Что должны знать родители о познавательном развитии своих детей в дошкольном возрасте?

Познание мира – сложный, но интересный процесс. Познание заложено в человеке природой: он приходит в этот мир для того, чтобы изучить его законы и затем следовать им. Поэтому изучением окружающей действительности ребенок занимается практически с самого рождения, постепенно переходя на все более сложные уровни. Особое внимание  познавательному развитию важно уделить в дошкольном возрасте.

Дети на прогулке

В соответствии с возрастом

Итак, познание – процесс непрерывный, развивающийся поступательно с самого детства.

  1. Едва родившись, то есть уже в самом раннем возрасте, малыш начинает изучать мир: по звукам, цветам, голосам родных. Затем он начинает трогать все вокруг себя, изучая формы, материалы, размеры, вкус. Ребенок тащит любой предмет в ротик, чтобы таким образом «ощупать» его, позднее изучает способы манипулирования предметами… Каждую минуту маленький человек получает какую-то информацию о мире, перерабатывает ее, усваивает или игнорирует. Особенно выражен этот процесс до 7-летнего возраста, когда малыш формирует отношение к окружающим предметам, вещам, событиям, людям.
  2. В возрасте 2-3 лет маленький человек учится понимать, что ему нравится, закрепляет уже полученные знания и осваивает новые навыки. Особенно – самообслуживания и разговорной речи.
  3. С 2 до 5 лет дети превращаются в настоящих «почемучек», вопросы об устройстве мира, законах природы сыплются бесконечно.
  4. К 5 годам обычно дети знают буквы, умеют считать. На этом этапе для них важны развивающие игры, чтение, творческие занятия.

А вот дети младшего школьного возраста уже должны иметь сформированные познавательные способности, быть достаточно любознательными, мотивированными к обучению, то есть к дальнейшему познанию.

Воспитатель с детьми

Работа воспитателей

Познавательное развитие дошкольников обязательно входит в образовательный процесс дошкольных учреждений. При этом воспитатели должны ориентироваться на способности и возможности детей, поддерживая интерес малышей к изучению не только окружающего их пространства, но и всего мира. Важную роль в этом играет личная вовлеченность каждого дошкольника в познавательно-исследовательскую деятельность.

Для этого в детском саду используют всевозможные занимательные задания, опытную деятельность, наблюдение, побуждают к познанию через дидактические игры, и т. д. Детки принимают личное участие во всех этих процессах, что дает наилучший результат.

Методики познавательного развития в дошкольных образовательных учреждениях позволяют совершенствовать такие важные для ребенка сферы, как любознательность, мышление, воображение, память, логика, речь. Чтобы малыши не утомлялись, интеллектуальные занятия сочетаются с творческими (рисование, лепка, танцы, аппликация, пение), двигательными (подвижные игры, физкультурные занятия).

Прежде всего, это нужно для дальнейшего обучения в школе. А в перспективе – для полноценного развития человека.

Но не следует думать, что все за родителей сделает детский сад. Они тоже должны принимать участие в развитии своего крохи.

Родители играют с ребенком

Что могут родители?

Естественно, ваша задача – поддерживать в ребенке дошкольного возраста познавательные задатки. Что для этого нужно делать?

  • Отвечайте на все вопросы своего ребенка – спокойно, без раздражения рассказывайте, что откуда берется, как все устроено. Объясняйте понятными ему категориями. На все «почему?», «откуда?», «как?», «для чего?» своего чада вы должны найти ответ.
  • Если вы не знаете ответа, не бойтесь сказать об этом ребенку, добавив, что вы можете с ним вместе это выяснить (посмотреть в энциклопедии или интернете). Так родительский авторитет только укрепится.
  • Не отталкивайте кроху («отстань, некогда») в такие моменты. Несколько отказов могут привести к тому, что малыш утратит интерес к познанию. Как что-то узнать, если самый главный авторитет дает понять, что это не самое главное?
  • Стимулируйте ребенка к получению новых знаний. Постоянно показывайте и объясняйте ему что-то новое: «Посмотри, какие красивые цветочки на этом дереве. Так цветет яблоня. А ты знаешь, какие у нее плоды? А вот это – одуванчик. Какого он цвета? Правильно, желтого». Для этого вовсе не нужно специально принуждать малыша. Ваши вопросы должны быть ему интересны и ненавязчивы. Такие занятия могут проводиться где угодно, в любой обстановке. Главное – находить что-то новое. Кроме прочего, это способствует и развитию речи ребенка.

Побуждайте своего ребенка размышлять над всем, что его окружает, задавая наводящие вопросы (почему ты так думаешь, как ты догадался, как ты считаешь), помогая с ответом, если он сам не справится. Так вы дадите малышу понять, что вы его союзник, укрепите свой авторитет, приучите находить новое в привычных вещах, искать самому ответы, при этом понимая, что в затруднительной ситуации вы обязательно поможете во всем разобраться. Соответственно, таким образом вы будете постоянно поддерживать его интерес к познанию.

Дети играют

Игровая деятельность

Познавательное развитие детей наилучшим образом стимулируется в игре, как и любое другое. Для этого можно подобрать и придумать множество игровых занятий, интересных заданий. Приведем несколько примеров.

  • Взрослый ставит какой-то предмет на стол. Ребенок должен достать такой же на ощупь из мешочка, не глядя.
  • Малышу предлагают построить лесенку (пирамидку), используя бруски разной толщины, располагая элементы от самого толстого к самому тонкому.
  • Перед ребенком выкладывают разноцветные кружочки и просят подобрать к ним в пару, например, квадратики или любые предметы того же цвета.
  • Перед малышом ставят несколько игрушек. Его задача – отгадать, какую именно описывает словами взрослый, и показать на нее. Так же можно отгадывать геометрические фигуры.
  • Малышу предлагают отгадать, тени каких предметов изображены на листе. При необходимости можно помочь наводящими вопросами.
  • Ребенку дают набор картонных геометрических фигурок и предлагают собрать из них определенный предмет. Если самостоятельно дошкольник не справится, можно показать ему готовый образец.
  • Из четырех предметов или слов малыш должен выбрать лишний и объяснить признак, по которому он исключил предмет (слово).
  • Дошкольнику показывают картинку с изображением, характеризующим какое-то время года (листья, цветы, ягоды, сугробы, лужи, погодные явления). Его задача – назвать время года. Усложненный вариант – угадать время года по словесному описанию взрослого.
  • Отличными играми можно назвать «найди отличия», «кто не на месте», «угадай животное (ягоду, транспорт)».

Наградой за успех может быть похвала, яркая наклейка (которые малыш может собирать в специальный альбом для лучшей мотивации), аплодисменты или любой другой вид поощрения, приятный маленькому почемучке.

Мама занимается с дочкой

Развивающие задания

Такие задания можно давать малышу «между делом», не создавая конкретной обучающей атмосферы. Незаметно для себя ребенок будет активно познавать окружающую действительность. Можно предлагать ему разные обстоятельства и просить поразмышлять над вопросом взрослого.

  • Почему так произошло? Ситуации можно задавать разные: ты пришел в садик в рваной майке, в квартире погасли разом все лампочки, река вышла из своих берегов и разлилась вокруг, бабушка не смогла прочитать газету и т. д. Каждое задание заканчивается вопросом: почему так произошло? Малыш должен объяснить.
  • Разреши ситуацию. Предлагается любая сложная для малыша ситуация: папа пришел домой поздно и не хочет играть с сыном, как быть? Мама купила новую игрушку, которая понравилась всем детям в семье, как поступить? Мышка съела волшебный сыр и превратилась в невидимку, как коту ее найти?
  • Ребенку можно предложить простой кроссворд или ребус по определенной теме (овощи, зима, посуда).
  • Игра в рифму возможна в любое свободное время. Мама говорит слово – малыш подбирает рифму. Если не получилось – ищут ответ вместе.
  • Чем похожи предметы? Дошкольнику предлагают определить, что общего у двух предметов (например, лягушки и кузнечика, кузнечика и огурца, огурца и лягушки).
  • В чем отличия? Пусть малыш ответит на вопрос, чем отличаются одуванчик и роза, воробей и курица, синица и волк и т. д.

В конце каждого такого задания всегда нужно спрашивать: почему ты так решил, докажи! Так дети учатся размышлять, находить обоснование своего мнения, логически мыслить.

Полезно задавать ребенку самые разные вопросы об окружающем мире: почему речка течет? У каких животных есть пятна (полоски)? Почему рыба не может жить в горах? Где быстрее растает снег: под деревом или на лужайке?

Также познавательной активности способствуют творческие задания. К примеру, можно спросить, на что похожа эта линия, или чем (кем) она может стать, если немножко дорисовать. Или попросить малыша нарисовать картину (деревья, дома, цветы) с помощью только одного элемента (например сердечка). Или угадать животное по нарисованным частям его тела.

Рисовать можно сказочных персонажей, а можно – настроение, состояние, чувства.

Можно задействовать и другие области (здоровье, экология, транспорт), предлагать ребенку конструировать что-то из определенных деталей или предметов.

Чем разнообразнее будут такие задачки, тем более полно и активно будет развиваться познавательная деятельность ребенка. Нужно лишь действовать последовательно, от простого к сложному, и систематически, а не от случая к случаю. Тогда результат будет достоин приложенных усилий.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: