До своего рождения ребенок пребывает в животе матери в жидкой среде. Поэтому, родившись, все детки умеют рефлекторно задерживать дыхание и совершать плавательные движения, не боятся воды. Эти рефлексы угасают приблизительно к 3 месяцам. А пока этого не произошло, можно естественным путем развивать их в осознанные действия, что, в конечном итоге, выльется в обучение малыша плаванию. Помогут в этом различные упражнения в ванной для грудничков.
Чем полезно купание?
Естественное сопротивление воды бесспорно полезно для маленького организма. Поэтому купание можно сделать не только гигиенической, но и укрепляющей здоровье процедурой. Прежде всего, это прекрасный массаж, способствующий снижению тонуса новорожденных. Кроме этого, купание, плавание, упражнения в воде помогают ребенку:
- Тренировать опорно-двигательный аппарат, укрепляя суставы и связки (зачастую маленькие пловцы обгоняют сверстников, начиная раньше ползать, вставать на ножки, ходить),
- Делать сильными и крепкими мышцы: преодолевая сопротивление воды они работают намного интенсивнее, но при этом ребенок не ощущает этого,
- Тренировать правильное дыхание, улучшать работу бронхов, легких, а также сердечно-сосудистой системы, нормализовать артериальное давление за счет высокой влажности и улучшения кровоснабжения,
- Развивать координацию движений: в воде нет преград, ребенок не чувствует себя неловким, ему комфортно в привычной среде,
- Улучшать кровоснабжение коры головного мозга за счет двигательной активности,
- Повышать иммунитет: водные процедуры приучают малыша к перепадам температур, естественным образом закаливая организм,
- Бороться с насморком за счет естественного промывания носовых пазух,
- Формировать красивую осанку путем укрепления мышечного корсета,
- Улучшать психическое состояние, развивать тактильные ощущения,
- Расслабляться, избавляться от страхов, укреплять эмоциональную связь с мамой.
Все это помогает малышу лучше чувствовать себя, нормализовать работу нервной системы. А значит, крепче спать по ночам.
Поэтому в последнее время педиатры все чаще положительно отзываются об активных водных процедурах с грудничками, хотя не так давно у этой теории было намного больше противников.
Как организовать водные занятия?
Разрешается начинать упражнения в ванной для грудничков с того момента, как заживет пупочная ранка (примерно с двухнедельного возраста). Если упустить время, естественные плавательные рефлексы угаснут, и тогда обучать ребенка плаванию, что в конечном счете и является целью упражнений во время купания, придется с более позднего возраста, более медленными темпами, с большей осторожностью.
Здесь стоит оговориться о том, что перед началом подобных занятий обязательна консультация педиатра, потому как для активных купаний существуют некоторые противопоказания, о которых знают далеко не все. Только доктор сможет определить, можно ли конкретному малышу проводить гимнастику или учить плавать в воде. Противопоказаниями к этому могут быть:
- врожденные заболевания сердца,
- вывихи, растяжения или переломы, при которых требуется фиксировать конечность,
- гнойные кожные заболевания,
- простуда,
- вирусные инфекции на стадии излечения,
- неврологические болезни, при которых возможны судороги.
Если вы не уверены в том, что сможете самостоятельно правильно выполнять все упражнения с грудничком, воспользуйтесь услугами профессиональных инструкторов, которые будут вам помогать, обучать вас, поддерживать.
Если противопоказаний не выявлено, и у грудничка затянулась пупочная ранка, можно начинать заниматься. Главное – правильно организовать водную гимнастику. При этом соблюдают такие правила:
- Первые 2 месяца можно заниматься в детской ванночке, затем – в большой домашней ванне. Для проведения активных водных занятий детскую ванночку необходимо выбирать достаточной глубины, чтобы малыш мог погрузиться в нее вертикально. Примерно с полугодовалого возраста уже можно продолжать занятия в бассейне. При этом важно, чтобы проходили они обязательно совместно с мамой.
- Ванну перед каждым купанием обдают кипятком, а затем моют с мылом и содой, чтобы обезопасить маленький организм от контакта с вредными микроорганизмами.
- Когда придет очередь взрослой ванны, стоять, склонившись над ней, несколько минут мамочке будет весьма тяжело. Есть смысл взять с собой стул.
- На пол обязательно стелют резиновый коврик, чтобы пол не скользил. Иначе травмы могут получить и мама, и ее малыш.
- Целесообразно прихватить с собой байковую пеленку или мягкое махровое полотенце, чтобы промакнуть кожу грудничка после «заплыва». Кутать после купания, если температура в помещении комфортна, ребенка не обязательно: воздушная ванна после обычной поможет закаливанию.
- Ребенок к началу занятия должен быть здоров, бодр, находиться в позитивном настроении. Нездоровье, вялость, сонное состояние не будут способствовать продуктивным занятиям. К тому же в памяти ребенка постепенно отложится негативное восприятие водных процедур, во время которых ему было плохо или некомфортно.
- Приучайте его к постоянному времени купаний: между кормлениями (за полтора часа до кормления и через полтора часа после предыдущего кормления). Лучше всего проводить водную гимнастику перед вечерним кормлением, но если малыш чересчур активен, или вода его возбуждает, то активное купание с водными упражнениями переносят на дневное время.
- Занятия проводят в игровой форме, при постоянном зрительном контакте мамы и малыша, при активном разговоре с грудничком. Это не только способствует укреплению здоровья крохи, но и позволяет значительно укрепить внутреннюю связь грудничка с матерью, повысить его доверие к ней, ускорить развитие разговорных навыков.
- Упражнения необходимо разучивать от простого к более сложному, по мере усвоения грудничком предыдущих движений. Иначе результата не достичь. Ведь и сам ребенок развивается поступательно: он не сможет научиться ходить, если перед этим не научился сидеть и вставать на ножки.
- Температура воды должна быть комфортной для ребенка. В среднем это 36 – 37 градусов, но все индивидуально. Одному грудничку комфортнее при более высокой температуре, другому – при более низкой. Поэтому нужно ориентироваться на его самочувствие. Если малыш расслаблен и вял – вода слишком теплая, если все время плачет – ему слишком холодно.
- Постепенно температуру воды снижают до 32 градусов. Это будет способствовать закаливанию маленького организма.
- Начинают активные купания с 10 минут, постепенно доводя до 15 к 4 месяцам.
- Дома занимаются ежедневно, в бассейне – 2 – 3 раза в неделю. Систематичность при выполнении водный упражнений обязательна, иначе грудничок растеряет приобретаемые навыки. Кроме того, он может утратить и интерес к самим занятиям.
- Для занятий в ванной используют специальные памперсы, предназначенные для плавания малышей.
- Все движения выполняют плавно, никаких резких движений. Иначе есть риск не только нанести ребенку физическую травму (вывих, растяжение), но и здорово напугать, нечаянно выронив его из рук. При резких движениях скольжение между кожей матери и малыша усиливается, и его порой невозможно проконтролировать.
Не заставляйте малыша купаться или заниматься в воде насильно. Это прямой путь к глубоким психологическим травмам и комплексам.
Чтобы гимнастика была похожа на веселую игру, целесообразно проводить ее в «компании» ярких игрушек для купания.
Водные упражнения
Научить малыша плавать и нырять – одна и основных целей водной гимнастики. Чтобы научить грудничка нырять в ванной, важно подготавливать его к этому поэтапно. Начинаем, как уже говорилось, с самых простых упражнений:
- Погружаемся.
Новорожденного до месяца располагают на маминой руке так, чтобы нижняя часть его спинки находилась на ладони одной руки мамы, туловище и головка – располагались на этой же руке до локтя. Второй рукой мамочка придерживает малыша спереди. Ребенка старше 3 месяцев, умеющего держать головку, держат под грудь и подмышки. Медленно погружают ребенка в воду. При этом полезно прочитать веселые потешки или скороговорки о пользе купания (например, отрывок из «Мойдодыра»), чтобы пробудить интерес карапуза к предстоящим процедурам.
- Делаем брызги.
Грудничка погружают в воду до уровня головы. Один родитель держит малыша, а другой показывает, как весело брызгает и плещется вода, какие волны разбегаются от рук. Каждое свое действие мама проговаривает нежным голосом, сопровождая улыбкой, чтобы грудничок не испытывал никакого дискомфорта.
- Догоняем кораблик.
Мама переворачивает ребенка на животик. Подбородок его она придерживает рукой, чтобы в ротик не попадала водичка. Впереди малыша пускают яркую игрушку (кораблик, уточку, рыбку). Мама призывает карапуза: «Посмотри, наш кораблик уплывает. Давай догоним его!», медленно продвигая чадо вперед за игрушкой. Если малыш не выполняет плавающих движений ручками и ножками, ему аккуратно показывают, как их выполнять, чтобы помочь себе. По мере привыкания, ребенок научится правильно управляться с конечностями, и такие игры будут приводить его в восторг.
- Толчки ножками.
Это упражнение прекрасно подготавливает мышцы ног ребенка к последующей самостоятельной ходьбе. Выполнять его нужно сначала лежа на спинке, затем – на животике, поддерживая под подбородок. Ребенка подносят к бортику ванны, чтобы он уперся в него ступнями. Далее он рефлекторно оттолкнется от бортика. Задача мамы – помочь ребеночку отплыть вперед, насколько получится.
- Качельки.
Грудничка погружают в ванну вниз животиком, подбородок так же придерживают, оберегая от попадания в ротик брызг. Выполняют плавные, медленные покачивания крохи вперед и назад, чтобы он сильнее погружался в воду (но не нырял).
Будьте осторожны с добавлением в воду для активных занятий отваров трав, а также раствора марганцовки. В процессе выполнения упражнений вы можете не уследить, и ваше чадо нахлебается этой воды.
Как научить грудничка нырять в ванной?
Только после того, как ребенок привыкнет к водным упражнениям, можно начинать обучение его нырянию. Делать это тоже нужно последовательно и терпеливо, в несколько этапов:
- Мама произносит: «Раз – два – три, Машенька ныряет!». Но вместо погружения грудничку просто нужно сильно подуть в личико, поддерживая за подбородок. Он интуитивно задержит дыхание, сморщится и зажмурится. Учить малыша подобным образом реагировать на фразу о нырянии нужно не меньше недели.
- Следующая неделя уйдет на то, чтобы подключить к команде нырять воздействие водой. После той же «контрольной фразы» мама легонько брызгает в лицо ребенку водой. При этом важно следить, чтобы капли не попадали в ротик или носик. Ребенок будет привыкать, что фраза про ныряние связана с водой, ее попаданием на лицо.
- Только после этого, произнеся ту самую команду, можно погружать ребенка в воду с головой. Первое погружение должно выполняться из положения на животике и длиться не более секунды. После этого мамочке важно сразу же посмотреть в глазки ребенку, улыбнуться ему, похвалить, поцеловать. То есть сделать все, чтобы у малыша осталось позитивное впечатление от ныряния. За все время купания в первый день можно выполнить не больше 3 секундных ныряний.
Через некоторое время, когда малыш привыкнет к коротким погружениям, можно постепенно удлинять время ныряния до 5–6 секунд.
Даже если вы приглашаете инструктора, во время выполнения упражнений маме присутствовать рядом обязательно! Ведь малыш доверяет вам, а не чужому человеку! Именно вы должны ласково говорить с ним, улыбаться, подбадривать. Можете усилить зрительный и речевой контакт тактильно: держите свое чадо за ручку или спинку, пока инструктор выполняет с ним гимнастику. Ребенку очень важно не чувствовать, что его бросили «на заклание» чужому человеку с непонятными намерениями.
Круг безопасности
Сегодня весьма популярными среди мамочек становятся круги на шею для купания малышей. И это неспроста. Они позволяют ребенку безопасно активно барахтаться и плескаться в воде, учиться плавать. Применять их можно даже у тех грудничков, которые еще не умеют держать головку самостоятельно. Качественные модели снабжены не только надежными застежками и выемками под подбородок, но также регулятором размера, погремушками и даже музыкальными модулями. То есть, купание и плавание могут стать безопасными, активными и весьма увлекательными для ребенка при минимальной помощи мамы. Но это не значит – при ее отсутствии! Ведь ее задача – давать ребенку ощущение спокойствия, надежности, защищенности, мотивировать, подбадривать, контролировать и главное страховать.
Единственный недостаток – с кругом не получится научить грудничка нырянию.
Перед тем, как на грудничка надеть круг, родители должны познакомить его с новым устройством: дать ему рассмотреть, пощупать, подержаться за его ручки, побряцать погремушками на нем. Только после этого имеет смысл надувать круг и надевать на ребенка. Важно помнить, что надевают такой воротничок обязательно до того, как ребенок окажется в воде!
Если малыш начнет проявлять беспокойство вместо того, чтобы активно двигаться в воде, родители должны успокоить его, подбодрить и показать, как можно двигаться. Вскоре малышу понравится выполнять эти упражнения, ведь они не сложны, но позволят крохе нарезвиться, как следует.
Упражнения с кругом
Итак, что можно проделывать с ребенком в воде, если на нем есть круг? Например, делать брызги и волны, догонять игрушку, толкаться от бортика – как было описано выше. Родители могут разнообразить купание грудничка, ведь круг позволяет ребенку вести себя активнее:
- Крепко возьмите руками ручки круга. Начинайте медленно двигать ребенка вперед и назад, затем из стороны в сторону. Можно рисовать на воде круги или восьмерки, передвигая ребенка по соответствующей траектории. Такие упражнения, кроме прочего, хорошо влияют на вестибулярный аппарат малыша.
- Если ребенок совсем маленький, мамочка может двигать и вращать его ручками, имитируя движения пловца. Если грудничку более 7 месяцев, он быстро усвоит упражнение и начнет делать его самостоятельно.
- То же самое с ножками. Совсем крохе мама делает упражнение сама, детки постарше быстро перенимают пример. Движения также имитируют движения ног при плавании (отталкивания, вращения, движения ступнями).
- Данное упражнение выполняют по аналогии с упражнением, когда малыша учат ползти: перед ним чуть дальше, чем он может достать, перемещают яркую игрушку, побуждая тянуться за ней (тем самым двигать руками, продвигаясь вперед).
Это упражнение способствует непосредственному обучению плаванию. Если у родителей есть такая цель – нужно обратить внимание на то, работает ли карапуз при этом ножками. Если нет – игрушку передают папе или фиксируют на веревочке, после чего просто показывают грудничку, как двигать ножками, чтобы плыть быстрее.
Итак, купание может быть не просто гигиенической процедурой, а частью программы по укреплению здоровья ребенка и его физическому развитию. К тому же, частью весьма увлекательной. Для этого необходимо только решиться на такой ответственный шаг, получить допуск от педиатра и запастись терпением, ведь занятия должны быть регулярными. Но цель, как говорится, оправдывает средства.