Учим алфавит: рекомендации по раннему развитию для детей 3 лет

Желание вырастить гениев из своих детей сегодня греет сердца многих из нас. Мы переворачиваем интернет, выискивая самые действенные методики. И часто не думаем о последствиях. Мы «грузим» малыша счетом, сотнями непонятных ему пока названий и изображений, учим с ним буквы. Полезно ли это для детей 3 лет? В каком возрасте лучше начинать подобные занятия?

Кубики с буквами

Разные методики – разный подход

Методик раннего обучения детей чтению существует немало. Самые популярные из них – это методики Е. Н. Зайцева (кубики), Г. Домана (карточки), семьи Никитиных (общее развитие в игровой форме). Принципы их действия основаны на разных подходах к развитию малышей.

  • Кубики Зайцева учат детей воспринимать слова «по складам», что отличается от обычного чтения по слогам. Ребенок учится собирать слова из кубиков с изображением готовых «складов». В итоге малыша бывает довольно трудно переучить обычному, слоговому чтению. Метод этот достаточно непоследовательный, хотя и включает разные стороны развития (анализ, развитие тактильных ощущений, внешнее восприятие). К тому же, он довольно затратный (кубики, умеющие издавать разные звуковые сигналы, достаточно дорогие, часто ломаются). Возрастных ограничений для своей методики автор не выставляет, однако это вовсе не значит, что ребенок способен научиться читать практически с рождения.
  • Карточки Домана многими специалистами расцениваются как противопоказанные в большинстве случаев. Они нагружают малыша тоннами зрительной информации, которая запоминается, но не приносит ребенку никакой пользы, не учит его самого думать и анализировать. Запоминание готовых слов и даже фраз – это не чтение, а механическое воспроизведение заученной информации. Доман предполагает, что такие «развивающие» занятия (причем в довольно интенсивной форме) должны начинаться еще до года. О том, какая это нагрузка на детскую нервную систему, стоит серьезно задуматься.
  • Пожалуй, самым органичным можно назвать метод семьи Никитиных, предполагающий не просто обучение чтению, а комплексное развитие всех сфер деятельности малыша. По данной методике разработано множество игровых пособий, развивающих речь, моторику, двигательные навыки, умственные способности детей на разных возрастных этапах. Игровая форма способствует более естественному восприятию информации маленьким ребенком.

Ребенок выбирает книжку

Плюсы раннего обучения

Как видим, методики довольно противоречивые. Чтобы решить, нужно ли раннее обучение ребенку, стоит сначала подумать, достаточно ли мы, родители, компетентны для роли педагогов, и оценить возможные последствия, к которым это может привести.

Итак, в чем польза?

  • Трудностей в адаптации к школе у ребенка и так немало. Если к этому добавить еще и сложности приобретения навыков чтения, ситуация только усугубится. Ребенок, не просто знающий буквы, но и умеющий читать, легче усваивает информацию.
  • В век бурно развивающихся технологий читающий ребенок живет, не отрываясь от тех возможностей, которые ему открывают просторы интернета: может находить нужную ему информацию самостоятельно. Но родители должны следить за тем, чтобы эта информация не навредила малышу.
  • Если с ребенком учить азбуку в игровой форме, это поможет всестороннему развитию маленькой личности в доступной и интересной ему форме. Кроме того, это обогащает семейный досуг и помогает наладить отношения со взрослыми.
  • Правильно построенное обучение постоянно расширяет кругозор малыша, толкает его к самостоятельному познанию действительности. Попутно развиваются другие познавательные способности ребенка (мышление, речь, воображение, внимание, память), что облегчит изучение более сложных школьных дисциплин.
  • Владение грамотой повышает самооценку дошкольника. Игровая форма повышает настроение и стимулирует познавательную деятельность.

Ребенок не хочет читать

Минусы раннего обучения чтению

Как видим, упор в достижении положительного эффекта делается на обучение в игровой форме. Но многие методики содержат далеко не игровые нагрузки. К чему может привести их необдуманное применение?

  • Функционирование некоторых отделов мозга малыша еще не сформировано. Чрезмерные нагрузки приведут к тому, что у ребенка возникнут проблемы с усидчивостью, контролем над собственным поведением, концентрацией внимания. Малыш просто потеряет интерес к учебе.
  • Перекос в развитии полушарий мозга. Как правило, до 3-4 лет развивается правое полушарие, отвечающее за движения, координацию, творчество, воображение, эмоции. А только затем – левое, отвечающее за интеллект, аналитическое мышление, логику и математические способности. Если эти периоды «поменять местами», то левое полушарие будет развиваться в несвойственное ему время, тем самым тормозя развитие правого. В итоге ребенок вырастет умным, но как минимум, неуклюжим и неловким. При худшем сценарии – получит серьезные двигательные нарушения.
  • Такое форсирование приводит к чрезмерной нагрузке на нервную систему малыша, что чревато возникновением серьезной симптоматики (тики, энурез, заикание, отставание в речевом развитии, агрессивность, вызывающее поведение).

Чтобы избежать серьезных проблем, нужно сделать основной упор на обучение в форме игры, крошечными «порциями» и не ранее 3 лет. Поэтому отложим свои родительские амбиции и вспомним хорошую поговорку: тише едешь – дальше будешь.

Совет

Не начинайте обучать малыша чтению, если у него еще не развита речь (он не произносит всех звуков, не может формулировать предложения, не умеет выражать свои мысли, не имеет представления о том, что слово из чего-то состоит).

Ребенок закрашивает буквы

Как не навредить?

Следует твердо запомнить, что в 3 года мы просто учим алфавит – знакомим ребенка с буквами, не вдаваясь в дальнейшие подробности. Малыша нужно заинтересовать тем, что буквы есть в словах, они чем-то отличаются внешне и по звуку, научить его находить эти отличия.

При этом важно, чтобы ребенок сам проявил интерес к этим непонятным значкам. Как это сделать?

  • Каждый день читайте ребенку интересные книжки. Давайте ему возможность самому выбрать, что будете читать, рассматривайте с ним яркие иллюстрации, обсуждайте их.
  • Объясните малышу, что книги – наши друзья, они нам могут рассказать много интересного, поэтому обижать их – мять, рвать, разрисовывать – нельзя.
  • Читая, садитесь рядом с крохой, чтобы он видел текст. При чтении водите пальцем по строчкам, как в детстве, чтобы ребенок понимал, что вы произносите буквы, которые там написаны. Давайте ребенку самому «пообщаться» с книгами: пусть листает их, рассматривает картинки.
  • Постарайтесь не форсировать события, не принуждайте малыша к занятиям! Дождитесь, пока ребенок сам спросит о том, как вы умеете читать. Тогда объясните ему, что вы знаете буквы, из которых состоят слова, и можете эти буквы соединять между собой. Скажите, что когда он подрастет, тоже сможет так делать. Пусть спросит, что такое буквы, какие они бывают и т. д. В общем, даст понять, что ему интересно познакомиться с буквами. Тогда играть в знакомство он будет куда охотнее.

Кстати, иногда ребенка проще заинтересовать яркими титрами мультфильмов. Тогда ему стоит рассказать, что это слова о том-то и том-то. Чтобы их прочитать, нужно выучить все буквы.

Когда интерес сформирован, можно начинать обучение ребенка алфавиту. В этом родителям могут помочь следующие простые правила.

  • Изучать буквы в строгом алфавитном порядке смысла нет. Легче воспринимаются буквы, простые в произношении и частые в употреблении. А затем уже ребенок осваивает более редкие и сложные.
  • Не нужно «гнать лошадей». Одной новой буквы в несколько дней вполне достаточно. Чтобы малыш не забыл предыдущие буквы, играя, просите его показать их в букваре, детской книжке или еще где-то. И каждое занятие (игру!) по изучению новой буквы начинайте с повторения предыдущей.
  • Буквы можно показывать на кубиках, плакатах, наклейках, магнитной азбуке.
  • Можно вместе нарисовать новую букву, придумать, на что она похожа (ассоциативное запоминание более эффективно, чем просто зрительное).

Мама показывает буквы маленькой дочке

Как играть?

Итак, главной мотивацией для детей 3 лет остается игра. Чтобы поиграть с буквами (не со словами или слогами!), приобретите для малыша интерактивные говорящие книги или плакаты. Просите называть предметы, игрушки, начинающиеся на нужную букву, иногда «забывайте» букву, пусть малыш напомнит.

Вот еще несколько примеров игр с буквами.

  • Изучаемую букву можно выкладывать из мелких подручных предметов: круп, палочек, пуговиц, камешков, макарон, деталей конструктора и т. д. Это, к тому же, позволит развивать мелкую моторику.
  • Можно рисовать букву на рассыпанной муке, манной крупе, песке. Это тоже полезно для мелкой моторики.
  • Если мама предложит ребенку «закрасить» трафарет буквы пластилином, малыш точно придет в восторг.
  • А если украсить ее бантиками, сделать ей вместе одежки, ручки-ножки, нарисовать смешную мордочку – с такой «буквокуклой» можно будет поиграть. Например, с помощью мамы она расскажет, какие слова с нее начинаются, или в каких она «прячется». С помощью малыша – какой у нее характер, что она любит, с кем дружит, какое у нее настроение и т. д. Внимание, родители! В таких диалогах дети чаще всего переносят на воображаемого героя (в данном случае букву) свои переживания, мысли, настроение. В такой игре можно прощупать скрытые психологические проблемы ребенка!
  • Для закрепления изученных букв можно показать малышу музыкальное видео «Алфавит для малышей» или «Алфавит в мультфильмах».

Прекрасным примером игр с буквами являются забавные, яркие и меткие стишки и потешки из тематических детских «азбук» замечательных детских поэтов: Самуила Маршака, Бориса Заходера, Генриха Сапгира. У Сапгира, кстати, таких стихов очень много: «Про овечку и человечка», «Ящер», «Красный шар», «А-у», «Журавлиная книга», «Лесная азбука». Дети усваивают внешний образ буквы, им намного легче ее запомнить, если она знакомится с малышом в забавной стихотворной форме.

Детские книжки

Что дальше?

Напомним, что в 3 года учить ребенка чтению рано. Поэтому сейчас ограничиваемся изучением букв.

В дальнейшем родителям предстоит большая поэтапная работа:

  • развить фонематический слух малыша (умение распознавать отдельные звуки в составе слова, в разных его частях),
  • развить чувство ритма (это поможет точнее разбивать слова на слоги),
  • научить ребенка выговаривать все буквы, правильно формулировать свои мысли,
  • натренировать память (иначе запоминать слоги и их комбинации будет непросто),
  • познакомить малыша со слогами, научить складывать их в простые слова,
  • научить собирать слова в первые простые предложения.

Главными помощниками на этом пути тоже должны стать игры. Игры, которые научат различать звуки, а затем слоги в слове, распознавать разные окружающие нас звуки, развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику (писать ведь тоже совсем скоро придется учиться). Игры, развивающие артикуляцию (если у ребенка есть проблемы с произношением), силу выдоха, силу подачи голоса – все это нужно для правильной устной речи.

Легко понять, как «стягивать» буквы в слоги, поможет букварь Н. С. Жуковой. Ведь обычно главная трудность у детей состоит именно в том, чтобы сообразить, как из букв получаются слоги. Этот первый детский учебник легко решает сложную проблему, показывая малышу, как «сливать» два звука. К тому же, букварь содержит подробную методику для родителей, включающую разъяснения и полезные советы.

Но все это у малыша и родителей – впереди. Если они решат заняться ранним обучением ребенка чтению, первое, что можно сделать – познакомить его с буквами. Играя, не торопя события. Если малыш на чем-то застопорится, процесс можно временно отложить. Это как раз тот случай, когда «недо-» куда полезнее для маленького организма, чем «пере-». Ведь самое важное в раннем развитии – не навредить. Тогда знания, вложенные в малыша, помогут ему в дальнейшем обучении и развитии, а не отвернут от них.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: