Ещё несколько десятилетий назад многие малыши приходили в первый класс, что называется, «с чистого листа». Учитель обучал их чтению, письму, математике и прочим премудростям. Сегодня же взрослые стараются отправить ребёнка в школу уже подготовленным, умеющим читать, чтобы не разочаровать педагога, а также не ударить лицом в грязь перед другими родителями. И если одни мамы и папы надеются в этом деле на воспитателей детского сада, то другие с раннего возраста начинают сами опробовать на своём чаде различные методики.
Плюсы и минусы домашнего обучения чтению будущих первоклассников
Сегодня многие учителя заверяют, что необязательно до школы обучать ребёнка чтению («к февралю, когда традиционно отмечается праздник букваря, в первом классе будут читать все»). Однако дошкольное освоение этой «науки» всё же имеет свои плюсы:
- Малышу будет легче адаптироваться к школе. Это особенно важно, если ребёнок по натуре стеснительный, медлительный. Умение читать придаст ему уверенности в себе.
- Когда учитель будет проверять технику чтения, у ребёнка явно будет не худший результат.
- Лучше будет успеваемость и по другим предметам — ведь школьник сможет сам прочитать задание в учебнике, а не ждать, когда это сделает педагог или мама.
- Соответственно, домашние задания будут выполняться быстрее.
Между тем дошкольное обучение чтению может иметь и свои недостатки:
- Если родители проявляют излишнее рвение, ученику будет неинтересно на уроке (учитель читает с остальными детьми по слогам, а он уже умеет это делать бегло, поэтому сидит и скучает).
- На домашних занятиях родители часто не особо разграничивают понятия «буква» и «звук». Из-за этого в школе могут возникнуть проблемы. А как известно, переучивать ребёнка всегда сложнее, чем обучать чему-то с нуля.
В каком возрасте правильно начинать обучение чтению
Некоторые родители полагают, что учить малыша читать нужно как можно раньше, чуть ли не в годовалом возрасте. Они уверены, что таким образом воспитают вундеркинда, который и в дальнейшем будет быстро осваивать все науки.
Такой подход имеет своих сторонников и среди специалистов. К примеру, Н. А. Зайцев, автор одноимённых обучающих кубиков, считает, что целесообразно обучать чтению уже двухлетних малышей. А Глеб Доман, создатель уже другой методики раннего развития, уверен, что годовалого кроху проще научить читать, чем шестилетку. П. Тюленев, разработавший методику МИР, рассуждает в этом плане ещё более радикально, полагая, что читать малыш должен начать ранее, чем ходить.
Почему год и два ещё неподходящий возраст, чтобы научить малыша читать
Между тем большинство педагогов, психологов не приветствуют столь раннего обучения ребёнка чтению. Причины на это следующие:
- Сильное умственное напряжение. Происходит приток крови к коре головного мозга, за счёт чего ухудшается кровоснабжение центров пищеварения, дыхания. Это чревато спазмом сосудов, что способно породить целый ряд заболеваний.
- Опасность для зрения. До 5–6 лет зрительная мышца только формируется, и нагрузки на неё в этот период могут спровоцировать развитие близорукости.
- Психологические проблемы. Дети, которых очень рано обучали чтению, часто имеют трудности в общении со сверстниками, процессе адаптации к детскому садику. Родители упускают время, когда самое важное — формировать у малыша навыки поведения в обществе, умение строить отношения с другими людьми. Трудности с социализацией способны выливаться и в неврологические патологии (нервные тики, заикание, навязчивые движения и пр.).
- Ребёнок учится читать, однако не осознаёт смысла прочитанного. Буквы превращаются в некие символы, которые вместе образуют слово.
Настоящая беда всех вундеркиндов — неумение налаживать контакты с окружающими, неумение определять своё место в социуме. Депрессии, расстройства психики, неврозы, неадекватные реакции на обычные ситуации, приверженность к вредным привычкам — вот цена, которую приходится платить ребёнку в будущем за амбиции взрослых.
Это мнение исследователей проблематики раннего развития: известного психоневролога профессора В. Гарбузова, немецкого учёного доктора Х. фон Коля и многих других авторитетных специалистов.
Ирина Иванова, психолог
http://pozdnyakova.org/kogda-nachinat-uchit-rebenka-chitat/
Когда ребёнку на ранних этапах развития вместо игр, потешек, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел будет почти невозможно. У ребёнка в полной мере не разовьются такие качества, как умение сопереживать, сочувствовать, любить — залог построения крепкой семьи, дружбы, сотрудничества. Вспомните знаменитых вундеркиндов: подавляющее большинство из них страдали различными комплексами, неуверенностью, депрессиями, порождёнными неумением строить отношения со сверстниками и с противоположным полом. Впрочем, и малыши, которых не обучали 5 языкам с рождения, а просто учили читать с 2–3 лет — переживают подобные трудности, поскольку в раннем возрасте, когда нужно было осваивать культуру общения, они сидели за книгами.
Ирина Карпенко, семейный психолог
https://aif.ru/health/children/28501
Нужно понимать, что мнение о том, что необходимо учить дошкольника читать в раннем возрасте, сегодня подпитывается маркетологами. Ведь их цель — продавать самые разные обучающие пособия, комплексы, в то время как крохе больше всего нужна заботливая семья, любовь, общение, а не развивающие занятия.
В дошкольных учреждениях работа по обучению малышей чтению обычно начинается в старшей группе, которую посещают воспитанники шестого года жизни. Поэтому и родителям лучше всего начинать домашние занятия именно в этом возрасте.
Признаки, что ваш дошкольник готов начать учиться
Однако каждый ребёнок индивидуален, и более точно определить готовность к обучению чтению помогут следующие признаки:
- Дошкольник хорошо говорит предложениями (из 4–5 слов), имеет богатый словарный запас (более 5000 слов), понимает значение всего сказанного (а не просто повторяет за взрослыми).
- У мальчика или девочки развит фонематический слух: ребёнок различает почти все звуки на слух (к примеру, в словах «шар» и «жар»), может подбирать слова на нужную букву (первую или последнюю).
- Нет серьёзных логопедических проблем: почти все звуки малыш произносит правильно (за исключением сложных для артикуляции Р и Л).
- Ребёнок хорошо ориентируется в пространстве: знает, что такое «право-лево» и «верх-низ». Ведь это необходимо для чтения текста.
- Отсутствуют проблемы со слухом.
Все указанные параметры большинство детей имеют примерно к 5,5–6 годам — именно тогда и целесообразно приступать к обучению. Между тем стоит учитывать и такой момент, как темперамент ребёнка, его усидчивость (кто-то всё схватывает на лету, а кому-то нужно объяснить несколько раз). Поэтому с одним ребёнком можно заниматься чтением уже в пять лет, а кому-то лучше подождать до шести.
Многих родителей интересует конкретный срок, в течение которого можно научить малыша читать. Здесь опять-таки всё индивидуально. Кому-то достаточно и пары недель, другому же ребёнку понадобится несколько месяцев.
Как заинтересовать малыша чтением
Чтобы домашнее обучение было успешным, главное — мотивировать малыша, суметь вызвать у него интерес к чтению. Рекомендации здесь будут следующими:
- Конечно же, с раннего возраста (буквально с рождения) читать крохе книги, показывать яркие картинки, беседовать по содержанию сказок и рассказов. Полюбив книгу, ребёнок сам захочет научиться её читать.
- Сводить дошкольника в библиотеку. Пусть он полистает детские книги на полках, выберет понравившееся издание (конечно, читать его ещё будет мама).
- На прогулке всё время привлекать внимание карапуза к вывескам магазинов, красочным рекламным баннерам. Нужно говорить ему, что слова и буквы окружают нас повсюду, так здорово самому уметь их читать.
- Личный пример взрослых. Малыш должен чаще видеть родителей с книгой, нежели с планшетом или у экрана телевизора. Очень полезны семейные чтения.
- Знакомить ребёнка с ровесниками или детьми постарше, которые уже умеют читать. Это может подстегнуть малыша.
- Повесить в детской комнате или в другом месте дома яркий плакат с алфавитом, который будет привлекать внимание ребёнка. Хороший вариант — интерактивное панно, где каждая буква озвучивается нажатием.
- Тему букв, алфавита нужно обыгрывать в рисовании, лепке, аппликации, конструировании из подручных материалов. При этом следует развивать образное мышление ребёнка, например, показать ему, что буква «О» похожа на бублик, а «П» — на турник и т. д.
- Чаепитие с буквами. Будет здорово найти в магазине печенье в форме букв. Это лишний повод поговорить о них и даже составить слова. Кстати, такое печенье можно спечь дома самостоятельно. Как вариант можно поискать макароны в форме букв.
- Приобрести своему чаду магнитную азбуку. Пусть буквы он прикрепляет к холодильнику или на другую поверхность. Также можно поиграть в «магнитную рыбалку»: все буковки сложить в тазик и предлагать малышу достать нужный вариант. А когда он вытащит букву, взрослый проводит аналогию со словом: «Смотри, буква «Ж» так похожа на жука!».
- Дать ребёнку попечатать на клавиатуре компьютера, ноутбука, а затем распечатать его «письмо» (ведь дети так любят повторять действия взрослых).
- Приобрести домино или лото с алфавитом, в которые взрослые будут играть с малышом. Кстати, такие пособия родители могут сделать и самостоятельно.
Видео: как мотивировать ребёнка к чтению
Обзор конкретных методик
Сегодня существует довольно много методик, обучающих ребёнка чтению. Каждая из них имеет свои преимущества и недостатки.
Таблица: характеристика различных методик обучения чтению
Метод | Его сущность | Плюсы | Минусы |
Звуковой метод | Первоначально ребёнок знакомится с минимальными единицами языка и речи — буквой и звуком. Крохе демонстрируется звук, а затем показывается соответствующая ему буква. | Метод позволяет проводить звукобуквенный анализ, понимать прочитанное слово, текст. | У ребёнка может возникать сложность при объединении отдельных звуков в слоги. |
Метод целых слов | При чтении минимальной единицей становится слово. Его часто показывают ребёнку, он его запоминает, а потом отыскивает в тексте, вывесках магазинов и пр. |
|
|
Чтение по слогам | Метод основан на соединении согласных и гласных звуков — слоге. |
|
|
Чтение по складам | Метод предполагает, что не слово делится на слоги, а звуки объединяются в склады. К примеру, в слове «чашка» будут 2 слога («чаш-ка») и три склада («ча-ш-ка»). То есть склад может состоять из одного звука. | Конечно, делить слово на склады ребёнку несколько легче, чем на слоги. Ведь склад состоит максимум из двух звуков. | В школе малышу придётся переучиваться, ведь там используется слоговой метод чтения. Могут быть проблемы с восприятием текста, замедление чтения. |
Авторские методики | |||
Кубики Зайцева | Комплект содержит 52 кубика. На них изображены буквы и различные слоги (сочетания согласного и гласного, согласного с твёрдым и мягким знаком). Кубики с глухими согласными наполнены деревом, со звонкими — металлом. Кроме того, кубики представлены в двух размерах: большие — это твёрдые согласные, соответствующие слоги, маленькие — мягкие. Пособие включает в себя также таблицу со слогами. |
|
|
«Складушки» и «Теремки» Вячеслава Воскобовича | В набор входит 21 карточка со слогами и забавными тематическими картинками, аудиодиск с песенками (их текст дублируется в карточках). «Теремки» — это комплект из 12 деревянных кубиков-теремков. На их гранях изображены согласные. Гласные же находятся на кубиках-сундучках из картона. При помещении сундучков в теремки получаются слоги, а при соединении слогов — целые слова. | Методика представляет собой увлекательную игру. Ведь малыши любят вставлять одни предметы в другие. Ребёнок может просто играть с пособием в раннем возрасте — до непосредственного обучения чтению. | Высокая стоимость. |
Динамические кубики Чаплыгина | Комплект содержит 10 двойных кубиков, которые закреплены на деревянной основе так, что они могут вращаться вокруг своей оси. Таким образом, можно составлять различные слоги. Также есть 10 одинарных кубиков (на каждом по 4 буквы). | Пособие опять-таки увлекает ребёнка, он может играть с ним ещё до обучения чтению. | Высокая стоимость. |
Карточки Домана | Пособие представлено большим количеством карточек (их можно покупать частями), изображающих самые разные предметы, их признаки. Родители ежедневно примерно по 3 раза показывают ребёнку (это может быть и грудничок) несколько карточек, при этом проговаривая слова. Каждые 10 дней появляется новое слово. |
|
|
Чтение по Монтессори | Ребёнку предлагается сначала нарисовать букву (обвести, заштриховать), а затем её произнести. После освоения нескольких букв следует изображение простых слов. Также важна тактильная составляющая букв — дошкольнику предлагается алфавит, изготовленный из самого разного материала (к примеру, бархатистой бумаги). | Метод учит не только читать, но и прекрасно развивает мелкую моторику. | Раздаточного материала нужно весьма много, причём заготавливать его родителям чаще всего самостоятельно. |
Фотогалерея: дидактические материалы для обучения чтению по разным методикам
52 кубика изображают каждую букву и разные слоги
Каждая карточка содержит перечень слогов, сопровождающиеся соответствующей картинкой и короткой песенкой, теремки же представляют собой набор из кубиков-теремков, в которые вкладываются кубики-сундучки — в результате образуются слоги
Вращая кубики, ребёнок составляет слоги — это занятие его очень увлекает
По методике Монтессори ребёнок должен сначала научиться изображать буквы, а уже потом произносить их и читать
Занимаясь с карточками Домана, ребёнок скорее запоминает визуальный образ слова, лишается возможности самостоятельного познания
Помимо этого, подспорьем в обучении детей чтению являются различные буквари и азбуки. В азбуке рисунок буквы дополняется картинкой, иногда маленьким стихотворением. Такое пособие, конечно, поможет выучить алфавит, однако не научит читать. А вот букварь уже учит соединять звуки в слоги, слоги в слова. Среди различных изданий популярным у родителей и педагогов является букварь Н. Жуковой. Эта книга в доступной форме объясняет детям превращение букв в слоги (на рисунке одна буква бежит к другой).
Видео: обзор букваря Н. С. Жуковой
Видео: что представляют собой кубики Зайцева
Видео: обучающее пособие «Динамические кубики Чаплыгина» (обзор)
Полезные методические рекомендации по слоговому чтению
Поскольку самой популярной методикой обучения чтению является всё-таки слоговой метод, родителям стоит взять во внимание следующие рекомендации:
- Ключевой принцип обучения — от простого к сложному. Потому вначале целесообразно выучить открытые гласные А, О, У, Ы, Э (ребёнку их проще произносить), после уже закрытый И. Точно так же лучше сперва освоить твёрдые звонкие согласные, а потом уже глухие и щипящие.
- Чтобы ребёнок запомнил букву, не нужно привязывать её к конкретной картинке (А — аист, Б — барабан и т. д.). Иначе может закрепиться устойчивая ассоциация, и в дальнейшем могут возникнуть трудности при соединении букв в слоги (малышу будет трудно понять, как из барабана и аиста получается БА).
- Первые слоги лучше изучать простые — из двух звуков, согласного и гласного (МА, МУ, ПА, ПУ и т. д.). Главное — чтобы дошкольник понял, как один звук соединяется с другим (не буквы, а именно звуки). Затем можно переходить к слогам, где первым идёт гласный (АМ, УМ и т. д.).
- При обучении слоговому чтению родителям стоит пользоваться слоговой таблицей. Она позволяет читать слоги и по вертикали (разные согласные сочетаются с одним гласным), и по горизонтали (один согласный комбинируется с различными гласными).
- Когда ребёнок освоит слоги, первые слова, которые он будет читать, нужно выбирать самые простые, двусложные (ПА-ПА, МА-МА, МЫ-ЛО и т. п.).
Типичные ошибки родителей, которые мешают обучению
При обучении дошкольника чтению родители часто совершают распространённые ошибки, которые тормозят процесс или потом создают у ребёнка проблемы в школе:
- Не разграничивают понятие буквы и звука (например, говорят звук МЭ).
- Заставляют заниматься через силу. Ведь если малыш не в настроении, толку от обучения не будет.
- Занимаются на систематически, а от случая к случаю. Результат не будет: упражняться нужно хотя бы по 15 минут, но каждый день.
- Комбинируют разные методики, к примеру, кубики Зайцева и карточки Домана. На самом деле выбирать конкретный метод нужно в зависимости от интересов, темперамента малыша. К примеру, спокойному ребёнку больше подойдёт букварь или «Складушки» Воскобовича. А вот непоседу увлечёт система Монтессори, кубики Зайцева, Чаплыгина.
- Взрослый превращает занятие в школьный урок — усаживает ребёнка за парту, а сами принимает на себя роль учителя. Это неправильно: обучать дошкольника нужно только в форме игры, общаясь с ним на равных.
Видео: педагог рассказывает о приёмах обучения чтению
Видео: советы логопеда-дефектолога Н. Кулаковой
Видео: учим ребёнка соединять звуки в слоги (развивающее видеопособие с персонажами мультсериала «Щенячий патруль»)
Отзывы родителей
Если ребёнок не любит сидеть с книжками, приучайте в игре. Я своему для разнообразия, наклеивала слоги и просто буквы на все машинки, их тогда было около сотни и мы просто ими играли. Сын быстро освоил как складывать слоги и читать, эта методика Жуковой меня на эту идею подтолкнула, т. к. по книжке он не мог понять, что я от него хочу, уже знал все буквы. В 3 с половиной мы уже читали, а в этом году нам в школу, читает 60 слов в минуту, думаю за лето ещё подтянемся.
МамаМишани
https://www.u-mama.ru/forum/kids/precocity/359669/
Присоединяюсь к Goldylocks по поводу Кубиков Чаплыгина. Для меня это реально волшебные кубики, я свидетель того обучения по ним 3-х деток. Со всеми играли не больше 5 минут в день с этими кубиками и не проходило и трёх дней, как они начинали читать. Детки были разного возраста: 5,5, 3,5 и 2 года 8 месяцев. Первый мальчик был знаком с буквами и даже складывал слоги, а вот слова никак не получались, а с кубиками он сразу понял принцип чтения. С мальчиком 3,5 была попытка научить в 2,5 — тогда он не проникся ими, а в 3,5 сам ими заинтересовался и научился читать, знал только немного букв.
Tanya_Luna
https://www.u-mama.ru/forum/kids/precocity/359669/
В этом году моей дочке исполнилось 6 лет. Мы с супругой задумались научить ребёнка читать. Однажды гуляя на детской площадке, я поделился своим желанием с одной из наших приятельниц. Она, как и всё, посоветовала нам купить букварь Жуковой, и все проблемы будут решены. Купили — толка никакого, пока не наткнулся сам в интернете на одну из методик, правильного изучения звуков и букв. По вечерам занимались по очереди, то я, то мама, дочка уже читает, правда по слогам, уже осознанно, трёхсложные предложения. Мы с женой пришли к выводу, что прежде чем приступить к букварю, необходима начальная подготовка т. к. было сказано в этой методике. Но мы, прежде чем прийти к конечному результату очень много изготовили наглядного материала. Ведь ребёнок должен сам всё потрогать, пощупать, осознать, осмыслить, тогда можно добиться желаемого результата.
Vseznayka
http://www.woman.ru/kids/healthy/thread/3874659/
Мы по нему [авт.: букварь Н. Жуковой] занимались и дома, и в саду. Знаю, что логопеды вообще любят этот Букварь. Успехи были хорошие. Ребёнок быстро понял, как складывать буквы в слоги. Букварь действительно хорош тем, что выполнен в классическом стиле. У нас есть другие буквари, разные, детские, на разные темы и т. д., так вот не все они хороши. То плохая подборка слогов, то учат сразу читать слова, иногда даже слова странные и труднопроизносимые. В букваре же Жукова ничего такого нет, зато ребёнок всё схватывает на лету. Кстати, он красочный, мой сын с удовольствием занимался по нему. Хороший, крупный шрифт.
ponka-ponka
https://irecommend.ru/content/kak-nauchit-rebenka-chitat-legko
Сначала к игрушкам подмешивали кубики и карточки с буквами (к которым картинка прилагается). Так как он уже хорошо знал цифры, его заинтересовали новые значки. Бабушка и дедушка в игре постоянно их называли. Потом вместе ненавязчиво их находили повсюду — на улице, в книжках… А потом, когда буквы закрепились, перешли на Жукову. По ней уже читать научились. Ему просто интересно это. Пытаемся прочесть все таблички на кабинетах врачей!
leshik
http://www.kid.ru/forum/index.php?showtopic=53145
Мы со старшим сыном занимались по кубикам Зайцева. А ещё он очень любил переписывать слова из разных упаковок (сок, масло, пряники, печенье, варенье, Анальгин, Нурофен). Также мы играли в такую игру: на маленьких кусочках бумаги мы вместе писали разные слова, потом раскладывали эти слова по полу и задавали вопросы, например, к кому мы идём в гости? Затем мы ходили-бегали по карточкам и останавливались на одной из них по команде «стоп» и каждый читал к кому он пришёл в гости. Слова для начала писали короткие — жук, муха, лиса, волк. Затем усложняли задания — писали длинные слова с прилагательными. До 5 лет мы очень хорошо читали, и что самое главное — имели большой интерес к чтению книг, сейчас после школы он схватит какую-то книгу приключенческую и вместо уроков читает, читает, читает…
dieSonne
http://www.kid.ru/forum/index.php?showtopic=53145
Всё просто. Начинайте с букв, заинтересуйте ними. Мы их разукрашивали, рисовали, лепили, всыпали из манки, делали телом. В общем, тут фантазия, и только. Затем слоги. Прям научиться их легко читать. Ма, мо, ми, ме, му и т.д. С разными буквами. И ам, ом, им, ем, ум. Ну а слова потом сами у ребёнка сложатся. Если он будет уверенно читать слоги.
кенгуруша
https://sovet.kidstaff.com.ua/question-1715972
Конечно, научить ребёнка читать — не самая простая задача для родителей. Но если малыш физиологически и психологически готов к этому процессу, взрослые смогли вызвать у него интерес к чтению, усилия наверняка увенчаются успехом. Главное — выбрать подходящую методику и превратить обучение в игру, а не в занудный процесс.