Как провести квест-игру в детском саду

Обучение в форме игры — замечательная творческая возможность для педагога интересно и оригинально организовать жизнь своих воспитанников. Квест приглашает детей отправиться в занимательное путешествие в страну знаний, позволяет окунуться в таинственный мир загадок и приключений, проявить смекалку и настойчивость, почувствовать себя настоящими первооткрывателями и исследователями, а педагогам помогает с лёгкостью реализовать цели и задачи развивающего обучения.

Значение квест-игр в детском саду

Современная концепция образования нацеливает педагогов на формирование целостной системы универсальных учебных навыков и умений. Интерактивная игра — наиболее эффективная и оригинальная образовательная технология, которой под силу создать благоприятные условия для активизации у детей интереса к познавательной деятельности и стремления с увлечением решать проблемные задачи. Кроме того, формат игры пробуждает командный дух, стимулирует гибкость поведения детей, поиск неординарных решений, желание взаимодействовать как друг с другом, так и со взрослыми.

Способность снизойти до влечений ребёнка и руководить ими присуща лишь душе возвышенной и сильной.

Мишель Монтень

Квест (от англ. поиск, приключение) – путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний, универсальная игровая технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных программ, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий и способствующая полному погружению в происходящее.

Дети и воспитатели в костюмах пиратов

Интерактивная игра — это эффективная и оригинальная образовательная технология

Квест — это возрождение хорошо забытой старой игры в «секретики» или «казаки-разбойники» на новый лад. Такой увлекательный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса был предложен и разработан американским профессором Доджем Берни в середине 90-х годов прошлого столетия.

Важным преимуществом технологии является то, что она не требует специальной подготовки педагога или дорогостоящих инвестиций, главное — искреннее желание творить и экспериментировать вместе с детьми. Однако, для того чтобы квест получился по-настоящему интересным и увлекательным для всех участников, от педагога потребуется высокий уровень профессиональной подготовки, изобретательность, творческое мышление и личный артистизм.

В квесте воспитатель выступает в роли мудрого и внимательного наставника, именно он определяет цели, продумывает и составляет игровой маршрут, готовит задания, оценивает результат командных усилий и личных достижений каждого ребёнка.

Значение квест-игр:

  • обучают умению планирования и прогнозирования,
  • закладывают основы самоанализа,
  • воспитывают навыки коллективного сотрудничества,
  • развивают волевые качества и целеустремлённость,
  • создают благоприятную эмоциональную среду, способствующую релаксации, снятию нервного напряжения и психологического напряжения,
  • способствуют формированию творческой, физически здоровой личности с активной жизненной позицией.

Задачи квест-игр

  • активизировать интерес к познанию окружающего мира,
  • помочь детям усвоить новые знания и закрепить ранее изученные,
  • создать комфортный эмоциональный настрой, способствующий личностной самореализации,
  • воспитывать взаимопонимание и чувство товарищества, формировать умение решать конфликты,
  • способствовать развитию мышления, речи, интеллектуальных и творческих способностей, коммуникативных навыков,
  • стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность.

Педагог проводит с детьми исследование на улице, родители наблюдают

Квесты помогают стимулировать инициативность и самостоятельность, исследовательскую и экспериментальную деятельность детей

Квест-игра реализуется в форме своеобразного сплава всех образовательных областей, поскольку во время решения поставленных задач происходит практическое соединение разнообразных видов деятельности:

  • игровой (дидактическая, подвижная, спортивная),
  • социально-коммуникативной (развитие речи, здоровьесбережение, ОБЖ),
  • художественно-изобразительной (рисование, конструирование и т. д.),
  • познавательно-исследовательской (окружающий мир, география, космос, техника и т. д.),
  • театрально-музыкальной,
  • восприятие художественной литературы и знакомство с народным творчеством.

Приёмы

С вышеуказанными видами деятельности напрямую связаны и приёмы:

  • дидактические, спортивные, театрализованные, компьютерные, оздоровительные и другие игры,
  • арт-терапия (изотерапия, драматизация, музыкальные и танцевальные импровизации),
  • интеллектуальные викторины,
  • задания творческого характера,
  • загадки, кроссворды, ребусы,
  • конструирование, моделирование,
  • экспериментирование.

Дети на площадке играют в подвижную игру, организованную сказочными персонажами

Одним из приёмов проведения квест-игры являются спортивные игры

Как организовать квест-занятие в ДОУ

Вам не удастся никогда создать мудрецов, если вы будете убивать в детях шалунов.

Жан-Жак Руссо

Методика организации и проведения квест-занятия для дошкольников

Проводить игры можно как в помещении детского сада, перемещаясь из групповой комнаты в спортзал, затем в бассейн, на кухню или в зал для музыкальных занятий, так и в музее, библиотеке, на природе, во время прогулки или экскурсии. Квесту «все возрасты покорны», практикуется он и в младших группах, но диапазон интересных и сложных заданий значительно расширяется в старших группах. Старшие дошкольники с восторгом воспринимают такую интересную форму квеста, как геокэшинг — игра с элементами ориентирования на открытой местности, сценарий которой связан с поиском тайных сокровищ пиратов.

Ребёнок выполняет квест в библиотеке, педагог в костюме снеговика стоит рядом

Квест-занятие можно проводить и в библиотеке

Продолжительность квест-занятия в детском саду больше, чем обычного занятия, и составляет:

  • 20–25 минут для младших дошкольников,
  • 30–35 минут для воспитанников средней группы,
  • 40–45 минут для старших дошкольников.

Типология квестов:

  • Линейные — задания взаимосвязаны по принципу звеньев одной логической цепи.
  • Штурмовые — команды получают задачу, подсказки, но пути продвижения к цели определяют самостоятельно.
  • Кольцевые — круговой аналог линейного квеста, когда команды отправляются в путь из разных точек и каждая следует по своему маршруту к конечной цели.

Наиболее популярными и доступными для дошкольников игровыми вариантами являются бродилки, проекты, головоломки и т. д. Основная идея коллективной игры-бродилки предельно проста — команды, перемещаясь по пунктам игрового маршрута, последовательно выполняют взаимосвязанные друг с другом задания. Справившись с одним заданием, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию. Такой способ организации игрового приключения дополнительно мотивирует исследовательскую активность маленьких участников.

Дошкольники выполняют задание

Выполнив одно задание, дети получают подсказку, с помощью которой они переходят к следующему испытанию

Этапы прохождения квеста

Игровые события квеста разворачиваются в определённой последовательности:

  • Пролог — вступительное слово ведущего, в котором воспитатель настраивает детей на игру, старается заинтересовать, заинтриговать, направить внимание на предстоящую деятельность. Например, в соответствии с игровой легендой дети становятся следопытами и должны провести мини-расследование в поисках пропавшего котёнка. Ещё одним интересным сценарным вариантом может стать превращение дошкольников в космических путешественников, отправляющихся на ракете в поисках полезных ископаемых, необходимых для спасения человечества. Организационная часть квеста также включает:
    • распределение детей на команды,
    • знакомство с правилами,
    • раздача карт и буклетов-путеводителей, в которых в иллюстрированной форме представлен порядок прохождения игровых точек.
  • Экспозиция — прохождение основных этапов-заданий игрового маршрута, решение задач, выполнение ролевых заданий по преодолению препятствий. Предусмотрена стимулирующая система штрафов за ошибки, а также бонусов за удачные варианты и правильные ответы.
  • Эпилог — подведение итогов, обмен мнениями, награждение призами игроков команды, одержавшей победу. Примеры вопросов для проведения аналитической беседы и итоговой рефлексии:
    • Что вызвало наибольший интерес?
    • Что узнали нового?
    • Что показалось трудным?
    • Довольны ли вы своими результатами?
    • Что получилось, а над чем нужно ещё поработать?

Примеры оформления игрового маршрута

  • Маршрутный лист. Загадки, кроссворды, закодированное слово, ребусы, которые станут подсказкой по поводу того места, куда следует отправиться.
  • «Волшебный клубок». К нити прикреплены записки с названием пунктов следования.
  • Карта — изображение маршрута в схематической форме.
  • «Волшебный экран» — планшет, на котором размещены фотографии мест, куда должны переместиться ребята.
  • «Следы». Пройти от одного задания к другому можно по нарисованным стрелочкам или приклеенным следам. Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан, например, на лепестках ромашки.Ромашка с заданиями на лепестках

    Получить право на передвижение можно, разгадав загадку или ответив на вопрос, который написан на лепестках ромашки

  • «Тайник». Капсула с подсказкой может спрятаться в одном из воздушных шариков или в ёмкости с песком, крупой, водой. Можно рассмотреть и выбрать другой вариант тайника, например:
    • заморозить в кубике льда,
    • написать «секретное письмо» — ребёнок зарисовывает чистый лист бумаги цветным карандашом и с удивлением обнаруживает зашифрованное сообщение в виде изображения, выполненного восковой свечой или белым восковым мелком,
    • положить в контейнер, привязать нить и вывесить за окно, ребёнок наматывает нить на палочку, пока не увидит контейнер,
    • искать подсказку на ощупь в мешочке с другими мелкими игрушками и предметами,
    • спрятать в сундучок, закрытый на навесной замочек, поиск ключа становится самостоятельной забавой,
    • спрятать записку в коробочку, положить её высоко и предложить сбить коробочку метким ударом снежка из мятой бумаги.

Примеры заданий

  • «Кроссворд». Дети отгадывают загадки, затем вписывают (малышам помогает педагог) в клеточки первые буквы названных слов и получают слово-подсказку.
  • «Пазл». Собранная из пазлов картинка подскажет, куда двигаться дальше, например, получилось изображение холодильника, значит, нужно идти на кухню.Изображение кухни, разрезанное на кусочки

    Собранное из кусочков изображение подскажет ребятам направление движения

  • «Лабиринт». Нужно проползти между натянутыми верёвками или преодолеть тоннель, сконструированный из мягких деталей напольного строительного конструктора.
  • «Зеркало». Буквы расположены в зеркальном отражении, дети отгадывают слово и понимают, что следующая подсказка ожидает их в шкафу.Подсказка, написанная зеркальным шрифтом

    Буквы расположены в зеркальном отражении, дети отгадывают слово и понимают, что следующая подсказка ожидает их в шкафу

  • «Кто лишний?». Детям предлагаются картинки с изображениями предметов, задача — определить лишний предмет, который и станет словом-подсказкой.Изображения фруктов, овощей и кружки, нужно определить, что лишнее

    Лишний предмет на картинке станет для малышей словом-подсказкой

  • «Составь рассказ». Две команды составляют рассказы по опорной схеме, картинке или таблице. Например, одна команда составляет рассказ о весне, а другая — о зиме. Рассказывают те дети, у которых на эмблеме изображены цветочек и снеговик.
  • «Цветик-семицветик». На сердцевине цветка, в центре круга, изображён звук «В», на лепестках нарисованы картинки. Задание: подобрать лепестки с изображениями предметов, в названии которых есть звук «В».
  • «Фея танца». Согласно легенде, детям нужно пройти через пещеру, но сказочная фея пропускает только тех ребят, которые под звуки лёгкой и тихой музыки перевоплощаются в гномов, а, услышав громкую и тяжёлую, изображают грозных троллей.

Фотогалерея: дидактические пособия для игр

Рекомендации воспитателю по проведению и организации квест-игр

Алгоритм работы над программным содержанием игры:

  • Провести исследование образовательных и воспитательных потребностей детей, проанализировать уровень своих педагогических возможностей, взвесить силы, оценить ресурсную базу. Во время размышлений имеет смысл подумать над такими вопросами:
    • Какие задачи наиболее важны для детей?
    • Какие темы были бы действительно актуальными?
    • Что дети моей группы не знают и не умеют делать?
    • Обладаю ли я личностным потенциалом и уровнем профессиональной подготовки, которые необходимы для такой работы?
    • Какой результат хотелось бы видеть?
  • Сформулировать цели и задачи.
  • Продумать временной план реализации поставленных целей и задач, формы и техники работы.
  • Разработать сценарий, придумать метафору, интригу и яркое название, прописать сюжетную линию игровой программы (задания, вопросы, варианты усложнения и импровизаций). Требования к сценарию:
    • первое задание не должно быть слишком сложным, его задача — заинтересовать, вовлечь и игру, вдохновить и вселить оптимизм,
    • поставленные задачи должны быть понятны, пробуждать любознательность и не вызывать ощущение переутомления,
    • зоны игрового маршрута не должны пересекаться,
    • игровые задания и вопросы должны соответствовать возрасту воспитанников, быть не только интересными, но и разнообразными,
    • целесообразно придерживаться принципа чередования активной деятельности малышей с фазами отдыха (пальчиковая и дыхательная гимнастика, музыкальная пауза или упражнение на релаксацию).
    • задания должны быть последовательными, логически связанными друг с другом.
  • Подготовить раздаточный и дидактический материал, создать условия для успешного проведения проекта:
    • продумать методику проведения игровых испытаний,
    • подготовить презентацию для вводной части,
    • продумать музыкальное оформление,
    • подготовить реквизит, карты, костюмы, атрибуты для прохождения каждого этапа.

О чём нужно помнить при подготовке квеста:

  • Дети должны чётко понимать конечную цель игры, к реализации которой они стремятся, например, найти сокровища пиратов или спасти принцессу и т. д.
  • Используемые материалы для дидактических игр, костюмы, атрибуты должны соответствовать сценарию и общей тематике.
  • Необходимо проявлять индивидуальный подход, учитывать личностные и поведенческие особенности детей.
  • Запрещается использовать задания, выполнение которых содержит потенциальную угрозу для здоровья детей. Помните, безопасность превыше всего!
  • Эстетическую привлекательность и положительный эмоциональный фон игры создадут декорации, музыка, костюмы, дополнительные атрибуты.
  • Важно придерживаться принципа уважения личности ребёнка, например, нельзя заставлять петь, танцевать, разыгрывать роль, если малыш робок и застенчив.
  • Возникающие в процессе игры ссоры и конфликты разрешать мирным способом.
  • Роль педагога — направлять, помогать советом, но основную работу дети должны выполнять самостоятельно.
  • В конце всех испытаний участников должна ждать заслуженная награда, приз должен быть рассчитан на всю команду и распределяться так, чтобы никому не было обидно.

Тематика квестов в детском саду

Забавы взрослых называются делом, у детей они тоже дело.

Аврелий Августин

Экологическая квест-игра «В поисках таинственных сокровищ», автор идеи Наталья Марасанова

  1. Команда детей вместе со сказочными персонажами Лисой Алисой и Бабой-ягой отправляется на поиски клада, затерянного на территории детского сада. Для начала нужно внимательно рассмотреть маршрутную карту и определить местонахождение первой станции.Воспитатель показывает детям маршрутную карту

    Дети рассматривают маршрутную карту и определяют местонахождение первой станции

  2. Лиса Алиса предлагает расшифровать тайный знак, который передаёт какую-то важную для всех жителей Земли информацию.Педагог в костюме Лисы Алисы показывает детям запрещающий знак

    Задача детей — определить, что обозначает тайный знак

  3. Решая задания кроссворда, дети отгадывают, какая дальняя звезда щедро дарит нашей планете свет и тепло, в имени какого героя любимого мультфильма содержится название спутника Земли.Дети отгадывают кроссворд

    Решая задания кроссворда, дети узнают новую информацию

  4. Задушевная беседа с Бабой-ягой научит бережно относиться к птицам и животным, дети поймут, что настоящие друзья не приходят в гости с рогатками и пистолетами.Баба-яга общается с детьми

    Баба-яга научит дошкольников бережно относиться к птицам и животным

  5. Весёлые подвижные игры с мячом на свежем воздухе позволят отвлечься от интеллектуальных заданий и сложных вопросов, разовьют ловкость и быстроту реакции, но одновременно напомнят, как важно заботиться о личной экологии и вести здоровый образ жизни.Дети и воспитатель играют с мячом на улице

    Весёлые подвижные игры на свежем воздухе зарядят дошкольников энергией

  6. А вот и сундук с сокровищами, цель достигнута. Ура!Дети нашли сундук с сокровищами

    Наградой детям за труды станет сундук с сокровищами

  7. Все участники игры получили долгожданные и заслуженные призы, а ещё прекрасное настроение и море позитивных впечатлений в придачу.Улыбающиеся дети и педагоги в костюмах стоят у раскрытого сундука

    Все участники игры получили долгожданные и заслуженные призы

Квест-игра в рамках программы здоровьесбережения «В поисках сокровищ», автор идеи Раиса Низгирёва

  1. По сюжетной легенде, преодолевать задания, проходить эстафеты детям помогает отважный и добрый моряк Джон.Дети участвуют в эстафете в спортивном зале

    Эстафеты укрепляют командный дух

  2. Дети знакомятся с красочной картой, на которой изображён маршрут их передвижения по спортивному залу.Моряк Джон показывает ребятам карту путешествия

    Карта подскажет ребятам, куда двигаться дальше

  3. Команда маленьких моряков с удовольствием выполняет полезную дыхательную гимнастику «Хобот слона», а также двигательные упражнения для профилактики плоскостопия.Дети выполняют упражнение, сидя на полу в спортивном зале

    Дыхательная гимнастика и двигательные упражнения для профилактики плоскостопия помогут ребятам взбодриться

  4. Моряк Джон приглашает всех на весёлую зарядку.Дети и моряк Джон выполняют зарядку

    Весёлая зарядка поднимет настроение дошкольников

  5. Игра «Собираем жемчуг» требует быстроты реакции и ловкости, с её помощью малыши развивают навыки взаимопонимания и согласованности партнёрских действий.Дети собирают бусины с пола, не выходя за пределы обруча

    Игра «Собираем жемчуг» требует быстроты реакции и умения координировать свои действия с партнёром

  6. С неописуемым восторгом дети восприняли игру «Запаси воду», во время которой им пришлось переносить воду из одной ёмкости в другую с помощью губки.Дети переносят воду с помощью губки

    Дети переносят воду из одной ёмкости в другую с помощью губки

  7. Морское путешествие увенчалось успехом, дети добыли клад со дна океана. Сундук открыл свои тайны здорового образа жизни и правильного питания.Педагоги в костюмах моряка и пирата стоят перед ребятами

    Сундук открыл ребятам секреты здорового образа жизни

Квест-игра по речевому развитию «Новогодняя чехарда», автор идеи Ольга Лянгузова

  1. Предпраздничная суета в доме Деда Мороза привела к тому, что помощники не успели упаковать и разослать новогодние подарки, да ещё перепутали все адреса. Все девочки и мальчики планеты не могут дождаться своих подарков. Дед Мороз просит детей помочь ему, для чего выслал карту, с помощью которой ребята найдут подарки.Задание от Деда Мороза

    С помощью карты Деда Мороза дети найдут подарки

  2. Расшифровав символическую информацию на картах-схемах, дети сообразят, куда надо идти. Цифры означают, что первый этап проходит в математическом уголке, рисунок в верхнем правом угле подсказывает, какой предмет нужно искать. Мячики, обручи, ноты, нарисованные на второй карточке, помогают догадаться, что идти нужно в музыкальный зал и искать там сундучок. Третья карточка приводит детей в речевой уголок, где они и получают из белого конверта задания, проверяющее их умение выделять гласные звуки в словах, придумывать слова на гласные звуки и т. д.Карточки-схемы с заданиями

    Расшифровав символическую информацию на картах-схемах, дети сообразят, куда надо идти

Квест-игра по ОБЖ «Путешествие по улицам города»

В рамках недели безопасности дорожного движения можно организовать и провести квест по дорожным правилам и знакам с элементами конструирования и моделирования. Такая игра с участием родителей подарит детям массу новых впечатлений, поможет освоить премудрости правильного поведения на дороге в непринуждённой форме, вызовет положительные эмоции.

Дети и родители рассматривают макет города с дорожными знаками

Квест по дорожным правилам и знакам может включать элементы конструирования

Патриотическая квест-игра «Тяжело в учении, легко в бою», автор идеи Ольга Смоленова

  1. На первом этапе малыши побывали на станции «Флот», где разгадывали загадки, складывали из бумажных полосок Андреевский флаг и получили бонус за успешное выполнение заданий.Дети рассматривают Андреевский флаг

    Дети складывали из бумажных полосок Андреевский флаг

  2. Переместившись на станцию «Аэродром», ребята играли в словесные игры с учителем-логопедом.Дети стоят рядом с учителем-логопедом

    На станции «Аэродром» ребята играли в игры с учителем-логопедом

  3. Командир танковой дивизии предложил детям разложить снаряды в коробочки по цвету.
  4. На пограничной заставе их ожидала полоса препятствий, где ребятам пригодились ловкость, гибкость, внимание и смекалка.Педагог и дети лержат небольшие мячики в руках

    На пограничной заставе детям пришлось преодолевать полосу препятствий

  5. Преодолев все задания, дети сложили картинку-пазл и получили вознаграждение.

Квест-выпускной «Знайки на Марсе»

Космический корабль терпит крушение, чтобы вернуться на Землю придётся вспомнить всё, чему учили в детском саду, преодолеть все преграды, заросли и болота. На помощь детям придёт опытный и мудрый капитан Громозека.

Дети в нарядной одежде стоят в кругу, мальчик выполняет задание

В форме квест-игры можно провести оригинальный выпускной

Квест-игра по трудовой деятельности «Город мастеров»

  1. Во время путешествия по улицам сказочного города дети решают задачи из разных профессиональных областей, добывают ключи к сокровищам. В мастерской Самоделкина звучат загадки о строительных специальностях и инструментах.Дети в мастерской Самоделкина

    В мастерской Самоделкина ребята отвечают на вопросы о строителях и инструментах

  2. Оказавшись в тридевятом царстве, ребята превратились в архитекторов и строителей, нарисовали чертёж и соорудили сказочный замок по проекту.Дети занимаются конструированием

    В тридевятом царстве дети, работая в команде, создали сказочный замок

  3. В гостях у Василисы Премудрой тоже без дела не сидели — покрасили забор, в технике аппликации «выткали» затейливые ковры, украшенные причудливыми геометрическими узорами.Василиса Премудрая что-то показывает детям

    В гостях у Василисы Премудрой ребята выполняли интересные задания

Квест по математике «Путешествие в сказочный лес», автор идеи Ирина Иванова

В гости к малышам приходит грустный колобок и просит помочь ему вернуться к бабушке и дедушке. Ребята вместе с хитрой лисой следуют дорожками сказочного леса и выполняют задания:

  • собирают морковку для зайчика,
  • считают грибы для белочки,
  • складывают волшебный ковёр-самолёт из геометрических фигур,
  • отбирают спелые (красные, жёлтые) яблоки для ёжика и весело танцуют с лисичкой, дружно считая вслух количество хлопков или приседаний.Педгог в костюме лисички предлагает детям собрать геометрический ковёр

    Малыши складывают волшебный ковёр-самолёт из геометрических фигур

Родители приняли активное участие в творческой части игры и вместе с детьми нарисовали портреты лесных героев сказочного путешествия.

Дети с рисунками в руках и педагог в костюме лисички

Родители вместе с детьми нарисовали героев сказочного путешествия

Спортивная квест-игра «Баба-яга против»

Главная цель игры — отыскать олимпийский огонь и олимпийские кольца, которые украла коварная Баба-яга. В поисках олимпийской символики дети отвечали на вопросы о правильном питании, отгадывали загадки о летних видах спорта и лекарственных растениях, рисовали плакаты об опасности для здоровья вредных привычек, участвовали в увлекательных спортивных играх и эстафетах.

Дети на улице складывают изображение из разрезанных частей

Спортивные квесты желательно проводить на свежем воздухе

Квест-игра по знакомству с народным творчеством «Матрёшка-путешественница», автор идеи Юлия Шаковец

  1. Воспитатель читает детям письмо матрёшки о том, что во время прогулки налетел сильный ветер и разбросал сестричек по белу свету. Матрёшка просит малышей помочь собрать всех сестёр вместе и передаёт карту, на которой отмечено место, где видели одну из сестёр.
  2. Воспитатель приглашает детей произнести волшебные слова и отправиться в «Страну народного костюма», в которой их ждёт первое задание: подобрать узор из геометрических фигурок и украсить макет матрёшки.Воспитатель показывает детям макет матрёшки

    Малыши подобирают узор и украшают макет матрёшки

  3. Последовательно малыши водят хоровод в «Стране танцев», отгадывают загадки в «Стране загадок», в «Стране народных игр» сбивают мячиком кегли с закреплёнными на них геометрическими фигурами разного цвета и произносят названия фигур. В финале всех игроков ждут сладости.Дети и педагоги водят хоровод

    В «Стране танцев» ребята водили хоровод

Квест-игра для родителей «Путешествие в страну детства»

На игру приглашаются родители всех возрастных групп, вместе со своими детьми и в сопровождении наставников команд они отправляются по разным комнатам детского сада. Вместе с музыкальным руководителем родители отгадывают на слух, какой детский музыкальный инструмент звучит. Педагоги-логопеды знакомят родителей с интересными пособиями для развития речевых навыков детей. Воспитатели показывают, какие интересные опыты и эксперименты можно проводить с обычным бросовым материалом, как изготовить весёлых человечков из воздушных шариков. В холле команду родителей ожидает весёлая полоса препятствий. Наградой за успешное прохождение всех этапов, за упорство и смелость может стать сладкий стол и совместное чаепитие.

Дети и родители делают человечков из воздушных шариков

Совместная работа детей и родителей укрепляет семейные взаимоотношения

Таблица: примеры сценариев на несколько различных тем

Автор и название Возрастная группа Описание
Квест-игра «Там, на неведомых дорожках» (в помещении Центральной детской библиотеки), Камардина О. В. Старшая группа К лестнице выходит богатырь. Стоит ларец, а в нём клубочек.
Богатырь: Здравствуйте, ребята! Как вас много пришло в гости! А кто я, вы меня узнаёте? Из каких я произведений? (Ответы детей). Почему нас называл народ богатырями? (Ответы детей).
Да, вот в нашем царстве книг случилась беда. Хоть я и богатырь, но без вашей помощи один я справиться не могу! Соловей-разбойник очень озорничал, свистел так, что перепутались все книги в библиотечном фонде. Выполнив задания, вы сможете познакомиться с библиотечным фондом и исправить ошибки в царстве книг.
Первое испытание.
Богатырь: Самый внимательный откроет волшебный ларец. Посмотрите вокруг и найдите предметы, которые присутствовали в русских былинах. (Печка, меч, гусли, щит, лапы Змея Горыныча, конь на палке, палица или копьё).
Дети ищут предметы, отвечают на вопрос. Открывается ларец, богатырь достаёт волшебный клубочек.
Богатырь: Волшебный клубок покажет вам путь дальше.
Богатырь кидает клубок вверх по лестнице. Дети поднимаются вслед за клубком и находят камень. На камне написано:
  • «Прямо пойдёшь — ничего не найдёшь!
    Направо пойдёшь — беду найдёшь!
    Налево пойдёшь — в сказку попадёшь!».

Дети приходят в актовый зал, звучит «Страшная музыка», находят избушку.
Второе испытание.
Ведущий: Что такой за чудный дом? Кто хозяин в доме том? Какие волшебные слова можно здесь вспомнить? (Дети вспоминают волшебные слова, чтобы избушка повернулась к ним).

  • «Избушка, избушка,
    Встань к лесу задом ко мне передом» (Избушка поворачивается к ним).

Баба-яга: Кто меня тут потревожил? Кому я понадобилась? Зачем пожаловали сюда? (Дети отвечают).
Ну, раз пришли, то назовите-ка мне сказочную героиню, владелицу первого летательного аппарата. (Дети отвечают).
Баба-яга любуется собой: Молодцы! Это, конечно, же я! Думаете, если отгадали мою загадку, то я от вас отстану? Не-е-ет. Отгадайте-ка ещё мои задания:

  • Назовите сказки с моим участием.
  • Назовите моих лучших дружочков. (Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Кот Баюн, Гуси-Лебеди.)

Кто отгадал, тем Баба-яга даёт предметы своих друзей, маску кота и гуся, костюм кощея и т. д.
Баба-яга: А теперь, дорогие мои гости, мы вместе повеселимся. (Звучит музыка «Частушки Бабок-Ёжек»).
Баба-яга: Ох, утомили, уморили вы меня! Справились со всеми моими заданиями! Устала я от вас! Пора вам в путь-дорогу отправляться! (Выдаёт карточку «Русские народные сказки»). Дальнейший путь вам укажет литературная дорожка.
Третье испытание.
На «дорожке» прикреплены иллюстрации «У Лукоморья».
Ведущий: Посмотрите на иллюстрации, назовите произведение, которое объединяет всех волшебных героев. (А. С. Пушкин «Руслан и Людмила» отрывок из поэмы). Свой дальнейший путь вы узнаёте, если назовёте автора этого произведения. (Портрет Пушкина А. С.)
Дети идут по «дорожке», читают отрывок из произведения, входят в читальный зал. Открывают дверь, сидит поэт.
Ведущий: Мы с вами находимся в читальном зале библиотеки. Здесь есть свои особые правила. Как вы думаете, какие? Назовите. (Дети отвечают). В читальном зале можно не только познакомиться с редкими книгами, но и сочинить свои собственные произведения.
Четвёртое испытание.
Поэт: Помогите, друзья мне придумать рифму к словам:








  • Палка,
  • котик,
  • стол,
  • пилка,
  • галка,
  • сорока,
  • корка,
  • горка.

Молодцы, справились!
Поэт выдаёт ребятам карточку «Стихи».
Пятое испытание.
Ведущий: А дальше путь вам укажут «Следы невиданных зверей». (По лестнице разложены следы зверей).
Загадки о животных. Дети с помощью загадок определяют, чьи следы. Выдаётся карточка с названием «Рассказы о животных».
Дети спускаются по лестнице. Перед залом стоит зонт Мери Поппинс.
Ведущий: Герой какого произведения потерял этот зонт? (Дети отвечают). А может быть она не потеряла его, а специально оставила нам! Посмотрите, здесь что-то есть. Она оставила нам задания. Рассмотрите картинки. Из каких сказок эти картинки?
Под зонтом лежит карточка с названием «Зарубежная литература»
Дети открывают дверь в основной зал библиотеки, их встречает библиотекарь. Рассказ библиотекаря о детском фонде, собирает карточки, полученные детьми от героев.














Цит. по: https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/10/10/kvest-igra-tam-na-nevedomykh-dorozhkakh
Квест-игра «Найти корзину белочки», Ирина Епихина Средняя группа На столе стоит игрушка-белка, накрытая платком. Воспитатель читает загадку:

  • Кто на ветке шишки грыз
    И бросал объедки вниз?
    Кто по ёлкам ловко скачет
    И взлетает на дубы?
    Кто в дупле орехи прячет,
    Сушит на зиму грибы? (Белка).




В.: Посмотрим, кто у нас тут прячется? (Открывает накрытую белочку, которая держит в лапах конверт). Ребята, с белочкой произошла грустная история. Зайчишки-плутишки подшутили над ней и спрятали её корзинку с запасами, которые она собирала на зиму для своей семьи. Давайте поможем белочке найти корзинку. Зайцы оставили подсказки, по которым мы будем искать место, где спрятаны её запасы:

  1. Из конверта достают листок с изображением заштрихованной книги, делают вывод, что идти надо к книжному уголку.
  2. Дети должны найти там следующий конверт. В нём находится разрезанная на части картинка с нарисованным орехом. На одной из частей изображён мячик.
  3. Переходят в физкультурный уголок, в ящике с мячами находится листок с заданием «Четвёртый лишний» (белка, заяц, ёжик, барабан).
  4. В музыкальном уголке дети находят барабан, к которому прикреплён листок с математическим примером 1+1+1+1+1=? Нужно правильно решить пример и найти изображение цифры 5 в игровой комнате (на дверце шкафчика).
  5. За ней стоят 3 корзинки: одна с фруктами, вторая с овощами, третья с шишками, орехами и грибами. Детям надо определить, какая из корзинок принадлежит белке.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/scenarii-kvest-igry-dlja-detei-srednei-ili-starshei-grupy-naidi-korzinu-belochki.html
Квест-игра «В поисках сокровищ», Олеся Ярмитова Подготовительная группа В: Ребята! Скоро вы станете учениками и будете учиться в школе. Это нелёгкое занятие, но вам помогут знания. Ребята, как вы думаете, откуда мы получаем Знания? (Из книг, энциклопедий, интернета, из познавательных фильмов, от взрослых).
Да, действительно важный помощник в получении Знаний — это книга. А какие бывают книги? (Книги сказок, книги со стихотворениями, рассказами, познавательные энциклопедии).
Неожиданно влетает шарик, к нитке привязано письмо, написанное лимонным соком.
Воспитатель ловит шарик, удивляется: Ух ты, что это? Какой-то чистый лист. Я ничего не вижу. Что это может быть? (Ответ детей: может это не просто чистый лист, а тайное письмо).
В: А разве бывают такие письма? (Ответы детей). Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами (воском, лимоном или крахмалом). А как же узнать что в нём написано? (Закрасить красками лист). Что нам для этого надо? (Ответы детей).
Появляется надпись (Сундук)
В.: Ребята! Я знаю, о чём говорится в письме. У нас в детском саду спрятан сундук с сокровищами. Если мы с вами его найдём, то приобретём новые знания, которые помогут нам хорошо учиться в школе. А что нам нужно для того, чтобы найти сундук с сокровищами? (Карта). Конечно, нужна карта. Ребята, я видела эту карту и точно помню, что первый пункт назначения — спортивный зал.
Вы готовы отправиться на поиски сундука с сокровищами? Нас ждёт много испытаний и заданий. Вы готовы к трудностям? Ребята, но на поиски мы пойдём, как настоящие сыщики, в темноте, а помощником моим будет колокольчик и ваши эмблемы. Как только зазвенит колокольчик, встаньте друг за другом положите правую руку на правое плечо впередиидущего товарища, закройте глаза и следуйте за ним. А поведёт у нас тот, у кого на эмблеме есть капитан. (Звенит колокольчик, дети строятся и идут в спортивный зал).
Первое испытание.
Дети заходят в спортивный зал, их встречает физинструктор.
Физинструктор: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте, помогите нам, пожалуйста, отыскать сундук с сокровищами. К сожалению, мы не знаем куда нам дальше идти.
Физинструктор: Слышал я, что вы отправились на поиски сундука с сокровищами. Но для этого нужно быть сильным и ловким, ведь дорога очень долгая. Необходимо преодолеть препятствия, для этого нужно потренироваться.
Дети делятся на команды. Соревнования:
  • «Попади в цель».
  • «Собери жемчуг». Дети в парах по 2 человека в обруче добегают до цели, берут камешки и бегут обратно, кладя их в ведёрко. Затем бежит следующая пара.
  • Соревнования «В лодке».
  • Ходьба змейкой через препятствия. Вся команда берётся за руки и обходит змейкой препятствия, не разрывая руки. Старый пират напоминает всем, что надо помогать друг другу, кому трудно.

Физинструктор: Молодцы ребята. Справились с заданием. За это я даю вам часть потерянной карты. Удачного пути!
Второе испытание.
В.: Ребята, посмотрите, какая подсказка на карте: «Кораблик». Куда мы должны с вами отправиться? Неужели нам надо попасть на море? (Дети отвечают). В нашем детском саду есть группа «Кораблик», итак, ребята, второй пункт нашего назначения — группа «Кораблик».
Посмотрите, здесь нам необходимо образовать 2 команды: девочки и мальчики (звучит колокольчик). Задание такое: надо составить рассказ по схеме. Девочки составляют рассказ о зайце, мальчики — о волке. Но это ещё не все, рассказывать от каждой группы будут те, у кого изображена книга на эмблеме. Начинать и заканчивать будем с помощью колокольчика. Задание понятно? Приступаем. (Звенит колокольчик).
Третье испытание.
Учитель-логопед: Здравствуйте, ребята! Слышала я, что вы сокровище пошли искать.
Задания:





  • «Собрать цветик-семицветик». На сердцевине круга изображён в центре звук «Б» (другой вариант — звук «З»). На лепестках изображены предметы с данным звуком. Задание: подобрать лепестки с картинками, на которых есть данные звуки. Воспитатель проверяет выполненное задание вместе с детьми, мальчики проверяют у девочек, девочки у мальчиков. Затем находят фрагмент карты и получают ключик. Колокольчик помогает.
  • Выполнить звукобуквенный анализ слов, изображённых на картинке. Каждой паре достаётся одна картинка. Нужно выбрать соответствующие звукам фишки. Колокольчик помогает. Дети меняются местами и проверяют друг у друга. Если выполнили правильно, поднимают большой палец вверх, если неправильно — пальчик вниз.

Логопед: Молодцы, ребята, справились с заданием. Я вас обрадую: у меня действительно есть вторая часть карты, возьмите и соедините с её первой.
Воспитатель предлагает собрать части карты и определить место дальнейшего пути.
Пятое испытание.
Соединив 2 карты, дети видят, что посередине получился скрипичный ключ.
В.: Что это, ребята? (Музыкальный знак). Да, это музыкальный знак, называется скрипичный ключ. Ой, а где это, где же мы увидим скрипичный ключ? (Музыкальный зал).
Звенит колокольчик, дети идут в музыкальный зал — левую руку кладут на левое плечо впередиидущему и закрывают глаза.
В музыкальном зале детей встречает Фея Музыки.
Фея Музыки: Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы ищете сундук с сокровищами. Чтобы его найти, вам надо пройти через пещеру горного короля. Когда музыка громкая и тяжёлая, вы изображаете больших троллей, когда лёгкая и тихая — изобразите гномов и посмотрите на свои тени, они должны то большими, то маленькими. Готовы? (На экране изображена пещера, надо пройти так, чтобы тени падали на пещеру).
В.: Вот сундук нашли, ура! Давайте откроем!
Открывают и находят в сундуке книгу — энциклопедию.
В.: Ребята, так это не золото, не бриллианты, это ещё ценнее — это книга, источник знаний! Я предлагаю пройти в группу, рассмотреть и получить новые знания с помощью этой книги.






















Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-igry-kvest-v-podgotovitelnoi-grupe-po-teme-v-poiskah-sokrovisch.html

Как провести открытое квест-занятие в ДОУ

Открытое квест-занятие проводится для того, чтобы продемонстрировать коллегам, а также родителям своих воспитанников позитивные практические наработки по использованию современной игровой технологи. Воспитатель наглядно представляет оригинальные способы организации и проведения квест-игры, авторские сценарные задумки и методические пособия, презентует комплекс интересных заданий, делится педагогическим опытом, приглашает к обсуждению инновационной методики и обмену мнениями.

Выбор темы для открытого показа или процесс подготовки ничем не отличается от работы над обычным занятием в формате квест-игры, и всё же открытое квест-занятие должно соответствовать определённым условиям:

  • Высокий уровень профессиональной подготовки педагога, проводящего квест-игру.
  • Ориентация на обучающую работу с педагогами и психологами, включая методические мастер-классы и передачу инновационного опыта в процессе итогового обсуждения квест-методики.
  • Презентация результатов работы педагога в рамках темы самообразования по использованию интерактивной игры в работе с воспитанниками.
  • Демонстрация эффективности игровой технологии, соответствующей требованиям ФГОС.
  • Необходимость психологической подготовки ребят к присутствию большого количества посторонних людей.

Основными критериями качественного квеста являются:

  • соблюдение правил безопасности,
  • оригинальность замысла темы и сценария,
  • логичность заданий и целостность сюжета,
  • создание привлекательного и яркого игрового пространства.

Квест для педагогов и воспитателей детского сада

Игровая технология успешно используется в методической работе над профессиональным совершенствованием педагогов. Квесты помогают воспитателям, психологам, логопедам познакомиться с инновационной образовательной технологией, апробировать новую методику, поделиться интересными творческими идеями, наконец, вспомнить детство и самостоятельно пройти игровые испытания, окунувшись в атмосферу веселья и радости.

Квест для педагогов на участке учреждения

Квесты для педагогов помогают на практике познакомиться с новой образовательной технологией

Примеры заданий:

  • «Творческие бусы» — каждая бусинка означает одно из качеств педагога нового поколения.
  • «Моя профессия — педагог» — написать эссе о своём педагогическом кредо, составить творческий коллаж.
  • «Кроссворды о детях» — решить ребусы по правовым вопросам защиты интересов ребёнка.
  • Деловая игра «Развивающая среда для ребёнка» — требуется назвать принципы организации предметно-развивающей среды в рамках современной образовательной концепции, обозначить недостатки традиционного подхода.
  • «В поисках интересных идей» — конкурс на лучшее оформление и оснащение групповых помещений.
  • «Советы мудрецов» — воспитатели представляют авторские методические разработки, делятся любопытными творческими находками по поводу оформления группы.
  • Итоговая игра «Прямой эфир» — участники в форме интервью отвечают на вопросы: что нового вы для себя открыли, какие выводы сделали?

Видеоматериалы по теме

Поскольку проведение квестов требует серьёзной подготовки и высокого профессионализма педагога, представленные видеоролики помогут начинающим воспитателям познакомиться с опытом коллег в данном направлении и разработать сценарий собственного мероприятия.

Видео: дети-пираты ищут клад

Видео: квест «Путешествие в Изумрудный Мастерград»

Видео: квест-утренник для мам к женскому празднику

Видео: игровая прогулка в поисках клада

Видео: задание в медицинском кабинете

Видео: отзывы детей о квесте «Остров сокровищ»

Квест — это игра, которая помогает активизировать педагогов, детей, родителей, проявить находчивость и наблюдательность, продемонстрировать развитое воображение, творческие, интеллектуальные и физические способности. Команда учится действовать сообща, помогать слабому и опираться на сильного, переживать друг за друга. Важным является то, что родители активно включаются в жизнь своих детей. Всё это способствует возникновению доверительных отношений между семьями воспитанников и педагогами, а также улучшает взаимопонимание между детьми и родителями.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: