Грамотная подготовка ребенка к школе: психологические и образовательные аспекты

Ответственным этапом в воспитательном процессе является подготовка к школе, которая зачастую оборачивается стрессом и для родителей, и для детей. Очень важно добиться того, чтобы кроха не просто обладал определенным перечнем умений и навыков, а был психологически готов, чувствовал уверенность в себе, хотел учиться. И добиться этого, как показывает практика, бывает непросто. Предлагаем ознакомиться с советами экспертов и педагогов, направленными на то, чтобы сделать подготовку максимально безболезненной, но продуктивной.

Девочка готова к школе

Что означает готовность к школе?

В психологии принято выделять 4 уровня подготовки малыша к первому классу.

Наименование уровня готовности Краткая характеристика
Физическая Подразумевается общее состояние здоровья, рост и вес малыша (к 7 годам эти показатели составляют 116-130 см и 21-27 кг для мальчика, 116-125 см и 20-25 кг для девочки).
Интеллектуальная У ребенка должен быть определенный словарный запас, сформированные умения и навыки.
Личностная Будущий школьник должен понимать, что в его жизни открывается новая страница, что он приступает к постижению нового вида деятельности. Важно, чтобы ребенок осознавал специфику своего поведения, умел общаться со сверстниками и учителями.
Эмоционально-волевая Малыш должен уметь ставить цель и прикладывать усилия к ее достижению.

Если же родители не приложат должных усилий в подготовке к поступлению в школу, то ребенок столкнется с серьезными трудностями, что может стать причиной его нежелания учиться.

Девочка с книжкой

Примерный перечень знаний

Чтобы проверить, насколько малыш готов к новому этапу своей жизни, можно свериться со следующим списком умений. Сразу заметим, что информация примерная, ребенок может знать что-то одно, но совершенно не разбираться в другом – это нормально, ведь способности у всех разные. Но примерный список знаний и умений родителям следует взять на вооружение.

К 6 годам ребенок должен хорошо знать:

  • свои Ф.И.О., адрес (начиная со страны), дату рождения и возраст,
  • Ф.И.О. родителей, а также где они работают (не нужно требовать от малыша заучивания точного наименования предприятия – профессии и сокращенного названия будет достаточно),
  • названия животных, их потомства,
  • овощи, фрукты, ягоды – уметь показывать на картинках и в реальности,
  • приводить примеры зимующих и перелетных птиц, садовых и полевых цветов, диких и домашних животных, пояснять, чем они различаются,
  • месяца в году (как называются, в какой последовательности расположены в календаре, какой сейчас месяц),
  • основные цвета и оттенки,
  • алфавит – знать последовательность букв русского языка, как какая выглядит, в каких словах есть.

Некоторые дети знают еще и английский алфавит, но это необязательно.

Все это ребенок должен знать перед тем, как впервые войдет в двери учебного заведения.

Дети учат буквы

Краткий перечень умений

Далее познакомимся с тем, что именно должны уметь дошколята, готовые к начальной школе.

Математические навыки:

  • уметь показывать фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, овал,
  • знать стороны: право и лево, верх и низ,
  • считать минимум до 20 и обратно, но предпочтителен счет до 100,
  • ребенок должен понимать соседние числа в пределах 10 (то есть если ему озвучить цифру 5, он должен понять, что перед ней находится 4, а после – 6),
  • выполнять сложение и вычитание в пределах первого десятка,
  • осознавать суть понятий «больше – меньше – одинаково», «широкий – узкий».

Важно, чтобы ребенок мог применять свои знания в новой ситуации – например, справился с заданием посчитать пуговицы, хотя до этого считал только игрушки.

Для развития речи необходимо:

  • уметь пересказывать только что прочитанный текст или вспоминать ранее изученный,
  • составлять рассказ по картинке,
  • понимать различие гласных и согласных звуков,
  • ставить существительные во множественное число (кошка – кошки) и, напротив, в единственное,
  • знать несколько несложных стихотворений, декламировать их по просьбе взрослого.

Хорошо, если малыш 5-6 лет может сочинять сказки, использовать богатую лексику, отгадывать загадки, подбирать слова, содержащие определенный звук.

Общие умения:

  • хорошо знать предметы одежды и обуви, понимать, какой из них куда и как надевать,
  • распределять предметы по группам на основании определенного признака (к примеру, цвета), находить лишнее,
  • хорошо справляться с вырезанием ножницами,
  • рисовать горизонтальные и вертикальные линии карандашом,
  • рисовать геометрические фигуры и закрашивать их, соблюдая контур,
  • лепить овощи, фигурки несложных животных,
  • делать поделки и аппликации из природных и подручных материалов.

Однако важно помнить, что ребенок должен быть готов к школе, прежде всего, психологически – он должен хотеть учиться. Вот почему уверенный в себе любознательный дошкольник, пусть и не обладающий обширными знаниями, гораздо лучше воспримет перемены, чем его ровесник, который много знает, но не отличается психологической зрелостью.

Девочка играет в сортер

С какого возраста начинать подготовку?

Родители нередко интересуются, когда можно приступать к подготовительным занятиям, чтобы не было поздно, но при этом чтобы малыш не переутомился. Однозначного ответа нет, все зависит от индивидуальной предрасположенности каждого конкретного крохи и его желания узнавать новое. В 3 годика можно считать пальцы на руках вместе с ребенком, рассказывать ему о животных, показывать картинки, фрагменты видео, находить зверей и птиц во время прогулки (например, показать крохе вживую, как выглядит голубь).

Специалисты советуют начать знакомство с буквами и цифрами в 4 года, а 5-6 лет считается наиболее удачным возрастом для обучения чтению.

Торопить малыша не следует – заставляя его заниматься насильно, можно лишь убить тягу к знаниям, поэтому родителям важно проявить хитрость: использовать игровую форму, маскировать «уроки» так, чтобы кроха даже не догадался, что его чему-то учат.

Для подготовки можно использовать каждую свободную минуту. Например:

  • на прогулке находить предметы определенного цвета,
  • считать, сколько вы увидели собак, автобусов,
  • найти предметы, в названии которых есть звук [б].

Эти формы занятий интересны детям, поэтому они с удовольствием выполняют задания, не испытывая скуки.

Отметим, что если в более раннем возрасте, например в 3 года, ребенок демонстрирует интерес к буквам, цифрам, то можно познакомить его с ними в легкой ненавязчивой форме.

Дети готовятся к школе

Зачем нужна подготовка к школе?

Этим вопросом задаются даже любящие и ответственные родители. Казалось бы, зачем чему-то учить ребенка, если очень скоро этим займутся педагоги, не лучше ли будет продлить счастливые моменты его детства? Своя логика в этом есть, но необходимо понимать, что современные образовательные программы рассчитаны на детей с определенным уровнем подготовки. Перед зачислением в начальную школу ребенку предложат пройти тест или проведут устное «собеседование». Реалии современной жизни таковы, что большинство первоклассников переступает порог школы, уже умея читать. Вот почему, чтобы ребенок не чувствовал себя «хуже всех», не получил чрезмерную нагрузку, в 5 лет необходимо приступить к целенаправленным занятиям для дошкольников.

Ведь если окажется, что уровень знаний недостаточен для конкретной школы, могут даже отказаться в приеме, предложив посетить специальные коррекционные классы, где учатся дети, отстающие в развитии. Это, несомненно, окажет свое негативное влияние на становление детской личности.

Распространен еще один вариант – родители до последнего тянут обучение, а летом, за 3 месяца до школы, начинают активно «пичкать» ребенка знаниями, что ведет к серьезной нагрузке и утрате интереса. В таком ускоренном обучении таится опасность для нервной системы и иммунитета дошкольника.

Не обязательно проводить домашние уроки в скучной форме, сидя за партой. Мама или папа могут так организовать знакомство с буквами или обучение чтению, что ребенок получит только удовольствие.

Еще одна актуальная проблема – вечная нехватка времени у родителей. Многие мамы вынуждены выходить на работу, поэтому не имеют возможности полноценно готовить малыша к первому классу. Поэтому и нужно начинать раньше, чтобы по 10-15 минут в день уделять получению знаний и умений, имея в запасе 2-3 года на закрепление и проработку трудных моментов.

Также отметим, что подготовка в домашних условиях предусматривает не только получение знаний, но и формирование самостоятельности, ответственности, целеустремленности, интереса к учебе. Без этих важнейших моментов ребенку будет очень сложно в первом классе.

Развивающие игры

С чего начать подготовку?

Роль родителей на этом этапе несомненна. Даже если ребенок ходит в детский сад и там вместе с группой получает необходимые знания, без домашнего закрепления они будут малополезны. Кроме того, можно записать дошкольника в специальные группы, секции – коллективная форма работы поможет ему научиться общению и совместной деятельности.

Но и дома важно проводить индивидуальные тренировки. Добиться успеха поможет календарное планирование. Родители малыша, которому исполнилось 4 года, могут завести тетрадь, в которой примерно распределят то, чему именно им необходимо обучать ребенка. Данную деятельность можно согласовать с воспитателями детского сада, чтобы ребенок закрепил материал, но не переутомился.

И каждый день нужно по 10-15 минут играть с ребенком в развивающие игры, на прогулке рассказывать ему о предметах окружающего мира, знакомить с цветами, размерами, расстояниями, учить считать.

Есть множество методик раннего развития, элементы которых могут использоваться современными семьями.

  • Карточки Домана помогут в легкой и ненавязчивой форме познакомить ребенка с животными, растениями, метеорологическими явлениями.
  • Рамки Монтессори наглядно пояснят суть формы и размера.
  • Различные конструкторы, мозаики помогут улучшить логику, абстрактное и пространственное мышление.
  • Кубики для детей помогут научиться читать (если на них написаны буквы или слоги), работать с цветами (для этого необходим разноцветный набор), понять, что такое «близко» и «далеко». Задания для подготовки могут быть самыми разнообразными.

Важнейший этап подготовки к школе – это привитие ребенку навыков самостоятельности. Он должен уметь одеваться, завязывать шнурки, застегивать молнии. В школе будут уроки физкультуры, поэтому ребенка нужно вовремя научить быстро и правильно надевать спортивную одежду и обувь. Для этого можно поиграть в спасателя – предложить ребенку облачиться в костюм как можно быстрее, поскольку от его скорости будет зависеть спасение, например, целой планеты.

Не менее важно привить ребенку дошкольного возраста нормы этикета – научить его здороваться, прощаться, вежливо разговаривать со старшими.

Мама провожает сына в школу

Психологическая подготовка

Очень важно, чтобы ребенок хотел идти в школу и получать новые знания. Родителям необходимо выполнить с ним специальные упражнения, которые помогут обрести психологический комфорт. Например, поиграть в школу: роль учеников исполнят куклы и игрушки, а малыш на время станет учителем. Далее мама дает установку – ребенку нужно хорошо учиться, все запоминать, чтобы потом объяснить материал куклам. Еще интереснее, если учениками станут родители.

Поможет и выбор наряда вместе с ребенком. Во многих учебных заведениях существует дресс-код, однако это не мешает взять ребенка с собой в магазин, чтобы он подобрал для себя подходящий под обязательные стандарты костюм, рюкзак, пенал, ручки. Все это поможет поддержать заинтересованность.

Первоклассник на уроке

Полезные рекомендации

Приведем несколько своетов, которые помогут родителям разработать свою собственную программу подготовки ребенка к первому классу.

  • Не стоит пугать ребенка, говорить ему, что в школе будет сложно. Лучше помочь ему в игровой форме избавиться от психологического дискомфорта.
  • Перед уроками важно помочь ребенку научиться удерживать внимание. Начать можно с самого простого – рассказывать ему то, что ему действительно интересно, внимательно наблюдая, сохраняет ли малыш заинтересованность. Далее переходить уже на менее привлекательную для малыша информацию, но более полезную с точки зрения обучения. Примерная продолжительность удержания внимания – 15-20 минут, к этому числу нужно стремиться.
  • Если ребенок по какой-то причине не ходит в детский сад, в 5 лет нужно активно знакомить его с другими детьми. В противном случае в школу он пойдет, не готовый к общению.
  • Лучше заранее научить ребенка вставать вовремя, поэтому за месяц-два до первого звонка необходимо постепенно пробуждаться все раньше.
  • Чтобы не испортить малышу зрение и осанку, надо отработать с ним посадку за столом, самим показывать пример. Можно придумать веселую игру – кто сидит правильно, получает балл, кто горбится – лишается балла. В конце недели проводится подсчет. В зависимости от того, сколько баллов набрал ребенок, родитель готовит и вручает ему небольшой подарок.

Конечно, в итоге у каждого родителя формируется своя методика подготовки ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Однако общие советы учитывать все же необходимо. И важно помнить, что только терпение и внимание помогут ребенку преодолеть возникающие у него трудности и вступить в новый жизненный этап.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: