Умеренная физическая нагрузка детям не только полезна, но и приятна. Поэтому для реализации двигательного потенциала дошколят в детском саду проводятся и физкультурные занятия, то есть непосредственная образовательная деятельность (НОД), и досуговые мероприятия, призванные аккумулировать положительную эмоциональную обстановку в детском коллективе. Рассмотрим особенности организации досуговых физкультурных мероприятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Зачем нужен спортивный досуг в детском саду
Досуговые мероприятия по физкультуре — это организованная активность детей, построенная на выполнении ребятами разных физических упражнений в форме игры.
Часто в досуговых мероприятиях участвуют родители малышей
Это интересно. В методических источниках понятия «физкультурный досуг» и «физкультурный праздник» являются синонимами. Однако есть ряд педагогов-теоретиков настаивающих на том, что это не совсем так, и праздник является формой проведения досуга. Компромисс между этими двумя точками зрения заключается в том, что, с одной стороны, праздник в широком понимании слова, то есть радость, может описывать любое досуговое мероприятия, а с другой, праздник (как и развлечение) может быть формой спортивного досуга, приуроченного, например, к какому-то календарному поводу, например, Дню защиты детей.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены цели проведения физкультдосуга в детском саду:
- развитие интереса к спорту,
- закрепление изученных двигательных навыков (к примеру, дошколята средних групп осваивают умение перестраиваться из колонны в шеренгу, отрабатывают обивание мячом от пола до пяти раз и т. д., поэтому для досугового мероприятия будут актуальны упражнение «Перестановка», когда две команды малышей делают на скорость 2–3 перестановки, и игра «Мяч в домике живёт», в которой дети, не выходя из обруча, отбивают мяч 3–4 раза),
- развитие быстроты, ловкости движений, ориентированию в пространстве (так, в старшей группе в программу досугового мероприятия включается игра «Медведь и пчёлы», в которой «медведи» в отсутствии «пчёл» забираются на гимнастическую стенку за «мёдом»),
- воспитание взаимопомощи (за счёт включение командных соревновательных игр, подготовки театрализованных представлений и пр.),
- формирование личностных качеств (организованности, выдержки, целеустремлённости, дисциплинированности, чувства ответственности перед товарищами).
Для педагога физкультдосуги — это способ реализовать личностно-ориентированный подход, индивидуально подбирая задания для ребёнка, оценивая результаты его усилий, то есть, не углубляясь в критику, дать возможность малышу прочувствовать ситуацию успеха от участия в общем деле.
Если цели проведения досуговых мероприятий по физкультуре едины для всех возрастных групп, то задачи немного разнятся в связи с особенностями физического развития малышей.
Задания в развлечениях должны быть посильны для малышей
Таблица: задачи проведения физкультурных праздников в разных возрастных группах
Группа | Задачи |
Первая младшая |
|
Вторая младшая |
|
Средняя |
|
Старшая |
|
Подготовительная |
|
Виды физкультурного досуга
По характеру содержания выделяют несколько видов досуговых мероприятий по физкультуре.
Игры
Основная цель таких мероприятий: развлечь детей и доставить им удовольствие. Формами проведения игр могут быть праздники с играми и аттракционами с атрибутами и музыкой, часто с участием родителей. К примеру, «Сезон подвижных игр» (в средней группе), «Физкультурный праздник ко Дню физкультурника» (в старшей группе) и пр.
Игровые задания призваны повысить настроение малышей
Соревнования
Для формирования чувства здоровой конкуренции, стимуляции интереса к спорту, а также для развития коммуникативных способностей проводятся соревнования. Чаще всего формой организации таких досугов является эстафета (к примеру, «Весёлые старты»). Соревнования вводятся в образовательный процесс, начиная со среднего дошкольного возраста.
Соревнования особенно популярны в старших группах
Сюжетные мероприятия
Суть досугов этого вида заключается в том, что все задания подчинены сюжету, раскрывающему общую тему и идею, например:
- ЗОЖ,
- народные игры,
- ПДД.
Дети могут сами выполнять роли персонажей мероприятия (например, «Как малыши-зайчата учили ПДД» в средней группе), а могут действовать с позиции наблюдателей, корректирующих ход развития сюжета (к примеру, «Научим Незнайку играть в русские народные игры» в старшей группе).
Одним из сюжетных досугов в средней группе является развлечение на тему пожарной безопасности
Творческие досуговые мероприятия
Этот вид мероприятий призван стимулировать умение ребят принимать самостоятельные решения, искать выход из проблемных ситуаций. К примеру, в игре «Приключения в лесу» дети подготовительной группы разгадывают квест, решение задач которого включает задания разных видов — решение ребусов по теме «Виды спорта», выполнение физических упражнений, участие в играх.
Фотогалерея: примеры ребусов для физкультурного досуга в подготовительной группе
Решение этого ребуса – «сила»
Решение этого ребуса – «ловкость»
Решение этого ребуса – «быстрота»
Решение этого ребуса – «футбол»
Правила подготовки и проведения физкультурных праздников
- Досуговые мероприятия по физической культуре проводятся со второго полугодия первой младшей группы.
- Для младших дошкольников физкультурный досуг организуется 1 раз в месяц, для остальных возрастных групп — 2 раза.
- Продолжительность мероприятия в младших и средней группах — 20–30 минут, в старшей — 30–35 минут, а в подготовительной к школе группе — 35–40 минут.
- Проведение досуга организуется после дневного сна. Летом мероприятие можно планировать с утра, после первого приёма пищи.
- Тематика досугового мероприятия должна согласовываться с программой образовательной области «Физическое развитие» для конкретного этапа учебно-воспитательного процесса в данный отрезок времени.
- Задания развлечений основываются на хорошо знакомых детям играх и упражнениях.
- Досуговое занятие не должно припадать на день, когда по расписанию есть физкультурное занятие.
- Во второй младшей и средней, а также в старшей и подготовительной группах возможно совместное проведение досуговых спортивных мероприятий (соревнований, эстафет).
- Учитывая более свободный формат досуговых мероприятий, педагогу не стоит часто делать замечания малышам. Лучше придумать свой способ предотвращать перевозбуждение ребят, например, поднятая рука или свисток — сигнал паузы в игре и тишины.
- Дети должны быть удобно одеты и обуты.
- Досуговые мероприятия физкультурного характера организуются в зависимости от погодных условий на площадке, в спортивном зале или в группе (если речь идёт о малышах первой младшей группы).
Зима — это не повод отказываться от спортивных мероприятий
- Физические нагрузки в мероприятиях имеют свою дозировку: сначала постепенно увеличиваются, а в заключительной части снижаются (например, за счёт включения в сценарий игр малой подвижности — словесных игр, отгадывания загадок, пальчиковых игр).
- При проведении развлечений обязательными являются уместные музыкальное сопровождение и атрибуты.
- Для повышения двигательной активности детей педагог должен использовать разные комбинации методических приёмов, отвечающих содержанию мероприятия и задачам физического развития малышей.
Четыре «нет» при организации физкультурного досуга
В подготовке и проведении развлечений физкультурного характера важно избегать следующих ошибок:
- не перестараться с репетициями (всё-таки досуг — это дело весёлое, сюрпризное, а многократные повторения этот эффект неожиданности стирают),
- не зацикливаться на упражнениях или играх одного типа (например, на беге или перестроениях),
- не допускать случаев отбора для участия в мероприятии только детей с лучшими результатами по физкультуре — спортивный досуг проводится для всех ребят вне зависимости от их успешности в физкультуре (исключения составляют лишь малыши с отклонениями в физическом развитии),
- не превращать физкультурный досуг в показательный номер для родителей (даже если мероприятие проводится совместно, мамы и папы являются участниками, а не судьями).
В досуге должны принимать участие все дети группы
Методические приёмы для проведения физкультурного досуга
Успех проведения развлечений во многом зависит от того, насколько методически грамотно педагог скомбинирует приёмы взаимодействия с детьми.
Аудиовизуальные приёмы
Самыми важными для проведения физкультурных развлечений, как уже отмечалось, являются атрибуты и музыка.
Аудиоматериалами могут быть:
- марши (особенно для заданий на построение и перестроение),
- детские песенки для сопровождения игр,
- спокойная расслабляющая музыка для малоподвижных игр в конце развлечения.
Образцы всех этих видов музыкального сопровождения можно найти здесь.
Аудиосопровождение варьируется в зависимости от характера упражнений досуга:
- общеразвивающие задания иллюстрируются ритмичной плавной музыкой,
- игры — весёлой,
- соревнования — бодрой музыкой.
Это интересно. Выбор музыкального оформления обычно остаётся за музыкальным руководителем с учётом пожеланий инструктора по физкультуре и воспитателя.
Для награждения музыка должна быть торжественной
Что касается атрибутов, то традиционно это:
- мячи,
- гимнастические палки,
- скакалки,
- обручи,
- бадминтон, теннис,
- реквизит для народных игр (к примеру, городки для одноимённой игры, игрушка бильбоке, кольцеброс и пр.),
- игрушки, если сюжет развлечения предполагает наличие ведущего персонажа,
- элементы костюмов для театрализаций (например, кушаки для мальчиков и веночки для девочек в празднике, посвящённому дню Ивана Купалы),
- материалы для награждения участников соревнований (дипломы, кубки, сладкие призы и пр.).
Это интересно. С правилами игры «Городки», а также с особенностями фигур можно ознакомиться здесь.
Атрибуты должны быть тщательно продуманы для каждого задания
Другие средства наглядности
Как и на занятиях по физкультуре, при проведении досуговых мероприятий педагог использует такие наглядные приёмы, как:
- картинки для иллюстрации сюжета развлечения (например, хода народной игры, расстановки игроков по позициям в футболе и пр.),
- демонстрация (в играх и упражнениях педагог личным примером показывает порядок выполнения действий либо полностью, либо частично в целях напоминания малышам движений),
- показ, предполагающий использование видеоматериалов в сценарии (например, из истории того или иного вида спорта).
Это интересно. Поскольку в развлечениях используются только хорошо знакомые детям игры и упражнения, демонстрация в основном используется в младших группах, то есть в работе с ребятами, у которых в силу возраста больше развито предметное мышление, то есть для выполнения любых движений и манипуляций им необходимо увидеть образец.
Видео: приём показа — история футбола для подготовительной группы в стихах
Практические приёмы
К этой группе способов взаимодействия с детьми при проведении физкультурных досугов относятся:
- рисунки (к примеру, в подготовительной группе на занятии по рисованию после физкультурного досуга и просмотра видео об истории футбола дети зарисовывают свои впечатления),
- аппликации (в средней группе итогом проведения развлечения «Путешествие в страну сказок» для подобревшей Бабы-Яги малыши выполняют поделку «Коврик», чтобы «больной старушке» было удобно отдыхать),
- поделки (например, изготовление реквизита для игр — так, к игре «Репейники» дети старшей группы сами приклеивают на двусторонний скотч липучки к перчаткам и мячикам).
Фотогалерея: примеры практических приёмов при проведении физкультурных досугов
Композицию рисунка малыши разрабатывают сами
Выполнение аппликации тренирует мелкую моторику
Дети с большим воодушевлением делают поделки, которые можно использовать как игрушки
Игровые приёмы
Безусловно, основой спортивных досугов являются подвижные игры, которые содействуют развитию всех физических качеств детей: ловкости, гибкости, ориентированию в пространстве, быстроты и двигательных умений. Ниже представлены картотеки подвижных игр для:
- первой младшей группы,
- второй младшей группы,
- средней группы,
- старшей группы,
- подготовительной группы.
Словесные приёмы
Образовательная область «Физическое развитие» словесную группу способов взаимодействия относит ко вспомогательным. И всё же среди речевых приёмов при проведении досугов стоит выделить:
- объяснение (например, при проведении игры «Огуречик, огуречик» в досуге «Помоги Зайке выздороветь» в первой младшей группе разъяснение может быть таким – «Дети под слова «Огуречик, огуречик…» прыгают к ловишке в противоположный конец площадки»),
- беседу как способ обсудить с ребёнком тему видео или аудиоматериала,
- сказки (это приём используется как форма организации деятельности детей и взрослых во время развлечений),
- стихотворения, загадки (применяются для мотивации малышей в начале мероприятия и подведения итогов в конце).
Таблица: рифмовки и загадки для физкультурных досугов в разных группах
Группа | Тема | Загадки | Стихотворения |
Младшая | «Домашние животные» |
|
|
Средняя | «В поисках клада» |
|
|
Старшая | «Поход в весенний лес» |
|
|
Подготовительная | «Весёлые туристы» |
|
|
Это интересно. Такой речевой приём, как чтение, применяется в редких случаях и только в старшей и подготовительной группах. Например, когда дети сами зачитывают названия станций «Весёлых стартов».
Рифмовки могут использоваться для поддержки членов своей команды
Методика проведения досугового мероприятия по физкультуре
Развлечение по физической культуре обычно приурочено к празднику (Всемирный день гимнастики, День спорта) или завершению учебного полугодия (зимние, летние спортивные праздники). Ознакомиться с картотекой досуговых физкультурных мероприятий, а также с готовыми сценариями можно здесь или в подборке инструктора по физической культуре из Иркутской области Былковой Т.Ю.
Этапы подготовки физкультурного развлечения
Организация развлечения включает пять этапов.
Подготовительный этап
Игры и упражнения, включённые в досуговое мероприятие, должны быть хорошо знакомы малышам. Для этого элементы движений и игровых действий отрабатываются на физкультурных занятиях, прогулках и во время утренней гимнастики.
Подготовительный этап позволяет отработать с детьми те виды упражнений, которые вызывают у них затруднения
Выбор судей
Бо́льшая часть досуговых мероприятий носит соревновательный характер, а значит, важно продумать структуру судейства. Судьями развлечений, как правило, являются:
- заведующий ДОУ,
- старшая воспитательница,
- воспитатели групп, не участвующих в мероприятии (чтобы исключить вероятность необъективного оценивания),
- активные родители, участвующие в жизни детского сада.
Что касается критериев оценивания, то методистами рекомендуется оценивать детей не баллами, а по уровню выполнения заданий, то есть выявляя:
- скорость выполнения задания,
- ловкость,
- скоординированности движений,
- умение ориентироваться в окружающем пространстве.
Кроме того, при оценке участников следует учитывать:
- старательность ребят,
- физические возможности каждого ребёнка,
- честность в соблюдении правил,
- уважительное отношение к соперникам.
Судейство должно быть предельно справедливым
Проведение мероприятия и роль ведущего
В день организации праздника помещение или площадка должны быть красочно оформлены в соответствии с темой. Мероприятие должно начинаться в установленное время и без нарушений режима дня малышей, что имеет существенное значение для детей младших групп.
Немаловажную роль играет ведущий мероприятия, в роли которого может быть воспитатель, так как инструктор по физвоспитанию выполняет функции координатора мероприятия. Итак, ведущий должен:
- детально знать сценарий развлечения,
- уметь чётко и лаконично объяснять задания участникам,
- находить способы активизировать малоактивных детей и успокаивать гиперактивных (например, объединяя детей с противоположными темпераментами в мини-группы для участия в игре или для выполнения упражнения),
- координировать работу судей, не допуская затягивания обдумывания оценок.
Подведение итогов и награждение
Главный принцип организации итогового этапа: в мероприятии не должно быть проигравших. Можно сделать дифференцированные награды:
- сладкие призы,
- дипломы,
- медали, сделанные руками самих детей,
- цветы (обычно так награждаются взрослые, которые принимали непосредственное участие в празднике).
Важно, чтобы награду получил каждый ребёнок
Создание сценария
Если физкультурный праздник организуется в рамках группы (например, совместный с родителями досуг «Мама, папа, я — спортивная семья»), то ответственным за разработку является воспитатель при непосредственном участии инструктора по физическому воспитанию. Если мероприятие подразумевает участие нескольких групп, то в творческую группу подключается старший воспитатель.
План проведения развлечения опирается на требования к физическому развитию малышей конкретной группы, обозначенные программой ДОУ, а также тематику отрезка учебно-воспитательного процесса. Кроме того, на сюжет развлечения большое влияние оказывает идея, девиз праздника. Так, мероприятия в старшей группе «День здоровья», «В здоровье сила» предполагают пропаганду ЗОЖ, поэтому в сценарий включаются игры, эстафеты, театрализации, демонстрирующие физические достижения малышей. Текстовое сопровождение таких праздников должно раскрывать значение утренней гимнастики, игр на свежем воздухе. Например, в рифмовках Г. Остера «Вредные советы» малыши могут раскрывать последствия пренебрежения гигиеной.
Безусловно, большое влияние на подготовку сценария оказывает время года, в которое проводится досуг. Так, зимой опора идёт на катание на санках, ходьбу на лыжах. А летом набор заданий может быть гораздо более разнообразным, предполагающим много свободного пространства:
- игры-эстафеты с прыжками и бегом,
- упражнения на метание,
- задания на равновесие,
- упражнения на самокатах и велосипедах,
- включение элементов спортивных игр (баскетбола, бадминтона, футбола).
Как разработать сценарий праздника физкультуры
Структура спортивного праздника в ДОУ складывается из нескольких видов активности, которые комбинируются в разные сочетания, определяемые возрастом воспитанников.
В сценарий должны быть включены упражнения на развитие разных навыков и умений
Таблица: варианты структуры сценариев физкультурного досуга
Возрастная группа | Структура | Примеры |
Младшие группы |
| «Весёлый старт»
|
| Спортивное развлечение «День защиты детей»
| |
Средняя группа | Основное отличие в сравнении с младшими дошколятами — введение соревновательных элементов.
| «Юные пожарные»
|
| «В поисках клада»
| |
Старший дошкольный возраст |
| «Праздник футбола»
|
| «Олимпиада»
|
Временной план
Как и НОД развлечения имеют трёхчастную структуру:
- введение — приветствие, сюрпризный момент,
- основной этап — общеразвивающие упражнения, игры, соревнования,
- заключение — оценка, награждение.
Введение занимает до 3–4 минут, заключение — до 5 минут. Оставшееся время остаётся за основным этапом развлечения.
Большая часть времени, отведённого на мероприятие, остаётся за физическими упражнениями и играми
Таблица: Ракитянская А.С. спортивный досуг в подготовительной группе «В гостях у сказки» (фрагменты)
Этап | Содержание |
Вводный | Дети под музыку («Лукоморья нет на карте…» из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») собираются в спортзале. Инструктор в образе Сказочника или Оле Лукойе. Инструктор: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в гости в сказку…>, |
Основной | <,… Разминка: «Змейка» — ходьба и бег с различными положениями рук и ног, в конце разминки дети перестраиваются в две колонны. |
Инструктор: — У нас с вами получились две команды. Одна — команда Изумрудного города, другая — команда Тридесятого царства. Ребята, наши эстафеты сегодня будут связаны с любимыми сказками…>, | |
<,… Эстафета с мячом, обручем и гимнастической палкой. Первый игрок ведёт палкой мяч до обруча и оставляет его там, возвращается назад бегом, второй бегом до обруча, назад ведёт мяч палкой к третьему игроку и т. д. Молодцы! Победитель получает очко и «ключик»…>, | |
Эстафеты («по кочкам», с фитболами, в сапогах и шляпе, с ведром и метлой, с кеглями, в туннеле). | |
Заключительный | Вам понравилось наше путешествие в сказку. А мне очень приятно, что вы так хорошо знаете сказки. Подводим итоги наших состязаний. Подведение итогов и вручение сладких призов всем участникам. |
Видео: спортивный праздник ко Дню защитника Отечества в младшей группе
Видео: физкультурный досуг «В гости к нам пришёл Петрушка» в средней группе
Видео: физкультурное развлечение «Осенние старты» в старшей группе
Видео: физкультурный досуг «Олимпийские надежды» в подготовительной группе
Анализ физкультурного досуга
Как и любой другой вид образовательной деятельности, развлечения физкультурного характера тщательно анализируются. Диагностику проводит сам педагог, а также старший воспитатель, в некоторых случаях и заведующий детским садом (например, если педагог готовится к участию в конкурсе педагогического мастерства). Причём мониторинг проводится каждый раз после проведения мероприятия, что помогает выявить динамику физического и психологического роста малышей (освоение двигательных навыков, снятие зажима), а также уровень методической работы педагога в отношении выстраивания структуры развлечения и её соответствия теме, целям и задачам отрезка образовательного процесса. Ознакомиться с алгоритмом анализа можно здесь.
Физкультурные праздники, будучи элементом образовательной деятельности в детском саду, требуют соблюдения целого ряда правил подготовки. Кроме того, успех проведения развлечения на 90% зависит от качества сценария. И если эти условия успешно реализуются, то осуществляется и основная цель организации досуговых физкультурных мероприятий, а именно физическое развитие малышей в атмосфере положительных эмоций и дружеской обстановки сотрудничества детей, их родителей и педагогов.