Существуют специальные методики обучения иностранному языку с раннего возраста. Они принципиально отличаются от методов изучения языка, предлагаемых для взрослых. Основным принципом при обучении английскому языку русскоязычных детей с 2 лет становится билингвальный подход: второй язык усваивается так же, как родной.
На чем строится обучение малышей?
Развивающийся мозг ребенка легко и свободно подхватывает второй язык, и овладение им происходит на интуитивном уровне. Это случается естественно, когда семья живет в другой стране. К счастью, современные средства коммуникации в какой-то мере позволяют создать языковую среду другой страны у себя дома.
Для успешной реализации этого необходимо, чтобы кто-то из членов семьи (в идеале – мама) свободно владел английским. Свободное владение – это умение раскованно и ненапряженно общаться с ребенком на языке, который ему предстоит изучить.
На английском языке мама должна уметь:
- прочитать сказку,
- похвалить,
- объяснять значение слов, услышанных в мультфильмах, или просто предметов, заинтересовавших ребенка,
- попросить что-либо сделать – и многое другое.
Маленькие дети очень тонко чувствуют психологическое состояние матери, и если она напрягается, пытаясь вспомнить произношение каких-либо слов, или ей самой некомфортно говорить на английском, занятия не будут приносить ребенку радости. Английский для детей 2 лет – это не столько обучение, сколько способ коммуникации родителя с ребенком на иностранном языке.
Если мама не владеет языком на уровне свободного говорения – лучше приглашать англоговорящую няню.
Стоит помнить, что язык – это средство общения. И для овладения им и последующего развития навыков он должен активно использоваться.
Как обучать двухлетнего ребенка английскому?
С маленькими детьми проводить отдельные занятия, организовывать уроки не стоит. Освоение английского должно происходить в спокойной форме обычного общения или игр. Чем более полную языковую среду родителям удастся создать, тем легче и быстрее ребенок поймет, что второй язык – это средство полноценного общения.
В идеале родителям стоит:
- общаться между собой или со знакомыми (даже специально нанятыми репетиторами) дома на английском,
- часто держать включенным какой-либо английский канал на ТВ,
- разговаривать с ребенком на изучаемом языке, активно используя жестовую составляющую, так же как это происходит на русском, когда его приглашают подойти или просят что-либо дать или взять.
Обучение английскому должно происходить так же, как и обучение русскому: показывается предмет или действие, называется, повторяется несколько раз.
Не стоит использовать для изучения языка какие-то единственные предметы – например, карточки для игры. Ребенок запомнит, что кошка на рисунке конкретно вот этого набора называется a cat, но при отсутствии живого общения он может не перенести это знание на всех других котов, включая игрушечных и живых. Поэтому для изучения какого-либо слова нужно показать малышу несколько предметов, называющихся этим словом. Ими нужно запасаться заранее. Так, чашка – это игрушечная из посудного кукольного набора, принесенная с кухни чайная, рисунок на карточке. Медведь – пластмассовый, плюшевый, нарисованный, сфотографированный – несколько изображений и игрушек сразу. Глаголы учить довольно просто – показывая ребенку «шагающую руку», «идущую» куклу, сделав вокруг него несколько шагов, нужно прокомментировать: «Hand goes, doll goes, mom goes», – а потом просто попросить, обращаясь к самому ребенку по имени: «(Name) – go!».
Для лучшего погружения в языковую среду и создания психологически комфортной обстановки взрослым желательно перевести свой бытовой английский в активное состояние – общаться между собой или хотя бы в интернете, а еще лучше, если мама договорится с подругами, наймет репетитора для общения или англоговорящую няню.
Как планировать занятия?
Не стоит строить жестких планов – успех обучения во многом будет зависеть от настроения малыша. Начинать занятия стоит с тех предметов и действий, которые привлекают самого ребенка. Первым делом стоит выучить названия любимых игрушек и то, что они могут делать: машинка ездит, мяч катится, кукла спит или хочет есть.
В отличие от школьных программ, где дети могут знать слова из гуманитарных наук и не знать слова «одеяло», малышу необходимо называть и активно использовать в речи определения предметов обихода из его, пока еще небольшого, мирка – кроватка, игрушки, одежда, посуда, еда и прочие. Иностранный язык для малышей в раннем возрасте несложен, они легко могут запомнить довольно большой объем информации.
Поначалу достаточно, если ребенок научится понимать и повторять слова и короткие фразы. Затем его нужно провоцировать на ответы, обращаясь к нему в моменты, когда он активен и готов к общению, и стараться сделать английский активным языком.
Если малыш в плохом настроении, капризничает или устал и не желает общаться вообще, не стоит на него давить.
Еще один нюанс – чтобы ребенок быстрее заговорил, нужно помочь ему изучить фразы, которые с которыми он сможет обращаться к родителям:
- Give me,
- I need,
- I don`t want,
- What is this,
- This is
Также одними из первых слов должны стать местоимения – в связке с ними проще учить глаголы: «Я рисую, ты рисуешь, кукла рисует. А кот умеет рисовать? Нет, не умеет. Он умеет говорить мяу и прыгать».
Какие пособия стоит использовать?
Английский для детей 2 лет не сложнее, чем русский. Вы просто включаете второй язык в ежедневный обиход и используете такие же пособия для изучения английского, как и для освоения родного языка. Причем в раннем возрасте на иностранный язык можно даже делать больший упор, так как на русском будет происходить общение в детском саду, на улице со сверстниками, с другими членами семьи, не владеющими английским.
Для полноценного и качественного обучения родителям понадобятся:
- книжки с красивыми и привлекательными картинками,
- развивающие карточки с предметами,
- мелкие и крупные игрушки,
- аудиокниги для малышей на английском,
- мультфильмы на английском,
- телевизионные каналы, где вещание идет на английском.
В сети существуют ресурсы, где можно смотреть онлайн мультфильмы и фильмы на языке оригинала.
Английский должен часто звучать фоном, когда ребенок играет или отдыхает, – на нем могут разговаривать взрослые, обсуждая что-либо, могут идти передачи или фильмы по TV, можно включать аудиокнигу. Даже в том случае, когда малыш не понимает? он будет подсознательно усваивать звуковой состав языка, интонации и мелодику речи, будет пытаться что-то повторить.
Основные ошибки при обучении
Неправильный подход при изучении второго языка может привести к тому, что малыш будет испытывать стресс при его использовании, путаться, смешивать языки, а при дальнейшей социализации – например, начав ходить в русскоязычный садик, – просто откажется говорить на нем.
- При проживании в России неправильным будет подход «одна ситуация – один язык». Если на английском будет происходить только игровая деятельность – для ребенка он так и останется странным способом общения с мамой во время игр.
- Общение только с одним носителем языка часто приводит к тому, что ребенок усваивает и все его ошибки.
- Частые переходы с одного языка на другой и смешивание русских и английских фраз в одной ситуации самими родителями. Основой общения с малышом в таком возрасте являются чувства и эмоции, ребенок интуитивно будет понимать обращенные к нему фразы без перевода. Они не должны быть сложными.
- Английский может начать восприниматься ребенком негативно, если занятия для него некомфортны. Например, мама недостаточно владеет языком, старается избегать каких-либо фраз. Или во время использования английского мама серьезна и сосредоточена, не смеется, не радуется, не увлечена игрой с ребенком, а «выполняет обучающую функцию». Дети очень тонко чувствуют фальшь, и в таком случае у ребенка возникнет ассоциация «английский = серьезная и занудная мама», он будет неосознанно протестовать против этого.
- Специальное занижение используемого количества лексического материала из боязни перегрузить ребенка. Это может спровоцировать ситуацию, когда ребенок хочет что-то сказать, но ему не хватает слов. Это будет вызывать раздражение и капризы.
Изучение английского языка с малышом – это вызов для родителей, им придется проделать и большую работу над собой. Кроме несомненной пользы для ребенка это очень интересный личный опыт, а также способ саморазвития для взрослых.