Воспитание здоровой личности в среде социума несёт собой много трудностей и вопросов, решение которых зависит от тесноты и доверительности контакта родительской общественности и детского дошкольного образовательного учреждения. Тесное взаимодействие семьи и педагогического коллектива детского сада способствует гармоничному развитию личности ребёнка.
Теоретические аспекты работы с родителями в ДОУ
Цель взаимодействия с родителями, поставленная ДОУ, всегда будет глобальной и отличающийся от целей, которые ставит каждый воспитатель при личной взаимосвязи с родительской общественностью. Общей целью для всего учреждения является формирование общего пространства «детский сад — семья». А цель каждого отдельного мероприятия с родительской общественностью (собрания, открытого занятия и т. п.) подбирается воспитателем самостоятельно исходя из потребностей и нужд родителей и общего плана занятий.
Целью первого родительского собрания может быть установление тесного взаимодействия с родительской общественностью или адаптация детей к условиям ДОУ.
Задачи
Задачи всего учреждения также отличаются от задач, которые ставит себе каждый воспитатель при взаимодействии с родителями, но не противоречат друг другу. Наиболее приоритетными задачами всего ДОУ являются:
-
Заинтересовать родительскую общественность жизнью детского сада и группы путём использования различных форм взаимодействия.
-
Сформировать такую среду, в которой динамично развивающийся ребёнок будет чувствовать себя комфортно и продолжать успешно развиваться.
-
Организовать непрерывное высокопрофессиональное психологическое сопровождение образовательного процесса и при необходимости оказывать семье ребёнка психолого-педагогическую поддержку.
-
Создать условия для трансляции родителям знаний в области социализации, охраны и укрепления здоровья, правильного развития и обучения детей.
До прихода в детский сад круг общения ребёнка весьма ограничен. В момент, когда малыш приходит в детский сад, перед ним распахивается целый новый мир общения и игр. Этот мир резко отличается от того, к чему ребёнок привык дома.
Именно поэтому нужно активно и правильно поддерживать ребёнка во время адаптации к детскому саду. Лишь совместные усилия специалистов детского сада и родителей помогут малышу легче и быстрее пройти сложный для ребёнка период. Вот и первая задача, появляющаяся перед родителями, специалистами и детским садом в целом. Вторая задача — второй этап — плавное введение в образовательную деятельность. В это время основной вид деятельности ребёнка — игра. Он учится играть и, играя, учится. Третья немаловажная задача — социализация. Успешное взаимодействие малыша и его окружения нередко становится основой его будущего. В реализации этих задач мелочей нет, как нет и лишних людей. Воспитатель становится связующим звеном между специалистами детского сада, ребёнком и родителями. Дело в том, что в детском саду ребёнок реализует себя сам. Его поведение в группе может в корне отличаться от поведения дома, и это нормально.
Какие специалисты работают с родителями
Воспитатель находится с детьми большую часть их пребывания в детском саду и должен обладать основами музыкального развития, логопедии, физического развития и психологии. Эти знания ему нужны, чтобы правильно построить работу в группе, но он не является специалистом в этих областях. Воспитатель, опираясь на первичные знания, определяет потребности детей. На основе наблюдений за детьми и бесед с родителями он обращается к специалистам. Так, в случае формирования динамичной минутки воспитатель обратится к инструктору по физической культуре, а заметив нарушения речи — к логопеду. С проблемой адаптации ребёнка в группе следует обратиться к психологу, а для организации и проведения «Праздника осени» — к музыкальному работнику. Привлекая в нужные моменты специалистов, воспитатель работает и с группой.
Воспитатель — человек, который занимается группой в целом, но в то же время знает все индивидуальные особенности каждого ребёнка. Он организует занятия в игровой форме по развитию мелкой моторики, основам счёта, геометрических форм и других начальных знаний об окружающем мире.
Важно понимать, что не только воспитателю необходимо поддерживать контакт с родителями. С семьями воспитанников работают и другие специалисты ДОУ:
-
Логопед. Правильная постановка речи ребёнка имеет огромное значение в его социализации. Важно чтобы ребёнок и дома продолжал говорить правильно и чисто. Поэтому так необходима тесная работа логопеда с родителями, в формах открытых занятий, раздаточного материала, групповых консультаций и индивидуальных бесед.
-
Инструктор по физической культуре также нуждается в работе с родительской общественностью. Ведь только в связке «детский сад — семья» можно привить ребёнку любовь к здоровому образу жизни. Инструктор может использовать такие формы работы с родителями, как активные игры, совместные прогулки, анкетирование, открытые занятия и групповые консультации.
-
Музыкальный руководитель. Задача музыкального руководителя — воспитать в детях чувство прекрасного, любовь к творчеству, уверенность в себе и своих силах, и родительская общественность может в этом помочь. Музыкальный руководитель может проводить опросы и анкетирование среди родителей. А родители могут активно помогать в подготовке музыкальных праздников и мероприятий.
-
Психолог. Моральное здоровье ребёнка важно не менее, чем физическое. Чтобы помочь ребёнку в общении со сверстниками, важно понимать, как принято общаться в семье воспитанника. Поэтому психологи ДОУ часто и много работают с родительской общественностью в различных формах, таких как совместные занятия и игры с родителями, индивидуальные беседы и групповые консультации, анкетирование и опросы, круглые столы и дискуссии.
Видео: взаимодействие логопеда с родителями
Видео: консультация музыкального руководителя для родителей
Видео: презентация работы психолога с детьми и родителями в ДОУ
Направления работы с родителями в детском саду
Работа с родителями в детском саду подразделяется на несколько направлений:
- Индивидуально ориентированная:
- Беседа.
- Консультация.
- Занятие (занятие специалиста с ребёнком и родителем одновременно).
- Ориентированная на интересы родителей и детей (к сожалению, не все родители принимают участие в подобных мероприятиях):
- Совместная прогулка, экскурсия.
- Ролевая или дидактическая игра.
- Открытое занятие.
- Иные мероприятия, проводимые с детьми и их родителями.
- Официально регламентированная деятельность:
- родительские собрания, присутствие на которых всех родителей или законных представителей регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (Гл. 4, ст. 44, п 4.2).
- беседа с администрацией (чаще всего в её основе лежит проблема, которую невозможно решить на уровне группы).
Родительские собрания — единственная форма работы с родителями, которая может нести в себе доведение до сведения членов семьи воспитанников официально-нормативной информации. Поэтому собрание не только чётко планируется, но и его нужно правильно документально оформлять.
Планирование взаимодействия с семьёй в детском саду
План работы с родителями бывает разный. Определённых общегосударственных требований нет. В данном случае воспитатель действует на основании общих правил планирования. Взаимодействие ДОУ с семьёй строится по единой схеме.
Чаще всего сначала делают 3 плана: план родительских собраний, план открытых занятий и план совместных с родителями мероприятий. Потом готовые планы сводят в единый документ. Этот документ дополняют выдержками из планов специалистов, утренниками и общими для учреждения мероприятиями. Желательно, чтобы в сводном плане была указана и индивидуальная работа с родителями детей, нуждающимися в этом. Дальше план корректируется. Родитель — занятой человек, и его время надо ценить. Недопустимо, чтобы открытые занятия специалистов и воспитателя накладывались по времени друг на друга. Родитель, скорее всего, не сможет чаще 1 раза в неделю посетить что-либо, а значит, с этой точки зрения, план также нужно выверить.
Таблица: пример плана работы ДОУ по взаимодействию с семьёй
Месяц | Форма проведения, тема | Цель |
Сентябрь | Презентация «О нас» |
|
Анкетирование «Что вы ждёте от детского сада в этом году?» | Получение и анализ информации об отношении родителей к характеру и формам взаимодействия ДОУ с семьёй. | |
Октябрь | Семинар-практикум «Будь здоровым, малыш» | Пропаганда здорового образа жизни, обмен информацией по вопросам укрепления, закаливания и оздоровления детей. |
Выставка стенгазет «Семейные традиции» | Активизация родительского участия в жизни детского сада, воспитании ребёнка. | |
Ноябрь | Круглый стол «Развитие речи детей» | Психолого-педагогическое просвещение родителей по вопросам речевого развития ребёнка. |
Декабрь | Выставка работ (новогодние ёлочки) | Привлечение родителей к работе детского сада. |
Совместный праздник «Здравствуй, Новый год!» | Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения. | |
Изготовление кормушек «День добрых дел» |
| |
Январь | Театрализованная совместная постановка | Привлечение родителей к активному участию в театрализации. |
«Вечера в семейной гостиной!» | Развитие эмоционального взаимодействия родителей, детей, работников детского сада. | |
Февраль | Оформление фотовыставки | Демонстрация уважительного отношения детского сада к роли отца в воспитании ребёнка. |
Утренники к 23 Февраля «Наши замечательные папы» | Формирование атмосферы общности интересов детей, родителей и коллектива детского сада. | |
Март | Анкетирование | Изучение удовлетворённости семей услугами детского сада. |
Тематическая выставка поделок и рисунков к празднику 8 Марта «Рисуем вместе с мамами» | Демонстрация уважительного отношения детского сада к семейным ценностям. | |
Апрель | День открытых дверей для родителей «Мы рады видеть вас» |
|
Семейный клуб «Спортивная семья» |
| |
Май | Конференция «Подведение итогов года» | Активизация родительского внимания к вопросам воспитания, жизни ребёнка в детском саду. |
Акция «Зелёный, цветущий участок» | Привлечение родителей к благоустройству участка детского сада, к совместной деятельности с детьми. | |
Июнь | Консультация «В детский сад без слёз» |
|
Июль | Поход «Семейное путешествие» |
|
Август | Круглый стол «Ребёнок на дороге» | Реализация единого воспитательного подхода при обучении ребёнка правилам дорожного движения в детском саду. |
Особенности работы с социально неблагополучными семьями
Особого внимания требуют к себе воспитанники из семей, находящихся в сложной социальной ситуации. К таким относятся дети из многодетных семей, малыши, находящиеся под опекой, и социальные сироты.
Социальный сирота — это ребёнок, который имеет биологических родителей, но родители по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребёнка и не заботятся о нём.
Ст. 1. Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Ребёнок, у которого родители (или родитель) работает так, что в основном видит своего малыша, когда тот спит, так может быть отнесён к категории — социальный сирота. Ведь его жизнь проходит без участия родителей (родителя). Но законом помощь такому ребёнку не предусмотрена. Тем не менее во всех государственных образовательных учреждениях есть человек, ответственный за социальный паспорт учреждения, — социальный педагог. Важно, чтобы воспитатель наладил контакт родителей с социальным педагогом.
В работе воспитателя с неблагополучными семьями важна деликатность. Главный принцип — не навреди. Неосторожное слово в этой ситуации может обострить и без того открытые раны маленького человека. Лучшим выбором будет активное привлечение психолога к работе с этой семьёй. Нужно всегда помнить: всё, что происходит у ребёнка дома, отражается на его поведении в детском саду. Следует проводит индивидуальные беседы с родителями таких семей и постоянный мониторинг психологического состояния ребёнка. В то же время надо понимать, что распространение информации о состоянии дел в семье или навязчивое предложение помощи может не просто оттолкнуть родителей, но спровоцировать у них полное отторжение любых попыток помочь им и ребёнку.
В большинстве социально незащищённых семей главной проблемой становится материальная сторона жизни. В этом случае решение родительского комитета о сборе денег на подарки детям ко дню рождения может вызвать раскол мнений или даже скандал среди родителей. Поэтому работа с такой семьёй ведётся исходя из личных бесед с каждым из родителей и нужд семьи и ребёнка. Также не будут лишними консультации психолога.
Детям из таких семей полезны занятия по укреплению физического здоровья, поэтому следует привлечь к работе с родителями инструктора по физической культуре. Нельзя забывать, иногда родительский комитет в стремлении обеспечить всё самое лучшее для детей, забывает, что финансовое благополучие в разных семьях разное. Вот тут грамотное и тактичное вмешательство воспитателя необходимо.
Пример из жизни. В группу пришёл ребёнок из многодетной семьи. Часто плакал, иногда срываясь в истерику. Позже удалось узнать, что в семье из родителей только папа. Мама бросила детей ради лучшей жизни с другим и уехала. Связь с детьми категорически отказывалась поддерживать. Ребёнок же просто хотел видеть маму, а потому каждый раз, как окружающие произносили слово «мама», он невольно начинал плакать. Папа очень хотел сохранить всё в тайне и на контакт не шёл. Помог профессионализм воспитателя. Она достаточно быстро заметила, когда именно малыш начинал плакать. Совместно с психологом ситуацию удалось разрешить. Потребовалась дополнительно и работа с родительским комитетом. Всё закончилось хорошо. Тот малыш давно вырос, и его судьба сложилась успешно. Но что могло с ним стать, окажись на месте воспитателя другой человек?
Родительское собрание в детском саду
Родительские собрания проводятся как по учреждению в целом, так и в группах. В первом случае собрание проводится администрацией и носит исключительно официальный характер. На таких собраниях в повестку дня обязательно включаются вопросы жизнедеятельности детского сада. А вот родительское собрание в группе — это не только информативно-познавательно ориентированная работа с родителями, но и официальное мероприятие. Собрание должно иметь несколько обязательных элементов, среди которых важную роль играет подготовка, а также своевременное и правильное оформление документации.
Документы, сопровождающие родительское собрание
Независимо от цели и задач, стоявших перед конкретным родительским собранием, оно должно быть запротоколировано, особенно в его официальной части и части выступления родительского комитета.
Протоколы родительских собраний хранятся от 3 до 5 лет. Срок хранения зависит нормативных документов, принятых в учреждении. Протокол — это не только стенограмма проведения официальной части родительского собрания и листы регистрации присутствующих, но и приложения. Такими приложениями к протоколу становятся материалы тематических, информационно-познавательных и практико-ориентированных выступлений. Также в состав материалов родительского собрания входит конспект и анализ мероприятия. Анализ проведения родительского собрания — это важный для воспитателя документ, который, как и личные заметки к собранию, оформляется в свободной форме и является документом личного пользования. Важность архива протоколов и материалов родительских собраний трудно переоценить.
Таблица: пример протокола родительского собрания в средней группе
Тема собрания | «Роль игры в жизни дошкольника» |
Повестка собрания | Председатель: Тихонова В.Ф Секретарь: Давлетова А.З. Присутствовало:
Отсутствовало: 8 родителей
|
Ход собрания |
Постановили:
Результаты голосования:
Председатель: Тихонова В.Ф. |
Цит. по: https://multiurok.ru/files/protokol-roditiel-skogho-sobraniia-2-rol-ighry-v-z.html |
Читайте также об особенностях работы с родителями в средней группе в нашей статье — Как эффективно организовать работу с родителями в средней группе ДОУ.
Пример конспекта собрания
Цель: наладить устойчивое взаимодействие с родительской общественностью, вовлекая её в мероприятия группы и учреждения в текущем учебном году.
Задачи:
- Провести краткий опрос родительской общественности с целью узнать контактные данные и основные семейные приоритеты.
- Рассказать родителям об учебном заведении, в котором будут учиться их дети, о правилах и требованиях, принятых в ДОУ.
- Наметить перспективы дальнейшей совместной работы по обучению и воспитанию детей.
- Выбрать членов родительского комитета.
- Познакомить родителей со специалистами ДОУ.
- Ответить на вопросы.
Ход собрания:
- Поздороваться и представиться, дать родителям свои контактные данные. Раздать родительской общественности подготовленные заранее анкеты. Объяснить цель проводимого анкетирования.
- Провести беседу с родителями в форме диалога, во время которого не только рассказать о правилах и требованиях в учебном заведении, но и ответить на вопросы присутствующих.
- Используя заранее заготовленные иллюстративные материалы (стенд, презентация, буклеты и т. д.), ознакомить родителей с планом открытых занятий, работой секций и кружков. Анонсировать совместные мероприятия детей и родителей: прогулки, мастер-классы, чаепития и т. п. Рассказать о конкурсах и фестивалях, в которых родители и малыши могут принять участие. Раздать соответствующие памятки и буклеты. В этой части важно заранее ответить на вопросы:
- чему планируется научить детей за год,
- как в группе празднуют дни рождения,
- как распланировано время пребывания ребёнка в детском саду.
- Провести выборы в родительский комитет.
- Представить специалистов и дать каждому из них по 3–5 минут для выступления:
- Психолог. Рассказывает, как подготовить малыша к первым дням в детском саду, даёт общую и краткую информацию о планируемых тренингах, ролевых играх, сказкотерапии, беседах, консультациях и других мероприятиях.
- Инструктор по физической культуре. Объясняет, как будут проходить занятия и что для них нужно, обсуждает план проведения совместных с родителями занятий, спортивные игры, эстафеты и праздники.
- Музыкальный работник. Затрагивает тему культурно-эстетического развития ребёнка, какие праздничные и культурно-массовые мероприятия планируются и как они будут проходить (по опыту прошлых лет и других групп). В этот момент у родителей чаще всего возникает вопрос о приглашённых актёрах, аниматорах и клоунах.
- Логопед. Рассказывает, что нужно знать родителям об особенностях речи детей данного возраста, озвучивает формы работы: консультации, беседы, открытые занятия.
- Медицинский сотрудник (врач или медсестра). Говорит о плановых мероприятиях — осмотрах, прививках и т. д., раздаёт памятки о действиях родителей для сохранения и укрепления иммунитета в осенний период.
- Собрать анкеты и ответить на вопросы относительно группы в целом. Индивидуальные вопросы перенести на другое время. Раздать памятки с советами родителям по воспитанию ребёнка. Подвести итоги собрания.
План работы родительского комитета
Воспитатель не может являться членом родительского комитета, даже если его ребёнок ходит в эту группу детского сада. В ДОУ этот человек занимает должность и может представлять учреждение только в рамках своей должности. При этом важно учитывать тот факт, что воспитатель не имеет права вмешиваться во внутренние дела родительской общественности. Родители сами должны решать определённые вопросы и вести соответствующую документацию. В данном случае воспитатель может лишь говорить об опыте других групп. В этом случае поможет архив протоколов родительского собрания, ведь там в приложениях есть и планы работ, и отчёты родительской общественности.
Таблица: тематика заседаний родительского комитета
№ заседания | Содержание работы | Дата проведения |
1 |
| Октябрь |
2 |
| Декабрь |
3 |
| Февраль |
4 |
| Май |
Проведение открытого занятия для родителей
К подготовке и проведению открытых просмотров для родителей в ДОУ воспитатель должен подойти со всей ответственностью. Целью подобных мероприятий является демонстрация родителям специфики образовательно-воспитательного процесса в ДОУ, достижений детей, а в ряде случаев и обучение основным приёмам познавательного, речевого развития дошкольников за пределами детского сада.
Открытое занятие для родителей должно соответствовать ряду требований:
- Чёткое формулирование дидактической цели и задач занятия.
- Определение приглашённой аудитории и её фиксированное количество.
- Выбор темы исходя из текущего плана занятий, потребностей воспитанников и поставленных задач.
- Подбор наилучшей методики проведения занятия.
- Сбор и анализ необходимого дидактического материала, наиболее подходящего для выбранной методики.
- Разработка мер безопасности с учётом норм и правил образовательного учреждения.
- Проверка места проведения открытого занятия на предмет соблюдения мер безопасности и норм СанПиН. А также следует проверить техническое и материальное оснащение помещения.
- Подготовка необходимого наглядного пособия в достаточном количестве (слишком большое количество наглядного материала отвлекает и рассеивает внимание детей). Следует помнить, что наглядный дидактический материал должен максимально помогать достижению поставленной воспитателем цели.
- Составление подробного плана мероприятия.
- Заблаговременное приглашение родителей и ознакомление их с правилами поведения на данном мероприятии.
- Предупреждение и психологическая подготовка детей к мероприятию. Если дети должны что-то подготовить к предстоящему занятию, следует заранее проверить данные им задания. Например, если детям дали задание выучить стихи, нужно проконтролировать готовность каждого ребёнка.
- Непосредственно перед открытым занятием проводится подготовка помещения (расставление посадочных мест, проверка аппаратуры и наличие необходимых для занятия наглядных материалов).
Таблица: пример конспекта открытого занятия для родителей в старшей группе
Автор | Михеева О.А. |
Название | «Мы и наши дети» |
Цель |
|
Ход занятия | Круг радости «Мы вместе». В.: Добрый день, уважаемые родители, дети и гости! Сегодня мы собрались, чтобы лучше узнать друг друга, почувствовать любовь, тепло и поддержку своих близких. Упражнение «Знакомство». Цель: знакомство детей и родителей между собой, установление дружелюбной атмосферы в группе, активизация коммуникаций в семье. Каждый ребёнок знакомит участников со своей мамой, называя своё имя, имя мамы и рассказывает о ней.
Разминка «Поменяйтесь местами».
Упражнение «Угадай ладонь».
Рефлексия.
Ритуал прощания: обняться друг с другом в паре и сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий говорит: «Спасибо, мне очень приятно!».
|
Проведение работы с родителями в детском саду может проходить в различных формах с использованием множества методов. Но только активное взаимодействие семьи и ДОУ формирует всесторонне развитую, здоровую физически и морально личность каждого ребёнка.