Работа с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) требует высокого профессионализма сотрудников. И хорошее образование, любовь к малышам — ключевые составляющие педагогического мастерства. Однако есть ещё один аспект деятельности, который играет роль вечного двигателя в работе с подрастающим поколением. Речь идёт о самообразовании педагога — постоянном саморазвитии и совершенствовании используемых приёмов и методов работы.
Теоретические аспекты процесса самообразования воспитателя ДОУ
Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) самообразование (в некоторых источниках — саморазвитие) определено процессом постоянной познавательной работы педагога, носящей характер методического совершенствования знаний, умений и навыков взаимодействия с детьми, родителями и коллегами.
Это интересно. Несмотря на то что понятия самообразование и саморазвитие в педагогических источниках часто взаимозаменяемы, между ними есть различия. В частности, отличительной чертой саморазвития является то, что эта работа может включать не только образовательный компонент, но и физическое самосовершенствование. В то время как самообразование подразумевает только расширение границ познавательной сферы.
Самообразование воспитателя: цели и задачи
Пополнение собственных методических наработок членов педагогического коллектива детского сада ставит перед собой следующие цели:
- знакомство с новаторскими психолого-педагогическими технологиями, их освоение и поиск оптимальных способов сочетания с теми, что уже применяются в работе,
- улучшение качества образования в разновозрастных группах за счёт систематизации передового методического и психолого-педагогического опыта коллег,
- создание подходящих условий для всестороннего физического, психического развития малышей, а также для воспитания креативных личностей.
Для достижения обозначенных выше целей самообразования педагог в работе решает ряд задач:
- Определяет рациональность использования тех или иных педагогических технологий в соответствии с возрастными особенностями детей. Например, в рамках развития изобразительных способностей ребят второй младшей группы использование индивидуальной формы работы будет неуместным, так как дети ещё слишком малы. А вот групповая работа малышей с родителями для создания поделок, рисунков уже вполне допустима.
- Формулирует проблемы, с которыми сталкивается в работе с воспитанниками конкретной возрастной категории. Например, в средней группе это может быть неодинаковый уровень речевого развития. В том смысле, что некоторые дети уже чётко говорят полными предложениями с допустимыми для этого возраста отклонениями в звуковом ряду, в то время как другие малыши не только плохо формулируют свои мысли, но и имеют нарушения в работе артикуляционного аппарата, то есть дефектов у них много.
- Знакомится с методическими наработками коллег, посещая занятия других педагогов, изучая процесс и результаты работы через интернет, методические печатные издания.
- Способствует расширению границ познавательной, трудовой и игровой активности у подопечных (особенно через организованную совместно со взрослыми деятельность).
Таким образом, задачи работы по самообразованию носят преемственный характер, то есть из года в год педагог освещает один и тот же комплекс вопросов, но на актуальном для конкретного возраста детей уровне.
Принципы саморазвития
Процесс работы по усовершенствованию имеющихся педагогических наработок опирается на 4 принципа:
- Непрерывность. Как уже было сказано, на основании одного комплекса тем, педагог выбирает ту или иную тему, разрабатывает её в течение одного учебного года, реже двух. Получается, что самообразование сопровождает весь период педагогической деятельности воспитателя в ДОУ.
- Взаимосвязь. Принцип, непосредственно связанный с первым. Например, рассматривая вопросы речевого развития малышей 3–4 лет, воспитатель не сможет полноценно раскрыть тему без учёта наработок по этой теме в предшествующем году, то есть в работе с малышами 2–3 лет. Поэтому довольно часто подобные вопросы рассматриваются в рамках объединённых пар групп: «Речевое развитие детей первой и второй младших групп ДОУ» или «Развитие мелкой моторики в старших группах в аспекте подготовки руки к письму».
- Соответствие направления раскрытия выбранной темы общей стратегии образовательного процесса в детском саду. Например, в 2016 году ФГОС были рекомендованы темы, связанные с инклюзивным образованием в ДОУ, хотя раньше эта тематика была прерогативой исключительно учителя-дефектолога. Так, если в группе есть дети с нарушениями в развитии, то вопрос самообразования может включать либо отдельные аспекты работы с такими малышами, либо быть полностью посвящённым практике вовлечения ребёнка-инвалида в учебно-воспитательный процесс, работе с семьями таких малышей и т. д.
- Доступность. Этот принцип касается, во-первых, практической реализации проекта по самообразованию. Проще говоря, если педагог рассматривает нетрадиционные техники рисования в первой младшей группе, то изобразительная деятельность пальчиками будет вполне соответствовать уровню развития и восприятия ребят, в отличие от, например, создания картинок мыльными пузырями. А во-вторых, одной из форм отчётности по реализации программы самообразования является презентация опыта молодым коллегам. Это представление собственных наработок, которое должно быть понятно другим не только с методической, но и с общекультурной точки зрения. Не стоит пугать аудиторию сложными терминами, проектами космического масштаба и пр.
Формы работы
Образовательная деятельность ДОУ подразумевает взаимодействие и взаимосвязь всех, кто принимает участие в процессе обучения, развития и воспитания подрастающего поколения. Это педагогический коллектив как субъект образовательного процесса, малыши и их родители как объекты деятельности. Поэтому и формы работы по самосовершенствованию педагогического мастерства, так или иначе, включают в работу все обозначенные категории лиц.
- Собственное профессиональное развитие посредством ознакомления с материалами по изучаемому вопросу через книги, интернет, печатные издания, участие в вебинарах, очных и заочных семинарах, мастер-классах и пр.
- Непосредственная работа с детьми в рамках учебно-воспитательного процесса, прогулок, проведения досуга.
- Сотрудничество с семьёй. Эта работа практически реализуется, например, в форме проведения круглых столов, организации телефона доверия, родительских собраний, тренингов с членами семей подопечных.
- Тесная связь с коллегами. Обмен опытом на уровне теории (например, посредством доклада на педсовете) и на стадии практики (к примеру, организация и проведение показательного занятия, которое соотносится с выбранным вопросом самообразования).
Программа работы над темой самообразования
Организация процесса освещения вопроса зависит от того, насколько тщательно и методически правильно будет выстроена работа.
Выбор темы
На этом этапе, который обычно приходится на август–сентябрь, педагог формулирует тему исследования в зависимости от тех актуальных вопросов, с которыми он сталкивается в своей деятельности.
Расположение детского сада вблизи проезжей части определяет актуальность выбора одной из тем, касающейся технологий здоровьесбережения, связанную с изучением правил дорожного движения на доступном конкретному возрасту уровне.
Рекомендованные ФГОС темы для педагогов детских садов
Перечень тем является общим для воспитателей всех групп, различия определяются особенностями, характерными для возраста подопечных. Например, в младших группах развитие мелкой моторики будет сосредоточено на выборе оптимального списка пальчиковых упражнений, а в старших акцент делается на тренировочных заданиях, направленных на подготовку руки к письму.
Примерный список тем самообразования педагогов ДОУ (автор — Н. Оноприенко):
- Активизация словаря детей младшей возрастной группы.
- Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет.
- Воспитание дошкольников посредством трудовой деятельности.
- Воспитание нравственных качеств детей дошкольного возраста посредством русских народных сказок.
- Гендерное воспитание дошкольников в условиях детского сада.
- Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста.
- Дидактические игры в обучении детей основам математики.
- Духовно-нравственное воспитание дошкольников.
- Духовно-нравственное воспитание детей посредством чтения художественной литературы.
- Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС.
- Игра как средство общения дошкольников.
- Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.
- Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе.
- Использование развивающей игры во время НОД по математике с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
- Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 2–3 лет.
- Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников.
- Методика формирования правильной осанки и профилактика её нарушения у дошкольников.
- Народные подвижные игры, их значение в физическом воспитании дошкольников.
- Обогащение социального опыта дошкольников в условиях детского сада и семьи.
- Оздоровительная гимнастика после дневного сна, её значение.
- Организация работы в ДОУ по патриотическому воспитанию.
- Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства.
- Пересказ художественных произведений с помощью картинок.
- Подвижная игра как средство развития физических качеств детей (среднего, старшего) дошкольного возраста.
- Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников.
- Правила дорожного движения для дошкольников.
- Приёмы активизации умственной деятельности в процессе ознакомления детей с природой.
- Проектная деятельность с детьми младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
- Проектный метод в духовно-нравственном воспитании дошкольников.
- Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста.
- Развитие диалогического общения детей в разновозрастной группе (4–7 лет).
- Развитие игровой деятельности у детей раннего возраста.
- Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через общение с природой.
- Развитие математических представлений в дошкольном возрасте.
- Развитие математических способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.
- Развитие мелкой моторики дошкольников.
- Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования.
- Развитие познавательной деятельности дошкольников.
- Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования.
- Развитие речи детей раннего и младшего дошкольного возраста.
- Развитие речи — уроки риторики и речевой этикет.
- Развитие сенсорных способностей дошкольников.
- Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры.
- Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности.
- Развитие творческих способностей дошкольников средствами кукольного театра.
- Речевое развитие дошкольников.
- Роль двигательного режима для здоровья дошкольников.
- Роль игры в физическом развитии и укреплении здоровья дошкольника.
- Роль загадки в развитии дошкольника.
- Роль народных праздников в приобщении дошкольников к русским народным традициям.
- Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста.
- Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.
- Сказкотерапия как средство формирования и развития речи дошкольников.
- Современные подходы к реализации задач образовательной области «Познание».
- Театр как средство формирования связной речи дошкольников.
- Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности ребёнка.
- Физическое развитие детей в игровой деятельности.
- Физкультурно-оздоровительная работа с детьми.
- Формирование коммуникативных качеств у детей младшего (среднего, старшего) дошкольного возраста.
- Формирование коммуникативных качеств у детей старшего дошкольного возраста через общение с природой.
- Формирование культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
- Формирование начал экологической культуры дошкольников.
- Формирование основ педагогического мастерства.
- Формирование патриотических чувств у дошкольников.
- Формирование речи детей в игровой деятельности.
- Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника.
- Художественно-речевое развитие детей через совместную театрализованную деятельность детей и родителей.
- Экологическое воспитание дошкольников в детском саду.
- Экологическое развитие детей в младшей (средней, старшей) возрастной группе.
Организационный период
По срокам он совпадает с этапом выбора темы — август–сентябрь — и заключается в проработке следующих позиций:
- аргументация актуальности, то есть краткое объяснение того, какие знания, умения и навыки получат дети, родители и коллеги в процессе исследования выбранного вопроса,
- формулирование целей и задач работы,
- определение форм работы с объектами и субъектами образовательного процесса,
- начало оформления папки по самообразованию: подбор заглавий к теоретическому и практическому разделам, а также к блоку подведения итогов.
Пример обоснования актуальности темы самообразования
Проблема: «Экологическое воспитание детей в природе как формы работы с субъектами образовательного пространства в рамках долгосрочного экологического проекта «Сохраним растительный и животный мир особо охраняемых природных территорий».
Природа оказывает важное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить их не только брать, но и заботиться о природе, охранять и приумножать её богатства. Воспитание правильного отношения детей к природе, умения бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействием на детей в семье. Поэтому необходимо продолжать распространять среди педагогов и родителей экологические знания на природоохранную тематику «Растительный и животный мир особо охраняемых природных территорий», продолжать пропагандировать природоохранную деятельность.
Анастасия Караганова, воспитатель детского сада «Сказка», ГБОУ СОШ №5 «ОЦ ЛИДЕР», г. Кинель, Самарская область
http://www.maam.ru/detskijsad/plan-samobrazovanija-vospitatelja-karaganovoi-anastasija-vladimirovna-s-p-ds-skazka-g-o-kinel.html
Освоение теории и практическая реализация
Этот этап длится с октября по апрель и включает решение следующих задач:
- изучение психолого-педагогических и методических материалов по теме исследования, систематизация полученных данных, составление кратких обзоров статей, а также картотеки методов и приёмов в работе над выбранной темой, примеры подходящих дидактических игр, сценариев развлечений,
- составление плана и реализация практического внедрения теории, то есть сценариев конспектов занятий, прогулок, досуга, списка форм работы с семьёй, подготовка выступлений на мастер-классах, педсоветах, методических объединениях специалистов.
Выводы
Эта работа проводится в конце учебного года и предполагает организацию разных форм отчётности о процессе и итогах проделанной работы. Формы отчётности подбираются в зависимости от тех участников образовательного процесса, перед которыми презентация организуется. Кроме того, некоторые виды отчётов используются и на других этапах работы (организационном, этапе освоения теоретических материалов и практической реализации).
- Видео- и фотоотчёты используются для коллег-педагогов, мам и пап, а также для детей, которые с удовольствием посмотрят на себя в продуктивной деятельности.
- Круглый стол. Проводится для родителей, коллег на начальном и заключительном этапе.
- Открытые занятия также организуются для родителей и коллег. Обычно 2 раза в год: в начале учебного года и в конце.
- Мастер-классы. Очень востребованная форма подведения итогов, так как позволяет наглядно продемонстрировать эффективность использования методов и приёмов в работе с детьми (например, ИКТ как одна из технологий развития речи в старшей группе через составление описания сюжета видео, просмотренного без звука).
- Выступления на педагогических советах с самоанализом по проделанной работе.
- Познавательно-развлекательные мероприятия. К примеру, ярмарки в качестве практической реализации темы, связанной с возможностями театрализованной деятельности в рамках художественно-речевого развития ребёнка.
- Институт наставничества. Проведение мероприятий по передаче опыта молодым педагогам. Такая форма взаимодействия педагогических кадров есть не во всех ДОУ.
- Публикации в журналах, газетах, а также на специализированных интернет-порталах.
- Папка с материалами по самообразованию. Это непременный вид отчётности на каждом из этапов разработки темы. Причём оформление папки — это итог самообразования педагога на протяжении всей профессиональной деятельности. Другими словами, ежегодно папка пополняется на одну тему, исследование которой структурируется по определённому плану.
Это интересно. Результаты работы по саморазвитию включены в перечень необходимых материалов, которые предоставляются комиссии в рамках аттестационной кампании в год повышения квалификационной категории педагога.
Структура папки по самообразованию
- Титульный лист, на котором педагог указывает своё имя, стаж работы, квалификационную категорию, тему самообразования и учебный год.
- Обоснование актуальности темы.
- Цели и задачи исследования.
- Перечень запланированных форм работы с детьми, родителями и коллегами.
- Список печатных и электронных источников по теме.
- Описание примеров практической деятельности (конспекты занятий, сценарии мероприятий, фотоотчёты).
- Презентация итогов проделанной работы (собственные публикации, методические разработки и пр.).
- Самоанализ. Как правило, он делается в любой форме на усмотрение педагога. Воспитатель кратко описывает все этапы работы, сопровождая этот обзор выводами, что получилось, а что — не совсем или вовсе не нашло практического применения. Кроме того, на этом уровне педагог определяет перспективу дальнейшей деятельности по саморазвитию.
Примеры составления перспективных планов по самообразованию
Структура плана разрабатывается методическим советом ДОУ, поэтому его формы могут отличаться. Встречаются как разработки узкого направления в рамках выбранной темы самообразования с перечнем форм и видов работы (например, по работе с воспитанниками определённого возраста), так и подробные планы с кратким самоанализом по каждому этапу работы. Во втором случае эта форма отчётности не оформляется отдельно, что удобно с точки зрения соблюдения принципа компактности организации методических материалов воспитателя.
Таблица: фрагмент плана «Развитие детского творчества через народное декоративно-прикладное искусство»
Автор | Евдокименко С.Н., воспитатель ДОУ, г. Дмитров | ||
Тема | Срок разработки | Месяц | Содержание работы |
Глиняная народная игрушка | 2015–2016 | Октябрь |
|
Апрель |
| ||
Май |
| ||
Цит. по: http://ped-kopilka.ru/blogs/svetlana-nikolaevna-evdokimenko/plan-samobrazovanija-pedagoga.html |
Таблица: пример плана «Развитие творческих способностей дошкольников в условиях коллективной деятельности»
Автор | Никологорская Е.А., воспитатель МБДОУ №40 детский сад «Колокольчик», п. Фряново, Московская область | |||
№п/п | Содержание работы | Сроки выполнения | Примечания (заполняется в процессе реализации плана) | Возникающие трудности и вопросы по ходу реализации этапа (заполняется в процессе реализации плана) |
Теоретический этап | ||||
1 | Изучение методической литературы по данной проблеме. | В течение года | ||
2 | Изучение статей в журналах:
| В течение года | ||
Практический этап | ||||
3 | Изучение опыта педагогов ДОУ. | Сентябрь | ||
4 | Изучение методик о технологии в интернете. | В течение года | ||
5 | Консультации для родителей. | В течение года | ||
6 | Консультация. | Ноябрь | ||
7 | Видеофильм «Коллективная деятельность в НОД». | Декабрь | ||
8 | Участие в конкурсах и выставках различного уровня. | В течение года | ||
9 | Презентация «Детский коллектив — вместе весело шагать». | Февраль | ||
Подведение итогов | ||||
10 | Презентация «Когда мы едины — мы непобедимы». | Март | ||
11 |
| Апрель | ||
12 |
| Май | ||
13 | Планирование деятельности и перспектив развития. | Июнь-август | ||
14 | Самоанализ и самооценка НОД в своей группе. | В течение года |
Видео: отчёт о работе по самообразованию воспитателя старшей группы
Особенности работы по самообразованию педагогов узкой специализации
Музыкальный руководитель, занимающийся развитием творческих способностей детей, инструктор по физическому воспитанию, в ведении которого находится арсенал методов и приёмов для физического развития малышей, логопед, сосредотачивающий свою деятельность на устранении нарушений в речи маленьких подопечных, учитель-дефектолог, работающий с детьми с отклонениями в психическом и физическом развитии — эти специалисты также, согласно ФГОС, разрабатывают тему по самообразованию. При этом отдельно рекомендованного списка для них нет.
Работа строится на основании общего перечня тем, но каждый из специалистов дополняет вопрос направленностью по своему профилю. Например, если вопрос по самообразованию звучит как «Использование здоровьесберегающих технологий в первой младшей (второй младшей, средней, старшей) группе», то музработник может переформулировать её так: «Музыкально-творческая деятельность оздоровительной направленности». Кроме того, целевой компонент работы будет немного дополняться: так, для учителя-дефектолога на первом месте будет задача выбора методов и приёмов коррекции выявленных нарушений в развитии ребёнка, а также просветительская работа с родителями.
Определением тем занимаются методисты объединения педагогов конкретного профиля. Что касается составления программы, плана, предоставления отчётности — требования для всех педагогов ДОУ едины.
Это интересно. Карла Орфа — немецкий композитор и музыкальный педагог ХХ в. Его технологии основаны на том, что главная задача музыки — раскрепостить индивидуально-творческие силы ребёнка, развить его природную музыкальность, в том числе и через элементарное музицирование.
Таблица: темы и цели самообразования музработника, инструктора по физическому воспитанию, логопеда и учителя-дефектолога
Специалист | Примерная тематика работ | Цели |
Музыкальный работник |
|
|
Инструктор по физическому воспитанию |
| Цели самообразования инструктора по физическому воспитанию соотносятся с Федеральными государственными требованиями (ФГТ), основной принцип которых — интеграция образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».
|
Логопед |
| Акцент работы логопеда делается на вовлечение родителей в процесс коррекции нарушений в работе речевого аппарат ребёнка.
|
Педагог-дефектолог |
|
|
Примеры планов по самообразованию узких специалистов
При составлении индивидуальных маршрутов самообразования узкие специалисты могут рассматривать тему в рамках её реализации в работе с детьми разного возраста одновременно.
Таблица: фрагмент плана по самообразованию музыкального руководителя
Автор | Вырвина Е.А., музыкальный руководитель МКДОУ «Светлячок», р. п. Юрты, Тайшетский район, Иркутской области | ||
Тема | «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и эмоционально-познавательной сферы через различные виды музыкальной деятельности» | ||
Месяц | Содержание работы | Форма работы | Практические результаты |
Сентябрь |
|
|
|
Октябрь | «Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства» — информационно-аналитическая деятельность. | Изучить литературу: «Одарённый ребёнок» / под ред. О.М. Дьяченко — Москва, 1997. | Консультация для педагогов. |
Апрель |
|
|
|
Май |
|
|
|
Таблица: фрагмент плана по самообразованию инструктора по физическому воспитанию
Автор | Куракова Н.В., инструктор по физическому воспитанию МКДОУ ДС №23 «Гуси-лебеди», г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО | ||
Тема | «Развитие двигательной сферы и проявление в ней эмоциональных состояний» | ||
Месяц | Форма работы | ||
с детьми | с педагогами | с родителями | |
| Участие в четвёртой городской Спартакиаде среди дошкольных учреждений «Золотая осень». | Консультация о развитии двигательной сферы. | Подготовка детей к соревнованиям. |
Декабрь | ОФП. | Создание карточек-схем фрагментов игры-эстафеты. | Открытый показ физкультурного занятия. |
Январь Февраль |
| Консультация на тему: «Вечное движение: двигательные оздоровительные моменты на занятиях». | Вечер вопросов и ответов, родительские собрания. |
Март Апрель |
|
| Досуговые: семейный клуб «Лебёдушка» (направление «Родительская культура» и «Пресс-центр»). |
Таблица: фрагмент плана по самообразованию учителя-логопеда
Автор | Митракович Л.В., учитель-логопед МБДОУ ДС №4 «Лебёдушка», г. Стрежевой, Томская область | |
Тема | «Кинезиологическая гимнастика как средство, развивающее психологические процессы у детей дошкольного возраста» | |
Месяц | Содержание | Ожидаемый результат |
Октябрь | Подбор литературы по теме | Наличие литературы («Кинезиотерапия речевых расстройств»). |
Ноябрь | Теоретическое изучение методических наработок по теме |
|
Декабрь. Январь | Разработка рекомендаций и консультаций для педагогов и родителей по использованию игр в работе с детьми |
|
Февраль | Практический показ занятий с использованием кинезиологических упражнений для родителей | Познакомить родителей с некоторыми направлениями и приёмами работы. |
Март Апрель | Изготовление дидактического материала | Практическая помощь родителям и педагогам. Наличие дидактического материала. |
Май | Анализ работы по самообразованию | Наличие аналитической справки. |
Таблица: фрагменты плана по самообразованию учителя-дефектолога
Автор | Трофимова А.П., учитель-дефектолог МАДОУДС №13 «Дельфинчик», г. Бор, Нижегородская область |
Тема | «Развитие мелкой моторики у детей группы компенсирующей направленности» |
Этап | Содержание |
Информационно-аналитический | Изучение литературы по теме:
|
Практический | Использование форм совместной и индивидуальной работы с детьми. Методы и приёмы:
|
Отчётность |
|
Самообразование специалиста ДОУ имеет ключевое значение для профессионального становления, а также важно для личностного роста педагога. Только имея представление о перспективных методах и приёмах работы с детьми в той или иной образовательной области, можно успешно реализовать цели воспитания всесторонне развитой, здоровой и творческой личности ребёнка.