Считалка — уникальный фольклорный жанр, способствующий разностороннему развитию ребёнка. Используют эти ритмические стихи и при работе со школьниками. Педагогам следует знать, как правильно это делать в начальной школе и какие уроки подойдут для этой цели лучше всего.
Варианты использования считалок в работе с младшими школьниками на разных уроках
В начальной школе ребята изучают не так много учебных предметов. И практически на каждом из них можно успешно использовать такой богатый фольклорный материал, как считалки.
Литературное чтение
Прежде всего, на уроках литературного чтения педагог знакомит учеников с самим жанром считалки, выделяет его особенности. Можно провести аналогии с другими малыми жанрами фольклора (потешка, небылица, загадка): выделить сходства и различия. Кроме того, по содержанию считалок хорошо давать и другие задания.
Таблица: задания на материале считалок на уроке литературного чтения
Задание | Текст считалки для примера |
Определить структуру произведения, выделить в нём зачин, основную часть и концовку (хотя это можно сделать не во всех считалках). |
|
Найти в считалке «заумные» (вымышленные) слова. |
|
Если считалка построена по принципу диалога, то можно разыграть его по ролям. |
|
Предложить произнести считалку в разном темпе (быстро, умеренно, медленно), с разной громкостью и интонацией (восторга, удивления, печали, насмешки). |
|
Озаглавить считалку. |
|
Сочинить считалку по картине (например, на ней изображены животные — мышонок, котёнок, поросёнок). Аналогично можно представить на доске опорные слова. | Опорные слова и выражения
|
Определить концовку считалки (учитель зачитывает или вывешивает на доске варианты). |
Варианты концовок:
Варианты концовок:
|
Вставить в произведение недостающие слова по смыслу и рифме. |
|
Прочитать быстро и без ошибок считалку-скороговорку. |
|
Видео: урок по литературному чтению во втором классе на тему «Авторские считалки»
Окружающий мир
На уроках окружающего мира педагог может познакомить ребят с русскими народными считалками. Ведь многие такие произведения несут в себе элементы быта, менталитета русского народа, знакомят с устаревшими историческими понятиями.
- Шишел-вышел вдруг пришёл,
На боярский двор зашёл,
Там бояре шапки шьют,
На окошко их кладут.
— Ты зачем сюда пришёл?
Шишел-вышел, вон пошёл! - Шалуны-балуны,
Выбегайте во дворы,
Становитесь-ка играть,
Воеводу выбирать.
Воевода — из народа,
Выходи из хоровода.
А ты, добрый молодец,
Становись в самый конец! - Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо —
Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два —
Не воронь!
Беги,
Как огонь!
В 5-м классе подобный материал можно использовать на уроке истории, чтобы углубить представления детей о русской народной культуре.
Математика
Некоторые считалки содержат в себе готовые задачи, которые можно использовать на уроках математики.
- Лиса по лесу шла,
Лиса лычки драла,
Лиса лапотки плела —
Мужу двое,
Себе трое
И детишкам
По лаптишкам! - Ехал Ваня из Казани,
Семьсот десять рублей сани,
Двести рубликов дуга,
Мальчик девочке — слуга.
Ты, слуга, подай карету,
А я сяду и поеду,
Ты, слуга, подай метлу,
Я в карете подмету.
Ты, слуга, подай лимон
И выкатывайся вон! - У сороконожки заболели ножки:
Десять ноют и гудят,
Пять хромают и болят.
Помоги сороконожке
Посчитать больные ножки. - Жил в реке один налим,
Два ерша дружили с ним,
Прилетали к ним три утки
По четыре раза в сутки
И учили их считать —
Раз, два, три, четыре, пять. - Родились у нас котята,
Раз, два, три, четыре, пять,
Приходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать.
Раз котенок — самый белый,
Два котенок — самый смелый,
Три котенок — самый умный,
А четыре — самый шумный,
Пять похож на три и два,
Те же хвост и голова,
Тоже пятнышко на спинке,
Также спит весь день в корзинке.
Хороши у нас котята,
Раз, два, три, четыре, пять,
Приходите к нам, ребята,
Посмотреть и посчитать!
Английский язык
На уроках по английскому языку считалки помогают школьникам запоминать новые слова, закреплять уже известные. Ведь учить эти забавные стихотворения намного легче и приятнее, чем обычные прозаические тексты. Можно подбирать стихотворения по определённым темам, например, счёт до двадцати.
