликации по мотивам забавы.
Картотека дидактических игр
Обучающие забавы могут группироваться по:
- изучаемым лексическим темам (самыми популярными в этой группе являются пазлы, тематика которых позволяет их использовать на любом занятии),
- областям познания (например, для социализации используются домино, лото, то есть те игры, в которых из-за соревновательного компонента важно наличие партнёра),
- целям конкретного занятия (например, для развития речевого слуха и знакомства со звуками окружающего мира можно использовать игры «Догадайся, что звучит» — дети угадывают звуки природы и «Часы» — малыши имитируют тиканье часов).
Для выбора игр на занятия применяются все три принципа классификации. При этом с опытом у педагога нарабатывается собственная картотека, периодически пополняющаяся новыми забавами.
Таблица: пример картотеки игр для второй младшей группы
Название | Вид игры | Область применения | Цель | Материалы | Ход игры |
«Найди пару варежке» | Настольно-печатная | Математика, развитие речи |
|
| Педагог на столе раскладывает варежки, обращает внимание ребят на рисунок на рукавицах. Показывает, как составлять пары. Готовую пару нужно скрепить прищепкой или скрепкой. Для усложнения задание можно давать на скорость кто быстрее. |
«Домашние питомцы» | Ознакомление с окружающим миром, развитие речи. | Развивать память, логику, внимание, мышление и воображение. | Картинки с разной группировкой домашних животных. | Педагог предлагает детям сгруппировать изображения по разным принципам:
| |
«Времена года» | Игры с предметами | Ознакомление с окружающим миром, развитие речи. |
| Куклы, сезонная одежда | Воспитатель подбирает стихотоврения-иллюстрации под каждое время года, дети одевают куклу, комментируя свой выбор. |
«Матрёшки» | Математика Математика, ознакомление с окружающим миром, физкультура — всё зависит от темы, которая сейчас изучается. |
| Трёхместная матрёшка | Воспитатель предлагает малышам собрать игрушку по: размеру, рисунку и т.д. | |
«Теремок» | Игра с предметами и картинками | Развитие речи, ознакомление с окружающей средой |
| Вырезанный из фанеры или плотного картона домик с отверстиями под картинки. | Дети распределяют животных по окошкам:
|
«Собери бусы» | Мозаика (настольно-печатная) | Развитие речи, математика, художественно-изобразительное творчество |
| Бусы разной формы, цвета, размера, шнурок. | Педагог предлагает малышам собрать бусы:
|
«Назови ласково» | Словесная | Развитие речи, ознакомление с окружающей средой. |
| Картинки с некоторыми из названных объектов. | В зависимости от темы, педагог называет слова, а дети отвечают уменьшительно-ласкательной формой (волк — волчок, собака — собачка, белка — белочка и т.д.). |
«Играем в слова» |
| Картинки (опционно) | Педагог предлагает тему, дети называют слова, с ней связанные. Учитывая возраст, часть речи не важна. Зима: шапка, шуба, валенки, лыжи и т.д. | ||
«Эхо» (по такому же принципу проводится игра «Слух») | Отрабатывать навыки звукопроизнесения. | Воспитатель громко произносит гласный звук (а-а-а), дети тио повторяют. | |||
«Волшебный мешочек» | Учить определять предметы по комплексу запоминающихся признаков. | Картинки, игрушки, мешок. | Воспитатель расставляет все объекты на столе, дети запоминают, что там. Затем отворачиваются, воспитатель прячет в мешок один предмет. Дети угадывают, чего не хватает. |
Временной план
Длительность игры во второй младшей группе — 10 минут. За это время педагог с детьми прорабатывает четыре этапа.
- Вводная часть — до 2 минут. Воспитатель мотивирует ребят на игровую активность.
- Ознакомление с игровыми условиями — до минуты. Педагог объясняет задание и демонстрирует порядок выполнения.
- Игровая деятельность малышей — до 5 минут. Этот этап включает также усложнение задания, как вариант индивидуализации игры.
- Завершающий этап — до 2 минут. Воспитатель оценивает результаты, хвалит малышей за работу, внимательность и аккуратность.
Это интересно. Хронометраж дидактической игры очень приблизителен, так как время на выполнение игрового задания зависит от содержания забавы, а также от количества игровых действий, которые детям необходимо выполнить.
Как оценить результат игры
Под результатом игры подразумевается оценка решения задачи и выполнения правил. Проводится этот анализ с двух сторон: воспитанников и воспитателя. С точки зрения первых, учитывается:
- степень моральной удовлетворённости процессом игры и своим участием,
- уровень проявленной сообразительности, внимания, памяти,
- эмоциональный настрой.
Воспитатель же оценивает обучающую игровую деятельность с позиции:
- точности выполнения поставленных проведением дидактической забавы задач,
- осуществления предписанных игровых действий,
- организации игровой ситуации.
Таблица: пример конспекта дидактической игры «Почини машину» для второй младшей группы
Автор — Карпенко О., воспитатель МБДОУ д/с №36 «Золотое зёрнышко», г. Новошахтинск, Ростовская область.
Этап | Содержание |
Вводный | Воспитатель подзывает детей и показывает игрушку Светофорчика: -Ребята, к нам в гости пришёл Светофорчик. Он говорит, что у машин отвалились колёса и раскатились в разные стороны. Светофорчик их собрал и принёс в детский сад. Он просит починить машины, чтобы на дороге не случилась авария. |
Ознакомление с условиями | — Давайте поможем Светофорчику и подберём колёса к машинам. Колёса должны подходить по цвету и размеру к машине. |
Игровая деятельность | Дети выбирают себе наборы машин и кругов. Воспитатель просит назвать цвет и размер выбранных машин. Предлагает подумать, какие по размеру и по цвету нужны колёса для большой (маленькой) машины. Уточняет быстро или медленно поедет машина на выбранных колёсах. |
Завершающий этап | Когда все колёса подобраны, воспитатель от имени Светофорчика благодарит детей и предлагает поменяться машинами, чтобы продолжить игру. |
http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-pochini-mashinu-dlja-detei-2-mladshei-grupy.html |
Видео: дидактическая игра с игрушками во второй младшей группе «Кто живёт в лесу»
Видео: настольно-печатная дидактическая игра во второй младшей группе «Собери цветок»
Успешная реализация программных целей и задач в детском саду заключается в нахождении продуктивной формы для усвоения малышами содержания учебных дисциплин. И таким обрамлением в обучении является дидактическая игра, с помощью которой дети получают знания, опыт социализации и коммуникации. Вот почему очень важно, чтобы педагог тщательно продумал и спланировал все этапы организации обучающей забавы, а также методически грамотно выстроил её проведение.