Художественно-эстетическое развитие дошкольников в детском саду

Детство — жизненный период, в котором закладываются основные черты и способности личности. Ребёнок восприимчив к предметам и явлениям окружающего мира во всём их многообразии и полноте. Образовательный процесс в ДОУ направлен на формирование всесторонне развитой личности, самостоятельно мыслящей, способной к эстетическому пониманию действительности и сути искусства, стремящейся воплощать свои идеи в творческом ключе.

Теоретические основы художественно-эстетического развития дошкольников в ДОУ

Художественные и эстетические качества являются качествами приобретаемыми. Привитие нравственных ценностей, чувства прекрасного, способности воспринимать произведения искусства происходит постепенно. Многочисленными педагогическими и психологическими исследованиями подтверждено, что раннее приобщение ребёнка к миру художественных образов благотворно влияет на формирование мыслительных процессов, создание положительной мотивации к творческой деятельности. Дети первых лет жизни эмоционально откликаются на прослушивание музыкальных композиций, чтение сказок и стихотворений, простые эксперименты с красками и пластичной массой.

Девочка рисует синей краской

Первые опыты рисования пальчиковыми красками вызывают яркие эмоции у малышей

Для того чтобы ребёнок мог совершенствоваться разносторонне, воспитатели ДОУ должны помочь ему в художественно-эстетическом развитии. Во всех режимных моментах в жизни детского сада совместная деятельность педагога и детей направляется на погружение в мир образов: словесных, зрительных, звуковых. Цель художественно-эстетического развития дошкольников — формирование у них эстетического идеала и художественного вкуса, а также способности к творчеству.

На прогулках дети учатся не просто наблюдать объекты растительного и животного мира, природные явления — они любуются ими. Слушая сказки и стихотворения, они сопереживают героям, делают суждения об их поступках. Рассматривая картины, статуэтки и другие произведения прикладного искусства, оценивают особенности цветопередачи, формы, текстуры. После прослушивания музыкальных композиций дети стараются передать словами эмоции, которые они испытали: мелодия была грустная или весёлая.

Ребёнок восприимчив и желает творить, он пробует передать своё видение визуальных объектов на бумаге, импровизирует в танце, изображая те чувства, которые вызывает в нём звучащая мелодия.

Дошкольники импровизируют в танце

Маленькие дети наглядно показывают, какие эмоции вызывает у них музыкальное прозведение

Задачи художественно-эстетического развития

  • Приобретение теоретических знаний:
    • Развитие эстетического восприятия объектов окружающего мира и художественных образов.
    • Развитие интереса к мировой художественной культуре.
    • Формирование потребности в красоте.
    • Воспитание эстетического вкуса и чувства гармонии.
  • Формирование практических умений:
    • Развитие творческих способностей.
    • Формирование положительной мотивации к продуктивному творчеству.
    • Побуждение к самостоятельному экспериментированию с материалами и инструментами для создания художественных образов.

Для реализации поставленных задач в детском саду воспитателем должны соблюдаться следующие условия:

  • построение работы в рамках художественно-эстетической направленности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников,
  • развитие эстетического восприятия через взаимодействие с объектами искусства и окружающей действительности,
  • формирование эстетического вкуса через изучение разнообразных видов искусства,
  • ознакомление воспитанников с достопримечательностями, важными культурными событиями в жизни города/посёлка,
  • приобщение к работе родителей,
  • посещение выставок, концертов, экспозиций,
  • если возможно, включение в программу региональной специфики (народное декоративно-прикладное искусство),
  • создание насыщенной предметно-пространственной среды для самостоятельной деятельности воспитанников в рамках направления,
  • организация мини-выставок с образцами творчества дошкольников в холле учреждения.

Выставка детских работ «Город творчества»

Организация выставок детских работ — одно из условий реализации программы эстетического развития

Приёмы и методы эстетического воспитания

Для каждой группы дошкольников воспитатель использует в обучении приёмы исходя из возрастных и индивидуальных особенностей детей. Рассматривание картин и репродукций, наблюдение за объектами природы и искусства, комментирование педагогом увиденного и вовлечение ребят в познавательную беседу с помощью художественного слова используется в течение всего периода дошкольного образования. В старшей и подготовительной группе применяются методы, требующие достаточного уровня развития мыслительных способностей детей: сравнение образцов искусства, анализ и самоанализ творческих работ воспитанников.

Воспитатель указывает на репродукцию картины, дети рассматривают

Приём визуального изучения произведений искусства часто применяется в рамках эстетического воспитания

Формирование и совершенствование навыков художественного творчества происходит посредством применения различных практических приёмов. Дети 2–4 лет учатся рисованию, лепке и аппликации через метод прямого показа: воспитатель демонстрирует действия, малыши повторяют. Для обучения самых маленьких воспитанников иногда используется метод пассивных движений: ребёнок совершает действия с помощью взрослого. Например, на занятии по рисованию ребёнок держит кисточку, педагог направляет его движения по листу бумаги.

Педагог показывает детям репродукции картин на большом экране

Средства ИКТ часто используются для демонстрации картин по теме занятия

Воспитанники второй младшей и средней группы активно расширяют представления о форме, размере, структуре предметов. Перед выполнением практической работы по изображению какого-либо объекта они максимально уточняют его особенности методом обследования. Старшие дошкольники упражняются в воспроизведении сюжетных сценок, активно пользуются образами долгосрочной памяти, чтобы изобразить человека или животное в движении. Таким образом, сначала дети изображают предметы и персонажей с натуры, а к концу дошкольного периода — по представлению.

Дети, сидя за партами, рисуют гуашью

Дошкольники младшего и среднего возраста создают изображения с натуры

Таблица: приёмы художественно-эстетического развития дошкольников

Наглядные Словесные Практические
  • Наблюдение,
  • визуальное обследование предметов,
  • рассматривание образца,
  • изучение картин, репродукций и иллюстраций,
  • демонстрация выполнения действий, метод прямого показа (сопровождается словесными комментариями),
  • анализ детских работ,
  • игровые методы («волшебная кисточка/краски/карандаш», создание игровой ситуации).
  • Ситуативный разговор,
  • метод сравнения картин,
  • искусствоведческий рассказ, художественное слово,
  • символическое моделирование,
  • использование литературных текстов (стихотворения, рассказы) и образцов устного народного творчества (загадки, заклички, потешки),
  • указания и пояснения воспитателя к наглядным средствам,
  • игровые методы (привлечение сказочных персонажей, игрушек к комментированию действий, приём словесного рисования, социоигровые технологии).
  • Отрабатывание формообразующих движений рукой,
  • доведение движений до автоматизма,
  • работа на черновиках.

Организация предметно-пространственной среды в рамках эстетического воспитания

Для реализации задач художественно-эстетического развития в детском саду педагог в качестве воспитательных и обучающих средств использует окружающую дошкольников среду (помещение, игрушки, предметы интерьера), самостоятельную деятельность детей в различных режимных моментах. Предметно-пространственная среда образуется в виде центров познавательной и творческой активности:

  • Центр изобразительного искусства. Содержит репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов, игрушки, посуду и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.). В центре искусства предусматривается место для детского продуктивного творчества — за столами или партами. На полках стеллажей в уголке искусства хранятся инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок.Уголок изобразительного творчества в детском саду

    В центре искусства содержатся познавательные материалы для самостоятельных исследований и всё необходимое для творчества

  • Театральный уголок. Здесь хранятся декорации для инсценировок сказок, наборы кукольного и пальчикового театров, маски и костюмы персонажей для детей, парики, аквагрим. Театрализованная деятельность у малышей проходит в игровой форме. Младшие дошкольники разыгрывают простые сценки на основе прослушанных сказок («Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Три поросёнка»). В возрасте 4–5 лет преобладают импровизированные ситуации в декорациях, дети фантазируют, развивают художественно-речевые навыки, составляя диалоги. Старшие дошкольники придумывают интересные сценки, они развивают навыки коллективной работы: совместно сочиняют историю, распределяют роли, обсуждают последовательность выхода на сцену.Театральный уголок в группе

    В театральном уголке дети пробуют себя в роли актёров, декораторов, сценаристов и даже гримёров

  • Музыкальный уголок. В зоне музыкального искусства находится проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением), инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен. Младшие дети проводят самостоятельные исследования по извлечению звуков из инструментов. Воспитанники средней и старшей группы составляют мелодии, сочетают звучание нескольких инструментов, играют в «Оркестр». Дети 6–7 лет используют музыкальное сопровождение в театральных сценках.Музыкальный уголок с балалайкой, деревянными ложками, бубнами и др

    Способность к восприятию музыкальных образов формируется у детей в раннем возрасте и требует развития

Виды художественно-эстетической деятельности

Психологами отмечается необходимость включения разнообразных видов творческой деятельности в образовательный процесс ДОУ. Продуктивное творчество оказывает терапевтическое влияние, выступает в качестве профилактики переутомляемости детей, вызывает положительные эмоции, способствует установлению благоприятной, дружеской атмосферы в коллективе.

