Здоровьесберегающие технологии в старшей группе детского сада

Внедрение технологий укрепления и сохранения здоровья считается ключевым в работе дошкольных образовательных учреждений (ДОУ). К старшей группе (5–6 годам), когда у детей активно закладывается фундамент здоровья, работа, направленная на расширение базы теоретических знаний и практических навыков здоровьесбережения, приобретает особую значимость. Поэтому без знания методических особенностей организации этого направления образовательной деятельности не обойтись.

Цели и задачи здоровьесберегающих технологий в старшей группе ДОУ

Практическая реализация концепции воспитательных, оздоровительных, коррекционных и профилактических мер, реализуемая посредством взаимодействия детей, их родителей, педагогов и медицинского персонала детского сада, носит название здоровьесберегающей технологии. Это понятие охватывает разные стороны становления личности ребёнка: физический рост, формирование характера, в том числе и в аспекте выработки стратегии отношений с окружающими и самим собой. Все эти составляющие системы учебно-воспитательной деятельности с детьми старшей группы нацелены на:

  • организацию условий для поддержания максимального уровня состояния здоровья воспитанников (это касается, прежде всего, предметно-окружающей среды, в которой находятся дети — все её элементы должны быть абсолютно безопасными для дошкольников),
  • формирование представлений о высшей ценности здоровья самого малыша и окружающих его людей (в том числе и через обучение придерживаться мер профилактики непредвиденных ситуаций в быту),
  • получение представлений о способах ведения здорового образа жизни (ЗОЖ), например, через знакомство с разными способами закаливания, системами здорового питания и пр.,Дети на снегу обливаются водой

    Любые аспекты ЗОЖ дети изучают в теории, а на практике реализуют лишь те, которые одобрены родителями

  • развитие навыков правильного поведения в экстренных ситуациях (к примеру, оказания первой медицинской помощи при ушибах или бытовых травмах).

В контексте профессиональной деятельности педагога осуществление здоровьесберегающих техник направлено на:

  • обогащение личного опыта навыков культуры ЗОЖ (например, в аспекте повышения собственной стрессоустойчивости на рабочем месте),
  • обеспечение родителей воспитанников материалами, касающимися практического осуществления основ теории здоровья, то есть повышение их валеологической компетентности.

Это интересно. Учитывая направленность работы по технологиям здоровьсбережения, все аспекты учебно-воспитательной деятельности рассматриваются с позиций взаимодействия с малышами и тесного контакта с родителями.

Задачи здоровьесберегающего направления образовательной работы формулируются для четырёх видов технологий здоровьесбережения, практикуемых в детском саду.

Таблица: задачи разновидностей технологий здровьесбережения для старшей группы

Технология Содержание Задачи для старшей группы
Оздоровительно-физкультурная Совершенствование физических качеств (силы, выносливости, гибкости) и обеспечение условий для удовлетворения потребности в движении.
  • Систематизация физкультурной терминологии (исходное положение, колонна, шеренга),
  • содействие формированию телесной рефлексии за счёт углубления знаний о теле человека (к примеру, за счёт анализа ощущений после выполнения каждого задания),
  • стимуляция осознанного выполнения заданий с опорой на ценность их оздоровительного воздействия (например, приседания полезны для укрепления суставного аппарата, в частности, ног, а также для сухожилий и связок).
Медицинская профилактическая Обеспечение своевременных профилактических мер, направленных на сохранение здоровья под контролем медперсонала ДОУ.
  • Организация профилактического осмотра детей узкими специалистами (хирургом, окулистом, стоматологом и др.) для определения состояния физического здоровья,
  • проведение просветительской работы в отношении пользы элементарных процедур закаливания (обливания холодной водой, ходьбы по тёплой земле босиком и пр.),
  • приобщение к культуре питания (беседы на тему здоровой и нездоровой пищи),
  • выработка режима питья (нужно потреблять не менее 1,5 л жидкости в день),
  • разъяснение последствий ряда заболеваний (туберкулёза, рака).
Технология обеспечения условий для поддержания социально-психологического благополучия детей (работа по этой технологии ведётся педагогом в активном сотрудничестве с психологом посредством проведения тестов и наблюдений) Поиск оптимальных условий для эмоционально комфортного нахождения малышей в детском саду, а также проведение диагностических мероприятий, призванных определить, насколько ребёнок готов к следующей образовательной ступени.
  • Мониторинг представлений малышей о самих себе, отношениях в семье,
  • проведение диагностических процедур, направленных на выявление недостатков в подготовке детей к следующей образовательной ступени (например, недостаточное развитие произвольного внимания, умения концентрироваться на задании).
Валеологическая просветительская (направлена в том числе и на работу с семьями воспитанников) Ознакомление мам и пап с основами ЗОЖ, а также способами воспитания культуры здоровья в семье.
  • Развитие умения избегать опасных для жизни ситуаций или обращаться к взрослым в случае их возникновения,
  • организация просветительских бесед, встреч с врачами на тему профилактики нарушений зрения из-за чрезмерного увлечения детьми электронными устройствами и проблем с опорно-двигательным аппаратом, которые возможны в силу неравномерного роста скелета и мышц,
  • проведение практикумов на тему организации домашних занятий с малышами, направленных на подготовку руки к письму,
  • подключение детей и взрослых к оформлению и наполнению развивающих зон в группе.

Это интересно. Одной из относительно новых, практикуемых лишь в ряде детских садов в стране, технологий сохранения здоровья в ДОУ является методика В.Ф. Базарного. Её суть заключается в том, что детям для профилактики нарушений работы опорно-двигательного аппарата обеспечивается режим изменяющихся поз. Во время занятий дошкольники не только сидят за столами, но и стоят за специальными конторками с углом наклона до 18 градусов. Кроме того, образовательная деятельность непосредственного характера организуется в режиме «зрительных горизонтов»: наглядность располагается удалённо от малышей на «коромыслах», подвешенных на потолке, опоры которых находятся в четырёх углах комнаты. А также в процессе НОД методикой предполагается тренировка на специальном офтальмотренажёре: дети по указке педагога «пробегают» глазами яркую траекторию на потолке, сочетая движения глаз и головы.

Фотогалерея: техническое обеспечение методики Базарного

Методы реализации технологий сохранения здоровья в работе с детьми 5–6 лет

Основой взаимодействия с детьми в рамках осуществления задач технологий здоровьесбережения является игра как основной вид деятельности дошкольников. И если представить систему методов строительной конструкцией, то игра будет её фундаментом. Кроме того, внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс ДОУ способствуют:

  • речевые методы,
  • наглядные методы,
  • практические методы.

Каждый из этих методов реализуется в ДОУ набором приёмов взаимодействия с детьми.

Трое детей играют в поликлинику

Игровые методы помогают дошкольникам на практике отработать необходимые навыки и умения

Таблица: приёмы реализации технологий здоровьесбережения в старшей группе

Методы Приёмы Суть Пример
Игровые Игры на пропаганду здоровьесбережения Содержание игр этого вида нацелено в основном на систематизацию знаний о функциях частей тела ребёнка, а также на разработку алгоритма поведения в той или иной нестандартной ситуации, несущей угрозу здоровью или жизни. Примеры игр, пропагандирующих ЗОЖ и закрепляющих знания об организме человека, можно найти в публикациях педагогов:
  • Лукьяновой С.Н.,
  • Митрофановой Е.В.
Нетрадиционные игры К этому виду игровых приёмов относятся игры с солью. Они могут организовываться и в соляной комнате параллельно с проведением закаливающих процедур, и в группе. Примеры нетрадиционных игр с солью представлены здесь.
Наглядные Картинки Наглядно-образный тип восприятия действительности определяет иллюстративный материал как обязательное условие организации занятий в детском саду. Картинки могут быть сюжетными (например, иллюстрации к сказке К. Чуковского «Мойдодыр» или стихотворению С. Михалкова «Про мимозу»), а могут быть представлены в виде алгоритмов или схем, к примеру, порядок пересечения проезжей части по пешеходному переходу или процесс обработки раны при порезе.
Лэпбуки Своего рода папки с материалами (или буклеты), в которых собраны теоретические сведения по теме (к примеру, «Режим дня», «Полезные продукты», «Жизненно важные витамины» и др.), а также целый ряд практических заданий в разных видах деятельности (игры, идеи творческих заданий и пр.).
Демонстрация В этом приёме педагог выступает в роли модели, презентующей порядок выполнения того или иного задания, игровых действий.
Показ Основой этого приёма является презентация видеоматериала по теме. При разработке темы «Я вырасту здоровым» со своими воспитанниками я обсуждаю мультфильм «Безопасное поведение дома и на улице».
Речевые Разъяснение Этот метод предполагает объяснение педагогом того или иного аспекта сохранения и укрепления здоровья. Разъяснение, как и любой другой словесный метод, обладает сильным потенциалом мотивации малышей на работу. Например, в рамках темы «Где прячется здоровье» педагог объясняет ребятам, что подразумевается под понятием «эмоциональное здоровье». «Есть такие ситуации, когда у человека ничего не болит, а ему плохо, грустно. Может быть, он обидел кого-то, а может, обидели его, сказали что-то неприятное. Такие ощущения мы обычно называем «плохим настроением» или «капризами». Взрослые называют это «эмоциональным нездоровьем». Оно часто становится причиной недомоганий, болезней, например, головной боли. И чтобы не допустить такого состояния, нужно следить за своим настроением, то есть за эмоциями: не допускать со своей стороны плохих поступков и не позволять поступать нехорошо с собой. Тогда можно будет говорить о том, что мы эмоционально здоровы».
Беседа В аспекте разработки технологий здоровьесбережения используются и познавательные беседы, раскрывающие суть какого-либо явления, связанного со здоровьем, и этические, формирующие ценностные ориентиры личности в отношении здоровья окружающих людей. «Что у меня внутри».
Педагог вместе с детьми рассматривает плакат с внутренним строением человека. Наводящими вопросами («Что будет, если мы не будем кушать?» — организм перестанет получать питательные вещества, человек будет слабым, перестанет сопротивляться болезням, станет лечиться, а лекарства могут отрицательно сказаться на разных органах и т. д.) взрослый подводит малышей к выводу о том, что все органы взаимосвязаны, и сбой в работе одного приведёт к неполадкам в функционировании остальных.
«Как защитить себя от микробов».
Педагог спрашивает у малышей, что такое микроб. Вместе приходят к заключению, что это маленькие живые существа, которые могут приносить пользу, например, превращать опавшую листву на земле в перегной для удобрения растений. А могут, быстро размножаясь, вызвать воспаление, отравление. И чтобы этих «вредин» прогнать, нужно совсем немного:
  • обязательно мыть руки, овощи, фрукты,
  • не брать в рот посторонние предметы,
  • проветривать помещения в любую погоду.


«О лекарствах и витаминах».
Сначала педагог помогает детям ответить на вопросы, что такое лекарства, что такое витамины. В ходе обсуждения приходят к заключению, что лекарства и витамины нужны для защиты организма от болезней. Но и в больших количествах принимать их нельзя: организм может отреагировать обострениями заболеваний.
Работа с книгой (чтение) В старшей группе уже есть дети, умеющие читать. Так что этот приём может практиковаться не только в исполнении педагога, но и воспитанников. Правда, с ограничениями: тексты должны быть короткими, с интересным, даже удивительным, содержанием. В рамках темы «Путешествие в страну здоровья» дети могут зачитывать данные о том, сколько дней или часов в жизни здоровый человек спит, сколько воды выпивает и пр.:

  • съедает 35 тысяч булочек,
  • спит 25 лет,
  • моргает 25–30 раз в минуту и т. д.
Стихотворения Обычно используются с целью мотивации малышей на работу. Однако для ряда тем могут стать приёмом актуализации имеющихся знаний или способом закрепить новую информацию. В рамках темы «Хочу быть здоровым» своим ребятам я предлагаю такую рифмовку для обсуждения и заучивания:
  • Чистота — залог здоровья, Чистота нужна везде: Дома, в школе, на работе, И на суше, и в воде. Руки с мылом надо мыть, Чтоб здоровенькими быть. Чтоб микробам жизнь не дать, Руки в рот не надо брать. Всякий раз, когда едим, О здоровье думаем: Мне не нужен жирный крем, Лучше я морковку съем.
Загадки Работая над темой «Азбука здоровья», воспитатель останавливается на вопросе правильного питания, систематизируя знания детей о полезных продуктах с помощью загадок:
  • Будет крепок и высок
    Тот, кто пьёт морковный … (Сок).
  • Горит на грядке светофор,
    И люди ждать согласны,
    Пока зелёный
    Не сделается красным. (Помидор).


  • На бахче родился —
    В шар превратился,
    Зелёный да гладкий,
    Внутри алый и сладкий. (Арбуз).


  • В руку взяла ложку Наташа,
    Ест она утром овсяную … (Кашу).
Сказки Этот методический приём применяется в двух ипостасях: произведение художественной литературы как основа не только для обсуждения, но и в качестве элементов анализа (пересказа сюжета) и сказкотерапия, призванная способствовать решению конкретного вопроса здоровьесбережения. Первый случай может быть проиллюстрирован стихотворениями С. Михалкова «Про мимозу», А. Барто «Девочка чумазая». А второй вариант, направленный на доступное для понимания детей разъяснение той или иной проблемы, можно растолковать при помощи сказки о том, как Малыш разгадал секрет здоровья. «Жил-был на свете один Малыш. Такой, как вы. И был он весёлый, шустрый, да вот только болел часто. Бывало, выглянет в окошко — погода чудесная, солнце яркое, тепло. А выйти не может: кашель замучил, насморк. И чуть что, сразу чихать хочется. Расстроился однажды Малыш и с горя лёг спать. Снится ему, что он оказался в прекрасном замке. И вот напал на этот замок Генерал Грипп вместе с ротой чиха, дивизией кашля, батальоном насморка и отрядом больного горла. Стали захватчики осаждать крепость: сначала пошёл отряд больного горла и батальон насморка, но они просмотрели глубокий ров и свалились в него. Затем на замок двинулись рота чиха и дивизия кашля. Они перешли ров по длинным палкам, которые установили как мост. Но забраться по стенам внутрь замка не смогли: соскользнули со стены. Позвал тогда генерал Грипп своего советника Температуру и капитана Слабость. Но глава города, где располагался замок, сказал: «Я Иммунитет, глава этого города. И пока я в силе, которую мне дают овощи, фрукты, правильное питание, полноценный сон, вам не пробраться в замок». Ни с чем ушёл генерал Грипп. Малыш проснулся здоровым и с этих пор стал внимательно следить за своим здоровьем, слушаться маму, которая кормила его полезными продуктами, и закаляться».
Завершить работу над сказкой можно вопросами по сюжету:
  • Что портило настроение Малышу?
  • Кто был в команде генерала Гриппа?
  • Почему генералу и его соратникам не удалось взять город?

Педагогами создана целая картотека сказок по теме здоровьесбережения, которую можно найти здесь.


Пословицы, поговорки Используются для обобщения знаний малышей, а также для отработки навыка чтения, так как обычно чтение устойчивых выражений отдаётся на откуп детям.
  • Здоровье всего дороже.
  • Береги платье снову, а здоровье смолоду.
  • Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.
  • Болен — лечись, а здоров — берегись.
  • Больному и мёд не вкусен, а здоровый и камень ест.
  • Без болезни и здоровью не рад.
  • Было бы здоровье — остальное будет.
Практические Физкультминутки Помогают сбалансировать статику и динамику движений детей на занятии. Картотеку физкультминуток, направленных на двигательную активность всего тела, в том числе и пальчиковые игры, можно найти в публикации Сайбушевой О.Г.
Опыты Приём, показывающий механизм функционирования того, что имеет непосредственное или опосредованное отношение к здоровью человека. Самыми интересными являются эксперименты со стихиями:

  • картотека опытов с воздухом,
  • картотека опытов с водой.
Рисунки Применяются для подведения итогов изучения темы.
К изготовлению поделок можно привлекать родителей.
Изучая меню полезного питания, малыши рисуют эти продукты. Или же изготавливают поделки из овощей и фруктов, каштанов, желудей. Аппликация в контексте тем по здоровьесбережению может быть представлена открыткой по ПДД «Светофор».
Поделки и аппликации

Видео: пример приёма наглядного показа — мультфильм «Безопасное поведение дома и на улице»

Фотогалерея: образцы практических приёмов здоровьесберегающих технологий

Формы сотрудничества с детьми в рамках реализации здоровьесберегающих технологий

Направление заботы о здоровье в образовательном процессе реализуется не только через НОД, в частности, физкультурные занятия или уроки ознакомления с миром вокруг, но и посредством организации работы с детьми в других формах работы:

  • организации развлекательных мероприятий,
  • инициировании разговоров с родителями (и групповых на родительских собраниях, и индивидуальных в личной беседе),
  • подготовки выставки творческих работ воспитанников (например, стенгазет, посвящённых вопросам правильного питания),
  • трудовой деятельности детей, родителей, педагогов вместе (к примеру, посадка деревьев на территории детского сада),
  • выполнения режима дня (в процессе того, как малыши моют после прогулки руки, педагог проводит беседу о вредных и полезных бактериях),
  • подготовка проектов (на этой форме реализации задач здоровьесбережения в старшей группе остановимся чуть позже),
  • участия мам и пап воспитанников в организации досуговой деятельности (к примеру, в подготовке Дня здоровья).

Дети с родителями ловят мячи сетками для игрушек

Взаимодействие с родителями является важным условием реализации задач здоровьесбережения детей

Как составить сценарий Дня здоровья в старшей группе

Праздник спорта и физической культуры проводится обычно 1–2 раза в год с целью создания эмоционально-положительного отношения ребят к ЗОЖ. При этом День здоровья в ДОУ — это не одно мероприятие, а целый комплекс образовательной деятельности, составляющей этот самый день.

Таблица: программа Дня здоровья «Укрепляем здоровье вместе с Неболейкой» для детей 5–6 лет (фрагмент)

Автор Осипова В. В., воспитатель МБДОУ №11, г. Мценск, Орловская обл.
Время План
Первая половина дня В гости приходит Неболейка с ростомером. Что это? Для чего нужен ростомер? Предложить детям измерить их рост. Пригласить из ясельной группы несколько детей и измерить их рост. Чей рост больше? Почему? Что необходимо человеку для роста?
Практическая деятельность по проблемной ситуации «У Карлсона заболели зубы»: закреплять навык чистки зубов, побуждать детей заботиться о здоровье зубов и делать это правильно. &lt,…&gt,
Подвижные игры:
  • «Займи стульчик» (бег вокруг стульев, развитие быстроты реакции),
  • «Змея» (перепрыгивание через скакалку),
  • «Ручеёк» (ходьба, перестроение).
Занятие по физкультуре «Путешествие в страну здоровья».
Наблюдение за погодой и одеждой окружающих, работа по вопросам:
  • Какая сегодня погода?
  • Как вы одеты?
  • Зачем в ветреную погоду нужно надевать шапку, закрывающую уши?
  • Чем опасен ветер для здоровья наших ушек?
  • А почему в дождливую погоду надевают резиновые сапоги, капюшон и пользуются зонтом?
  • Что может случиться, если сильно промокнешь?
  • Зачем прячут руки в перчатки или варежки?
Дидактическая игра «Так опасно или нет?» о правилах безопасности на прогулке.
Подвижные игры:
  • «Выше ноги от земли» (бег, запрыгивание и спрыгивание),
  • «Ловля обезьян» (бег, лазанье по гимнастической стенке),
  • «Бездомный заяц» (бег).
Индивидуальная работа с детьми по развитию речи: составление рассказов из личного опыта на тему: «Как моя семья выезжала на отдых».
Вторая половина дня Гимнастика после сна.
Ситуативная беседа «Зачем мыть руки». &lt,…&gt,
Чтение: С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала» (подвести к пониманию значения еды для здоровья организма).
Сюжетно-ролевые игры:
  • «Больница»,
  • «Стоматологическая клиника».

Цель: побуждать детей отражать в игре свои знания и впечатления.

Дидактические игры:
  • «Носики-курносики». Детям предлагается по запаху определить различные пахучие вещества (апельсин, чеснок, мята, духи, кофе и т. п.). Цель: развивать обоняние детей, умение различать и определять запахи.
  • «Аскорбинка». Цель: расширение и актуализация знаний детей о витаминах и полезных продуктах.
Работа с родителями. В уголке для родителей выставляется информация на тему «Закаливание залог здоровья», «Лечение соками».
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2014/03/16/tematicheskiy-den-zdorovya-v-starshey-gruppe

Дети играют с педагогом в докторском халате

День здоровья в детском саду предполагает тематические занятия в течение всего рабочего дня

Викторины на тему здоровья

Одним из видов досуга по технологиям здоровьесбережения является викторина. Организация такой работы, кроме прямых, направленных на заботу о здоровье, преследует следующие цели:

  • воспитание командного духа (ребята играют командами, то есть личный результат зависит от общего),
  • развитие способности к творчеству и импровизации,
  • поощрение целеустремлённости.

В качестве примеров такого досуга на тему здоровья для старшей группы можно назвать викторины:

  • «Царство здоровья» воспитателя Тилековой З.А.,
  • «Здоровому всё здорово» воспитателя Габовой Е.Л.,
  • «Как быть здоровым» коллектива педагогов из Амурской области.

Планирование работы по здоровьесбережению в старшей группе

Чтобы сгруппировать темы рабочих программ образовательных курсов и распределить часы на их изучение, по каждому образовательному направлению осуществляется перспективное планирование. На освоение темы по здоровьесбережению выделяется примерно месяц.

Дети выполняют разминку

Перспективный план помогает рационально распределить виды деятельности по темам

Таблица: перспективное планирование здоровьесберегательного направления в старшей группе (фрагмент)

Автор Камалиева Т. А., воспитатель МДОУ №4, г. Волжск, Республика Марий Эл.
Месяц: тема Целевые ориентиры Материалы Совместная деятельность с детьми Совместная деятельность с родителями
Декабрь: «Путешествие в страну Здоровья» Объяснить детям, что для человека самое главное — здоровье. По возможности не оберегать детей от знаний о тяжёлых, хронических заболеваниях, инвалидности. Ста­раться пробудить в них чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям.
  • Иллюстрации «Здоровье и болезнь»,
  • бумага,
  • карандаши.
Беседы:
  • «Навестим больного друга»,
  • «Если заболела бабушка, мама…»,
  • «Письмо больному другу»,
  • «Готовимся встретить друга после болезни».

Практическая деятельность:

  • «Я здоровье сберегу — сам себе я помогу» (беседа),
  • «Кто с закалкой дружит — никогда не тужит» (беседа),
  • Дидактическая игра «Служба спасения 01,02,03».

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Поликлиника»,
  • «Аптека»,
  • «Больница с разными отделениями».
Оздоровительный досуг (совместно с родителями)
«Путешествие в страну
Неболейка».

Январь: «Азбука здоровья» Дать детям элементарные представления об инфек­ционных болезнях и их возбудителях (микробах, вирусах).
  • Модель «Микробы», «Как защитить себя от микробов»,
  • плакат «Чистота — залог здоровья».
Беседы:
  • «Осторожно, грипп»,
  • «Кто нас лечит?»,
  • «Поговорим о болезнях»,
  • «Как защитить себя от микробов».

Практическая деятельность:

  • «Мойте руки перед едой»,
  • «Мытьё игрушек»,
  • игровая программа «Девочка чумазая».
Консультация на тему «Чистота — та же красота».
Февраль: «Будь здоров, малыш»
  • Объяснить детям, как витамины влияют на орга­низм человека,
  • дать детям сведения о лекарствах (их пользе, вреде, о том, что применение — только по назначению врача, чужих лекарств не брать, о витаминах, продуктах, где они есть).
  • Муляжи овощей и фруктов,
  • плакаты «О пользе и вреде лекарств», «Полезные продукты».
Беседы:
  • «Твои любимые фрукты (овощи)?»,
  • «Какие фрукты (овощи) растут в нашей стране?»,
  • «Какие фрукты (овощи) растут в тёплых странах?».

Практическая деятельность:

  • рисунки «Витаминный салат»,
  • беседа «Как заваривать травяной чай»,
  • сюжетно-ролевая игра «Магазин (овощной)».
Консультация на тему: «Как организовать спортивный
досуг ребёнка в выходные дни».
Март: «Здоровейка»
  • Сформировать у детей представления о правиль­ном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья,
  • развивать у детей представления о по­льзе физической активности для организ­ма.
Лэпбук «Режим дня»
  • Культура пове­дения за столом (театр игрушки «Кукла обедает»),
  • беседа «Культура поведения во время еды»,
  • чтение С. Махоткин «Завтрак», Д. Грачёв «Обед», О. Григорьев «Варенье»,
  • обсуждение ценностей здорового образа жизни (индивидуальная работа с детьми).
Помощь в изготовлении ширмы «Период выздоровления» для театрализации.
Цит. по: https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/01/31/perspektivnyy-plan-po-zdorovesberezheniyu-doshkolnikov

Проведение занятия по технологиям здоровьесбережения в старшей группе

Уроки по воплощению идей здоровьесбережения составляются на основании требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Временной план занятия

Продолжительность занятия в старшей группе — 25 минут. В этот временной промежуток педагог организует:

  • организационный этап занятия (до 5 минут), на котором малыши актуализируют имеющиеся знания по рассматриваемой проблеме,
  • основной этап (до 15 минут), раскрывающий все аспекты изучаемого вопроса здоровьесбережения,
  • заключительный этап (до 5 минут), включающий обобщение изученного материала, оценку деятельности воспитанников педагогом, а также рефлексию детей.

Это интересно. В основной этап занятия обязательно входит физкультминутка. Это может быть гимнастика для глаз, самомассаж или комплекс из общеразвивающих упражнений.

Дети и педагог делают себе массаж массажными мячиками

В структуру занятия обязательно включается физкультминутка, например, в формате самомассажа

Таблица: конспект занятия по технологиям здоровьесбережения «Страна здоровья» в старшей группе (фрагмент)

Автор Скоснягина О. А., воспитатель МБДОУ Д/с №2, г. Полысаево, Кемеровская обл.
Организационный этап Дети входят в группу.
В.: Ребята, когда вы приходите в детский сад, что вы говорите в первую очередь? (Здороваемся).
А знаете, вы ведь не просто поздороваетесь, а подарите друг другу частичку здоровья, потому что скажите: «Здравствуйте! Здоровья желаю!» Русская поговорка говорит: «Здороваться не будешь, здоровья не получишь».
Под музыку входит Куталка.
Куталка: Здравствуйте, ребята! Меня все называют Куталка! Я всегда одеваюсь тепло, но почему-то всё время болею, мёрзну. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Куталка: Я понял, сейчас разденусь и пойду гулять.
В.: Ребята, а как вы думаете сейчас можно гулять раздетыми? Правильно, одеваться нужно по погоде! Давайте научим Куталку, что нужно надевать при разной погоде? Пройдите, пожалуйста, за столы и внимательно рассмотрите картинки: вам нужно соединить предметы одежды, которые соответствуют временам года…&gt,





Основная часть &lt,… Воспитатель и дети подходят к дорожке. На ней белые и красные следы.
В.: Ребята, посмотрите на дорожку. Перед вами красные и белые следы. Как вы думаете, какие следы мог оставить больной человек? Почему? (Ответы детей). А когда бывает высокая температура? (Ответы детей).
Всё верно. И когда человек болеет, то у него плохое настроение и нет сил. Вы хотите быть бодрыми и весёлыми? Тогда давайте все вместе сделаем зарядку. (Физкультминутка)…&gt,
&lt,… В.: А эти белые следы — следы здоровья. По каким следам мы с вами отправимся в путь? Почему? (Ответы детей). Молодцы, тогда в путь!
Дети переменным шагом идут по белым следам. Воспитатель и дети подходят к «необычному» дереву.
На дереве висят зубная щётка, зубная паста (детская и взрослая), мочалка, мыло, шампунь (детская и взрослая), расчёска.
В.: Что растёт на дереве? Зачем нужны эти предметы? (Ответы детей)…&gt,
&lt,… В.: А чтобы вы, ребята, не чихали и не болели, давайте я вас научу оздоравливающему точечному массажу.
Точечный массаж с элементами дыхательной гимнастики:
  • Греем наши ручки. (Соединить ладони потереть ими до нагрева).
  • Греем кончик носа. (Слегка подёргать кончик носа).
  • Тонкий носик. (Указательными пальцами слегка потянуть нос).
  • Греем ушки. (Указательным и большим пальцами по ушной раковине провести сверху вниз).
  • Лебединая шейка. (Погладить шею от грудного отдела до подбородка).
  • Носик, дыши! (Вдох через правую ноздрю, выдох — через левую. Затем наоборот).
  • Сдуем снежинку. (Вдох через нос, выдох через рот (2–3 раза)).









Заключительный этап В.: Ребята, вы любите смотреть телевизор? А вы видели, как корреспонденты берут интервью? Представьте, что я корреспондент, я хочу взять у вас интервью для программы «Здоровье».
Игра «Интервью». Воспитатель задаёт детям вопросы:

  • Что понравилось сегодня на занятии?
  • Что узнали нового?
  • Что было самым интересным?

В.: Ребята, смотрите, корзинка, а в ней витамины. Сейчас, ребята, вы вернётесь в группу, обязательно вымоете руки, и ваш воспитатель угостит вас витаминами…&gt,
&lt,… В.: Как говорится в пословице: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу».


Цит. по: https://educontest.net/ru/162762/конспект-занятия-по-здоровьесбереже/

Видео: вводный этап занятия «Путешествие в страну здоровья» в старшей группе

Разработка открытого занятия по здоровьесбережению с детьми 5–6 лет

В качестве средства диагностировать уровень физического, социально-коммуникативного развития детей в ДОУ дважды в год проводятся открытые занятия во всех группах. Такая форма работы очень важна и для педагога, качество методической деятельности которого во время открытого занятия оценивают коллеги. Что касается методики разработки показательного урока, то структурно он не будет отличаться от обычного: три этапа, включение максимально возможного количества приёмов в работу и сюжетная канва, представляющая собой основу основ хорошего занятия.

Видео: открытое занятие «Где прячется здоровье?» в старшей группе

Проектная деятельность по здоровьесбережению в старшей группе

Как уже отмечалось, проект является одной из форм воплощения технологий здоровьесбережения на практике. Проектная деятельность предполагает продуктивную деятельность над изучением отдельного вопроса темы, что способствует развитию самостоятельности малышей, а также помогает раскрыть их творческий потенциал. Проекты могут быть:

  • краткосрочными,
  • долгосрочными.

Краткосрочная проектная деятельность

К этому виду относятся:

  • плакаты,
  • стенгазеты,
  • лэпбуки,
  • буклеты,
  • иллюстрации,
  • экскурсии,
  • организация досугов.

Содержание этих проектов уточняет рассматриваемую проблему по здоровьесбережению. Например, изучая тему «Азбука здоровья», своим воспитанникам я дала задание подготовить коллаж о витаминах.

Проект на ватмане «Витаминная азбука»

Выполнять проект дети могут вместе с родителями

Проекты, требующие долгосрочной подготовки

Для этого вида проектов важно практически освоить теорию вопроса. В связи с этим на их проведение выделяется больше времени, а кроме того, процесс подготовки проходит 3 стадии освоения темы:

  • подготовительную, на которой дети знакомятся с материалами по вопросу (к примеру, разрабатывая проект по гигиене, читают стихотворение А. Барто «Девочка чумазая»),
  • собственно отработку проекта (инсценировка, например, отрывок из «Мойдодыра»),
  • организацию отчёта по поводу выполнения всех заданий (в формате презентации для родительского собрания, подготовки досугового мероприятия).

Для детей 5–6 лет примерами долгосрочных проектов с детально проработанными паспортами могут быть такие:

  • «Здоровье в наших руках»,
  • «Культура здоровья дошкольника»,
  • «В здоровом теле — здоровый дух».

Дети выполняют упражнение с поднятыми руками

Практическое применение технологий здоровьесбережения происходит на основном этапе работы над проектом

НОД, досуг, проекты — это способы освоения той или иной темы по здоровьесбережению. В старшей группе эта деятельность помогает дошкольникам обобщить полученные знания, а также встроить новые в имеющуюся систему представлений. Для реализации этой задачи педагог должен логично и структурированно выстраивать все этапы работы, опираясь на хорошо знакомые ребятам виды деятельности, в частности, на игры.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: