Дети пятого года жизни — маленькие «почемучки». Их интересует практически всё в ближайшем окружении: особенности предметов, происхождение природных явлений, взаимоотношения между людьми. Всё, что они подмечают, отражается в самостоятельной игровой деятельности, дети творят в игре модель мира, каким они его видят и воспринимают. В работе со средними дошкольниками важно организовать идеальные условия для активного воплощения познавательных и исследовательских навыков в игре.
Организация самостоятельной деятельности средних дошкольников
Дети 4–5 лет любознательны и хотят знать как можно больше о свойствах окружающих предметов, веществ и явлений
Период среднего дошкольного возраста в психологии считается спокойным: кризис трёх лет позади, ребёнок прислушивается к мнению взрослого, внимательно выслушивает инструкции и старается при выполнении указаний. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) называется целью обучения в детском саду развитие самостоятельной всесторонне развитий личности. Поэтому при планировании тем и занятий в рамках образовательной деятельности важно составлять и перспективных план по самостоятельной деятельности воспитанников.
В календарно-тематическое планирование на учебный необходимо включать занятия по развитию самостоятельной деятельности детей
Цель организации самостоятельной деятельности воспитанников — формирование способности к саморазвитию у ребёнка, развитие исследовательских и творческих способностей. При планировании занятий по развитию самостоятельной деятельности учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и пристрастия, согласованность с тематическим планированием по НОД и творческой деятельности, материальная база для игры, спортивных упражнений и детского экспериментирования. Предметно-пространственная среда в помещении группы должна быть развивающей, обновляющейся, разнообразной. Эту среду организует педагог, а дети свободны выбирать способы действия в её условиях.
В игровой деятельности дети учатся взаимодействовать друг с другом, примеряют различные социальные роли и утоляют любознательность
Задачи организации самостоятельной деятельности в средней группе: таблица
Рассмотрим постановку воспитательных и образовательных задач самостоятельной деятельности в соотношении с возрастными особенностями детей 4–5 лет.
Возрастные особенности средних дошкольников | Постановка задач самостоятельной деятельности |
Повышенная степень любознательности. Ребёнка пятого года жизни легко увлечь каким-либо предметом или процессом, поэтому воспитатель побуждает к поиску новой информации. | Расширение представлений о предметах и их свойствах через игровую (дидактические игры), познавательно-исследовательскую (изучение наглядного материала, проведение наблюдений, экспериментирование) деятельности. |
Ведущая форма деятельности — игра. Дошкольники среднего возраста самостоятельно играют в свободное время перед завтраком, на прогулке, на досуге после тихого часа. Недопустимо пресекать игровую деятельность, важно разнообразить её, инициировать познавательную и развивающую направленность. | Развитие самостоятельного построения плана игры. Формирование простых социальных компетенций через сюжетно-ролевые игры. Создание дружеской атмосферы в коллективе. |
Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно, для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулировки выводов. | Формирование волевых качеств: психологической устойчивости к влиянию внешних факторов (шум улицы, голоса других детей) и чужого мнения. Развитие способности доводить задуманное до конечного результата. Формирование способности к самоанализу и оценке выполненных действий. |
Коммуникативные потребности. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. | Совершенствование навыков устной речи, через коллективные беседы познавательной направленности. Развитие умения чётко формулировать вопросы, высказывания. Обучение культуре диалога. Воспитание способности спокойно и положительно воспринимать конструктивную критику и советы сверстников. |
Хорошая степень развития мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются со столовыми приборами, застёгивают пуговицы и молнии, играют с небольшими деталями конструктора и бусинами. Для совершенствования работы кистей обеих рук следует задействовать в практической работе разнообразные материалы (бусины, пуговицы, песок, глина, бумага, пластилин, краски) и инструменты (увеличительные стёкла, лопатки, кисти, стеки и др.). | Совершенствование способности самостоятельно подбирать инструменты и материалы для выполнения творческой задумки. Знакомство со способами починки одежды (пришивание пуговиц, ремонт бельевого шва). Закрепление навыка шнуровки и обращения с различными застёжками. |
Возникает интерес к профессиональной принадлежности людей. Средние дошкольники любят наблюдать, как работают взрослые. Они стремятся оказать посильную помощь в трудовой деятельности. | Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду через простые поручения. |
Формы организации предметно-пространственной среды
Предметно-пространственная среда в группе — это то, что окружает ребёнка, к чему он имеет постоянный доступ, где он может отдохнуть за игрой, удовлетворить познавательные потребности в наблюдении или экспериментировании, общаться с одногруппниками. В детском саду для создания условий самостоятельного развития устраиваются центры детской активности.
