Буква «Ш» считается одной из наиболее сложных в произношении. Чтобы добиться ясной речи у детей, проводят логопедические занятия – сначала по постановке, а затем по автоматизации шипящих звуков. Отработка – завершающий, но очень важный этап. Она нужна для формирования условно-рефлекторных связей в коре головного мозга. Когда процесс завершен, ребенок начинает говорить правильно бессознательно, без какого-либо контроля и энергозатрат.
Что нужно знать об автоматизации звуков?
Особенности развития речи таковы, что сначала ребенок начинает произносить изолированный звук. Правильное произношение в словах и предложениях детям дается сложнее и требует некоторых усилий. Например, часто можно встретить ситуацию, когда малыш ясно и четко шипит «Шшш», но вместо «шапки» продолжает говорить «сапка». Или в спокойном состоянии произносит слова правильно, а при эмоциональном возбуждении начинает «проглатывать» или заменять звуки. Это значит, что в коре головного мозга условно-рефлекторные связи сформированы не до конца. Для завершения процесса и доведения правильного произношения до автоматизма нужны тренировки.
Автоматизация шипящих звуков проводится поэтапно в определенной последовательности. Сначала делается постановка [ш], детали которой можно узнать здесь. После того как ребенок произносит отдельный звук верно, проводится его отработка:
- в слогах,
- в словах,
- в предложениях,
- в стихах,
- в рассказах,
- в самостоятельной речи.
Важно соблюдать именно такую последовательность. Нельзя переходить на следующий уровень сложности, если на предыдущем звук еще не отработан. Ребенок будет делать ошибки, и это может привести к формированию неправильных условно-рефлекторных связей.
Примеры упражнений
Логопедические занятия с дошкольниками проводятся в форме игры, со стишками, песнями, интересными заданиями и красочными картинками. Второй важный момент – родителям нужно мотивировать малыша на правильную речь, объяснить, почему это важно. Например, чтобы разговаривать наравне со взрослыми, читать длинные красивые стихи на празднике и т. д.
Шипящие в слогах
Начинают отработку звука [ш] в слогах с протяжных «шша», «шше», «шшо», «шшу». Затем проводится автоматизация в прямых, обратных слогах и в интервокальной позиции.
Примеры:
- ШаШаШа, ШиШиШи, ШеШеШе, ШуШуШу,
- ШиШаШеШу, ШуШаШоШи, ШеШаШуШо,
- аШаШаШ, иШиШиШ, еШеШеШ, уШуШуШ,
- иШаШеШуШ, уШаШоШиШ, еШаШуШоШ,
- аШааШа, иШииШи, еШееШе, уШууШу,
- иШааШоуШе, оШоеШеуШи, еШаоШуеШо.
Автоматизация звука [ш] в слогах со стечением согласных не проводится. Слоги «шта», «што», «шка» и другие отрабатывают сразу в упражнениях со словами.
Игры с шипящими в слогах:
- Закончи слова, добавляя слоги: ка…(ша), Ната…(ша), ча…(ша), лап…(ша).
- Повтори последние слоги в предложениях: Что-то шепчут камыши (ши-ши-ши). Это утка в камыше (ше-ше-ше). Выходи из камыша (ша-ша-ша). Нет уж утки в камыше (ше-ше-ше). Что же шепчут камыши (ши-ши-ши)?
- Помаши руками, когда услышишь слог со звуком [ш]: па-ро-ми-ка-шу-ел-ша-ле-иш.
Шипящие в словах
Отработка звуков в словах вызывает у детей куда больший интерес. Для начала нужно назвать малышу несколько слов на букву «Ш», намеренно говоря ее громче, и попросить повторить: шум, шар, шоколад, шило, шаль. Затем приводятся примеры слов со звуком «Ш» в конце и в середине: камыш, малыш, карандаш и каша, кошка, лягушка.
Для закрепления материала полезно использовать игры:
- Вместо первого звука в слове произнеси [ш]: пар (шар), губы (шубы), мышка (шишка).
- Добавь звук [ш] к слову: лак (шлак), утка (шутка), пион (шпион).