Дети рисуют красками

Занятия продуктивным творчеством оказывают благотворное влияние на психологическое состояние детей

Практические занятия в рамках художественно-эстетического направления развивают фантазию ребят, самостоятельность в решении творческих задач, побуждают находить красивое в окружающем мире.

Дети занимаются аппликацией, на столах лежат муляжи овощей и фруктов

Аппликация как вид изобразительной деятельности развивает у ребёнка чувство цвета, формы и величины

Таблица: виды художественно-эстетической деятельности и их характеристика

Вид деятельности Характеристика
Изобразительная деятельность Рисование Является ведущим видом изобразительной деятельности в ДОУ. На занятиях по рисованию (предметному, сюжетному, декоративному) дети знакомятся с понятиями симметрии и перспективы, овладевают различными техниками, у них развивается способность к цветопередаче, подбору и смешиванию цветов, созданию фона с переходами оттенков.
Лепка В процессе лепки ребёнок осваивает процесс создания трёхмерного изображения. Работа с пластичным материалом (глиной или пластилином) даёт возможность юному творцу изменять форму не один раз, тем самым позволяя достичь совершенства в исполнении задуманного.
Конструирование и аппликация Занятия аппликацией и конструированием способствуют развитию чувства ритма. Дети создают композиции из нескольких или множественных элементов. Через этот вид изобразительной деятельности расширяются представления ребёнка о цвете и величине.
Музыкальная деятельность Оптимальные условия для развития музыкальных способностей в детском саду достигаются посредством хорового пения. Во время коллективного исполнения песен положительные эмоции переживают все ребята, даже те, кто испытывает трудности в чистоте воспроизведения звука. Обучение танцевальным движениям на музыкальных занятиях также осуществляется в групповой форме: в коллективной композиции или выполнении действий парами. В детском саду формируются начальные представления о языке музыки, ритме, эмоциональной выразительности музыкальной речи.
Знакомство с музыкальными инструментами осуществляется через исследовательскую деятельность детей (извлечение звука, формирование представления о материалах, из которых сделаны инструменты) и дидактические игры.
Театральная деятельность Дошкольный период образования осуществляет предэстетическое изучение театрального искусства. Поскольку ведущей формой деятельности у детей раннего возраста является игра, работа в этом направлении ведётся через проведение игр-драматизаций. Можно сказать, что во время игры происходит синтез основных видов художественно-эстетической деятельности: развитие навыка художественной речи через воспроизведение в сценической форме литературного произведения, расширение музыкального восприятия при исполнении песен и мелодий в сценке, совершенствование изобразительных способностей на стадии оформления декораций.
Художественно-речевая деятельность Знакомство с малыми жанрами устного народного творчества: пословицами и поговорками, загадками, потешками, закличками, частушками. Дети легко воспринимают фольклорные образы, их увлекает меткость поговорок и занимательность загадок.
Прослушивание стихотворений, рассказов, сказок обогащает опыт эстетических переживаний ребят. На занятиях у дошкольников формируется способность пересказывать текст, стимулируется и поощряется словесное творчество (рифмовка строк, придумывание загадок). Заучивание и выразительное чтение стихотворений формирует чувственное восприятие описываемых поэтом ситуаций и деталей.

Типы художественно-эстетической деятельности детей на занятиях НОД

Воспитание эстетического восприятия предметов искусства реализуется в детском саду на занятиях НОД: дошкольники знакомятся с репродукциями картин, просматривают слайды с архитектурными и скульптурными образами, учатся выражать свои впечатления от увиденного при помощи слов. Раскрытие эмоциональных переживаний воспитанников осуществляется через различные типы деятельности:

  • Рассматривание картин и репродукций. В младшем дошкольном возрасте визуальное восприятие направляется педагогом в познавательной беседе с детьми.
    • Что изображено на картине?
    • Какие цвета использовал художник?
    • Что вы чувствуете, глядя на картину?
      В старших группах дети знакомятся с видами изображения на картинах: натюрморт, портрет, пейзаж. Большее внимание уделяется изучению деталей и определению их значения в авторском замысле.
  • Рассказывание по картине. По мере совершенствования мыслительных и речевых способностей дети учатся рассказывать увиденное, облекать в словесную форму то, что показал художник при помощи красок. Для развития навыка рассказывания на занятиях используются сюжетные картины, близкие к личному опыту воспитанников: изображения детских занятий, природных явлений, сценок с животными и птицами.
  • Художественное слово (стихи, загадки, потешки), задачки-шутки. Имеют яркую, развлекательную тональность и одновременно развивают мыслительные способности детей (умение рассуждать, сравнивать, находить правильный ответ, анализировать), тренируют память, стимулируют продуктивное творчество.
  • Арт-терапия, терапия творческим выражением. Для снятия умственного и физического перенапряжения, создания положительного эмоционального фона в работе с дошкольниками применяется форма терапевтических упражнений. Они строятся на основе различных видов художественной деятельности, имеют игровую направленность и вызывают радость и восторг у воспитанников.

    В детском саду популярны изотерапия, драматерапия, музыкальная и танцевальная терапия, сказкотерапия.

    Ребёнок создаёт изображение цветка с помощью песка

    Рисование в нетрадиционной технике является одним из популярных видов арт-терапии в детском саду


  • Игра. Включение ребят в игровую ситуацию и сюрпризные моменты стимулируют интерес воспитанников к изучению объектов искусства, создают творческий стимул к практической деятельности. Игра может выступать в роли структурного элемента образовательного занятия, а может быть инициирована педагогом в самостоятельной деятельности детей (сюжетно-ролевые игры «В музее», «Экскурсия», «Оркестр», драматизация сказочных сюжетов при помощи наборов для кукольного и пальчикового театра).

Функции художественно-эстетической деятельности дошкольников

  • Обучающая. Удовлетворяется потребность детей в поиске новой информации, расширяются представления об окружающем мире.
  • Воспитательная. Дошкольники приобщаются к мировой художественной культуре, у них формируется умение видеть прекрасное.
  • Коммуникативная. В процессе обсуждения произведений искусства, выполнения коллективных творческих работ дети учатся общаться друг с другом.
  • Творческая. У воспитанников появляется желание творить, создавать близкие к эталону красоты образы.
  • Развлекательная. Игровая форма занятий по художественно-эстетической деятельности увлекает детей, создаёт хорошее настроение.
  • Релаксационная. Прослушивание музыкальных и литературных произведений, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, участие в терапевтических творческих играх — всё это способствует гармонизации внутреннего состояния ребёнка.

Малыши играют на детских музыкальных инструментах

Игра на простых музыкальных инструментах выполняет релаксирующую функцию, снимает психологическое напряжение

Индивидуализация заданий

Образовательная деятельность в рамках художественно-эстетического развития направлена на раскрытие творческого потенциала воспитанников и формирование способности к восприятию произведений искусства. Педагог учитывает особенности каждого воспитанника при организации занятий. Личностный подход может быть реализован через индивидуальные задания в продуктивном творчестве. Например, цель занятия по лепке — создать коллективную композицию по сказке «Теремок». Практические задачи распределяются между воспитанниками: одна подгруппа методом пластилинографии оформляет основу для поделки, вторая — методом скатывания изготавливает брёвна для теремка и конструирует из них модель, третья — лепит деревья и кусты, в четвёртой подгруппе распределяются образы животных для лепки.

Дети создают композицию из глины

В создании коллективной композиции задания для каждого воспитанника могут быть индивидуализированы

Театральные постановки в детском саду позволяют педагогу раскрыть творческие способности ребят. Поскольку этот вид искусства является синтезом различных видов художественной деятельности, каждый воспитанник может выбрать себе занятие по душе: рисовать декорации, разучивать мелодии и песни, участвовать в танцевальном выступлении, заучивать и выразительно рассказывать стихотворения для исполнения роли.

Девочки в бальных платьях участвуют в театральной постановке

В театральной постановке дети могут проявить свои таланты в разных областях, например, в танце

Примеры реализации художественно-эстетического направления в ДОУ

Варианты художественно-эстетической деятельности дошкольников в детском саду могут быть самыми разнообразными. Представленные видеоролики позволят педагогам познакомиться с опытом коллег в данном направлении, а родителям воспитанников составить наиболее полное представление о том, как проходят занятия в ДОУ по воспитанию художественной культуры и вкуса.

Видео: занятие с дошкольниками по лепке

Видео: занятие по рисованию в ДОУ

Видео: занятие по изобразительной деятельности

Видео: музыкальное занятие в детском саду

Видео: хоровое пение в детском саду

Видео: приобщение детей к художественной литературе

Видео: театрализованные игры

Занятие по развитию творческих способностей в детском саду

Занятия в рамках художественно-эстетического развития организуются с учётом возрастных особенностей детей и включают в себя различные формы деятельности для привлечения внимания воспитанников. Обязательно проведение мотивирующего начала для создания заинтересованности к теме занятия: привлечение наглядного материала, прослушивание музыкальных и литературных отрывков, просмотр слайдов и познавательных мультфильмов, создание игровых и проблемных ситуаций.

Для профилактики умственного перенапряжения проводятся физкультминутки и подвижные игры, желательно, сохраняющие тематическую направленность занятия:

  • физкультминутки «Художник рисует», «Рисуй глазами треугольник»,
  • пальчиковая гимнастика «Я рисую лето», «Я леплю из пластилина»,
  • театрализованные подвижные игры (с масками персонажей).

Дети и воспитатель играют в подвижную игру «Волк и козлята»

Физическая активность может проходить в виде тематических подвижных игр

На занятии проводятся дидактические игры: «Что забыл художник», «Найди лишнее», «Укажи пару», «Найди отличия в картинах», «Найди тень от предмета». Старшие дошкольники учатся разгадывать ребусы и совместно с воспитателем — кроссворды на искусствоведческую тематику. Мыслительные и речевые способности ребят развиваются в беседах (познавательных и эвристических), продумывании замысла поделки, построении и проговаривании плана практической работы, к концу дошкольного периода дети учатся самоанализу и оценке своих действий.

Специфика занятий художественно-эстетической направленности в детском саду состоит в соединении информационной части (знакомство с произведениями искусства и народных промыслов) и практической деятельности (проявление творческих способностей детей).

Таблица: картотека тем по художественно-эстетическому развитию

Вид творческой деятельности Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
Рисование
  • «Тарелочка»,
  • «Шарф для кошки»,
  • «Снежная улица»,
  • «Баранки и калачи»,
  • «Лоскутное одеяло»,
  • «Сосульки»,
  • «Дорожки»,
  • «Солнышко»,
  • «Заборчик»,
  • «Ручейки».
  • «Флажок»,
  • «Самолёты летят»,
  • «Аквариумные рыбки»,
  • «Листопад»,
  • «Закладка для книги»,
  • «Уточка»,
  • «Снеговик»,
  • «Зимний сад»,
  • «Посуда»,
  • «Гжель».
  • «Наша улица»,
  • «Светофор»,
  • «Осенний натюрморт»,
  • «Рябиновая ветка»,
  • «На дне морском»,
  • «Метель»,
  • «Портрет мамы»,
  • «Космос»,
  • «Выдуманное животное»,
  • «Золотая хохлома».
  • «Золотая осень»,
  • «Комнатное растение»,
  • «Иллюстрации к сказке»,
  • «Национальный костюм»,
  • «Домашние животные»,
  • «Дикие животные»,
  • «Портрет друга»,
  • «Выходные в нашей семье»,
  • «Матрёшки»,
  • «Жостовская роспись».
Лепка
  • «Лесенка»,
  • «Грибок»,
  • «Овощи и фрукты»,
  • «Мячик»,
  • «Оладьи»,
  • «Баранки и рогалики»,
  • «Витамины»,
  • «Самолётик»,
  • «Цветы для мамы»,
  • «Миски для медведей»,
  • «Божьи коровки».
  • «Ваза с фруктами»,
  • «Пирамидка»,
  • «Неваляшки»,
  • «Мостик»,
  • «Домик»,
  • «Танк»,
  • «Заяц»,
  • «Снеговик»,
  • «Посуда для куклы»,
  • «Мебель для игрушек».
  • «Фигура птицы»,
  • «Фигура животного»,
  • «Фигура человека»,
  • «Петушок и его семья»,
  • «Девочка с мячом»,
  • «Каргопольская игрушка».
  • «Птица в движении»,
  • «Животное в движении»,
  • «Человек в движении»,
  • «Сказочный персонаж»,
  • «Праздничный автобус»,
  • «Дымковская игрушка».
Аппликация
  • «Автобусные билетики»,
  • «Флажки для праздника»,
  • «Салфетка для стола»,
  • «Лодки на реке»,
  • «Дома на нашей улице».
  • «Осенняя крона»,
  • «Ёлочка»,
  • «Бусы на ёлку»,
  • «Зимний лес»,
  • «Весёлые зонтики».
  • «Рыбки в аквариуме»,
  • «Машины едут по дороге»,
  • «Поздравительная открытка»,
  • «Поезд»,
  • «Сказочная птица»,
  • «Пригласительный билет на праздник».
  • «Осенний лес»,
  • «Сказочный цветок»,
  • «Мозаичный узор»,
  • «Закладка для книги».
Нетрадиционные техники Пластилинография
  • «Консервируем овощи и фрукты»,
  • «Снег идёт».
  • «Радуга-дуга»,
  • «Российский флаг».
  • «Торт для друга»,
  • «Моё любимое животное».
  • «Салют ко дню победы»,
  • «Весенний пейзаж».
Нетрадиционное рисование, арт-терапия Рисование:
  • песком,
  • пальчиковыми красками,
  • ватными палочками.
  • Монотипия,
  • набрызг,
  • рисование ватными дисками,
  • рисование мятой бумагой.
  • Кляксография,
  • рисование шерстяной ниткой,
  • рисование восковыми мелками.
  • Рисование водой,
  • рисование штампами,
  • рисование через мокрую марлю,
  • граттаж.

Фотогалерея: примеры ознакомления детей с искусством

Таблица: пример конспекта занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе

Автор Марченко Т. В., воспитатель МКДОУ «Детский сад села Валдгейм»
Название «Рыбка золотая»
Программные задачи
  • Формировать умение передавать в рисунке образ сказочной рыбки, изображать героя, используя навыки рисования восковыми мелками, кистью,
  • воспитывать эстетическое восприятие,
  • поощрять творческую инициативу,
  • закреплять знания детей о произведениях А. С. Пушкина,
  • развивать связную речь, обогащать словарь детей,
  • упражнять в ловкости, быстроте реакции на сигнал.
Материалы
  • Иллюстрации к сказкам А.С. Пушкина,
  • сундучок,
  • игрушки (рыбка, петушок, белка),
  • зеркальце,
  • листы бумаги для рисования,
  • восковые мелки,
  • краски,
  • кисти широкие,
  • стаканчики с водой,
  • салфетки.
Предварительная работа
  • Чтение сказок А. С. Пушкина,
  • рассматривание иллюстраций к произведениям А. С. Пушкина,
  • просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».
Содержание I. Создание игровой мотивации.
В.: Ребята, посмотрите какой замечательный сундучок появился у нас в группе. В нём спрятались предметы из сказок А. С Пушкина, а чтобы нам узнать, что там за предметы, надо вспомнить, из какой сказки эти строчки.

  • Белка песенки поёт
    И орешки все грызёт,
    А орешки не простые,
    Всё скорлупки золотые. («Сказка о царе Салтане»).


  • Чуть опасность где видна,
    Верный сторож, как со сна,
    Шевельнётся, встрепенётся,
    К той сторонке обернётся
    И кричит: «Кири-ку-ку.
    Царствуй, лёжа на боку!». («Сказка о золотом петушке»).




  • «Свет мой, зеркальце! скажи,
    Да всю правду доложи:
    Я ль на свете всех милее,
    Всех румяней и белее?»
    И ей зеркальце в ответ:
    «Ты, конечно, спору нет,
    Ты, царица, всех милее,
    Всех румяней и белее». («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»).






  • Раз он в море закинул невод —
    Пришёл невод с одною тиной.
    Он в другой раз закинул невод —
    Пришёл невод с травой морскою.
    В третий раз закинул он невод —
    Пришёл невод с одною рыбкой. («Сказка о рыбаке и рыбке»).




В.: Молодцы, угадали все сказки! А кто же написал такие замечательные сказки? (А. С. Пушкин). Давайте с вами нарисуем золотую рыбку и загадаем ей желание. (Дети садятся за столы).
II. Показ приёмов работы.
В.: Сначала мы рисуем тело рыбки, которое имеет форму овала, затем рисуем изогнутый, в виде капельки хвост, дорисовываем глаз, отделяем голову от тела дугой, затем добавляем плавники и чешую. Так как наша рыбка не простая, а золотая, рисуем ей корону. Наша рыбка готова, осталось её раскрасить. (Предлагает детям дополнить рисунок водорослями и цветными камешками). Рыбка наша хоть и не простая, но она тоже не может жить без воды, поэтому мы её затонируем краской. Моя золотая рыбка готова, теперь рисовать будете вы, но сначала надо размять наши пальчики.
Пальчиковая игра.


  • Две ладошки возьму и по морю поплыву (ручки детей плавают).
    Две ладошки, друзья — это лодочка моя (складывают ладошки лодочкой).
    А по буйным волнам (показывают волны)
    Плывут рыбки тут и там (имитируют движения рыбок).


В.: Наши ручки размялись, теперь можно приступать к работе.
III. Самостоятельная деятельность.
В процессе работы воспитатель даёт советы детям, которые испытывают затруднения, побуждает воспитанников к проявлению фантазии.
В.: Пока ваши работы высыхают, давайте поиграем в игру «Рыбаки и рыбки».
Дети делятся на 2 группы, одна образует круг — это сети, поднимают сцепленные руки вверх. Другая группа детей — «рыбки», находятся за кругом. После сигнала воспитателя «Рыбки плавают» «рыбки» вбегают и выбегают из сетей. По сигналу «Хлоп» сети захлопываются, те дети, которые оказались внутри круга, считаются пойманными.
IV. Рефлексия.
В.: Наши рисунки высохли, теперь каждый из вас может загадать желание своей золотой рыбке (если дети хотят, то загадывают желание вслух).






Цит. по: https://dohcolonoc.ru/conspect/10842-konspekt-zanyatiya-po-khudozhestvenno-esteticheskomu-razvitiyu.html

Кружок по художественно-эстетическому развитию в ДОУ

Необходимость приобретения новых знаний и стремление выразить себя творчески — естественные потребности дошкольников. Их интересует устройство вещественного мира, взаимодействие объектов, они хотят показать своё отношение ко всему происходящему и увиденному. Значимость детского продуктивного творчества в становлении личности будущего первоклассника рассмотрена в многочисленных работах педагогов и психологов. Поэтому кружок дополнительного образования рассчитан на совершенствование практических навыков детей в различных видах творчества.

Организация художественного кружка предполагает добровольное участие дошкольников в творческой деятельности и учёт индивидуальных особенностей воспитанников.

Для функционирования кружка художественно-эстетической направленности должны быть выполнены следующие условия:

  • изучение педагогом методической литературы по тематике кружка: по методике ознакомления детей с произведениями искусства и обучению практическим навыкам в рисовании, лепке, аппликации,
  • разработка программы кружка с учётом возрастных особенностей детей, составление календарно-тематического планирования,
  • составление картотеки практических занятий, включая нетрадиционные формы (игра, путешествие),
  • оформление уголка художественной деятельности в помещении группы или отдельной творческой мастерской,
  • подготовка материальной базы кружка.

На столе стоят бумажные куклы животных, дети рассматривают их

Для работы театрального кружка потребуются куклы, декорации, костюмы

Обязательно ознакомление детей с правилами поведения в творческой мастерской, соблюдение порядка и чистоты на рабочем месте, проведение инструктажа по технике безопасного обращения с ножницами. Основные положения должны проговариваться совместно с воспитанниками перед началом выполнения практического задания.

Уголок творчества или мастерская должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Воспитанники всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения.

Оснащённость творческого уголка или лаборатории складывается из следующих материалов:

  • Материалы и инструменты для рисования:
    • краски,
    • карандаши,
    • фломастеры,
    • восковые мелки,
    • наборы бумаги,
    • листы ватмана,
    • кисти разного размера.
  • Материалы и инструменты для лепки:
    • пластилин,
    • глина,
    • пластичная масса,
    • стеки,
    • пластмассовые доски для раскатывания.
  • Материалы и инструменты для аппликации:
    • бумага цветная, бархатная, принтованная, гофрированная,
    • картон,
    • ножницы,
    • клей.
  • Природный материал:
    • осенние листья,
    • шишки,
    • жёлуди,
    • каштаны,
    • крупа,
    • зёрна,
    • веточки,
    • камешки,
    • ракушки и т. д.
  • Бросовый материал:
    • обои,
    • газетная бумага,
    • конфетные фантики и обёртки от шоколадок,
    • колпачки от тюбиков зубной пасты и фломастеров (для выдавливания узоров на пластичной поверхности),
    • коробочки и т. д.,
  • Фурнитура:
    • пуговицы,
    • блёстки,
    • стразы,
    • пайетки,
    • бисер и бусины.
  • Специальная одежда:
    • рабочие халаты или фартуки,
    • нарукавники.

Дети рисуют в кружке художественно-эстетического развития, воспитатель помогает

В кружке дети узнают много нового и удовлетворяют потребность в творческой активности

Центр литературного развития в детском саду

В связи с уменьшением интереса к чтению у детей и появлением на книжном рынке некачественных в художественном плане произведений рекомендуется организация центра литературного развития в детском саду. К деятельности этого центра дополнительного образования воспитатель привлекает администрацию ДОУ (для помощи в обеспечении материальной базы), библиотекаря, музыкального руководителя, педагога по театральной деятельности, родителей воспитанников.

Для функционирования литературного центра выполняются условия:

  • предварительный мониторинг читательских интересов дошкольников,
  • определение задач центра и направлений работы,
  • создание книжного фонда и материальной базы с дидактическими играми и заданиями на развитие речевых навыков,
  • составление календарно-тематического планирования в литературном центре с указанием интегрированных занятий (литературно-музыкальных, театрализованных),
  • составление списка тем для проектной деятельности в рамках центра,
  • проведение родительских собраний, на которых освещается деятельность центра.

Работа в литературном центре проводится в форме занятий по ознакомлению с художественными произведениями (включая чтение на досуге), игровой деятельности по развитию речи, организации литературно-музыкальных салонов (поэтические чтения, праздничные вечера). В центре организуются тематические выставки, самостоятельное изучение которых поощряется педагогом. Презентация проектов в рамках литературного развития осуществляется в виде докладов участников для воспитанников других групп, во время мероприятий в жизни ДОУ.

Дети рассматривают книги, стоящие на полках

Центр литературного развития оказывает положительное влияние на будущих читателей

Диагностика и анализ художественно-эстетического развития дошкольников

Конечный этап работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников состоит в проведении анализа способностей детей, оценке результативности применяемых педагогом воспитательных методов и приёмов, обозначении вариантов корректировки недочётов. Осуществлять диагностику рекомендуется несколько раз в течение учебного года: уровень развития на момент начала занятий, в середине и в конце года. Определять степень эстетической воспитанности необходимо по всем направлениям образовательной деятельности: художественно-речевой, познавательной, творческой. Показателем результативности работы воспитателя является высокий уровень эстетического сознания детей и творческого отношения к различным аспектам действительности.

Для проведения мониторинга рекомендуется составление бланков, в которых для каждого воспитанника отмечается уровень художественно-эстетического развития по всем пунктам по шкале от 1 до 5, где 1 — трудности в выполнении практических действий даже после показа и повторения взрослым и низкая степень восприятия эстетических образов, 5 — полная самостоятельность и активность в продуктивном творчестве, высокая степень эстетического сознания. Приёмы коррекционной методики подбираются индивидуально для каждого ребёнка.

Таблица: пример бланка оценки уровня художественно-эстетического развития ребёнка

Имя воспитанника Вид художественно-эстетической деятельности
Познавательная Художественно-речевая Музыкальная Театрально-игровая Продуктивная (изодеятельность)
Уровень развития Планируемая корректировка Уровень развития Планируемая корректировка Уровень развития Планируемая корректировка Уровень развития Планируемая корректировка Уровень развития Планируемая корректировка
1. Антонов Антон 5 Не нуждается в корректировке 4 Работа по выразительному чтению стихотворений 3 Создание мотивации к хоровому пению 2 Включение игр-театрализаций на интересную воспитаннику тематику 1 Упражнения на совершенствование мелкой моторики.

Отчёт о художественно-эстетическом воспитании

Результативность проведённой работы по эстетическому воспитанию педагог представляет на педсоветах, семинарах и круглых столах для воспитателей. Презентация отчёта включает в себя следующие данные:

  • цели и задачи образовательной деятельности/функционирования кружка дополнительного образования, анализ степени их решения,
  • данные мониторинга уровня художественно-эстетического развития воспитанников в течение учебного года,
  • эффективные коррекционные методы работы,
  • применение инновационных технологий и методических разработок,
  • участие творческих работ воспитанников в районных, городских, областных конкурсах,
  • обозначение направлений по саморазвитию педагога.

Современная модель дошкольного образования уделяет большое внимание формированию эстетического сознания у ребёнка. Мастерство воспитателя направлено на развитие у детей способности особого отношения и взаимодействия с окружающим миром. Процесс художественно-эстетического развития осуществляется в активном общении педагогов ДОУ с воспитанниками и членами их семей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: