С наступлением двухлетнего возраста дети становятся более самостоятельными: они уже уверенно ходят, у многих к этому времени завершается прорезывание молочных зубов. Придумывая, чем занять ребенка в 2 года, нужно учитывать, прежде всего, фактор безопасности, а пользу из любого доступного малышу дела он извлечет сам. Взрослому достаточно лишь подтолкнуть ребенка в нужном направлении, если нет времени провести полноценное развивающее занятие или игру.
Примеры занятий
Если дать ребенку от 2 лет и старше планшет, покой родителям обеспечен надолго. И это занятие нельзя назвать совсем бесполезным. Благодаря развивающим игровым приложениям и интернету малыш может:
- запоминать буквы родного или иностранного языка,
- получить представление о цифрах,
- изучать различные темы и предметы — животных, растения, транспорт, музыкальные инструменты,
- смотреть обучающие мультфильмы и передачи.
Но все это не заменит тактильных ощущений, которые необходимы ребенку для развития мелкой моторики, а значит, и речи. Чтобы отвлечь кроху от гаджета, нужно предложить ему достойную замену, подобрать которую не так уж трудно.
На кухне много интересного
Значительную часть дня молодая мама проводит на кухне, а это одно из самых опасных мест в доме: здесь и плита, и острые столовые приборы, и посуда с горячим содержимым. Избежать неприятностей можно, если у малыша будет интересное занятие, например игры с крупами:
- «Золушка». Ссыпьте в небольшую горку на столе или широком подносе смесь из красной и белой фасоли и покажите ребенку, как можно сортировать бобы по цветам. Возможно, малыш увлечется этим делом, пока вся фасоль не закончится. Кроме мелкой моторики такое занятие развивает усидчивость и аккуратность.
- Наполнение бутылки. Если сортировка не привлекла ребенка или уже наскучила, предложите ему пустую пластиковую бутылочку и покажите, как можно кидать в ее горлышко фасоль, погремите получившейся игрушкой. Крохе непременно захочется повторить опыт. Потом бобы из бутылки можно вытряхнуть, это тоже очень интересно. Упражнение развивает координацию движений и «пинцетный» захват пальцами.
- Найди клад. Домашняя версия игры в песочнице: в глубокую миску с не очень мелкой крупой, например, гречкой, рисом или перловкой, нужно закопать несколько миниатюрных предметов. Это могут быть детали конструктора, колечки от пирамидки или даже детские сушки. Найдите что-нибудь сами, и малыш будет с удовольствием копаться в крупе, разыскивая остальное. Это будет отличный массаж для его ладошек и пальчиков.
- Шнуровка дуршлага. Предложите двухлетке продеть несколько ярких, достаточно тонких шнурков в дырочки. Если ребенку больше понравится вытаскивать веревочки, чем просовывать, сделайте ему соответствующую заготовку, и пусть он ее разбирает.
Не оставляйте малыша наедине с крупами и бобами: эти мелкие предметы могут случайно попасть в его дыхательные пути.
Кроме сыпучих материалов малышу на кухне понравится играть с другими интересными вещами, в процессе развивая когнитивные навыки, например:
- тренировке логического мышления и способности сравнивать предметы по величине поможет набор мисок или кастрюль разных размеров, которые можно собирать друг в друга подобно матрешкам. Посуда должна быть небьющейся — пластиковой или металлической. Обычно детям больше нравится играть с железными кастрюлями и крышками, так как при этом можно производить много шума,
- мелкую моторику и воображение развивает лепка из соленого теста, замешанного на равных частях мелкой соли и муки с добавлением воды и пищевых красителей (по желанию). На вкус оно неприятно, но некоторым детям может понравиться, поэтому муку и соль нужно использовать высокого качества, а воду брать питьевую,
- стимулировать развитие мышления и речи помогут магниты на холодильнике, желательно небьющиеся. Идеально подойдет для игр магнитная азбука, а если малыша пока не увлекают буквы, ему будет интересно передвигать специальные детские наборы с изображениями животных, овощей, фруктов. Ребенок может называть буквы и предметы вслух или показывать соответствующий магнитик по заданию взрослого.
Если позволяет время, показывайте малышу, что происходит на рабочей поверхности кухни — на разделочной доске, в кастрюле на плите. Это расширит его кругозор и даст пищу для размышлений.
Игры с канцтоварами
Если взрослый работает за компьютером или занимается другой деятельностью, требующей нахождения за письменным столом, малыша можно устроить играть тут же, дав ему разноцветные скрепки, упаковку канцелярских резинок или дырокол. Спектр применения у подобных материалов широк, особенно если их объединить:
- Цепочка. Для нее лучше взять крупные разноцветные скрепки с полимерным покрытием, чтобы ребенку было приятно и удобно с ними работать. Покажите малышу, как совмещать звенья: для этого нужно внешним изгибом одной скрепки зацепить внутреннюю петлю другой и потянуть так, чтобы с легким щелчком образовалось неразрывное соединение. Если маленькому исследователю понравится такой фокус, он будет повторять его, пока скрепки не кончатся.
- Сортировка. Разноцветные скрепки и резинки можно делить по цветам на несколько кучек, после чего снова делать цепи, только уже однотонные или в определенной последовательности. Чтобы включить канцелярские резинки в цепочку, достаточно цеплять их между двумя скрепками. Такие занятия развивают усидчивость, мелкую моторику, воображение.
- Сюжетные игры. С помощью скрепок и кусочков цветного картона можно создавать настоящие разборные игрушки: цветы с лепестками, которые легко отрывать и прикреплять снова, ежиков со съемными иголками, разноцветные снежинки. Такого ежика можно отправить в лес — собирать бумажные грибы и ягоды, цепляя их под скрепки-иглы. Если приближается Новый год, пофантазируйте вместе с ребенком, нарядив елку из обычной пирамидки: на нее можно надеть канцелярские резинки, увешанные украшениями из скрепок.
- Работа с дыроколом. Проделывание отверстий в белой или цветной бумаге наверняка приведет малыша в восторг. Особенно когда он поймет, что побочный продукт этого занятия — конфетти. Конечно, в маленьких ручках не хватит силы, чтобы как следует надавить на подвижную часть дырокола, но навалившись всем весом, ребенок достигнет желаемого. Помимо листов бумаги можно дать ему старый журнал. В процессе развиваются логическое мышление, крупная и мелкая моторика.
Скрепки и конфетти после окончания игр полезно разложить по прозрачным пластиковым баночкам из-под красок или косметических продуктов. Во-первых, это тоже своеобразное развивающее упражнение — сортировка предметов, подбор и закручивание крышек. Во-вторых, уборка дисциплинирует малыша, приучает к порядку.
Ребенок умеет играть с чем угодно, и такое желание нужно поощрять: в будущем эта способность поможет ему нестандартно мыслить, находя решение любой жизненной задачи.
Другие подручные материалы
В магазинах много всевозможных игрушек и развивающих приспособлений для детей, но можно легко обойтись и домашними средствами, если проявить фантазию:
- Бизиборды из старой одежды. Учиться застегивать пуговицы и молнии необязательно второпях перед прогулкой. Чтобы малыш потренировался в этом нелегком деле, идеально подойдет старая папина куртка (выстиранная детским порошком), к которой можно пришить несколько дополнительных шнуровок, застежек разного происхождения, а в карманах попрятать маленькие игрушки. На свободное место желательно пришить несколько лоскутков ткани с разным составом (хлопок, шелк, синтетика, бархат, шерсть). Такой тренажер будет развивать практические навыки малыша по застегиванию/расстегиванию пуговиц, «молний» и липучек, а также расширит его кругозор и даст новые тактильные ощущения.
- Развивающая доска. Купить ребенку бизиборд — отличная идея. Но еще лучше сделать его самостоятельно с помощью папы или дедушки. Преимущество самодельной доски в том, что она будет максимально соответствовать интересам малыша, а по мере его взросления можно что-то менять и добавлять новые детали. Ребенок с удовольствием будет осваивать старые или специально купленные в хозяйственном магазине шпингалеты, замки, крючки, цепочки, выключатели. Интересные детали блоки и от сломанных электронных, интерактивных игрушек, например, мигающие лампочки или говорящие устройства могут получить вторую жизнь в составе такого бизиборда.
- Если у малыша уже закончился процесс прорезывания зубов и родители уверены, что привычка брать в рот все подряд сошла на нет, можно развлечь его маминой шкатулкой с крупными яркими украшениями (это больше подойдет девочкам) или устаревшими «взрослыми» девайсами, утратившими или частично сохранившими работоспособность — калькулятором, телефонным аппаратом, печатной машинкой. Предварительно нужно убедиться в их безопасности и чистоте.
Старайтесь не отказывать ребенку во внимании. Если он будет знать, что мама рядом, и в любой момент ее можно позвать, получить помощь, то будет спокойнее оставаться наедине со своими занятиями.
Даже самый непоседливый малыш способен увлечься чем-то, если действительно заинтересуется. И не всегда для этого нужно выдумывать что-то сложное: бывает, что дети подолгу сидят, методично разрывая газетные листы на мелкие кусочки или полоски. Подбирая игры для ребенка любого возраста, не стоит забывать и о классических занятиях — рисовании, чтении или рассматривании книг, работе с конструктором. А чтобы знакомые вещи не надоедали маленькому исследователю, нужно время от времени их убирать, доставая взамен те, о которых он успел забыть.