В последние годы психологи всё чаще говорят о проблеме «перезанятости» детей. В связи с этим родители и педагоги обращаются к развивающим технологиям, которые основываются на игре. Важнейшие принципы дошкольного обучения — интерес, познание, творчество — лежат в методике Воскобовича. Эти игры открывают удивительные сказочные миры, полные ценных знаний!
Суть развивающей технологии Воскобовича
Современные родители теряются перед витринами детских магазинов — такое обилие игрушек, пособий и наборов для творчества! А в начале 90-х годов прошлого века сложно было найти качественные и полезные для развития игрушки. Во время перестроечного дефицита петербургский инженер физик — Вячеслав Владимирович Воскобович — решает создать действительно развивающие и доступные игрушки для своих сыновей.
Развитие педагогических идей
В первых игровых пособиях Воскобовича преломились идеи Никитиных и Зайцева («Геоконт», «Складушки»). Занятия с кубиками и трансформерами дополнились сказочным наполнением, появились волшебные персонажи.
В 1999 году педагогические идеи и разработки были признаны Комитетом образования Санкт-Петербурга. Официально была утверждена авторская технология «Сказочные лабиринты игры» — поэтапное знакомство ребёнка с играми и постепенное усложнение заданий.
Сейчас методика Воскобовича предполагает использование развивающей предметно-пространственной среды («Фиолетовый лес», «Коврограф Ларчик»). Основных игр насчитывается около 50, а приложений к ним — более 200. Тьюторский центр проводит конференции и вебинары по знакомству с играми Воскобовича, издаются методические пособия для педагогов и родителей.
Отличие от других методик раннего развития
Технология Воскобовича запатентована. Уникальность играм с кубиками, фигурками и шнурками придаёт сказочное сопровождение. Причём не существует готовых текстов, который педагог зачитывает детям. Есть рекомендации, как при помощи волшебных животных и гномиков сложить сюжет, который заинтересует малыша и мотивирует к поиску новой информации. Пожалуй, это единственная методика на постсоветском пространстве, которая опирается на детскую фантазию.
Плюсы и минусы технологии
Цель технологии Воскобовича — построение педагогического процесса, способствующего интеллектуально-творческому развитию детей в игре. Достоинства методики налицо (в начале XXI века примерно 90% ДОУ г. Санкт-Петербург проводили игры Воскобовича):
- Установление комфортного общения взрослого с ребёнком, занятия проходят непринуждённо.
- Игры подходят для детей от 1 года до 7 лет, задания предполагают усложнение.
- Технология направлена на всестороннее развитие ребёнка: совершенствуются умственные и творческие способности.
К минусам можно отнести разве что невозможность изготовить все игровые материалы своими руками.
Подготовка к занятиям
Освоить игровую методику Воскобовича можно двумя способами.
- Изучить самостоятельно.
- Самообучение через интернет-ресурсы.
- Просмотр вебинаров.
- Покупка выборочных игр.
- Пройти обучение.
- Обзорный семинар.
- Тьюторский семинар.
- Обучение у действующего тьютора.
Описание игр Воскобовича по возрастам
На данный момент у запатентованной методики Воскобовича обширная игровая база. Все игры (более 200) делятся на три блока:
- универсальные,
- предметные (по математике и чтению),
- конструктивные.
Игры Воскобовича многофункциональны. Например, игра («Игровизор», «Волшебная восьмёрка») на одном занятии используется для закрепления образа букв, а на следующей учебной неделе эта же игра проводится с целью закрепления образа цифр.
Часто пособия используются для знакомства с новыми лексическими темами: «Дикие и домашние животные», «Овощи и фрукты», «Виды транспорта» и т. д.
Таблица: игры для младших дошкольников (1–3 года)
Название игры | Варианты | Пример игрового задания |
«Фиолетовый лес» |
| На игровом поле закреплены изображения гномиков различных цветов. Перед сказочными героями — стол. Каждый малыш выбирает себе гномика и должен поставить (прикрепить) перед ним на столе блюдце, чашку и ложку того же цвета. Такое упражнение прорабатывает лексическую тему «Посуда», развивает восприятие цвета и формы. |
«Эталонные фигурки Ларчик» |
| Ребёнку показывают образец машинки (два квадрата — салон, круги — колёса) и сообщают, что для Гномика нужно сложить такую же машинку, но другого цвета. |
«Волшебная восьмёрка» |
| Важно! Для младших дошкольников схемы и образцы должны быть в масштабе 1:1. Воспитатель показывает схему заборчика из элементов восьмёрки. Детки раскладывают дощечки в той же последовательности. |
«Фонарики» |
| Педагог прячет под рамку изображение животного и просит ребят найти его при помощи вкладышей-фонариков. |
«Черепашки» |
| Малыш раскладывает черепашек семейками: одного цвета папа, мама и малыш. |
«Кораблик Плюх-Плюх» |
| В лесу поселилась злая ведьмочка. Чтобы задобрить её и показать прелесть дружбы, дети делают бусы: нанизывают элементы кораблика на шнурок. |
«Чудо-соты», «Чудо-соты» |
| По сюжету сказки малыш складывает цветок по схеме. Используется заданный цвет сот (будет подарок одному из Радужных гномов). |
«Коврограф Ларчик» |
| На ковролине закрепляется изображение дерева с птицами. Каждый ребёнок по схеме конструирует кормушки, затем прикрепляется в них «зёрна» заданного цвета. |
Фотогалерея: какие игровые пособия можно использовать в младшей группе детского сада
Цветные дощечки восьмёрки малыши ищут в сыпучих материалах и складывают в картинки
Зачем складывать фигуры по образцу, детям рассказывается в сказке
Похожее на систему Монтессори пособие становится уникальным благодаря сказочным заданиям
Элементы малыши раскладывают в виде пирамидки или семейки черепашек
Идём гулять в волшебный лес: учить цвета, новые слова и работать пальчиками!
Элементы кораблика можно складывать как классические пирамидки
Выполнение заданий на ковровой поверхности стимулирует биоактивные точки на кончиках пальцев
Видео: игры Воскобовича с детьми раннего возраста
Таблица: игры для детей 4–7 лет
Название | Варианты игры | Пример задания |
«Коврограф Ларчик» |
| Ребёнок распределяет между персонажами яблочки, затем считает, у кого сколько, пробует определить количественную разницу. |
«Теремки Воскобовича» |
| Ребёнок отгладывает загадку (ко-ро-ва), а следующие вопросы будут менять по одному слогу в словах (ко-ро-на, во-ро-на, во-ро-та). |
«Игровизор» |
| Педагог называет слова, ребёнок определяет буквенный состав и проходит лабиринт при помощи маркера так, чтобы сложилось названное слово. |
«Двух/четырёхцветные квадраты Воскобовича» |
| |
«Геоконт Малыш» |
| Помоги ворону Метру сделать гнёзда для зимующих птиц. |
«Чудо-крестики 2» |
| Дети обводят детали чудо-крестиков, каждый складывает из них картинку (куда поведёт воображение) и сочиняет собственную историю. |
«Кораблик Брызг-Брызг» |
| Капитан Гусь даёт ребятам-матросам команды, сколько флажков повесить на мачты, сколько снять. Матросы отчитываются о количестве флажков и их цвете на мачтах, называя порядковые номера. |
«Прозрачный квадрат» |
| Ребёнок играет со льдинками озера Айс (синими деталями): находит лишнюю в ряду, придумывает продолжение цепочки, находит общее у фигур. |
«Логоформочки 5» |
| Педагог показывает ребёнку фигуру, просит посмотреть, из каких деталей она состоит. Задачей ставится собрать только вершки или корешки фигуры. |
Это важно.
Некоторые игры Воскобовича можно использовать в работе со школьниками (8–12 лет). Например, в рамках специализированного курса по естественно-научному развитию.
- «Прозрачный квадрат»,
- «Геоконт»,
- «Коврограф»,
- «Логоформочки»,
- «Чудо-крестики».
Фотогалерея: коврограф и другие игровые пособия для детей 4–8 лет
Мини-версия Коврографа Ларчик подразумевает собственный игровой коврик для каждого ребёнка
Заниматься с маркерами, которые стираются губкой, очень нравится ребятам
Коврограф — часть предметно-развивающей среды, с ним и играют, и фантазируют, и учатся
Подобно Каю из сказки, дети выполняют задания с импровизированными льдинками
Конструирование трёхмерный фигур — задача для деток постарше
Дошкольники 4–7 лет конструируют сложные картинки по чёрно-белым схемам
Видео: занятие по математике с использованием игры «Крестики 2» Воскобовича
Как проводить занятия по играм Воскобовича
Как было сказано ранее, игры Воскобовича имеют широкий возрастной диапазон. С годовалыми малышами занимаются простой сортировкой предметов. Будущим первоклассникам будет интересно познавать мир цифр и букв. Играть можно и дома, и в образовательном учреждении.
Универсальность игровых пособий состоит и в возможности проводить занятия в разных формах:
- индивидуальной,
- групповой,
- в подгруппе.
Ко всем игровым материалам Воскобовича составлены методические рекомендации. Педагогам обязательно к ознакомлению авторское объяснение игр. Готовых сказочных рассказов может не существовать, но автор даёт ключи, как заинтересовать ребёнка — рассказом и игровыми предметами.
Сначала малыш знакомится со сказочными героями. Затем устраивается совместная с педагогом деятельность. Освоение игровых приёмов происходит постепенно, нужно быть чутким к способностям и индивидуальному темпу воспитанника.
Важно.
Игры Воскобовича требуют от детей внимательности и зачастую усидчивости. Чем младше дети, тем быстрее они теряют интерес и устают. Необходимо чередовать развивающие игры с музыкальными и динамическими паузами.
В старших группах детского сада игры Воскобовича включают в занятия НОД: по математике, развитию речи, изучению окружающего мира.
Когда ребятами освоены принципы игры с фигурами (конструирование различными способами), пособия Воскобовича рекомендуется хранить в игровом уголке, чтобы дети использовали их в самостоятельной деятельности.
Пособия для игр Воскобовича своими руками
Готовые комплекты Воскобовича с методическими пособиями можно приобрести. Дополнительно к основным наборам покупаются приложения. Своими руками игровые пособия по Воскобовичу тоже можно сделать. С одной стороны, это существенно сэкономит средства. А с другой, если привлечь к изготовлению детей, материал станет ещё более ценным.
Фиолетовый лес
Уголок по сенсорике замечательно дополнит знаменитый «Фиолетовый лес» Воскобовича.
- В качестве основы послужит доска ДСП или плотный картон. Поверхность можно обклеить старыми обоями.
- Наклеиваются отрезы фетра: зелёный — трава, голубой — небо.
- Далее фиксируются объекты средней величины — деревья. Рекомендовано пользоваться клеевым пистолетом.
- Детали меньшего размера (птицы, плоды, листья, следы) должны быть съёмными, то есть иметь липучки с обратной стороны.
- Сказочных персонажей можно выполнить из текстильных материалов или распечатать на плотной бумаге.
Квадрат Воскобовича (инструкция с фото)
- Подберите контрастные цвета для треугольников.
- Расчертите на картоне необходимое количество треугольников. Для двухцветного необходимо по 16 штук каждого цвета, для четырёхцветного — по 8 штук. Размеры треугольников можете использовать стандартные (6*4,5*4,5 см).
- Вырежьте треугольники.
- Исходя из размеров треугольников, определитесь с размерами основы. Для стандартных размеров основа будет 15*15 см.
- Склейте треугольники попарно контрастными цветами: синий-жёлтый, красный-зелёный. Всего должно получиться 16 треугольников.
- Далее если вы используете скотч, склейте треугольники между собой с двух сторон, согласно количеству выбранных для квадрата цветов.
- Если вы используете плёнку, то сначала отмеряйте размеры основы квадрата. На основе расположите квадраты в необходимой последовательности. Сложите плёнку по верхней границе и аккуратно проклейте квадраты с другой стороны. У вас получится цельная основа вашего квадрата. В случае если вы используете скотч, то будет много мест его соединения.
Фотогалерея: Геоконт своими руками
Понадобятся квадратная дощечка, краски, кисти, линейка, чёрный фломастер, кнопки
Закрашиваем квадрат полностью жёлтым цветом
Проводим линии по двум диагоналям чёрным цветом
Проводим вертикальную и горизонтальную перпендикулярные линии через центр чёрным цветом
Чертим квадраты со сторонами 6см, 9см, 15см, 20см. Проверить соединение углов по диагоналям
Места пересечения линий обозначаем цифрами от центра (Ц) к краям (1–4)
Декорируем точки пересечения цветными кнопками. Верхний отрезок — белый. Далее следуем порядку цветов радуги. Центр — чёрный
Пособие готово
Фотогалерея: картинки для игр Воскобовича
Галчонок Каррчик
Жёлтый гномик
Голубой гномик
Китёнок Тимошка
Магнолик
Ворон Метр
Малыш Гео
Совет.
Распечатанные картинки с персонажами можно наклеить картон и покрыть лаком. Сделайте несколько вариантов фигурок: на подставке, с липучкой и с магнитиком.
Литература по играм Воскобовича
- Бондаренко Т. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича
- Воскобович В., Вакуленко Л. Развивающие игры Воскобовича
- Харько Т. Методика познавательно-творческого развития дошкольников
Отзывы о технологии Воскобовича
Персонажи, цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, звёздочки запрета, попугай Эник и многое другое — всё это методические ноу-хау, которые помогают малышам быстрее освоиться с чтением.
Новак О. В., воспитатель МДОУ д/с №59 «Умка», г. Подольск
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/08/01/igry-v-v-voskobovicha
В нашей группе Коврограф, Фиолетовый лес и развивающие игры Воскобовича часто используются как часть занятия. Очень часто мы используем физминутки, с героями, придуманными В. Воскобовичем. Для побуждения ребёнка к занятиям по «Развивающим Играм Воскобовича» достаточно организовать один раз объяснение правил и задач. Дети с удовольствием играют, и мы решили, что будем продолжать использовать эти игры в дальнейшей работе с детьми.
Варяница М. А., воспитатель ЧДОУ « Детский сад № 96 ОАО «РЖД», г. Ростов-на-Дону
https://infourok.ru/otchet-o-primenenii-razvivayuschih-igr-voskobovicha-3457262.html
Игры В. Воскобовича — необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны.
Харитонова Н. Г., детский сад №9 «Берёзка», г. Снежногорск
https://www.maam.ru/detskijsad/razvivayuschie-igry-v-v-voskobovicha-408237.html
Логические игры я очень люблю сама, также их полюбил и наш ребёнок, а как иначе?) «Квадрат Воскобовича» считаю очень интересной логической игрой, задачи в которой порой и взрослый решает не с ходу) А уж детям тренировать логическое мышление очень важно и эта игра отлично поможет в этом плане!
ekagur, г. Москва
https://otzovik.com/review_4098966.html
Удивительно, но игры Воскобовича миролюбивы и не вызывают соперничества. <,…>, Крик ребёнка: «Я первый сделал!», — практически не вызывает ревности и раздражения. Ребёнок знает, что и он сейчас сделает, у него всё для этого есть и его ждёт радость открытия.
Макушина С., педагог-психолог
Игровые пособия Воскобовича отвечают требованиям современной системы образования. С их помощью создаётся комфортная среда, в которой дети развивают мыслительные и творческие способности. Игры с геометрическими фигурами и кубиками не становятся рутинным занятием, ведь действия сопровождаются сказочными сюжетами. И проблемы перед детьми ставятся не только учебные, в играх Воскобовича малыши расширяют понятия о добре, дружбе, счастье.