Игры — основной вид деятельности дошкольников. Через этот вид активности в образовательном процессе осуществляется реализация обучающих, развивающих и воспитательных целей при рассмотрении предусмотренных рабочей программой тем. И если речь идёт о темах, изучаемых ежегодно, то задача педагога подобрать такие игры, конкурсы, которые бы были интересны и посильны для детей конкретного возраста. Остановимся на подборке ко Дню Победы.
Виды игр по теме «9 Мая»
Исходя из того, что игровая активность сопутствует всем способам организации образовательной деятельности, тема «День Победы» реализуется в таких видах игр:
- дидактических (в словесных, настольно-печатных, играх с предметами),
- подвижных (в командных и индивидуальных соревнований, играх на внимание),
- театрализованных (в инсценировках, в том числе и для иллюстрации физкультминуток).
Игры на тему «День Победы» обычно имеют музыкальное сопровождение.
При этом цели игровой деятельности в контексте темы «День Победы» будут общими:
- получение знаний об истории страны,
- развитие речи, мышления и базовых физических способностей,
- воспитание чувства гордости за подвиг народа в ВОВ.
Данные цели конкретизируются в контексте каждого вида игр для всех возрастных групп.
Игры на тему «День победы» могут проводиться не только в помещении, но и на улице
Подборка игр для младших групп
Задачи изучения темы «9 Мая» в первой и во второй младших группах имеют общее направление, связанное с формированием понятийной базы, поэтому игры для детей 1,5–4 лет в методической литературе объединяются в один блок.
Таблица: дидактические игры на тему «День Победы» для младших дошкольников
Название игры | Атрибуты | Условия |
«Защитники Отечества»/словесная | Картинки с изображением военного транспорта. |
|
«Один-много»/словесная | Педагог называет предмет в единственном числе, ребёнок отвечает во множественном (самолёт — самолёты, танк — танки и др.). | |
«Кто служит в армии»/словесная | Мяч |
|
«Найди тень»/настольно-печатная | Картинки с изображением военной техники и теней транспортных средств. |
|
Пазл «Открытка для ветерана»/настольно-печатная | Разрезанная на 4–6 частей открытка |
|
Фотогалерея: материалы для игр «Защитники Отечества», «Найди тень» и «Открытка для ветерана»
Для ребят младшего дошкольного возраста картинку для пазла разрезают на 4 или 6 частей в зависимости от общего уровня развития детей
Игру «Найди тень» можно сделать соревновательной
Игра «Защитники Отечества» тренирует реакцию детей
Для игры «Защитники Отечества» можно взять до 6 картинок
В игре «Защитники Отечества» ребята получают представление о грамматическом строе языка
Таблица: тематические подвижные и театрализованные игры для младших дошкольников
Название игры/вид | Атрибуты | Условия |
«Найди себе пару»/индивидуальное соревнование | Цветные платочки и жетоны по количеству детей. |
|
«Дорога жизни»/командное соревнование (эстафета) |
|
|
«Сбей кеглю»/индивидуальное соревнование |
|
|
«Салют»/инсценировка физкультминутки (театрализованная игра) |
|
Видео: подвижные игры на утреннике «День победы» в младшей группе
Подборка игр для средней группы
В 4–5 лет дошкольники обогащают представления о празднике День Победы, о ВОВ, отрабатывают навык чёткого и быстрого выполнения игровых действий.
Таблица: дидактические игры на тему «9 Мая» для средней группы
Название игры/вид | Атрибуты | Условия |
«Четвёртый лишний»/словесная | Педагог пишет на доске блоки слов, ребёнок находит лишнее и объясняет свой выбор:
| |
«Скажи наоборот»/словесная | Педагог называет слово, ребёнок отвечает антонимом:
В игре можно использовать мяч: взрослый бросает мяч ребёнку, тот ловит и, ответив, возвращает мяч. | |
«Лабиринт»/настольно-печатная | Тематические картинки | Дети определяют правильную дорогу для пограничника, который идёт к своей заставе, и обозначают этот путь карандашом. |
«Кто быстрее соберёт пограничный столб»/игра с предметами | Детали конструктора красного и зелёного цвета (по 10 штук). | Дети в двух командах собирают пограничный столб из деталей конструктора (пять красных и пять зелёных). |
«Отгадай»/словесная | Педагог называет детали военной техники, а дети определяют, о чём идёт речь:
|
Игру «Лабиринт» можно проводить соревнованием на время
Таблица: тематические подвижные игры в средней группе
Название игры/вид | Атрибуты | Условия |
«Переправа»/командное соревнование | Мяч |
|
«Снайпер»/соревнование (индивидуальное или командное) |
|
|
«Полоса препятствий»/индивидуальное соревнование | Гимнастические обручи |
|
«Пройди по тропе»/индивидуальное соревнование | Верёвка |
|
Тематические игры способствуют воспитанию в детях духа соперничества
Таблица: театрализованные игры на 9 Мая для средней группы
Название игры/вид | Атрибуты | Условия |
«Моряки»/сюжетно-ролевая |
|
|
«Мы тоже воины»/инсценировка по стихотворению С. Михалкова |
|
|
Видео: инсценировка «Мы тоже воины» с детьми среднего дошкольного возраста
Подборка игр для старшего дошкольного возраста
Как и в случае с младшими дошкольниками, задачи изучения темы «День Победы» для ребят старшей и подготовительной групп созвучны: обобщить материалы, связанные с событиями ВОВ, стимулировать интерес к изучению истории страны и своей семьи, поэтому игры также могут быть сгруппированы в одну общую подборку.
Таблица: дидактические игры на тему «9 Мая» для старших дошкольников
Название игры/вид | Атрибуты | Условия |
«Каким должен быть настоящий солдат»/словесная | Мяч (необязательно) |
|
«Кто быстрее соберёт автомат»/настольно-печатная | Картинка-пазл из 10–16 элементов |
|
«Назови пословицу»/словесная | Мяч | Педагог бросает мяч, ребёнок ловит и называет пословицу, объясняя, каким образом она подходит к теме:
|
Для игры «Кто быстрее соберёт автомат» картинка разрезается на 10–16 частей
Таблица: тематические подвижные игры для старших дошкольников
Название игры/вид | Атрибуты | Условия |
«Кто быстрее»/командное соревнование |
| На двух стульях лежат вещи. По сигналу двое детей — представители разных команд — начинают одевается. Выигрывает тот, кто справится быстрее и качественнее. |
«Сбей вражеский самолёт»/командное соревнование |
|
|
«Помоги раненому»/индивидуальное соревнование |
|
|
«Быстрая лодка»/индивидуальное соревнование |
|
|
«Разведчик»/игра на внимание |
| |
«Хвосты»/индивидуальное соревнование | Небольшие куски верёвки по числу участников. |
|
Видео: подвижная игра «Помоги раненому» в старшей группе
Таблица: театрализованные игры для старших дошкольников
Название игры | Атрибуты | Условия |
«Госпиталь» |
| Дети проигрывают всю процедуру поступления раненого бойца в госпиталь, приёма, оказания помощи, заполнения карточки и т. д. |
«Разведчики и пехотинцы» |
|
|
В старшей группе игры разных видов объединяются в один сюжет, например, квест для поиска спрятанного задания
Игры обладают неоценимым методическим потенциалом для реализации целей и задач образовательного процесса. Причём как в формате НОД, так и при проведении утренников, досуговых мероприятий, при выполнении режимных моментов. С помощью игры дети легче воспринимают материал даже по такой сложной теме, как «День Победы», которая, согласно ФГОС, изучается дошкольниками всех возрастных групп.