Как научить ребенка самостоятельно ходить и когда он к этому готов?

Навык самостоятельного хождения, пожалуй, главный, которого родители ждут от своего крохи вместе с первыми словами. По мере приближения к годовалому возрасту малыш все готовится к тому, чтобы сделать свои первые самостоятельные шаги. Если родителям кажется, что ребенку нужно помочь, они, конечно же, могут это сделать. Главное – помогать правильно. Как они могут научить своего ребенка ходить самостоятельно, без посторонней помощи и поддержки?

Малыш ползает по полу

Всему свое время

Прежде чем волноваться, что малыш до сих пор не шагает сам, родители должны учесть несколько моментов.

  • Все детки развиваются по-разному. Нормальным принято считать, если ребенок пошел в год и 2 месяца. Но это лишь примерные рамки. Кто-то в состоянии вышагивать без маминых рук в 11 месяцев и даже раньше, а кто-то не готов к этому даже в 14 месяцев. Это зависит от здоровья крохи, генетики, его темперамента, веса и других факторов. Поэтому не нужно ни с кем сравнивать своего карапуза.
  • Если малыш родился раньше положенного срока, физические навыки его будут развиваться в соответствии с биологическим возрастом и компенсироваться постепенно. В таком случае сроки для каждого навыка будут индивидуальными, и оценивает это педиатр.
  • Для того чтобы ребенок мог пойти самостоятельно, его мышцы и косточки должны стать достаточно сильными и крепкими, а вестибулярный аппарат – натренированным. Другими словами, требовать от ребенка ходьбы, когда он не умеет держать равновесие или пружинить у мамы на коленях, неблагоразумно.

Природой не случайно устроено поступательное развитие: от этапа к этапу. По мере развития и укрепления органов, систем, мышц и косточек крохи пополняется и его двигательный багаж. Поэтому прежде чем начать ходить, ребенок проходит последовательно несколько ступеней физического развития:

  1. перевороты со спины и живота,
  2. сидение,
  3. вставание у опоры,
  4. ползание,
  5. вставание.

Только после этого маленький организм будет готов к освоению самостоятельного вертикального способа передвижения.

Коленные чашечки у детей формируются примерно к полугоду. Поэтому не форсируйте события, заставляя свое чадо много топать с этого возраста. Дайте коленкам 2 – 3 месяца на укрепление. То, что малыш «побежал» в 9 или 10 месяцев, с этой точки зрения далеко не всегда хорошо.

Мама держит малыша за руки и учит ходить

Правильная подготовка

Итак, чтобы ребенок начал ходить своевременно, готовить его нужно заранее. Важно укреплять мышцы ног, бедер, спины, шеи, тренировать умение держать равновесие с помощью простых упражнений. Делать все это можно с того момента, когда кроха выкажет первые попытки к переворачиванию.

  1. На начальном этапе мышцы шеи и спины хорошо укрепляют массаж и лежание на животе.
  2. Далее спину, шею, ножки и ручки укрепляют при помощи переворотов. Стимулировать интерес ребенка к переворачиванию при помощи ярких игрушек.
  3. Следующий этап – сидение. Малышам можно садиться примерно с 6–7 месяцев. При этом кроху провоцируют поворачиваться в стороны, тянуться за игрушками, опираться. Это поможет не только укрепить мышцы, но и улучшить координацию, равновесие.
  4. Ползание. Когда ребенок научится ползать (о том, как ему с этим помочь, читайте здесь), нужно поощрять его к активным путешествиям по дому, увлекая яркими игрушками, преграждая путь небольшими препятствиями в виде подушек или других безопасных предметов.
  5. Вставание и перешагивание. Примерно после 8 месяцев детки начинают вставать, опираясь о различные предметы или руки взрослого. Этот навык поможет укрепить мышцы рук и ног крохи, улучшить координацию. Важно не просто провоцировать карапуза чаще вставать. Когда он начнет переступать, держась за опору, нужно предлагать ему переступать небольшие преграды, тренируя навык ходьбы. Чем чаще ребенок будет переступать, высоко поднимая ножки, пружинить, прыгая на коленях родителей, тем крепче станут его мышцы и связки.
  6. Ходьба по опоре. Это последний этап перед тем, как ребенок решится отпустить страховку и сделать самостоятельно свой первый шаг. Важно стимулировать хождение у опоры, предлагая малышу достать до яркой игрушки или дойти до мамы, которая его призывает к объятиям. В этот период необходимо совершенствовать вестибулярный аппарат. Ребенка полезно качать на коленях родителей, кружить по комнате, наклонять в стороны, поднимать и опускать, качать на фитболе. Помимо прочего, такие игры доставят крохе немало удовольствия. Хорошо, если малыш будет много ходить, держась сначала за обе руки взрослого, а затем – за одну. Также ему сейчас полезно ходить, переступая через небольшие преграды. Постепенно кроху учат отпускать опору и стоять некоторое время.

Не прельщайтесь приучением малыша к ходункам. Они не научат его удерживать свой вес вертикально, держать равновесие, а как раз наоборот. Кроме того, привыкнув передвигаться таким образом, ребенок может долго бояться остаться без этой поддержки.

Защитная накладка на угол

Обеспечиваем безопасность и комфорт

Если во время обучения ходьбе ребенок упадет, ушибется или получит травму, это может стать причиной сильного испуга и надолго закрепит в его сознании чувство опасности. Чтобы этого не произошло, обучение должно проходить в безопасной обстановке. Как ее создать?

  • Убрать с пола все, обо что можно пораниться или за что можно зацепиться и упасть (шнуры, острые предметы, игрушки), поставить мягкие заглушки на все углы, ограничители – на двери. Пол не должен быть скользким, а ковер – ерзать по нему.
  • На пути малыша не должно быть ступенек или порогов, поэтому учиться ходить лучше дома в комнате, а не на улице.
  • Обувь может стать дополнительным источником неудобства и беспокойства, поэтому учить кроху ходьбе лучше босиком или в носочках, которые не скользят по полу.
  • Ребенок должен видеть, что родители всегда рядом и могут подстраховать, подхватить его, если он споткнется или потеряет равновесие.
  • Стимулов для малыша не должно быть слишком много, иначе он растеряется и не поймет, за каким именно предметом нужно идти.
  • Колготки или штанишки не должны мешать, сползать и путаться между ножками.
  • Во время таких занятий кроха должен хорошо себя чувствовать и находиться в комфортных условиях (тепло, свежо).
  • Не нужно торопить события, требуя от малыша, чтобы он сразу сам прошагал полкомнаты. Правильно, если первых шагов будет немного: пара-тройка. Иначе ребенок может испугаться.

Чтобы стимулировать свое чадо к самостоятельной ходьбе, чаще гуляйте с ним в местах, где бегают маленькие детки. Пусть вдохновляется их навыками, умением управляться с игрушками свободными ручками, и стремится к этому сам.

Малыш учится ходить

Движемся к самостоятельным шагам

Чтобы научить ребенка ходить без поддержки и страховки, сначала его нужно научить ходьбе именно с ними. То есть дать навык передвижения «почти самому», не по статичной опоре в виде диванов или шкафов. Создать такое ощущение, подарив радость движения и постепенно пробуждая желание двигаться без посторонней помощи, можно с помощью следующих приемов и приспособлений.

  • Обруч поможет довольно быстро обучить ходьбе кроху, который умеет стоять, но боится передвигаться. Карапуза нужно поместить внутрь круга так, чтобы его ручки держались за обруч, понемногу перемещая обруч вперед. Похвала и поддержка мамы будут лучшим стимулом для ребенка. Скоро он поймет, сколько радости можно получить, передвигаясь таким способом. Постепенно и страх бросить опору пройдет.
  • Такой же страховкой от неожиданных падений служат специальные детские ремешки-поводки, за которые кроху поддерживают родители, пока он топает. Такие «вожжи» помогут малышу не бояться падений, но при этом активно ходить.
  • Коляска или игрушка-каталка. Толкая эти предметы перед собой, ребенок может передвигаться, а мама не будет бояться, что он упадет. Но подстраховывать кроху, находясь рядом, все равно нужно, ведь неожиданностей исключать нельзя.
  • Освобождаем руку. Водя малыша по комнате за обе ручки, постепенно его приучают держаться только за одну руку. Для этого в его вторую ручку можно вложить любимую игрушку и предлагать, к примеру, отнести ее папе или на место. Это улучшит способность держать равновесие.

Если малыш постоянно спотыкается и падает, даже держась за руки взрослого, это может говорить о проблемах со зрением. Проконсультируйтесь с офтальмологом, чтобы не упустить возможную проблему. Если же все в порядке, уделите внимание тренировке вестибулярного аппарата.

Когда малыш научится уверенно топать, держась за одну руку, самым последним этапом обучения навыку самостоятельной ходьбы станет провокация малыша отпустить руку взрослого. Для этого важно создать добрую атмосферу, улыбаться крохе, подбадривать его, говорить, какой он умница.

Пусть папа ведет ребенка за ручку, а впереди ждет мама, зовя в объятия или маня игрушкой. Нужно сделать так, чтобы рука папы оторвалась от ручки карапуза примерно за пару шажков от мамы, чтобы малыш сделал их, не успев испугаться, а ощутив на секунду себя свободным. Если все получилось, ребенка нужно обнять и похвалить. В следующий раз папа отпускает ручку чада на один шажок раньше, затем еще на один. Но при этом остается готовым подхватить кроху, если он все-таки начнет падать.

Если родители будут действовать последовательно и терпеливо, не форсируя события, принимая свое чадо таким, какое оно есть, то в конце концов они дождутся счастливого момента, когда ребенок научится ходить без их помощи, ощутит себя самостоятельным и свободным.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: