Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) – важная составляющая формирования личности дошкольника. Поэтому это направление учебно-воспитательной работы красной линией проходит через весь образовательный процесс в детском саду. В подготовительной группе (дети 6–7 лет) наработки в этой области расширяются, систематизируются и обобщаются, тем самым обеспечивается база для дальнейшего расширения навыка на следующей ступени образования, то есть во время обучения в школе.
Суть КГН в подготовительной группе
Поскольку воспитание КГН — процесс непрерывный, то очень важно правильно дозировать отработку каждого навыка, например, поквартально (по четвертям). И рационализировать эту деятельность помогает распределение умений по четырём областям самообслуживания:
- навыки, связанные с поведением за столом,
- одевание-раздевание,
- водные процедуры,
- содержание в порядке личных вещей и спального места.
Это интересно. Отработка КГН должна идти параллельно в детском саду и дома.
Таблица: перспективный план воспитания КГН у детей 6–7 лет
Манеры за столом | Одевание-раздевание | Уход за вещами и постелью | Водные процедуры | |
Первый квартал (первая четверть) |
|
|
Работу над навыком намыливания рук с детьми 6–7 лет можно проводить в форме игры «У кого красивее мыльные перчатки»: дети показывают, как у них получается делать пенные «перчатки». | |
Второй квартал |
В этом помогает сюжетно-ролевая игра «В кафе», которая проводится в мини-группах. | Учиться наводить порядок в шкафу с личными вещами. Одним из приёмов для этого может быть игра «Экзамен от Чистюли», в которой малыши по очереди рассказывают о порядке складывания одежды персонажу — кукле Чистюле. |
| Совершенствовать навык вытирания полотенцем, предварительно взятого из шкафчика и развёрнутого в руках. |
Третья четверть | Совершенствовать навыки манер за столом (пережёвывать пищу, не открывая рот и не издавая звуков). |
|
|
|
Четвёртый квартал | Тренировать навык пользования столовыми приборами, держа их над тарелкой во время еды и складывая на край тарелки после. |
|
| Формировать привычку содержать тело в чистоте. |
Методические приёмы для воспитания КГН в подготовительной группе
В работе с детьми 6–7 лет повышается значимость речевых приёмов, так как в этом возрасте в комбинации наглядного и образного восприятия преимущество оказывается за вторым. А поскольку ребята уже полностью овладели речью, то создание образов опирается именно на этот источник информации. При этом другие способы взаимодействия — наглядность, игры, практика — применяются ничуть не менее активно.
Беседа
Как уже отмечалось, работа по воспитанию КГН с подготовишками неразрывно связана с формированием положительных моральных качеств, что, в свою очередь, определяет важность такого приёма, как этическая беседа, в частности, обсуждение вопросов, связанных с культурой обращения к знакомым и незнакомым людям, воспитанием привычки следить за своими вещами и т. д. Ознакомиться с примером тематики бесед по КГН в подготовительной группе можно в публикации воспитателя Ломовской Л.В.
Объяснение
Это интересно. Объяснение практической деятельности, связанной с КГН, часто носит характер мотивационного приёма, настраивающего на освоение того или иного умения: пришить пуговицу, постирать носовой платок и т. д.
Загадки
Многие педагоги дошкольного образования называют этот приём беспроигрышной мотивацией: с одной стороны, рифмовки привлекают внимание малышей — каждый хочет отличиться и отгадать, а с другой — настраивают на дальнейшее освоение темы. Этими приёмами обычно начинается рассмотрение темы по КГН.
- Бывает семейным, хозяйственным, банным, Бывает душистым иль не пахнет совсем, Разного цвета, размера и формы любой, Но скользким бывает только с водой! (Мыло),
- Без неё мы никуда: «ни туда и не сюда», Всем для жизни нам нужна Очень чистая… (вода),
- Длинная дорожка, Два вышитых конца, Мягкое и чистое После умывания осушит меня. (Полотенце).
Чтение, стихотворения
Эти два приёма могут успешно использоваться и по отдельности, и в сочетании. Причём в обоих случаях в основном для мотивации. В первом случае взрослый или подготовленные дети декламируют стихотворения перед практическим освоением навыка. В своей работе я использую этот вариант в виде отрывков из «Мойдодыра» К. Чуковского, которые рассказывают дети перед повторением порядка складывания вещей в шкафчике и важности чистоты постельного белья.
Чтение практикуется в двух формах: или сами ребята зачитывают подходящие по теме тексты, или это делает взрослый. Безусловно, более эффективным является первый вариант, так как он даёт возможность детям лучше понять суть произведения и к тому же развивает важный навык, определяющий уровень подготовленности малышей к школе. Но поскольку зачитывать целые стихотворения или прозаические произведения детям 6–7 лет ещё сложно, тексты стоит делить на смысловые отрывки. Например, стихотворение О. Григорьева «Варенье» можно зачитывать по две строки:
- У Сергея нет терпенья,
Он руками ест варенье.
Слиплись пальцы у Серёжи,
Приросла рубаха к коже.
Ног от пола не отнять,
Рук от ног не оторвать.
Слиплись локти и колени,
Уши склеило варенье.
Раздаётся жалкий всхлип –
Сам к себе Сергей прилип.
После чего в беседе малыши обсуждают основную мысль рифмовки: чтобы не оказаться в ситуации Сергея, нужно не забывать о культуре приёма пищи.
Наглядность
Для воспитания КГН из этой группы приёмов педагог использует:
- картинки (причём не только для сопровождения объяснения, иллюстрации каждого этапа отработки навыка, но и в качестве демонстрации этапов «до» и «после», например, героя «Незнайки в Солнечном городе» Н.Носова Пачкули Пёстренького до умывания и после как способа пробудить любопытство малышей относительно того, что же помогло ему так преобразоваться),
- атрибуты (малышей нужно знакомить с разными формами средств личной гигиены — твёрдым и жидким мылом, обычной и электрической зубной щёткой, мочалками разных форм и пр., чтобы в дальнейшем у них не возникало недоразумений относительно использования мыла в форме конфеты или зубной щётки с колпачком в виде игрушки),
- демонстрация (любой навык — пользование вилкой, салфеткой, наведение порядка в шкафчике, смена постельного белья и пр. – требует презентации педагогом),
- показ (если в младших группах этот приём в виде мультфильмов прямо разъяснял суть того или иного навыка, то в старшем дошкольном возрасте видеоматериалы могут использоваться в качестве мотивации для последующей беседы по теме).
Игры
Игровая форма работы не теряет своей актуальности и в подготовительной группе. В аспекте воспитания КГН используются:
- подвижные игры (обычно в виде соревнований «Кто лучше застелит постель», «Кто быстрее выполнит гигиенические процедуры после возвращения с прогулки» и пр.),
- театрализованные игры (этот приём незаменим при отработке культуры поведения за столом, когда дети в сюжетно-ролевых играх предстают посетителями кафе, гостями короля),
- дидактические игры, позволяющие закрепить порядок выполнения той или иной гигиенической процедуры.
Это интересно. Игры могут использоваться как элемент мотивации перед непосредственной продуктивной деятельностью.
Таблица: примеры дидактических игр на занятиях по КГН в подготовительной группе
Название (оборудование) | Цели | Ход игры |
«Оденем Машу на прогулку» (картонная кукла Маша и набор карточек с изображением предметов одежды для разных сезонов). |
| Дети раскладывают перед Машей предметы одежды, необходимые для прогулки в указный воспитателем сезон или определённую погоду. |
«Воспитываем хорошие привычки» (кубик с иллюстрацией гигиенических процедур). |
| Дети по очереди бросают кубик и описывают порядок выполнения процедуры. |
«Правила гигиены» (игровой барабан со стрелкой и картинками, иллюстрирующими средства гигиены). | Обобщить знания о важности соблюдения правил личной гигиены. | Водящий вращает барабан, а ребята по очереди комментируют те, средства гигиены, на которые указала стрелка (для чего нужны, как хранить, как использовать). Ещё один вариант игры: педагог просит назвать все средства для ухода за телом (лицом, волосами). |
Фотогалерея: оборудование для дидактических игр по воспитанию КГН
Игру Оденем куклу Машу на прогулку можно проводить в обратном порядке, то есть раздевать после прогулки
В игре Воспитываем хорошие привычки дети, кроме всего прочего, развивают монологическую речь
За каждый правильный ответ в игре Правила гигиены ребёнок получает балл
Практические приёмы
Это собственно реализация детьми КГН в жизни, а также:
- экспериментальная деятельность (например, чтобы доказать, что есть пятна, которые нельзя оттереть, а только смыть, дети рисуют маленькое пятнышко на руке шариковой ручкой, затем пробуют её стереть, но лишь растягивают кляксу, и идут к умывальникам, где смывают чернила водой с мылом),
- творческие задания (рисунки, поделки, аппликации) по теме.
Фотогалерея: рисунки детей подготовительной группы на тему воспитания КГН
Образы рисунков могут придумываться совместно с родителями
В рисунках ребята могут изображать порядок выполнения конкретного КГН
Рисунки по теме ЗОЖ могут носить обобщающий характер
Картотека тем по КГН для детей 6–7 лет
При составлении картотеки тем по воспитанию КГН педагог руководствуется отрабатываемым в конкретный промежуток времени умением, а также учитывает, что работа по совершенствованию навыков самообслуживания у детей 6–7 лет тесно связана с формированием положительных моральных качеств. В частности, отработкой умения вежливо указывать товарищу на недостатки в его внешнем виде или культуре поведения. Ознакомиться с примером такой картотеки можно здесь.
Это интересно. Выбор приёма может осуществляться прецедентно: к примеру, если воспитатель отметил, что некоторые ребята не пользуются мылом для мытья рук, то будет уместно провести дидактическую игру «Расскажем малышам о том, как нужно мыть руки». Её суть заключается в том, что дети получают по картонному пупсу и по набору карточек с изображением гигиенических принадлежностей (мылом, полотенцем, зубной щёткой, мочалкой и пр.). Задача ребят отобрать всё, что нужно для мытья рук, а затем прокомментировать назначение и порядок использования атрибутов.
Таблица: картотека тем по воспитанию КГН у детей 6–7 лет
Автор — Василишин Н.А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганск.
Временной промежуток | Темы | Методические приёмы |
Первая четверть | «Как кушать вкусно», |
|
«Я сам» |
| |
«Вода, мыло, полотенце» |
| |
«Укладываем кроватку спать» |
| |
Вторая четверть | «На приёме у короля» |
|
«Каждой вещи своё место» |
| |
«Чистота» |
| |
«Не хотим мы быть чумазыми» |
| |
Третья четверть | «Поведение за столом» |
|
«Почему важно одеваться самому» |
| |
«Любим купаться» |
| |
«Зачем нужна гигиена» |
| |
Четвёртая четверть | «Культура поведения за столом в общественных местах и дома» |
|
«Письмо от Неумейки» |
| |
«Нам не всё равно!» |
| |
«Борьба с оторванными пуговицами» |
|
Цели и задачи занятий по КГН в подготовительной группе
Как и в любом другом виде непосредственной образовательной деятельности (НОД), при разработке занятия по КГН педагогу важно грамотно сформулировать цели и задачи, учитывая, что они обязательно включают следующие направления:
- обучающее (что нового узнают ребята, к примеру, художественное произведение, историческую справку и т. д.),
- развивающее (какой конкретный навык отрабатывается — правила поведения за столом, личная гигиена и т. д.),
- воспитательное (как то или иное умение влияет на повышение общей культуры личности).
Таблица: примеры формулировок целей и задач занятий по воспитанию КГН в подготовительной группе
Тема | Цели | Задачи |
«Мы ищем кляксу» |
|
|
«Всё о личной гигиене» | Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни. |
|
«Столовый этикет» | Расширять знания о столовом этикете. |
|
Таблица: Смирнова И.А. конспект занятия на тему «Всё о личной гигиене» по воспитанию КГН в подготовительной группе (фрагменты)
Этап | Содержание |
Вводный | Дорогие ребята! Сегодня к нам пришло письмо. Давайте его прочитаем. (Воспитатель читает «Письмо ко всем детям по одному важному делу» Ю. Тувима). |
Основной | Воспитатель: — Каждый должен ухаживать за своим телом и взрослый, и ребёнок. А что может случиться, если не мыться, не мыть руки, не умываться? Ответы детей. А вы знаете, что случилось с одним мальчиком, который не умывался? Воспитатель читает отрывок из сказки К. Чуковского «Мойдодыр». — Вы совершенно правильно сказали, что можно заболеть, если не мыть руки, не умываться. Наше тело покрыто кожей, а она защищает наши внутренние органы от микробов…>, <,… Ухаживать нужно по определённым правилам. А правила эти называются «Правила личной гигиены». (дети повторяют)…>, |
<,… — Как вы думаете, какие предметы нам понадобятся для соблюдения личной гигиены? Попробуйте отгадать загадки…>, | |
<,… Загадка: Возле зеркала на полке Поселился хитрый ёж. С ним расчешешь куклу Катю И косичку заплетёшь. Станет модною причёска, Если трудится …. (расчёска). В: — А вы знаете, зачем нужно расчёсывать волосы? Может, это и не нужно вовсе? (ответы)…>, | |
<,… В: — А сейчас, чтобы проверить, как вы запомнили то, о чём мы говорили, предлагаю поиграть в игру «Чем я могу поделиться». У меня есть «Чудесный мешочек». В нём находятся предметы гигиены. А на столе 2 коробочки: красного и зелёного цвета. В коробку красного цвета будем класть предметы, которые другим давать нельзя, потому что это личные предметы, а в коробку зелёного цвета — те предметы, которыми могут пользоваться все…>, | |
Закрепление материала | <,… — Ребята о чём мы сегодня с вами говорили, что интересного вы узнали? (ответы детей). |
Заключительный этап | — Вот мы с вами и повторили правила личной гигиены. Вы поняли, как важно заботиться о себе, поддерживать тело в чистоте, быть опрятным, аккуратным, чистым, а значит, быть здоровым. Потому что чистота — залог здоровья! — А в заключение, давайте послушаем песенку «Если дети утром умываются…» |
Видео: о правилах гигиены зрения для детей подготовительной группы
В подготовительной группе детского сада воспитание КГН носит характер обобщения знаний и умений, полученных ранее. Дети отрабатывают навыки проведения гигиенических процедур, учатся ухаживать за своими вещами, содержать их в порядке, а также осваивают правила поведения за столом, в том числе и традиции пользования столовыми приборами. Все эти составные элементы воспитания культуры здоровья должны включаться педагогом в составление плана и конспектов занятий по КГН.