Возраст ребёнка 3–4 лет определяется психологами как период формирования самосознания. От спонтанных действий с предметами происходит переход к целенаправленному изучению объектов, которые вызвали интерес. Формирование когнитивных и исследовательских навыков является одной из основных образовательных задач занятий во второй младшей группе детского сада.
Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 3–4 лет
Развитие познавательных способностей детей является одним из основных направлений работы педагога согласно Федеральному государственному образовательному стандарту. Расширение кругозора, формирование знаний о предметах окружающего мира, их качествах и свойствах должно осуществляться в соответствии с психологическими особенностями воспитанников. Для детей в возрасте 3–4 лет характерны:
- Любознательность. Малыши активно изучают новые предметы и с интересом расширяют знания о знакомых явлениях и объектах.
- Проявление самостоятельности. Педагог должен поощрять стремление дошкольников к приобретению новых знаний.
- Образность и непроизвольность памяти. Дети лучше всего запоминают то, что вызвало наибольший интерес. Однако младшему дошкольнику ещё сложно долго удерживать внимание, поэтому педагог учитывает потребность ребёнка в частой смене исследуемых предметов или видов изучения.
- Формирование образного мышления. Способность воспроизведения образов вне прямого контакта с объектами исследования даёт возможность привлекать новые для детей виды обучения во время занятия: прослушивание тематических стихотворений и сказок, отгадывание загадок, проведение бесед.
- Высокая эмоциональность. Ребёнку важно получать одобрение и похвалу. Педагог прогнозирует ситуацию успеха воспитанников при подготовке будущего занятия.
- Активное развитие речевой деятельности. Во время исследования предметов и наблюдений проводится работа по расширению речевых навыков детей и пополнению словарного запаса.
Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения.
Выготский Л. С.
«Воображение и творчество в детском возрасте»
Цель и задачи
В условиях современного мира важно научить ребёнка не только усваивать и накапливать получаемую в готовом виде информацию, но и развить способность и желание самостоятельного познания. Целью познавательно-исследовательской деятельности в детском саду является развитие исследовательского типа мышления у дошкольников. При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети могут узнавать новое о предметах. Маленькое, но сделанное самостоятельно открытие вызывает восторг у ребёнка и желание добывать новые знания.
Задачи познавательно-исследовательской деятельности:
- развитие интереса к окружающему миру,
- формирование первичных представлений о свойствах предметов и веществ (форме, цвете, величине, структуре, звучности и т. д.),
- развитие речевых навыков (построение устной речи — ответов на вопросы, рассказ об увиденном), словарного запаса,
- создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации,
- стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности,
- формирование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.
Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов:
- по ознакомлению с окружающим миром (исследование различных предметов, явлений природы, веществ),
- на музыкальных занятиях (знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием, возможностями голоса),
- на физкультуре (изучение и применение свойств предметов из резины, пластмассы, дерева — мячи, обручи, кегли, скакалки и др.),
- во время самостоятельной игровой деятельности (экспериментальная деятельность с различными по форме и строению игрушками),
- на прогулках (проведение наблюдений за погодой, природными явлениями, растениями и животными на территории детского сада).
Приёмы
Актуальными для работы во второй младшей группе являются следующие приёмы организации исследовательской деятельности детей:
- Наблюдения. Дети 3–4 лет активно накапливают в памяти зрительные образы. Проводить наблюдения можно в помещении группы, уголке природы, игровом уголке, на свежем воздухе во время прогулки. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности дошкольников, в младших группах оно отличается непродолжительностью, поскольку детям сложно удерживать внимание на одном объекте в течение длительного времени.
- Решение проблемных ситуаций. Постановку проблемного вопроса на занятии в младшей группе осуществляет воспитатель. Он же намечает пути решения проблемы, поскольку детям 3–4 лет не под силу самостоятельно продумать ход действий и спрогнозировать результат. Проблемные ситуации можно представлять в игровой форме, так у дошкольников возникает заинтересованность в поиске ответов.
- Беседы. Возникновению интереса к предстоящей экспериментальной деятельности, развитию исследовательских и речевых навыков способствуют беседы с младшими дошкольниками, в основе которых — изложение опыта детей. Например, «Какой мячик выше подпрыгивал на занятии физкультурой — резиновый или кожаный?», «Что происходит с водой в баночке, когда мы споласкиваем в ней кисточки?», «Из какого песка лучше получаются куличики?». В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут и сопровождается другими видами деятельности для профилактики переутомления (пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворения и др.).
- Опыты и эксперименты. Желание экспериментировать появляется у ребёнка в период раннего детства (простые действия с игрушками) и постепенно переходит от стихийной деятельности к целенаправленной. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой, снегом и льдом, солью, красками, песком, камнями, глиной, растениями. Экспериментальная деятельность с детьми 3–4 лет проводится в игровой форме и может осуществляться на занятиях в первой половине дня, а также в рамках кружка дополнительного образования (опытная мастерская, лаборатория). Цель проведения опытов и экспериментов с детьми второй младшей группы заключается в развитии любознательности, создании позитивного настроения, дружеской атмосферы в процессе совместного исследования.
- Проекты. Проектная деятельность с воспитанниками второй младшей группы предполагает совместную работу детей и педагога и/или родителей. Взрослый помогает составить план исследования по теме проекта, стараясь максимально вовлечь ребёнка и при необходимости направляя его активность. Проект является синтезом различных форм детской деятельности — познавательной, экспериментальной, творческой.
- Использование ТРИЗ-технологий. Элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) используются в насыщении игровой деятельности детей исследовательской активностью. Применение ТРИЗ-методики способствует формированию творческого мышления у дошкольников, учит не бояться принимать решения и проверять их правильность опытным путём.
Этапы исследовательской деятельности дошкольников
Детское исследование, как и исследование научное, имеет определённую структуру. Задача воспитателя — познакомить своих подопечных с этапами проведения исследований. К старшему дошкольному возрасту, когда начинается активное формирование аналитического типа мышления, ребята способны к самостоятельному прохождению каждого этапа. В младших группах педагог направляет воспитанников и помогает им.
Таблица: пример исследования «В поисках солнышка» во второй младшей группе
Этапы исследования | Описание |
1. Постановка вопроса, проблемы исследования | В начале занятия создаётся сюрпризный момент: в группу приходит письмо от лесных животных и птиц, в котором они сообщают, что в течение долгого времени живут без солнечного света и тепла. Дети решают помочь животным — найти солнце. |
2. Целеполагание | Воспитанники предлагают варианты решения проблемы (выглянуть в окно в поисках солнца, поискать его во время прогулки). |
3. Выдвижение гипотез | Ребята размышляют, как можно ощутить солнечное тепло (протянуть руку, сняв варежку, подставить носик на солнце), увидеть его действие на природные объекты (понаблюдать за снегом/льдом/сосульками на солнце, поставить веточку с нераспустившимися почками на солнечный подоконник). Детям младшего дошкольного возраста воспитатель помогает выдвигать гипотезы путём наводящих вопросов. |
4. Проверка гипотез | Ребята проводят исследования. |
5. Анализ полученных результатов | Дети сообщают, что смогли ощутить солнечное тепло кожей, увидели, как снег и лёд под его воздействием возвращаются к жидкому состоянию, как листочки начинают разворачиваться. |
6. Подведение итогов | Солнце передаёт тепло предметам при помощи лучей. |
Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности младших дошкольников
Вид познавательно-исследовательской деятельности | Примеры реализации в работе со второй младшей группой |
Поисково-познавательная деятельность | Реализуется в форме экспериментирования. Проведение опытов дошкольниками отличается временной непродолжительностью, действиями с привычными предметами и веществами с целью расширения знаний об их свойствах. Этот вид деятельности заключается в совместном исследовании педагогом и детьми свойств воды, бумаги, песка и т. д., проведении познавательных бесед на основе изучения наглядного материала, прослушанного текста или опыта воспитанников. |
Познавательно-практическая деятельность | Осуществляется в форме направления практической деятельности детей в исследовательское русло. Проведение опытов и экспериментов в игровой форме, использование ТРИЗ-технологий для обогащения детских игр, наблюдений на прогулке. |
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе детского сада
Дети 3–4 лет обладают пытливым умом, их может заинтересовать какой-либо предмет в любой ситуации, стихийно. Воспитателю важно подмечать подобные моменты во время самостоятельной деятельности ребят для включения их в совместную исследовательскую работу. Элементы экспериментирования с младшими дошкольниками используются во время занятий по окружающему миру («Апельсин, его особенности», «Что такое снег»), во время занятий творческих («Смешивание красок», «Учимся лепить из глины»), музыкальных («Как звучат колокольчики металлические, глиняные, фарфоровые») и др. Особое место занимают наблюдения на прогулках.
В процессе осуществления исследовательской деятельности воспитатель помогает младшим дошкольникам на каждом этапе работы. Обязательно речевое сопровождение всех действий в ходе экспериментирования (в старшей и подготовительной группах дети начнут проговаривать свои действия, пока это делает за них педагог). Воспитатель применяет метод прямого показа для всей группы и при необходимости дополнительно тем из ребят, у кого возникают трудности в процессе выполнения опыта.
Дети не должны воспринимать исследовательскую деятельность как специфическую работу. Воспитатель не готовит к их профессии учёного в будущем, но учит увлекательным и эффективным способам познания окружающего мира.
При построении практической части педагогом учитываются возрастные особенности младших дошкольников. Одна процедура исследования может быть разбита на несколько отдельных этапов. Процесс изучения может прерываться для профилактики переутомляемости (проведения игровых и спортивных упражнений, музыкальной паузы).
Таблица: формы организации исследовательской деятельности с детьми 3–4 лет
Критерий организации исследования | Формы исследования |
По характеру объектов исследования |
|
По месту проведения экспериментирования |
|
По причине исследования |
|
По количеству детей, участвующих в проведении опыта |
|
По продолжительности |
|
По характеру познавательной деятельности |
|
По месту в цикле образовательной деятельности |
|
По степени включения в образовательные процесс |
|
По характеру мыслительных операций |
|
Картотека тем по исследовательской деятельности во второй младшей группе
Тема исследования | Задачи исследования |
«Песок и его свойства» | Формирование представлений о песке, его свойствах в различных состояниях (сухом и мокром). |
«Что такое ветер» | Обучение навыкам проводить исследование невещественных объектов с помощью специальных инструментов (для исследования свойств ветра понадобятся вертушки, флажки, сачки, флюгер). |
«Солнце» | Пополнение знаний о солнце, свойствах его света и тепла. |
«Мыльные пузыри» | Расширение знаний о свойствах воздуха. |
«Камни» |
|
«Фрукты» | Обучение характеризовать объект исследования в разных аспектах (лимон: по цвету — жёлтый, по запаху — приятный, ароматный, по вкусу — кислый, по тактильным ощущениям — гладкий с небольшими пупырышками и т. д.). |
«Мы исследователи» |
|
«Снег и лёд» | Знакомство детей с твёрдым состоянием воды, его особенностями, условиями возврата к жидкому состоянию. |
«Вода и её свойства» |
|
«Чем пахнет?» | Развитие чувственного опыта детей посредством обоняния. |
«Катитесь, шарики» |
|
«Глина» |
|
«Тень» | Расширение знаний о способности предметов отбрасывать тень. |
«Почва» | Формирование представлений о почве (из чего состоит) и её свойствах (нагревается, впитывает воду, служит питательной средой для роста растений). |
«Бумажный кораблик» | Расширение знаний о свойствах бумаги. |
«Почему распускаются почки?» |
|
«Мел и уголь» | Формирование способности сравнивать материалы по свойствам и качествам. |
«Тонет — не тонет» | Знакомство со способностью воды выталкивать предметы из резины, пластмассы, дерева, пенопласта. |
Мотивирующее начало занятий
Занятия по познавательной деятельности с воспитанниками младшей группы должны быть яркими. Высокий уровень любознательности и эмоциональности позволяет дошкольнику наполнять долгосрочную память впечатлившими его образами. От того, насколько заинтересован и вовлечён в образовательный процесс ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно исследовательской деятельности, результат решения поставленной проблемы и степень мотивации к экспериментированию в дальнейшем. Воспитателю необходимо использовать разнообразные формы проведения начального этапа занятия, что внесёт разнообразие в привычную деятельность дошкольников.
Таблица: примеры мотивирующего начала занятия
Тема познавательного исследования | Вариант мотивирующего начала занятия |
Формирование представлений детей о свойствах льда (занятие «Освобождение бусинок из льда») | Создание сюрпризного момента с проблемной ситуацией. В группу приходит дымковская игрушка (в роли дымковской барышни — воспитанница подготовительной группы, старший воспитатель или другой сотрудник ДОУ по договорённости), она расстроена, жалуется ребятам. Игрушку позвала в гости знакомая барышня, она спешила на дружеское чаепитие и зацепилась бусами за ветку в зимнем лесу. Нитка порвалась, бусины рассыпались. Игрушка их собрала, но нанизать на нитку не может, потому что бусины покрылись льдом (демонстрирует детям принесённые в миске кубики льда с бусинами посередине). Ребятам предстоит найти способ извлечения бусинок, чтобы дымковская барышня могла починить украшение и успеть в гости. |
Знакомство детей со свойствами песка (занятие «Тайны песка») | Игровая мотивация. В группе ребят ожидает сказочный гость (это может быть Аладдин, Незнайка и т. д.), он сообщает, что прибыл из страны песков. Гость беседует с детьми (знают ли они, что такое песок, где они его видели, как играли с ним), показывает фотографии чудесной страны. Он сообщает, что готов научить ребят новым играм с песком, которые так любят жители страны песков. |
Формирование у детей элементарных представлений о том, как получаются мыльные пузыри (занятие «Как сделать мыльные пузыри?», подготовка к мероприятию «Праздник пузырей») |
|
Познавательное развитие детей, работа с мукой и тестом (интегрированное занятие «Чудесница мука») | Создание игровой ситуации по мотивам ранее изученной сказки «Маша и медведь». В начале занятия воспитательница сообщает ребятам, что около сада встретила медведя из сказки: Все садитесь рядком, Поиграем ладком! Приготовьте ушки, глазки, Начинаем нашу сказку. Я сегодня в сад пришла, Мишку-рёвушку нашла. Мишка плакал возле сада: «В детский сад хочу, к ребятам!». Затем воспитатель интересуется, какова причина грусти медведя (в качестве медведя может быть использована плюшевая игрушка, возможен вариант исполнения роли медведя воспитанником старшей группы). Мишка рассказывает, что послала его Машенька отнести пирожки дедушке и бабушке, а он по дороге их съел и теперь печалится, что нарушил запрет девочки не садиться на пенёк, не есть пирожок. Ребята помогут медведю, изучив особенности муки и способы приготовления и лепки из теста (на занятии — из солёного теста). |
Таблица: фрагмент конспекта занятия «Ознакомление детей с поисково-познавательной деятельностью» во второй младшей группе (на примере темы «Вода»)
Автор | Тельгина О., воспитатель МДОАУ №24, г. Новотроицк, Оренбургская область. |
Задачи занятия |
|
Оборудование |
|
Ход занятия | В.: Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся с ними. А теперь посмотрите все на меня. Мы будем с вами играть. Раз, два, три, на меня все посмотри! (Воспитатель в костюме Мойдодыра). Ребята, вы меня узнали. Кто я? (Ответы детей).
Отгадайте мою загадку и поиграйте с отгадкой.
Воспитатель предлагает детям поближе познакомиться с водой. Ребята изучают, какие звуки издаёт вода, какого она цвета, запаха, вкуса. <,…>,
В.: Ребята, а вы знаете, для чего нам нужна вода? (Умываться, купаться, готовить еду, стирать и т. д.). Молодцы, ребятки. А кому нужна вода? (Рыбкам, птичкам, животным, растениям).
В.: Посмотрите, ребята, Светлана Владимировна принесла нам наши формочки. Что случилось с водой? (Ответы детей). Да, правильно, вода замёрзла. Вода бывает не только жидкая, но и твёрдая. Ну и волшебница вода! Молодцы, дети, вы сегодня хорошо поработали! А сейчас раз, два, три, на меня все посмотри. А теперь давайте попрощаемся с гостями и пойдём гулять, играть.
|
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-na-temu-oznakomlenie-detei-s-poiskovoi-poznavatelnoi-dejatelnostyu-po-teme-voda-vtoraja-mladshaja-515502.html |
Временной план занятия в младшей группе
Длительность образовательного занятия во второй младшей группе, согласно нормам СанПиН, составляет 15 минут. Занятие должно иметь чёткую структуру, включающую различные виды деятельности. Поскольку познавательно-исследовательская деятельность требует умственного напряжения, проводиться такие занятия должны в первой половине дня, желательно во вторник или среду — дни высокой работоспособности. Во второй половине дня возможна организация кружка по экспериментальной деятельности и проведение кратковременных наблюдений на вечерних прогулках.
Примерный временной план занятия по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе:
- Организационный момент — 1 минута.
- Мотивирующее начало занятия — 3 минуты.
- Построение плана исследования, проговаривание с ребятами этапов опыта — 2 минуты.
- Физическая активность (зарядка, пальчиковая гимнастика, подвижная игра) — 2 минуты.
- Практическая часть работы — 6 минут.
- Формулировка результатов исследования, подведение итогов — 1 минута.
Таблица: примеры временного плана занятий
Тема занятия | Организационный момент | Мотивирующее начало занятия | Построение и проговаривание плана исследования | Физическая активность | Практическая работа | Подведение итогов |
«Почему весной сосулька плачет?» | 1 минута. | Создание проблемной ситуации. В группу приходит письмо от Снежной королевы, в котором она сообщает, что сосульки на крыше её дворца начали таять. Она просит ребят выяснить причину таяния. 3 минуты. | 2 минуты. | Подвижная игра «Снежинки». 2 минуты. | Проведение опыта по наблюдению за таянием льда. 6 минут. | 1 минута. |
«Глина и её свойства» | 1 минута. | Проведение беседы на тему «Глиняные игрушки» с рассматриванием выставки. 2–3 минуты. | 1–2 минуты. | Пальчиковая гимнастика «Я с игрушками играю». 2 минуты. | Проведение исследования глиняного материала. 6 минут. | 1 минута. |
«Тонет — не тонет» | 1 минута. |
3 минуты. | 1 минута. | Физкультминутка «Мячик новый есть у нас». 2 минуты. | Проведение опыта с мячиком и водой. 6 минут. | 1 минута. |
Примеры занятий по познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе
Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий по познавательно-исследовательской деятельности в детском саду с воспитанниками 3–4 лет.
Видео: открытый показ НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Капелька-волшебница»
Видео: занятие по развитию исследовательской деятельности «Праздничный фейерверк»
Видео: проведение опытов с мыльными пузырями во второй младшей группе
Видео: занятие «Вода и её значение» с детьми 3–4 лет
Исследовательский проект во второй младшей группе ДОУ
Под термином «исследовательская деятельность» в педагогике подразумевается форма активности ребёнка, направленная на изучение какого-либо объекта или группы объектов с целью поиска значимой информации. Как говорилось ранее, элементы исследовательской деятельности присутствуют на занятиях НОД, в творческих и спортивных упражнениях, в структуре игр и прогулок. Стремление к экспериментированию и поиску знаний опытным путём заложено в природу человека, задача педагога — совершенствовать исследовательские способности детей и развивать мыслительные процессы.
Исследовательский проект является одной из форм организации познавательной деятельности ребёнка или группы детей. Проект имеет целью изучение какой-либо проблемы, решение которой заранее неизвестно. Эта форма работы имеет ряд строгих требований (от формулировки актуальной и новой цели исследования до выдвижения гипотезы и определения методов изучения), наблюдения должны фиксироваться, чтобы в итоге представить завершённый проект к защите.
Индивидуальная проектная деятельность проводится со старшими дошкольниками, у которых на достаточном уровне развито умение сравнивать, систематизировать, анализировать, обобщать и определять причинно-следственные связи. С детьми 3–4 лет возможна реализация коллективных проектов. В рамках работы над тематикой проекта проводятся различные виды занятий, развлекательные досуги, детско-родительские мероприятия.
В зависимости от длительности работы проект может быть краткосрочным и долгосрочным. Большую протяжённость имеют проекты, цель которых — наблюдение за процессом изменения, преобразования объекта (выращивание растений, наблюдение за ходом солнца, за годовым природным циклом). Проведение краткосрочных проектов рекомендуется приурочить к значимым датам (Празднику осени, Дню Космонавтики, Неделе экологии, акции в помощь зимующим птицам).
Например, в рамках краткосрочного проекта «Чудеса, фокусы, эксперименты» воспитанники младшей группы могут наблюдать за солнечными зайчиками, познакомиться со свойствами воздуха, песка, воды, мыла и т. д.
Фотогалерея: исследовательский проект «Откуда хлеб пришёл» во второй младшей группе
На первом этапе реализации исследовательского проекта проводится занятие «Как получается хлеб»
В рамках проекта организуется выставка рисунков «От зёрнышка до хлебушка»
Просмотр тематических мультфильмов способствует формированию экологического сознания дошкольников
Участвуя в процессе замешивания теста и выпечки хлеба, ребята приобретают полезные навыки
Такой хлеб получился у воспитанников группы
Во время досуга проводится выставка и дегустация видов хлеба народов мира
Ребята участвуют в прослушивании и обсуждении сказок и рассказов про хлеб
В конце проекта создаётся фотокнига о проделанной работе
Ребёнок младшего дошкольного возраста открыт к познанию окружающего мира, он прирождённый исследователь. Пусть он будет окрылён радостью обретения новых знаний и стремится к поиску скрытой информации. Маленький исследователь не должен бояться ошибок, он пытается найти ответы на возникшие вопросы самостоятельно и активно действует. Высокий уровень развитости исследовательских умений — залог успешного обучения и освоения профессии в будущем.