В современном дошкольном образовании развитие речи рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Ведь от этого зависит будущая успешная учёба в школе, общее интеллектуальное развитие, умение общаться с людьми. Сегодня воспитатели всё больше предпочтения отдают практическим методам обучения, ведь когда ребёнок сам взаимодействует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир. Поэтому педагогу стоит сделать интерактивное пособие — лэпбук по развитию речи.
Для какого возраста подойдёт «речевой» лэпбук
Предлагать ребятам лэпбук по развитию речи можно уже в раннем дошкольном возрасте. Только в младшей и средней группе воспитатель сам обращает внимание малышей на пособие, занимается с ними по нему.
Старшие же дошкольники могут заниматься с интерактивной папкой самостоятельно. Она постоянно должна быть в зоне доступа детей, дополняться интересным материалом.
Материалы для наполнения лэпбука по развитию речи
Конечно, наполнение речевого лэпбука будет различаться в зависимости от возраста дошкольников.
Для младших дошкольников
- Блок «Артикуляционная гимнастика». В младшем дошкольном возрасте идёт активное становление детской речи, поэтому такие упражнения будут иметь большое значение для формирования речевого аппарата. В блок входят карточки с описаниями упражнений, которые воспитатель использует в работе с малышами.
- Картинки, изображающие различные предметы и объекты окружающего мира. Педагог демонстрирует карточки, а дети должны называть изображённые объекты. Постепенно можно усложнять задания, например, классифицировать предметы на живые и неживые.
- «Назови одним словом». Это набор карточек, обозначающих группы предметов (овощи, фрукты, одежда, посуда и пр.). Ребёнок должен назвать каждый предмет, а затем группу одним словом.
- «Один-много». Цель упражнения: учить согласовывать существительные в единственном и множественном числе, правильно называть их. На одних карточках изображены предметы, а на других по два таких же предмета.
- «Назови детёныша». Нужно соотнести карточку с животным с его детёнышем и правильно назвать его. Задание можно усложнять: пусть малыша покажет, какие звуки произносит данное животное, где оно живёт, что любит делать.
- «Скажи какой». Карточки с изображениями человека и различных объектов в разном настроении. Ребёнок должен подобрать определения (радостный, печальный и пр.).
- «Опиши действие». Малышам предлагаются картинки, где изображается узнаваемые действия, которые нужно назвать.
- «Назови ласково». Картинки с предметами, от названия которых нужно образовать уменьшительно-ласкательную форму (мяч-мячик, кукла-куколка).
- «Противоположности». Задача — подобрать антонимы к словам.
- «Расскажи сказку». Детым предлагаются герои сказок (например, вырезанные из картона фигуры), с их помощью нужно разыграть простую сказку («Репка, «Колобок», «Теремок»).
- «Составь сказку по картинкам». Сюжет тех же самых сказок дети воспроизводят по картинкам.
- Сенсорная дорожка. Известно, что с развитием речи тесно связана мелкая моторика, поэтому можно включить в лэпбук небольшой блок (семечки, крупы и пр.) для стимулирования детских пальчиков.
- Подборка пальчиковых игр (они также стимулируют мелкую моторику).
Для старших дошкольников и подготовительной группы
Варианты заданий могут быть следующими:
- «Расскажи о профессии». По отдельному атрибуту каждой профессии дошкольник должен о ней рассказать.
- Мнемотаблицы для чтения и заучивания стихотворений.
- Чистоговорки (сопровождаются картинками).
- Скороговорки (кстати, их также можно представить в виде мнемотаблиц).
- Составление рассказа по серии картинок. В отличие от младшего возраста это не сюжеты знакомых сказок, которые легко восстановить по памяти.
- «Собери пословицу». Задача дошкольника — составить пословицу из двух половинок (картинки с подписями).
- Драматизация сказок (берутся уже более сложные произведения согласно возрасту).
- Набор букв для составления слов.
- «Составь из слов предложение» (из карточек со словами дети составляют простые предложения из 3–4 слов).
- «Сложи букву». В качестве материала могут быть счётные палочки или картонные полоски.
- «Найди звук в слове» (предлагаются картинки, и по заданию педагога ребёнок находит в слове гласный или согласный звук).
- Составление рассказов по мнемотаблицам, например, «Время года», «Животное».
- Загадки.
- Ребусы.
Тематический лэпбук
Лэпбук можно построить вокруг определённой темы и уже на её основе развивать детскую речь. Пример тому — пособие «Божья коровка» для средней группы. Оно включает в себя познавательную информацию про это насекомое, по которой воспитатель беседует с ребятами (стадии развития божьей коровки), сказки, потешки, загадки о ней, картинки для составления рассказа и раскраски.
Аналогично можно создать речевой лэпбук на тему определённого времени года.
Особенности оформления лэпбука: шаблоны, фон, кармашки
Конечно же, речевой лэпбук нужно креативно оформить. Начать следует с поиска оригинального названия, например, можно использовать такие варианты:
- «Речевичок».
- «Развивайка».
- «Волшебная страна».
- «Весёлый язычок».
- «Говоруша».
- «Волшебная страна».
- «Говорим правильно».
Детское внимание всегда привлекает необычная обложка. В младшем возрасте на неё можно просто поместить крупную забавную картинку.
На обложке лэпбука для будущих школьников можно расположить буквы. Это может быть аппликация.
Если обложка распашная, её можно красиво завязать на батник или придумать замочек, например, на основе липучки.
Можно сделать лэпбук в виде книжки на пружинке (наподобие перекидного календаря).
Как всегда беспроигрышным будет вариант в виде домика (он подходит к любой теме).
Можно смастерить пособие в виде большой буквы, например, «Я». Конечно же, это вариант для старшего возраста.
Что касается внутреннего оформления пособия, то можно предложить такие интересные идеи:
- Интерактивные круги. Например, на большом нижнем круге можно пометить животных, а на внутреннем — детёнышей. Вращая верхнюю часть, ребёнок соотносит маму и детёныша.
- Цветочек, например, из чистоговорок.
- Книжки-раскладушки.
- Выдвижные ленты.
Картинки в лэпбуке желательно заламинировать. Они станут более долговечными и привлекательными для детей.
Фотогалерея: готовые развороты лэпбуков
Оригинальность пособию придаёт абстрактный фон
Части лэпбука оригинально соединяются с помощью ниток
Такой лэпбук смотрится очень ярко, поднимает настроение в пасмурную погоду
Яркие разноцветные конверты и картинки особенно привлекают младших дошкольников
В лэпбуке много интерактивных элементов
Видео: лэпбук как средство развития речи дошкольников
Видеопрезентация лэпбука по развитию речи «Речевичок» (воспитатель Н. А. Локтионова)
Видео: изготовление лэпбука по развитию речи «Волшебная страна»
Как использовать лэпбук в работе с дошкольниками
Безусловно, лэпбук — это не просто красивая поделка для украшения группы. Это бесценный обучающий материал по развитию речи. Можно выделить следующие направления его использования:
- Лэпбук для детей. Это красочная интерактивная папка, хранящая в себе секреты. Дошкольникам в свободное время хочется её рассматривать и изучать снова и снова. Незаметно для самих детей пособие побуждает их к речевому развитию, коммуникативному взаимодействию с ровесниками и взрослыми.
- Лэпбук для педагогов. Это пособие позволяет организовать занятие по развитию речи, предоставляет готовый материал для упражнений.
- Лэпбук для родителей. Это возможность проявить свои творческие способности, увлекательно и с пользой провести время с ребёнком, организовать активное общение, возможность узнать потенциал малыша.
Развитие речи в детском саду осуществляется в самых разных видах деятельности и в разных формах. Современный подход к организации данной работы, в частности использование лэпбука, позволит заинтересовать детей, систематизировать их знания, превратить обучение в увлекательный процесс. Заниматься с такими пособием вполне можно и дома.