Как происходит развитие вашего ребенка в возрасте 3 месяцев?

Детки до года развиваются весьма стремительно. Каждый месяц, а порой и каждый день приносит им все новые умения и открытия. Даже сейчас, в возрасте «раннего грудничка», когда родителям кажется, что прогресс не так заметен, изменения происходят постоянно: и внешние, и внутренние. Что же должен уметь ребенок в возрасте 3 месяцев, каким он стал?

Мама с трехмесячным малышом

Физиология малыша

К этому возрасту ребенок становится настоящим милашкой. Ушла желтуха новорожденных, кожа приобрела естественный розоватый оттенок. Активировалась подкожно-жировая ткань, благодаря чему карапуз заметно округлился: появились «щечки-мешочки», умиляющие складочки на ручках, ножках, шейке. Сейчас рост малыша может колебаться от 56 до 62 см, вес – от 4,8 до 7 кг. При этом у девочек эти показатели немного ниже, чем у мальчиков. Однако если ребенок немного недотягивает до них или превышает, определить точно, норма это именно для него или нет, может педиатр на ежемесячном осмотре. Ведь все детки разные, и факторов, влияющих на антропометрические данные, немало.

Многие родители начинают переживать, что у 3- месячного грудничка рекой текут слюнки. Это совершенно нормально, поскольку слюнные железы сейчас тоже стали работать активнее. Это и защитная реакция на стремление крохи все тянуть в ротик, и подготовка к скорому прорезыванию зубов.

К 3 месяцам постепенно вырисовывается определенный биологический ритм ребенка: время сна и кормлений можно довольно легко вычислить, проследив за ними несколько дней. Так что теперь пора приучать малыша к режиму дня. В дальнейшем это значительно облегчит жизнь и ему, и родителям.

Спит грудничок в среднем уже около 18 часов в сутки, при этом на дневное время приходится 4 сна продолжительностью 1,5–2 часа. Кушает кроха 6–8 раз в сутки с промежутками около 3 часов. Это говорит о том, что нервная система малыша значительно окрепла по сравнению с первым месяцем, когда ребенок не выносил практически никаких психоэмоциональных перегрузок, поэтому спал большую часть суток.

Совет

3- месячный грудничок, благодаря развитию памяти, начинает вырабатывать первые привычки. Поэтому если до этого возраста вы практиковали укладывание со всевозможными хиростями (укачивание, колыбельная, фитбол), сейчас нужно постепенно уходить от этих «подпорок». Ваш малыш в состоянии научиться засыпать самостоятельно, он уже пережил кризис адаптации к новому миру, когда мамы часто нет рядом. В противном случае проблем с засыпанием не избежать.

Трехмесячный малыш

Что уже умеем?

Что он может уметь, кроме как плакать, махать ручками и лежать на животике? На самом деле в развитии ребенка в 3 месяца можно увидеть значительный прогресс по сравнению с предыдущими месяцами, ведь он уже не новорожденный кроха. Это касается как физического, так и эмоционального, и речевого развития.

Малыш проделал большую работу и многого достиг.

  • Почти уверенно держит голову, когда его удерживают вертикально или вкладывают на животик (некоторые малыши держат голову так, что их уже не нужно страховать маминой рукой под затылком).
  • Может фиксировать взгляд на предмете или глазах человека, находясь в вертикальном положении, и это большой прогресс: раньше он мог делать это только в положении лежа.
  • В положении лежа на животе может опираться на предплечья, поднимая голову и грудь – так намного интереснее наблюдать за миром.
  • Если ребенка поддерживать за подмышки, он встанет на опору ножками, не поджимая пальчиков, как было раньше (но сильно опирать его на ножки в этом возрасте пока рано – кости еще достаточно хрупкие).
  • К 3 месяцам постепенно угасают некоторые рефлексы ребенка: сейчас он научился самостоятельно отталкиваться от бортиков кроватки или спинки дивана (раньше это происходило рефлекторно). Теперь этого «лягушонка», способного таким образом «прыгать» вперед, оставлять одного в комнате небезопасно.
  • Может (или активно пытается) поворачиваться на бок (у особенно активных детей получается поворачиваться даже на живот – ведь они уже поняли, что так обзор намного лучше). Некоторые детки, лежа в кроватке, способны разворачиваться на матрасе на 90 градусов.
  • Во время сосания поддерживает грудь или бутылочку ручками.
  • Может схватить заинтересовавший его предмет обеими руками, чтобы пощупать или сунуть в рот.
  • Любит все ощупывать, особенно части своего тела: ручки, ножки, носик.
  • Старается дотянуться до яркого предмета, находящегося перед глазами. Если это подвешенная игрушка, которая может от прикосновения издать звук или подпрыгнуть, то он будет пытаться по ней бить.

