Логика в развитии ребенка занимает особое место. Она гораздо важнее простых знаний и лежит в основе гибкого мышления и высокого интеллекта. Для развития логических способностей у детей существует немало упражнений: ребусы, головоломки, опыты, графические лабиринты и т. д. Одно из таких заданий – логическая цепочка.
Важный навык
Почему же без логики сложно представить человека с полноценным интеллектом? Потому что логическое мышление объединяет в себе множество важных интеллектуальных аспектов. Развивая логическое мышление, ребенок одновременно совершенствует (в зависимости от конкретных заданий) самые разные интеллектуальные способности:
- внимание,
- память,
- находчивость,
- наблюдательность,
- речь,
- пространственное мышление,
- воображение.
Кроме этого, ребенок учится:
- сопоставлять,
- классифицировать,
- сравнивать,
- понимать причинно-следственные связи,
- выводить закономерности.
Закладываются все эти навыки с самого раннего возраста. Логическая цепочка представляет собой несколько предметов, которые нужно расположить в ряд по каким-то признакам или определенной закономерности. Простейшие логические задания можно предлагать малышам уже с 2 лет. По мере роста и развития ребенка количество и сложность таких задачек будут планомерно расти. Главное, о чем должны помнить родители, – все логические упражнения предлагаются в форме игры.
Для самых маленьких
Уже с 2 лет кроха учится сравнивать и классифицировать предметы, руководствуясь простейшими признаками: размером, формой, цветом. Оптимальный материал для них – игрушки (ближе к 4 годам их можно заменить яркими карточками с простыми, понятными картинками). В этот период логические игры должны быть простейшими, требующими от дошкольника 1–2 действий.
Вот несколько примеров логических цепочек:
- Чей малыш? Если в игровом арсенале найдутся соответствующие игрушки, лучше взять их. Либо подготовить карточки: большие, прочные, яркие и простые. Нужны изображения известных ребенку животных, птиц и их детенышей. Взрослые животные раскладываются перед малышом, ему предлагается положить рядом с каждым его детеныша. Далее цепочка может удлиняться и трансформироваться в «чей плод», «чья одежда», «чей лист» и др.
- Дополни ряд. Перед ребенком раскладывают карточки с изображением неких предметов (или сами предметы), объединенных значительным обобщающим признаком (посуда, одежда, фрукты, животные и др.). Рядом располагается группа разнородных предметов или картинок, среди которых изображение одного предмета, соответствующего признаку цепочки. Малышу нужно найти его и дополнить выстроенный логический ряд.
- Чье это? Ребенок должен совместить карточку с обобщающим предметом и его частями (предметы и профессия, для которой они нужны, машина и ее детали, человек и части его тела и т. д.). Вариантов возможно несколько. Например, взрослый выкладывает несколько предметов, а ребенок должен найти для них общее изображение. Или разложить перед ним обобщающие предметы, а он должен выложить около каждого соответствующие части (сложность этого задания зависит от возраста и способностей малыша). Можно предложить самому выбрать из стопки картинок сначала определяющие предметы, а затем под каждым из них – детальные.
- Что лишнее? Задача понятна из названия цепочки: исключить из ряда предметов один, принадлежащий по определяющему признаку к другой категории, при этом объяснив, по какому критерию он был определен как лишний.
Для дошкольников, которые успешно справляются с такими заданиями, можно подготовить более сложные. Например, дать несколько карточек, изображающих сюжет любимой сказки ребенка. Пусть расположит их последовательно, чтобы по ним можно было восстановить всю цепь событий сюжета. Или предложить карточки с изображением определенного процесса (смена времен года, заваривание чая в стакане, прорастание цветка и т. д.). Задача будет та же: восстановить хронологию.
Если малыш затрудняется, помогите ему наводящими вопросами. А если у него совсем не получается, значит, данное задание для него еще слишком сложное. Составьте для него цепочку попроще.
Для старших дошкольников
Дети старшего дошкольного возраста в состоянии выполнять более сложные логические построения. При этом они могут изложить свои умозаключения, аргументируя их. Им можно предлагать такие цепочки:
- Упорядочи по… Ребенку предлагаются различные изображения. Его задача – выстроить их последовательно по убыванию или возрастанию какого-то признака: размера, цвета, количества углов (у многоугольников) и т. д.
- Что общее? Перед ребенком раскладывают несколько изображений, имеющих определенный общий признак. Дошкольник должен назвать этот признак. Постепенно цепочек в одном задании может становиться больше. Еще позднее можно попросить ребенка разобрать предметы и выстроить по группам самостоятельно, аргументируя свой выбор.
Далее логические цепочки могут и должны становиться все сложнее. Ребенка можно попросить, например, составить рассказ, в котором каждый предмет из представленных пересекался бы с последующим по какому-то признаку (они все будут разными).
Графические варианты таких игр тоже бывают. Например, детей 6 лет уже смело можно просить дорисовать недостающий в последовательности элемент, дорисовать цепочку, повторяя заданную последовательность, раскрасить элементы рисунка по заданной закономерности. Сначала это будут крупные предметы (воздушные шары или яблоки), затем – все более мелкие (бусины, камешки, пуговицы). Такие задания тренируют еще и мелкую моторику, что важно для будущего обучения в школе.
Это лишь несколько примеров заданий, которые учат ребенка строить последовательные цепочки. Сначала это предметы. Взрослея, ребенок научится строить последовательные цепочки из своих мыслей, обосновывать доказательства, делать выводы. То есть – совершенствовать свой интеллект.