- Назови 5 слов, которые начинаются на «Ш». Можно подсказывать ребенку, указывая на предметы, которые его окружают (к примеру, шкаф).
- Покажи слова на картинке, в которых есть «Ш».
- Хлопни в ладоши или топни ногой, если услышишь звук [ш] в слове: кошка, дым, мост, шар, куст, штаны, шторы, земля, шампунь.
Шипящие в словосочетаниях и предложениях
На следующем этапе логопедического занятия ребенку предлагают повторить сложные сочетания слов, где много шипящих звуков. Сначала фразы произносят в медленном темпе, а затем в быстром. Можно также попросить ребенка запомнить от 3 до 5 словосочетаний, а затем их назвать.
Примеры:
- петушиное перышко,
- шерстяной шарф,
- букашка на ромашке,
- шелушить шишки,
- шуршит мышка,
- пушистая шиншилла,
- мишка-шалунишка,
- малышка с пышкой.
Автоматизация звука [ш] у детей в предложениях:
- Наш Мишутка любит шутки.
- Хорошо Маша готовит манную кашу.
- Наташа и Паша шагают к лошадке.
- Мама не спеша шьет шубку для малыша.
- Пушистая кошка на окошке слушает шорох мышей.
Шипящие в стихах и рассказах
Для закрепления «Ш» в повседневной речи ребенку полезно читать стихи и небольшие рассказы. Важно чтобы взрослый сам не допускал ошибок в произношении, говорил все слова членораздельно, четко и ясно.
***
«Шубу, шапку и штанишки
Сшила мышка для сынишки,
Шерстяной связала шарф
И, шурша, сложила в шкаф»
Р. Горенбургова
***
Стишки можно учить наизусть. Не обязательно это делать дома – полезно будет провести урок на улице, например по дороге в детский сад.
***
«Облепили лампу мошки,
Греют тоненькие ножки.
Осторожно, мошки!
Обожжете ножки!»
В. Лунин.
***
«Я нашел мешок мышей,
Улыбнулся до ушей,
Взял тишком и с тем мешком
По тропе пошел пешком»
М. Придоров
***
«Кормит малышей Наташа
Из широкой плошки кашей:
Ешь, малышка, жуй, Антошка!
Вот тебе большая ложка!»
И. Лопухина.
***
Также малышу будет интересно задание, где нужно придумать рассказ:
- «Чтобы Миша научился шипеть «Шшш», бабушка пообещала мальчишке купить игрушки, в которых есть этот звук. Это шахматы, шашки, машинки, петушок, конструктор с башенкой, пушка. Расскажи, как бабушка с Мишей выбирали игрушки».
- «У дедушки Миши в доме жила пушистая кошка Маришка. Однажды на окошко к дедушке прилетел воробушек. Маришка услышала его и прошмыгнула на окошко, которое было открыто. Как ты думаешь, чем закончилась история? Что случилось с Маришкой потом?»
Шипящие в свободной речи
В течение примерно 1–1,5 месяца после начала логопедических занятий родителям нужно будет обращать внимание на речь ребенка. Важно поправлять его непринужденно и ласково. Например, ребенок говорит «масина» вместо «машина». Правильно будет обратить его внимание на ошибку фразой: «Ты хотел сказать маШШШина?» При этом не следует перебивать малыша, если он что-то рассказывает эмоционально и в спешке теряет или заменяет звуки. В первую очередь нужно удовлетворять потребность ребенка в общении и тесном контакте с родителями.
Иллюстрированные упражнения
Дополнительно можно найти интересные задания в логопедических пособиях. Так, в «Рабочей тетради по развитию речи на звуки [ш], [ж]» Н. В. Новоторцевой приведены следующие упражнения в картинках для автоматизации шипящих:
Другие интересные упражнения на тему:
При выборе речевого материала для отработки шипящих звуков нужно учитывать все имеющиеся дефекты речи у ребенка. Если он заменяет [ш] на [с] или [ж], то нельзя для автоматизации использовать слова, где они одновременно встречаются. Например, шелест, шажок, сушилка. Оптимально каждому малышу делать индивидуальную подборку с логопедом.