- Центр науки, уголок исследований. Место для применения и развития познавательно-исследовательских способностей детей. Оснащается подборкой энциклопедий и альбомов с познавательными иллюстрациями, схемами, карточками, макетами и фигурками объектов для изучения, материалами (в т. ч. природными) и инструментами для проведения опытов. Уголок исследований периодически должен обогащаться макетами или небольшими выставками, приуроченными к мероприятию в детском саду (ко Дню космонавтики, Неделе экологии, Международному дню чая и др.) или связанными тематикой с занятиями НОД: «Строение айсберга», «Доисторические животные», «Экзотические фрукты», «Космический корабль». В центре науки должно быть организовано рабочее место (стол или парта) для практического экспериментирования, проведения опытов с предметами и веществами. Перед самостоятельным проведением какого-либо эксперимента в лаборатории воспитанники должны обращаться за разрешением к педагогу и проговаривать предварительно правила техники безопасности.
Уголок исследований может содержать тематические макеты, которые воспитанники изучают с удовольствием
- Книжный центр, библиотечный уголок. Это вариант центра знаний. В век всевозможных гаджетов и Интернета важно научить ребёнка поиску информации при помощи печатных источников. Для воспитанников средней группы в книжном уголке должны подбираться издания с плотными (в т. ч. картонными) страницами, яркими иллюстрациями.
Библиотечный уголок воспитывает в детях любовь к книгам и показывает важность книги как источника информации
- Центр игровой деятельности. Здесь находятся стеллажи с развивающими играми (головоломками, ребусами, настольными играми), костюмы для сюжетно-ролевых игр, наборы игрушек и куклы. Для закрепления и совершенствования навыков самообслуживания игровые уголки дополняются материалами по соответствующей тематике: одежда для игрушек с различными видами застёжек, предметы для разыгрывания проблемных ситуаций («Кто устроил на беспорядок», «Кукла Катя, наведи порядок в шкафу», «Мишка собирается в детский садик»).
Игровой уголок можно дополнить сенсорным ковриком для развития мелкой моторики у детей
- Центр художественно-эстетической деятельности, уголок искусства. Может быть сформирован в рамках различных художественных направлений: уголок искусства или народных промыслов (репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле), театральный уголок (декорации для инсценировки сказок, кукольный и пальчиковый театр, маски и костюмы персонажей для детей, аквагрим), зона продуктивного творчества (материалы для лепки, рисования, конструирования из бумаги, создании аппликаций, в т. ч. мозаики), музыкальный островок (коллекция аудиозаписей — детских и праздничных песен, звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением, музыкальные инструменты — погремушки, ксилофон, бубен, трещотки, колокольчики, кастаньеты, балалайка и др.).
В театральном уголке дети инсценируют полюбившиеся сюжеты и примеряют на себя роли сказочных персонажей
- Центр физической активности, спортивный уголок. Следует стремиться сделать уголок не просто местом хранения спортивного инвентаря для упражнений и подвижных игр. Спортивный уголок можно дополнить изображениями олимпийской символики, плакатами по летним и зимним видам спорта, фотографиями с весёлых стартов и соревнований в детском саду, грамотами о спортивных достижениях воспитанников.
Спортивный уголок богат инвентарём для подвижных игр и расширяет знания о видах спорта у воспитанников
- Уголок природы. Центры экологического воспитания прививают детям любовь к природе, бережное отношение к представителям растительного и животного мира. В уголке природы средние дошкольники проводят наблюдения и формируют представления об особенностях ухода за растениями, выполняя простые трудовые поручения (полив, увлажнение листьев, рыхление). Пространство в уголке дополняется информационными плакатами об особенностях времён года, видах животных и птиц, деревьев и цветов.
В уголке природы дети изучают особенности растений и учатся уходу за ними
Виды самостоятельной деятельности в средней группе
Вид самостоятельной деятельности | Варианты реализации самостоятельной деятельности |
Игровая | Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, в ней дети воссоздают модель мира, всё новое, что они узнают, сразу включается в тематику игр. У детей пятого года жизни начинает формироваться интерес к сюжетно-ролевым играм, в которых они формируют элементарные социальные компетенции. В средней группе преобладают игры по семейной теме («Дочки-матери», «Семейный ужин») и представлениям о профессиях («Шофёры», «Строители», «Поликлиника», «Повара», «Продуктовый магазин»). Среди дидактических игр детей 4–5 лет привлекают направленные на выполнение заданий с кубиками и пирамидками («Построй башенку по образцу», «Собери пирамидку, чтобы получился маяк»), решение простых головоломок («Помогу зайчику добраться до морковки», «Сделай так, чтобы в ведёрках оказалось равное количество яблок»). |
Познавательно-исследовательская | При помощи зрительного наблюдения, тактильного контакта и звукового восприятия дети узнают новое о предметах и их свойствах. В среднем возрасте исследование иногда возникает стихийно: ребёнка может заинтересовать какой-либо объект во время игровой или творческой деятельности, и возникнет мотивация к опытной деятельности с ним. Например, рисуя, у ребёнка случайно получился новый оттенок, когда два цвета краски смешались на листе, тогда ребёнок начинает экспериментировать на палитре с красками различных цветов. К пятому году жизни всё чаще наблюдаются осознанные исследования. Дети проводят наблюдения в уголке природы, научном центре, на прогулке и проводят опыты в мини-лаборатории. Присутствие воспитателя во время самостоятельного экспериментирования детьми с веществами и приборами обязательно, он следит за соблюдением правил техники безопасности и отвечает на возникающие вопросы ребят. |
Художественная | Дети с удовольствием примеряют костюмы сказочных персонажей и пробуют исполнить роль. Самостоятельно воспитанники играют в кукольный и пальчиковый театр. С совершенствованием музыкального слуха и развитием памяти дети воспроизводят мелодии, услышанных на занятиях и дома, напевают песни. Дети-фантазёры сопровождают игровую деятельность песенками собственного сочинения. |
Художественно-речевая | Накопленный на занятиях художественно-эстетической направленности опыт проявляется в разыгрывание ребятами театрализованных сценок, диалогах. По мере овладения навыками построения устной речи ребята пересказывают друг другу полюбившиеся литературные и сказочные истории, содержания мультфильмов. У некоторых детей имеется желание имитировать речь персонажей (не только по интонации, но и стилистически), рифмовать строки. Развитие художественно-речевых способностей детей происходит по мере обогащения их опыта. Инициируют самостоятельную деятельность в этой области чтение литературных произведений на досуге, привлечение малых форм устного народного творчества в качестве мотивирующего начала занятий НОД (загадки, частушки, потешки, пословицы и поговорки, заклички), заучивание стихотворений к праздникам. |
Продуктивная | Первые творческие работы детей отражают первоначальные представления о предметах. Создание зрительных образов при помощи красок, бумаги, пластилина, природных материалов — один из любимых видов деятельности дошкольников на досуге. То, что вызвало яркие, положительные эмоции, ребёнок старается передать красочно, позитивно. У детей 4–5 лет возникает желание не только нарисовать или слепить, но сделать это привлекательно, украсить работу дополнительными элементами. В уголках развивающей деятельности непременно должны содержаться разнообразные материалы для детских поделок, украшения готовых работ: нитки, бусины, пайетки, наклейки, природный и бросовый материал, пуговицы, камешки, ракушки, ленточки, открытки, блёстки. |
Трудовая, в т. ч. самообслуживание | Трудовая деятельность в среднем дошкольном возрасте выражается в оказании посильной помощи взрослым: участие в уборке помещения и участка группы на территории детского сада. Желание самостоятельно следить за чистотой и устранять несовершенства возникает по мере воспитания у ребёнка уважения к чужому и своему труду, ответственного отношения к просьбам. Детям пятого года жизни можно давать несложные поручения: «Помоги вымыть кисточки после занятия», «Вытри за собой стол», «Проследи, чтобы после игры кубики были убраны в коробку». Самообслуживание заключается в освоении ребёнком норм гигиены и способов их соблюдения (умывание, мытьё рук после прогулки и перед приёмом пищи, чистка зубов, принятие душа), овладении навыка одевания и раздевания в правильной последовательности, культуре приёма пищи. Самообслуживание считается основным видом трудовой деятельности дошкольников, позволяет детям почувствовать независимость от взрослого. |
В игровой деятельности формируются социальные компетенции дошкольников
Мотивирующее начало занятий
Самостоятельная деятельность воспитанников проходит вне взаимодействия с педагогом. Непосредственной активности детей предшествует этап возникновения мотива, инициировать который может воспитатель. Чтобы самостоятельная деятельность детей была направлена на расширение знаний в определённой области, чтобы совершенствовались и закреплялись исследовательские, двигательные и творческие навыки, педагог привлекает внимание детей к какой-либо теме или предметам. Мотивирующее начало самостоятельных занятий должно быть эмоционально ярким, побуждающим к активным действиям без помощи взрослого.
Мотивирующее начало занятия | Прогнозируемая самостоятельная деятельность воспитанников |
Проведение познавательной беседы. — Ребята, есть ли какой-то порядок действий, выполняемый перед сном? — Да. — Вспомним порядок действий. — Переодевание в пижаму/ночную рубашку, туалет, умывание, чистка зубов, душ, разобрать кровать, лечь. — Так нужно действовать ежедневно? — Да. — Для чего нужно соблюдать этот порядок? — Это правильная организация времени, соблюдать личную гигиену обязательно. | Игра с куклами или игрушками на повторение алгоритма приготовления ко сну «Спокойной ночи, малыши!». |
Чтение стихотворений, загадок. Воспитатель загадывает детям загадки о посуде и столовых приборах. Зачитывает стихотворения про посуду из иллюстрированной книги. | Познавательно-исследовательская деятельность в центре знаний: изучение тематических плакатов «Посуда», иллюстраций в книге, которую читал воспитатель, рассматривание мини-выставки. Игры с куклами и игрушками «Чаепитие у кукол», «Готовим обед». Повторение гимнастики «Помощники», речёвки с движениями «Моем посуду». |
Привлечение наглядного материала. Воспитатель предлагает детям изучить макет плавучего айсберга. | Познавательно-исследовательская деятельность в центре знаний: рассматривание плаката про Северный полюс, его обитателей, изучение модели ледокола. Подвижные игры «Пингвины на льдине», «Пингвины и медведь», «Северные олени». Игры с фигурками северных животных (белые медведи, тюлени, моржи, песцы, пингвины, поморники, северные олени). Продуктивная деятельность: рисование картинок на тему «Северный полюс». |
Создание сюрпризного момента. В группу приходит подарок — набор для игры в боулинг: кегли и шар. Воспитатель предлагает ознакомиться с правилами игры. | Дети играют в боулинг в спортивном уголке, учатся следовать правилам игры, соблюдать очерёдность, радоваться успехам товарищей. |
Включение в игровую ситуацию. Дети просматривают видеописьмо от жителей острова Чунга-Чанга, они рассказывают о том, как весело они провели выходные в морском путешествии. В подарок ребятам островитяне прислали кораблик и всё необходимое для путешествия (форму матросов, карту, бинокли, подзорную трубу, компас). | Игровая деятельность: сюжетно-ролевая игра «Матросы». Подвижные игры «Море волнуется — раз!», «Кораблики и ветер». Продуктивная деятельность: рисование острова Чунга-Чанга и его обитателей, морского путешествия на кораблике. |
Создание проблемной ситуации. В гости к ребятам приходит Снегурочка, она печальна. Ребята спрашивают девочку, что случилось, какая беда. Снегурочка отвечает, что по пути к детскому саду зацепилась бусами за ветку дерева. Нитка порвалась, бусины рассыпались. Снегурочка собрали их, но на морозе бусинки покрылись льдом. Снегурочка ставит на рабочее место в уголке исследований миски с кубиками льда, в которых находятся бусины. | Опытная деятельность по освобождению бусинок: растапливание льда. Продуктивная деятельность: рисование портрета Снегурочки в нарядных бусах. Игровая деятельность с куклой Снегурочки. |
Средние дошкольники активно включаются в игровую ситуацию и фантазируют
Примеры самостоятельной деятельности в средней группе детского сада
Предлагаем ознакомиться с вариантами самостоятельной деятельности средних дошкольников в различных режимных моментах.
Презентация «Развивающая среда в ДОУ по ФГОС»: видео
Самостоятельная деятельность детей на досуге: видео
Игровая деятельность на прогулке: видео
Сюжетно-ролевые игры в средней группе ФГОС: видео
Сюжетно-ролевая игра «Железнодорожный вокзал»: видео
Режимные моменты: умывание, завтрак, одевание: видео
Дежурство в столовой: видео
Занятие по самообслуживанию в средней группе детского сада
Формирование навыков самообслуживания является основой трудового воспитания в средней группе. Педагог сначала всегда предоставляет возможность ребёнку попробовать сделать что-либо самому. При возникновении трудностей воспитатель показывает детям, как надо действовать, а не выполняет задание за них. Воспитание культуры приёма пищи, соблюдения гигиенических норм осуществляется непосредственно в режимных моментах: завтрак, обед, полдник, одевание на прогулку, раздевание, мытьё рук, правила поведения за столом, забота о своём внешнем виде (умывание, причёсывание, правила пользования носовым платком).
Через освоение навыков самообслуживания дети формируют понимание о важности соблюдения прави гигиены
Формирование способности самостоятельного одевания/раздевания, причёсывания, обращения со столовыми приборами зависит от степени развития мелкой моторики у детей. В средней группе в игровой форме даются задания на закрепление навыков обращения с различными видами застёжек (бельевые крючки, пуговицы, молнии, кнопки, липучки), ребята начинают осваивать алгоритм завязывания шнурков. Совершенствуется умение правильно держать столовые приборы, разрезать пищу при помощи ножа и вилки. Девочки в сюжетно-ролевых играх «Салон красоты» и «Парикмахерская», а также в занятиях с куклами учатся делать простые причёски (хвостики, косичку). Перед детьми пятого года помимо закрепления ранее усвоенных навыков ставится более сложная задача — оказание взаимопомощи одногруппникам и младшим по возрасту ребятам (помочь надеть ботинки, завязать шапку или шарф, причесать).
Воспитанники оказывают помощь тем, у кого возникают трудности в самообслуживании (например, завязывают фартук)
Обучение навыкам самообслуживания ребят 4–5 лет строится в формах прямого показа (возможно, показа действий при помощи куклы), изучения наглядного материала (плакатов с алгоритмом выполнения действий в правильном порядке), просмотра познавательных мультфильмов, чтения художественных текстов на досуге. Для закрепления навыков и профилактики переутомления проводятся игры, содержащие тематику самообслуживания. Например, «Научим Буратино заправлять кровать», «Зайчонок в гостях у Мойдодыра», «Волшебный мешочек», «Разложи по местам».
Выполнение трудовых обязанностей с детства должно вызывать удовольствие от ощущения своей значимости
В среднем дошкольном возрасте дети понимают указания воспитателя и следуют словесным инструкциям. Самообслуживание признаётся методическими исследованиями простейшим и вместе с тем одним из основных элементов трудовой деятельности ребёнка. Примеры трудовых поручений по самообслуживанию: «Помоги дежурной вытереть со стола», «Выверни варежки и положи их сушиться на батарею», «Пожалуйста, накрой кровать покрывалом». Первые инструкции по самообслуживанию могут быть представлены наглядно, в виде мнемокарт — последовательности картинок по конкретной теме. Так в уголке дежурных по столовой находится мнемокарта с порядком выполнения обязанностей, в центре природы — инструкция в картинках по уходу за растениями.
Первые трудовые поручения просты, но благодаря их выполнению ребёнок начинает уважать свой и чужой труд
Картотека тем по формированию навыков самообслуживания в средней группе — таблица
Тема по самообслуживанию | Воспитательные и обучающие задачи |
«Приём пищи» | Совершенствование умения правильно держать вилку и ложки, брать чашку, стакан. Формирование умения разрезать пищу при помощи вилки и ножа. Закрепление умения намазывать масло на хлеб при помощи ножа. Закрепление умения пользоваться салфеткой во время приёма пищи. Привитие культуры приёма пищи: не разговаривать за столом, есть с закрытым ртом, пережёвывать и глотать пищу бесшумно, держать приборы над тарелкой, класть их по окончании трапезы на край тарелки, а не на скатерть, убирать за собой со стола, благодарить повара за вкусную еду. |
«Соблюдение правил гигиены» | Закрепление навыка умывания: намылить с образованием пены, тщательно смыть, насухо вытереть. Обучение своевременному пользованию носовым платком, бумажными салфетками. Обучение соблюдению порядка в туалетной комнате. Закрепление умения следить за чистотой лица, рук и тела. Развитие умения аккуратно причёсываться щёткой, расчёской, для девочек — убирать волосы с лица при помощи ободка или заколки, завязывать резинкой хвостик, плести косу. Воспитание привычки самостоятельно следить за своим внешним видом и исправлять недостатки. |
«Одевание и раздевание» | Закрепление умения раздеваться и одеваться в правильной последовательности, расправлять снятую одежду и аккуратно вешать на стул или в шкафчик. Совершенствование умения шнуровать ботинки, застёгивать сандалии, босоножки. Закрепление умения работать с различными видами застёжек. Формирование умения самостоятельно поддерживать порядок и чистоту в бельевом шкафу. Развитие умения одеваться в ускоренном темпе (во время учебной эвакуации, пожарной тревоги). |
«Содержание в порядке предметов одежды и обуви, спального места» | Обучение чистке и просушиванию одежды и обуви. Обучение починке одежды: починка шва, простая штопка, пришивание пуговиц. Обучение стирке: замачивание, стирка, полоскание, отжим, развешивание на бельевую верёвку (стирают, как правило, кукольную одежду). Совершенствование и закрепление умения аккуратно заправлять кровать. Совершенствование и закрепление умения застилать кровать покрывалом или пледом. Развитие умения менять постельное бельё. Помогать нянечке в уборке помещения. |
Для обучения навыку организуется стирка кукольного белья
Схемы и мнемокарты по самообслуживанию: фотогалерея
Мнемокарта по сервировке находится находится в уголке дежурных по столовой
Использование мнемокарты развивает мыслительные способности детей и развивает их память
Порядок обязанностей дежурного показан наглядно
Напоминание по последовательности одевания перед летней прогулкой
Схема с алгоритмом может быть размещена в туалетной комнате
Таблица: конспект занятия по формированию навыков самообслуживания «Научим куклу Свету одеваться» в средней группе (автор: Валерия Баруткина)
Цель | Продолжать прививать навыки самообслуживания у дошкольников. |
Задачи | Образовательные: продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности (надевать и снимать одежду, расстёгивать и застёгивать пуговицы, складывать, вешать предметы одежды), учить самостоятельно и аккуратно мыть руки, лицо, правильно пользоваться мылом, расчёской, сухо вытираться после умывания, вешать полотенце на своё место, своевременно пользоваться носовым платком, полоскать рот, Развивающие: развивать наблюдательность к своему внешнему виду, умение следить за внешним видом, замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых, Воспитательные: воспитывать опрятность у детей, аккуратность, трудолюбие. |
Методы и приёмы | Игровой момент, вопросы, пояснение, объяснение, рассказ, беседа, похвала |
Оборудование | Кукла Света. |
Ход занятия | (Дети постепенно просыпаются.) Воспитатель: Ребята, встаём, заправляем постель, делаем это аккуратно, не спеша. Те, кто заправил постель, вы можете помочь своему другу, если он нуждается в помощи. (Дети выходят в приёмную комнату.) Воспитатель: Ребята, к нам пришла кукла Света. (Кукла одета неправильно, вокруг неё лежат вещи.) Посмотрите, все ли так? Может, Света что-то неправильно надела? Ответы детей. Воспитатель: Верно, она надела всё наоборот. А посмотрите вокруг неё лежат вещи в беспорядке. Правильно ли это? Ответы детей. Воспитатель: А как нужно обращаться с вещами? Верно, нужно аккуратно складывать их в шкафчик. А теперь давайте покажем нашей кукле, как правильно нужно одеваться. Что сначала надеваем? Ответы детей. Воспитатель: Верно, сначала надеваем колготки, затем шорты или юбочки, после надеваем футболки. Следим, чтобы вещи были надеты правильно, обувь надеваем внимательно, смотрим, на какую ножку обувается сандалию. Кукла Света смотрит на вас и учится, как нужно одеваться. Молодцы! Всё показали кукле верно. А сейчас пойдём куда, как вы думаете? Ответы детей. Воспитатель: Верно, мы пойдём в умывальную комнату, ведь после сна, перед полдником мы всегда моем ручки и умываемся. (Дети идут в умывальную комнату). Воспитатель: Ребята, расскажите, пожалуйста, как нужно правильно умываться, расскажите порядок действий. Ответы детей. Воспитатель: Сначала нужно завернуть рукава, намочить ручки, взять мыло, намылить ладони до образования пены, потереть ими друг о друга, смыть мыло под струёй воды, вымыть лицо, закрыть воду, снять полотенце, насухо вытереть лицо и руки. Воспитатель: Молодцы! Помыли ручки, умылись. А теперь идём за стол, за столом спинку держим ровно, ножки вместе, молча едим. Приятного аппетита! |
Временной план занятия по самообслуживанию — таблица
Обучающие задачи формирования и закрепления навыков самообслуживания реализуются на занятиях НОД, длительность которых в средней группе составляет не более 20 минут.
Тема занятия | Организационный момент | Мотивирующее начало | Развитие мыслительных способностей | Двигательная активность | Практическая деятельность | Подведение итогов |
«Праздничный обед» | 1 минута | Проблемная ситуация. В игровой зоне стоит кукольный стол и стульчики, рядом стоит кукла Алёнушка и плачет: ей сегодня встречать гостей на праздничный обед, а она не знает, как правильно расставлять посуду и раскладывать столовые приборы. 3–4 минуты | Проговаривание последовательности сервировки обеденного стола. 2 минуты | Танцевальная активность под аудиозапись песни «Мишка с куклой бойко топают». 2 минуты | Сервировка стола кукольной посудой, рассаживание кукол за столом. 10 минут | 1 минута |
«Разложим по местам» | 1 минута | Создание игровой ситуации. Во время досуга в группу врывается Дух беспорядка, он меняет местами предметы в шкафах, составляет цветочные горшки на пол, разбрасывает инвентарь из спортивного уголка, сбрасывает покрывала с кроватей. 3 минуты | Проведение беседы о важности соблюдения порядка в помещении и личных вещах. 2 минуты | Подвижная игра «Найди себе пару». 3 минуты | Наведение порядка в помещении группы. 10 минут | 1 минута |
«Дежурство в уголке природы» | 1 минута | Сюрпризный момент. В группу приходит посылка и письмо от Зелёной феи, она просит ребят научиться заботить о растениях в живом уголке, потому что на земле так много деревьев и цветов, она не успевает следить за всем, а ребята такие ответственные. В подарок для детей Зелёная фея прислала набор леечек, грабелек и пульверизаторов. 4 минуты | Изучение мнемокарты «Алгоритм дежурства в уголке природы». 3 минуты | Подвижная игра «Цветы и пчёлки». 2 минуты | Выполнение действий по уходу за растениями в природном центре. 9–10 минут | 1 минута |
Организация самостоятельной деятельности является важной составляющей образовательного процесса в детском саду. Во время досуга, игр и наблюдений на прогулках, свободного времени перед занятиями ребята проявляют различные виды активности. Задача педагога — создать благоприятную среду и положительную мотивацию для независимой работы или игры детей.