В игровой деятельности дошкольники знакомятся с окружающей действительностью. Театрализованные игры имеют большой развивающий потенциал, что позволяет формировать личностные и психофизические качества ребёнка с разных сторон. Поэтому педагогам ДОУ следует внимательно подходить к выбору театрализованной игры.
Значение театрализованных игр в подготовительной группе ДОУ
Театрализованная игра в детском саду — это разыгрывание дошкольниками литературных произведений в соответствии с их сюжетом и дополненных детской фантазией. В основе таких игр всегда находится нравственная составляющая, которая заключается в каждой сказке, литературном произведении и находит место в импровизированных постановках воспитанников ДОУ. Как правило, акцент делается на дружбе, отзывчивости, честности, доброте, справедливости.
Особенность театрализованных игр заключается в том, что их содержание опирается на литературную или фольклорную основу.
Как и любая другая деятельность воспитателя, театрализованная игра на начальном этапе предполагает наличие целей и задач.
Цели и задачи
С использованием театрализации в обучении дошкольников подготовительной группы (дети 6–7 лет) воспитатель решает следующие цели и задачи:
- Развивать речевые навыки детей.
- Способствовать формированию социально-коммуникативных качеств.
- Приобщать дошкольников к художественно-эстетической культуре.
- Расширять знания об окружающей действительности.
- Способствовать психофизическому развитию детей (умение передавать настроение движением, согласование речи и действий, тренировка моторики).
- Воспитывать в ребёнке готовность к творчеству.
- Активизировать мыслительный процесс и познавательный интерес.
- Развивать внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, быстроту реакции, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнёрами.
- Прививать навыки вежливого поведения.
- Закреплять умение реагировать на команду или музыкальный сигнал.
- Развивать умение оценивать действия других детей и сравнивать со своими собственными.
- Активизировать ассоциативное и образное мышление.
- Развивать воображение и веру в сценический вымысел.
- Учить действовать на сценической площадке естественно.
- Совершенствовать навыки действий с воображаемыми предметами.
- Развивать умение менять своё отношение к предметам, месту действия и партнёрам по игре, превращать и превращаться.
- Учить самостоятельно сочинять этюды с заданными или придуманными сюжетами, предлагаемыми обстоятельствами, эмоциями.
- Развивать умение владеть своим телом.
- Совершенствовать двигательные способности детей, гибкость и выносливость.
- Развивать умение напрягать и расслаблять различные группы мышц, вплоть до полной релаксации.
Более подробную информацию о целях и задач можно найти в пособии Э. Г. Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». Исследователь подробно раскрывает их перечень для подготовительной группы, а также даёт методические указания по различным видам театрализованной деятельности.
Условия для проявления самостоятельности и творчества старших дошкольников в театрализованных играх следующие:
- содержание игр должно соответствовать интересам и возможностям детей,
- педагогическое сопровождение строится с учётом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребёнка,
- театрально-игровая среда должна быть динамично изменяющейся, а в её создании принимают участие дети.
Методические приёмы
Прежде чем приступать к театрализованным играм, следует поработать над совершенствованием театральных навыков воспитанников.
Учитывая недостаточный уровень сформированности театральных умений дошкольников, рекомендуется использовать три типа подготовительных упражнений, активизирующих воображение и творчество детей, подготавливающих к осознанию сущности театрального спектакля, формирующих умение играть любую роль, направленных на развитие понимания образа, обеспечивающих постепенное усложнение заданий, их разнообразие, меру трудности и возможность возвращения к любому типу упражнений на качественно новом уровне.
Мигунова Е. В.
«Организация театрализованной деятельности в детском саду»
К упражнениям по предварительной работе относят:
- Ассоциации: даются задания на ассоциативные сравнения, способствующие активации детского воображения и внимания. Например, воспитатель называет слово «яблоко» и спрашивает, что ребята представили (оно сладкое, красное, маленькое и т. п.).
- Творческая беседа: воспитатель задаёт проблемные вопросы и ведёт диалог, активирующий творческое восприятие. Например, детям предлагается составить портрет короля. Вопросы воспитателя могут быть следующие: «Как вы представляете короля?», «Во что он одет?», «Что у него на голове?», «Как понимаете слово «мантия?», «Какого цвета его одежда?» и т. п.
- Моделирование ситуаций — вариант аутотренинга для детей: задания направлены на тренировку умения настроиться выполнять последующие действия и быстро переключаться между ними, контролировать мимику, ориентируясь на эмоциональное состояние. Дети могут представлять, что стали лёгкими, как пушинка, тяжёлыми, как каменный великан, и т. п.
После успешного закрепления навыков воспитатели переходят непосредственно к театрализации. Работу с такими играми принято делить на 3 этапа:
- Художественное восприятие: воспитатель читает или рассказывает дословно авторский текст игры.
- Инсценирование и освоение театральных навыков (актёр, режиссёр и др.): детям предлагают поучаствовать в интерпретации и разработке материала, оборудования, распределении ролей.
- Самостоятельная деятельность: дошкольники представляют готовый вариант игры.
Основные виды театрализованных игр
Театрализованные игры принято делить в зависимости от типа действий на 2 группы: драматизации и режиссёрские.
Игры-драматизации
Предполагается, что дети самостоятельно играют роль (создают образ) с использованием интонации, мимики и жестикуляции. Игры в подготовительной группе отличаются большей направленностью на взаимодействие с людьми и подключение накопленного ранее опыта.
К играм-драматизациям относят:
- игры с персонажами на пальчиках: дети играют за одного или несколько персонажей на пальчиках, при этом допускается использование ширмы или свободное передвижение по комнате,
- с куклами бибабо: движения персонажей, надетых на руки водящего, происходят над ширмой,
- игры-имитации образов животных, сказочных героев,
- импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.
У дошкольников 6–7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя. Это требует от ребёнка умения регулировать своё поведение, движения, обдумывать слова.
Мигунова Е. В.
«Организация театрализованной деятельности в детском саду»
Режиссёрские игры
Предполагается, что ребёнок не выступает действующим героем, а воспроизводит сцены за игрушечного персонажа и озвучивает происходящее его голосом. К этим играм относят:
- настольный театр игрушек: используются готовые или самодельные персонажи, крепко стоящие на поверхности и не создающие помехи при передвижении,
- настольный театр картинок: все декорации и герои являются изображениями, поэтому их движения ограничены,
- стенд-книжка: события представляются с использованием сменяющихся иллюстраций на листах,
- фланелеграф: в качестве экрана используется фланелевая ткань, а персонажи-картинки крепятся на него с помощью оборотной фланелевой, бархатной или наждачной стороны,
- теневой театр: действия изображаются на фоне полупрозрачной белой бумаги с использованием рук или заранее заготовленных плоскостных персонажей, которые под освещением лампы отбрасывают тень на «экран».
В подготовительной группе преобладают режиссёрские игры, становящиеся полноценной совместной деятельностью. Содержанием игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов, книг. Педагог выступает как создатель проблемно-игровых ситуаций, направляющих замыслы режиссёрской игры вопросами: «Что было дальше? Кого они встретили? Что с ними случилось?».
Мигунова Е. В.
«Организация театрализованной деятельности в детском саду»
Для всех видов игр характерно наличие зрителей.
Основные отличия театрализованных игр дошкольников 6–7 лет от детей младшего возраста следующие:
- Усложнение исполнительских навыков, связанное с включением более сложных элементов в сюжеты игр: если раньше в них включались только элементы ритмопластики, мимики, жестикуляции и др., то в подготовительной группе они могут объединяться в одном материале. Примером является игра «Хитрый маленький зверёк», представленная далее.
- Расширение диапазона театральных специальностей, увеличение самостоятельности в разработке сюжета и изобразительных средств. Если в старшей группе дети выполняли роли актёров, костюмеров и оформителей, то в возрасте 6–7 лет они способны совместно с воспитателем разрабатывать сюжет и добавлять в него, с опорой на свой жизненный опыт, новые элементы в качестве режиссёра и сценариста. Например, в игре «Парикмахерская» воспитатель просит ребят поделиться впечатлениями о посещении парикмахера и описать работу специалиста. Затем предлагается представить себя специалистом и подумать, кто будет выполнять его роль, кто придёт, какие характеры будут у клиентов, какие причёски они сделают и т. п. Так дети сами выстраивают сюжет игры, разрабатывают характеры героев, подбирают инвентарь и распределяют роли.
- Сюжет игр содержит глубокое мировоззренческое и нравственное содержание. Ярким примером такого материала является игра «Превращение предмета», направленная на развитие чувства веры и правды, смелости, сообразительности и воображения.
Проведение театрализованных игр в подготовительной группе детского сада
Участвуя в театрализованных играх, дошкольники познают окружающий мир, осваивают новые модели поведения. Проведение таких игр требует от педагога внимательности к действиям детей.
Методические рекомендации
Для успешного проведения театрализованной игры количество участников в ней не должно превышать 12–16. При организации игры педагогу следует придерживаться следующих правил:
- Внимательно относитесь к ответам и предложенным вариантам детей. Например, в игре «Я умею», правила которой описаны далее, важно подчеркнуть, что каждый человек имеет какие-то способности, независимо от пола, возраста и т. п. Дети часто стесняются и отшучиваются, произнося фразы типа «Я ничего не могу», «Я не знаю» и т. п. Игнорировать подобное поведение нельзя, поскольку в дальнейшем оно может перерасти в комплексы. В этот момент воспитатель должен подсказать ребёнку, что он умеет, обращаясь к опыту предыдущих занятий (например, «Ты хорошо пел. Может быть, это твоё умение?»).
- При отсутствии ответов переходите к действиям персонажа. Например, перед игрой «Библиотека» детям задают вопросы, связанные с деятельностью этого учреждения. Если дошкольники затрудняются ответить, воспитатель рассказывает и (желательно) показывает, в чём заключается роль библиотекаря, что делают читатели и т. д.
- Знакомя детей с героями, дайте им время поговорить и подействовать с ними. Например, игру «День рождения», основной смысл которой — привить основы этикета этого мероприятия, можно проводить как с игрушками, так и задействовать актёрские способности ребят. Выбирая вариант с куклами, воспитатель предлагает детям познакомиться с персонажем. Ребёнок сам придумывает ему имя, характер, смотрит как он двигается и т. д.
- Не сравнивайте по принципу «хуже — лучше», нужно задавать вопросы типа «У кого больше похоже?» и т. д.
- Старайтесь вызвать радость после проделанной работы, находите для этого разные способы поощрения: аплодисменты, значки с различными надписями («Актёр/сценарист дня» и т. п.), сладкие призы и др.
При грамотном проведении театрализованные игры способствуют повышению самооценки дошкольников.
Картотека игр
Воспитатели могут обращаться к существующим картотекам или разрабатывать задания сами, всё зависит от педагогического опыта и индивидуальных качеств детей. На начальном этапе рекомендуется использовать имеющиеся разработки. Тематика театрализованных игр может быть самой разнообразной.
Таблица: пример картотеки театрализованных игр в подготовительной группе
Название | Цели | Оборудование | Ход игры | Результат |
«Измени голос» | Развивать внимание и наблюдательность. |
| Дошкольники здороваются друг с другом от лица выдуманного персонажа (зайца, льва и др.), надевая по желанию костюмы и изменяя голос. Воспитатель направляет их в процессе действия. | Дети учатся передавать интонации и настроения посредством мимики. |
«Диктор» | Развивать наблюдательность и воображение. | Нет. | Ребёнок описывает кого-то из присутствующих по приметам, остальные угадывают. Водящие во время игры меняются. | Тренируется внимание к деталям окружающего мира, а также навыки взаимодействия со сверстниками. |
«Хитрый маленький зверёк» |
| Нет. | Детям предлагается вообразить себя в роли зверей в зоопарке. Посетителя-ведущего выбирают считалкой. Он располагается в центре и показывает движения, а жители зоопарка повторяют за ним. В процессе игры ведущий меняется. | Развивается детская мимика, выразительность движений, интонация. |
«Вкус яблока» | Развивать воображение и мимику. | Нет. | Дети воображают, что кусают яблоко и показывают мимикой его вкус. Важно подчеркнуть, что вкус у всех разный. | Тренировка воображения и мимики детей. |
«Загадка без слов» | Развивать мимику и движения. | Карточки или картинки с загадками без слов. | Детей делят на 2 группы. Первая — рассматривает картинки и с помощью жестов и мимики загадывает второй группе загадки. Затем дети меняются ролями. | Формируется умение взаимодействовать со сверстниками, развивается логическое мышление, мимика и согласование действий. |
«Если бы…» | Развивать воображение, мимику и движения. |
| Воспитатель предлагает детям:
Предметов и действий может быть больше. Всё зависит от фантазии воспитателя. | Развивается воображение, тренируется мимика и двигательный аппарат, происходит активное взаимодействие со сверстниками. |
«Скульптор» | Развивать воображение, мимику и движения. | Нет. | Дети выбирают «скульпторов», «глину» и «экспертов». «Скульпторы» делают из «глины» фигуры разных животных, а «эксперты» угадывают. После того как фигуру угадали, она «расколдовывается» и не сохраняет позу. | Развивается двигательный аппарат и мимика, формируется умение работать в команде и взаимодействовать со сверстниками, активно работает воображение. |
«Вышивка» | Тренировать согласованность жестов и воображение. | Нет. | Ведущий-«иголка» выбирается считалкой, другие дети берутся за руки и выполняют роль «нитки». Ведущий двигается по залу, «вышивая» узоры. Темп игры ускоряется, и «нитка» должна держать форму. На пути «иголки» можно ставить препятствия. | Тренируется двигательный аппарат, формируется умение взаимодействовать со сверстниками. |
«Я умею» | Развивать память и чувство правды. | Мяч. | Дети становятся в круг и передают мяч со словами «Я умею…». Каждый говорит о том, что умеет. Первым начинает воспитатель. | Педагог выясняет умения детей, а также тренируется память и умение оценивать себя как личность. |
Более широкий список игр можно найти в следующих источниках:
- Авторская картотека Горбуновой И. В. и Комогорцевой Л. А. Здесь представлены игры разного характера: игры-драматизации и режиссёрские, направленные на развитие и тренировку театральных навыков, а также подготовку к будущим постановкам.
- Авторская картотека Капусты Л. Я. Источник содержит около 50 вариантов театрализованных игр. Автор сгруппировал их по направлению деятельности: игры на развитие воображения, мимики, интонации и др.
- Чурилова Э. Г. «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников». Пособие предназначено для работы с детьми старшей и подготовительной групп. Автор выделяет несколько видов игр и упражнений, даёт подробные рекомендации к их проведению.
Временной план игры
Театрализованная игра в подготовительной группе занимает от 10 до 25–30 минут. Это могут быть короткие инсценировки, мини-спектакли или режиссёрские игры по постановке целой сказки.
Этапы проведения театрализованной игры с дошкольниками 6–7 лет следующие:
- Презентация игры — от 2 до 5 минут. Педагог мотивирует дошкольников на работу, обращается к их опорным знаниям.
- Распределение ролей, объяснение правил — от 1 до 3 минут.
- Собственно игра — от 5 до 20 минут. Участие педагога здесь минимально. При необходимости он даёт подсказки, зачитывает сопровождающий текст.
- Заключительный этап — 2–3 минуты. Оценка работы каждого участника и обмен впечатлениями от игры.
Пример конспекта игры (из материалов открытого доступа): игра «Король»
Время проведения: 25–30 минут.
Цели и задачи:
- развивать умение действовать с вымышленными предметами,
- формировать умение выполнять заданную роль,
- тренировать реакцию и слаженность движений,
- развивать способность действовать в команде.
Оборудование:
- стул-«трон»,
- корона,
- разноцветные карточки.
Ход игры:
- Вводная часть (5 минут).
В.: Ребята, сегодня мы с вами перенесёмся во времена рыцарей и прекрасных дам! Представьте красивый замок, большие комнаты, звучит приятная музыка, вокруг ходят хорошо одетые люди. Вот мы с вами входим в самый большой и богатый зал, посередине него стоит роскошный трон (ставит стул в центре комнаты), на котором сидит хозяин замка. Кто же он?
Дети: Король!
В.: Верно! Что вы помните о королях из сказок? (Дети отвечают). А много ли было у него помощников-слуг? (Дети отвечают). Молодцы!
Сегодня я предлагаю вам представить себя в роли его помощников. Для этого давайте выберем своего короля считалкой:
Под горою у реки
Живут гномы-старики.
У них колокол висит,
Позолоченный звонит:
Диги-диги-диги-дон,
Выходи скорее вон!
В.: Хорошо. Король теперь есть в нашем замке. Надевай корону и садись на трон. А сейчас, ребята, вам нужно разделиться на 3 команды. Для этого каждый из вас подойдёт ко мне и вытянет карточку. Те, у кого цвет совпал, будут в одной команде. Всего их будет 3: оранжевые, зелёные, синие. - Объяснение правил (3 минуты).
В.: Теперь команды собираются. Вы будете работниками, которые хотят поступить на службу к королю. Сейчас подумайте и договоритесь тихонько в команде между собой, какую работу вы ему предложите. (Дети совещаются). Определились? Молодцы. Теперь вы будете показывать королю, что умеете делать, а он должен отгадать вашу профессию. Если угадал, то работники убегают, а он догоняет. Тот, кого догонят, становится королём. Готовы? Начинает команда зелёных. - Проведение игры (20 минут).
Работники: Здравствуй, король!
Король: Здравствуйте!
Работники: Нужны вам работники?
Король: Что вы умеете делать?
Работники: Мы не скажем, а покажем!
Дошкольники изображают действия с выдуманными предметами, показывая профессии. Король отгадывает и догоняет работников.
Примечание: игру постепенно можно усложнять, добавляя персонажей (принцесса, паж и т. п.) и придумывая им характеры (король — вредный, весёлый и т. п.). - Завершение (2 минуты).
В.: Молодцы, ребята! Как много хороших профессий вы вспомнили и как ловко убегали от короля! Вам понравилось играть? (Дети отвечают). Хорошо. А сейчас нам пора переноситься в своё время и готовиться к обеду.
Фотогалерея: примеры театрализованных игр в подготовительной группе
Проговаривание реплик сказочных героев способствует развитию речевых навыков дошкольников
Выполнение пантомимических этюдов расширяет спектр проявления эмоциональных реакций дошкольников
Театрализованная игра «Волшебные перчатки» может использоваться на логопедических занятиях
Театрализованная игра может быть посвящена изучению ПДД
В игре важно правильно объяснять детям в чём заключается особенность их роли
Видеоматериалы по теме
В интернете представлены различные видеоматериалы с проведением и организацией театрализованных игр. Воспитатели также делятся опытом на вебинарах и мастер-классах. Далее представлены видеоролики с примерами театрализованных игр в подготовительной группе ДОУ, а также рекомендациями к их подготовке и проведению.
Видео: оборудование для театрализованных игр
Видео: разные виды театра в ДОУ (материалы к играм)
Видео: мастер-класс театрализованных игр в ДОУ
Видео: игра-инсценировка сказки «У страха глаза велики»
Видео: сюжетно-ролевая игра «Поезд»
Видео: сюжетно-ролевая игра «Пиццерия»
Видео: сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
Театрализованные игры — неотъемлемая часть дошкольной практики. Они способствуют формированию представлений об окружающем мире, поскольку в процессе дети знакомятся с разными героями и характерами. Кроме того, тематическое наполнение театрализаций содержит элементы нравственного развития, проявляющегося в различных игровых ситуациях — от изображения дружбы до злости. Дошкольники отождествляют себя с любимыми персонажами, что оказывает большое влияние на развитие их мировоззрения.