Считалки для младших школьников: подборка и применение на разных уроках

Считалка — уникальный фольклорный жанр, способствующий разностороннему развитию ребёнка. Используют эти ритмические стихи и при работе со школьниками. Педагогам следует знать, как правильно это делать в начальной школе и какие уроки подойдут для этой цели лучше всего.

Варианты использования считалок в работе с младшими школьниками на разных уроках

В начальной школе ребята изучают не так много учебных предметов. И практически на каждом из них можно успешно использовать такой богатый фольклорный материал, как считалки.

Литературное чтение

Прежде всего, на уроках литературного чтения педагог знакомит учеников с самим жанром считалки, выделяет его особенности. Можно провести аналогии с другими малыми жанрами фольклора (потешка, небылица, загадка): выделить сходства и различия. Кроме того, по содержанию считалок хорошо давать и другие задания.

Оформление доски на уроке литературного чтения: определение считалки, скороговорки, потешки, домашнее задание

На уроке литературного чтения можно сравнить считалку с другими малыми жанрами фольклора

Таблица: задания на материале считалок на уроке литературного чтения

Задание Текст считалки для примера
Определить структуру произведения, выделить в нём зачин, основную часть и концовку (хотя это можно сделать не во всех считалках).
  • Рис, рис, барбарис, (Зачин)
    Две цыганки подрались,
    Одна дёргает косу:
    — Отдавай мне колбасу.
    — Ах ты, рыжая мадам,
    Колбасу тебе не дам,
    А я дам тебе лимон, (Основная часть)
    Выходи из круга вон. (Концовка).






Найти в считалке «заумные» (вымышленные) слова.
  • Первенчики, другенчики —
    Летели голубенчики.
    По божьей росе,
    По чужой полосе.
    Там шишки, орешки,
    Медок, сахарок,
    Выйди вон, королёк.





  • Тады-рады, тынка,
    Где же наша свинка?
    Тады-рады, толки,
    Съели свинку волки.
    Тады-рады, тынка,
    Ты бы их дубинкой.
    Тады-рады, тутки,
    С волком плохи шутки.
    Тады-рады, тишка,
    Выходи, трусишка!








Если считалка построена по принципу диалога, то можно разыграть его по ролям.
  • — Чики-брики, ты куда?
    — Чики-брики, на базар.
    — Чики-брики, ты зачем?
    — Чики-брики, за овсом!
    — Чики-брики, ты кому?
    — Чики-брики, я коню!
    — Чики-брики, ты какому?
    — Чики-брики, вороному!






Предложить произнести считалку в разном темпе (быстро, умеренно, медленно), с разной громкостью и интонацией (восторга, удивления, печали, насмешки).
  • Две кукушки, две болтушки,
    Повстречались на опушке,
    Сели рядом на суку
    И кричат: «Ку-ку, ку-ку!»
    Если хочешь — посчитай,
    А не хочешь — вылетай.




  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Нам ракету запускать!
    Кто к отлёту опоздал,
    Тот в ракету не попал.
    Я вчера летал в ракете,
    На далёкой был планете,
    Там обедал в синеве,
    А под вечер был в Москве.
    Из ракеты той, друзья,
    Самым первым вышел я.








Озаглавить считалку.
  • Раз-два, раз, два, три,
    Улетают журавли.
    К югу тянется один
    Журавлей последний клин.
    Вот исчезли все в дали —
    Улетели журавли.
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Возвращайтесь, будем ждать!
    Тронул лапкой лужу гусь:
    «Ой, куда же я качусь?»
    Лёд на лужицах с утра —
    Улетать на юг пора.
    — Гуси-гуси, собирайтесь,
    В путь-дороженьку пускайтесь!
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Мы пойдём вас провожать!
    (Перелётные птицы).















Сочинить считалку по картине (например, на ней изображены животные — мышонок, котёнок, поросёнок). Аналогично можно представить на доске опорные слова. Опорные слова и выражения
  • Вот ______ ______ .
    Вот усатенький _______ .
    Вот немытый ______ .
    Собрались они _____ .
    Кто их сможет сосчитать?



Определить концовку считалки (учитель зачитывает или вывешивает на доске варианты).
  • Трынцы-брынцы, бубенцы,
    Раззвонились удальцы,
    Диги, диги, диги, дон,
    …. …. …!


Варианты концовок:

  • Выходи быстрее ты!
  • Выходи скорее вон!
  • Выбирай себе скорей!
  • Суп варили Тобики,
    Прибежали Бобики,
    Прибежали кошки,
    Приносили плошки,
    Стали кошки плошки мыть.
    …. …. …!




Варианты концовок:

  • Выходи из круга ты!
  • Значит, ты водить пойдёшь.
  • Выходи, тебе водить!
Вставить в произведение недостающие слова по смыслу и рифме.
  • В лес однажды я пошёл,
    Там грибочки я _______ (нашёл).
    Подосиновик, груздочек,
    Полезайте в _______ (кузовочек).
    Ядовитый мухомор,
    Из корзины выйди _______ (вон)!




Прочитать быстро и без ошибок считалку-скороговорку.
  • Рассказать скороговорку
    Тяжелей, чем влезть на горку:
    «На дворе растёт трава,
    На траве лежат дрова»
    Обязательно не свяжешь,
    Обязательно не скажешь!
    До чего же всё занятно,
    До чего же непонятно!
    Сколько есть у нас ребят
    Быстро не про — быстро —
    Гово — быстро не проговорят.
    Только я один умею,
    Не сбиваюсь, не робею:
    «Жил колпак под колпаком,
    С колпачихой был знаком!»
    Кто пойдёт сейчас водить,
    Тому надо выходить!















Шестеро детей в школьной форме стоят у доски

Использование считалок на уроках зависит от фантазии и замысла учителя, например, дети могут декламировать по одному предложению по очереди

Видео: урок по литературному чтению во втором классе на тему «Авторские считалки»

Окружающий мир

На уроках окружающего мира педагог может познакомить ребят с русскими народными считалками. Ведь многие такие произведения несут в себе элементы быта, менталитета русского народа, знакомят с устаревшими историческими понятиями.

  • Шишел-вышел вдруг пришёл,
    На боярский двор зашёл,
    Там бояре шапки шьют,
    На окошко их кладут.
    — Ты зачем сюда пришёл?
    Шишел-вышел, вон пошёл!Картинка с изображением бояр 17-го века

    Иллюстрацию можно использовать при чтении считалки «Шишел-вышел вдруг пришёл…»






  • Шалуны-балуны,
    Выбегайте во дворы,
    Становитесь-ка играть,
    Воеводу выбирать.
    Воевода — из народа,
    Выходи из хоровода.
    А ты, добрый молодец,
    Становись в самый конец!






  • Гори, гори ясно,
    Чтобы не погасло.
    Глянь на небо —
    Птички летят,
    Колокольчики звенят!
    Раз, два —
    Не воронь!
    Беги,
    Как огонь!







В 5-м классе подобный материал можно использовать на уроке истории, чтобы углубить представления детей о русской народной культуре.

Математика

Некоторые считалки содержат в себе готовые задачи, которые можно использовать на уроках математики.

  • Лиса по лесу шла,
    Лиса лычки драла,
    Лиса лапотки плела —
    Мужу двое,
    Себе трое
    И детишкам
    По лаптишкам!Лиса держит лапти, рядом лисята

    Ребята не только читают считалку, но и складывают — сколько всего лаптей у лисы







  • Ехал Ваня из Казани,
    Семьсот десять рублей сани,
    Двести рубликов дуга,
    Мальчик девочке — слуга.
    Ты, слуга, подай карету,
    А я сяду и поеду,
    Ты, слуга, подай метлу,
    Я в карете подмету.
    Ты, слуга, подай лимон
    И выкатывайся вон!








  • У сороконожки заболели ножки:
    Десять ноют и гудят,
    Пять хромают и болят.
    Помоги сороконожке
    Посчитать больные ножки.



  • Жил в реке один налим,
    Два ерша дружили с ним,
    Прилетали к ним три утки
    По четыре раза в сутки
    И учили их считать —
    Раз, два, три, четыре, пять.налим

    Важно разобрать с ребятами, какие новые реалии им встретились в считалочке, например, налим — ценная русская рыба, налимья уха считалась особым русским блюдом






  • Родились у нас котята,
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Приходите к нам, ребята,
    Посмотреть и посчитать.
    Раз котенок — самый белый,
    Два котенок — самый смелый,
    Три котенок — самый умный,
    А четыре — самый шумный,
    Пять похож на три и два,
    Те же хвост и голова,
    Тоже пятнышко на спинке,
    Также спит весь день в корзинке.
    Хороши у нас котята,
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Приходите к нам, ребята,
    Посмотреть и посчитать!обложка книги С. Михалкова «Котята»

    Считалочку про котят написал Сергей Михалков более полувека назад!
















Английский язык

На уроках по английскому языку считалки помогают школьникам запоминать новые слова, закреплять уже известные. Ведь учить эти забавные стихотворения намного легче и приятнее, чем обычные прозаические тексты. Можно подбирать стихотворения по определённым темам, например, счёт до двадцати.

  • 1, 2 — Buckle my shoe, (Один, два — завяжи оба башмака)
    3, 4 — Knock at the door, (Три, четыре — запри двери в квартире)
    5, 6 — Pick up sticks, (Пять, шесть — собери тростник ты весь)
    7, 8 — Lay them straight, (Семь, восемь — навести порядок просим)
    9, 10 — A big fat hen, (Девять, десять — большой и толстый кречет)
    11, 12 — Dig and delve, (Одиннадцать, двенадцать — до червя хочет докопаться)
    13, 14 — Maids a-courting, (Тринадцать и четырнадцать — считают девочки-отличницы)
    15, 16 — Maids in the kitchen, (Пятнадцать и шестнадцать — им пора на кухне убираться)
    17, 18 — Maids a-waiting, (Семнадцать, восемнадцать — ждать и не дождаться)
    19, 20 — I’ve had plenty! (Девятнадцать, двадцать — С меня довольно, братцы).








Buckle my shoe

У этой считалочки несколько вариантов и весьма запутанный сюжет

  • Apples, apples,
    One, two, three,
    Apples for you,
    Apples for me.
    Apples for big,
    Apples small,
    Apple trees tiny,
    Apple trees tall.
    Apples sour,
    Apples sweet,
    Apples, apples,
    Are nice to eat.










Видео: школьница рассказывает английскую считалку

Физкультура

Считалки можно использовать по их прямому назначению — в подвижных играх, чтобы определить ведущего и распределить роли. Нужно обращать внимание на содержание произведений, подбирая не «дворовые» варианты, а с более глубоким смыслом.

  • Покатилось колесо,
    Укатилось далеко,
    И не в рожь, и не в пшеницу,
    А до самой до столицы.
    Колесо кто найдёт, тот ведёт.



  • За морями,
    За горами,
    За железными столбами,
    На пригорке теремок,
    На двери висит замок.
    Ты за ключиком иди
    И замочек отомкни.





  • Раз, два, три, четыре —
    Заяц уши оттопырил.
    Вот он серый волк, волк,
    Он зубами щёлк, щёлк!
    Разбегаемся в кусты!
    Зайка, я и ты, и ты.
    Ну а ты постой, волчище,
    Спрячемся — тогда поищешь!






Последняя считалка предполагает, помимо распределения ролей, и учёт детьми правил игры.

Школьники играют в подвижную игру в спортивном зале

Со считалки можно начать подвижную игру на уроке физкультуры

ИЗО

При желании считалку можно использовать и на уроке изобразительного искусства. Ученики могут нарисовать сюжетную картину на основе изучаемой темы (времена года, космос, животные и др.) или конкретного произведения. Интереснее предлагать фантазийные варианты, где действующим «лицом» оказывается предмет. Это позволит развить у детей чувство юмора, фантазию, нестандартное мышление.

  • Шла изба по мостику
    И махнула хвостиком.
    Зацепилась за перила,
    Прямо в реку угодила.
    В речке шум, в речке звон!
    Кто не верит — выйди вон.
    Рисунок избушки, стоящей на брёвнах возле речки

    Картинку можно использовать на уроке рисования в качестве идеи для изображения







  • Раз, два, три,
    Ты на звёзды посмотри!
    Их на небе — миллионы,
    Раз, два, три!
    Будем звёзды мы считать,
    Раз, два, три, четыре, пять…
    Посчитай-ка, не ленись,
    Да смотри не ошибись!






  • Космонавтами мы будем,
    Нами пусть гордятся люди.
    На ракетах серебристых
    Полетим мы в небе чистом.
    Ты не веришь? Выходи!
    На ракеты погляди!




  • Осень. В парке — листопад.
    Листья жёлтые летят.
    Ветер дуть не устаёт,
    Частый дождик слезы льёт.
    Ты не веришь? Выходи
    Да на лужи погляди!




Видео: первоклассники рассказывают считалки

Считалки про школу

Педагогу желательно познакомить своих учеников со считалками на тему школы. Это можно делать, например, во время классного часа. А сами произведения хорошо включать в структуру развлекательных мероприятий. Подойдут такие варианты:

  • Вот и утро настаёт —
    В школу нас звонок зовёт.
    Открывай нам, школа, дверь,
    Мы ведь школьники теперь!
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Учиться будем мы на «пять»!




  • Вот сентябрь наступил —
    Двери в школу нам открыл.
    Держим мы в руках портфели,
    Ранцы, книжки и цветы.
    Мы теперь — не просто дети,
    Мы с тобой — ученики!
    Ты не веришь? Выходи!
    Да на школьников гляди!






Мальчик и девочка в школьной форме с цветами

Во время классных часов педагог может познакомить детей с интересными считалками на тему школы

Видео: девочки рассказывают забавную считалку «Дети бегали по школе…»

Считалки успешно применяют в образовательном процессе младших школьников. Делать это можно на различных уроках. Тексты лучше подбирать объёмные, более содержательные, по сравнению с вариантами для малышей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: