Умеренная физическая нагрузка детям не только полезна, но и приятна. Поэтому для реализации двигательного потенциала дошколят в детском саду проводятся и физкультурные занятия, то есть непосредственная образовательная деятельность (НОД), и досуговые мероприятия, призванные аккумулировать положительную эмоциональную обстановку в детском коллективе. Рассмотрим особенности организации досуговых физкультурных мероприятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).
Зачем нужен спортивный досуг в детском саду
Досуговые мероприятия по физкультуре — это организованная активность детей, построенная на выполнении ребятами разных физических упражнений в форме игры.
Это интересно. В методических источниках понятия «физкультурный досуг» и «физкультурный праздник» являются синонимами. Однако есть ряд педагогов-теоретиков настаивающих на том, что это не совсем так, и праздник является формой проведения досуга. Компромисс между этими двумя точками зрения заключается в том, что, с одной стороны, праздник в широком понимании слова, то есть радость, может описывать любое досуговое мероприятия, а с другой, праздник (как и развлечение) может быть формой спортивного досуга, приуроченного, например, к какому-то календарному поводу, например, Дню защиты детей.
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены цели проведения физкультдосуга в детском саду:
- развитие интереса к спорту,
- закрепление изученных двигательных навыков (к примеру, дошколята средних групп осваивают умение перестраиваться из колонны в шеренгу, отрабатывают обивание мячом от пола до пяти раз и т. д., поэтому для досугового мероприятия будут актуальны упражнение «Перестановка», когда две команды малышей делают на скорость 2–3 перестановки, и игра «Мяч в домике живёт», в которой дети, не выходя из обруча, отбивают мяч 3–4 раза),
- развитие быстроты, ловкости движений, ориентированию в пространстве (так, в старшей группе в программу досугового мероприятия включается игра «Медведь и пчёлы», в которой «медведи» в отсутствии «пчёл» забираются на гимнастическую стенку за «мёдом»),
- воспитание взаимопомощи (за счёт включение командных соревновательных игр, подготовки театрализованных представлений и пр.),
- формирование личностных качеств (организованности, выдержки, целеустремлённости, дисциплинированности, чувства ответственности перед товарищами).
Для педагога физкультдосуги — это способ реализовать личностно-ориентированный подход, индивидуально подбирая задания для ребёнка, оценивая результаты его усилий, то есть, не углубляясь в критику, дать возможность малышу прочувствовать ситуацию успеха от участия в общем деле.
Если цели проведения досуговых мероприятий по физкультуре едины для всех возрастных групп, то задачи немного разнятся в связи с особенностями физического развития малышей.
Таблица: задачи проведения физкультурных праздников в разных возрастных группах
Группа | Задачи |
Первая младшая |
|
Вторая младшая |
|
Средняя |
|
Старшая |
|
Подготовительная |
|
Виды физкультурного досуга
По характеру содержания выделяют несколько видов досуговых мероприятий по физкультуре.
Игры
Основная цель таких мероприятий: развлечь детей и доставить им удовольствие. Формами проведения игр могут быть праздники с играми и аттракционами с атрибутами и музыкой, часто с участием родителей. К примеру, «Сезон подвижных игр» (в средней группе), «Физкультурный праздник ко Дню физкультурника» (в старшей группе) и пр.
Соревнования
Для формирования чувства здоровой конкуренции, стимуляции интереса к спорту, а также для развития коммуникативных способностей проводятся соревнования. Чаще всего формой организации таких досугов является эстафета (к примеру, «Весёлые старты»). Соревнования вводятся в образовательный процесс, начиная со среднего дошкольного возраста.
Сюжетные мероприятия
Суть досугов этого вида заключается в том, что все задания подчинены сюжету, раскрывающему общую тему и идею, например:
- ЗОЖ,
- народные игры,
- ПДД.
Дети могут сами выполнять роли персонажей мероприятия (например, «Как малыши-зайчата учили ПДД» в средней группе), а могут действовать с позиции наблюдателей, корректирующих ход развития сюжета (к примеру, «Научим Незнайку играть в русские народные игры» в старшей группе).
Творческие досуговые мероприятия
Этот вид мероприятий призван стимулировать умение ребят принимать самостоятельные решения, искать выход из проблемных ситуаций. К примеру, в игре «Приключения в лесу» дети подготовительной группы разгадывают квест, решение задач которого включает задания разных видов — решение ребусов по теме «Виды спорта», выполнение физических упражнений, участие в играх.
Фотогалерея: примеры ребусов для физкультурного досуга в подготовительной группе
Решение этого ребуса – «сила»
Решение этого ребуса – «ловкость»
Решение этого ребуса – «быстрота»
Решение этого ребуса – «футбол»
Правила подготовки и проведения физкультурных праздников
- Досуговые мероприятия по физической культуре проводятся со второго полугодия первой младшей группы.
- Для младших дошкольников физкультурный досуг организуется 1 раз в месяц, для остальных возрастных групп — 2 раза.
- Продолжительность мероприятия в младших и средней группах — 20–30 минут, в старшей — 30–35 минут, а в подготовительной к школе группе — 35–40 минут.
- Проведение досуга организуется после дневного сна. Летом мероприятие можно планировать с утра, после первого приёма пищи.
- Тематика досугового мероприятия должна согласовываться с программой образовательной области «Физическое развитие» для конкретного этапа учебно-воспитательного процесса в данный отрезок времени.
- Задания развлечений основываются на хорошо знакомых детям играх и упражнениях.
- Досуговое занятие не должно припадать на день, когда по расписанию есть физкультурное занятие.
- Во второй младшей и средней, а также в старшей и подготовительной группах возможно совместное проведение досуговых спортивных мероприятий (соревнований, эстафет).
- Учитывая более свободный формат досуговых мероприятий, педагогу не стоит часто делать замечания малышам. Лучше придумать свой способ предотвращать перевозбуждение ребят, например, поднятая рука или свисток — сигнал паузы в игре и тишины.
- Дети должны быть удобно одеты и обуты.
- Досуговые мероприятия физкультурного характера организуются в зависимости от погодных условий на площадке, в спортивном зале или в группе (если речь идёт о малышах первой младшей группы).
- Физические нагрузки в мероприятиях имеют свою дозировку: сначала постепенно увеличиваются, а в заключительной части снижаются (например, за счёт включения в сценарий игр малой подвижности — словесных игр, отгадывания загадок, пальчиковых игр).
- При проведении развлечений обязательными являются уместные музыкальное сопровождение и атрибуты.
- Для повышения двигательной активности детей педагог должен использовать разные комбинации методических приёмов, отвечающих содержанию мероприятия и задачам физического развития малышей.
Четыре «нет» при организации физкультурного досуга
В подготовке и проведении развлечений физкультурного характера важно избегать следующих ошибок:
- не перестараться с репетициями (всё-таки досуг — это дело весёлое, сюрпризное, а многократные повторения этот эффект неожиданности стирают),
- не зацикливаться на упражнениях или играх одного типа (например, на беге или перестроениях),
- не допускать случаев отбора для участия в мероприятии только детей с лучшими результатами по физкультуре — спортивный досуг проводится для всех ребят вне зависимости от их успешности в физкультуре (исключения составляют лишь малыши с отклонениями в физическом развитии),
- не превращать физкультурный досуг в показательный номер для родителей (даже если мероприятие проводится совместно, мамы и папы являются участниками, а не судьями).
Методические приёмы для проведения физкультурного досуга
Успех проведения развлечений во многом зависит от того, насколько методически грамотно педагог скомбинирует приёмы взаимодействия с детьми.
Аудиовизуальные приёмы
Самыми важными для проведения физкультурных развлечений, как уже отмечалось, являются атрибуты и музыка.
Аудиоматериалами могут быть:
- марши (особенно для заданий на построение и перестроение),
- детские песенки для сопровождения игр,
- спокойная расслабляющая музыка для малоподвижных игр в конце развлечения.
Образцы всех этих видов музыкального сопровождения можно найти здесь.
Аудиосопровождение варьируется в зависимости от характера упражнений досуга:
- общеразвивающие задания иллюстрируются ритмичной плавной музыкой,
- игры — весёлой,
- соревнования — бодрой музыкой.
Это интересно. Выбор музыкального оформления обычно остаётся за музыкальным руководителем с учётом пожеланий инструктора по физкультуре и воспитателя.
Что касается атрибутов, то традиционно это:
- мячи,
- гимнастические палки,
- скакалки,
- обручи,
- бадминтон, теннис,
- реквизит для народных игр (к примеру, городки для одноимённой игры, игрушка бильбоке, кольцеброс и пр.),
- игрушки, если сюжет развлечения предполагает наличие ведущего персонажа,
- элементы костюмов для театрализаций (например, кушаки для мальчиков и веночки для девочек в празднике, посвящённому дню Ивана Купалы),
- материалы для награждения участников соревнований (дипломы, кубки, сладкие призы и пр.).
Это интересно. С правилами игры «Городки», а также с особенностями фигур можно ознакомиться здесь.
Другие средства наглядности
Как и на занятиях по физкультуре, при проведении досуговых мероприятий педагог использует такие наглядные приёмы, как:
- картинки для иллюстрации сюжета развлечения (например, хода народной игры, расстановки игроков по позициям в футболе и пр.),
- демонстрация (в играх и упражнениях педагог личным примером показывает порядок выполнения действий либо полностью, либо частично в целях напоминания малышам движений),
- показ, предполагающий использование видеоматериалов в сценарии (например, из истории того или иного вида спорта).
Это интересно. Поскольку в развлечениях используются только хорошо знакомые детям игры и упражнения, демонстрация в основном используется в младших группах, то есть в работе с ребятами, у которых в силу возраста больше развито предметное мышление, то есть для выполнения любых движений и манипуляций им необходимо увидеть образец.
Видео: приём показа — история футбола для подготовительной группы в стихах
Практические приёмы
К этой группе способов взаимодействия с детьми при проведении физкультурных досугов относятся:
- рисунки (к примеру, в подготовительной группе на занятии по рисованию после физкультурного досуга и просмотра видео об истории футбола дети зарисовывают свои впечатления),
- аппликации (в средней группе итогом проведения развлечения «Путешествие в страну сказок» для подобревшей Бабы-Яги малыши выполняют поделку «Коврик», чтобы «больной старушке» было удобно отдыхать),
- поделки (например, изготовление реквизита для игр — так, к игре «Репейники» дети старшей группы сами приклеивают на двусторонний скотч липучки к перчаткам и мячикам).
Фотогалерея: примеры практических приёмов при проведении физкультурных досугов
Композицию рисунка малыши разрабатывают сами
Выполнение аппликации тренирует мелкую моторику
Дети с большим воодушевлением делают поделки, которые можно использовать как игрушки
Игровые приёмы
Безусловно, основой спортивных досугов являются подвижные игры, которые содействуют развитию всех физических качеств детей: ловкости, гибкости, ориентированию в пространстве, быстроты и двигательных умений. Ниже представлены картотеки подвижных игр для:
- первой младшей группы,
- второй младшей группы,
- средней группы,
- старшей группы,
- подготовительной группы.
Словесные приёмы
Образовательная область «Физическое развитие» словесную группу способов взаимодействия относит ко вспомогательным. И всё же среди речевых приёмов при проведении досугов стоит выделить:
- объяснение (например, при проведении игры «Огуречик, огуречик» в досуге «Помоги Зайке выздороветь» в первой младшей группе разъяснение может быть таким – «Дети под слова «Огуречик, огуречик…» прыгают к ловишке в противоположный конец площадки»),
- беседу как способ обсудить с ребёнком тему видео или аудиоматериала,
- сказки (это приём используется как форма организации деятельности детей и взрослых во время развлечений),
- стихотворения, загадки (применяются для мотивации малышей в начале мероприятия и подведения итогов в конце).
Таблица: рифмовки и загадки для физкультурных досугов в разных группах
Группа | Тема | Загадки | Стихотворения |
Младшая | «Домашние животные» |
|
|
Средняя | «В поисках клада» |
|
|
Старшая | «Поход в весенний лес» |
|
|
Подготовительная | «Весёлые туристы» |
|
|
Это интересно. Такой речевой приём, как чтение, применяется в редких случаях и только в старшей и подготовительной группах. Например, когда дети сами зачитывают названия станций «Весёлых стартов».
Методика проведения досугового мероприятия по физкультуре
Развлечение по физической культуре обычно приурочено к празднику (Всемирный день гимнастики, День спорта) или завершению учебного полугодия (зимние, летние спортивные праздники). Ознакомиться с картотекой досуговых физкультурных мероприятий, а также с готовыми сценариями можно здесь или в подборке инструктора по физической культуре из Иркутской области Былковой Т.Ю.
Этапы подготовки физкультурного развлечения
Организация развлечения включает пять этапов.
Подготовительный этап
Игры и упражнения, включённые в досуговое мероприятие, должны быть хорошо знакомы малышам. Для этого элементы движений и игровых действий отрабатываются на физкультурных занятиях, прогулках и во время утренней гимнастики.
Выбор судей
Бо́льшая часть досуговых мероприятий носит соревновательный характер, а значит, важно продумать структуру судейства. Судьями развлечений, как правило, являются:
- заведующий ДОУ,
- старшая воспитательница,
- воспитатели групп, не участвующих в мероприятии (чтобы исключить вероятность необъективного оценивания),
- активные родители, участвующие в жизни детского сада.
Что касается критериев оценивания, то методистами рекомендуется оценивать детей не баллами, а по уровню выполнения заданий, то есть выявляя:
- скорость выполнения задания,
- ловкость,
- скоординированности движений,
- умение ориентироваться в окружающем пространстве.
Кроме того, при оценке участников следует учитывать:
- старательность ребят,
- физические возможности каждого ребёнка,
- честность в соблюдении правил,
- уважительное отношение к соперникам.
Проведение мероприятия и роль ведущего
В день организации праздника помещение или площадка должны быть красочно оформлены в соответствии с темой. Мероприятие должно начинаться в установленное время и без нарушений режима дня малышей, что имеет существенное значение для детей младших групп.
Немаловажную роль играет ведущий мероприятия, в роли которого может быть воспитатель, так как инструктор по физвоспитанию выполняет функции координатора мероприятия. Итак, ведущий должен:
- детально знать сценарий развлечения,
- уметь чётко и лаконично объяснять задания участникам,
- находить способы активизировать малоактивных детей и успокаивать гиперактивных (например, объединяя детей с противоположными темпераментами в мини-группы для участия в игре или для выполнения упражнения),
- координировать работу судей, не допуская затягивания обдумывания оценок.
Подведение итогов и награждение
Главный принцип организации итогового этапа: в мероприятии не должно быть проигравших. Можно сделать дифференцированные награды:
- сладкие призы,
- дипломы,
- медали, сделанные руками самих детей,
- цветы (обычно так награждаются взрослые, которые принимали непосредственное участие в празднике).
Создание сценария
Если физкультурный праздник организуется в рамках группы (например, совместный с родителями досуг «Мама, папа, я — спортивная семья»), то ответственным за разработку является воспитатель при непосредственном участии инструктора по физическому воспитанию. Если мероприятие подразумевает участие нескольких групп, то в творческую группу подключается старший воспитатель.
План проведения развлечения опирается на требования к физическому развитию малышей конкретной группы, обозначенные программой ДОУ, а также тематику отрезка учебно-воспитательного процесса. Кроме того, на сюжет развлечения большое влияние оказывает идея, девиз праздника. Так, мероприятия в старшей группе «День здоровья», «В здоровье сила» предполагают пропаганду ЗОЖ, поэтому в сценарий включаются игры, эстафеты, театрализации, демонстрирующие физические достижения малышей. Текстовое сопровождение таких праздников должно раскрывать значение утренней гимнастики, игр на свежем воздухе. Например, в рифмовках Г. Остера «Вредные советы» малыши могут раскрывать последствия пренебрежения гигиеной.
Безусловно, большое влияние на подготовку сценария оказывает время года, в которое проводится досуг. Так, зимой опора идёт на катание на санках, ходьбу на лыжах. А летом набор заданий может быть гораздо более разнообразным, предполагающим много свободного пространства:
- игры-эстафеты с прыжками и бегом,
- упражнения на метание,
- задания на равновесие,
- упражнения на самокатах и велосипедах,
- включение элементов спортивных игр (баскетбола, бадминтона, футбола).
Как разработать сценарий праздника физкультуры
Структура спортивного праздника в ДОУ складывается из нескольких видов активности, которые комбинируются в разные сочетания, определяемые возрастом воспитанников.
Таблица: варианты структуры сценариев физкультурного досуга
Возрастная группа | Структура | Примеры |
Младшие группы |
| «Весёлый старт»
|
| Спортивное развлечение «День защиты детей»
| |
Средняя группа | Основное отличие в сравнении с младшими дошколятами — введение соревновательных элементов.
| «Юные пожарные»
|
| «В поисках клада»
| |
Старший дошкольный возраст |
| «Праздник футбола»
|
| «Олимпиада»
|
Временной план
Как и НОД развлечения имеют трёхчастную структуру:
- введение — приветствие, сюрпризный момент,
- основной этап — общеразвивающие упражнения, игры, соревнования,
- заключение — оценка, награждение.
Введение занимает до 3–4 минут, заключение — до 5 минут. Оставшееся время остаётся за основным этапом развлечения.
Таблица: Ракитянская А.С. спортивный досуг в подготовительной группе «В гостях у сказки» (фрагменты)
Этап | Содержание |
Вводный | Дети под музыку («Лукоморья нет на карте…» из к/ф «Новогодние приключения Маши и Вити») собираются в спортзале. Инструктор в образе Сказочника или Оле Лукойе. Инструктор: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в гости в сказку…>, |
Основной | <,… Разминка: «Змейка» — ходьба и бег с различными положениями рук и ног, в конце разминки дети перестраиваются в две колонны. |
Инструктор: — У нас с вами получились две команды. Одна — команда Изумрудного города, другая — команда Тридесятого царства. Ребята, наши эстафеты сегодня будут связаны с любимыми сказками…>, | |
<,… Эстафета с мячом, обручем и гимнастической палкой. Первый игрок ведёт палкой мяч до обруча и оставляет его там, возвращается назад бегом, второй бегом до обруча, назад ведёт мяч палкой к третьему игроку и т. д. Молодцы! Победитель получает очко и «ключик»…>, | |
Эстафеты («по кочкам», с фитболами, в сапогах и шляпе, с ведром и метлой, с кеглями, в туннеле). | |
Заключительный | Вам понравилось наше путешествие в сказку. А мне очень приятно, что вы так хорошо знаете сказки. Подводим итоги наших состязаний. Подведение итогов и вручение сладких призов всем участникам. |
Видео: спортивный праздник ко Дню защитника Отечества в младшей группе
Видео: физкультурный досуг «В гости к нам пришёл Петрушка» в средней группе
Видео: физкультурное развлечение «Осенние старты» в старшей группе
Видео: физкультурный досуг «Олимпийские надежды» в подготовительной группе
Анализ физкультурного досуга
Как и любой другой вид образовательной деятельности, развлечения физкультурного характера тщательно анализируются. Диагностику проводит сам педагог, а также старший воспитатель, в некоторых случаях и заведующий детским садом (например, если педагог готовится к участию в конкурсе педагогического мастерства). Причём мониторинг проводится каждый раз после проведения мероприятия, что помогает выявить динамику физического и психологического роста малышей (освоение двигательных навыков, снятие зажима), а также уровень методической работы педагога в отношении выстраивания структуры развлечения и её соответствия теме, целям и задачам отрезка образовательного процесса. Ознакомиться с алгоритмом анализа можно здесь.
Физкультурные праздники, будучи элементом образовательной деятельности в детском саду, требуют соблюдения целого ряда правил подготовки. Кроме того, успех проведения развлечения на 90% зависит от качества сценария. И если эти условия успешно реализуются, то осуществляется и основная цель организации досуговых физкультурных мероприятий, а именно физическое развитие малышей в атмосфере положительных эмоций и дружеской обстановки сотрудничества детей, их родителей и педагогов.