Патриотическое воспитание дошкольников, являясь одним из ключевых направлений образования, реализуется, в том числе и через знакомство детей с государственными праздниками. В частности, с Днём Победы. Но готовясь к мероприятиям, посвящённым 9 Мая, перед педагогом встаёт вопрос выбора формы и содержания разговора об этом событии с детьми конкретной возрастной группы.
Особенности объяснения дошкольникам значения Дня Победы
Тема «День Победы», согласно ФГОС, включается в рабочую программу ежегодно начиная с первой младшей группы. Целями введения этой темы в учебно-воспитательный процесс является:
- расширение багажа знаний о героическом прошлом родины,
- формирование представлений о таких понятиях, как «героизм», «подвиг»,
- воспитание гордости за подвиг народа в войне против фашизма.
Чтобы выбрать подходящую и доступную форму объяснения сути праздника, подобрать материал, нужно учитывать задачи разработки темы в разных группах детского сада.
Таблица: задачи разработки темы «День Победы» с детьми разного возраста
Возрастная группа | Задачи |
Первая младшая |
|
Вторая младшая |
|
Средняя группа |
|
Старшая |
|
Подготовительная |
|
Работа с темой может быть организована на занятии, а также на экскурсии к Памятнику неизвестному солдату.
Рассказ о Дне Победы в контексте организации традиционного утренника носит характер предварительной работы по теме, поэтому проводится накануне торжества.
Для рассказа о Дне Победы стоит обратиться к:
- объяснению (ведущая форма изложения материала в младших группах)
- беседе (подключается в арсенал приёмов работы с детьми со второй младшей группы, а в среднем и старшем дошкольном возрасте является основной формой выстраивания взаимодействия по теме),
- художественной литературе — поэзии и прозе,
- подключению наглядных материалов — обязательному сопровождению всех других приёмов объяснения темы (презентациям, картинкам, фото, видеороликам), так как у дошколят ведущим является зрительный канал восприятия информации.
Формы для раскрытия темы могут комбинироваться, но при этом они должны соответствовать уровню развития ребят и образовательным задачам.
Закрепить знания, полученные в ходе обсуждения Дня Победы, дети могут с помощью раскрасок в младших группах и создании тематических рисунков в средней и старших.
Подборка для первой младшей группы
Несмотря на возраст детей в материалах есть и объяснение, и наглядность, и художественная литература.
Объяснение
Разъяснение для малышей следует начинать с того, что День Победы — это праздник. Причём фразу желательно сделать вопросительной: «А вы знаете, какой скоро праздник?» Это позволит привлечь внимание ребят. Далее формулируется объяснение.
Стихотворения для первой младшей группы
Малыши легче усваивают рифмованные строки, поэтому объяснение нужно сопровождать стихотворениями:
- Майский праздник — День Победы Отмечает вся страна. Надевают наши деды Боевые ордена. Их с утра зовёт дорога На торжественный парад. И задумчиво с порога Вслед им бабушки глядят. (Белозёров Т.),
- В небе праздничный салют, Фейерверки там и тут. Поздравляет вся страна Славных ветеранов. А цветущая весна Дарит им тюльпаны, Дарит белую сирень. Что за славный майский день? (Н. Иванова),
- Мир и дружба всем нужны, Мир важней всего на свете, На земле, где нет войны, Ночью спят спокойно дети. Там, где пушки не гремят, В небе солнце ярко светит. Нужен мир для всех ребят. Нужен мир на всей планете! (Н. Найдёнова).
Наглядность
Слово педагога должно сопровождаться наглядностью. При этом, учитывая возраст ребят, акцент опять-таки делается именно на сам праздник, а не на исторический повод. То есть это могут быть изображения салюта, ветеранов с наградами, орденов, георгиевской ленты.
Фотогалерея: подборка фото для первой младшей группы
Рассказывая о Дне Победы, нужно упомянуть символы этого праздника, в частности, георгиевскую ленту, гвоздики
В разговоре с малышами важно подчёркивать, что День Победы — это наш общий праздник
В День Победы ветераны надевают свои ордена и медали
В Параде на День Победы участвуют тысячи военных
В День Победы мы поздравляем ветеранов и дарим им цветы
Награждение Орденами часто происходило в боевой обстановке сразу же после совершения подвига
На Параде Победы можно увидеть современные образцы военной техники
В День Победы и взрослые, и дети отдают дань уважения и памяти подвигу прадедов
Подборка для второй младшей группы
Разъяснение того, что значит «День Победы», можно выстроить на основе материала, изученного в прошлом году.
Объяснение и беседа
Разговор с детьми на тему может строиться по вопросам:
- Какой праздник отмечается 9 Мая?
- Сколько длилась война?
- Кто сражался за нашу Родину?
- Кого мы называем ветеранами?
Такая беседа позволит педагогу выяснить, какие моменты нужно освежить в памяти детей, на чём сделать акцент в объяснении.
В качестве «скелета» разъяснения материала под задачи изучения темы во второй младшей группе в своей педагогической деятельности я использую следующий.
Видео: объяснение на тематическом занятии, посвящённом Дню Победы, в младшей группе
Художественная литература по теме
В рассказ о Дне Победы для второй младшей группы лучше использовать рифмованные строки — их ритм привлекает внимание ребят и не даёт «заскучать» на длинном тексте. Среди подходящих произведений можно назвать:
- стихотворение В. Орлова «Брат мой в армию идёт»,
- День Победы 9 Мая — Праздник мира в стране и весны. В этот день мы солдат вспоминаем, Не вернувшихся в семьи с войны. В этот праздник мы чествуем дедов, Защитивших родную страну, Подарившим народам Победу И вернувшим нам мир и весну! (Н. Томилина),
- Что такое День Победы? Это утренний парад: Едут танки и ракеты, Марширует строй солдат. Что такое День Победы? Это праздничный салют: Фейерверк взлетает в небо, Рассыпаясь там и тут. Что такое День Победы? Это песни за столом, Это речи и беседы, Это дедушкин альбом. Это фрукты и конфеты, Это запахи весны… Что такое День Победы — Это значит — нет войны (А. Усачёв).
Педагог зачитывает стихотворение, а затем, на его основе, объясняет суть праздника.
Наглядные материалы
База картинок пополняется фотографиями солдат ВОВ, Парада Победы 1945 года. Кроме того, для иллюстрации разговора о Дне Победы можно включить мультимедийную презентацию или видеоролики, которые дети просматривают, а затем обсуждают с педагогом.
Фотогалерея: подборка фотоматериалов для второй младшей группы
Первый Парад Победы был полон радости и слёз
Люди долгих 4 года ждали Победы над фашистами
В годы войны в тылу трудились даже малыши
Торжества в День Победы традиционно завершаются салютом
Г.К. Жукова называют Маршалом Победы
В годы войны тысячи людей отправлялись в эвакуацию, чтобы не оказаться на оккупированной фашистами территории
Видео: мультфильм по сказке К. Паустовского «Солдатская сказка»
Материалы для средней группы
В работе с детьми 4–5 лет объяснение вплетается в структуру беседы.
Объяснение и беседа
В разговоре педагог останавливается на тех моментах, понимание которых вызывает затруднение у ребят. Например, как дети могли помочь одержать победу, оставаясь в тылу. Беседу удобно выстраивать по вопросам к тексту стихотворения:
- Ребята, понравилось ли вам стихотворение Т. Белозёрова «День Победы»?
- О ком и о чём оно?
- Что в стихотворении вам было непонятно?
На основании ответов на последний вопрос педагог строит своё объяснение, обязательно оговаривая даты начала и окончания войны.
Примерами выстраивания структуры беседы могут быть публикации:
- Гладко С.А. – материал интересен лаконичностью и информативностью объяснений педагога,
- Головиной В.М. – в беседу включены также рассказы ребят о своих воевавших родственниках,
- Коротаева С.Г. – беседа интересна тем, что в структуру введена информация о Г.К. Жукове — герое ВОВ.
Художественная литература
Список литературных произведений для средней группы расширяется прозаической формой. В рассказ о Дне Победы воспитатель может включать отдельные цитаты или отрывки. Например, говоря об уважении к ветеранам, почитании их подвигов, можно привести в пример Игорька, который решил взять поносить дедушкин орден в рассказе А. Митяева.
В подборку художественных произведений можно включить:
- повесть С. Георгиевской «Галина мама» (например, отрывок о том, как Галиной маме вручали орден, какие слова говорили в контексте разъяснения того, что такое подвиг в годы войны),
- рассказы Л. Кассиля о героях войны «Твои защитники» (тексты небольшие, поэтому они могут быть основой для беседы по теме).
Иллюстрацией мысли о важности помнить и уважать героев войны может служить стихотворение М. Исаковского «Навек запомни».
Наглядность
В список обязательных иллюстраций для разговора о Дне Победы в средней группе включаются:
- фото маршала Жукова, принимающего парад Победы,
- фотография серии «Знамя Победы над рейхстагом»,
- фото Могилы Неизвестного Солдата (в Москве и родном городе).
Можно использовать готовые презентация для иллюстрации беседы о Дне Победы:
- Ташимовой Н. (слайды сопровождаются прописанными комментариями педагога),
- Королёвой М.А. (чёрно-белые фотографии с редкими лаконичными комментариями является подходящим сопровождением беседы на тему «День Победы»),
- «День Победы для дошкольников», в которой раскрывается предназначение Вечного огня, а также объясняется, почему люди плачут в День Победы.
Фотогалерея: подборка фотоматериалов для средней группы
Возложение цветов к военным памятникам является традицией
Водружение советского флага над рейхстагом — зданием германского правительства — произошло 1 мая 1945
В средней группе дети знакомятся с датами начала и окончания ВОВ
В центре мемориала «Могила Неизвестного Солдата» в Москве расположена ниша с надписью «Имя твоё неизвестно, подвиг твой бессмертен»
В Братских могилах захоронены тысячи советских солдат, воевавших против фашистов
Вечный огонь является символом памяти потомков о подвиге дедов на войне
Видео: тематическое занятие ко Дню Победы в средней группе
Материалы для старших дошкольников
Для старшей группы рассказ о Дне Победы, о войне становится более личным, то есть с подключением информации из истории семей воспитанников. В подготовительной группе всё изученное обобщается, поэтому особых отличий в плане формы и содержания в беседах о праздновании 9 Мая в этих группах не будет.
Беседа
Разработка темы праздника идёт в беседе. Обычно педагог предлагает какое-то литературное произведение, которое дети обсуждают, а затем под его суть подстраиваются небольшие рассказы ребят о своих родственниках, принимавших участие в ВОВ. «Поводом» для беседы могут быть такие стихотворения:
- День Победы — праздник всей страны! Празднуют и взрослые, и дети. Чтобы в мире не было войны, Человек Земли за всё в ответе. Пусть улыбнётся солнце на рассвете, И радостью прольётся в каждый дом. Пусть веселятся дети на планете. И будет ясным синий небосклон. Хоть сейчас мы маленький народ. Мир построить на Земле готовы. Чтоб сберечь планету от невзгод, Скинем мы с неё войны оковы. Чтоб услышать детский смех весной, В голубых объятиях эфира, Нужно дружно жить одной семьёй, Постараться всем народам мира (Г. Рукосуева),
- Спасибо героям, Спасибо солдатам, Что мир подарили, Тогда — в сорок пятом! Вы кровью и потом Добыли Победу. Вы молоды были, Сейчас — уже деды. Мы эту победу — Вовек не забудем! Пусть мирное солнце Сияет всем людям! Пусть счастье и радость Живут на планете! Ведь мир очень нужен — И взрослым, и детям! (Ольга Маслова),
- Ещё тогда нас не было на свете, Когда гремел салют из края в край. Солдаты, подарили вы планете Великий Май, победный Май! Ещё тогда нас не было на свете, Когда в военной буре огневой, Судьбу решая будущих столетий, Вы бой вели, священный бой! Ещё тогда нас не было на свете, Когда с Победой вы домой пришли. Солдаты Мая, слава вам навеки От всей земли, от всей земли! Благодарим, солдаты, вас За жизнь, за детство и весну, За тишину, За мирный дом, За мир, в котором мы живём! (М. Владимов),
- стихотворение С. Михалкова «После победы» (текст можно использовать как своего рода клятву героям войны, обещание не забывать их подвиг).
Чтобы помочь старшим дошколятам составить целостное представление о том, что Победа — заслуга не только солдат, но и тружеников тыла, можно за основу использовать беседу Левановой Т.А. «День Победы 9 Мая».
Беседа с перечислением всех участников Парада Победы представлена в публикации Басмановой Ю.
Обращение к опыту ребят, в частности, к знаниям памятников Победы, в качестве основы для беседы показано в публикации Сухоруковой С.В.
Художественная литература
В подборку художественных текстов — отрывками или в виде пересказа педагога — в беседу можно включить:
- рассказ Г. Черкашина «Кукла» (текстом можно проиллюстрировать объяснение, что такое «блокада Ленинграда» – как в семье девочки топили печку стульями, ходили на речку за водой и пили воду вместо чая, называя напиток «белая ночь»),
- рассказ С. Алексеева С. Алексеева «Брестская крепость», в котором описывается подвиг солдат и их детей (дети отказались от воды, чтобы напиться смогли солдаты, оборонявшие город).
Наглядность
Основой наглядного блока для рассказа о Дне Победы должны быть фотографии из семейных архивов детей с родственниками, принимавшими участие в ВОВ, а также памятники победы. В начале разговора можно, как и в предыдущие годы, использовать презентации, например:
- Гребневой Т.В. с рассказом о масштабности военных действий,
- Мироновой Г.А. с описанием подвига детей и женщин, а также материалами о блокаде Ленинграда,
- Соловьёвой М.Н. (комментарии к слайдам можно найти здесь) – в материалах в обобщённом виде представлена вся изученная по теме войны и Победы информация.
Кроме того, для обобщения знаний ребят по теме в качестве основы для беседы можно посмотреть видеоролик «Дедушка, скажи, как всё начиналось». После просмотра ребята отвечают на такие вопросы:
- Что натолкнуло мальчика на мысль, спросить дедушку о войне?
- Какую цель преследовали фашисты, развязывая войну?
- Кто стоял во главе фашистов?
Фотогалерея: подборка фотоматериалов для старшего дошкольного возраста
Педагог обращает внимание ребят, что памятник может быть не один, а несколько, объединённых в комплекс, например, Мемориальный комплекс «Курская дуга» в Курске
Памятник Воинам-освободителям в Киеве выделяется оригинальностью: во-первых, солдат не стоит, а сидит, и во-вторых, кроме решительности, в его взгляде читается огромная усталость
Мемориал «Брестская крепость-герой» — один из крупнейших памятников мужества и отваги советских людей, отстоявших свою свободу в Великую Отечественную войну
Две железобетонные арки (вес 32 тонны, высота 7 метров) символизируют кольцо блокады, разрыв между ними — Дорогу жизни транспортную магистраль через Ладожское озеро
Видео: «Дедушка, расскажи о войне» – рассказ о войне
Видео: рассказ о военном подвиге и воинских профессиях для старших дошкольников
День Победы является одним из самых ярких патриотических праздников. И в детских садах торжественные мероприятия по этому поводу начинаются с тематического рассказа или беседы педагога с детьми о том, что такое война, к каким потерям и последствиям она ведёт. Поскольку тема предполагает ежегодное к ней обращение, задача взрослого подобрать форму и содержание этого рассказа под возраст аудитории.