Занятия в подготовительной к школе группе: польза и радость

Одна из главных задач в работе с детьми подготовительной группы: обеспечить маленькому человеку полноценное проживание этого этапа, а не ограничить его подготовкой к школе. Этому способствуют различные виды детской занятости на протяжении дня в разные режимные моменты. Но одним из основных видов деятельности, позволяющим систематически и полно осуществлять программные требования и наполнить жизнь ребятишек интересными полезными делами, является НОД — непосредственная образовательная деятельность.

Цели и задачи проведения НОД в подготовительной группе детского сада

Подготовительная группа детского сада — важный этап в жизни каждого дошкольника, поскольку именно она является ступенькой в интересную, насыщенную новыми событиями и впечатлениями школьную жизнь. Однако и родителям, и педагогам подготовишек стоит помнить, что ребёнок в дошкольные годы не готовится к жизни, а проживает её. Радуется и огорчается, дружит с товарищами, исследует и познаёт окружающий мир, выражает своё отношение к нему в творчестве.

дети радуются

Дошкольное детство — полноценный этап жизни, и ребёнок имеет право прожить его в радости и интересной деятельности

Разнообразить, наполнить каждый день дошкольников яркими впечатлениями, новыми знаниями, умениями, открытиями призваны различные виды деятельности в детском саду: как самостоятельные, так и совместные с педагогом и сверстниками. Большое значение для развития, обучения и воспитания детей подготовительной группы имеет непосредственная образовательная деятельность.

НОД — это специально организованная воспитателем совместная деятельность педагога и детей, направленная на решение различных программных задач. Иногда НОД называют по старинке занятием, но это не означает, что новые занятия в детском саду похожи на устаревшие, напоминавшие уроки.

Отличительные черты современной непосредственной образовательной деятельности:

  • Построение на принципах гуманизации, уважения личности ребёнка.
  • Партнёрство, доверительные и дружеские отношения между участниками образовательного процесса.
  • Свободное участие в деятельности каждого в соответствии с его индивидуальными особенностями, потребностями и желанием.
  • Основной акцент делается не на подачу и усвоение объёма знаний, а на чередование разнообразных видов деятельности, участвуя в которых ребёнок и усваивает знания, овладевает умениями и навыками.

Таблица: виды деятельности, которые могут быть включены в НОД в подготовительной группе

Вид деятельности Форма работы
Игровая
  • Игры с правилами,
  • сюжетные,
  • дидактические,
  • фантазийные по мотивам литературного произведения или мультфильма,
  • спортивные,
  • речевые,
  • для пальчиков и ладошек,
  • театрализации,
  • народные,
  • игровые ситуации в различные режимные моменты дня.
Изобразительная
  • Рисование,
  • лепка,
  • аппликация,
  • конструирование,
  • создание игровых атрибутов, оборудования для познавательно-исследовательской деятельности, украшений и подарков близким к праздникам, сувениров, макетов, произведений детского дизайна для украшения групповых помещений,
  • квиллинг,
  • тестопластика,
  • оформление коллекций, эмблем группы, команды.
Познавательно-исследовательская
  • Экспериментирование,
  • проекты,
  • воображаемое путешествие по карте и во времени,
  • наблюдения и экскурсии,
  • обговаривание и поиск выхода из проблемных ситуаций,
  • моделирование,
  • игры на развитие интеллекта (головоломки, лабиринты, квадрат Воскобовича, логические блоки Дьенеша, кубики Зайцева, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады),
  • создание мини-музеев и работа в них.
Коммуникативная
  • Беседа,
  • ситуативный разговор,
  • составление и отгадывание загадок,
  • логоритмика,
  • рассказ с дальнейшим обсуждением,
  • чтение,
  • разучивание,
  • рассматривание с дальнейшим обсуждением,
  • игра-интервью,
  • составление рассказов,
  • сочинение сказок,
  • создание игровых и ситуативных диалогов.
Восприятие художественной литературы и фольклора
  • Слушание произведений,
  • построение устных высказываний по услышанному,
  • описание характеров и поступков героев,
  • пересказывание хода событий,
  • заучивание и рассказывание,
  • беседа и театрализованная деятельность по мотивам произведений,
  • презентации и выставки книг,
  • литературные праздники,
  • досуги,
  • викторины,
  • творческие интерпретации произведений с элементами ТРИЗ (придумывание альтернативной концовки, введение персонажей и предметов из другого произведения, фантазийные рассказы о дальнейшей судьбе полюбившихся героев).
Трудовая
  • Самообслуживание,
  • труд в природе,
  • хозяйственно-бытовой,
  • ручной труд (работа с бумагой, тканью, природным материалом),
  • дежурство,
  • поручения.
Двигательная
  • Подвижные обучающие игры,
  • подвижные игры с правилами,
  • игровые упражнения,
  • физкультминутки,
  • соревнования,
  • игровые ситуации,
  • досуг,
  • ритмика,
  • аэробика,
  • детский фитнес,
  • спортивные игры и упражнения,
  • аттракционы,
  • спортивные праздники,
  • гимнастика (утренняя и после дневного сна),
  • организация плавания в бассейне.
Музыкальная
  • Слушание,
  • пение,
  • игра на музыкальных инструментах,
  • импровизация,
  • музыкально-дидактические игры,
  • музыкально-ритмические движения.
Конструирование Создание построек из конструктора, модулей, бумаги, природного и бросового материала.
Цит. по http://det-sad-4.narod.ru/1.organizacija_nod_gubareva_n.n..pdf

Поскольку дети седьмого года жизни самые старшие воспитанники в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ), обладают наиболее развитой памятью, вниманием, двигательными навыками, творческими способностями, педагог имеет возможность сочетать во время НОД больше видов детской деятельности, давая больше информации, чем в младшей и средней группе, и в то же время превращая занятия в красочное, логически продуманное действие, в котором с удовольствием принимают участие все.

Таким образом, достигается главная цель НОД: способствовать всестороннему и гармоничному развитию детской личности, её обучению и воспитанию. Задачи каждого занятия разнятся и зависят от образовательной области, в которой оно проводится, темы, времени года, основной дидактической задачи. Главными дидактическими задачами занятия могут быть:

  • ознакомление детей с новым материалом,
  • повторение и закрепление изученного ранее,
  • творческое применение знаний, умений и навыков,
  • контроль и диагностика.

дети на занятии

Современные НОД отличаются от устаревших занятий свободным передвижением детей по группе и отсутствием ограничений в выражении эмоций и мыслей

Методические приёмы, используемые в подготовительной группе ДОУ

В работе с детьми седьмого года жизни используют те же группы методических приёмов, что и ранее: наглядные, практические и т. д. Но, учитывая возросшие возможности воспитанников, изменения их личностных качеств, характера, педагог должен предоставлять им больше самостоятельности, инициативы, простора для творчества. Замечательно, если в процессе занятия возникнут проблемные ситуации, которые нужно обговорить и найти пути решения сообща. Воспитатель должен использовать любую возможность, чтобы поощрять детей к проявлению активности, выражению собственного мнения, умению общаться, договариваться. Это очень пригодится детям в школе.

Наглядные приёмы

Среди наглядных приёмов на первый план выходят те, которые дают дошкольникам возможность проявить себя, свою самостоятельность, умелость, активизируют мышление.

Показ предметов

И с подготовишками воспитатели продолжают использовать такой приём, как показ предметов. Но если в младших группах детям показывали игрушки, предметы обихода, одежду, посуду и т. д., то на седьмом году жизни воспитанники способны воспринять и оценить красоту предметов искусства: статуэток, шкатулок, других изделий народных мастеров, в том числе местных умельцев. Показ предметов используется не только для ознакомления с промыслами, но и становится стимулом к творчеству. Воспитанники сами хотят попробовать себя в роли мастеров, создать фигурку животного, игрушку по мотивам народных.

Показ образца

Давая детям образец готовой работы (рисунка, аппликации, конструкции), воспитатель обязательно указывает на то, что это лишь пример, вариант возможного исполнения, чтобы не ограничивать фантазию детей. С этой же целью образец после показа прячут, давая детям как можно больше свободы в самовыражении и творчестве. Иногда целесообразно давать не полностью готовую работу, а её фрагменты.

Так, предлагая детям нарисовать осенний парк, воспитатель не ставит перед ними полностью завершённое изображение парка на одном листе, а даёт «кусочки» будущей картины на отдельных листах: силуэт деревца, скамейки, дорожки, можно даже в чёрно-белом цвете. И тут же показывает детям «волшебство»: при помощи красок и собственных пальцев превращает серую дорожку в усыпанную листьями, а обычное дерево в яркую рябину. А после предлагает маленьким художникам повторить это чудо и создать свои осенние картины.

дети рисуют

Детям следует предоставлять как можно больше свободы в творчестве — только так можно развить креативность и умение действовать не по шаблону

Демонстрация иллюстраций, картин

Кроме стандартных наборов иллюстраций и предметных картинок, в работе с подготовишками можно использовать репродукции полотен знаменитых мастеров (содержание картин должно соответствовать возрасту детей, а изображение быть чётким, хорошо различимым). Это иллюстрации Е. Чарушина, В. Сутеева, И. Билибина, живописные произведения И. Айвазовского, В. Васнецова, А. Куинджи, Б, Кустодиева, В. Перова.

Показ способа действия

Учитывая возраст детей, педагог может ограничиться схемой, поэтапно изображающей порядок выполнения действий, а можно привлечь к показу и самих дошкольников.

Такой приём уместен при повторе несложных упражнений по физкультуре, математике, грамоте, а также при выполнении физкультминутки. Это делает детей более организованными и ответственными, к тому же каждый старается как можно лучше выполнять упражнения, чтобы в следующий раз воспитатель выбрал в помощники именно его.

Использование информационно-коммуникационных технологий

Просмотр слайдов, презентаций на мультимедийной доске, фрагментов мультфильмов, обучающих игр очень нравится детям. Сейчас эти приёмы набирают популярность в связи с улучшением оснащения детсадов компьютерами и ноутбуками. Яркие, говорящие и движущиеся изображения привлекают внимание детей, повышают их заинтересованность.

В использовании новых технологий нужно знать меру: ребёнок должен быть не пассивным созерцателем происходящего на доске или экране, а принимать активное участие в происходящем, общаться, действовать. только тогда новейшие разработки и технологии принесут пользу его развитию.

дети и компьютеры

При работе с компьютером нельзя забывать о частоте и длительности занятий: не более 15 минут 3 раза в неделю

Применение практических приёмов

Из практических приёмов наиболее широко распространены:

  • Упражнение. Этот приём присутствует на многих занятиях, но облечён в игровую форму, к примеру, дети не просто рисуют ряд палочек, а «строят забор, чтобы не разбежались цыплята».
  • Опыт, эксперимент. Детскому экспериментированию, исследовательской деятельности уделяется внимание во многих методиках, например, в разработках Паршуковой И. Л. Опыт, эксперимент, их анализ и обсуждение результатов является частью некоторых занятий по экологии, ознакомлению с миром предметов. Стоит добавить, что все опыты и эксперименты должны быть абсолютно безопасны для детей и не приносить вреда окружающей среде. Не допускаются также эксперименты над живыми существами: помещение их в другую среду обитания, воздействия любым способом, кроме естественного кормления и ухода. Разрешён лишь опыт в наблюдении: допустим, детям предлагают положить у муравейника конфету-леденец и кусочек хлеба и через некоторое время посмотреть, какая еда понравилась муравьям больше.
  • Моделирование. К созданию моделей, то есть изображений предметов, объектов, близким к натуральным, детей привлекают уже со средней группы, а в подготовительной они могут создавать и исследовать сложные модели (Солнечной системы, морского дна, некоторых экосистем Земли), чтобы постигать взаимосвязи в них. Доступен детям этого возраста и другой вид моделирования: дизайн кукольных нарядов, комнат, домов. Таким видом моделирования увлекаются больше девочки, а мальчикам можно предложить изготовление моделей техники и животных из 3-D конструкторов.

Видео: опытно-исследовательская деятельность в подготовительной группе

Словесные приёмы в работе с дошкольниками подготовительной группы

Приобретают актуальность и многие словесные приёмы, ведь на седьмом году жизни ребёнка его мышление от наглядно-образного переходит к логическому, когда для того, чтобы представить предмет, событие, его необходимо просто назвать.

Рассказ как приём передачи информации

Рассказ не теряет своей актуальности в подготовительной группе. Дети воспринимают педагога как человека, который знает много интересного, может поведать занятную историю, но не менее важным является стремление детей к познанию нового, и роль воспитателя как носителя новых знаний очень важна. Эмоциональный, богатый эпитетами, сравнениями, динамичный рассказ педагога способен украсить занятие и стать его центральной частью.

В подготовительной группе следует побуждать детей к составлению рассказов на основе личного опыта. Этому могут быть посвящены отдельные НОД: дети составляют рассказы о том, как помогают дома родным, как играют в детсаду с товарищами, проводят выходные.

Беседа как часть НОД

Беседа не менее интересна и нужна детям. В первую очередь, это способ выразить своё «Я», поделиться впечатлениями о волнующих событиях, увиденном, пережитом. Дети седьмого года жизни уже имеют вполне реальные представления о мире, обществе, своём месте в нём, их волнует и вопрос школы, который, конечно же, часто поднимают дома.

Продумав и правильно проведя беседу на занятии, воспитатель способствует развитию у дошкольника чувства патриотизма (любви к семье, родному селу или городу, родной природе), уважения к окружающим, умения соблюдать чужие интересы и отстаивать собственные, формированию положительных моделей поведения в социуме и природном окружении. Беседа о школьной жизни должна рассеять все опасения и тревоги малыша, внушив ему мысль, что школа — интересное, полное доброжелательных людей место, где ребёнку будут рады и где он найдёт новых друзей и узнает много нового.

Обращение к опыту детей

Этот приём приобретает особое значение, поскольку именно на седьмом году жизни уважение собственного достоинства, желание быть не просто услышанным, а полезным становится значимым для дошкольников. Поделившись своим опытом, ребёнок чувствует себя полноценным членом сообщества группы, активнее участвует в общей деятельности, коллективном обсуждении идей.

Воспитатель не должен упускать возможность посоветоваться с детьми, узнать их мнение, попросить о помощи. Это неотъемлемые составляющие педагогики партнёрства.

Постановка вопросов

Правильно поставленный, наполненный смыслом вопрос стимулирует активную мыслительную деятельность воспитанников, побуждает их к установлению взаимосвязей между явлениями и объектами, рассуждениям, умозаключениям.

Например, вместо простого вопроса по картине «Зимние забавы», что дети видят на картине и кто там изображён, воспитатель может спросить: «Какая весёлая картина, вам не кажется, ребята? Я смотрю на неё и мне становится весело. А вам? Почему? Что же там происходит такое хорошее и радостное? Опишите своё настроение, которое вам навеяла картина».

Если воспитатель подбирает нешаблонные вопросы, его занятие не станет скучным и малоэффективным. Следует помнить, что дети подготовительной группы способны не только разобраться в проблемной ситуации, но и дать свои варианты выхода из неё. Поэтому стоит включать в работу с ними и вопросы типа: «А как бы поступил ты?», «Как, по-твоему, нужно наказать обидчика? Или лучше простить? Почему?», «Если бы ты оказался на этой картине (в сказке), что сделал в первую очередь?»

Оценка действий детей

Поскольку воспитатель группы — значимая личность для старших дошкольников, то и его оценочные суждения имеют большой вес. Поэтому он должен быть очень осмотрителен в своих оценках. Только хвалить детей нельзя, это обесценит мнение педагога. Если ребёнок допустил ошибку, замечание ему делают в дружелюбной форме, выразив уверенность, что это временная трудность.

Можно побеседовать с дошкольником наедине, если воспитатель знает, что ребёнок очень самолюбив или застенчив. Главное правило: оценка должна быть максимально справедливой и тактичной, а похвала — всегда заслуженной. Мало сказать: «Сегодня все были молодцы», важно пояснить, что именно удалось лучше, какие успехи проявили дети на занятии.

Использование произведений художественной литературы, фольклора

Старшим дошкольникам доступно понимание и красоты художественного слова, и образность выражений, и юмор писателей, так что работа с использованием художественной литературы всегда проходит в подготовительной группе оживлённо, динамично и весело.

воспитатель читает детям

Чтение любимой сказки в тесном дружеском кругу, а не за партами, как на уроке, — отличительная черта современной НОД

Игровые приёмы

Среди игровых приёмов стоит отметить:

  • Дидактические игры. У детей подготовительной группы продолжает формироваться абстрактное логическое мышление, то и обучающие игры в НОД применяют как обычные, так и рассчитанные на логику, смекалку, воображение. Это задачи-шутки, небылицы, ребусы, шарады. Логические задания уместны не только на математике, но и в других образовательных областях, ведь смекалка и логическое мышление пригодятся ребёнку повсюду.
  • Создание воображаемых ситуаций. Дети седьмого года жизни неутомимо создают мир фантазий и живут в нём, играя в свои любимые игры постоянно, даже без игрушек, поскольку научились заменять действия словами. Способность к словесному мышлению и стремление дошкольников к игре, волшебству как естественную потребность детства можно использовать и в образовательных целях. Педагогу достаточно пригласить своих воспитанников в волшебную страну, в сказку, и они охотно за ним последуют.
  • Появление игровых персонажей, предметов, сюрпризных моментов. Иногда, чтобы разнообразить занятие, педагог использует привлечение игровых персонажей, появление необычных предметов (волшебной палочки, ковра-самолёта, цветика-семицветика и т. д.). Как и создание воображаемой ситуации, эти приёмы могут служить мотивацией к началу непосредственной образовательной деятельности.

дети на занятии математикой

Роль игрового персонажа с удовольствием исполнит ребёнок группы

Поисковые приёмы

Стремительно меняющийся современный мир диктует новые требования и к народному образованию. Теперь его главной задачей является формирование не только всесторонне и гармонично развитой личности, а креативного, обладающего гибким творческим мышлением индивидуума, способного быстро воспринимать и применять новую информацию, готового обучаться и совершенствоваться всю жизнь.

Развитию этих качеств способствуют поисковые или эвристические приёмы:

  • «Мозговой штурм». В дошкольном учреждении применяется в старшей и подготовительной группах, в малых подгруппах не более 6–8 человек. Дети под руководством педагога обговаривают проблему, выдвигая свои варианты решения, и потом из всего озвученного выбирают наиболее приемлемый. Пример проблемы: «Каким видом транспорта может добраться Красная Шапочка к домику Бабушки?» Пример вариантов решения и их обсуждения: «Машиной нельзя, тропинка узкая. Воздушный шар и ковёр-самолёт запутаются в ветвях деревьев. Лучший транспорт — велосипед. Но его догонит Волк…» Чтобы этого не случилось, дети решают вторую проблему таким путём: «Волшебник превратит шапочку в шапку-невидимку, и Волк не увидит девочку».
  • Поиск ассоциаций и аналогий. Мышление детей подготовительной группы позволяет им не только подбирать предметы по аналогии или ассоциации, но и пояснять возникшие в представлении связи, сходства, порой самые необычные: «Стул похож на слона, потому что у них по четыре ноги. В народной сказке была молочная река, а в нашей Стране Фей будет река из лимонада с берегами из печенья, потому что печенье вкусно запивать лимонадом». Педагогу ни в коем случае не стоит обрывать нить детской фантазии, напротив, творчество ребят стоит записать, чтобы использовать для составления сказок, фантазийных игр в свободное от занятий время.
  • Синектика (объединение разнородных элементов). Берутся два далёкие по смыслу понятия, к примеру, стакан и бабочка, соединяются их свойства и обговариваются полезные результаты такого объединения: «Если бы стакан стал бабочкой, у него выросли крылья, и когда его роняют, он бы опять прилетал на стол. Если бы бабочка стала прозрачной, как стеклянный стакан, её не заметили птицы и не склевали». Успешное применение эвристических методов зависит от готовности самого педагога проявить креативность и неординарность мышления.

Основные типы НОД в детском саду

По способу подачи материала НОД делят на три основных типа:

  • Предметные (однотемные). На них изучают новую тему в одном виде деятельности и проводят 2–3 игры на закрепление. Такие занятия нужны для усвоения сложного материала по математике, грамоте.
  • Комплексные. В них разные виды деятельности чередуются, связанные единым сюжетом, логически дополняя друг друга: повторили приметы зимы, пословицы и поговорки о зиме, сделали звуковой анализ слов на зимнюю тематику, поиграли в дидактическую игру «Зимние подарки», а в завершение нарисовали морозные узоры для украшения дворца Зимушки-зимы.
  • Интегрированное занятие отличается от остальных тем, что в нём нельзя отследить чёткого разделения видов деятельности, потому что они взаимно проникают друг в друга. К примеру, детям сообщают, что добрый профессор зоологии просит о помощи: в океане терпит крушение корабль с обитателями Южного полюса и Африки. Необходимо снять с него животных, расселить по местам обитания и пересчитать все виды по отдельности. Дети охотно помогают профессору: пингвинов и моржей переносят на льдины, а жирафов и зебр в саванну, но отделяют от львов пальмами. После этого пересчитывают количество животных в каждой группе. Оно совпадает с записями профессора, значит, все звери спасены. На этом примере мы видим, как в одном задании детям необходимо применить и знания о животных разных природных зон, и первичные математические представления, и умения быстро группировать по нужному признаку (хищники и травоядные).

Творческие и активные педагоги в поисках новых форм НОД проводят занятия в нетрадиционной форме:

  • квесты,
  • путешествия,
  • поиск сокровищ,
  • аналоги телепередач «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг».

дети помогают друг другу

При выполнении заданий дети могут помогать друг другу, сотрудничать, делиться идеями

Умелая организация и подбор интересного материала, доступного возрасту детей, делают такие занятия очень интересными и результативными. Итоговые и контрольные занятия можно организовать в форме сказочных викторин, на которых герои любимых детьми мультфильмов и книг зададут свои вопросы и помогут в поиске правильного ответа.

Видео: открытое занятие по математике в подготовительной к школе группе

https://youtube.com/watch?v=YlOrFybQODI

Подробнее о том, как подготовиться к открытому занятию в детском саде, можно из нашей статьи — Как провести открытое занятие в подготовительной группе ДОУ.

Индивидуализация работы на занятии

Осуществляя принцип индивидуализации дошкольного образования, педагог подготовительной группы планирует занятия с детьми не только в форме фронтальных (когда участвуют все дети), но и разбивает группу на подгруппы и проводит НОД по очереди с каждой. Незанятые в НОД дети остаются под присмотром няни или других специалистов ДОУ (инструктора по физкультуре, психолога, музработника).

Практикуют также работу в малых подгруппах, когда дети выполняют рисунок или аппликацию, скульптурную композицию вдвоём или втроём, причём распределяют между собой объём работы самостоятельно. Умение договариваться, работая в малых подгруппах, у них вырабатывается ещё в старшей группе, где такие формы организации НОД тоже проводят.

дети работают в подгруппе

При работе в подгруппе каждый берёт на себя задание, с которым может справиться

В каждой группе есть дети-успевайки, которые делают работу раньше всех. Чтобы они не скучали, им можно предложить тихо заняться любимым делом: почитать или рассмотреть иллюстрации в книге, поиграть в настольную игру или же изготовить ещё один рисунок, поделку, помочь товарищам. Замечено, что чаще всего дети выбирают последний вариант и активно помогают сверстникам.

Существует и обратное: могут встретиться медлительные ребятишки, темп деятельности которых отстаёт от остальных. Это не говорит об отставании в развитии, а лишь о темпераменте ребёнка. Такому малышу нужно дать выбор: он справится сам или примет помощь товарища и педагога, и действовать в соответствии с желанием ребёнка. Случается, все уже нарисовали и играют в зоне сюжетных игр, а один юный художник упорно заканчивает работу. Это его право, которое необходимо уважать. Когда рисунок будет готов, ребёнка следует похвалить за старание и умение довести работу до конца. Но если его деятельность мешает проводить очередной режимный момент, педагог должен пояснить ребёнку, что сейчас его работу закончить невозможно, и предложить сделать это позже.

Чему ещё следует уделить внимание

В подготовительной группе НОД проводят не только по привычным всем природоведению, ознакомлению с социумом, математике, грамоте, чтению, изобразительной деятельности. Необходимо готовить детей к жизни, совершенствовать их жизненные компетенции на занятиях по правовому и финансово-экономическому воспитанию, валеологии, расширять кругозор знаниями о родном крае, его достопримечательностях, выдающихся гражданах.

Поэтому некоторые занятия можно перенести в отделение банка, аптеку, краеведческий музей, библиотеку. Наверняка среди родителей детишек есть мама медсестра или врач, которая с помощью воспитателя доступно расскажет о своей профессии и об охране здоровья. Неоценимую помощь в социализации детей могут оказать и папы воспитанников, среди которых найдутся люди интересных и даже героических профессий: спасатель, пожарный, лесничий и т. д. Их рассказы также будут увлекательны и полезны.

занятие по пожарной безопасности

В гости к детям можно пригласить и родителей, и их знакомых, чтобы они рассказали о своих профессиях

Структура и временной план занятий

Каждую неделю в подготовительной группе проводится до 15 НОД (по три в день), длительность которых строго ограничена санитарными нормами. Занятия повышенной нагрузки рекомендуется проводить ближе к середине недели. Между занятиями проводят подвижные паузы, танцевальные или игровые, а в середине самих занятий обязательно используют физкультминутки, упражнения на расслабление, гимнастику для глаз.

Таблица: этапы и длительность НОД в подготовительной группе

Этап НОД Предметное занятие Интегрированное Комплексное
Вступительный (мотивационный) Воспитатель организует детей, осуществляет плавный переход от предыдущего вида деятельности, мотивирует детей на образовательную деятельность. До 2 мин.
Основной (практический) Выполнение основного вида деятельности (изучение нового материала, закрепление в игре или упражнении, физкультминутка). 25 мин. Последовательное выполнение основного и дополнительных видов деятельности, объединённых общим сюжетом. До 33 мин. Интеграция (взаимопроникновение) различных видов деятельности, все виды деятельности равнозначны. Возможно использование 1–2 малоподвижных игр, танцевальной паузы вместо физкультминутки. До 34 мин.
Заключительный (рефлексивный) Подведение итогов, обращение к опыту детей, приобретённому на занятии: что запомнилось, вызвало интерес, было лёгким или трудным и т. д. 1,5–2 мин.
Общая длительность 30 мин. До 38 мин. До 38 мин.

Мотивация образовательной деятельности

Главной мотивацией к образовательной деятельности в подготовительной группе является познавательная, за ней следует нравственная и игровая. Если педагог пользуется доверием детей, неоднократно проводил интересные, яркие занятия, то будет достаточно его эмоционального предложения позаниматься, чтобы переключить группу на организованную образовательную деятельность.

Нравственная мотивация — это просьба о помощи, совете, добром деле, которое могут совершить дети. Она несёт большую воспитательную нагрузку. В конце занятия, к которому дети были мотивированы с использованием нравственных аспектов, необходимо подвести моральный итог: мы смогли помочь, выполнить все задания, преодолеть трудности, потому что были смелыми, дружными, добрыми.

Кроме этого, целесообразно использовать такие приёмы:

  • Внесение в группу новых предметов, привлекающих внимание детей к определённой познавательной деятельности (глобус, детская энциклопедия, оборудование для опытов).
  • Приглашение в мастерскую, лабораторию, театр, на выставку книг. Смоделированная обстановка поможет детям «вжиться» в образы взрослых, которым они обязательно захотят подражать: учёных, артистов, народных умельцев.
  • Использование фантазийных, игровых мотивов: все ребятишки увлечены сказками, мультфильмами, и непременно захотят помочь любимым героям, отправиться в их страну.
  • Постановка проблемной ситуации, решение которой нельзя отыскать сразу, его вместе ищут в течение всего занятия. «Какое сокровище на планете Земля самое дорогое?», «Почему говорят, что соль дороже золота?», «Кого в сказочном королевстве можно назвать настоящим другом?» и т. д.

Планирование занятий в подготовительной к школе группе

Планируя темы ежедневных НОД, воспитатель непременно опирается на Программу ДОУ, методические рекомендации примерных образовательных программ, Федеральный государственный образовательный стандарт. Это помогает охватить все стороны общественной жизни, осветить разнообразные явления природы и социума.