- 1, 2 — Buckle my shoe, (Один, два — завяжи оба башмака)
3, 4 — Knock at the door, (Три, четыре — запри двери в квартире)
5, 6 — Pick up sticks, (Пять, шесть — собери тростник ты весь)
7, 8 — Lay them straight, (Семь, восемь — навести порядок просим)
9, 10 — A big fat hen, (Девять, десять — большой и толстый кречет)
11, 12 — Dig and delve, (Одиннадцать, двенадцать — до червя хочет докопаться)
13, 14 — Maids a-courting, (Тринадцать и четырнадцать — считают девочки-отличницы)
15, 16 — Maids in the kitchen, (Пятнадцать и шестнадцать — им пора на кухне убираться)
17, 18 — Maids a-waiting, (Семнадцать, восемнадцать — ждать и не дождаться)
19, 20 — I’ve had plenty! (Девятнадцать, двадцать — С меня довольно, братцы).
- Apples, apples,
One, two, three,
Apples for you,
Apples for me.
Apples for big,
Apples small,
Apple trees tiny,
Apple trees tall.
Apples sour,
Apples sweet,
Apples, apples,
Are nice to eat.
Видео: школьница рассказывает английскую считалку
Физкультура
Считалки можно использовать по их прямому назначению — в подвижных играх, чтобы определить ведущего и распределить роли. Нужно обращать внимание на содержание произведений, подбирая не «дворовые» варианты, а с более глубоким смыслом.
- Покатилось колесо,
Укатилось далеко,
И не в рожь, и не в пшеницу,
А до самой до столицы.
Колесо кто найдёт, тот ведёт. - За морями,
За горами,
За железными столбами,
На пригорке теремок,
На двери висит замок.
Ты за ключиком иди
И замочек отомкни. - Раз, два, три, четыре —
Заяц уши оттопырил.
Вот он серый волк, волк,
Он зубами щёлк, щёлк!
Разбегаемся в кусты!
Зайка, я и ты, и ты.
Ну а ты постой, волчище,
Спрячемся — тогда поищешь!
Последняя считалка предполагает, помимо распределения ролей, и учёт детьми правил игры.
ИЗО
При желании считалку можно использовать и на уроке изобразительного искусства. Ученики могут нарисовать сюжетную картину на основе изучаемой темы (времена года, космос, животные и др.) или конкретного произведения. Интереснее предлагать фантазийные варианты, где действующим «лицом» оказывается предмет. Это позволит развить у детей чувство юмора, фантазию, нестандартное мышление.
- Шла изба по мостику
И махнула хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в реку угодила.
В речке шум, в речке звон!
Кто не верит — выйди вон.
- Раз, два, три,
Ты на звёзды посмотри!
Их на небе — миллионы,
Раз, два, три!
Будем звёзды мы считать,
Раз, два, три, четыре, пять…
Посчитай-ка, не ленись,
Да смотри не ошибись! - Космонавтами мы будем,
Нами пусть гордятся люди.
На ракетах серебристых
Полетим мы в небе чистом.
Ты не веришь? Выходи!
На ракеты погляди! - Осень. В парке — листопад.
Листья жёлтые летят.
Ветер дуть не устаёт,
Частый дождик слезы льёт.
Ты не веришь? Выходи
Да на лужи погляди!
Видео: первоклассники рассказывают считалки
Считалки про школу
Педагогу желательно познакомить своих учеников со считалками на тему школы. Это можно делать, например, во время классного часа. А сами произведения хорошо включать в структуру развлекательных мероприятий. Подойдут такие варианты:
- Вот и утро настаёт —
В школу нас звонок зовёт.
Открывай нам, школа, дверь,
Мы ведь школьники теперь!
Раз, два, три, четыре, пять,
Учиться будем мы на «пять»! - Вот сентябрь наступил —
Двери в школу нам открыл.
Держим мы в руках портфели,
Ранцы, книжки и цветы.
Мы теперь — не просто дети,
Мы с тобой — ученики!
Ты не веришь? Выходи!
Да на школьников гляди!
Видео: девочки рассказывают забавную считалку «Дети бегали по школе…»
Считалки успешно применяют в образовательном процессе младших школьников. Делать это можно на различных уроках. Тексты лучше подбирать объёмные, более содержательные, по сравнению с вариантами для малышей.