Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому пониманию действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои идеи в творческом ключе.
Теоретические основы художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ
Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой.
Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых. Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.
На прогулках дети учатся не просто наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления — они любуются ими. Слушая сказки и стихотворения, они сопереживают героям, делают суждения об их поступках. Рассматривая картины, статуэтки и другие произведения прикладного искусства, оценивают особенности цветопередачи, формы, текстуры. После прослушивания музыкальных композиций дети стараются передать словами эмоции, которые они испытали: мелодия была грустная или весёлая.
Ребёнок восприимчив и желает творить, он пробует передать своё видение визуальных объектов на бумаге, импровизирует в танце, изображая те чувства, которые вызывает в нём звучащая мелодия.
Задачи художественно-эстетического развития
- Приобретение теоретических знаний:
- Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов.
- Развитие интереса к мировой художественной культуре.
- Формирование потребности в красоте.
- Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.
- Формирование практических умений:
- Развитие творческих способностей.
- Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству.
- Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов.
Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:
- построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
- развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности,
- формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства,
- ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города/посёлка,
- приобщение к работе родителей,
- посещение выставок, концертов, экспозиций,
- если возможно, включение в программу региональной специфики (народное декоративно-прикладное искусство),
- создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления,
- организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в холле учреждения.
Приёмы и методы эстетического воспитания
Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода дошкольного образования. В старшей и подготовительной группе применяются методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных способностей детей: сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих работ воспитанников.
Формирование и совершенствование навыков художественного творчества происходит посредством применения различных практических приёмов. Дети 2–4 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод прямого показа: воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют. Для обучения самых маленьких воспитанников иногда используется метод пассивных движений: ребёнок совершает действия с помощью взрослого. Например, на занятии по рисованию ребёнок держит кисточку, педагог направляет его движения по листу бумаги.
Воспитанники второй младшей и средней группы активно расширяют представления о форме, размере, структуре предметов. Перед выполнением практической работы по изображению какого-либо объекта они максимально уточняют его особенности методом обследования. Старшие дошкольники упражняются в воспроизведении сюжетных сценок, активно пользуются образами долгосрочной памяти, чтобы изобразить человека или животное в движении. Таким образом, сначала дети изображают предметы и персонажей с натуры, а к концу дошкольного периода — по представлению.
Таблица: приёмы художественно-эстетического развития дошкольников
Наглядные | Словесные | Практические |
|
|
|
Организация предметно-пространственной среды в рамках эстетического воспитания
Для реализации задач художественно-эстетического развития в детском саду педагог в качестве воспитательных и обучающих средств использует окружающую дошкольников среду (помещение, игрушки, предметы интерьера), самостоятельную деятельность детей в различных режимных моментах. Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности:
- Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.). В центре искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок.
- Театральный уголок. Здесь хранятся декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров, маски и костюмы персонажей для детей, парики, аквагрим. Театрализованная деятельность у малышей проходит в игровой форме. Младшие дошкольники разыгрывают простые сценки на основе прослушанных сказок («Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»). В возрасте 4–5 лет преобладают импровизированные ситуации в декорациях, дети фантазируют, развивают художественно-речевые навыки, составляя диалоги. Старшие дошкольники придумывают интересные сценки, они развивают навыки коллективной работы: совместно сочиняют историю, распределяют роли, обсуждают последовательность выхода на сцену.
- Музыкальный уголок. В зоне музыкального искусства находится проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением), инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен. Младшие дети проводят самостоятельные исследования по извлечению звуков из инструментов. Воспитанники средней и старшей группы составляют мелодии, сочетают звучание нескольких инструментов, играют в «Оркестр». Дети 6–7 лет используют музыкальное сопровождение в театральных сценках.
Виды художественно-эстетической деятельности
Психологами отмечается необходимость включения разнообразных видов творческой деятельности в образовательный процесс ДОУ. Продуктивное творчество оказывает терапевтическое влияние, выступает в качестве профилактики переутомляемости детей, вызывает положительные эмоции, способствует установлению благоприятной, дружеской атмосферы в коллективе.
Практические занятия в рамках художественно-эстетического направления развивают фантазию ребят, самостоятельность в решении творческих задач, побуждают находить красивое в окружающем мире.
Таблица: виды художественно-эстетической деятельности и их характеристика
Вид деятельности | Характеристика | |
Изобразительная деятельность | Рисование | Является ведущим видом изобразительной деятельности в ДОУ. На занятиях по рисованию (предметному, сюжетному, декоративному) дети знакомятся с понятиями симметрии и перспективы, овладевают различными техниками, у них развивается способность к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию фона с переходами оттенков. |
Лепка | В процессе лепки ребёнок осваивает процесс создания трёхмерного изображения. Работа с пластичным материалом (глиной или пластилином) даёт возможность юному творцу изменять форму не один раз, тем самым позволяя достичь совершенства в исполнении задуманного. | |
Конструирование и аппликация | Занятия аппликацией и конструированием способствуют развитию чувства ритма. Дети создают композиции из нескольких или множественных элементов. Через этот вид изобразительной деятельности расширяются представления ребёнка о цвете и величине. | |
Музыкальная деятельность | Оптимальные условия для развития музыкальных способностей в детском саду достигаются посредством хорового пения. Во время коллективного исполнения песен положительные эмоции переживают все ребята, даже те, кто испытывает трудности в чистоте воспроизведения звука. Обучение танцевальным движениям на музыкальных занятиях также осуществляется в групповой форме: в коллективной композиции или выполнении действий парами. В детском саду формируются начальные представления о языке музыки, ритме, эмоциональной выразительности музыкальной речи. Знакомство с музыкальными инструментами осуществляется через исследовательскую деятельность детей (извлечение звука, формирование представления о материалах, из которых сделаны инструменты) и дидактические игры. | |
Театральная деятельность | Дошкольный период образования осуществляет предэстетическое изучение театрального искусства. Поскольку ведущей формой деятельности у детей раннего возраста является игра, работа в этом направлении ведётся через проведение игр-драматизаций. Можно сказать, что во время игры происходит синтез основных видов художественно-эстетической деятельности: развитие навыка художественной речи через воспроизведение в сценической форме литературного произведения, расширение музыкального восприятия при исполнении песен и мелодий в сценке, совершенствование изобразительных способностей на стадии оформления декораций. | |
Художественно-речевая деятельность | Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: пословицами и поговорками, загадками, потешками, закличками, частушками. Дети легко воспринимают фольклорные образы, их увлекает меткость поговорок и занимательность загадок. Прослушивание стихотворений, рассказов, сказок обогащает опыт эстетических переживаний ребят. На занятиях у дошкольников формируется способность пересказывать текст, стимулируется и поощряется словесное творчество (рифмовка строк, придумывание загадок). Заучивание и выразительное чтение стихотворений формирует чувственное восприятие описываемых поэтом ситуаций и деталей. |
Типы художественно-эстетической деятельности детей на занятиях НОД
Воспитание эстетического восприятия предметов искусства реализуется в детском саду на занятиях НОД: дошкольники знакомятся с репродукциями картин, просматривают слайды с архитектурными и скульптурными образами, учатся выражать свои впечатления от увиденного при помощи слов. Раскрытие эмоциональных переживаний воспитанников осуществляется через различные типы деятельности:
- Рассматривание картин и репродукций. В младшем дошкольном возрасте визуальное восприятие направляется педагогом в познавательной беседе с детьми.
- Что изображено на картине?
- Какие цвета использовал художник?
- Что вы чувствуете, глядя на картину?
В старших группах дети знакомятся с видами изображения на картинах: натюрморт, портрет, пейзаж. Большее внимание уделяется изучению деталей и определению их значения в авторском замысле.
- Рассказывание по картине. По мере совершенствования мыслительных и речевых способностей дети учатся рассказывать увиденное, облекать в словесную форму то, что показал художник при помощи красок. Для развития навыка рассказывания на занятиях используются сюжетные картины, близкие к личному опыту воспитанников: изображения детских занятий, природных явлений, сценок с животными и птицами.
- Художественное слово (стихи, загадки, потешки), задачки-шутки. Имеют яркую, развлекательную тональность и одновременно развивают мыслительные способности детей (умение рассуждать, сравнивать, находить правильный ответ, анализировать), тренируют память, стимулируют продуктивное творчество.
- Арт-терапия, терапия творческим выражением. Для снятия умственного и физического перенапряжения, создания положительного эмоционального фона в работе с дошкольниками применяется форма терапевтических упражнений. Они строятся на основе различных видов художественной деятельности, имеют игровую направленность и вызывают радость и восторг у воспитанников.
В детском саду популярны изотерапия, драматерапия, музыкальная и танцевальная терапия, сказкотерапия.
- Игра. Включение ребят в игровую ситуацию и сюрпризные моменты стимулируют интерес воспитанников к изучению объектов искусства, создают творческий стимул к практической деятельности. Игра может выступать в роли структурного элемента образовательного занятия, а может быть инициирована педагогом в самостоятельной деятельности детей (сюжетно-ролевые игры «В музее», «Экскурсия», «Оркестр», драматизация сказочных сюжетов при помощи наборов для кукольного и пальчикового театра).
Функции художественно-эстетической деятельности дошкольников
- Обучающая. Удовлетворяется потребность детей в поиске новой информации, расширяются представления об окружающем мире.
- Воспитательная. Дошкольники приобщаются к мировой художественной культуре, у них формируется умение видеть прекрасное.
- Коммуникативная. В процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом.
- Творческая. У воспитанников появляется желание творить, создавать близкие к эталону красоты образы.
- Развлекательная. Игровая форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей, создаёт хорошее настроение.
- Релаксационная. Прослушивание музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в терапевтических творческих играх — всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка.
Индивидуализация заданий
Образовательная деятельность в рамках художественно-эстетического развития направлена на раскрытие творческого потенциала воспитанников и формирование способности к восприятию произведений искусства. Педагог учитывает особенности каждого воспитанника при организации занятий. Личностный подход может быть реализован через индивидуальные задания в продуктивном творчестве. Например, цель занятия по лепке — создать коллективную композицию по сказке «Теремок». Практические задачи распределяются между воспитанниками: одна подгруппа методом пластилинографии оформляет основу для поделки, вторая — методом скатывания изготавливает брёвна для теремка и конструирует из них модель, третья — лепит деревья и кусты, в четвёртой подгруппе распределяются образы животных для лепки.
Театральные постановки в детском саду позволяют педагогу раскрыть творческие способности ребят. Поскольку этот вид искусства является синтезом различных видов художественной деятельности, каждый воспитанник может выбрать себе занятие по душе: рисовать декорации, разучивать мелодии и песни, участвовать в танцевальном выступлении, заучивать и выразительно рассказывать стихотворения для исполнения роли.
Примеры реализации художественно-эстетического направления в ДОУ
Варианты художественно-эстетической деятельности дошкольников в детском саду могут быть самыми разнообразными. Представленные видеоролики позволят педагогам познакомиться с опытом коллег в данном направлении, а родителям воспитанников составить наиболее полное представление о том, как проходят занятия в ДОУ по воспитанию художественной культуры и вкуса.
Видео: занятие с дошкольниками по лепке
Видео: занятие по рисованию в ДОУ
Видео: занятие по изобразительной деятельности
Видео: музыкальное занятие в детском саду
Видео: хоровое пение в детском саду
Видео: приобщение детей к художественной литературе
Видео: театрализованные игры
Занятие по развитию творческих способностей в детском саду
Занятия в рамках художественно-эстетического развития организуются с учётом возрастных особенностей детей и включают в себя различные формы деятельности для привлечения внимания воспитанников. Обязательно проведение мотивирующего начала для создания заинтересованности к теме занятия: привлечение наглядного материала, прослушивание музыкальных и литературных отрывков, просмотр слайдов и познавательных мультфильмов, создание игровых и проблемных ситуаций.
Для профилактики умственного перенапряжения проводятся физкультминутки и подвижные игры, желательно, сохраняющие тематическую направленность занятия:
- физкультминутки «Художник рисует», «Рисуй глазами треугольник»,
- пальчиковая гимнастика «Я рисую лето», «Я леплю из пластилина»,
- театрализованные подвижные игры (с масками персонажей).
На занятии проводятся дидактические игры: «Что забыл художник», «Найди лишнее», «Укажи пару», «Найди отличия в картинах», «Найди тень от предмета». Старшие дошкольники учатся разгадывать ребусы и совместно с воспитателем — кроссворды на искусствоведческую тематику. Мыслительные и речевые способности ребят развиваются в беседах (познавательных и эвристических), продумывании замысла поделки, построении и проговаривании плана практической работы, к концу дошкольного периода дети учатся самоанализу и оценке своих действий.
Специфика занятий художественно-эстетической направленности в детском саду состоит в соединении информационной части (знакомство с произведениями искусства и народных промыслов) и практической деятельности (проявление творческих способностей детей).
Таблица: картотека тем по художественно-эстетическому развитию
Вид творческой деятельности | Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | |
Рисование |
|
|
|
| |
Лепка |
|
|
|
| |
Аппликация |
|
|
|
| |
Нетрадиционные техники | Пластилинография |
|
|
|
|
Нетрадиционное рисование, арт-терапия | Рисование:
|
|
|
|
Фотогалерея: примеры ознакомления детей с искусством
На занятиях ребята могут знакомиться с особенностями гжельской росписи
Народный костюм вдохновляет на продуктивное творчество
Познакомиться с шедеврами мирового искусства можно прямо в детском саду
Знакомство с произведениями литературы проходит во время досуга
Мероприятие за пределами детского сада вызывает усиленный интерес дошкольников
В образовательную программу может входить знакомство с особым видом театра
Таблица: пример конспекта занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе
Автор | Марченко Т. В., воспитатель МКДОУ «Детский сад села Валдгейм» |
Название | «Рыбка золотая» |
Программные задачи |
|
Материалы |
|
Предварительная работа |
|
Содержание | I. Создание игровой мотивации. В.: Ребята, посмотрите какой замечательный сундучок появился у нас в группе. В нём спрятались предметы из сказок А. С Пушкина, а чтобы нам узнать, что там за предметы, надо вспомнить, из какой сказки эти строчки.
В.: Молодцы, угадали все сказки! А кто же написал такие замечательные сказки? (А. С. Пушкин). Давайте с вами нарисуем золотую рыбку и загадаем ей желание. (Дети садятся за столы).
В.: Наши ручки размялись, теперь можно приступать к работе.
|
Цит. по: https://dohcolonoc.ru/conspect/10842-konspekt-zanyatiya-po-khudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu.html |
Кружок по художественно-эстетическому развитию в ДОУ
Необходимость приобретения новых знаний и стремление выразить себя творчески — естественные потребности дошкольников. Их интересует устройство вещественного мира, взаимодействие объектов, они хотят показать своё отношение ко всему происходящему и увиденному. Значимость детского продуктивного творчества в становлении личности будущего первоклассника рассмотрена в многочисленных работах педагогов и психологов. Поэтому кружок дополнительного образования рассчитан на совершенствование практических навыков детей в различных видах творчества.
Организация художественного кружка предполагает добровольное участие дошкольников в творческой деятельности и учёт индивидуальных особенностей воспитанников.
Для функционирования кружка художественно-эстетической направленности должны быть выполнены следующие условия:
- изучение педагогом методической литературы по тематике кружка: по методике ознакомления детей с произведениями искусства и обучению практическим навыкам в рисовании, лепке, аппликации,
- разработка программы кружка с учётом возрастных особенностей детей, составление календарно-тематического планирования,
- составление картотеки практических занятий, включая нетрадиционные формы (игра, путешествие),
- оформление уголка художественной деятельности в помещении группы или отдельной творческой мастерской,
- подготовка материальной базы кружка.
Обязательно ознакомление детей с правилами поведения в творческой мастерской, соблюдение порядка и чистоты на рабочем месте, проведение инструктажа по технике безопасного обращения с ножницами. Основные положения должны проговариваться совместно с воспитанниками перед началом выполнения практического задания.
Уголок творчества или мастерская должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Воспитанники всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения.
Оснащённость творческого уголка или лаборатории складывается из следующих материалов:
- Материалы и инструменты для рисования:
- краски,
- карандаши,
- фломастеры,
- восковые мелки,
- наборы бумаги,
- листы ватмана,
- кисти разного размера.
- Материалы и инструменты для лепки:
- пластилин,
- глина,
- пластичная масса,
- стеки,
- пластмассовые доски для раскатывания.
- Материалы и инструменты для аппликации:
- бумага цветная, бархатная, принтованная, гофрированная,
- картон,
- ножницы,
- клей.
- Природный материал:
- осенние листья,
- шишки,
- жёлуди,
- каштаны,
- крупа,
- зёрна,
- веточки,
- камешки,
- ракушки и т. д.
- Бросовый материал:
- обои,
- газетная бумага,
- конфетные фантики и обёртки от шоколадок,
- колпачки от тюбиков зубной пасты и фломастеров (для выдавливания узоров на пластичной поверхности),
- коробочки и т. д.,
- Фурнитура:
- пуговицы,
- блёстки,
- стразы,
- пайетки,
- бисер и бусины.
- Специальная одежда:
- рабочие халаты или фартуки,
- нарукавники.
Центр литературного развития в детском саду
В связи с уменьшением интереса к чтению у детей и появлением на книжном рынке некачественных в художественном плане произведений рекомендуется организация центра литературного развития в детском саду. К деятельности этого центра дополнительного образования воспитатель привлекает администрацию ДОУ (для помощи в обеспечении материальной базы), библиотекаря, музыкального руководителя, педагога по театральной деятельности, родителей воспитанников.
Для функционирования литературного центра выполняются условия:
- предварительный мониторинг читательских интересов дошкольников,
- определение задач центра и направлений работы,
- создание книжного фонда и материальной базы с дидактическими играми и заданиями на развитие речевых навыков,
- составление календарно-тематического планирования в литературном центре с указанием интегрированных занятий (литературно-музыкальных, театрализованных),
- составление списка тем для проектной деятельности в рамках центра,
- проведение родительских собраний, на которых освещается деятельность центра.
Работа в литературном центре проводится в форме занятий по ознакомлению с художественными произведениями (включая чтение на досуге), игровой деятельности по развитию речи, организации литературно-музыкальных салонов (поэтические чтения, праздничные вечера). В центре организуются тематические выставки, самостоятельное изучение которых поощряется педагогом. Презентация проектов в рамках литературного развития осуществляется в виде докладов участников для воспитанников других групп, во время мероприятий в жизни ДОУ.
Диагностика и анализ художественно-эстетического развития дошкольников
Конечный этап работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников состоит в проведении анализа способностей детей, оценке результативности применяемых педагогом воспитательных методов и приёмов, обозначении вариантов корректировки недочётов. Осуществлять диагностику рекомендуется несколько раз в течение учебного года: уровень развития на момент начала занятий, в середине и в конце года. Определять степень эстетической воспитанности необходимо по всем направлениям образовательной деятельности: художественно-речевой, познавательной, творческой. Показателем результативности работы воспитателя является высокий уровень эстетического сознания детей и творческого отношения к различным аспектам действительности.
Для проведения мониторинга рекомендуется составление бланков, в которых для каждого воспитанника отмечается уровень художественно-эстетического развития по всем пунктам по шкале от 1 до 5, где 1 — трудности в выполнении практических действий даже после показа и повторения взрослым и низкая степень восприятия эстетических образов, 5 — полная самостоятельность и активность в продуктивном творчестве, высокая степень эстетического сознания. Приёмы коррекционной методики подбираются индивидуально для каждого ребёнка.
Таблица: пример бланка оценки уровня художественно-эстетического развития ребёнка
Имя воспитанника | Вид художественно-эстетической деятельности | |||||||||
Познавательная | Художественно-речевая | Музыкальная | Театрально-игровая | Продуктивная (изодеятельность) | ||||||
Уровень развития | Планируемая корректировка | Уровень развития | Планируемая корректировка | Уровень развития | Планируемая корректировка | Уровень развития | Планируемая корректировка | Уровень развития | Планируемая корректировка | |
1. Антонов Антон | 5 | Не нуждается в корректировке | 4 | Работа по выразительному чтению стихотворений | 3 | Создание мотивации к хоровому пению | 2 | Включение игр-театрализаций на интересную воспитаннику тематику | 1 | Упражнения на совершенствование мелкой моторики. |
Отчёт о художественно-эстетическом воспитании
Результативность проведённой работы по эстетическому воспитанию педагог представляет на педсоветах, семинарах и круглых столах для воспитателей. Презентация отчёта включает в себя следующие данные:
- цели и задачи образовательной деятельности/функционирования кружка дополнительного образования, анализ степени их решения,
- данные мониторинга уровня художественно-эстетического развития воспитанников в течение учебного года,
- эффективные коррекционные методы работы,
- применение инновационных технологий и методических разработок,
- участие творческих работ воспитанников в районных, городских, областных конкурсах,
- обозначение направлений по саморазвитию педагога.
Современная модель дошкольного образования уделяет большое внимание формированию эстетического сознания у ребёнка. Мастерство воспитателя направлено на развитие у детей способности особого отношения и взаимодействия с окружающим миром. Процесс художественно-эстетического развития осуществляется в активном общении педагогов ДОУ с воспитанниками и членами их семей.