Игры со словами – это универсальный способ развития и исправления устной речи ребенка. Такие упражнения широко применяются в дошкольном возрасте. Ведь время, когда ребенок ходит в детский садик, – это тот период, когда происходит усвоение маленьким человеком русского разговорного языка, активное развитие всех сторон устной речи. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода (от 2 до 7 лет) стоит учить кроху правильно выражать свои мысли грамматически верными предложениями. Также в это время рекомендуют формировать навыки речевого общения. После 5 лет надо уделять время развитию умения составлять рассказы по картинке или нескольким картинкам и пересказывать разнообразные тексты.
Именно словесные игры – то есть те игры, основным элементом в которых является слово, – служат для решения всех вышеперечисленных задач в любом дошкольном возрасте. Ведь в игровой ситуации малыш начинает свободно владеть устной речью.
Плюсы использования словесных игр
Игры со словами имеют и ряд преимуществ перед другими игровыми приемами:
- не требуют специальной подготовки и атрибутов,
- играть можно в любой обстановке (домашней, во время прогулки, в транспорте, в очереди),
- заниматься можно с одним ребенком и с несколькими детьми.
В любом дошкольном возрасте словесные игры позволяют развивать и познавательные процессы маленького человека (мышление, внимание, воображение, все виды памяти), и умение ориентироваться в пространстве.
К тому же, благодаря словесным играм дошкольники могут:
- научиться правильно проговаривать все звуки русского языка (особенно если взрослые акцентируют внимание малыша на его звукопроизношении),
- пополнить активный словарный запас,
- закрепить в памяти новые слова,
- извлечь изученные понятия из памяти в нужное время.
Существуют упражнения, которые следует выполнять с дошкольниками в 2-3 года, в 4-5 лет и в 6-7 лет.
Игры со словами для детей 2-3 лет
В этом возрасте взрослый должен как можно больше разговаривать с ребенком, побуждать кроху говорить в любой ситуации. Для развития двух-трехлетнего малыша прекрасно подойдут потешки, которые издавна известны русскому народу, – «Ладушки», «Коза рогатая», «Сорока-ворона» и многие другие.
Во время знакомства со стихотворным текстом лучше будет, если взрослый посадит кроху напротив себя и начнет проговаривать слова стишка и выполнять движения, описанные в нем. Затем нужно вовлечь в игру малыша, выполнять движения его ручками параллельно с проговариванием слов взрослым.
Обычно дети быстро запоминают слова потешки и движения. Взрослый также может взять чадо на руки. Когда зазвучат слова стихотворения, малыш станет самостоятельно выполнять нужные движения. После того как весь алгоритм усвоен, пусть кроха проговаривает потешку вместе со взрослым, а затем и самостоятельно.
Эти словесные упражнения тренируют умение запоминать и воспроизводить стихотворные тексты, а также развивают способности маленького человека:
- слушать и понимать речь взрослых,
- соотносить свои движения со словами потешек,
- отвечать на вопросы взрослого
Пусть бабушки и дедушки вспомнят все те коротенькие потешки, которые рассказывали их бабушки и дедушки. Эти стишки прекрасно подойдут и для речевого развития современных чад.
Игры со словами для детей 4-5 лет
В 4-5 лет детская устная речь активно развивается. Малыш замечает, что слова имеют разные формы, и начинает понимать, как можно образовывать новые слова. Поэтому важно как можно чаще включать в деятельность детей словесные игры. Такие упражнения обязательно заинтересуют четырех-пятилетних детей.
- Подобрать рифмы к словам. Взрослый говорит любое слово, а маленький человек пытается подобрать к нему рифму. Например, утенок – котенок, ворона – корона, санки – банки и т. д.
- Заметить в рассказе то, чего не бывает. Взрослый рассказывает какую-нибудь историю, включая в нее небылицу. После окончания рассказа ребенок должен объяснить, почему этого не бывает. Истории могут быть такими:
«Пришла теплая весна. Перелетные птицы улетели на юг. Люди видели улетающих пернатых и грустили. «Обязательно смастерим скворечники для птиц!» — сказал Андрюша своему папе. Когда сделали несколько скворечников и повесили их на деревья, пернатые поселились в своих домиках. Все люди повеселели».
«У Александры сегодня День ангела. Она принесла в группу лакомство для друзей и воспитателей: соленые карамельки, малюсенькие апельсины, горькие лимоны, пирожные с горчицей».
Взрослому стоит помнить, что вначале история может содержать только одну небылицу. Когда ребенок будет уверенно находить ее и правильно объяснять, почему так не бывает, количество небылиц стоит увеличить.
Игры со словами для детей 6-7 лет
В то время, когда дошкольник готовится идти в школу, перед родителями стоят такие задачи:
- развитие умения составлять правильные рассказы и пересказывать близко к тексту,
- активизация интереса к художественному слову,
- формирование логического мышления,
- развитие фантазии и воображения.
Вот примеры словесных игр, подходящих для старших дошкольников:
- Придумать окончание сказочной истории. Взрослый читает ребенку начало сказки, а затем просит сказать, как дальше будут развиваться события, чем сказка окончится.
- Угадать, какое это животное или растение. Лучше, если в этой игре примут участие несколько детей. Им выдаются картинки с изображением зверя, птицы или растения. Нельзя показывать изображения друг другу. Ребенок должен описать, кто у него изображен, не озвучивая название предмета. Для составления рассказа используется следующий план: цвет и особенности внешнего вида, где растет или обитает, чем питается. Дети не только учатся рассказывать по плану, но и припоминают сведения о животном или растении.
- Составить рассказ «Разными глазами». Например, нужно описать аквариум с точки зрения кота, который на него смотрит. Затем с точки зрения владельца аквариума. Потом глазами золотой рыбки, которая плавает в воде.
- Рассказать сказку с изменением характера персонажа. Берется знакомое ребенку художественное произведение. Взрослый просит рассказать сказку по-новому, потому что персонаж изменился, например, лиса стала глупой, а зайчик – храбрым.
- Вспомнить все предметы с заданными свойствами. Лучше, если в этой игре примут участие несколько детей. Взрослый называет какое-нибудь одно свойство или действие (горячее, круглое, плавает, рисует, растягивается), а участники по порядку должны назвать все предметы, обладающие таким свойством или совершающие такое действие. Побеждает тот, кто назовет больше слов.
- Найти сходство и отличие двух предметов. Взрослый называет два любых предмета, например слон и дом. Просит ребенка назвать их общие признаки, а затем определить различия.
Итак, игры в слова для детей станут увлекательным занятием, если мамы и папы, бабушки и дедушки станут постоянно вовлекать свое чадо в разговор, предлагать с ними поиграть. Ребенок пока не задумывается о том, что такое времяпрепровождение идет ему на пользу, но очень скоро в его речевом развитии будут заметны существенные успехи.