Мимика нужна человеку не только для выражения эмоций. Она играет важную роль в формировании правильного произношения, поэтому логопеды уделяют ей отдельное внимание, включая в комплексы коррекционных упражнений. Чем и когда полезна мимическая гимнастика для детей?
Польза мимической гимнастики
Мимическая гимнастика – неотъемлемая составляющая занятий по постановке или коррекции произношения у дошкольников. Особенно она показана детям с недоразвитием или задержкой речевого развития, заиканием, дизартрией и другими проблемами звуковоспроизведения. Применяют ее вместе с артикуляционными упражнениями. Что дает такой тандем?
- Подготавливает мышцы и нервные окончания к коррекционной работе.
- Способствует четкости дикции.
- Оттачивает артикуляцию.
- Расслабляет мышцы лица.
- Развивает владение мышцами артикуляционных органов (языка, губ, щек).
Чтобы упражнения для мимики принесли пользу, важно делать их регулярно, соблюдая простые правила.
- Упражнения необходимо выполнять строго перед зеркалом (лучше большим), чтобы малыш видел в нем движения – как свои, так и логопеда.
- Во время занятий каждое упражнение акцентируют на одной группе мышц.
- Мимические упражнения для детей выполняются спокойно, плавно, без особых усилий, но при этом ритмично.
С какого возраста можно заниматься с малышами гимнастикой на мимику? С того момента, как родители выяснили, что ребенку нужна речевая коррекция. Обычно это 3–4 года, то есть возраст младших дошкольников. Кстати, в коррекционных детских садах такие занятия тоже активно используют. Проводят их в игровой форме, что наиболее интересно для малышей данного возраста.
Если ваш ребенок имеет проблемы с дикцией, но не посещает коррекционный садик, обязательно запишите его к хорошему логопеду и занимайтесь в частном порядке.
Примеры упражнений
Вот несколько простых упражнений для развития мимики, которые можно выполнять и дома.
- Я удивляюсь (поднять брови высоко).
- Я сержусь (малыш хмурит брови, не включая в движение губы).
- Я испугался (ребенок широко раскрывает глаза).
- Скупая улыбка (дошкольник растягивает в улыбке только сомкнутые губы, глаза не участвуют).
- Кривая улыбка (участвует только один уголок рта, двигаясь к уху). Повторить в другую сторону, затем чередовать.
- Рыба. Открыть рот, задержать до счета 5, закрыть,
- Пила. Рука лежит на подбородке, малыш двигает нижней челюстью в стороны, не поворачивая головы.
- Жвачное животное. Дошкольник двигает нижней челюстью по очереди во всех направлениях (вверх и вниз, вперед и назад).
- Я нюхаю. Малыш раздувает ноздри, вдыхая.
- Хитрюга. Нужно сузить глаза, как щелочки.
- Презрение. Во время улыбки ребенок сморщивает нос и поднимает верхние губы.
- Отвращение. Нижнюю губу необходимо вытянуть вниз.
- Жмурки. Малышу необходимо с силой зажмурить и раскрыть глаза.
- Засыпаю. Ребенок медленно закрывает и открывает глаза.
- Начеку. Глаза закрываются поочередно.
- Подмигиваю. Дошкольник подмигивает сначала одним, затем другим глазом.
Подобных упражнений и игр для детей дошкольного возраста можно найти немало. Чудодейственным средством они не являются, не стоит уповать только на них, если у ребенка серьезный диагноз. Но в комплексе с другими занятиями и лечением (когда оно показано) мимическая гимнастика вносит существенный вклад в коррекцию звукопроизношения у детей. И, как известно, откладывать этот процесс не стоит, иначе можно упустить драгоценное время.