Совет

Поскольку ваш кроха сейчас все тянет в ротик, следите, чтобы в зоне его досягаемости не было слишком мелких предметов, которые можно проглотить, а также ничего опасного (лекарств, колющих предметов). Все, что ребенок трогает, должно быть чистым, иначе он может «заработать» кишечную инфекцию или молочницу, ведь его иммунитет еще недостаточно крепок, чтобы бороться со всем вредными микробами.

Конечно, это не обязательный список того, что ребенок должен уметь в 3 месяца. Некоторые детки менее активны или слишком упитанны, им трудно перевернуться, кто-то не может схватить игрушку. Это не повод для серьезного беспокойства. Тревожиться нужно, например, если кроха к этому возрасту не делает попыток держать голову, смотреть на предмет перед глазами, поднимать голову в положении на животе, не реагирует на звуки. Более конкретно о тревожных сигналах может рассказать педиатр.

Трехмесячный ребенок

Память, мышление, эмоции, речь

Психоэмоциональное развитие ребенка на 3-м месяце жизни тоже шагнуло вперед. Он теперь не просто рассматривает и слушает все, что его окружает: он активно познает этот новый мир (начиная с собственного тела), ищет общения, новых эмоций и впечатлений. Развивается так называемый комплекс оживления – кроха проявляет бурную эмоциональную реакцию на ласковое обращение к нему взрослых.

Трехмесячный карапуз кажется уже таким смышленым. Его навыки в психоэмоциональной сфере впечатляют. Он уже умеет:

  • поворачивать голову в сторону громкого звука,
  • отделять просто звуки от голосов людей, в последнем случае активно призывая взрослых к «общению» улыбками, жестикуляцией, громким гулением,
  • не просто улыбаться, а вполне осознанно смеяться,
  • узнавать в лицо членов семьи (первая в этом списке, конечно, мама),
  • осознавать степень насыщения – во время кормления малыш теперь сам выпускает сосок, когда наелся,
  • понимать, что игрушка, за которой он следил, исчезла (когда ее прячут), при этом малыш будет смотреть туда, где видел ее до исчезновения, ожидая, что именно там она появится снова,
  • слушать приятные мелодии (особый интерес вызывает звук колокольчика, на него кроха реагирует с неподдельной радостью).

Трехмесячный кроха громко и выразительно гулит, при этом издавая не только гласные звуки, но и некоторые согласные, выдавая первые невнятные слоги (агу, абу, ага). Особенно радостно он делает это в ответ на обращение к нему родных, желая пообщаться, либо первый затрагивает взрослых, «приглашает к беседе». При этом малыш по-разному реагирует на тон голоса и выражение лица взрослых, понимая оттенки их настроения. Если к нему обращаются ласково, радостно, он реагирует веселым гулением, улыбками. Если строго или хмуро – может нахмуриться и даже заплакать в ответ.

Удивительно, но уже сейчас кроха начинает радоваться, если его действие вызывает радость и одобрение родителей (особенно если он что-то сделал в первый раз). Их оценка теперь будет для него все более важной.

Малыш уже начинает понимать, что такое скучно. В такие моменты он перестает гулить и начинает хныкать, капризничать. Плач в этом возрасте приобретает разные оттенки (скучно, устал, голодно, некомфортно, не нравится). Родители уже в состоянии их различить по различным интонациям, силе, длительности.

Развитие мышления на этом этапе связано с достижением какой-то практической цели (дотянуться, получить, попробовать). Более сложные процессы начнут происходить примерно после 6 месяцев.

Совет

Не отказывайте малышу в общении, всегда отвечайте на его «агушки». Можете повторять его звуки и интонации, ему это особенно понравится. Вскоре он научится отвечать тем же и вам. А это – первые шаги на пути к освоению такого важного умения, как говорение. Общаясь с крохой, делайте паузы – давайте ему «выговориться».

Снова отметим, что это не обязательный список того, что точно должен уметь ребенок в этом возрасте. Кто-то гулит менее активно, кто-то пока не научился смеяться, а только улыбается. Волноваться нужно, если малыш не демонстрирует никакого прогресса в развитии: не реагирует на обращения, не пытается произносить звуки, не улыбается.

Женщина с трехмесячным малышом

Как вести себя родителям?

Итак, ребенку исполнилось 3 месяца. На что важно обратить внимание родителям?

  • В уходе за малышом нет ничего нового. По-прежнему для него важны водные процедуры (в том числе утреннее умывание).
  • Не менее важно продолжать закаливание крохи: обливать по завершении купания водой на 1-2 градуса прохладнее той, в которой он купался, устраивать воздушные ванны, обтирать влажным полотенцем (обычно обо всем этом родителям рассказывают еще в роддоме).
  • Если позволяет погода (нет сильного ветра, дождя или мороза ниже 10 градусов), прогулки должны длиться до 5–6 часов в день. Ведь сейчас маленькому организму необходимо вырабатывать витамин D – для профилактики анемии и рахита. При этом у коляски можно поднимать верх, чтобы кроха мог видеть летающих птиц, движение облаков, качание веток – это развивает внимание, мышление, память.
  • В этом возрасте еще весьма актуально предохранять ребенка от сквозняков, ведь его иммунитет пока что недостаточно окреп.
  • Если малыш еще не умеет переворачиваться на бочок, родители должны помочь ему научиться.
  • Ребенку в три месяца нужны физические упражнения, укрепляющие мышцы рук, ног, шеи, спины. Например, упражнение «велосипед» лежа на спине, частое выкладывание на животик. Или приподнимание ребенка в сидячее положение, притягивая за ручки.
  • Для нормализации тонуса мышц можно проводить массаж – поглаживающие движения по спинке, животику, попке малыша (не более 10 минут) стимулируют гармоничное развитие. А разминание ладошек, пальчиков рук, пальчиковые игры способствуют развитию речи.
  • Также развитию речи помогает активное общение с ребенком. Во время любого занятия важно поддерживать постоянный речевой контакт: рассказывать обо всем, что вас окружает, как это называется, для чего нужно.
  • Для развития вестибулярного аппарата, отвечающего за координацию и равновесие, нужно не просто носить кроху по комнате, а раскачивать, переворачивать вверх ногами, кружиться, подпрыгивать.

Совет

Гипертонус мышц может возникнуть у малыша этого возраста от нервного перенапряжения. Поэтому постарайтесь не просто оградить его от бесконечных «шумных обществ» у вас дома – обратите особое внимание на психологический микроклимат в семье. Постоянные скандалы, крики, озлобленность окружающих людей сыграют в этом вопросе не самую полезную роль.

Уделяйте внимание своему психическому состоянию: нервозность, недосып, истощение, состояние апатии или депрессии мамы непременно передаются крохе. Помимо тонуса, мешающего ребенку нормально развиваться в физическом плане, вы наверняка получите и проблемы со сном малыша.

Дальнейшее гармоничное развитие ребенка возможно только при самом активном участии родителей. Их любовь, забота, внимание, доброе отношение и участие в жизни маленького человечка помогут ему расти и гармонично развиваться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: