Игры малой подвижности в детском саду

Современные родители знают о методиках раннего развития, с первого года жизни с интеллектом малыша занимаются. Важно не забывать, что у ребёнка сильная потребность в движении. В течение дня он должен много упражняться в ловкости, беге, прыжках. Привлечь ребят к двигательной активности в детском саду помогают подвижные игры. Однако после выполнения интенсивных движений дошкольники долгое время не могут угомониться, в чём могут помочь малоподвижные игры, осуществляющие своеобразный переход от возбуждения к успокоению.

Малоподвижная игра в детском саду как форма работы по физическому развитию

Воспитанники дошкольного возраста много двигаются в течение дня в детском саду: разучивают танцевальные движения с музыкальным руководителем, занимаются на физкультуре, делают зарядку в группе и на прогулке. Педагоги обучают дошкольников подвижным играм с целью расширения их игрового опыта, потому что в самостоятельной деятельности ребята предпочитают другие развлечения. Внимание детей XXI века захватывает телевидение и компьютерные технологии. Ребята отдыхают после занятий и в выходные дни, играя в мобильные приложения или просматривая мультфильмы.

Девочка смотрит мультфильм по телевизору

Современные дети проводят много времени перед телеэкраном

Малоподвижные игры — игры с незначительной интенсивностью действий. В них присутствуют все основные движения: ходьба, бег, прыжки, приседания, махи, метание и т. д. Цель проведения малоподвижных игр в детском саду — обучение дошкольников игровому способу снижения физической активности. Как часто детей ругают за то, что они не могут мгновенно успокоиться после резвой игры! Но это естественное состояние, ребёнок в силу особенностей нервной системы неспособен регулировать эмоциональное и мышечное возбуждение по указанию. За время пребывания в детском саду ребята усваивают, что каждая подвижная игра имеет этап завершения — небольшой отрезок времени, во время которого двигательная активность постепенно снижается. Дети запоминают, что после игры интенсивной следует игра спокойная.

Девочка и педагог играют в «Ладушки»

Игра малой подвижности «Ладушки» создаёт хорошее настроение и помогает успокоиться после повышенной активности

Кроме того, малоподвижные игры проводятся как форма смены деятельности на занятиях в небольшом помещении: по изобразительной деятельности, познавательному и речевому развитию. На этих занятиях дети находятся в сидячем положении, и подвижные игры рекомендованы для профилактики перенапряжения и усталости. Разумеется, игра выбирается спокойная и проводится рядом с рабочими местами воспитанников.

Совет: если содержание игры соответствует теме занятия, это вызывает дополнительный интерес у ребят.

Например, на занятии по рисованию «Мышонок» в младшей группе можно провести игру «Цапки». У воспитателя ведущая роль — кошка. Он вытягивает руки вперёд ладонями вниз и зачитывает прибаутку («Под моею крышей собрались мыши…»). Дети выполняют роли мышат, ставят пальчики под «кошкины лапки». Как только прибаутка закончилась, дети должны резко убрать пальцы, чтобы кошка не поймала мышек.
По завершении игры воспитатель приглашает ребят занять рабочие места и нарисовать каждому мышонка, который смог убежать от кошки.

Мальчик и девочка играют с деревянной палочкой

Детям нравится участвовать в играх, героями которых являются животные, например, кошка и мышка

Как любая форма деятельности в детском саду, малоподвижные игры направлены на разностороннее развитие воспитанников. Кроме формирования привычки к здоровому образу жизни, эти игры приобщают детей к народным традициям: текст и герои взяты из фольклора. Игры могут быть направлены на развитие реакции, внимательности, памяти. Малоподвижные игры возможно проводить со всей группой воспитанников одновременно, чтобы в ребятах зарождалось чувство коллективизма.

Таблица: задачи малоподвижных игр в разных возрастных группах

Возрастная группа детей Задачи
Первая младшая/ясельная (1,5–3 года)
  • Формирование умения повторять движения за педагогом.
  • Обучение движению по кругу, по цепочке.
  • Развитие крупной и мелкой моторики, координации движений.
Вторая младшая (3–4 года)
  • Развитие памяти посредством проведения знакомых игр.
  • Развитие умения повторять песенки, подговаривать текст.
  • Совершенствование координации движений и мелкой моторики.
Средняя (4–5 лет)
  • Развитие умения координировать движения с самостоятельно произносимым текстом.
  • Закрепление в игровой форме знаний, полученных на занятиях (повадки животных, народные песни и т. д.).
  • Создание положительного эмоционального контакта между детьми.
  • Формирование способности играть различные роли (участника, водящего).
Старшая и подготовительная (5–6 и 6–7 лет)
  • Развитие словесно-логической памяти (восприятие на слух правил игры и умение их воспроизводить).
  • Создание устойчивой мотивации к проведению малоподвижных игр вне детского сада.

Дети и взрослые играют на площадке в «Карлики и великаны»

Игра «Карлики и великаны» развивает слуховое внимание: дети выполняют движения только на условленные команды

Виды малоподвижных игр

Классифицируют игры малой подвижности по содержанию:

  • Бессюжетные игры. Правила не предусматривают деление по ролям, в игре нет сценария. Бессюжетные игры основаны на выполнении заданий: найти, повторить, запомнить, перенести, поменяться и др. Эти игры развивают внимательность, память, моторику.

Бессюжетные игры часто воспринимаются детьми как своеобразный вызов их способностям: «Сможешь ли ты, как я?». И им это нравится, потому что каждый ребёнок копирует в повседневности действия взрослых, хочет быть таким же умелым, как родители, воспитатели. Когда мои дети были маленькими (3 и 4 года), успокоить их после шумной игры было легко играми на имитацию. «Ребята, а я умею принимать позы морских животных! Сможете повторить?». Уговаривать не приходилось, дети с удовольствием включались в игру.

Дошкольники играют в «Тень», повторяя движения за ведущим

В игре «Тень» дети принимают позы, показываемые ведущим

  • Сюжетные игры. Правила основываются на сказочной или бытовой ситуации. Сценарий предполагает распределение по ролям: ведущий — кот, участники — воробьи, например. Сюжетные игры сопровождаются стихотворным текстом или исполнением короткой песенки. Дети учатся выразительному исполнению роли в этих спокойных играх, а также развивают скорость реакции и координацию движений со словами. В сюжетных играх рекомендуется использовать ролевые шапочки и маски, медальоны с изображениями персонажей.Сюжетных игр малой подвижности существует немного. В готовых сборниках представлены в основном спокойные игры без ролей.
    Совет: попробуйте изменить правила сюжетных игр высокой и средней подвижности так, чтобы движения в игре обрели слабую интенсивность.
    Например, сюжетные игры с ловлей участников («Волк и зайцы», «Медведь и пчёлы», «Кот и воробушки») становятся малоподвижными, если бег врассыпную заменить на спокойные действия. Зайцы стоят — волк может их поймать. Если зайчик сел — он в домике. Прятаться от ведущего ребята могут, закрывая глаза ладошками, накрывая голову платком, ставя руки «домиком» над головой. В таких играх участникам следует располагаться кругом, а ведущему — внутри его, но не в центре (чтобы было видно всех).Дети играют в игру «Волк и зайцы» в группе

    В малоподвижном варианте игры «Волк и зайцы» участники-зайчата не разбегаются от ведущего, а закрывают глаза ладонями



  • Народные игры — забавы, основанные на сказочных сюжетах, сопровождающиеся фольклорными текстами. В малоподвижных играх используются песни, потешки и прибаутки (ритмизованные короткие истории с игровыми движениями). Русские народные игры воспитывают в детях чуткое отношение к традициям страны, любовь к родной природе.Популярную игру «Колечко» можно определить как среднеподвижную: получивший колечко старается добежать до ведущего, а остальные участники догоняют его и стараются удержать. Уменьшить интенсивность игры возможно, упростив задачу игрока с колечком. Ведущий не отходит далеко от сидящих в ряд участников, отступает на один шаг. Таким образом, для выигрыша получившему колечко нужно успеть встать и сделать шаг к ведущему.Дошкольники и педагог играют в «Колечко»

    Народная игра «Колечко» развивает скорость реакции у ребят

    Наши предки проводили подвижные забавы разнообразные, в соответствии с временами года. В народных играх сохранились мотивы, связанные с календарными обрядами славян. Летние подвижные игры содержат движения-имитации полевых работ. Осенние посвящены сбору урожая. Зимние игры «буйные», потому что в это время года крестьяне были свободны от работ в поле. В весенних играх зазывают солнце.

    Дети водят хоровод вокруг клумбы с цветами

    Хороводные игры в спокойном темпе с имитацией движений полевых работ проводятся на прогулках

Картотека малоподвижных игр в детском саду

С младшими воспитанниками проводятся игры на основе фольклорного материала. Рекомендуется использовать музыкальное сопровождение для малоподвижных игр: инструментальные мелодии в медленном темпе, народные песни, записи звуков природы.

Старшие дошкольники часто проводят подвижные игры во время самостоятельных занятий. Сориентировать их в необходимости перехода от игры с высокой интесивностью к малоподвижной также помогает музыкальный фон. Звучит музыка в быстром темпе — игры соответствующие, музыка медленная — пора играть спокойнее.

Представленная ниже подборка игр составлена на основе программы Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» и методического пособия О. Е. Громовой «Подвижные игры для детей ФГОС ДО».

Дети и педагог играют в «Шалтай-Болтай»

Игра должна соответствовать возрасту и интересам воспитанников

Игры для детей 1,5–4 лет

В первой и второй младших группах рекомендуются к проведению следующие малоподвижные игры:

  • «Все котятки мыли лапки»,
  • «Где же ручки»,
  • «Жили-были зайчики»,
  • «Зайка»,
  • «Карусели»,
  • «Котик к печке подошёл»,
  • «Кошка выпускает коготки»,
  • «Ладушки»,
  • «Летает — не летает»,
  • «Мыши и кот»/«Цапки» (вариант, где мышки — это пальчики детей),
  • «Найди игрушку»,
  • «Найди свой цвет»,
  • «Повстречались два…»,
  • «Раздувайся, пузырь»,
  • «Солнышко и дождик»,
  • «Тишина»,
  • «Ты медведя не буди!»,
  • «Холодно — тепло»,
  • «Шалтай-Болтай»,
  • «Шёл король по лесу»,
  • «Это глазки, вот, вот!».

Примеры подборок игр с подробным описанием для воспитанников младших групп:

  • Картотека малоподвижных игр в первой младшей группе (Сорокина Т. С.),
  • Игры малой подвижности с детьми второй младшей группы (Тарарухина Т. В.).

Фотогалерея: примеры карточек с описаниями игр

Игры для детей 4–7 лет

С воспитанниками средней, старшей и подготовительной групп можно проводить разнообразные малоподвижные игры, среди которых:

  • «Верёвочка»,
  • «Воздушный шар»,
  • «Где постучали?»,
  • «Запрещённое движение»,
  • «Зеркало»,
  • «Как живёшь?»,
  • «Карлики и великаны»,
  • «Кого не стало?»,
  • «Колечко»,
  • «Кто я в семье?»,
  • «Лён»,
  • «Медленная черепаха»,
  • «Море волнуется, раз!»,
  • «Найди себе пару»,
  • «Найди и промолчи»,
  • «Ни зги не видно»,
  • «Нос-ухо-нос»,
  • «По дорожке»,
  • «Путешествие в Москву»,
  • «Съедобное-несъедобное»,
  • «Три движения»,
  • «Флюгер»/«Четыре стихии»,
  • «Шарик».

Пример картотеки игр для старших дошкольников можно посмотреть здесь (автор — Сяпкаева О. С.).

Фотогалерея: карточки с описаниями игр

Проведение малоподвижных игр в детском саду

Игры малой подвижности в ДОУ организуются несколько раз в течение дня:

  • в заключительной части физкультурного занятия или досуга, чтобы привести в относительно спокойное состояние воспитанников,
  • на прогулке после помощи в уборке или облагораживании участка, после игры высокой подвижности,
  • в середине занятия познавательной и художественной направленности для снятия умственного и мышечного напряжения,
  • вне режимных моментов: после прогулки, после уборки группового помещения, во время спокойных занятий во второй половине дня,
  • на утренниках и праздниках.

Дети стоят по кругу и хлопают в ладоши, одна девочка находится в центре

Игры малой подвижности проводятся во время тематического досуга

Педагог заблаговременно выбирает игры малой подвижности в соответствии с возрастом детей и темой занятия (досугового мероприятия). Если воспитатель планирует провести с детьми новую игру, он предварительно обязан выучить правила и текстовое сопровождение забавы, запомнить движения. Недопустимо зачитывание содержания игры с листа! Разрешается показать детям короткое видео, как проходит эта игра (не дольше 1 минуты), предложить познакомиться с правилами. Эмоциональный рассказ воспитателя об игре располагает детей и мотивирует.

Дети, стоя в кругу, повторяют движения руками вслед за педагогом

Воспитатель передаёт детям собственный игровой опыт, учит ребят тому, что умеет сам

Таблица: этапы проведения малоподвижной игры

Этап проведения игры Младшие группы Средняя, старшая, подготовительная группы
Сбор на игру
  • Звуковой сигнал: колокольчик — для младших, свисток — для старших.
  • Сюрпризный момент:
    • письмо или видеопослание от вымышленного персонажа,
    • посылка,
    • появление сказочного героя.
Вводный этап, мотивирующее начало
  • Знакомство с содержанием «сюрприза» (если сбор был по сюрпризному моменту):
    • просмотр видеопослания,
    • зачитывание письма,
    • изучение содержимого посылки, беседа со сказочным персонажем.
  • Рассматривание фотографий или просмотр ролика, где другие дети играют в конкретную игру, проведение беседы.
  • Выразительное исполнение песни или стихотворения педагогом по теме игры (кратко).
  • Угадывание названия игры по картинкам (если дети будут участвовать в знакомой игре).
Объяснение Воспитатель объясняет игру во время её проведения: показывает движения, даёт сигнал к смене действий.
  • Педагог сообщает название игры: «Как сеют мак».
  • Излагает содержание: весной крестьяне готовили поля и засевали на них мак.
  • Объясняет правила: дети встают в круг, ведут хоровод «по солнцу» (по часовой стрелке) и выполняют движения-имитации, которые звучат в песне.
  • Задаёт несколько вопросов на закрепление правил:
    • В какую сторону будет двигаться хоровод? (По солнцу).
    • Какие движения будут показывать ребята? (Посев).
  • Если игра знакомая, то после сообщения названия задаются вопросы на знание правил.
Игра
  • Роль ведущего выполняет педагог.
  • Он же поёт песню, проговаривает текст (если есть в содержании игры), дети вторят.
  • Во второй младшей группе, когда дети несколько раз повторили игру, ведущим назначается кто-то из детей.
  • Воспитатель является участником игры и одновременно наблюдателем.
  • Во время знакомства с игрой воспитатель выполняет роль ведущего.
  • В повторных играх дети выбирают ведущего самостоятельно при помощи считалки.
  • Педагог активно наблюдает за ходом игры: даёт подсказки, подбадривает, направляет ход игры, помогает избежать ссор.
Завершение
  • Отклик на сюрпризный момент: ответ на письмо, например.
  • Воспитатель благодарит ребят за участие в игре.
  • Отклик на сюрпризный момент.
  • Подведение итогов игры: была ли она интересна, какие эмоции возникали у участников, каким образом можно разнообразить игру (добавить персонажные маски или музыкальное сопровождение).

Длительность малоподвижных игр

Длительность игры от момента сбора участников определяется с учётом возраста детей:

  • в младших группах — не более 10 минут,
  • в средней — 12 минут,
  • в старшей и подготовительной — 15 минут.

Таблица: временной план игры «Солнышко и дождик» в первой младшей группе

Этап игры Сбор и вводный этап: получение посылки с зонтиком Объяснение правил Игра Завершение: воспитатель делает фото ребят с зонтиком, чтобы отправить в конверте сказочному отправителю посылки
Длительность 1 минута 1 минута 4 минуты 1 минута

Дети и педагог держатся за разноцветные ленты, прикреплённые к куполу зонтика

Ребята изучают новый атрибут и учатся с ним играть во время первого знакомства с игрой «Солнышко и дождик»

Таблица: временной план игры «Море волнуется, раз!» в средней группе

Этап игры Сбор и вводный этап: в гости к ребятам приходит царь Нептун Объяснение правил Игра Завершение: Нептун беседует с ребятами, понравилась ли им морская игра
Длительность 1 минута 2 минуты 6–7 минут 2 минуты

Дети играют в «Море волнуется, раз!»

В игре «Море волнуется, раз» дети не просто принимают позы, а фантазируют — как можно представить морское животное

Таблица: временной план игры «Летает — не летает» в старшей группе

Этап игры Сбор и вводный этап: письмо от насекомых из сказочного леса (картинки всех животных и объектов, которые считают себя летающими) Объяснение: беседа по вопросам о правилах знакомой игры Игра Завершение: ребята составляют ответ насекомым, прилагая карточки летающих объектов
Длительность 2 минуты 2 минуты 7–8 минут 2 минуты

Дети в спортивной форме и педагог стоят, вытянув руки вверх

Игра «Летает — не летает» закрепляет знания детей об объектах окружающего мира

Таблица: пример конспекта игры малой подвижности для детей 5–6 лет

Автор Нутикова Е., воспитатель МБДОУ Д/с №198, г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Название «Мухомор»
Цель игры
  • Развитие основных видов движения (ходьба),
  • развитие музыкального слуха, восприятия.
Подготовка к игре
  • Изготавливаются атрибуты (шляпа мухомора, которая может быть изготовлена как самостоятельно воспитателем, так и совместно с детьми).
  • На этапе предварительной подготовки к игре с воспитанниками может быть разучено стихотворение.
Материал Конус из пластмассы или картона высотой 40–50 см, к верхней части которого прикреплён кружок из красного картона с нарисованными на нём белой гуашью крапинами (диаметр кружка 10–15 см).
Ход игры
  1. Вводный этап.
    В.: Дети, я хочу вам рассказать удивительную историю. Однажды я шла по лесу и собирала разные грибы. Какие грибы вы знаете? (Ответы детей). Вот так однажды я бродила по лесу, и мне попался один удивительный гриб. Отгадайте, дети, о каком грибочке я говорю?
    Воспитатель загадывает загадку. &lt,…&gt,
    В.: Верно, это мухомор.
    Далее воспитатель рассказывает стихотворение о мухоморе. &lt,…&gt,
    В.: Вот такой мухомор мне повстречался по дорожке. (Показывает объёмный мухомор). Дети, почему мы не собираем в лукошко мухоморы? (Ответы детей).




  2. Объяснение содержания и правил игры.
    В.: Посмотрите, на нашем участке вырос мухомор. Давайте встанем вокруг него в круг и возьмёмся за руки. Мы вместе будем произносить стихотворение и водить хоровод. Как только стихотворение закончится, вы начнёте двигаться, приплясывать, вокруг «мухомора». Но не просто так. Ваша задача — стараться подтянуть своих соседей к «мухомору», чтобы они его сдвинули с места или свалили. Кто подвинет или уронит «мухомор», выходит из круга и встаёт около меня. Нельзя толкать друг друга, специально поддаваться. Игра продолжается до тех, пока не останется 3 игрока. А стихотворение такое:
    • Перед нами бор,
      А в бору мухомор.
      Мухомор стоит,
      На детей глядит.
      Мухомор кто возьмёт,
      Тот из круга уйдёт.
      Вариант усложнения игры: движения детей ограничиваются сигналом бубна.






  3. Проведение игры с 3–4 повторениями по желанию детей.
  4. Подведение итогов игры.
    В.: Какие вы все сильные, ловкие, умелые!
    Отдельно воспитателем выделяются дети, строго следовавшие правилам игры, которые были вежливы в игре.
    В.: Давайте нарисуем целую полянку грибов. Вот вам мелки.


Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/podvizhnaja-igra-maloi-podvizhnosti-muhomor.html

Приведённый план-конспект описывает основные этапы организации и проведения подвижной игры с дошкольниками.

Плюсы разработки:

  • описание изготовления игрового материала (мухомора),
  • добавление усложнённого варианта игры,
  • указание в завершающем этапе игры перехода к самостоятельной творческой деятельности (рисование мелками).

Недочёт конспекта усматривается в одной из поставленных к игре целей: «развитие музыкального слуха, восприятия». Непонятно, каким образом во время описываемой игры развивается музыкальный слух. Дети произносят стихотворный текст, песни не поются. О привлечении музыкального сопровождения автором не говорится. Использование бубна нельзя считать за музыкальных элемент, так подаётся запрещающий сигнал по правилам игры.

Для хороводной игры «Мухомор» может быть использована песня Г. Вихарёвой «Мухоморчики-грибы».

Примеры малоподвижных игр в ДОУ

Предлагаем ознакомиться с видеоматериалами, иллюстрирующими проведение малоподвижных игр в детском саду.

Видео: малоподвижные игры в детском саду

Видео: игра «Щекотунька и дуньки»

Видео: игра «Раздувайся, пузырь!» в младшей группе

Видео: игра «Карусель» в младшей группе

Видео: игра «Кого не стало?» с использованием нестандартного оборудования

Видео: игра «Найди и промолчи»

Видео: игра «Самая медленная черепашка»

Игры малой подвижности ценны тем, что создают благоприятный эмоциональный фон у детей и способствуют снятию мышечного напряжения. Спокойные игры помогают ребятам обрести душевное равновесие после физических и умственных нагрузок, а также являются прекрасным вариантом для самостоятельных игр в компании сверстников.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
deti-i-vnuki.ru
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: