Виды и способы коррекции дефектов речи у детей

Сегодня не так часто можно встретить родителей, у которых ребенок абсолютно здоров. К сожалению, современные реалии таковы. Те или иные нарушения встречаются у малышей все чаще. Одно из распространенных отклонений – различные речевые нарушения. Это не только мешает ребенку полноценно общаться с окружающими, но зачастую снижает успеваемость в школе. Поэтому исправление дефектов речи при их обнаружении – задача первостепенной важности.

Проблемы с речью у ребенкаПроблемы с речью у ребенка

Основные виды речевых нарушений

В норме к 5–6 годам у ребенка полностью формируется правильное произношение всех звуков, слогов, сложных слов. Если после этого возраста речевые дефекты в речи все еще присутствуют (или возникают), можно заподозрить у него одно из отклонений. Хотя некоторые из них проявляются в более раннем возрасте. Какими они бывают, как выражаются?

  • Дислалия. Ребенок искажает один или несколько звуков, заменяет их другими, смешивает или просто пропускает в речи. В этом случае не нарушены слух и взаимодействие отделов головного мозга с артикуляционным аппаратом. При этом следует помнить, что картавость или шепелявость не являются отклонением у детей до 5 – 6 лет. Они свидетельствуют лишь о физиологическом несовершенстве речевых органов. Основной способ коррекции дислалии – разучивание скороговорок с употреблением проблемных звуков.
  • Дисфония. У ребенка нарушена голосовая функция: он говорит с хрипотцой, осиплостью, гнусавостью. То есть изменяются тембр, высота и сила голоса. Основные причины возникновения данного нарушения – врожденные патологии гортани или неврологические болезни.
  • Афония – крайняя форма дисфонии. Ее симптоматика – исчезновение голоса после того, как ребенок уже научился разговаривать. Остается только способность говорить шепотом. Афония развивается вследствие заболеваний гортани или имеет психогенный характер.
  • Дизартрия. Появляется при недостаточной взаимосвязи между нервной системой и речевым аппаратом. Это одно из самых сложных нарушений, которое характеризуется неполноценностью артикуляции, дефектным воспроизведением звуков, расстройством речевого дыхания, нарушением темпа, ритма, интонации. То есть, речь становится непонятной, нечленораздельной (каша). Это приводит к общему недоразвитию речи, трудностям при чтении и письме. Возникает дизартрия при органическом поражении центральной нервной системы ребенка.
  • Заикание. Мышцы голосового аппарата у малыша находятся в судорожном, напряженном состоянии, что приводит к нарушению темпа, ритма, плавности речи. В результате ребенок говорит, повторяя звуки, слоги или даже целые слова, удлиняет их, прерывается во время речевого спазма. Основные причины возникновения этого дефекта – сильный стресс, испуг (они возможны в любом возрасте), наличие других речевых нарушений, сложная беременность или роды, генетическая предрасположенность, переучивание левши либо неврологические заболевания. В последнем случае ребенок может начать заикаться сразу в процессе овладения речью. Заикание часто сопровождается нервными тиками и энурезом.
  • Афазия. У малыша частично или полностью утрачена возможность говорить. Ребенок не может не только выражать свои мысли, но и понимать чужую речь. Причина возникновения дефекта – патология коры головного мозга.
  • Брадилалия. Это нарушение характеризуется замедлением темпа речи. У ребенка замедленна не только речь, но и письмо, и любая моторная или умственная деятельность, ему трудно переключаться с одного вида деятельности на другой. Голос такого больного однообразный, невыразительный, мимика практически отсутствует. Основная причина возникновения проблемы – заболевания центральной нервной системы.
  • Тахилалия. Дефект, характеризующийся обратной симптоматикой: слишком быстрой, захлебывающейся речью с запинками, перестановками, повторами, пропуском слогов или даже слов. Такие дети обычно гиперактивны и гипервозбудимы. Основные причины заболевания – патологии головного мозга или центральной нервной системы.
  • Ринолалия. Характеризуется гнусавостью голоса, как при сильном насморке. Причина – нарушение строения носоглотки, а соответственно, и ее функций.

Исправление дефектов речи у ребенкаИсправление дефектов речи у ребенка

Диагностика речевых дефектов

Как видно из сказанного, нарушений речи существует множество видов, но все они – не самостоятельное заболевание, а следствие других болезней или патологий. Соответственно, лечить нужно, прежде всего, первопричину. А значит, обследование должно быть комплексным. Следует посетить:

  • педиатра,
  • невролога,
  • психолога,
  • психиатра,
  • логопеда,
  • дефектолога,
  • отоларинголога, ортодонта, челюстно-лицевого хирурга (при подозрениях на наличие аномалий строения органов).

Обследование может включать множество разнообразных видов диагностики:

  • различные виды анализов,
  • УЗИ разных органов,
  • рентген головы или челюстной зоны,
  • электроэнцефалограмму,
  • компьютерную томограмму,
  • магниторезонансную томографию,
  • психологическое тестирование,
  • логопедическое тестирование.

Не игнорируйте обследования, которые кажутся вам «лишними» (например, осмотр психолога или лора). Чем полнее будет картина заболевания, тем более понятно будет докторам, как исправить дефект, диагноз окажется точнее, а лечение эффективнее. Это особенно актуально для тяжелых форм речевых нарушений.

Ребенок выполняет артикуляционное упражнение с логопедомРебенок выполняет артикуляционное упражнение с логопедом

Лечение и коррекция

В зависимости от вида и тяжести конкретного нарушения, исправление дефектов речи может включать в себя самые разные способы:

  • медикаментозное лечение,
  • хирургическое вмешательство,
  • психотерапия,
  • коррекция голоса у фонопеда,
  • физиотерапия,
  • массаж,
  • рефлексотерапия,
  • лечебные ванны,
  • использование тренажеров,
  • применение медицинских аппаратов,
  • лечение пиявками (гирудотерапия),
  • коррекция речи у логопеда или дефектолога.

Кроме этого, в каждом конкретном случае эффективными могут оказаться нетрадиционные методы:

  • сенсорная терапия,
  • пескотерапия,
  • дельфинотерапия,
  • иппотерапия,
  • арт-терапия и др.

Однако родителям обязательно нужно помнить, что коррекция и лечение могут растянуться на долгое время, потребовать систематических занятий у психолога и логопеда. Но прежде всего – родительского терпения, понимания и участия.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: