Обычно о подготовке ребенка к школе родители задумываются в последний год перед поступлением малыша в первый класс. Однако подготовка должна начинаться гораздо раньше. Нужно вырабатывать у ребенка интерес к знаниям, усидчивость, внимательность. Что еще мы обязательно делаем перед школой? Правильно – готовим руку к письму. Для этого есть несколько эффективных упражнений.
Какие умения нужны?
Подготовка руки на самом деле включает не только умение владеть ручкой и карандашом. Чтобы помочь малышу подготовиться к письму, нужно научить его:
- правильно удерживать ручку или карандаш (подробно об этом рассказано в этой статье),
- ориентироваться на листе бумаги (объяснить ему, где на странице центр, где правый верхний угол, левый нижний и т. д.),
- ловко управляться с мелкими мышцами пальцев (развить мелкую моторику),
- координировать точность движений рукой в горизонтальном, вертикальном направлениях, по диагонали,
- проводить линии плавно, без рывков и сильного нажима,
- работать ручкой какое-то время без усталости.
Последние два навыка вырабатываются при регулярных занятиях: по мере того, как малыш учится прилагать равномерные усилия для нажима на бумагу, рука будет меньше уставать.
Ориентироваться на странице ребенок научится, если ему систематически предлагать выполнить рисунок в определенной ее части (слева вверху, в центре, справа внизу и т. д.). Для начала ему нужно объяснить, что такое клетка в тетради, сколько у нее сторон. Можно посчитать клеточки в строке или столбце (так еще и навык счета закрепляется).
Мелкая моторика и письмо
Развивая мелкую моторику, мы готовим руку к письму задолго до того, как это малышу понадобится. При этом способность к овладению письменными принадлежностями приобретается легко и незаметно для крохи.
Как развивать мелкую моторику? Прежде всего, предлагать малышу различные манипуляции с мелкими деталями. Например, в 3 года, когда малыш еще слабо ориентируется в пространстве (а значит, и на листе бумаги), это могут быть игры с такими игрушками:
- мозаика,
- конструктор,
- юла,
- кубики.
Кроме этого, полезно выполнять пальчиковую гимнастику (подробнее читайте тут) и массаж кистей рук. Помогут этому и следующие занятия:
- наматывание клубков,
- шнуровки,
- рисование,
- сортировка круп,
- нанизывание крупных бусин или пуговиц на леску.
Такие задания увлекают ребенка, и он оттачивает нужные навыки незаметно для себя.
С 4 – 5 лет можно предлагать ребенку такое увлекательное занятие, как каплетерапия – рисование с помощью пипетки, в которую набирают разведенную акварель нужных цветов. Рисунок выполняют с помощью этих капель.
В этом же возрасте малыш может освоить пластилинографию. Это не просто лепка, а своего рода рисование пластилином по поверхности, или аппликация. Ее можно выполнять сначала обычным размазыванием, затем – в виде мозаики, аппликации из тонких пластилиновых жгутиков – однотонных или смешанных из нескольких цветов. Можно использовать для оформления природные и другие подручные материалы.
Прописи и графические диктанты
С 4 лет рекомендовано начинать с малышом работу с прописями. Прописи для подготовки руки к письму обычно представляют собой сборники интересных заданий по декоративному рисованию:
- штриховка,
- нанесение точек,
- раскрашивание,
- обведение шаблонов или рисунков по контурам и т. д.
Малышам предлагается дорисовать предметы или детали по пунктиру, обвести прямые, ломаные, волнистые линии, дорисовать вторую половину картинки по намеченным линиям. Для деток постарше используется прием зеркального рисования: вторую половину рисунка нужно выполнить, высчитывая количество клеток, которые нужно отступить вправо, влево, вниз, чтобы получить опорные точки.
При этом ребенок не занимается подготовкой в прямом смысле – он играет: помогает зайке найти путь к морковке, прокладывает дорожку для бегунов, дорисовывает для медвежонка зонтик от дождика… Ребенок отгадывает загадки, раскрашивает, штрихует, наклеивает стикеры, считает, думает.
Приобретите специальную ручку-самоучку. Она оснащена приспособлением, которое поможет ребенку зафиксировать пальчики в правильном положении, пока нет самостоятельного навыка.
С 6 лет мы уже более плотно готовимся к школе. В это время ребенку можно предлагать графические диктанты. Суть их в том, чтобы нарисовать какое-то изображение, следуя инструкции взрослого по перемещению на странице в клетку («отступи столько клеток вправо, поставь точку, опустись на столько клеток вниз, поставь точку, соедини»). Для начала подойдут самые простые картинки с небольшим количеством горизонтальных и вертикальных линий. Со временем линий может становиться все больше, к ним добавляются диагонали – рисунки становятся сложнее. В итоге ребенок не только руку к письму подготовит, но и выработает внимательность, усидчивость, координацию руки, аккуратность.
Правильно выбирайте ручку под размер пальцев ребенка. Она не должна быть длиннее 15 см и толще 7 мм. Граненые или ребристые поверхности также не рекомендованы: от них кисть быстро устает. Обратите внимание, чтобы цвет пасты был четким и достаточно контрастным, а консистенция – не слишком жирной и жидкой (иначе ручка будет мазать или даже течь).
Итак, подготовка руки к письму не включает обучение написанию букв или цифр, а лишь делает малыша готовым к этому. В противном случае ему будет неинтересно на уроках. Но если пренебречь развитием руки, у ребенка неизбежно возникнут трудности с обучением.