Современная система образования и воспитания рассматривает становление первоначальных математических навыков как один из наиболее эффективных инструментов интеллектуального и личностного развития старших дошкольников. ФГОС дошкольного образования чётко определяет задачи и цели занятий по математике в каждой возрастной группе. Эта статья призвана помочь воспитателю составить правильный и содержательный конспект занятия по математике и помочь в выборе других методов по формированию математических представлений.
Цели и задачи занятий по математике в старшей группе в соответствии с ФГОС
Занятия математикой — неотъемлемая часть образовательного и воспитательного процесса в ДОУ. Освоение ребёнком новых умственных операций и понятий способствует формированию абстрактного мышления и логики, совершенствованию внимания, памяти и речи, что позволит малышу активно познавать и осваивать окружающий мир. Увлекательное путешествие в страну геометрических фигур и арифметических задач станет прекрасным подспорьем в воспитании таких качеств, как целеустремлённость, настойчивость, организованность и дисциплинированность, познакомит с основными пространственными и временными понятиями.
Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность, и создаёт основу для развития ума и сообразительности в отношении практических вопросов.
Песталоцци И.
Цели формирования элементарных математических преставлений (ФЭМП):
- освоение детьми понимания количественных соотношений предметов,
- овладение конкретными приёмами в умственной сфере (анализ, синтез, сравнение, систематизация, обобщение),
- стимулирование развития самостоятельного и нестандартного мышления, что будет способствовать развитию интеллектуальной культуры в целом.
Задачи формирования математических понятий, умений и навыков воспитанников старшей группы
- сформировать знания цифр от нуля до девяти и состава числа из отдельных единиц,
- познакомить с понятиями количества и порядкового счёта предметов в пределах числового ряда первого десятка,
- учить видеть относительные числовые связи (больше, меньше, равно), формировать вычислительные навыки,
- освоить умение самостоятельно составлять задачи на основе элементарных арифметических действий по картинкам, записывать решение, решать простейшие примеры,
- совершенствовать знания геометрической формы, развивать навыки различения фигур (треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал, ромб, многоугольник), а также тел (шар, куб, конус, цилиндр), о сторонах и углах фигур учить экспериментированию с формой,
- сформировать представление о признаках предметов, таких как высота, ширина и длина, обучать умению сравнивать предметы с учётом изученных параметров,
- дать знания о весе, объёме, глубине предмета,
- сформировать представление об изменении количества, величины, веса, объёма в результате действий перекладывания, переливания, прибавления или убавления,
- развивать навыки ориентирования в пространстве и во времени (знать части света, времена года, последовательность месяцев, дней недели, суточных периодов),
- учить понимать смысл задания, устанавливать логические причинно-следственные связи и находить самостоятельное решение,
- обучать активно и свободно использовать слова из специальной терминологии, проговаривать свойства, присущие предметам (логопедическая работа).
- обучать основам самоанализа, учить замечать и исправлять свои ошибки и помогать в этом товарищам.
- развивать познавательную активность, желание узнать новое.
Математика учит точности мысли, подчинению логике доказательства, понятию строго обоснованной истины, а всё это формирует личность, пожалуй, больше, чем музыка.
Александров А. Д.
Комплекс приёмов работы и дидактические материалы
На занятии педагог использует сочетание различных приёмов и методов для достижения поставленной цели.
Наглядные приёмы ознакомления с количеством, формой и величиной предметов
Для лучшего усвоения детьми материала на занятиях широко используют наглядные приёмы: показ способов действий, образцов, демонстрация наглядных пособий.
В старшей группе расширяют виды используемого демонстративного материала (картинки, модели, схемы, игрушки, геометрические фигуры, карточки с цифрами и примерами). Простейшие схематические изображения вводятся со второй половины учебного года, например, «пирамидка из чисел», «схемы-карты», на которых в определённой логической последовательности размещены рисунки предметов. Наглядными материалами в большей степени становятся абстрактные знаковые изображения реальных предметов и модели геометрических фигур.
Например, дети легко улавливают условия игры, в которой зайчики обозначаются треугольниками, а мишки квадратиками.
Абстрактная наглядность прекрасно развивает произвольную память, особенно когда с её помощью обозначают явления, лишённые визуальной формы, например, разноцветные фишки символически отражают времена года. Дидактические материалы и пособия важно разместить в правильном порядке: вверху должны находиться те, которые будут востребованы в первую очередь, по мере их использования ребёнок откладывает их в другую сторону. Мелкие фишки или предметы для счёта ребята берут с общего подноса.
Фотогалерея: примеры наглядных пособий для ознакомления с порядковым и количественным счётом
Карточки раскладываются в логические цепочки
Цветные карточки для счёта
Карточки с рисунками для развития навыков счёта
Комплект для развития навыков счёта
Дидактическая игра с цветами для развития навыков счёта и логического мышления
Фотогалерея: схемы для моделирования из геометрических фигур
Цветок
Жук на траве
Петух
Паровоз
Лиса и Колобок
Лиса и Кот
Бабочка и цветок
Дом и дерево
Фотогалерея: пособия для изучения геометрических фигур
Развивающая игра для изучения геометрических фигур
Самодельный коврик с фигурами на липучках
Лото «Геометрические фигуры»
Вязаные фигурки для изучения геометрической формы и развития логического мышления
Математический веер
Комплект цветных фигурок для развития логики и внимания
Комплект цветных пробок для изучения геометрической формы и развития логического мышления
Фотогалерея: задания на закрепление состава числа
Простые числовые домики
Числовые домики на цветном фоне
Карточка для закрашивания
Числовые машинки
Фотогалерея: лабиринты и игры на ориентировку в пространстве
Картинка «Кто где находится»
Картинка из серии «Кто где находится»
Игра «Укажи дорогу»
Карточка для слухового диктанта
Лабиринт с обезьянкой
Игра «Что изменилось?»
Лабиринт с Дедом Морозом
Лабиринт с Белочкой
Фотогалерея: материал для знакомства с месяцами года, частями суток и днями недели
Картинка «Части суток»
Часы «Части суток»
Пособие «Части суток»
Картинка «Ночь»
Картинка «День»
Часы «Дни недели»
Паровозик «Дни недели»
Часы «Времена года»
Картинка «Зима»
Картинка «Осень»
Картинка «Лето»
Картинка «Весна»
Словесные приёмы
Возрастает значение словесных приёмов работы. Инструктируя своих воспитанников, педагог уделяет особое внимание новым способам действий. Ранее усвоенные детьми умения и навыки пояснений не требуют. Самостоятельность и пытливость стимулируют вопросы мотивирующего характера, пробуждающие ребёнка искать разные способы решения задачи, например, «Как проверить? Доказать? Сказать? почему ты так думаешь?». Детей учат использовать новые формулировки, описывающие и поясняющие математические отношения и приёмы их собственных интеллектуальных действий: «Я сложил числа и стало больше. Если измерить полоску бумаги разными мерками, получим разные ответы».
Выполнив задание, дети рассказывают об очерёдности своих действий и о полученных результатах. Таким образом, воспитатель проводит фронтальный опрос в группе. По мере приобретения детьми собственного опыта выполнения тех или иных действий им можно предложить предварительное обсуждение их дальнейших действий (разместить предметы в ряд или разбить на группы по определённому признаку). Так у детей постепенно будут формироваться навыки планирования последовательности операций для выполнения задания, а многократные повторения новых терминов и оборотов речи помогут закрепить математические понятия.
Игровые приёмы
Со старшими дошкольниками начинают использовать комплекс игровых заданий и словесных игр, базирующихся на действии по представлению: «Где больше (меньше)?», «Кто первый назовёт?», «Скажи наоборот» и т. д. Воспитатель использует в педагогической практике элементы игр поискового и соревновательного характера с вариативным разнообразием упражнений и заданий по уровню сложности.
Старших дошкольников полезно учить отстаивать правоту своих суждений в игровой форме, применяя метод «намеренной ошибки». Воспитатель даёт заведомо неправильный ответ на пример или задачу, «путает» последовательность дней недели или названия геометрических фигур, а тем детям, кто заметил промах, предлагает пояснить, в чём ошибка и почему.
Рекомендации по организации мотивирующего начала НОД
Чтобы занятие прошло эффективно и дети были активны, необходима игровая мотивация деятельности.
Отправляемся в страну приключений
Живой интерес к выполнению сложных заданий и упражнений поможет пробудить творческий подход воспитателя. Чтобы повысить внимание своих воспитанников, педагог может использовать в работе популярный и любимый детьми сказочный или литературный сюжет. Его герои станут авторами сюрприза или создадут оригинальную интригу, которая вовлечёт детей в игру или пригласит в фантастическое путешествие.
- «Сказочная школа» — воспитатель рассказывает детям в начале занятия, что утром почтальон принёс письмо и посылку, адресованные им. В письме от учеников сказочной школы сказано, что для того, чтобы открыть загадочную коробку и получить подарок нужно пройти испытания в виде математических заданий.
- «Королевство занимательной математики» — педагог обращается к практике элементов театральной игры, например, перевоплощается в Королеву Математики и становится проводником в волшебную страну с приключениями в форме увлекательных математических упражнений.
- «Загадки Осени» — на доске развешаны золотые листочки, на обратной стороне которых спрятана часть пословицы или поговорки, чтобы её открыть, дети должны решить примеры, отыскать названную геометрическую фигуру и так далее.
- «Хитрость Снежной королевы». На доске размещается портрет Кая, большая часть которого закрыта снежинками из бумаги. Чтобы освободить Кая, дети должны выполнить задания, и снежинки растают.
- «Помогите Гному». К ребятам приходит Гном, который сообщает им. что его дом разрушил Ветер. На доске размещены разрозненные геометрические фигуры. Чтобы собрать из них дом, нужно решить все задачи и примеры, которые прислал детям Ветер (на тучках, бумажных самолётиках).
- «Летим в космос». Детям предлагают космическую технику (ракету, космодром) из объёмных тел или конструктора и на ней отправиться в интересное путешествие.
Фотогалерея: картинки с изображением любимых героев (Незнайка, Красная Шапочка и другие)
Буратино
Карлсон
Незнайка
Красная шапочка
Темы и содержание вступительной беседы
- «Времена года» — Какое сейчас время года? Какое наступит время года после весны? Какое время года было перед весной? Дети называют времена года и месяцы, из которых состоит каждый сезон.
- «Путешествие в математическую страну» — Кто живёт в сказочной стране математики? (Цифры, геометрические фигуры) Чему можно научиться, побывав в этой стране? (Вычитать, прибавлять, сравнивать, решать задачи).
- «Дни недели» — воспитатель просит назвать последовательно дни в составе недели, затем порядковый номер каждого дня недели, рассказать, как они располагаются по отношению друг к другу.
Занятие по математике в старшей группе детского сада: формы работы, структура, методика, технологическая карта
Продолжительность занятия увеличивается по сравнению со средней группой на пять минут и теперь составляет 25 минут, дети выполняют больший объём заданий, заметно ускоряется общий темп работы, увеличивается степень свободной деятельности. Занятие традиционно проводится один раз в неделю, однако не стоит ограничиваться узкими временными рамками перспективного планирования учебной деятельности. Для закрепления программного материала можно организовывать игровые математические ситуации во время прогулки или свободной игры вне занятий.
Таблица: картотека перспективного планирования НОД по математике в старшей группе
Тема НОД | Задачи занятия |
«Путешествие в фиолетовый лес» | Закрепить знания детей о днях недели. Развивать комбинаторные способности путём комбинирования цвета и формы. Развивать творческое воображение, память. |
«Горошины в стручке. Цифра 6» | Формировать умение считать предметы, рисовать точки и образующее линию множество точек, развивать память и логическое мышление |
«Магазин» | Упражнять в пересчитывании и отсчитывании предметов, их условных изображений (палочек, кружков, камешков в пределах шести), формировать интерес к занятиям математикой, развивать творческое воображение. |
«Дома зверей. Цифра 7» | Развивать память, воображение, логическое мышление, умение добиваться цели и доводить начатое дело до конца, закреплять навыки счёта до семи. |
«Дорожные знаки» | Закреплять усвоение порядка следования чисел натурального ряда, формировать понятие «замкнутая линия», развивать память, мышление, сообразительность, умение ориентироваться по дорожным знакам и соблюдать правила безопасности дорожного движения. |
«Линейка. Цифра 8» | Знакомить с понятием «линейка», с её практическим применением. Закрепление знаний о прямой и кривой линиях. Упражнение в счёте от 1 до 8 и обратно. |
«Сложи узор» | Развивать логическое мышление, творческое воображение, комбинаторные способности. |
«Страна Муравия» | Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства геометрических фигур. Развивать познавательные способности: внимание, память, мышление, способствовать подготовке руки к письму. |
«Головоломка. Блоки Дьенеша» | Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты. Учить решать головоломки. |
«Отгадай и докажи» | Развивать умение доказывать правильность суждений. Учить мыслить пространственными образами (объёмными фигурами), умению их комбинировать. |
«Почта» | Развивать руку дошкольника, умение выполнять правила, практически применять знания о количественном составе числа из единиц в пределах пяти-десяти, умения использовать предметы и действовать без предметов. |
«Точка и линия. Цифра 9» | Развивать фантазию, воображение, память, мышление, умение работать с линейкой и без линейки, закреплять навыки счёта до девяти и обратно |
«Две точки и линия. Цифра 10» | Развивать память, логическое мышление, воображение, умение рисовать и писать, упражнять в умении решать задачи путём целенаправленных практических проб и обдумывания хода решений, закреплять навыки счёта до десяти и обратно. |
«Живой счёт. Отрезок» | Развивать логическое мышление, память, воображение, закреплять навыки порядкового счёта до десяти, обучать находить правую и левую стороны. |
«Бусы для ёлки» | Развивать логическое мышление, память, формировать умение ориентироваться в пространстве и во времени, закреплять навыки счёта в пределах десяти — прямого и обратного порядкового. Учить простому моделированию предметов из геометрических фигур. |
«Всем ли девочкам хватит конфет на новогоднем празднике?» | Развивать любознательность, интерес к познанию нового, умение логически мыслить, закреплять навыки счёта в пределах десяти, учить сравнивать множества способом опосредованного сравнения. |
«Живая неделя» | Развивать память, мышление, отработать навык работы с карандашом и линейкой, закрепить знание дней недели и счёт в пределах десяти. |
«Рассеянный художник» | Закреплять знания детей о цифрах, умение находить цифру соответственно количеству предметов, упражнять в отгадывании математических загадок, решении задач, сравнивании чисел, используя знаки «больше», «меньше», развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять. |
«Гео-Метр-и-я» | Познакомить детей с миром геометрии, учить играть с конструктором-геоконтом, способствовать овладению геометрическими представлениями (точка, луч, отрезок, угол, треугольник, многоугольник), стимулировать математическое развитие, развивать речь и интеллект. |
«Сложи дощечки» | Развивать умения классифицировать множества и называть цвет, форму, размер, толщину, обучать навыку последовательно располагать в ряд в двух направлениях (по возрастанию и убыванию) элементы на глаз. |
«Найди клад для мамы» | Развивать память, воображение, умение выявлять в предметах, абстрагировать и называть цвет, форму, размер, толщину, закреплять навыки счёта в пределах десяти, умение определять числа больше, меньше на 1. |
«Какого котёнка подарили Кате?» | Развивать аналитическую деятельность, умение классифицировать, работать с кодовыми карточками. |
«В гостях у Красной шапочки» | Закрепить вычислительные навыки в пределах 10, развивать умение ориентировки в лабиринтах, закрепить представление о длине и ширине, навыки измерения условной меркой. |
«Волшебная страна чисел и знаков» | Развивать у детей мелкую моторику рук, координацию «глаз — рука», память, внимание, способность ориентироваться на плоскости, умение считать предметы по порядку, соотносить цифру и количество, решать простые арифметические примеры. |
«Где, чей домик?» | Развивать логическое мышление, любознательность, наблюдательность, конструктивные способности, умение преобразовывать одни математические объекты в другие, закреплять знание счёта в пределах десяти, понятий о четырёхугольниках (ромб, параллелограмм). |
«Волшебный овал» | Развивать логическое мышление, память, воображение, умение пользоваться блоками Дьенеша. |
«Секреты» | Развивать память, мышление, умение определить прямую и обратную последовательность, место чисел в натуральном ряду, умение ориентироваться в пространстве. |
«Автотрасса» | Развивать умения выделять свойство предметов, абстрагировать их, следовать определённым правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий. |
«Испечём пирожки для бабушки» | Закрепить понятие «литр», учить измерять сыпучие вещества и жидкости, стимулировать исследовательскую активность. |
«Строительство морского корабля» | Развивать способности к анализу, абстрагированию, умения строго следовать правилам при выполнении цепочки действий (разветвлённый алгоритм «выращивание дерева»). |
«Кто построил теремок?» | Закрепить навыки порядкового и количественного счёта, развивать умение соотносить число и цифру, представление о геометрических телах. |
«История про трамвай» | Развивать логическое мышление, умение сравнивать количества, ставить знаки (<,, >,, =), обучать выполнению правил игры, закреплять знание смежных чисел (каждое следующее число больше предыдущего). |
«Чудо-лукошко» | Закрепить навыки счёта в пределах 10, учить детей составлять десяток из двух меньших чисел, выделять множество, совершенствовать интеллект, развивать мелкую моторику рук. |
Структура занятия
- Организационная, вводная часть (3–5 минут) – мотивирующее начало занятия.
- Практическая — воспитатель поясняет суть заданий и упражнений, с которыми должны справиться дети (3–5 минут).
- Основная — самостоятельная работа детей (15–20 минут).
- Итоговая — анализ и оценка детьми результатов своей работы. Детей учат аргументировано формулировать свою точку зрения и самостоятельно рассказывать о последовательности выполнения задания (3–5 минут). Вопросы, которые стоит обсудить:
- насколько были результативны и удачны выбранные способы решения задачи,
- новые или нестандартные приёмы,
- причины ошибок и способы их исправления.
Общие рекомендации:
- К изучению нового материала воспитатель приступает после повторения ранее изученного. Повторение занимает не более пяти минут и проводится оно, как правило, в игровой форме, например, «Помогите Золушке посчитать птичек», «Найдите вместе со Знайкой ошибку» и т. д. или с использованием тематических стихотворений, загадок, песенок. Подобные упражнения нацелены, прежде всего, на то, чтобы стимулировать природную находчивость и детскую смекалку, направить в необходимое творческое русло внимание, создать позитивный эмоциональный климат и радостное настроение, помочь каждому ребёнку раскрыть свои интеллектуальные возможности.
- Детям пяти-шести лет тяжело справляться с однообразной монотонной работой, поэтому желательно вовремя проводить с маленькими непоседами двигательную, пальчиковую или дыхательную гимнастику, в процессе работы подключать подвижные игры математической направленности. Упражнения и задания, требующие навыков сознательного удерживания внимания, ограничиваются тремя-четырьмя и занимают в общей сложности двенадцать-четырнадцать минут, чередуются с двигательными или предусматривают проведение физкультминутки.
- Диагностику уровня усвоения знаний дошкольниками проводят в игровой ненавязчивой форме с использованием красочного наглядного материала и дидактических игр.
- Чтобы быть в курсе последних методических новинок, воспитатель должен заниматься самообразованием, знать нетрадиционные технологии формирования математических представлений. Нелишним будет составить план самообразования, куда педагог может заносить заинтересовавшие его новинки.
Формы работы: групповая и индивидуальная
Оптимальный вариант организации и проведения занятий по математике предполагает разделение детей на подгруппы с учётом разных интеллектуальных возможностей. Такой подход будет способствовать повышению качественного уровня обучения и создаст необходимые условия для реализации индивидуального подхода и рационального распределения умственной и психологической нагрузки в зависимости от степени подготовки детей. Но и фронтальные занятия со всеми детьми не исключают индивидуального подхода.
Проводить индивидуальную работу с детьми можно в двух направлениях:
- Детям, которые ярко демонстрируют неординарные способности и увлечённость математикой, можно давать более сложные задания проблемного характера.
- Ребятам, испытывающим затруднения во время выполнение программных требований в силу разных причин (у малыша свои особенности восприятия или слабая работоспособность), целесообразнее давать простые задания, который им по силам решить. Такой дифференцированный подход поможет сохранить интерес у ребёнка к математике и избежать психологических проблем, связанных с комплексами неуверенности и страха, а одарённые ребята смогут полнее реализовать свои математические способности.
Таблица: практические методы обучения дошкольников математическим навыкам
- Создание педагогом проблемной ситуации, которая обнаруживает невозможность решение поставленной задачи с опорой на имеющиеся у детей знания. Например, воспитатель задаёт такой вопрос детям: «Как определить, насколько ширина книги меньше её длины?». Освоенный детьми способ приложения в процессе сравнивания длин в данной ситуации применить невозможно, поэтому педагог предлагает новый метод, предусматривающий использование мерной шкалы.
- Дополнительной мотивацией будет просьба разрешить практическую проблему, например, изготовить коврик из геометрических фигур, составить фигуру робота и т. д. В процессе выполнения задания детей учат экспериментированию с геометрическими фигурами, составляя из них новые.
- Совершенствование интеллектуальных операций, связанных с умением анализировать, классифицировать, сравнивать и обобщать. Работа проводится с опорой на наглядные пособия и дидактические материалы. Упражнения на сравнивание признаков предметов усложняются расширением свойств до 2–3 (длина, ширина, цвет). Дети сначала сравнивают пару предметов, затем учатся проводить сравнительный анализ отличительных признаков сразу у нескольких предметов. По одному из выбранных признаков предметы группируются либо раскладываются в ряд. Аналогичная процедура повторяется для другого свойства. Операция сравнения производится с помощью простейших способов сопоставления и противопоставления, уравнивания количества предметов или нарушения равенства.
- Детей шестого года жизни учат следовать определённой последовательности решения поставленных задач, например, рассмотреть, проанализировать и описать узор, состоящий из разнообразных геометрических фигур. Постепенно навык анализа закрепляется и в дальнейшем дети его используют осознанно и целенаправленно. Обучение происходит на основе практической деятельности, допущенные ошибки исправляются в процессе работы с дидактическим пособием.
- Педагог постоянно подчёркивает в словесной форме значимость внимания, поскольку залогом правильного выполнения задания является его правильное понимание. Игровые упражнения на тренировку памяти и внимания («Найди ошибку», «Сколько было?», «Что изменилось?») часто используются в работе с детьми. Умение слушать и слышать слова педагога выработает учебные навыки концентрации внимания и произвольного запоминания — важнейшие инструменты для успешного обучения в школе.
Таблица: пример конспекта НОД
Автор и название НОД | Задания и ход занятия |
Звениго родская Н. Е. «Путеше ствие с Цветиком-Семи цветиком» | Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления. Задачи:
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
|
Организационная часть. Дети вместе с воспитателем становятся в круг. Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно. Собрало друзей всех в круг Я твой друг и ты мой друг. Мы сейчас пойдём направо, А теперь пойдём налево, В центре круга соберёмся, И на место все вернёмся. Улыбнёмся, подмигнём, Путешествовать пойдём. Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом. Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А путешествие будет не простое, а волшебное. Далеко-далеко есть волшебная страна, там растёт необыкновенный цветок, он может исполнить любое желание. Как вы думаете, что это за цветок? Дети: Это Цветик-Семицветик. Воспитатель: Правильно, Цветик-Семицветик. Однажды в ту страну ворвался озорной ветер и разбросал лепестки волшебного цветка. А вы, хотели бы иметь такой цветок? (Ответы детей). Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все лепестки волшебного цветка. Но путь будет не лёгким. Вы готовы (ответы детей). Я вижу, что вы готовы к путешествию. Нужно в путь нам отправляться. Ума, разума набраться, Лепестки все отыскать, Чтоб желанье загадать. А на чём мы отправимся — отгадайте загадку. Братцы в гости снарядились, Друг за друга зацепились И помчались в путь — далёк, Лишь оставили гудок. Дети: Это поезд. Воспитатель: Правильно, это поезд. Давайте приготовим наш поезд и отправимся в путь. | |
Практическая часть. Вот перед вами вагоны, их необходимо расставить от самого короткого до самого длинного. — Сколько всего вагонов у поезда? — Каким по порядку стоит голубой? — Вагон, какого цвета, стоит между красным и жёлтым? — Каким по порядку стоит зелёный вагон? Воспитатель: Молодцы, дети! Вы справились с заданием. А теперь пора отправляться в путь. Вправо-влево посмотри, Что увидишь — назови! Всё в пути случиться может Надо быть внимательным. Всё у нас получится, Будет замечательно! Воспитатель: Ой, посмотрите, а вот и первый лепесток. Какого он цвета? Дети: Лепесток красного цвета. Вагончики весёлые Бегут, бегут, бегут. Их круглые колёсики Всё тук, да тук, да тук. Дыхательная гимнастика. Дети произносят звук — ту-туууууууууууу Воспитатель: Посмотрите, какая красивая цветочная поляна. Я предлагаю вам, сорвать по три цветка и поставить в вазы такое количество цветов, какое число написано на вазе. (Дети собирают цветы и ставят в вазы, замечают среди цветов оранжевый лепесток). Дети: Посмотрите, вот ещё один лепесток — оранжевый. Воспитатель: Здорово ребята, у нас уже два лепестка. Вот болотце на пути Тут ребятам не пройти! Надо мост построить нам, Чтоб проехали мы там. | |
Основная часть. Дидактическая игра «Мост из геометрических фигур» Дети продолжают логическую цепочку из геометрических фигур. Каждому даются наборы геометрических фигур, которые детям необходимо разложить. Дети располагают свои узкие «мостики» рядом, чтобы получился широкий «мост». У каждого ребёнка свой вариант логической цепочки. Дети строят мост и находят третий — жёлтый лепесток. Воспитатель: Дети, что-то ветер опять начинает дуть. Ветер, ветер, дуй сильнее, чтобы стало веселее Ну-ка, ветер, не зевай, лучше с нами поиграй. Игра с мячом «Бросай — лови, быстро назови» Воспитатель бросает детям мяч и задаёт вопрос.
Воспитатель: Дети посмотрите, пока мы играли, ветер нам принёс ещё один лепесток. Какого он цвета?
Воспитатель: А вот и ещё один лепесток. Он прилетел на эту поляну.Какого он цвета.
| |
Итоговая часть. Воспитатель: Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей) Что больше всего вам понравилось во время путешествия? (Ответы детей) Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей) Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия. Я думаю, что вы всегда так будете стараться. |
Разработка проектной деятельности по математике в старшей группе
- Занятие по математике — узконаправленный способ осуществления образовательной деятельности.
- Образовательный проект — комбинированный и расширенный вариант реализации образовательной деятельности, объединяющий несколько разнонаправленных художественно-эстетических и практических занятий (математика, речевое развитие, музыка, рисование, лепка и т. д.), имеющих общую тему. Виды проектов:
- краткосрочным — от одного занятия до одной недели,
- долгосрочным — от месяца до года.
Структура проекта:
- подготовительная работа,
- основная часть,
- итоговый этап.
Направления и формы реализации:
- Интеллектуально-познавательное развитие:
- просветительские беседы с родителями и воспитанниками,
- викторины и интеллектуальные игры,
- домашние задания,
- демонстрационный материал и дидактические пособия (информационные стенды, папки-передвижки, плакаты, газеты и т. д.),
- экспериментирование с геометрическими фигурами и телами,
- праздничные мероприятия,
- экскурсии, посещение музейных экспозиций и театральных постановок.
- Развивающие игры (дидактические, артистические, ролевые).
- Художественная практическая деятельность (рисование, аппликация, музыка, лепка).
- Словесные приёмы, направленные на развитие речи (стихотворения, скороговорки, загадки, литературные произведения, фольклорные материалы, сказки).
- Физическое развитие (подвижные и спортивные игры и соревнования).
Фотогалерея: презентация долгосрочного проекта «Весёлая математика»
Оформление титульного листа
Содержания проекта
Формулировка целей и задач проекта
Основные характеристики проекта
Планируемые результаты
Содержание этапов проекта
Подготовительный этап
Формирующий этап
Продуктивная деятельность детей
Подведение итогов проекта
Полезные материалы в помощь педагогу
Таблица: картотека дидактических игр по ознакомлению с числами, счётом и геометрическими фигурами
Название игры | Цель и содержание игры |
«Собери игрушки» | Тренирует навыки предметного счёта до пяти, развивает способность удерживать в памяти названное число и находить соответствующее количество игрушек. Дети, составляющие первую группу, по очереди получают задание принести конкретное количество игрушек, соответствующее числу, которое говорит воспитатель. Ребятам из другой группы поручается проверить правильности выполнения задания, для чего им потребуется сосчитать количество игрушек в каждой группе. Например: «Ваня, принеси 2 машинки и положи на этот стол. Артём, проверь, сколько машинок принёс Ваня». Эпизоды игры последовательно сменяют друг друга, пока на столах не окажется соответственно две, три, четыре и пять игрушек. Затем малышам предлагается отобрать равное количество игрушек и разместить на столах, в процессе выполнения задания ребёнок проговаривает последовательность своих действий, а его напарник проверяет правильность выполненного задания. |
«Найди фигуру» | Упражнение в умении самостоятельно определять геометрическую форму. Дидактический материал: каждому ребёнку раздаётся индивидуальный комплект картинок с изображением геометрических фигур разного цвета и размера. Воспитатель последовательно просит детей пальчиком обвести очертания рисунков и назвать фигуры, изображённые на картинках. Затем педагог обращает внимание воспитанников на плакат с фигурами, которые имеют другую окраску и величину. Называя одну из фигур, воспитатель проговаривает: «Это маленький синий круг, а у вас какой?» и т. д. Дети именуют цвет и размер своей фигуры обозначенного вида, например: «У меня большой жёлтый круг». |
«Сосчитай нотки» | Развивает навыки звукового счёта с помощью детского музыкального инструмента (ксилофон). Удары молоточком по цветным клавишам производятся медленно, чтобы малыши успевали посчитать количество извлекаемых музыкальных звуков. Когда воспитатель убедился в том, что дети успешно справляются с заданием, количество ударов можно постепенно увеличивать. Затем можно переходить к самостоятельному выполнению упражнения детьми, разнообразие помогут привнести ритмические движения, например, просьба похлопать или подпрыгнуть столько раз, сколько звуков они услышат. |
«Найди свой поезд» | Закрепляет навыки определения основных геометрических фигур, их цвета и размера. На основу (стул или стол) устанавливается модель фигуры, которая станет символическим локомотивом, детям раздаются билетики с изображением круга, треугольника, квадрата или прямоугольника. Малыши должны правильно определить свой «поезд» и выстроится в колонну друг за другом. Условия игры меняются, когда детям раздаются другие билетики и аналогичный цикл повторяется два-три раза. |
«Угощения для лесных друзей» | Учит определять равенство и неравенство групп, состоящих из разных предметов. Игровой сюжет разворачивается вокруг игрушек, изображающих лесных животных и предметов, которые станут угощением для гостей. Дети должны сосчитать количество зайчиков и белочек, а затем определить число морковок и грибочков для них. Следующим заданием станет просьба воспитателя сравнить группы игрушек и предметов, при необходимости добавить или убрать нужный предмет. |
«Сложи фигуру» | Учит счёту палочек разного цвета, с помощью которых ребёнок выкладывает фигуры. Дети отбирают палочки в разные группы по цвету, а затем собирают различные геометрические фигуры, подсчитывая количество израсходованных палочек для каждой фигуры. Затем ребята раскладывают палочки, из которых состоят фигуры, в горизонтальные ряды, расположенные друг под другом, и сравнивают количество. |
«Сосчитай медведей и пингвинов» | Учит счёту предметов в пределах ограниченной площади. По сюжетной легенде детям предлагают отправиться в увлекательное путешествие в снежную пустыню льдов Крайнего Севера, где живут пингвины и белые медведи. На одной льдине расположилась семья пингвинов, а на другой — белых медведей. Одних соответственно 6, а других — 5. Дети сравнивают и определяют, что пингвинов больше, решают, что нужно найти потерявшегося белого медвежонка и вернуть маме, после чего пингвинов и медведей станет поровну. Игра продолжается, воспитатель незаметно убирает фигурку пингвина. |
«Коврик для мишки» | Развивает пространственное мышление, закрепляет понимание пространственных ориентиров: слева, справа, вверху, внизу. Предварительная подготовка: на занятии по рисованию каждый ребёнок создаёт картинку, передающую геометрический орнамент узора ковра. Дети описывают расположение геометрических элементов своего изделия, используя знания фигур, например, треугольник нарисован в левом верхнем углу, а квадрат расположился по центру и т. д. |
«Путешествие во времени» | Прорабатывает временные понятия. В удалённых друг от друга секторах игровой комнаты с помощью спортивного обруча и геометрического знака обозначить зоны «вчера», «сегодня», «завтра». Дети становятся в круг и рассказывают небольшое стихотворение, а воспитатель восклицает: «Это будет завтра!». После чего ребята перемещаются к обручу, который символизирует «завтра». Затем все возвращаются в круг и игра продолжается. |
«Осенний урожай» | Знакомит с образованием чисел шесть и семь, обучает счёту в пределах семи. Ребёнок на столе распределяет в два горизонтальных ряда две группы картинок с изображением яблок и груш. Воспитатель спрашивает: «Как называются фрукты? Сколько их?». Ребёнок определяет, что их равное количество, по пять. Педагог добавляет картинку с яблоком и вновь задаёт вопрос: «Сколько теперь яблок? Как получилось шесть? Сколько яблок было? Сколько добавили? Каких фруктов теперь больше? Как сделать так, чтобы яблок и груш стало поровну?». Воспитатель уточняет, что можно забрать одно яблоко и сделать по пять, а можно добавить одну грушу и получить по шесть разных фруктов. Аналогичным способом происходит знакомство с числом семь. |
«Займи своё место» | Закрепляет пространственные понятия: «впереди», «сзади», «слева», «справа» и т. д. Воспитатель поочерёдно просит занять детей своё место: «Игорь, встань перед Никитой, Настя, встань так, чтобы Таня была за тобой». Детей просят рассказать, кто и где стоит (впереди или сзади), затем повернуться направо или налево и словесно обозначить место своих соседей по отношению к себе. |
«Дружные братцы-палочки» | Тренирует умение располагать палочки в ряд по величине. Воспитатель поясняет, что все палочки перемешались, но чтобы они не рассорились их нужно сложить в ряд от самой короткой до самой длинной, при этом нельзя перемещать и вымерять палочки. Для успешной реализации задания важно на глаз находить каждый раз самую длинную палочку из всех оставшихся. |
«Магазин игрушек» | Помогает изучить способ образования числа восемь и счёту до восьми. На одной горизонтальной линии с небольшим промежутком раскладываются две группы картинок с изображением шести больших грузовых машинок и семи маленьких легковых автомобилей. Воспитатель обращается к детям с вопросами: «Какие по размеру машины изображены на картинках? Каких больше? Как можно доказать? Как расположить карточки, чтобы было понятно каких машин больше?» Один ребёнок считает грузовые, другой легковые машины, а третий размещает легковые автомобили точно под грузовым транспортом и объясняет какое число больше на наглядном примере. Воспитатель замечает, что семь на одно больше чем шесть, далее вместе с воспитанниками повторяет оба способа получения равенства, наконец, демонстрирует способ получения числа восемь. |
Фотогалерея: презентация к занятию по теме «Обучаем счёту до 10»
Сколько яблок?
Сколько матрёшек?
Сколько стрекоз?
Сколько бабочек?
Сколько мячиков?
Сколько лепесточков?
Посчитай мячики
Сколько детей?
Сколько пальцев?
Рекомендации по использованию информационно—коммуникативных технологий и мультимедиа
Современные информационно—коммуникативные технологии (ИКТ) значительно расширяют круг творческих возможностей для организации интересных занятий, повышают наглядность в представлении нового материала и качественный уровень его усвоения. Основная форма применения ИКТ — мультимедийная презентация или активная работа с мультимедийной доской.
Фотогалерея: мультимедийная презентация к занятию «Волшебное путешествие»
Название презентации
Дети, держась друг за друга, имитируют паровоз
Зайчик загадывает загадки
Белочка загадывает загадки
Решение примеров на сложение и вычитание
Решение заданий на спавнение чисел
Спавнение чисел
Решение примера на вычитание
Решение примера на сложение
Классификация геометрических фигур
Задание на ориентацию в пространстве
Возвращение домой
Картотека математических загадок, задач, считалок — таблица
Шесть весёлых медвежат За малиной в лес спешат, Но один малыш устал, От товарищей отстал. А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди? (6–1) | Через лес шагает мишка И несёт в корзине шишки. Восемь шишек взял сынишка И одна осталась шишка. Ну-ка посчитай братишка, Сколько раньше было шишек? (девять) | На крыльце сидит щенок, Греет свой пушистый бок. Прибежал ещё один И уселся рядом с ним. (Сколько стало щенят?) |
К нам весна давно пришла. Всем зверькам вставать пора. Вот проснулись, потянулись Три пушистых медвежонка, Два малюсеньких ежонка, Толстячок бурундучок И весёлый барсучок. Посчитай-ка всех зверей Да при этом поскорей. (3+2+1+1) | С неба звёздочка упала, В гости к детям забежала. Две кричат вослед за ней: «Не забудь своих друзей!» Сколько ярких звёзд пропало, С неба звёздного упало? | Четыре спелых груши На веточке качалось. Две груши снял Павлуша, А сколько груш осталось? |
Семь гусей пустились в путь. Два решили отдохнуть. Сколько их под облаками? Сосчитайте, дети сами. (7–2) | Пять пирожков лежало в миске. Два пирожка взяла Лариска, Ещё один стащила киска. А сколько же осталось в миске? | Внуку Шуре добрый дед Дал вчера семь штук конфет. Съел одну конфету внук. Сколько же осталось штук? |
В садике гулял павлин, Подлетел ещё один. Два павлина за кустами. Сколько их? Считайте сами. (1+1+2) | Семь гусей пустились в путь. Два решили отдохнуть. Сколько их под облаками? Сосчитайте, дети, сами. На забор взлетел петух, Повстречал ещё там двух. Сколько стало петухов? | Подогрела чайка чайник, Пригласила девять чаек. Прилетели все на чай. Сколько чаек, отвечай! |
Стоит гора крутая, На ней тыква большая, А пониже тоже Три тыквы помоложе. Сколько тыкв всего у нас? (3+1) | Три цыплёнка стоят На скорлупки глядят. Два яичка в гнезде У наседки лежат. Сосчитай поверней, Отвечай поскорей: Сколько будет цыплят У наседки моей? | Рада Алёнка — Нашла два маслёнка, Да четыре в корзине. Сколько грибов на картине? (4+2) |
У дороги за прудом Галка выстроили дом. Помогал ей воробей, Пара белых голубей, Грач, грачонок и ворона, Два ежа и лягушонок. (1 + 2 + 1 + 1 + 1 + 2+ 1 = 9) | В гости к зебре львы пришли И подарки принесли. Первый лев принёс кокос, А второй их два принёс. Чтоб сложить один плюс два, Третьего позвали льва. | Три пушистых кошечки Уселись на окошечке. Тут одна к ним прибежала. Сколько вместе кошек стало? |
Пять щенят в футбол играли, Одного домой позвали. Он в окно глядит, считает, Сколько их теперь играет. Пять щенят Плюс мама — лайка Сколько будет, сосчитай-ка? (5+1) | Мы с мамой в зоопарке были, Зверей с руки весь день кормили. Верблюда, зебру, кенгуру И длиннохвостую лису. Большого серого слона Увидеть я едва смогла. Скажите мне скорей, друзья, Каких зверей видала я? А если их вы счесть смогли, Вы просто чудо! Молодцы! | В снег упал Серёжка, А за ним Алешка. А за ним Иринка, А за ней Маринка. А потом упал Игнат. Сколько было всех ребят? |
На поляне у дубка Крот увидел два грибка. А подальше, у осин, Он нашёл ещё один. Кто ответить нам готов, Сколько крот нашёл грибов? (2+1) | Семь весёлых поросят У корытца в ряд стоят. Два ушли в кровать ложиться, Сколько свинок у корытца? Четыре гусёнка и двое утят В озере плавают, громко кричат. А ну, посчитай поскорей — Сколько всего в воде малышей? | У куклы пять нарядных платьев, Какое платье надевать ей? Есть у меня для куклы шерсть, Свяжу — и платьев будет… (6) |
Пять ворон на крышу сели, Две ещё к ним прилетели. Отвечайте быстро, смело. Сколько всех их прилетело? (5+2) | Лось, кабан, лиса и кот. А последним встал медведь, Сколько всех зверей? Ответь! | Посадила бабка в печь Пирожки с капустой печь. Для Наташи, Коли, Вовы Пирожки уже готовы. Да ещё один пирог Кот под лавку уволок. Да в печи четыре штуки. Пироги считают внуки. Если можешь, помоги Сосчитать им пироги! |
Примеры заданий для соревнований и викторин по математике в старшей группе — таблица
Название игры | Содержание игры |
«Игра с тремя обручами» | Каждая команда получает набор геометрических фигур. Задание — в синий обруч положить все маленькие фигуры, в красный — все треугольники, а в жёлтый — все жёлтые. Закрепляю задание с детьми: какие фигуры надо положить в синий обруч? И т. д. |
«Игра с мячом» | Дети стоят полукругом, воспитатель проводит математическую разминку, бросая мяч детям. Вопросы разминки:
|
«Фантастический герой» | А сейчас мы выполним следующее задание: у меня на доске изображён фантастический герой. Посмотрите на него, что вы заметили? (он составлен из геометрических фигур) Итак, задание! Сколько треугольников использовано в этом рисунке. |
«Мост» | Воспитатель: Чтобы не промочить ножки, нам нужно построить мост, но мост будет не простой, а математический (по карточкам с цифрами дети в правильной последовательности выкладывают мост, называя недостающую цифру). |
Интерактивная игра «Подбери предмет» | Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру, в которой нужно подобрать предмет похожий на геометрическую фигуру (дети становятся в две команды и по очереди подходят к интерактивной доске для выполнения задания). |
«Придумай задачу» | Воспитатель: На столе перед вами лежат карточки. Придумайте свои задачи и решите их. |
Фотогалерея: слайды с ответами для интерактивной игры «Подбери предмет» на соответствие геометрических фигур бытовым предметам
Трапеция соответствует вазе, а шестиугольник — тарелке
Квадрат соответствует подушке, а прямоугольник — подносу
Круг соответстует мячу, а овал — подносу
Треугольник соответствует дорожному знаку, а ромб — часам
Подборка видеоматериалов
Предлагаем вашему вниманию интересные видео по теме.
Видео: работа с абстрактной наглядностью на занятии при ознакомлении со счётом
Видео: решение простейших примеров на занятии по математике
Видео: учимся складывать
Видео: логические игры со счётными палочками
Видео: развлечение и польза, викторина «Весёлая математика»
Видео: как организовать математический кружок в детском саду
Видео: развитие логики с помощью игровых ситуаций
Видео: отработка навыков классификации предметов по признакам с использованием дидактического материала
Видео: интересный развивающий мультик «Считаем с Полой» — цифры для детей
Видео: математическая считалочка, стихи на сложение и вычитание единицы
Видео: программирование для детей
Видео: проведение игр-развиваек с использованием блоков Дьенеша
Видео: развитие логики с помощью игровых ситуаций
Видео: познавательная математическая сказка «Гуси-лебеди»
Видео: математика для дошкольников с использованием ИКТ (решение логических задач)
Математика в школе — один из главных, причём не лёгких, предметов. Задача воспитателей детского сада — подготовить малышей к овладению этой сложной, но интересной и полной удивительных открытий наукой. От того, насколько удачны и продуктивны будут их педагогические усилия, зависят учебные успехи, желание учиться и даже развитие интеллектуальной культуры ребят.