Формирование культурно-гигиенических навыков в подготовительной группе детского сада

Воспитание культурно-гигиенических навыков (КГН) – важная составляющая формирования личности дошкольника. Поэтому это направление учебно-воспитательной работы красной линией проходит через весь образовательный процесс в детском саду. В подготовительной группе (дети 6–7 лет) наработки в этой области расширяются, систематизируются и обобщаются, тем самым обеспечивается база для дальнейшего расширения навыка на следующей ступени образования, то есть во время обучения в школе.

Суть КГН в подготовительной группе

Поскольку воспитание КГН — процесс непрерывный, то очень важно правильно дозировать отработку каждого навыка, например, поквартально (по четвертям). И рационализировать эту деятельность помогает распределение умений по четырём областям самообслуживания:

  • навыки, связанные с поведением за столом,
  • одевание-раздевание,
  • водные процедуры,
  • содержание в порядке личных вещей и спального места.

Это интересно. Отработка КГН должна идти параллельно в детском саду и дома.

Дети и педагог в костюме Буратино за столом

В подготовительной группе дети осваивают основные правила поведения за столом

Таблица: перспективный план воспитания КГН у детей 6–7 лет

Манеры за столом Одевание-раздевание Уход за вещами и постелью Водные процедуры
Первый квартал (первая четверть)
  • отрабатывать навык пользования вилкой,
  • кушать разную пищу, поворачивая кисть, а не вилку,
  • учиться отрезать порции твёрдых мясных продуктов,
  • тренироваться намазывать масло на кусок хлеба.
  • отрабатывать умение расстёгивать и застёгивать разные типы застёжек (кнопки, молнии, крючки, пуговицы),
  • продолжать отработку навыка аккуратно снимать одежду, развешивать её в шкафу,
  • тренировать навык надевать и снимать одежду без помощи взрослых.
  • совершенствовать навык намыливания рук,
  • учиться хорошо вымывать остатки мыла водой,
  • тренироваться вытирать ручки и лицо насухо, используя полотенце,
  • продолжать работу по воспитанию привычки использовать тканевый или бумажный носовой платок.

Работу над навыком намыливания рук с детьми 6–7 лет можно проводить в форме игры «У кого красивее мыльные перчатки»: дети показывают, как у них получается делать пенные «перчатки».

Второй квартал
  • отрабатывать умение держать нож в вилку в правой и левой руках соответственно,
  • тренировать навык использования салфетки.

В этом помогает сюжетно-ролевая игра «В кафе», которая проводится в мини-группах.

Учиться наводить порядок в шкафу с личными вещами.
Одним из приёмов для этого может быть игра «Экзамен от Чистюли», в которой малыши по очереди рассказывают о порядке складывания одежды персонажу — кукле Чистюле.
  • учиться чистить и просушивать обувь,
  • учиться пришивать пуговицы на место тех, что оторвались,
  • привлекать воспитанников к смене постельного белья (расправлять чистое бельё, застилать кровать покрывалом).
Совершенствовать навык вытирания полотенцем, предварительно взятого из шкафчика и развёрнутого в руках.
Третья четверть Совершенствовать навыки манер за столом (пережёвывать пищу, не открывая рот и не издавая звуков).
  • отрабатывать навык выворачивать налицо одежду, которую малыш перед сном снимает,
  • закреплять навык аккуратно ставить обувь на полочку.
  • прививать навык деликатного напоминания товарищам об огрехах во внешнем виде,
  • учиться зашивать одежду, порвавшуюся по шву.
  • продолжать воспитывать навык поведения гигиенических процедур после посещения туалета и по надобности,
  • учиться следовать очерёдности в комнате гигиены.
Четвёртый квартал Тренировать навык пользования столовыми приборами, держа их над тарелкой во время еды и складывая на край тарелки после.
  • совершенствовать навык быстро снимать одежду и надевать,
  • стимулировать навык помощи товарищам застёгивать пуговицы, расправлять воротники (в этом может помочь игра «Скажи, если не так»: дети в парах смотрят друг на друга 1–2 минуты, а затем перечисляют все неполадки во внешнем виде).
  • продолжать совершенствование навыка устранения недостатков во внешнем виде (пришивать пуговицы, петли),
  • учиться следовать порядку при заправке кровати,
  • стимулировать активное участие в смене постельного белья.
Формировать привычку содержать тело в чистоте.

Методические приёмы для воспитания КГН в подготовительной группе

В работе с детьми 6–7 лет повышается значимость речевых приёмов, так как в этом возрасте в комбинации наглядного и образного восприятия преимущество оказывается за вторым. А поскольку ребята уже полностью овладели речью, то создание образов опирается именно на этот источник информации. При этом другие способы взаимодействия — наглядность, игры, практика — применяются ничуть не менее активно.

Дети моют руки и смеются

В работе по воспитанию КГН важно рационально использовать весь арсенал методических приёмов

Беседа

Как уже отмечалось, работа по воспитанию КГН с подготовишками неразрывно связана с формированием положительных моральных качеств, что, в свою очередь, определяет важность такого приёма, как этическая беседа, в частности, обсуждение вопросов, связанных с культурой обращения к знакомым и незнакомым людям, воспитанием привычки следить за своими вещами и т. д. Ознакомиться с примером тематики бесед по КГН в подготовительной группе можно в публикации воспитателя Ломовской Л.В.

Объяснение

В контексте воспитания КГН разъяснение используется для определения порядка действий при отработке конкретного навыка. Например, процесс пришивания пуговицы может быть описан так: «Втягиваем нитку в иголку, затягиваем концы в узелок, вставляем в игольницу. Прикладываем пуговицу к вещи в том месте, откуда она оторвалась. Берём иголку с ниткой и протягиваем в дырочку пуговицы с изнанки на лицо. Делаем стежок, проводя иголку в соседнюю дырочку, и возвращаем её наизнанку. Повторяем стежки».

Это интересно. Объяснение практической деятельности, связанной с КГН, часто носит характер мотивационного приёма, настраивающего на освоение того или иного умения: пришить пуговицу, постирать носовой платок и т. д.

Загадки

Многие педагоги дошкольного образования называют этот приём беспроигрышной мотивацией: с одной стороны, рифмовки привлекают внимание малышей — каждый хочет отличиться и отгадать, а с другой — настраивают на дальнейшее освоение темы. Этими приёмами обычно начинается рассмотрение темы по КГН.

К примеру, в своей практике рассмотрение темы «Вода, мыло, полотенце», посвящённой отработке умения намыливать руки, лицо, тщательно смывать пену водой и вытираться, я начинаю с загадок:

  • Бывает семейным, хозяйственным, банным, Бывает душистым иль не пахнет совсем, Разного цвета, размера и формы любой, Но скользким бывает только с водой! (Мыло),
  • Без неё мы никуда: «ни туда и не сюда», Всем для жизни нам нужна Очень чистая… (вода),
  • Длинная дорожка, Два вышитых конца, Мягкое и чистое После умывания осушит меня. (Полотенце).

Дети чистят зубы

Ответами на загадки могут быть конкретные практические действия детей

Чтение, стихотворения

Эти два приёма могут успешно использоваться и по отдельности, и в сочетании. Причём в обоих случаях в основном для мотивации. В первом случае взрослый или подготовленные дети декламируют стихотворения перед практическим освоением навыка. В своей работе я использую этот вариант в виде отрывков из «Мойдодыра» К. Чуковского, которые рассказывают дети перед повторением порядка складывания вещей в шкафчике и важности чистоты постельного белья.

Чтение практикуется в двух формах: или сами ребята зачитывают подходящие по теме тексты, или это делает взрослый. Безусловно, более эффективным является первый вариант, так как он даёт возможность детям лучше понять суть произведения и к тому же развивает важный навык, определяющий уровень подготовленности малышей к школе. Но поскольку зачитывать целые стихотворения или прозаические произведения детям 6–7 лет ещё сложно, тексты стоит делить на смысловые отрывки. Например, стихотворение О. Григорьева «Варенье» можно зачитывать по две строки:

  • У Сергея нет терпенья,
    Он руками ест варенье.
    Слиплись пальцы у Серёжи,
    Приросла рубаха к коже.
    Ног от пола не отнять,
    Рук от ног не оторвать.
    Слиплись локти и колени,
    Уши склеило варенье.
    Раздаётся жалкий всхлип –
    Сам к себе Сергей прилип.








После чего в беседе малыши обсуждают основную мысль рифмовки: чтобы не оказаться в ситуации Сергея, нужно не забывать о культуре приёма пищи.

Воспитатель читает детям

Чтение также помогает привлечь внимание малышей к рассматриваемой теме

Наглядность

Для воспитания КГН из этой группы приёмов педагог использует:

  • картинки (причём не только для сопровождения объяснения, иллюстрации каждого этапа отработки навыка, но и в качестве демонстрации этапов «до» и «после», например, героя «Незнайки в Солнечном городе» Н.Носова Пачкули Пёстренького до умывания и после как способа пробудить любопытство малышей относительно того, что же помогло ему так преобразоваться),
  • атрибуты (малышей нужно знакомить с разными формами средств личной гигиены — твёрдым и жидким мылом, обычной и электрической зубной щёткой, мочалками разных форм и пр., чтобы в дальнейшем у них не возникало недоразумений относительно использования мыла в форме конфеты или зубной щётки с колпачком в виде игрушки),
  • демонстрация (любой навык — пользование вилкой, салфеткой, наведение порядка в шкафчике, смена постельного белья и пр. – требует презентации педагогом),
  • показ (если в младших группах этот приём в виде мультфильмов прямо разъяснял суть того или иного навыка, то в старшем дошкольном возрасте видеоматериалы могут использоваться в качестве мотивации для последующей беседы по теме).

Игры

Игровая форма работы не теряет своей актуальности и в подготовительной группе. В аспекте воспитания КГН используются:

  • подвижные игры (обычно в виде соревнований «Кто лучше застелит постель», «Кто быстрее выполнит гигиенические процедуры после возвращения с прогулки» и пр.),
  • театрализованные игры (этот приём незаменим при отработке культуры поведения за столом, когда дети в сюжетно-ролевых играх предстают посетителями кафе, гостями короля),Три девочки за обеденным столом

    Работа по воспитанию КГН объединяет режимные моменты с отработкой навыков

  • дидактические игры, позволяющие закрепить порядок выполнения той или иной гигиенической процедуры.

Это интересно. Игры могут использоваться как элемент мотивации перед непосредственной продуктивной деятельностью.

Таблица: примеры дидактических игр на занятиях по КГН в подготовительной группе

Название (оборудование) Цели Ход игры
«Оденем Машу на прогулку» (картонная кукла Маша и набор карточек с изображением предметов одежды для разных сезонов).
  • закреплять алгоритм одевания под конкретный сезон,
  • развивать логическое мышление, память.
Дети раскладывают перед Машей предметы одежды, необходимые для прогулки в указный воспитателем сезон или определённую погоду.
«Воспитываем хорошие привычки» (кубик с иллюстрацией гигиенических процедур).
  • обобщить знания ребят о ЗОЖ,
  • развивать монологическую речь.
Дети по очереди бросают кубик и описывают порядок выполнения процедуры.
«Правила гигиены» (игровой барабан со стрелкой и картинками, иллюстрирующими средства гигиены). Обобщить знания о важности соблюдения правил личной гигиены. Водящий вращает барабан, а ребята по очереди комментируют те, средства гигиены, на которые указала стрелка (для чего нужны, как хранить, как использовать).
Ещё один вариант игры: педагог просит назвать все средства для ухода за телом (лицом, волосами).

Фотогалерея: оборудование для дидактических игр по воспитанию КГН

Практические приёмы

Это собственно реализация детьми КГН в жизни, а также:

  • экспериментальная деятельность (например, чтобы доказать, что есть пятна, которые нельзя оттереть, а только смыть, дети рисуют маленькое пятнышко на руке шариковой ручкой, затем пробуют её стереть, но лишь растягивают кляксу, и идут к умывальникам, где смывают чернила водой с мылом),
  • творческие задания (рисунки, поделки, аппликации) по теме.

Фотогалерея: рисунки детей подготовительной группы на тему воспитания КГН

Картотека тем по КГН для детей 6–7 лет

При составлении картотеки тем по воспитанию КГН педагог руководствуется отрабатываемым в конкретный промежуток времени умением, а также учитывает, что работа по совершенствованию навыков самообслуживания у детей 6–7 лет тесно связана с формированием положительных моральных качеств. В частности, отработкой умения вежливо указывать товарищу на недостатки в его внешнем виде или культуре поведения. Ознакомиться с примером такой картотеки можно здесь.

Что касается структуры картотеки, то, опираясь на свой опыт, могу сказать: её удобно организовывать по образцу перспективного плана — поквартально. При этом подходящие приёмы для работы педагог выбирает согласно тематике конкретного учебного дня.

Это интересно. Выбор приёма может осуществляться прецедентно: к примеру, если воспитатель отметил, что некоторые ребята не пользуются мылом для мытья рук, то будет уместно провести дидактическую игру «Расскажем малышам о том, как нужно мыть руки». Её суть заключается в том, что дети получают по картонному пупсу и по набору карточек с изображением гигиенических принадлежностей (мылом, полотенцем, зубной щёткой, мочалкой и пр.). Задача ребят отобрать всё, что нужно для мытья рук, а затем прокомментировать назначение и порядок использования атрибутов.

Три девочки моют и вытирают руки

В играх по воспитанию КГН дети обогащают свой личный опыт, совершенствуя навыки

Таблица: картотека тем по воспитанию КГН у детей 6–7 лет

Автор — Василишин Н.А., педагог детского сада, школы-гимназии №60, г. Луганск.

Временной промежуток Темы Методические приёмы
Первая четверть «Как кушать вкусно»,
  • беседа «Вспомним, как надо правильно кушать»,
  • чтение: Н. Литвинова «Королевство столовых приборов».
«Я сам»
  • беседа «Каждой вещи — своё место»,
  • чтение: И. Бурсов «Галоши», С. Михалков «Я сам»,
  • дидактическое упражнение «Кто правильно и быстро положит одежду».
«Вода, мыло, полотенце»
  • чтение: И. Ищук «Мои ладошки»,
  • дидактическое упражнение «Расскажем малышам, как надо мыть руки и умываться».
«Укладываем кроватку спать»
  • дидактическое упражнение «Как надо заправлять постель».
Вторая четверть «На приёме у короля»
  • беседа «Культура поведения вовремя еды»
«Каждой вещи своё место»
  • беседа «Как мы наводим порядок в шкафу для одежды».
«Чистота»
  • беседа «Как заботиться о своей одежде»,
  • чтение: Д. Крупская «Чистота».
«Не хотим мы быть чумазыми»
  • игра-драматизация по произве­дению А. Барто, П. Барто «Девоч­ка чумазая».
Третья четверть «Поведение за столом»
  • беседа «Культура еды — серьёзное дело».
«Почему важно одеваться самому»
  • чтение: М. Зощенко «Глупая история».
«Любим купаться»
  • чтение: Е. Винокуров «Купание детей».
«Зачем нужна гигиена»
  • беседа «Чистота — залог здоровья»,
  • дидактическое упражнение «Как помочь товарищу»,
  • продуктивная деятельность: шитье кукольного белья.
Четвёртая четверть «Культура поведения за столом в общественных местах и дома»
  • чтение: О. Григорьев «Варенье»,
  • сюжетно-ролевая игра «Кафе».
«Письмо от Неумейки»
  • чтение: Я. Аким «Неумейка».
«Нам не всё равно!»
  • чтение: Т. Кожомбердиев «Всё равно».
«Борьба с оторванными пуговицами»
  • показ,
  • продуктивная деятельность: починка кукольной одежды.

Педагог и дети перед сервированным столом

Воспитание КГН происходит систематически весь учебный год

Цели и задачи занятий по КГН в подготовительной группе

Как и в любом другом виде непосредственной образовательной деятельности (НОД), при разработке занятия по КГН педагогу важно грамотно сформулировать цели и задачи, учитывая, что они обязательно включают следующие направления:

  • обучающее (что нового узнают ребята, к примеру, художественное произведение, историческую справку и т. д.),
  • развивающее (какой конкретный навык отрабатывается — правила поведения за столом, личная гигиена и т. д.),
  • воспитательное (как то или иное умение влияет на повышение общей культуры личности).

Таблица: примеры формулировок целей и задач занятий по воспитанию КГН в подготовительной группе

Тема Цели Задачи
«Мы ищем кляксу»
  • совершенствовать познавательную потребность,
  • развивать потребность соблюдения чистоты и выполнения культурно-гигиенических навыков.
  • закреплять знания о правилах личной гигиены, поддерживать интерес детей старшего дошкольного возраста к систематическому выполнению культурно-гигиенических навыков, прививать привычку к чистоте, воспитывать положительное отношение к личной гигиене,
  • создать возможность стать эмоционально заинтересованным участником самостоятельного изготовления мыла,
  • создать условия для исследовательской деятельности дошкольников,
  • расширять кругозор детей, активный словарь, развивать память, внимание, положительные эмоции, мелкую моторику рук,
  • воспитывать у детей доброе отношение друг к другу, к совместной деятельности, развивать творческий подход к деятельности.
«Всё о личной гигиене» Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни.
  • закреплять знания о правилах личной гигиены, закреплять в речи обобщающее понятие «предметы личной гигиены»,
  • развивать устойчивый интерес к правилам и нормам здорового образа жизни, познавательную и речевую активность детей,
  • воспитывать культуру здорового образа жизни.
«Столовый этикет» Расширять знания о столовом этикете.
  • закрепить знания о назначении и названии различной посуды,
  • закрепить умение правильно сервировать стол,
  • вызвать у детей желание красиво сервировать стол и соблюдать правила этикета,
  • развивать речь, внимание, память, логическое мышление.

Таблица: Смирнова И.А. конспект занятия на тему «Всё о личной гигиене» по воспитанию КГН в подготовительной группе (фрагменты)

Этап Содержание
Вводный Дорогие ребята! Сегодня к нам пришло письмо. Давайте его прочитаем. (Воспитатель читает «Письмо ко всем детям по одному важному делу» Ю. Тувима).
Основной Воспитатель: — Каждый должен ухаживать за своим телом и взрослый, и ребёнок. А что может случиться, если не мыться, не мыть руки, не умываться? Ответы детей.
А вы знаете, что случилось с одним мальчиком, который не умывался?
Воспитатель читает отрывок из сказки К. Чуковского «Мойдодыр».
— Вы совершенно правильно сказали, что можно заболеть, если не мыть руки, не умываться. Наше тело покрыто кожей, а она защищает наши внутренние органы от микробов…&gt, &lt,… Ухаживать нужно по определённым правилам. А правила эти называются «Правила личной гигиены». (дети повторяют)…&gt,


&lt,… — Как вы думаете, какие предметы нам понадобятся для соблюдения личной гигиены?
Попробуйте отгадать загадки…&gt,
&lt,… Загадка: Возле зеркала на полке Поселился хитрый ёж. С ним расчешешь куклу Катю И косичку заплетёшь. Станет модною причёска, Если трудится …. (расчёска).
В: — А вы знаете, зачем нужно расчёсывать волосы? Может, это и не нужно вовсе? (ответы)…&gt,
&lt,… В: — А сейчас, чтобы проверить, как вы запомнили то, о чём мы говорили, предлагаю поиграть в игру «Чем я могу поделиться». У меня есть «Чудесный мешочек». В нём находятся предметы гигиены. А на столе 2 коробочки: красного и зелёного цвета. В коробку красного цвета будем класть предметы, которые другим давать нельзя, потому что это личные предметы, а в коробку зелёного цвета — те предметы, которыми могут пользоваться все…&gt,
Закрепление материала &lt,… — Ребята о чём мы сегодня с вами говорили, что интересного вы узнали?
(ответы детей).
Заключительный этап — Вот мы с вами и повторили правила личной гигиены. Вы поняли, как важно заботиться о себе, поддерживать тело в чистоте, быть опрятным, аккуратным, чистым, а значит, быть здоровым. Потому что чистота — залог здоровья!
— А в заключение, давайте послушаем песенку «Если дети утром умываются…»

Видео: о правилах гигиены зрения для детей подготовительной группы

В подготовительной группе детского сада воспитание КГН носит характер обобщения знаний и умений, полученных ранее. Дети отрабатывают навыки проведения гигиенических процедур, учатся ухаживать за своими вещами, содержать их в порядке, а также осваивают правила поведения за столом, в том числе и традиции пользования столовыми приборами. Все эти составные элементы воспитания культуры здоровья должны включаться педагогом в составление плана и конспектов занятий по КГН.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: