Одним из условий определения готовности малышей 6–7 лет к школе является уровень сформированности познавательной сферы, то есть любознательности и самостоятельности в изучении мира, постижении нового и неизведанного. При этом базовым принципом усовершенствования механизмов познания является деятельностный подход. Соединить познавательное развитие с разными видами активности, практикуемыми в детском саду, помогают специальные занятия с ребятами.
Цели и задачи познавательного развития в подготовительной группе
Миссия расширения познавательной сферы у детей 6–7 лет заключается в:
- развитии интеллектуальных способностей (в подготовительной группе эта работа направлена на формирование у малышей навыков, необходимых для обучения в школе — счёт, чтение, письмо, также использования познавательных действий для поиска нужной информации, например, пользование справочниками и энциклопедиями),
- расширении кругозора (не только представлений о людях, их профессиях, но и истории, географии),
- стимуляции творчества у детей (малыши учатся искать способы реализации художественной задумки, например, создавая рисунки на свободную тему),
- воспитании общей личностной культуры, а также продолжении работы над развитием культурно-гигиенических навыков (поведение за столом, в общественных местах).
Цели познавательного развития в подготовительной группе реализуются систематическим последовательным решением задач по каждому из направлений развития сферы познания ребёнка.
Таблица: задачи познавательного развития в подготовительной группе
Направление познавательного развития | Задачи |
Сенсорика |
|
Исследовательская и продуктивная активность (в частности, конструирование) |
|
Проектная деятельность |
|
Формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) | Освоение понятия количества:
Освоение понятия величина:
Освоение понятия форма:
|
Ориентация в пространстве |
|
Ориентирование по времени |
|
Формирование целостной картины мира (ФЦКМ) | В области предметного окружения:
В области изучения природы:
В области изучения сезонных изменений в природе:
|
Виды деятельности для познавательного развития
Исходя из задач развития области познания у детей 6–7 лет, можно сделать вывод о том, что этой сферой затрагиваются все виды деятельности, практикуемые в детском саду:
- собственно познавательная активность (ФЭМП, развитие интеллекта и пр.),
- коммуникативная (имеющиеся речевые навыки детей позволяют получать знания не только из монологических высказываний педагога, но и в ходе диалога друг с другом, опираясь на собственный опыт),
- игровая (все этапы развития познавательной сферу проходят в форме игры, в которой дети подготовительной группы выступают не только участниками, но и организаторами, например, в сюжетно-ролевой игре «Школа» малыши учатся основным правилам поведения в учебном заведении — спокойно сидеть на уроке, поднимать руку, прежде чем ответить и пр., перейдя по ссылкам можно детально ознакомиться с примерами картотек дидактических игр, театрализованных игр и подвижных игр),
- исследовательская (этот вид деятельности реализуется через наблюдения, подробнее о которых можно узнать здесь),
- коммуникативная (как и игровая, коммуникативная активность сопровождает любой вид работы с детьми, в процессе которого малыши учатся налаживать контакт со сверстниками и взрослым, чему способствуют речевые приёмы взаимодействия, о чём пойдёт речь ниже),
- трудовая (в основу реализации познавательного развития в этом виде деятельности заложено привлечение детей к помощи в уборке территории, поливе и уходе за цветами, наблюдению за трудом взрослых, в том числе поваров, дворников и др.),
- продуктивная или практическая (создание рисунков, аппликаций, поделок формирует у детей личный взгляд на тот или иной предмет, а также воспитывает умение проявлять собственное видение и мнение),
- музыкально-художественная, включающая пение, игры под музыку, подготовку к выступлениям (в процессе этой деятельности малыши выявляют свои способности, таланты, расширяют кругозор, например, малыш, исполняющий роль астронавта в утреннике накануне Дня космонавтики, знакомиться с понятиями «открытый космос», «спутник», «галактика» и пр.).
Формы реализации познавательного развития в подготовительной группе
Задачи развития сферы познания реализуются не только в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД), то есть на занятиях разных видов (комплексных, интегрированных и др.) по всем направлениям, но и в процессе организации:
- досуговых мероприятий (к примеру, дети могут быть вовлечены в сбор материалов по теме утренника, посвящённого проводам Масленицы),
- режимных моментов (так, прогулка является самой удобной формой наблюдений за природой, человеком).
Это интересно. Задачи познавательного развития в той или иной сфере формирования личности ребёнка осуществляются также и в ходе работы малышей с узкими специалистами. Так, например, в процессе работы с психологом, воспитанник, испытывающий проблемы в налаживании контакта со сверстниками, учится контролировать свои эмоции, узнаёт об основных правилах общения, а также знакомится с профессией психолога.
Как индивидуализировать работу по познавательному развитию
Кроме того, индивидуализацию можно осуществить при помощи:
- практики заданий на дом (если у ребёнка не получается запомнить рифмовку, то стоит поручить родителям проработать текст несколько раз дома),
- определения круга обязанностей (застенчивым ребятам часто сложно работать в мини-группе, поэтому педагогу стоит назначить роли в каждой, например, «исследователь» – обычно умеющий читать малыш, работающий со справочниками, «практик» – подтверждающий теорию опытом, «оратор» – представляющий материал публике),
- смены ролей (очень полезно иногда меняться с детьми местами, например, поручить гиперактивному ребёнку подготовить и провести физкультпаузу на занятии).
Приёмы в работе по познавательному развитию в подготовительной группе
Для развития сферы познания у детей подготовительной к школе группы используется стандартный набор из четырёх групп методических приёмов. О практических (продуктивных) и игровых способах говорилось выше, поэтому остановимся на оставшихся двух.
Словесные приёмы
С ребятами 6–7 лет эта группа способов взаимодействия, а точнее, объяснение, становится наиболее продуктивной, что связано с подготовкой малышей к последующей образовательной ступени: именно разъяснение является основным речевым приёмом в школе. При этом для объяснения педагог пользуется не только устным монологическим высказыванием, но и чтением, например, зачитывая те или иные справочные материалы. Так, при рассмотрении темы «Права ребёнка» воспитатель, рассказывая, что «права — это система принятых правил в отношении каждого человека, в том числе ребёнка», дополняет это цитированием ряда прав (о праве на доступе к информации, на образование и др.).
Тесно связанный с объяснением приём беседы также активно используется в работе по расширению познавательной сферы, помогая при этом реализовывать задачи речевого развития. Ознакомиться с методическими тонкостями применения этого приёма можно здесь.
Загадки и стихотворения могут выступать в качестве средств мотивации к работе над темой. Обычно эти виды приёмов используются на этапах ознакомления с новым материалом и для закрепления знаний, умений и навыков. К примеру, в начале изучения темы «Часы: секунда, минута, час» своим воспитанникам я предлагаю такое стихотворение:
- Посмотри-ка на часы: Стрелки здесь не для красы: Они указали для нас Секунду, минуту и час. Секунду — тоненькая, Минуту — длинненькая, А коротенькая — час. Так бывает всякий раз: Шестьдесят секунд прошли — Мы к минуте подошли. Ну, а шестьдесят минут Вместе целый час дадут.
А для закрепления этой темы мы с ребятами отгадываем загадки:
- Братья у Календаря На стене висят не зря. Календарь считает сутки, А они часы, минутки. (Часы),
- Первая ходит, Вторая бродит, Третья носится. (Часовая, минутная, секундная стрелки).
Приёмы наглядности
Зрительное восприятие для детей очень важно: с его помощью малыши воспринимают мир вокруг цельной картинкой. Поэтому этими приёмами на занятиях также пренебрегать нельзя:
- картинки (любая тема познавательного развития должна сопровождаться иллюстрациями, например, рассмотрение вопроса, касающегося предметов, определяющих комфортность быта человека, но не во всех домах имеющихся, без картинок с изображением кондиционера, посудомоечной машины, вытяжки на кухне представить нельзя),
- лэпбуки (организованные в папки или буклеты материалы по отдельным аспектам определённой темы, к примеру, «Национальный костюм», «Перелётные птицы» и др.),
- атрибуты (например, чтобы детям было проще понять значимость каждого музыканта в оркестре, для игры «Наш оркестр» потребуется набор инструментов разных групп — струнные, ударные, клавишные),
- демонстрация, то есть выполнение задания педагогом (к примеру, для ознакомления ребят с техникой выполнения рисунков нашей планеты ладошками, образец расположения отпечатка показывает воспитатель),
- показ (целый ряд тем, например, связанный с изучением жизни на Земле, красочно описан в видеоматериалах, которые могут презентоваться отрывками к той или иной теме, а затем обсуждаются с малышами).
Видео: развивающий мультфильм о планете Земля
https://youtube.com/watch?v=8Msn62_4IgE
Методика проведения занятий по развитию познавательной сферы в подготовительной группе
Поскольку познание есть целевой элемент процесса образования в целом, его задачи есть в каждом (!) виде НОД в детском саду. При этом воспитателем составляется перспективное планирование по этому направлению работы, который позволяет определить вектор разработки тем и выбора видов деятельности для этого.
Таблица: перспективный план по познавательному развитию в подготовительной группе на сентябрь, ноябрь (фрагмент)
Автор — Зволинская А.А., воспитатель ГБОУ Школа № 2083 корпус «Знамя Октября» дошкольное отделение «Росинка», пгт. Рязановский, Московская область.
Тема | Направление познавательного развития | Цели |
Сентябрь | ||
«Предметы, которые нас окружают» | ФЦКМ (ознакомление с предметным миром) | Закрепить знания детей о назначении предметов, о названиях материалов, из которых они сделаны (дерево, ткань, стекло). |
«Семья» | ФЦКМ (ознакомление с явлениями общественной жизни) |
|
«Жизнь осеннего леса» | ФЦКМ (ознакомление с явлениями природы) |
|
«Мы водители» | ФЦКМ (ознакомление с явлениями общественной жизни) |
|
Ноябрь | ||
«Счётные устройства прошлого» | ФЭМП |
|
«В гостях у животных» | ФЦКМ (ознакомление с явлениями природы) |
|
«Улица» | ФЦКМ (ознакомление с явлениями общественной жизни) |
|
«Здоровье и болезни» |
|
Временной план занятия
Продолжительность занятия в подготовительной группе 30 минут. В рамках этого хронометража педагог распределяет материал по четырём этапам:
- введение — до 3 минут, в процессе которого актуализируются имеющиеся у детей знания по теме, а также осуществляется мотивация на дальнейшую работу,
- основной этап — до 15 минут — малыши знакомятся с материалом, пытаются объединить его со знаниями, умениями и навыками, которые уже имеются (проведение физкультпаузы также осуществляется в эти четверть часа),
- закрепление материала — до 8 минут — ребята практически реализуют полученные знания, умения и навыки (например, в рисунках, аппликациях, поделках или играх, в том числе и дидактических, которые не практиковались на этом этапе в старшей группе),
- заключение — до 4 минут — педагог оценивает работу малышей, а затем сами дети пытаются проанализировать результативность своей деятельности, выстраивая своё высказывание по образцу («Что мне понравилось/не понравилось на уроке?», «Я работал(а) хорошо/плохо/могу лучше, потому что…», «На занятии мне бы хотелось…»).
Это интересно. На практике при составлении конспекта часто основной этап объединяется с этапом закрепления.
Таблица: Лузина Н.В. конспект занятия по развитию познавательной сферы на тему «Секретный воздух» в подготовительной группе (фрагменты)
Этап | Продолжительность части | Содержание |
Вводная часть:
| 3 мин | Звучит музыка из мультфильма «Винни-Пух и все, все, все». Раздаётся стук в дверь. Ребята, кажется, к нам кто-то стучит. Давайте посмотрим. Выглядывает за дверь и вносит персонажа — Винни-Пуха, который держит в руке воздушный шарик. (Воспитатель говорит голосом Винни-Пуха): — Здравствуйте! Я летел на своём воздушном шарике к другу Пятачку, но налетел сильный ветер и шарик принёс меня к вам. — Ребята, а почему шарик называется воздушным? (голосом Винни-Пуха) — А что такое воздух? И есть ли он вообще? Если он существует, то это надо доказать. Как вы думаете, как это сделать? — Ребята вам интересно узнать, что такое воздух и есть ли он? — Тогда я вас приглашаю совершить путешествие в лабораторию опытов и экспериментов, где мы с вами откроем секреты воздуха, поможем Винни-Пуху поверить в то, что воздух есть. |
Основная часть: создание условий для разнообразной активной деятельности детей. | 20 мин | — Но прежде чем войти в лабораторию нам нужно отгадать загадки. Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. Он невидимый, и все же, без него мы жить не можем. Окружает нас всегда, Мы им дышим без труда. Он без запаха, без цвета. Угадайте, что же это? (Воздух) — Молодцы. Вот мы с вами и в лаборатории воздуха. А кто мне скажет, что это такое лаборатория? — Сегодня мы с вами тоже научимся проводить опыты и эксперименты. Я, хочу раскрыть вам одну тайну. Как вы думаете, у воздуха есть свои секреты? — А как вы думаете, что такое воздух? — А кто ещё дышит воздухом? — Давайте посмотрим вокруг, налево, направо, вверх, вниз. Вы видите воздух? (При этом Винни вместе с воспитателем делает то, что делают дети) — Давайте попробуем доказать, что воздух есть, но мы его не видим. А для этого мы поиграем. Игра «Поймай воздух ладонями» — Я помогу вам поймать воздух. Винни вместе с детьми подходит к столу с полиэтиленовыми пакетами. — Берите пакет, раскрывайте его, теперь набираем в пакет воздух и закручиваем его, пакет полон воздуха. На что он похож? — Воздух занял место в пакете, но мы его не видим. Теперь выпустим воздух из пакета. Каким стал пакет? Опыт с веером. — А теперь давайте с вами обнаружим воздух в группе. Возьмите веер и помашите им перед своим лицом, затем друг на друга. — Что вы чувствуете? — Ветерок бывает слабый и сильный. А ещё ветер — это давление воздуха. — Вот мы с вами и открыли первый секрет воздуха. Воздух невидимый, прозрачный, его можно ощутить и с ним можно играть. |
Проведение Физкультминутки:
| 2 мин | Физкультпауза. Игра «Парашютист»: Дружно все мы стали в круг Будем делать парашют Друг за другом мы идём Парашют в руках несём Руку все мы поднимаем Парашют наш надуваем. Вот какой наш парашют, Лёгким воздухом надут. Дети берутся за края плёнки и делают парашют (Дети выполняют двигательные движения, указанные в тексте…>, |
Заключительная часть:
| 5 мин | <, … — Где мы побывали? Чему мы научились? Что вам больше всего понравилось, что запомнили? Мы молодцы! Винни вручает подарки (веера). |
Видео: занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Как колосок хлебом на стол пришёл» (ФЦКМ)
Видео: занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Русская матрёшка» (ФЦКМ)
Видео: занятие по познавательному развитию в подготовительной группе на тему «Математический лес» (ФЭМП)
Рабочая программа кружка познавательного направления
Для изучения дополнительных материалов к основной программе познавательного развития в рамках учебно-воспитательного процесса организуется свободное объединение детей по общности интересов, которое называется кружком. Цели такой формы работы аналогичны тем, что определены для старшей группы и сконцентрированы вокруг развития умения самостоятельно находить интересующую информацию, формирования навыка пользоваться справочными материалами, а также полученным ранее опытом.
С ребятами подготовительной группы занятия кружка по познавательному развитию длительностью 30 минут проводятся 2 раза в месяц.
Таблица: образец составления перспективного планирования кружка познавательного направления «Развивайка» в подготовительной группе на январь — март
Автор — Гапоненок Е.А., воспитатель МАДОУ «ЦРР «Жемчужинка», г. Тулун, Иркутская область.
№ | Дата | Тема | Программное содержание |
9 | 13.01. | Новогоднее математическое развлечение «Украшаем ёлку» |
|
10 | 27.01. | «Путешествие в страну Математика» |
|
11 | 10.02. | Интерактивная игра «Математическая полянка» |
|
12 | 10.03. | «Мы любим математику» |
|
13 | 24.03. | Игра-развлечение «Рыбалка» |
|
Развитие познавательной сферы дошкольников является залогом успешного формирования всестороннее развитой личности. Этим устанавливается важность реализации целей и задач познавательного развития в образовательном процессе детского сада. Причём не только на занятиях, при выполнении режима или проведения досуга, но и в рамках работы специально организованных кружков. Особую значимость этот вектор работы приобретает в работе с детьми 6–7 лет, взаимодействие с которыми определяется подготовкой к следующей образовательной ступени.