Таблица: фрагмент картотеки тем НОД

Автор Куприяненко (Артемьева) А. Е., МКДОУ «Детский сад комбинированного вида
№2» г. Медвежьегорск, воспитатель
Образовательная область Тема НОД Программные задачи
Социально-коммуникативное развитие День знаний, школа
  • Расширить представления о празднике «День знаний».
  • Познакомить детей с профессией учителя, со школой.
  • Показать общественную значимость труда школьного учителя.
  • Воспитывать чувство признательности, уважения к труду учителя, интерес к школе.
Откуда хлеб пришёл
  • Дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом питания, познакомить детей с разнообразием хлебобулочных изделий.
  • Закрепить знания о долгом пути хлеба от поля до стола.
  • Воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.
Дружная семья
  • Обобщать и систематизировать представления детей о семье .
  • Расширять представления о родовых корнях семьи.
  • Активизировать познавательный интерес к семье, к близким.
  • Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью.
Наши права и обязанности
  • Познакомить детей с правами и обязанностями.
  • Воспитывать чувство достоинства и уважения к себе и окружающим его людям.
Земля — наш общий дом
  • Познакомить с понятием «Земля — наш общий дом».
  • Рассказать о том, что на земле много стран, живут люди разных рас и национальностей.
  • Формировать интерес и уважение ко всем людям, отмечая их самобытность.
Познавательное развитие. Ознакомление с миром предметов Удивительные предметы Учить детей сравнивать предметы, придуманные людьми, с объектами природы и находить между ними общее (то, что не дала человеку природа, он придумал сам).
Путешествие в прошлое книги
  • Познакомить детей с историей создания и изготовления книги.
  • Показать, как книга преобразовывалась под влиянием творчества человека.
  • Вызвать интерес к творческой деятельности человека.
  • Воспитывать бережное отношение книгам.
Путешествие в прошлое денег Расширять представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).
На выставке кожаных изделий
  • Дать детям понятие о коже как о материале, из которого человек делает разнообразные вещи.
  • Познакомить с видами кожи, показать связь качества кожи с назначением вещи.
  • Активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к старинным и современным предметам рукотворного мира.
Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы Посещение кафе «Дары осени»
  • Систематизировать представления детей о фруктах и овощах.
  • Упражнять в составлении рассказов об овощах и фруктах.
  • Познакомить с технологией приготовления блюд из овощей и фруктов.
Золотая осень
«Унылая пора! Очей очарованье!…»
  • Расширять знания детей об осени, формировать обобщённые представления о ней, как о времени года, приспособленности растений и животных к изменениям в природе.
  • Закреплять знания о правилах безопасного поведения в природе.
  • Расширять представления об отображении осени в произведениях искусства (поэтического, изобразительного, музыкального).
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
Как животные приспособились к зиме
  • Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования.
  • Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания,
  • Воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой.
Как хорошо у нас в саду
  • Расширять и обобщать представления детей об общественной значимости детского сада, о его сотрудниках, о правах и обязанностях детей, посещающих детский сад.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, окружающим.
Круглый год
  • Закрепить знания о временах года, сезонных изменениях в природе, о последовательности месяцев в году.
  • Продолжать знакомить с народными приметами.
Дерево умеет плавать
  • Расширять представление о дереве, его качествах и свойствах.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способом использования.
Познавательное развитие. ФЭМП Геометрические фигуры
  • Закрепить название геометрических фигур: квадрат, прямоугольник, треугольник, четырёхугольник.
  • Упражнять в счете в пределах 10.
  • Развивать внимание, умение решать логические задачи, согласовывать числительные с существительными.
Счёт в пределах 10
  • Упражнять в счёте в пределах 10, в порядковом счёте, закреплять цифры от 0 до 10.
  • Упражнять в сравнении предметов по длине и ширине, повторить состав чисел 2 и 3.
  • Учить отвечать предложениями, правильно употреблять существительные во множественном числе, формировать умение понимать и выполнять самостоятельно поставленную задачу.
Дни недели
  • Познакомить с количественным составом числа 6 из единиц.
  • Уточнить представления о цифре 5.
  • Закреплять умение последовательно называть дни недели.
  • Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.
Знакомство с монетами
  • Познакомить с монетами достоинством 1,2,5,10 рублей и 1, 5, 10 копеек.
  • Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку.
  • Уточнить представления о многоугольниках и способах их классификации по виду и размеру.
Составление арифметических задач
  • Учить составлять арифметические задачи на сложение.
  • Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.
  • Развивать внимание, память, логическое мышление.
Речевое развитие Чтение и обсуждение стихотворения А. Барто «В школу»
  • Продолжать развивать интерес к художественной литературе.
  • Пополнять литературный багаж стихотворениями.
  • Обращать внимание детей на выразительные средства.
Составление рассказа по картине «Дети идут в школу»
  • Обучать навыкам составления сюжетного рассказа по картине.
  • Учить составлять предложения, используя вводные слова и слова в переносном значении, членить слова на слоги.
  • Познакомить со слоговым составом слова.
Ознакомление с малыми фольклорными формами
  • Уточнить представления о жанровых особенностях, назначении загадок, скороговорок, пословиц.
  • Учить понимать обобщённое значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста.
Описание живых объектов Упражнять детей в составлении описательных высказываний (описание животных).
Чтение В.Бианки «Лесные домишки»
  • Продолжать знакомить с творчеством В. Бианки, работу по развитию знаний о жанровых особенностях сказки и рассказа.
  • Учить понимать главную мысль литературной сказки, связно передавать её содержание.
Моя любимая игрушка
  • Обучать навыкам составления рассказа на основе личного опыта по теме «Моя любимая игрушка», отбирая наиболее важные факты.
  • Учить рассказывать последовательно, выразительно.
Время загадок, скороговорок и считалок
  • Повторить известные произведения малых форм фольклора.
  • Познакомить с новыми произведениями.
Пересказ сказки «Как аукнется, так и откликнется»
  • Учить выразительно пересказывать сказку, используя слова и выражения из текста.
  • Активизировать употребление в речи глаголов, взятых из сказки.
  • Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных.
Художественно-эстетическое развитие Дары осени
  • Закрепить знание о жанре живописи — натюрморте.
  • Дать представление о композиции.
  • Показать роль цветового фона для натюрморта.
  • Совершенствовать технику рисования с натуры.
Художник И. Левитан и его картина «Золотая осень»
  • Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений изобразительного искусства.
  • Продолжать знакомить детей с произведениями живописи.
Лепка фигуры человека в движении
  • Учить детей передавать относительную величину частей фигуры человека и изменения их положения при движении (бежит, работает, пляшет, и пр.).
  • Учить лепить фигуру из целого куска глины.
Аппликация на тему сказки «Царевна-лягушка»
  • Формировать эстетический вкус, развивать воображение, творчество, образные представления.
  • Учить задумывать содержание своей работы, отражать впечатления, полученные во время чтения и рассматривания иллюстраций к сказкам.
  • Закреплять навыки вырезывания деталей различными способами, вызывать потребность дополнять основное изображение деталями.
Конструирование по замыслу
  • Формировать у детей умение делать постройки разного назначения, анализировать свои постройки.
  • Развивать творческие способности, воображение.

Больше интересных занятий по всем образовательным областям вы найдёте по ссылке https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/01/14/perspektivnyy-plan-raboty-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe-razrabota.

Таблица: конспект НОД в подготовительной группе «Лекарственные растения — помощники нашему здоровью»

Автор Бабий М. Б., воспитатель детского сада № 112 г. Архангельска
Этап НОД Содержание этапа
Задачи
  • Сформировать представления детей о лекарственных растениях и их пользе,
  • дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения,
  • дать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни,
  • закрепить понятие о взаимосвязи растительного мира и человека,
  • привить потребность в здоровом образе жизни, уважение к физическим упражнениям,
  • развивать любознательность, умение анализировать, объяснять, рассуждать,
  • учить делать простейший самомассаж.
Материал
  • Альбом с лекарственными растениями «Зелёная аптека»,
  • картинки с изображением лекарственных растений,
  • картинки с изображением заболевших животных,
  • схема для составления рассказа о растениях,
  • ребус.
Вступительная часть Воспитатель:
— Здравствуйте, дети и гости! Вы знаете, что слово «здравствуйте» не только приветствие, но и пожелание здоровья? Я всем желаю здоровья! А как вы думаете, что такое здоровье? (ответы детей).
Задумывались ли вы когда-нибудь, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Здоровье для человека — главная ценность. Если мы заболели, то, какое у нас настроение?
— Давайте дадим характеристику здорового человека (нужно прочитать и выбрать слова из строки).
  • Красивый, бледный, толстый,
  • Сутулый, румяный, крепкий,
  • Сильный, страшный, неуклюжий,
  • Ловкий, стройный, подтянутый.

Наверное, каждый из вас хочет быть таким. Сегодня утром нам прислали посылку, давайте узнаем, что же в ней (достаю книгу «Зелёная аптека»). Какая она необычная и красивая. А ещё тут записка от Феи леса, она приглашает нас с помощью этой книги совершить путешествие в страну лекарственных растений.




Основная часть Воспитатель:
— Мы уже много знаем о растениях. Без растений жизнь на нашей планете не существовала бы. Давно-давно, в старые времена, люди заметили, когда животные заболевали, они уходили. Тогда они решили проследить за животными. Оказалось, что животные уходили в лес и ели там траву, цветы и постепенно выздоравливали. Задумались люди, и вскоре поняли, что это необыкновенные травы и цветы, а особенные, они помогают при болезнях. Открываем первую страничку нашей книги. А тут загадка:

  • Каждый лист мой любит тропки
    У обочины дорог.
    Он однажды людям добрым
    Раны вылечить помог.
    (Подорожник).



Прежде чем прикладывать листок подорожника, его нужно очистить от пыли, затем слегка поцарапать листик, чтобы выделился сок, и приложить к ранке. Давайте теперь попробуем рассказать про подорожник по схеме (ответы детей с опорой на схему).
— Переворачиваем страничку, а тут лежит конвертик, а в нём картинка, разрезанная на части. Нам нужно её сложить и тогда мы узнаем о каком растении мы будем вести речь (дети собирают изображение и называют). Эти цветы первыми появляются весной. Нижняя сторона листа мягкая, тёплая и покрыта волосками. Верхняя сторона листа гладкая, холодная.

  • Перемерил много луж ты,
    Сразу кашель одолел.
    Надо было маму слушать,
    Вот тогда б не заболел.
    Так бери скорее мать-и-мачехи листок
    Воду, чтоб погорячее,
    Можно даже кипяток.
    И настой тебе поможет,
    Снимет боль в груди и резь.
    Кашлять вскоре перестанешь,
    Больше в лужи ты не лезь.









Давайте и про это растение тоже попробуем рассказать по нашей схеме (ответы детей).
— Давайте перевернём следующую страничку книги.
— А здесь у нас зашифрованное слово. Для того чтобы его разгадать надо от каждого предмета взять только первую букву (Дети отгадывают слово «ромашка»).

  • Простудился, голос сиплый.
    Болит горло и першит.
    Не беда!
    Чтобы горло не першило
    Ты ромашку завари
    И отваром этим горло полощи.




— Есть ещё один секрет. Если отваром ромашки полоскать волосы, то они становятся мягкими и пушистыми.
— А сейчас Фея леса предлагает нам сделать самомассаж, чтобы не болеть.
Дети делают самомассаж «Неболейка».
Воспитатель:
— Фея леса что-то приготовила для нас в мешочке (достаёт картинки с животными). Мишка жалуется: «Наш доктор Айболит срочно уехал в Африку. И нас теперь некому полечить». Давайте поможем зверятам.



  • У медведя першит в горле и голос сиплый. Какое лечение мы ему порекомендуем?
  • Лисичка перебегала ручеёк, промочила лапы, а вода была холодная. Теперь у неё кашель. Как ей помочь? Какую травку выбрать?
  • Зайчик бежал, споткнулся и упал и разбил коленку. Как его полечить можем?

— Спасибо вам, ребята! Помогли вы нам.


Заключительная часть — Вот мы с вами и совершили наше небольшое путешествие в страну лекарственных растений. Какие лекарственные растения мы с вами встретили? (ответы детей) И это только малая часть этих растений. А в книге «Зелёная аптека» их ещё много. И мы с вами продолжим знакомство с ними. Спасибо! Будьте здоровы! Берегите себя!
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2015/03/19/konspekt-nod-lekarstvennye-rasteniya-pomoshchniki-nashemu

НОД в подготовительной группе призваны направлены на выполнение обширных программных задач. Творчески подойдя к организации образовательного процесса, педагог сумеет обогатить занятия удивительными открытиями, волшебными приключениями, играми и движением. которые жизненно необходимы детям. И тогда они принесут дошкольникам не только пользу, но и радость.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: