Научить ребенка определять время по часам очень важно. Без понимания смысла времени и ориентирования в нем прожить в этом мире практически невозможно. Мир, если можно так выразиться, намертво зажат в тисках времени. Без этого вся человеческая жизнь обессмыслится.
Между тем, до какого-то возраста ребенок не ощущает времени. Он засыпает и просыпается, кушает и играет не по времени, а, большей частью, по велению врожденных инстинктов и потребностей. И только повзрослев, малыш начинает задумываться, что такое «сейчас», «завтра», «вчера», «вечером», «утром» и размышлять над прочими категориями времени, стараясь к ним приспособиться и в них вжиться.
Вот тут-то и настает пора научить малыша ориентироваться во времени. И в первую очередь – по часам, как самому понятному и необходимому прибору, показывающему время.
Когда лучше начинать обучение
Здесь многое зависит от развития самого ребенка. Кто-то из детей развивается очень быстро, кто-то – не торопясь. Но в среднем о времени как таковом малыш обычно начинает задумываться в 2,5-3 года. Именно в этом возрасте он обычно указывает на часы и спрашивает, что это такое, а, кроме того, начинает ориентироваться во временных понятиях и сопоставлениях – таких как «день-ночь», «потом-сейчас», «сегодня, завтра, вчера» и т. д. Вот с этого-то момента и нужно начинать знакомить малыша с многообразным понятием времени.
Конечно, в таком возрасте рано еще разъяснять крохе всю премудрость часов, а также часовых, минутных и секундных стрелок на них. Да и в электронных часах он еще ничего не поймет. Начинать лучше с общих временных понятий, о которых упоминалось выше (типа «потом-сейчас», «ночь-день» и т. д.). Ну и, конечно же, следует добавить сюда другие общие временные категории: времена года, название месяцев, недель и дней, части суток.
И только примерно в 6-7 лет ребенку уже можно начинать объяснять, что такое часы и как ориентироваться по ним во времени.
Что должен знать ребенок в этом возрасте, чтобы ему было легче осваивать всю премудрость часов и времени, которое они показывают? А вот что:
- понимать, что такое сутки и их части,
- знать дни недели и уметь их правильно называть,
- различать цифры,
- уметь считать до 60, а еще лучше – до 100,
- знать, что такое «половина», а что такое «четверть».
С чего лучше начать
Здесь следует придерживаться золотого правила, которое гласит, что начинать нужно с простого.
- Для начала необходимы будут часы (со стрелками, а не электронные). Можно – настоящие, но лучше – макет.
- Разъясняем ребенку, для чего они нужны.
- Рассказываем и показываем, в какую сторону двигаются стрелки, что такое часовая стрелка и минутная (ввиду сложности темы о секундной стрелке лучше пока не упоминать).
- Поясняем, что такое минута, а что такое час, в чем их различие, сколько минут в часе.
- Рассказываем и показываем, как определить, какое именно время показывают часы.
Например, ставим большую стрелку на 12, а часовую, например, на 1. Объясняем, что это означает один час времени. Для сравнения и закрепления оставляем большую стрелку на той же отметке, а часовую – ставим, к примеру, на 5 и говорим, что в данном случае часы показывают уже не один час, а пять часов.
- Разъясняем, что такое полчаса. Говорим, что это – 30 минут, и показываем, где в это время должна быть минутная стрелка, а где – часовая.
- По такому же принципу рассказываем ребенку, что такое четверть часа.
- Приступаем к изучению и пониманию минут. Рассказываем, что цифра 1 соответствует 5 минутам, 2 – 10 минутам и так далее.
- Не следует огорчаться, если ребенок с первого раза всех премудростей не поймет: тема-то действительно сложная. Терпеливо ему повторяем. Если малыш по-прежнему не понимает (бывает и такое), ограничиваемся до поры до времени изучением понятий «час», «половина часа» и «четверть часа». Когда ребенок твердо усвоит эти понятия, уже затем приступаем к постижению минут.
- Объясняем, что такое «до полудня» и «после полудня». Если на улице день, и часовая стрелка прошла отметку 12, значит, наступило послеполуденное время, после которого наступает вечер, а за ним и ночь.
- Обычно малыш легче ориентируется во времени и постигает его значения, когда живет по распорядку дня. В этом случае ему нужно рассказать и показать, что, допустим, когда утром на часах большая стрелка стоит на отметке 12, а маленькая – на отметке 8, это означает время завтрака. А если большая стрелка, опять же, показывает на 12, а маленькая – на 1, то это значит, что наступил день и пора обедать. Ну, и так далее – принцип в целом понятен.
Обучающие игры
И все равно – понять хотя бы самые основные значения на часах ребенку бывает непросто. В этом случае хорошо помогают специальные обучающие и развивающие игры. Их существует много (а если мама или папа проявят фантазию, то таких игр будет еще больше). Назовем лишь некоторые из них.
- Игры в интернете. Там их можно найти множество, на любой вкус и любой детский возраст. И все они, так или иначе, помогут малышам усвоить, что такое время вообще, что такое часы и как ими пользоваться.
- Тематические (на тему времени) мультфильмы. Их также немало в интернете.
- Игра в «автостанцию». Играть, разумеется, необходимо вместе – маме (или папе) и ребенку. Суть игры проста. Отправляем с «автостанции», обязательно оборудованной часами, игрушечные автобусики по разным маршрутам и в разное время.
- Игра в «часы и минуты». Мама выставляет на часах какое-то определенное время, а ребенок должен его правильно назвать. За каждый верный ответ – приз.
- Выполняем какие-то детские дела и занятия в определенное время. Ребенок сам должен следить за часами и называть «урочный час». Например: «Уже 3 часа дня, пора на прогулку». Или: «Уже половина шестого, надо смотреть мультики».
- Необходимо чаще читать и рассказывать ребенку сказки, рассказы и стихи, в которых упоминается время. Так малыш быстрее и легче закрепит полученные от родителей понятия.
И в заключение – несколько полезных советов
- купите малышу часы – пускай он с ними играет и изучает, как и сколько хочет,
- старайтесь как можно чаще у ребенка спрашивать, сколько времени. Так он быстрее освоится в теме,
- одновременно с изучением стрелочных часов необходимо изучать и электронные. Без этого – не обойтись, так как электронных часов в современном мире гораздо больше, чем стрелочных.
В заключение посмотрите на эту же тему видео.