Модест Петрович Мусоргский один из самых популярных русских композиторов. Его музыкальные произведения пропитаны национальным колоритом, ведь он отказывался в своем творчестве следовать канонам европейской музыки. Мусоргский для детей интересен совей биографией – ранним детством, творчеством, множеством интересных фактов о жизни композитора.
Родословная и детские годы композитора
Род Модеста Мусоргского берет начало из глубины истории и занесен в Бархатную книгу. Начало роду дал его предок – Роман Мусорга, который жил в XV веке. Представители этого рода долгое время исправно несли службу государям. Одному из предков, Ивану Николаевичу, было пожаловано поместье в Псковской губернии за доблесть в войне с поляками.
Правнуку Ивана Николаевича, Мусоргскому Михаилу Ивановичу была дарована вотчина в Луцком уезде, которая располагалась вблизи с родовым поместьем. По мужской линии все в роду состояли на службе у государей. Исключение составил только отец композитора, поскольку он был незаконнорожденным. Его мать была крепостной крестьянкой, служила ключницей. Она очень любила петь, и поэтому на нее обратил внимание барин.
Крепостная Ирина Егоровна родила Алексею Григорьевичу троих детей, но он не мог узаконить отношения с крестьянкой, пока была жива его жена. После смерти законной супруги все дети были усыновлены, однако военная карьера для сына была уже невозможна из-за упущенного времени. Тем не менее, Петр стал наследником имения, а его дети должны были продолжить династию.
Композитор родился в родовом имении под Псковом в 1839 году. Помимо него в семье воспитывались еще трое сыновей, Модест был самым младшим. Отец, Петр Алексеевич, отслужил в сенате около 8 лет и вышел в отставку. Он поселился в своем имении, женился и регулярно принимал гостей, постепенно закладывая поместье. Мать композитора, Юлия Алексеевна также принадлежала знатному роду. Она воспитывалась в пансионе, хорошо владела несколькими языками, любила музыку и играла на фортепиано.
Ее родственником являлся Михаил Кутузов, поэтому она страстно желала видеть своих сыновей военными. Во многом ранние годы Модеста были настолько счастливыми благодаря матери, которая уделяла детям много времени, стараясь подмечать их способности. Именно она первая заметила увлечение младшего сына музыкой, поэтому обучала Модеста ее основам, а затем пригласила преподавательницу по музыке.
Мусоргский всегда с теплотой вспоминал детские годы. Мать окружала его любовью и заботой, ему не запрещали играть с дворовыми детишками, он мог наслаждаться природой родных мест. Все это впоследствии отложило отпечаток на его музыкальные произведения. Огромную роль в духовном воспитании сыграла няня братьев, которая занимала их сказками.
Обучение в школе и военная служба
Когда Модесту исполнилось 10 лет, семья переехала в Петербург. Поскольку в военное училище принимали мальчиков с 13 лет, то младшего сына решено было определить в частную школу. Преподавали там исключительно на немецком языке, давали довольно серьезные знания, и особое внимание уделяли дисциплине.
В эти годы Модест познакомился с известным преподавателем Антоном Герке, который не рассмотрел талант мальчика, однако сделал все, чтобы сделать из него отличного пианиста. Занимаясь со своими учениками, преподаватель старался отточить их мастерство до блеска. Игра Мусоргского имела огромный успех.
После 3 лет обучения в частном заведении Мусоргский поступил в Николаевское кавалерийское училище, которое заканчивали многие видные полководцы. Однако его в мыслях и мечтах была только музыка. Мальчику очень повезло, поскольку у него и в военном училище появилась возможность брать уроки фортепиано.
Мусоргский успешно окончил военное училище в 1856 году, поэтому он без труда поступает на службу в Преображенский полк. К этому моменту отец семейства умер, оставив детям и жене долги. Теперь им приходилось снимать частную квартиру. Служба не доставляла удовольствие Модесту, тем более что ему не хватало средств на светскую жизнь и развлечения.
Начало творческого пути
Историками замечено, что в те времена музыка русских композиторов подвергалась жесткой критике. Например, оперой М. Глинки «Жизнь за царя» остались недовольны последователи традиционной музыкальной школы. Но Мусоргскому, который воспитывался на народном фольклоре, его произведения пришлись по душе.
Состоявшаяся встреча на квартире Даргомыжского с великим композитором перевернула жизнь Мусоргского и направила ее в иное русло. Впоследствии он вспоминал, что тогда он впервые встретился с единомышленниками, настоящими профессионалами. Тот вечер превратил его из военного в композитора. Так Мусоргский стал членом музыкального сообщества и его частым гостем.
Здесь же произошла еще одна весьма значимая для композитора встреча. Он смог серьезно писать музыку после знакомства с Балакиревым, которого попросил позаниматься с ним композицией. Тот согласился, и они быстро нашли общий язык. Балакирев объяснил значение оркестровки, форму музыки, давал Модесту домашние задания.
К уютному музыкальному сообществу вскоре примкнул Римский-Корсаков, после чего известный критик того времени В. В. Стасов назвал их «Могучей кучкой». Вся жизнь молодых композиторов была посвящена особенностям русской музыки и развитию ее традиций.
Музыкальные произведения композитора
Мусоргский не смог совмещать искусство и военную службу, и был вынужден покинуть ее.
Уже в 1858 году он приступил к работе над своей первой оперой «Эдип в Афинах». Он не закончил ее, так как пытался найти свой уникальный стиль, много экспериментировал и пробовал работать в разных жанрах. Членам «Могучей кучки» нередко казалось, что композитор ленится, однако тот не обижался на критику.
Он создал несколько романсов и пьес, но они не стали интересными для публики. Однако далее последовала работа над оперой «Саламбо» к произведению Флобера, потом Мусоргский написал «Народные картинки» и сочинение для оркестра «Иванова ночь на Лысой горе», находясь под впечатлением от произведения Гоголя.
Одновременно с этим композитор работал над вокальным циклом «Детская». В него вошли 7 пьес, а после их публикации Мусоргский стал известен не только в России, но и за границей. Эту работу высоко оценил Ференц Лист, чем удивил автора.
Первым крупным произведением композитора стала опера «Борис Годунов». Законченное и отредактированное произведение было передано в дирекцию императорских театров в 1869 году. Однако Мусоргскому было отказано в постановке. Опера вышла в 1874 году, но задолго до премьеры песни из нее пели на улицах, а билеты раскупали заранее. Примечательно, что пресса публиковала негативные рецензии, как и друзья-композиторы, члены «Могучей кучки». Это не заставило Мусоргского отказаться от творчества.
Среди наиболее известных работ композитора: «Песни и пляски смерти», «Сорочинская ярмарка», «Хованщина». Некоторые из них он так и не успел закончить, поскольку работал одновременно над несколькими произведениями и терпел постоянную критику со стороны своих же друзей.
Безденежье заставило Мусоргского вернуться на службу, но проблемы со здоровьем, пристрастие к алкоголю, душевная пустота довели композитора до нервного срыва. Он провел в больнице около месяца, после чего скончался.
Интересные факты о композиторе
«Хованщина» не единожды подвергалась редактуре со стороны Шостаковича, Равеля, Стравинского, Римского-Корсакова. Считается, что к оригиналу наиболее близка версия В. В. Шостаковича.
Билеты на премьеру «Бориса Годунова» были раскуплены за 4 дня. При этом их цена втрое превышала обычную стоимость.
«Борис Годунов» самая известная русская опера. Исключение составляют только произведения П. И. Чайковского.
Из биографии композитора известно, что до последних дней своей жизни он оставался холостяком. Никаких свидетельств о любовных увлечениях Мусоргского не осталось.
У композитора были зарубежные последователи – М. Равель и К. Дебюсси.
Впервые «Хованщина» прозвучала в 1897 году в исполнении Русской частной оперы С. И. Мамонтова. В 1912 году ее поставили в Мариинском и Большом театре.
«Сорочинскую ярмарку» закончил композитор Кюи. Постановка стала последней премьерой в России до революции.
Авторские права на свои произведения композитор завещал некому меценату Т. И. Филлипову, который при жизни неоднократно помогал ему. Тот похоронил Модеста Петровича Мусоргского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, организовав достойные проводы.
Памятные места
Бронзовый памятник композитору был установлен перед зданием Николаевского кавалерийского училища. Автор – Алексей Тимченко. В 1926 году его уничтожили, а в 1989 году бюст восстановили и вновь открыли.
В 1939 году Первому музыкальному училищу в Ленинграде было присвоено имя Мусоргского. С 1989 года его имя носит Малый театр оперы и балета. Сегодня это Михайловский театр Санкт-Петербурга.
Музей Мусоргского был открыт в 1970 году в селе Наумово Псковской области, где прошло детство композитора. Памятник открыт и в родовом поместье Мусоргских в Кареве. Автор – Виктор Думанян.